Тедди написал(а):А плотно баловаться с детства родительским пианино была возможность у единиц.
Ирония судьбы в том, что теорию музыки мне мама не объясняла, я именно просто баловался, и я бОльшую часть времени банально не знал, что все соседние клавиши пианино отстоят на одинаковый полутон. И слов-то таких не знал - тон там, полутон. В музыкальном кружке, куда меня пытались водить в возрасте лет 4-5, тоже ничего такого не говорили, а говорили только названия нот. Так что как раз на пианино, сколько бы ни баловался, я тогда как раз ничего не подбирал, и практически не мог этого делать. Я просто не знал, как это делается, не знал, что можно начать от любой клавиши, и нужная нота обязательно найдётся, будь то белая или чёрная клавиша. Если что-то и подбиралось, то чисто случайно в результате того, что случайно сыгрался по белым клавишам узнаваемый кусок чего-то.
Про полутоны и равномерно-темперированный строй я узнал, когда ... в районе уже 3-5-го класса начал писать всякие программы на Бейсике (а тогда у нас и в школе случилось программирование на Бейсике из-за отсутствия учителя труда), но само программирование звука (издаваемого убогой пищалкой, одноголосного) меня тогда не очень интересовало (хотя было некоторое желание попробовать сделать программу, игравшую бы по нажатиям клавиш ноты как раз из чего-то отличного от равномерно-темперированного строя, или равномерные, но не 12-ступенные строи - правда, тогда я совсем ничего не знал по теории, так что не знал, как эти гаммы строить вообще, чтобы получилось что-то осмысленное - и это меня тогда и остановило (если бы не остановило - ну, попробовал бы, наверное, 22- и 24-ступенные равномерные гаммы, а дальше бы ничего не понял и застопорился) ). А интересовало то, что была на компе одна демо-программа, которая просто играла мелодии, и некоторые из них мне понравились, и я хотел оттуда получить ноты, чтобы можно было сыграть на пианино. А для этого пришлось читать документацию от этого болгарского компа "Правец-16" (она была на русском языке), и вот только из этой документации я узнал, что (оказывается ) все полутоны одинаковые, а частоты соотв. нот определяются простым выражением геометрической прогрессии. И что всё можно транспонировать, но просто понадобятся чёрные клавиши. Ну, выписал из той программы ноты (буквами, разумеется), чтоб сыграть эту самую "Сакуру". Но чтоб что-то на фоно подбирать на слух - до этого я так и не дошёл (я ж никакой техникой не владею, поэтому мне эти чёрные клавиши что тогда, что по сей день - мне уж либо играть только на белых, или только на чёрных, другие варианты, хоть иногда и неизбежны, мне очень не нравились), пока как раз не взял в руки гитару. А вот как взял гитару - оказалось, что подбирать мелодию тут гораздо проще. Потому что все лады примерно одинаковые, нет никаких чёрных и белых, и можно начинать с любой ноты.
Тедди написал(а):Интересно, кто видел таких первоклашек, которые не только за 5 минут подбирают любую мелодию (пусть и одноголосную)
Я не говорю про любую. Любую я и сейчас не подберу, бывают, тыкскыть, сложные или плохо запоминающиеся скачки и фигуры. Я говорю о более-менее простых и запоминающихся мелодиях, которые этот первоклашка может запомнить и спеть.
Тедди написал(а):но и уверенно ее транспонируют в процессе подбора ("Ну, ошибёшься с началом мелодии на лад, значит, будет она сыграна на полтона выше или ниже")?
Вот на гитаре-то в чём проблема перенести на лад выше-ниже? На фоно - понятно, там чёрные-белые, сразу вся аппликатура меняется. На какой-нибудь блокфлейте или флейте, или чём ещё подобном - ваще трындец сразу. Но на гитаре-то? Тут же лады для того и поставлены, чтобы всё можно было транспонировать простым смещением. В простом смещении на лад или на два-три есть что-то безумно сложное, даже для первоклашки?
Тедди написал(а):Потому что 90% новобранцев первый раз держат в руках инструмент и мечтают побыстрее "начать играть".
А что такое "начать играть"? В смысле, петь под аккомпанемент из аккордов из сборника или или рукописного/отксеренного блокнота с текстами и аккордами? Это, конечно, особый случай (хотя и встречающийся в 10, если не в 100 раз чаще, чем желающие классики или фингерстайла, или электрушного соло, вместе взятые), но, чего уж там, чтобы не только сыграть эти аккорды, но и спеть под них, нужно обладать музыкальным слухом, а также контролировать свой голос, причём тут это более критично, чем при игре классики. Инструментально-то гитару настроил, и играй себе. А тут петь надо, т.е. всё время голосом в ноту попадать. Так что вот этим 90% как раз требуется куда более серьёзная "подготовка", чем остальному "меньшинству", как это ни парадоксально.
Тедди написал(а):И бросают, как только выясняется, что сходу - вот так как описывает Томан: - сел, подобрал и заиграл - никак не получается.
Бросают, потому, что обнаруживают, что голосом в ноты при пении не попадают. Часто - не потому, что слуха или голоса совсем нет, а потому что аккорды взяты из книжки или блокнота под совсем другой диапазон голоса, не в той тональности, и ему трудно в чужой тональности, на пределе . Всего-то делов транспонировать, в конце концов, есть же каподастр хотя бы - но начинающему-то никто об этом не рассказал, он теории не знает, и для него конкретные аккорды из книжки/блокнота - догма. Или бросают потому, что лень возиться с ногтями, точить там. Или потому что пальцам больно от струн (ведь половине, если не больше, начинающих родители покупают гитару непременно с металлическими струнами, сходу), или потому что там мозоли образуются, а мозоли - это же ужас-ужас-ужас. Или потому что этот первоклашка гитару элементарно разбил. Но чтобы бросить от того, что мелодия (одноголосная, разумеется) не подбирается - не представляю себе такого. Если на самом деле всё настолько плохо с музыкальным слухом, то непонятно, что он дальше-то собирается делать, как вообще музыкой заниматься в любом виде?
Тедди написал(а):Вот-вот. Человек, полагающийся на экстенсивный эмпирический способ обучения с подбором "простых" аккордов мучается годами.
Не совсем так. Дело в том, что про "Пельменную", в отличие от "Душистого плана" (аккорды к которому я снял с рук и запомнил прямо сразу по ходу исполнения в 1998 - а вот текст запомнил, видимо, лишь частично), я вспомнил только в середине 2000-х, т.к. не помнил слов, и узнал только из инета. И упорно пытался искать аккорды из инета же, и просто-напросто обламывался с этим. Т.е. всякий раз находилось что-то кривое и неправильное, и я просто вставал в ступор: с одной стороны, думаю, ну не с потолка же кто-то эти аккорды написал, а с другой, ничего похожего на эту песню под эти аккорды никак не поётся. Ну и бросал до следующей попытки. А тут в деревне... Нет, не оказался без интернета совсем - инет там через телефон уже есть неплохой, вот и сюда на форум заходил оттуда. Но всё же, чтобы подключиться к инету, нужно проделать довольно много телодвижений, уже лень: достать комп, подключить блок питания, пойти в машину, включить там инвертор, включить блок питания компа в розетку, включить телефон с блоком питания в соседнюю розетку, настроить на телефоне wi-fi подключение для компа, вставить в комп wi-fi адаптер, настроить подключение со стороны компа, найти положение телефона, в котором лучше пропускная способность, подключить мышь и т.д. Сам комп маленький и неудобный, времени мало и т.д. В общем, выходить в инет просто лень. Поэтому вместо того, чтобы в очередной раз туда полезть и достать очередное фуфло, я попытался честно подобрать аккорды (исходя из мелодической линии по верхам или по басам). Получилось почти сразу, поскольку это оказались три чуть ли не самых простейших в каком-то смысле аккорда. Не претендую, впрочем, на единственность этого варианта - м.б. можно подобрать и более интересные (более подходящие) аккорды к этой песне...