"Паганини четко и недувусмысленно признавал своими, настоящими, а не приписываемыми ему как слух или молва только маленькую горсточку своих музыкальных произведений. Это две тетради сонат для скрипки и гитары, две тетради квартетов с гитарой, кстати, любопытно, что Паганини гитару всегда возил с собой, у него был особый, ни на что не похожий прием обращаться с этим инструментом, он на нем играл не хуже, чем на скрипке, но никогда не выступал публично как гитарист. Он делал все это для собственного удовольствия, для ощущения гармонии - поскольку много струн, этого нет на скрипке. И, естественно, Паганини не мог не признать своими 24 каприса опус 1 для скрипки соло. Вот это он действительно написал своей рукой от первой ноты до последней. Все остальное - это копии, снятые кем-то другим с того, что люди слышали от Паганини. Не более того."
"Паганини, во всем, что касается самых рискованных моментов виртуозной скрипичной игры, был абсолютно непогрешим. Никто никогда не слышал ни одной его ошибки. И вот здесь одна вещь, которая не давала покоя и при жизни маэстро, не только прессе, не только профессионалам, но и обывателям. И до сих пор многим покоя не дает. Как так могло получиться, что никогда не слышал Паганини занимающимся? Он только выходил и играл. Никто не слышал, чтобы из его комнаты доносились какие-нибудь звуки. Вот чтобы решить эту задачу, вернее разгадать этот секрет, один англичанин (не спешите сразу называть его про себя сумасшедшим) предпринял совершенно удивительную шпионскую одиссею. Он почти год ездил за Паганини во всех его гастрольных поездках, сопровождал его как тень, причем старался брать в гостиницах номера в максимально возможном соседстве с маэстро. Один раз ему достался номер, отделенный от комнаты Паганини буквально одной дверью, то есть в распоряжении шпиона окалазась замочная скважина. Что он увидел? Вернее, что он ожидал увидеть. Были подозрения, что Паганини пользуется для занятий, приватных, смычком, который натерт мылом чтобы никаких звуков скрипка при этом не издавала. Так делал за 100 лет до него итальянский мастер по фамилии Лолли. Но это оказалось неправдой, ни одного намыленного смычка так и не нашли. Что увидел англичанин через замочную скважину - Паганини берет в правую руку смычок, свой собственный, обыкновенный, в левую руку берет скрипку. И в течение менее чем получаса повторяет легко так, непринужденно одни и те же движения левой рукой по грифу. То есть он просто пальцами по струнам походил и таким образом позанимался. После этого спокойно положил смычок и скрипку в футляр и пошел на очередную репетицию, потом на концерт, где все получилось стопроцентно непогрешимо. Вот как занимался Николо Паганини. Увидев это и поделившись своим сенсационным наблюдением с профессором Шотке, который опубликовал первую биографию Паганини в Праге, англичанин, потрясенный, уехал домой.
И еще о секретах, которые далеко не все, даже при самом жгучем желании их увидеть, легко читаются в рукописях и партитурах самого Николо Паганини. Именно об одном, может быть главном секрете Паганини его все время пытался выспросить автор его первой прижизненной биографии - пражский университетский профессор Шотке. Ученики и сам секрет игры на скрипке, который в принципе конечно же не передается, но попытки делались. Известно, что за всю жизнь у Паганини было только двое учеников. Причем один из них вообще был виолончелистом. Скрипку никогда в руках не держал. Его фамилия была Джамбелли, он совершенно не сделал никакой карьеры, не стал никому известным музыкантом, но люди замечали гигантские изменения в качестве и профессионализме его игры на виолончели. Второй ученик Паганини - это его земляк, сын очень состоятельно генуэсского купца по имени Камилло Сивори. Ему в очень раннем возрасте Паганини показал, как он выражался "начатки гамм", после чего Сивори действительно сделал неплохую карьеру и весьма прилично, с большим успехом концертировал по все Европе, причем отмечали, что его игра очень напоминает игру учителя. Занятия эти описываются совершенно неправдоподобным образом. Причем Паганини в этом смысле никакого света на проблему не проливают. Слова-то подлинные. Занятия - это, как правило, два или три дня, это приватные, за плотно закрытыми дверьми, разговоры с учеником, после чего происходят разительные изменения, заметные всем. Люди перестают по-ученически "драть" струны, у них появляется приятный, полный, а главное, в высшей степени естественный звук и невероятная легкость, свобода творческого самовыражения на инструменте. Как это происходит, можно рассуждать бесконечно, но очень важная вещь, которую Паганини действительно говорил профессору Шотке в Праге - он обещал ему, что когда перед смертью он уйдет на покой, оставит концертную деятельность, то сядет и спокойно напишет на бумаге свою методу скрипичной игры. Причем он предупреждал, что это совсем не будет объемистая толстая книга. Все, над чем он думал, все, чему он посвятил годы труда, в принципе, очень легко можно изложить буквально на нескольких страничках. Это слова самого Паганини. Здесь можно вспомнить докторскую диссертацию Альберта Эйнштейна - теорию относительности. Она еще короче. Но стоит именно этой краткости. К сожалению, Паганини не успел предупредить профессора Шотке, что он скоропостижно скончается в Ницце от горловой чахотки в возрасте 58 лет и все обещанное сделать не успеет. Таким образом секрет так и останется неразгаданным. Он не предупредил профессора также и о том, что тело знаменитого маэстро почти два года не смогут предать земле из-за гигантских проблем с католической церковью, что на это уйдут почти все деньги, заработанные Паганини, и еще об очень много Паганини профессора Шотке предупредить не успел. Но может оно и к лучшему."
Артем Варгафтик.