http://www.brainin.org/Method/Graphics and ear training_RU.htm
Следуя А. Хундеггер[6], все повышенные ступени мы оканчиваем на «i», пониженные – на «u». В то же время статистические исследования синестетических связей между цветами спектра и гласными фонемами довольно убедительно показывают, что гласные переднего ряда ближе к холодным цветам, а гласные заднего – к тёплым.[7] В предлагаемой же системе получается наоборот. Однако мы решили пренебречь этой корреляцией и вот почему. Гласные переднего ряда требуют большего напряжения артикуляционного аппарата и более естественно коррелируют с восходящими «доминантовыми» тяготениями: единственное малосекундовое сопряжение в гвидоновом гексахорде – «ми-фа» – оказалось поразительно перспективным («Mi et fa sunt tota musica» – Guido d'Arezzo). Таким образом, ассоциативный треугольник «цвет-функция»–«функция-артикуляция»–«артикуляция-цвет» оказался лишённым третьей стороны. Сохранив её, мы бы потеряли более важную «функция-артикуляция».
Хм... Офигеть! Для меня это удивительно. (с точки зрения моего субъективного восприятия). Ибо если с нотами как таковыми (просто как звуками) у меня цветовых ассоциаций, к счастью, нет, как и абсолютного слуха, то вот со звуками речи и с буквами кое-какие есть, как я уже говорил. И если некоторые звуки, особенно согласные, имеют настолько слабые ассоциации, что перевешивает конкретная буква (т.е. фактически начертание), то вот с гласными именно фонемно-цветовые ассоциации практически железные. И как раз в рамках этих ассоциаций у меня самая главная закономерность всегда была, что чем гласная переднеряднее, тем она "теплее" или "краснее". Остальные основные "оси координат" (открытость и лабиализация) никаких закономерностей не имеют, в этом плане там всё случайно. А вот с переднерядностью всё довольно однозначно: ей у меня всегда соответствует добавление красного или оранжевого цвета (и, в одном случае, снятие избыточного голубого). Другое дело, что заднерядные гласные у меня не холодных цветов, а, скажем так, в основном нейтральных. Т.е. холодные цвета вообще не ассоциируются с гласными, кроме "э". Но хотя бы переднерядные ассоциируются выгодным образом. Я как-то был уверен, что на это всё и рассчитано, в том числе. А оказывается, это против статистики даже, и решение принималось так сложно... Ни за что бы не подумал...
Кстати, странно: получается, что в слоге ra гласную отнесли как будто бы к переднерядным, раз она обозначает "верхний" вариант ноты.
...А вот "эстонские" слоги я бы, пожалуй, предпочёл записывать всё-таки латиницей, от греха подальше. А то кириллица как раз вызывает значительно больше нежелательных ассоциаций (как звуковых, так и в т.ч. цветовых), и соотв. создаёт больше путаницы, проще перепутать ноты, в особенности, до, фа и соль. Что я, кстати, на занятии и сделал, совершенно естественно, начав писать кириллицей.
И всё же вот это
Гласные оставлены те же, согласные заменены. Это сделано во избежании путаницы, поскольку в СССР гвидоновы слоги используются как абсолютные.
не кажется достаточно серьёзным основанием. Ну мало ли, кто использует как абсолютные названия. У большинства людей абсолютного слуха нет, и им это всё равно (если только они не пианисты ). Я уж не говорю о том, что во многих случаях люди инструменты настраивают не по камертону, а, например, под свой голос, или под своё субъективное восприятие, и в таком случае говорить о каких-то абсолютных названиях нот вообще мало смысла. Но тем не менее, я могу попробовать обосновать (отчасти на основе полученного на занятии ответа, отчасти просто из общих соображений), почему гвидоновы слоги не стоит (или даже нельзя, невозможно) использовать в такой схеме, несмотря на весь соблазн и даже желание их использовать, и даже на готовность игнорировать абсолютные обозначения. Дело в том, что традиционные слоги завязаны на традицию же, что диатонический лад начинается с разных "нот" в зависимости от того, что это за лад. И это значит, что при смене лада нужно, по идее, полностью переименовывать все ступени, а не пересыпать бемолями или диезами (а если для бемолей уже есть путь замены через букву "у", то для диезов, которые вполне могут возникнуть, если изначальный лад не был натуральным мажором, что делать - просто непонятно). А, например, т.н. мелодический минор фактически сменяет лад каждый раз при смене направления вверх-вниз во втором тетрахорде. Поэтому, чтобы не переименовывать ноты, а также чтобы иметь постоянные названия для таких важнейших ступеней как тоника, доминанта и субдоминанта, приходится отказываться от традиции задавать лад гаммой от разных нот (т.е. например начинать натуральный минор всегда от ля, а дорийский - от ре). А значит, приходится придумать более нейтральные названия, которые бы в меньшей степени "обозначали себя" как якобы основные или альтерированные, ну и вообще не привязанные к этой многовековой традиции смещения тоники по общей гамме (каковая традиция идёт от всё тех же древних греков)...