Тедди написал(а):Способность различать интервалы - это гармонический слух. Он не вытекает автоматически из общего музыкального.
Не просто интервалы, а именно гармонические интервалы. Это принципиально. Это действительно существенно другой "слух", чем мелодический. Мелодические же интервалы являются частным случаем мелодии. Просто, из-за того, что это минимальная мелодия, состоящая из единственного шага, её образ чётко запомнить и отличить от других интервалов, конечно, сложнее, чем для более длинных и узнаваемых мелодий или фраз. И узнавание единственного интервала в лицо, в т.ч. в составе большей мелодии, требует некоторой тренировки. Но в основе - тот же мелодический слух.
Тедди написал(а):Кроме звуковысотного слуха есть еще тембральный. Один маститый педагог в инете писал, что у большинства людей превалирует или первый или второй.
Я, кстати, даже хотел об этом упомянуть в предыдущем ответе, но то ли забыл, то ли решил пропустить. А так да, есть такое подозрение, что у некоторых людей вопиющее "отсутствие музыкального слуха" определяется тем, что для них настолько важное значение имеют тембры, что слушая музыку, они замечают почти только их, а не мелодию. А мелодия ими воспринимается скорее как дополнение к тембру. Ну или даже лишь постольку поскольку воспринимаемый тембр инструмента постепенно меняется от высоты звука. На той же форумклассике в темах про абсолютников люди тыщу раз упоминали про таких странных якобы абсолютников, которые, допустим, на скрипке все ноты на слух узнают безошибочно, а, допустим, сыграй им на баяне, на гитаре или на фоно - промажут, причём так хорошо, где-нибудь на четверть октавы, а то и на половину. В особо тяжёлых случаях человек вообще безошибочно узнаёт ноты на слух только на своём личном экземпляре инструмента, а на других, чуть отличающихся по тембру - уже мажет. Или свой или чей-то конкретный голос распознаёт по нотам как якобы абсолютник, а чей-то другой голос - не распознаёт. Т.е. это ситуация, когда человек вообще запоминает и потом узнаёт звук только в комплексе, вместе с тембром, а выделить отдельно и узнавать основной тон не может.
Тедди написал(а):Вот я лично - типичный "тембральник". А у Томана, как мне кажется, с детства хорошо развит именно музыкальный, звуковысотный слух.
Оба утверждения, имхо, неверны. По части мелодического музыкального слуха у нас всё примерно одинаково - т.е. на обычном нормальном уровне для слушателя европейской музыки. Без особой сверхточности, и без особой требовательности к строю. Т.е., например, когда саксофонисты жалуются, что саксофон не строит, или говорят, что какой-то саксофонист лажает по строю (например, я сам - правда, мне такого ещё не говорили, т.к. я ещё ничего не записывал и не выкладывал им - но если запишу и выложу, обязательно скажут), я их просто не понимаю. Я знаю, что лажаю (просто потому, что довольно небольшими движениями можно сделать ого-го какое вибрато, можно вообще лажать практически на полтона от правильной ноты), но мне на это совершенно наплевать, пока я играю отдельно, без какого-либо сопровождения. То же самое на курае - сильно лажаю, не могу не лажать, но не слышу этого.
Тедди написал(а):Я вот долгие годы не слышала небольшой фальши и нестроя гитарных струн (не попадания не в ту ноту, не грубой расстроенности, а именно легкого нестроя). Томан слышит. Зато мне годами же разница в тембрах струн мешала настраивать гитару: я не слышала, какой из похожих звуков немного выше-ниже, если они извлекались на разных струнах.
Вы удивитесь, но я тоже не слышу, и, хоть об стену бейся, не могу понять, который из двух звуков на разных струнах выше, а который ниже. В т.ч. и из-за тембра, но не только. Боюсь, что даже если натянуть на гитару две одноимённые струны, скажем, две первых или две вторых и т.д., и расстроить их между собой центов на 10-15-20, то всё равно я не смогу сказать, которая выше, которая ниже. В строго мелодическом исполнении я такой нестрой, может быть, едва замечу на пределе, но скорее всего и внимания-то не обращу. Ибо мелодический слух у меня такого не ловит - как и на духовых в строго сольном исполнении. В гармоническом же виде - в аккорде или при частичном наложении таких звуков, я буду слышать, что имеет место неприятный, беспокоящий, прямо-таки мутяще-тошнотный гармонический нестрой. Но какая струна ниже - не пойму. Даже в реальном аккорде, где все струны и все ноты разные, я просто услышу тот факт, что вот, есть гармонический нестрой, т.к. он мутит и нервирует - но вот сказать, как говорят многие опытные гитаристы (да хотя бы как alissa или, как ни удивительно, К., при всём его отношении к точности настройки), что вот, такая-то конкретно струна ушла вниз (или вверх), не смогу. Максимум, могу иногда, но и то не гарантированно, угадать, не строят между собой две басовые ноты, или какая-то иная пара (бас с высокой или две высокие - между собой эти варианту уже не отличу).
Т.е. я, когда настраиваю гитару, даже не пытаюсь понять на слух, какая струна выше или ниже. Я просто настраиваю до тех пор, пока гармонически исполняемые совершенные консонансы не перестанут "мутить", т.е. пока на них не исчезнут ощутимые на слух биения.
...Кстати, несколько недель назад я попробовал в звуковом редакторе, исходя из самых примитивных тонов (я предпочитаю для таких целей, по умолчанию, если нет специальных требований, брать за источник пилообразный сигнал) и шумов, создать синтетический звук винтового и реактивного самолётов (винтовой - спокойно пролетающий над головой, а реактивный - скорее как бы дёргающий режимами на рулении или на каком-нибудь сложном заходе). К сожалению, я сейчас на работе, а получившиеся файлы со звуками лежат дома, так что выложить прямо сейчас не могу. Да и некуда - из айфолдера меня в какой-то момент вышибли (точнее, я просто не могу туда войти Фаерфоксом, какая-то, дескать, ошибка, и все имевшиеся файлы протухли, а специально только ради него расчехлять Хромиум... да не пойти ли им самим по адресу со своими глюками). Может, вот на Народ выложу... Или просто в студию притащу послушать. Звуки получились на уровне синтетической икры - ну т.е. понятно, что всё это ненатурально, но понятно, что имелся в виду именно всё-таки самолёт. Так вот интересно: неужели хоть кто-то не услышит разницы?