То были общие соображения. Значит, а теперь - более частные вещи, то, что касается индивидуальных особенностей исполнителя или инструмента.
Автор пишет о пользе игры с листа по сравнению с игрой на память. Но, для начала, для этого необходимо, чтобы с листа была именно игра. В нормальном темпе, без затыков. Во-первых, для этого исполнитель должен свободно читать ноты со скоростью, в несколько раз превышающей скорость игры. И вот тут вылезает, во-первых, тот факт, что автор - человек, отучившийся в муз.школе, потом в училище. И он, очевидно, и вправду читает ноты достаточно быстро, в любой тональности, с любым количеством хроматики, или модуляций, и т.д., распознаёт типы аккордов "на автомате".
Понятно также, что разные инструменты различаются по сложности игры с листа. Одноголосные инструменты на порядок проще просто в силу одноголосности нотного текста. Но и многоголосные инструменты различаются между собой по сложности чтения с листа - в основном из-за аппликатурных соображений. Так вот, с этой точки зрения гитара и баян находятся, пожалуй, на противоположных полюсах. Баян (с 5-рядной клавиатурой, разумеется) имеет абсолютно регулярную клавиатуру, которая позволяет что угодно транспонировать в любую тональность без изменения аппликатуры (в отличие не только от гитары, но и от клавиатур фортепианного типа). Это значит, например, что любой аккорд, встречающийся в нотном тексте, баянист может сразу же, только определив его тип, ассоциировать со вполне определённой аппликатурной формой (единственной!). Интервалы и ступени тоже имеют свой стандартный вид и положение соответственно (точнее, баянист с 5-рядным баяном может просто заранее выбрать для себя, какое расположение считать стандартным, и пользоваться им). На 3-рядной клавиатуре, правда, немножко хуже - там вместо единственного стандартного варианта надо знать по 3 варианта для каждого случая - в зависимости от тональности. Но и это всё равно аппликатурно по крайней мере не сложнее, чем на фортепиано, а где-то сопоставимо, да и как-то вряд ли такой крутой дядька играет в своей обычной практике на 3-рядном баяне, так что некоторые "проблемы индейцев" его просто не беспокоят. Во всяком случае, там, на баяне, всё очень стандартно и эргономично, и это, может быть, самый удобный для игры с листа из многоголосных инструментов.
Гитара же аппликатурно намного сложнее или баяна, и фортепиано. Во-первых, просто банально намного меньше пространства для манёвра: на левой руке работают на выбор нот только 4 пальца, они связаны серьёзными ограничениями по растяжке. Во-вторых, это приходится как-то компенсировать, и используются открытые струны. Используются разные позиции на грифе, коих бесчисленная тьма и бесчисленная тьма вариантов, в какой момент с какой на какую переходить - но при этом практически реализуемыми из-за каких-то ограничений оказываются только 1 или 2 варианта обычно, тогда как все остальные, начинаясь вроде бы правдоподобно, сразу ведут в тупик. Да ещё всё это надо сочетать со вполне определённой аппликатурой правой руки. В общем, гитарист вынужден настолько дофига всего просчитывать, что игра с листа практически нереальна. Если, конечно, речь не идёт об игре чисто одноголосных мелодий, в которых можно довольно произвольно выбирать, где прыгать или переходить со струны на струну. Да ещё если медиатором, так вообще. Но это мы уже уходим от рассмотрения классической гитары.
Можно, конечно, пытаться играть по нотам с расставленной аппликатурой. Из-за того, что каждая нота играется двумя руками, да есть всякие варианты со струнами, полностью обаппликатуренные гитарные ноты крайне тяжело загружены информацией, с точки зрения чтения, по сравнению с теми же фортепианными или баянными. Так что, несмотря на примерно вдвое меньшее количество нот, сложность чтения даже с полностью выписанной аппликатурой - больше. Так что для того, чтобы хоть как-то сыграть с листа, гитаристу требуется гораздо больший уровень опыта в чтении с листа, квалификации и знакомства с гитарной фактурой.
В общем, автор, как баянист, или, допустим, некий пианист - наверное, могут использовать ноты как некое более-менее экстравагантное "народное средство" для того, чтобы занять мысли, пытающиеся сконцентрироваться на чём-то и запугать исполнителя, и заставить его зажаться. Где-то примерно в одном ряду с телевизором или ведением разговора с кем-то. Сам по себе подход, как я уже сказал выше, несколько сомнителен в этой части (при том, что в принципе с основной мыслью-то я согласен, что главное - музыкальность, только вот зачем идти к этому настолько хитроумным обходным путём...), но для гитариста чтение с листа - настолько само по себе тяжёлое мероприятие, что это будет стрельба из пушки по воробьям, и, более того, результат-то будет обратным. Вместо простого и лёгкого "отвлечения сознания", гитарист, играя с листа, как раз-таки получит себе сильнейшую концентрацию внимания на этих чёртовых нотах, на экстренных скоростных раздумьях об аппликатуре и т.д., и, в итоге, будет или тот самый зажим, или, в лучшем случае, вся музыкальная сторона дела пойдёт насмарку. То же самое (хотя в менее суровом варианте), вероятно, будет даже и с баянистом, если это такой же любитель, как мы, и не настолько силён в чтении нот как таковом, как человек из училища. Так что момент насчёт игры с листа - это, имхо, взгляд автора сугубо со своей колокольни, и не надо его воспринимать как универсальное руководство к действию или некое как бы тоже универсальное одобрение.