Приве-е-ет!!! А вот и я! :biggrin: "Три года не писал(а) двух слов..." Просто дома комп был оккупирован, а на работе "понаставили капканов".
Здорово, что открыли новую темку, мне как раз думалось, что уже пора выделять ее из старых.
Что же касается вибратов, легатов и прочих украшений, то тут, однозначно, хороший вкус состоит не в обилии, а наоборот, в умелом использовании минимального количества.
На ловца и зверь бежит, сегодня попалась на работе любопытная книжка про артистическое перевоплощение у вокалистов. Там, правда, про оперных, но кое-что могут почерпнуть и песенники, да и гитаристам найдется пара зернышек.
Вот, выкладываю отрывочек насчет вокальных амплуа в оперном жанре. Интересно, тем более, что трудно разделить, то ли эти амплуа (а по сути - вокальная трактовка различных персонажей) возникли как следствие неких эмоциональных архетипов. То ли постепенно, со становлением театрального искусства, накопились и проникли в подсознание зрителей определенные штампы. Наверное, и то и другое...
Вуаля!
**************************
Если в современном драматическом театре для актера теперь самое существенное – вопрос внутреннего – психологического – амплуа, внутренних резервов, то в опере преимущественной характеристикой исполнителя, определяющей его сценическое амплуа, остается качество голоса, по-прежнему обуживающее персонажную нишу, сколь бы просторной она ни была, диапазоном звучания, тембром колоритом и фактурой голоса, который может «выразительной одежкой» прикрывать инертность творческого сознания, в конце концов, при всех достоинствах стать для самого артиста штампом, ограничивающим образные и характерные возможности
Как правило, амплуа лирического персонажа соотносится с диапазоном тенора и высокого сопрано, требует «высветленного» тембра, характеризуется умеренным темпом, мажорным ладом, светлыми гармониями, спокойным ритмом; амплуа драматического персонажа свойственны теноровый, баритональный и сопрановый с грудными теплыми «низами» регистры, напряженное вибрато, мажорно-минорные светотени, подвижные темпы, острый ритм; амплуа героя-любовника включает в себя все качества лирического тенора и баритона, требуя к ним широты мелодического дыхания. А вот герой-воитель и гароиня-воительница часто охарактеризованы соответственно басовым и меццо-сопрановым звучанием, мерным ритмом, сдержанным темпом, грудным регистром, мажорным ладом. Враг, естественно, будет выделен композитором посредством минорного лада, дисгармонического звучания, низкого регистра, тревожащих ритмов; фантастический персонаж потребует особого тембра, самых изысканных, необычных музыкальных средств выразительности – прихотливого ритма, зыбкой череды темпов, ломкой или вычурно-пластичной мелодической линии. Но основным, решающим качеством голоса, определяющим амплуа, зачастую творимого, исходя их конкретных, сугубо индивидуальных данных исполнителя (например, контратенор), выступает окраска тембра, неповторимый, как радужка глаза, обертоновый комплекс.
Если рассматривать принадлежность к амплуа в связи с природной голосовой характеристикой, то складывается примерно следующее соответствие голоса и персонажа:
сопрано колоратурное – лирическая героиня (Антонина, Людмила), фантастический персонаж (Шемаханская царица, Снегурочка);
меццо-сопрано – оппозиционный женский образ (Любава, Лаура, Бобылиха), несчастная соперница (Купава), драматическая или трагическая (роковая женщина) героиня (Графиня, Марина Мнишек), любовь земная (Любаша, Весна, Лаура, Элен); мать, няня (Прасковья Ларина, Филиппьевна, Бабуленька), служанка, наперсница (Полина, Амелфа);
контральто – травести, подросток (Ольга Ларина), мальчик (Ваня, Царевич, Федор), юноша (Лель, Ратмир), старуха (Наина);
тенор лирический (лирико-драматический) – лирический герой (Садко, Левко, Вакула, Лыков, Водемон, Князь Гвидон), повеса (Дон Гуан, Анатоль Курагин), несчастный влюбленный (Синодал, Дубровский), мудрец не от мира сего (Берендей, Финн, Звездочет, Юродивый, Платон Каратаев), восточный характер (Индийский Гость);
тенор драматический – романтический характер (Ленский, Германн, Моцарт, Самозванец, Гришка Кутерьма, Алексей);
баритон – герой-любовник (Князь, Онегин, Елецкий, Грязной, Мизгирь, Демон, Князь Болконский), героический характер (Наполеон, Князь Игорь), счастливый соперник (Роберт), европейский характер (Веденецкий гость);
бас – слуга (Лепорелло, Бермята, Полкан), трагический герой (Сусанин, Мельник, Алеко, Кочубей), комический герой (Фарлаф, Варлаам, Додон), воин (Руслан, Кутузов), оппозиционный мужской образ (Пимен, Сальери, Кончак, Галицкий, Еремка, Дон Карлос, Долохов), наперсник, высокий саносник или историческое лицо (Борис Годунов, Иван Грозный, Досифей, Король Рене), внеличностный персонаж (Командор, Голова, Дед Мороз), северный характер (Варяжский гость).