КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Сольфеджио » Методики и программки по развитию слуха


Методики и программки по развитию слуха

Сообщений 1 страница 50 из 93

1

Вот тут народ обсуждает их действенность...
http://www.musicforums.ru/theory/browse … ;apag=last
есть Методика развития абсолютного слуха Девида Берджа и  методика Бережанского
Они по разному строятся. Первого, говорят, можно скачать в Муле, ну а второго надо покупать...
Мы тут не будем вдаваться в полемику- а не болтовня ли все, а зачем этот АС нужен, что сольф-о полезнее...
Прямо скажем, что наш слух, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и сольф-о раз в неделю - это не занятия с погружением, а просто неплохая добавка к нашему любительскому музицированию...И честно говоря, решиться прибавить еще и дом.занятия по разв. слуха нам мешает просто...лень. Народ, который регулярно занимается, пишет, что прогресс явственно виден! А в нашем случае, если слух просто обострится, уже приятно! :grin:

0

2

А вот и ссылочка на торрент  :biggrin:   -
Аудио-курс формирования и развития абсолютного музыкального слуха - Автор: Бережанский П.Н. (часть 1, 3CD) 217 MB
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=520592
я на всякий случай скачаю...а там поглядим...как там матушка лень  :rolleyes:

0

3

green написал(а):

Прямо скажем, что наш слух, мягко говоря, оставляет желать лучшего

За всю Одессу не буду говорить, а мой - точно. :)

green написал(а):

сольф-о раз в неделю - это не занятия с погружением, а просто неплохая добавка к нашему любительскому музицированию

Совершенно верно. Именно к нашему и именно к любительскому. На большее не хватает ни времени ни сил.
   А когда мы тебя снова увидим на сольфе? Тут уж не торрент, живая и чудесная учительница, и польза вполне реальная.

green написал(а):

И честно говоря, решиться прибавить еще и дом.занятия по разв. слуха нам мешает просто...лень

Кому - что... Студенты и школьники - народ более свободный, они могут себе позволить хобби расширить и углУбить. Или люди вольных профессий. А людям работающим на службе - уже мало времени в сутках остается. Рады бы в рай, да грехи не пускают: работа, дорога, семейные обязанности, занятия на инструменте... Наконец, просто и отдыхать надо время от времени.
   Впрочем, если кто займется, расскажите о результатах.

0

4

alisssa  спасибо за ссылочку, тоже себе скачала. :)

Вот еще один метод развития АС  http://razvitiesluha.ru/

0

5

Курс по развитию слуха Ухогрыз
полная ерудна не помогает.

0

6

Во попался форум, полезный! Форум, правда, посвящен блокфлейте.
Практикум по сольфеджио
http://blf.ru/forum/forumdisplay.php?f=33
И там же - узнавание ступеней лада с помощью игрушки PitchInvasion
http://blf.ru/forum/showthread.php?s=87 … amp;t=1019
забавная, но что-то я не в восторге от нее, не верится в ее серьезность, как то по сравнению с другими прогами на развитие- примитивно, или я ленивая, но пробуйте сами.  :question:

Еще программки по развитию слуха
EarMaster Pro 5 (Программа для тренировки и развития музыкального слуха. Доступны задания по определению интервалов, аккордов и их обращений, ладов и т. п. В программе присутствуют упражнения на чтение ритма, мелодический диктант. Ноты, кроме нотоносца, могут отображаться на клавиатуре фортепиано и гитарном грифе.)
http://classic-guitar.ru/download.php?view.152
FuncEarTrainer (программа проще чем EarMaster Pro на порядок)
http://classic-guitar.ru/download.php?view.157
Аккордеон (проверка нотной грамотности)
Простенькая программка для проверки нотной грамотности. Помогает изучить скрипичный и басовый ключи. Построение трезвучий и их обращений. И многое другое.Есть несколько уровней сложности.
http://classic-guitar.ru/download.php?view.149

0

7

alisssa написал(а):

И там же - узнавание ступеней лада с помощью игрушки PitchInvasionhttp://blf.ru/forum/showthread.php?s=87 … amp;t=1019

Что-то я не поняла, как скачивать. Открывается и всплывает куча всяких левых баннеров. А где включить само скачивание? Нажимаешь название файла - выходит страничка с вложениями хозяйки файлов. Жмешь при нужном  Download - возвращаешься на ту же страницу в баннерами... Хотя по описанию на форуме игра забавная.

0

8

Попробуй так:
http://www.mediafire.com/?m1ejvmwhijs

0

9

И правда, по первой ссылке фигня, а по второй - нромально. Спасибо!

0

10

Попалась тут ссылка на форумклассике, тема была, как научить считать, http://www.forumklassika.ru/showthread. … mp;page=14 там Брайнин о своем методе, вроде раньше что-то слышала про него.
Что выделывают детишки на уроке солф-о :crazy: Вот что делает методика http://www.youtube.com/user/rudi0907/videos Может бросите эту затею с сольф-о, все равно куда нам до них, нам мамонты и на ритм и на слух наехали, я поняла, после того, как поглядела  :D

0

11

alisssa написал(а):

на форумклассике, тема была, как научить считать,

Помню эти разговоры.  :D Лерит там каждый раз при слове "метроном" вскидывается. И Муром это дело не любит. Но у них ситуация другая. Они, по всему видать, педагоги гипердобросовестные и ушлые, которые ученику все сами: и метроном, и пальцестав, и поют и пляшут. :) Если есть педагог, который будет постоянно висеть у тебя над головой, контролируя, то метроном - уже лишнее.
   А девчонки наши, ученицы теперешние, кстати, уже неплохо считают. Тренируются серьезно, вот и схватили суть.
   

alisssa написал(а):

Брайнин о своем методе, вроде раньше что-то слышала про него.
Что выделывают детишки на уроке солф-о  Вот что делает методика

Я глянула первый ролик. И что такого необыкновенного они делают? Воспроизводить мелодии по слуху и подбирать аккорды умеют все, усердно занимавшиеся в обычных музшколах. А некоторые - и от природы. Вон, буржуйские эстрадные и рок композиции раньше энтузиасты на слух снимали и играли. Безо всякого Брайнина. :)
   Я не против Брайнина, если что. Я против упования на чудо-методики, которые приносят результат в одночасье. И у Брайнина нужно заниматься не один год.

0

12

Тедди написал(а):

Я глянула первый ролик. И что такого необыкновенного они делают?

Ты легко угадаешь, повторишь и запишешь сыгранные аккорды? А мелодию из 15-ти нот сходу повторишь, да не чижик-пыжик? А ту же мелодию, только уже гармонизированную, да не на трех аккордах, повторишь сходу? А септ, обращения и прочие аккорды сходу повторишь?
Конечно, я подозреваю, что эти дети - сильно не простые дети,  мальчик на первом ролике небось абсолютник :D. Но мы то с инструментом и с музыкой сколько лет? :D И что? И где?
А на другом ролике они ритмический диктант пишут, я ваще не поняла, что там за мелодия, а они за минуту настрочили правильно, восьмые, шестнадцатые, залигованные шестнадцатые, они это чувствуют на ходу.

А как выглядят абсолютники :D  - http://www.youtube.com/watch?v=u8gCEJ0E … re=related
http://www.youtube.com/watch?NR=1&f … H9STTMdy3o
http://www.youtube.com/watch?v=UD0D5DBc … re=related

0

13

alisssa написал(а):

Ты легко угадаешь, повторишь и запишешь сыгранные аккорды? А мелодию из 15-ти нот сходу повторишь

Нет, конечно. А что, тамошние ученики с десяти уроков что ли все это делают?  [реклама вместо картинки] 
 

alisssa написал(а):

Но мы то с инструментом и с музыкой сколько лет?  И что? И где?

Так мы всерьез не учились тому, что показано в роликах. А автоматически "за голый стаж" ничего не прикладывается.

alisssa написал(а):

А как выглядят абсолютники

Ну и что? :)

0

14

alisssa написал(а):

А на другом ролике они ритмический диктант пишут, я ваще не поняла, что там за мелодия, а они за минуту настрочили правильно, восьмые, шестнадцатые, залигованные шестнадцатые, они это чувствуют на ходу/

Ну, кстати, с ритмом лично я не комплексую: ритм я слышу довольно хорошо, практически с ходу. И практически сразу "думаю" нотами, если выдумываю ритм сам. Другой вопрос, что ритмически можно сыграть небрежно, и такую игру будет записать как диктант труднее, конечно. Плюс память: если тебе играют один раз довольно длинный отрывок, надо его просто тупо запомнить :).

Ну, и есть некоторые ритмические клише, которые кто-то использует часто, а кто-то — редко. Например, при игре восьмушками вдруг появляется такая "развязная" триоль из четвертей (к слову, такие вещи в реале почти всегда играют ритмически небрежно, т.е. неточно). Такие вещи любят в джазе, наверное. Если ты такие триоли толком нигде не играла, понятное дело, это запутает.

0

15

И ещё мысля: ведь детишек на тех видео натаскивают на фоно, а это вполне определённый тембр. Кто знает, может для гитары какой-нибудь все их закреплённые ассоциации рассыпятся на раз :). А электрогитара, с дисторшеном? Там, думаю, можно сразу тушить свет :D.

Отредактировано ПродавшийДушу (2011-12-17 12:22:03)

0

16

ПродавшийДушу написал(а):

И ещё мысля: ведь детишек на тех видео натаскивают на фоно, а это вполне определённый тембр. Кто знает, может для гитары какой-нибудь все их закреплённые ассоциации рассыпятся на раз . А электрогитара, с дисторшеном? Там, думаю, можно сразу тушить свет .

Ну, на сольфеджио ведь учат не мастерству игры на инструмента, а основам основ. "Кубикам", из которых строится музыка. :) Что ж за музыкант будет, который на своем инструменте слышит и понимает, а звуки другого тембра приводят его в тупик?
   Фортепиано, кстати в нормальных учебных заведениях - второй инструмент для всех специальностей. И сольф везде идет под фортепиано, так на первых шагах нагляднее и опнятнее.

0

17

Тедди написал(а):

alisssa написал(а):

    А как выглядят абсолютники

Ну и что? :)

Всегда приятно посмотреть на чудеса природы. Разве тебе нет?

ПродавшийДушу написал(а):

Плюс память: если тебе играют один раз довольно длинный отрывок, надо его просто тупо запомнить

Они там по методике Брайнина запоминают. Цитирую его с форумклассики http://www.forumklassika.ru/showthread. … post840214

Модели, на основании которых можно получить более 2000 ритмических оборотов только в двудольных размерах (2/4, 6/8, комментарий на английском) и намного больше в других размерах:
http://brainin.org/Method/Rhythmic_Patterns.pdf
Артикуляционные рефлексы, нарабатываемые на этих моделях, не требуют непременного проговаривания всех возможных комбинаций, которые распознаются подсознательно.
Здесь можно посмотреть, как это работает: http://www.youtube.com/watch?v=D6VfkdgtT5E

чтоб не качать пдф, вот одна страничка, принцип понятен.

http://s09.radikal.ru/i182/1112/94/fc72f524a144t.jpg

0

18

alisssa написал(а):

Они там по методике Брайнина запоминают... чтоб не качать пдф, вот одна страничка, принцип понятен.

Принцип - в обозначении длительностей междометиями "динь-динь", "ди-ли-ди-ли"?
    Если ты вникла в подробности, то может мы попробуем у себя потренироваться немного под твоим руководством?

0

19

Тедди написал(а):

Если ты вникла в подробности, то может мы попробуем у себя потренироваться немного под твоим руководством?

Ну куда уж мне, не вникала, просто поглядела, приглашайте самого Брайнина :D

0

20

alisssa написал(а):

Ну куда уж мне, не вникала, просто поглядела

Откуда же ты знаешь, что его система превосходит все остальные? И наша сольфеджистка точно слабее? Только по рекламному посту и роликам? Так в рекламе и не такое показывают. :)

alisssa написал(а):

приглашайте самого Брайнина

А где спонсора взять?  :D Спонсора-то где?

0

21

alisssa написал(а):

приглашайте самого Брайнина

Нет нужды приглашать Брайнина, если Вы в Москве. Там есть центр Брайнина, где преподаёт его дочь. См. http://moscow.brainin.org

0

22

Тедди написал(а):

Только по рекламному посту и роликам? Так в рекламе и не такое показывают

Я есть автор этих видео. http://www.youtube.com/user/rudi0907/videos
Я их снимал и размещал на youtube. Я работаю учителем в Musikschule Brainin в Ганновере и сам учился у Валерия Борисовича Брайнина (и сейчас учусь). Эти отрывки взяты из реальных уроков, а не из постановок для рекламы.

В нашем архиве есть видеозаписи сотен уроков от ВБ за несколько лет. Из уроков я выбирал такие фрагменты, которые иллюстрируют такую или другую форму работы. Как фрагменты должны были быть короткие, тогда я выбирал не черновую работу, но тестовую.

Дети на этих видео не специально отобранные, но обыкновенные (в нашу школу принимаются все). Мальчик, который Вас мог особенно впечатлять, занимался у ВБ один год, но интенсивно (на видео ему 6 лет). Он не был "абсолютник". У нас есть видео, на котором этот мальчик после 6 месяцев занятий не может подобрать песню "Зайчик" из трёх нот. Зато потом его развитие было очень быстрым. Другие дети на видео занимались в обыкновенной группе 3-4 года.

ВБ умеет исправлять проблемы со слухом у взрослых в течение одного часа. И всякий другой учитель может это сделать, если будет проходить соответственное обучение. ВБ несколько раз давал семинары в Москве для учителей и студентов в различных высших учебных заведениях. Вы тоже могли посещать эти семинары, они были доступны для всех.

0

23

Спасибо, Rudi. Сразу поясню, что против Брайнина и его школы ничего не имела. Наши споры с Алисой - давняя девичья традиция. :D
   Сейчас, когда студия Торопова лишилась помещения для занятий, возможно, кое-кто из наших и уделит центру Брайнина больше внимания.

Rudi написал(а):

ВБ умеет исправлять проблемы со слухом у взрослых в течение одного часа.

Эх! Если б раньше знать, когда мой слух еще не вылез из-под плинтуса. Можно было бы поставить смелый эксперимент... :)

0

24

Тедди написал(а):

Эх! Если б раньше знать, когда мой слух еще не вылез из-под плинтуса. Можно было бы поставить смелый эксперимент...

Я думаю, что поставить эксперимент ещё не поздно, поскольку, скорее всего, Вы не догадываетесь о перспективных возможностях Вашего слуха. Вопрос, однако же, в том, что кто будет этот эксперимент поставить? Кроме Агаты Валерьевны Брайнин делать это в Москве некому, как мне кажется.

0

25

Любопытно, конечно, что радикального можно сделать за час. Ну кроме как слегка снять зажатость и страх неведомого у начинающих. :)
   Стоимость занятий я на вашем сайте нашла: 500 с хвостиком за индивидуальное, 600 с чем-то за групповое. Поскольку цены указаны в евро, то интересно, вы каждый раз пересчитываете по текущему курсу?
   К сожалению, не нашла на сайте информации о московском адресе и часах работы центра Брайнина. А также о возрастных категориях: работаете ли вы со взрослыми, занимающимися музыкой непрофессионально?

0

26

Тедди написал(а):

Любопытно, конечно, что радикального можно сделать за час.

За час можно научить Вас сразу называть любую сыгранную на клавире ноту (либо находить её на клавире). Этот эффект сохранится, если Вы соответствующие упражнения будете выполнять регулярно. Такое упражнение показано на видео Ear Training "in colors"-3. Я так думаю, что этот эксперимент может показать всякий учитель, который обучался методе Брайнина (но без учителя не получится). Я видел на семинарах у ВБ как он решал эту проблему даже за 15 минут. ВБ спрашивал, у кого есть проблемы, которые ВБ обещает решить здесь и сейчас. Всегда был участник семинара (обыкновенно студент профессионального учебного заведения), который не стеснялся показывать другим, что он нехорошо слышит. Он выходил из зала и не мог правильно определить ноту после того, как ему сообщалась нота для ориентира. А через небольшое время уже мог сразу определять любую ноту. Это не абсолютный слух, но умение эффективно пользоваться относительным слухом.

Тедди написал(а):

Стоимость занятий я на вашем сайте нашла: 500 с хвостиком за индивидуальное, 600 с чем-то за групповое. Поскольку цены указаны в евро, то интересно, вы каждый раз пересчитываете по текущему курсу?

Я не связан с московским центром Брайнина и не знаю их ценовую политику. Я работаю в Ганновере. Я писал Вам про московский центр не для рекламы, но как информацию, что система Брайнина есть в Москве тоже.

Тедди написал(а):

К сожалению, не нашла на сайте информации о московском адресе и часах работы центра Брайнина. А также о возрастных категориях: работаете ли вы со взрослыми, занимающимися музыкой непрофессионально?

Я не смотрел этот сайт, но там должен быть какой-то контакт (иначе зачем сайт?), я давал Вам веб-адрес, поскольку он есть на нашем ганноверском сайте http://brainin.org.

У нас в Ганновере занятия с взрослыми делает только ВБ как подготовку к поступлению в Musikhochschule. За два-три года он готовит всякого, кто никогда не делал сольфеджио (Gehörbildung) и не умеет хорошо играть на инструменте, к вступительному экзамену с гарантией, что экзамен по Gehörbildung будет сдаваться успешно (правда, он говорит, что требования в западную консерваторию ниже, чем в русскую - я никогда не учился в бывшем СССР и поэтому не могу знать, насколько требования в Германии ниже). Если такой человек уже хорошо играет на каком-то инструменте, тогда бывает достаточно пару месяцев затрачивать на подготовку. Но эти занятия у ВБ действительно дорогие, даже для Германии.

0

27

Rudi, спасибо за подробную информацию. Переношу наш разговор в более подходящую ветку, чтобы не раздувать оффтопом прежнюю.

Rudi написал(а):

За час можно научить Вас сразу называть любую сыгранную на клавире ноту (либо находить её на клавире). Этот эффект сохранится, если Вы соответствующие упражнения будете выполнять регулярно. Такое упражнение показано на видео Ear Training "in colors"-3. Я так думаю, что этот эксперимент может показать всякий учитель, который обучался методе Брайнина (но без учителя не получится).

Понятно. Думаю. что я предположила верно: это именно эффектный фокус на то, чтобы снять страх перед опознаванием звуков. Под словом фокус ничего плохого в виду не имею. :)
   Понятно, что дальше следуют долгие и упорные занятия.
   И еще одна проблема бывает со слухом. На фортепиано звуки различаются очень явственно. А вот, например, на гитаре звуки разных струн отличаются не только по высоте, но и по тембру, это затрудняет распознавание еще сильнее. Когда я начинала заниматься гитарой, я совершенно не могла опознать в сравнении два звука: гитарный и другого инструмента (дудочки или фортепиано).

    Из нас форумчан никто не готовится к поступлению в музыкальные учебные заведения. Здесь собрались любители, занимающиеся музыкой как хобби, ради одного интереса.

0

28

Тедди написал(а):

Думаю. что я предположила верно: это именно эффектный фокус на то, чтобы снять страх перед опознаванием звуков. Под словом фокус ничего плохого в виду не имею.

Я бы назвал это не "эффектный фокус", но "эффективный приём", который даёт немедленный результат. Когда я пришёл к ВБ 20 лет назад, у меня были серьёзные проблемы. Я пришёл по совету моих знакомых, которые уже у него учились. Я пришёл с большим скептицизмом, поскольку до этого уже несколько лет занимался у одного известного профессора, но результата не было, и я думал, что неспособный к музыке. Но как я очень любил музыку, тогда хотел попробовать ещё что-то. Именно полученный у ВБ немедленный результат дал мне уверенность, что надо продолжать. Я остался у ВБ и через несколько лет начал преподавать в его школе. Однако и сейчас один раз в неделю собираются учители (также через скайп), и ВБ занимается с нами, но уже, конечно, другими вещами.

0

29

Rudi написал(а):

Я бы назвал это не "эффектный фокус", но "эффективный приём", который даёт немедленный результат.

Если соблюсти политкорректность (:D), то "прием", вы правы. А по сути я имела в виду под фокусом то же, что и вы - такой артистический трюк, который производит впечатление на робкого новобранца, увлекает его и позволяет расслабиться и отдаться учебному процессу.
   Не знаю, как с вами занимался тот профессор, но, наверное, он не нашел ключика к вашему сердцу, не сумел пробудить именно творческий интерес. Это дело страшно индивидуальное. "Шустрики" требуют одного подхода, люди более робкие, интраверты или излишне скромные - другого.
   На мой слух очень полезно подействовало пропевание упражнений. Под руководством преподавателя, разумеется. Я мало занималась сольфеджио, так уж получилось, но поняла, что кратчайший путь к уху идет "через рот" :)

0

30

Тедди написал(а):

но поняла, что кратчайший путь к уху идет "через рот"

Это очень точное наблюдение. ВБ говорит, что "орган музыкального слуха - голосовые связки".

0

31

Rudi, спасибо за проявленное внимание к нашему скромному форуму!

Тедди написал(а):

Сейчас, когда студия Торопова лишилась помещения для занятий, возможно, кое-кто из наших и уделит центру Брайнина больше внимания.

Мда, было бы не плохо пристроиться у них под крылышком :D Организуем отделение переростков, страстных любителей музыки :D

0

32

Rudi написал(а):

Это очень точное наблюдение. ВБ говорит, что "орган музыкального слуха - голосовые связки".

Да, это я прочувствовала на себе. Наверное причина простая: звукоподражание - один из самых глубоких инстинктов. Именно благодаря способности подражать звукам, издаваемым другими существами, бессмысленые еще младенцы овладевают необходимыми навыками речи. И кое-кто из педагогов, кстати, отмечал, что ученики гораздо легче повторяют спетое голосом, чем пропевают сыгранное на инструменте.

alisssa написал(а):

Мда, было бы не плохо пристроиться у них под крылышком  Организуем отделение переростков, страстных любителей музыки

В качестве группы великовозрастных учеников сольфеджио или в каком-то еще? Ты присоединишься? Написала же - "организуЕМ"...

0

33

Тедди написал(а):

Да, это я прочувствовала на себе. Наверное причина простая: звукоподражание - один из самых глубоких инстинктов.

Не совсем так. Ухо есть приёмник звуковой информации, однако это есть условие не только недостаточное, но даже не необходимое. Не только Beethoven был глухой, но также Johann Mattheson, Bedrich Smetana, Gabriel Faure и другие не такие известные композиторы. Сигнал в мозг посылают голосовые связки, даже когда Вы не поёте, но только воображаете пение. Известно, что такие люди, которые имеют повреждения голосовых связок от рождения, не могут адекватно реагировать на музыку, поскольку воспринимают её исключительно как ритм и тембр, но не интонацию. Интонация (in Ton) значит, что Вы включаете себя "в тон", который либо слышите, либо воображаете, и это включение есть сознательное или подсознательное "подпевание". У русского психолога Леонтьева есть исследование, которое показывает, что голосовые связки работают также когда человек молчит и что именно эта работа связок отвечает за распознавание интонации, то есть отвечает за релятивный музыкальный слух (механизм абсолютного слуха другой и от музыки далёкий).

0

34

alisssa написал(а):

Rudi, спасибо за проявленное внимание к нашему скромному форуму!

Я попадал на Ваш форум, когда смотрел в гугл на "методику Брайнина", поскольку я собираю биографический материал о ВБ и писал в Википедии русскую и немецкую статьи про него. Через много лет обучения у ВБ и работы с ним я полагаю, что ничего нет более эффективного и универсального для развития музыкального интеллекта (как ВБ называет его курс). Это действительно система, в которой все элементы держатся один за другого.

Цель курса в действительности не есть воспитание профессионального производителя музыки (это может быть как побочный эффект), но воспитание квалифицированного слушателя, консумента, который будет этот продукт употреблять. По такой причине я проявляю внимание к Вашему форуму. Музыкантов сегодня есть больше, чем необходимо для существующей аудитории. Именно что аудитории недостаточно много для существующих музыкантов. Поэтому такие люди как Вы для существования музыки "в большом стиле" (по-немецки E-Musik, то есть ernste Musik: http://de.wikipedia.org/wiki/E-,_U-_und_F-Musik) важнее, чем сочинители и исполнители.

Адекватных учителей, к сожалению, недостаточно есть для таких как Вы. Не знаю, как в России, но в Германии это так. Ваш учитель делает важное дело, очень огорчительно, что его студия лишилась помещения для занятий. Попробуйте находить контакт с дочерью ВБ, может быть у неё есть возможность помогать с помещением?

alisssa написал(а):

Организуем отделение переростков, страстных любителей музыки

Не могу знать наверное, но мне кажется, что такой проект возможный.

0

35

Rudi написал(а):

Не совсем так. Ухо есть приёмник звуковой информации, однако это есть условие не только недостаточное, но даже не необходимое.

Все-таки - необходимое. :) Звуки издаются именно для восприятия на слух. Для глухих от рождения или с раннего возраста звуки не существуют. Так же, как, например, ультрафиолетовые лучи, которые не воспринимает наш глаз, остаются для нас только ст информацией, строчкой текста в учебнике физики.

Rudi написал(а):

Не только Beethoven был глухой, но также Johann Mattheson, Bedrich Smetana, Gabriel Faure и другие не такие известные композиторы.

Обывательские легенды о глухих композиторах сильно преувеличивают. Сметана и Форе потеряли слух в старости и прекратили работу. Маттезон - тоже в зрелом возрасте, уже после сорока лет. Бетховен остается единственным и непревзойденным феноменом в истории музыки, сумев продолжить активную композиторскую работу глухим. Впрочем и он оглох около 30 лет, будучи уже высококвалифицированным музыкантом и великим гением. Так что писать музыку мог благодаря высокоразвитому внутреннему слуху и огромным знаниям.
   Рядовым же людям и негениальным музыкантам - увы! - без внешнего слуха никак не обойтись. А уж научиться с нуля, будучи глухим, и вовсе невозможно.
   Я все же настаиваю именно на инстинктивности связи голос-слух. Если бы не этот инстинкт, то детеныши не могли бы научиться воспроизводить нужные звуковые сигналы совершенно бессознательно, еще не понимая - как и для чего это нужно. Просто подражая взрослым.

Rudi написал(а):

релятивный музыкальный слух

Наверное, имеется в виду то, что принято называть относительным слухом?

Rudi написал(а):

Адекватных учителей, к сожалению, недостаточно есть для таких как Вы. Не знаю, как в России, но в Германии это так.

Верно! В любой стране, по любой науке есть учителя хорошие и плохие. Занимаясь у плохого, ученик не любит предмета, а то и боится его. Хороший учитель в моем представлении - тот, кто учит, прежде всего, пониманию предмета и своих действий.

Rudi написал(а):

воспитание квалифицированного слушателя, ... который будет этот продукт употреблять. ... Музыкантов сегодня есть больше, чем необходимо для существующей аудитории. Именно что аудитории недостаточно много для существующих музыкантов.

Совершенно согласна! Если к музыкантам-исполнителям причислить всех любителей, занимающихся музыкой непрофессионально, то количество выйдет несообразное. :) Я тоже считаю, что главная задача и главный результат любительских (как хобби) занятий музыкой  - воспитание квалифицированного слушателя.

0

36

Тедди написал(а):

А уж научиться с нуля, будучи глухим, и вовсе невозможно.

Это может быть так, хотя я знаю про обучение музыке глухих с рождения (через восприятие вибраций), их научивали играть на музыкальных инструментах. Известный барабанщик Sean Forbes не есть самый убедительный пример так же как Evelyn Glennie, которая научилась "слышать" частями тела и тоже играет на ударных. Однако были такие, которые умели играть на клавире. Например как изрядная пианистка Eliza Bell, мать изобретателя телефона. А также, как рассказывал мой учитель музыкальной физиологии в консерватории,  жена Белла Mabel, которая полностью была глухая уже в пять лет (фольклор говорит, что Белл изобретал аппарат, чтобы помогать жене "слышать" музыку через вибрации электромагнитной мембраны, и как результат он изобрёл телефон).

Тедди написал(а):

Сметана и Форе потеряли слух в старости и прекратили работу. Маттезон - тоже в зрелом возрасте, уже после сорока лет. Бетховен остается единственным и непревзойденным феноменом в истории музыки, сумев продолжить активную композиторскую работу глухим. Впрочем и он оглох около 30 лет, будучи уже высококвалифицированным музыкантом и великим гением.

Есть много примеров современных музыкантов, которые потеряли слух в детстве. Оперная певица Janine Roebuck родилась почти глухой, однако что-то могла слышать до 11 лет, после которых стала глухая окончательно. Хотя действительно все примеры глухих композиторов, которые я знаю, показывают на потерю слуха, когда они были взрослые (также William Boyce, Danny Elfman).

0

37

Тедди написал(а):

Наверное, имеется в виду то, что принято называть относительным слухом?

Вы правы. Я не написал, что русский язык для меня не родной, поэтому я могу неправильно писать. Спасибо за исправление. Я не помню от ВБ такое выражение как "относительный слух" (хотя мог не обратить внимание), но он часто говорит "функциональный слух" и особенно часто "прогнозирующий". Абсолютный слух он называет "регистрирующий".

0

38

Rudi написал(а):

хотя я знаю про обучение музыке глухих с рождения (через восприятие вибраций),

Я тоже слышала о некоторых подобных случаях. Но это все же исключения. В Советском Союзе когда-то стала специалистом по психологии Ольга Скороходова, слепоглухонемая. http://de.wikipedia.org/wiki/Olga_Iwanowna_Skorochodowa В своей книге она писала, что пытается воспринимать музыку через вибрацию трости, прислоненной к грудине. И Бетховен, как пишут, пользовался палочкой, касающейся рояля.
   Впрочем несколько удачных случаев из миллионов - это те исключения, которые, как говорится, "только подтверждают правило". Люди, преодолевшие тяжкий недуг, сделали это благодаря выдающимся способностям и редкому трудолюбию.
   

Rudi написал(а):

Danny Elfman

Ну надо же! Даже Эльфман! Автор музыки к моему любимому мультфильму. Жаль. Хотя, в Википедии написано, что и он пожаловался на потерю слуха только в 2007. А до этого много успел сделать.

Rudi написал(а):

Я не написал, что русский язык для меня не родной, поэтому я могу неправильно писать.

Я догадалась. :) Но вы замечательно пишете по-русски, примите мои поздравления! Со вполне простительными небольшими стилистическими погрешностями.

Rudi написал(а):

Я не помню от ВБ такое выражение как "относительный слух"

В Яндексе мне попалось выражение "релятивный слух" именно со ссылкой на Брайнина. Не знаю, почему он так говорит. Может от привычки, приобретенной за границей. Это большая проблема, как говорят музыканты, - несоответствие терминологии в разных языках. Иногда даже не удается найти подходящего эквивалента для нужного музыкального термина.
  Хотя иногда у нас некоторые употребляют иностранные слова вместо русских, чтобы речь звучала "умнее".  :D Человек слаб!

0

39

Тедди написал(а):

В Яндексе мне попалось выражение "релятивный слух" именно со ссылкой на Брайнина.

Возможно, что он так говорит по аналогии с "релятивным сольфеджио" и "релятивной сольмизацией", хотя "относительная сольмизация" в Гугл встречается больше (но на "относительное сольфеджио" есть только одна ссылка).

Тедди написал(а):

Хотя иногда у нас некоторые употребляют иностранные слова вместо русских, чтобы речь звучала "умнее".

Это определённо нельзя сказать про ВБ.

Отредактировано Rudi (2012-02-20 02:52:38)

0

40

Тедди написал(а):

И Бетховен, как пишут, пользовался палочкой, касающейся рояля.

Бетховен всё же не был полностью глух. Он перестал слышать звуки через воздух, но те звуки, которые доходили до внутреннего уха, слышал, видимо, достаточно хорошо. Поэтому и помогала эта самая палочка, передававшая звук через плотные среды - с корпуса музыкального инструмента через палочку и далее через челюсть и кости черепа на внутреннее ухо.

Тедди написал(а):

В своей книге она писала, что пытается воспринимать музыку через вибрацию трости, прислоненной к грудине.

А вот с использованием для замены слуха каких-то других органов, отличных от внутреннего уха, есть некоторые проблемы. Ключевое слово - пытается. Ухо "кодирует" информацию о звуке некоторым не очень сложным (по сравнению со зрением или многими другими чувствами), но вполне определённым образом, и именно этот способ кодирования позволяет мозгу адекватно воспринимать музыку. Тактильные органы чувств, хотя физически и способны воспринимать саму вибрацию, не кодируют информацию нужным образом, и она просто теряется, не попадает в мозг. При этом вполне можно тактильно различать всякие ноты в басовом регистре, иметь в этом диапазоне абсолютный слух через тактильный канал, различать консонансы и диссонансы, а также отличать конструкции из трёх нот. Но с обычным музыкальным восприятием всего этого, боюсь, будут неразрешимые проблемы. А верхний регистр и вовсе недоступен. В то же время, современная медицина и техника в принципе позволяют слышать звуки правильным образом и тем, у кого внутреннее ухо вообще не работает или отсутствует, благодаря электронной имитации того "кодирования" звука, которое выполняет внутреннее ухо, и непосредственной передаче такого вида сигнала в мозг.

Тедди написал(а):

Люди, преодолевшие тяжкий недуг, сделали это благодаря выдающимся способностям и редкому трудолюбию.

Так что я всё-таки придерживаюсь мнения, что они сделали это в первую очередь благодаря технической преодолимости, а уж способности и трудолюбие тут на втором месте. У кого не было технической возможности преодолеть - те ничего и не преодолели.

0

41

Тедди написал(а):

Если соблюсти политкорректность (:D), то "прием", вы правы. А по сути я имела в виду под фокусом то же, что и вы - такой артистический трюк, который производит впечатление на робкого новобранца, увлекает его и позволяет расслабиться и отдаться учебному процессу.

Совершенно не думаю, что все дело лишь в психологическом трюке.  Иначе не было бы музыкантов, использующих эту методику, вернее пришлось бы воспитывать не не столько педагогов музыкантов, сколько психологов с муз. образованием и знанием техники гипноза  :D Наверное, в чем состоит положительный результат первого занятия - это показать человеку, что не стоит биться сквозь стекло, как муха в анекдоте, что рядом есть форточка, что возможно музыкально-распознавательные мыслительные процессы направить по какому-то другому, отличному от стандартного заезженного пути, возможно воспользоваться каким-то другими ассоциациями и тд...Ну я могу только предполагать... :rolleyes:

Тедди написал(а):

Не знаю, как с вами занимался тот профессор, но, наверное, он не нашел ключика к вашему сердцу, не сумел пробудить именно творческий интерес. Это дело страшно индивидуальное. "Шустрики" требуют одного подхода, люди более робкие, интроверты или излишне скромные - другого.

В том-то и отличие методики, что ее действие не должно от этого зависеть, по крайней мере уж так сильно.

0

42

Toman написал(а):

Так что я всё-таки придерживаюсь мнения, что они сделали это в первую очередь благодаря технической преодолимости, а уж способности и трудолюбие тут на втором месте. У кого не было технической возможности преодолеть - те ничего и не преодолели.

Естественно, непреодолимые вещи так и останутся при своих. Но чтобы преодолеть преодолимое - нужны способности и воля. Сколько людей даже в благоприятных обстоятельствах остаются "лежать на печи"? Потому что лень, неохота, не больно-то надо напрягаться... Не то, что через палочку слушать или безрукому ногами играть - нормальными руками-то увиливают всячески. И далеко не только в музыке.

alisssa написал(а):

Совершенно не думаю, что все дело лишь в психологическом трюке.  Иначе не было бы музыкантов, использующих эту методику, вернее пришлось бы воспитывать не не столько педагогов музыкантов, сколько психологов с муз. образованием и знанием техники гипноза   Наверное, в чем состоит положительный результат первого занятия - это показать человеку, что не стоит биться сквозь стекло, как муха в анекдоте, что рядом есть форточка, что возможно музыкально-распознавательные мыслительные процессы направить по какому-то другому, отличному от стандартного заезженного пути, возможно воспользоваться каким-то другими ассоциациями и тд...Ну я могу только предполагать...

Гипноз тут совершенно ни при чем. Ты говоришь почти то же, что и я, только другими словами. С одной разницей - пациент не "бьется в форточку". Он закомплексован давними неудачами и боится шевельнуться, проявить хоть какую-то творческую инициативу. "А вдруг у меня опять не получится, лучше уж не стану срамиться..." - именно этот зажим и снимают эффектным жестом. Именно на таких и рассчитан приемчик "за час научу петь, рисовать и пр.".

alisssa написал(а):

В том-то и отличие методики, что ее действие не должно от этого зависеть, по крайней мере уж так сильно.

Методика без человека - это стопка бумажек.  И воплощение ее в жизнь очень зависит от личности. Прикинь сама, будет ли разница в результате у педагога разумного и доброжелательного, у тупого формалиста и у тролля-садиста? Даже если им выдать одни и те же формальные правила. В каждом случае личность найдет дырочку, чтобы вести дело согласно своей сущности.

0

43

Тедди написал(а):

Ты говоришь почти то же, что и я, только другими словами. С одной разницей - пациент не "бьется в форточку". Он закомплексован давними неудачами и боится шевельнуться, проявить хоть какую-то творческую инициативу. "А вдруг у меня опять не получится, лучше уж не стану срамиться..." - именно этот зажим и снимают эффектным жестом. Именно на таких и рассчитан приемчик "за час научу петь, рисовать и пр.".

Да не, я как раз говорю, что именно не это. Снимать зажимы -это работа психотерапевта. Возможно, а то и скорее всего, нам к нему тоже надо http://yoursmileys.ru/msmile/fun/m0124.gif Но здесь суть другая, мы привыкли в своем муз. мышлении идти привычными путями, наступаем на одни и те же грабли, не знаем, как, собственно, выйти из этого круга, а человеку предлагается взглянуть на проблему с другой стороны и услышать с другой стороны. А ребенку вообще легче, у него еще нет своих граблей :D Но не просто психологически с другой стороны, а на это есть именно апробированная методика, с каких сторон возможно докопаться до человеческого слуха, как им можно оперировать. Я как-то так понимаю.
А приемчик "научу за час рисовать" несколько из другой оперы, ну можно преподать парочку приемчиков, типа акварелькой по мокрой бумаге, типа, не боимся, свободно льем краску, а потом по сухому рисуем птичку и - вау!!! у вас целый собственный пейзаж с нуля! вы мастер, смело в рамочку!! Это легкая фигня.

0

44

alisssa написал(а):

Наверное, в чем состоит положительный результат первого занятия - это показать человеку, что не стоит биться сквозь стекло, как муха в анекдоте, что рядом есть форточка, что возможно музыкально-распознавательные мыслительные процессы направить по какому-то другому, отличному от стандартного заезженного пути

Именно что так, очень удачная метафер.

Обыкновенно, чтобы угадывать тон в сравнении с известным, реципиент пробует узнавать интервал. Это работает, когда интервалы меньше октавы (много хуже работает, когда интервалы больше октавы), но известный тон всё-таки скоро забывается и реципиент начинает сравнивать неизвестный тон с последним, который услышал. Погрешности накапливаются и скоро неопытный реципиент начинает делать ошибки.

Подход ВБ такой, что всякий тон закрепляется за некоторой гармонией, а "гармоническое эхо" в тональности запоминается лучше, чем отдельный тон. Благодаря этому "эху" реципиент начинает узнавать тон уже не сопровождаемый гармонией. Как гармонии применяются самые распространённые и в классической музыке и в популярной, тогда реципиент не должен их изучать, он их уже имеет в подсознании. Если Вы смотрите внимательно соответственный видеофрагмент, тогда Вы слышите как гармонии, так последовательность упражнений, которая есть очень важная для эффекта.

Невозможно развивать музыкальный слух в течение одного часа, но возможно научить применять более эффективно такой слух, который уже есть. Это производит впечатление на того, кто пробует в первый раз, и отсюда появляется энтузиазм делать больше.

0

45

Rudi написал(а):

Подход ВБ такой, что всякий тон закрепляется за некоторой гармонией, а "гармоническое эхо" в тональности запоминается лучше, чем отдельный тон. Благодаря этому "эху" реципиент начинает узнавать тон уже не сопровождаемый гармонией. Как гармонии применяются самые распространённые и в классической музыке и в популярной, тогда реципиент не должен их изучать, он их уже имеет в подсознании.

В этом определенно что-то есть, жаль, что мы никогда так не пробовали :rolleyes: А как работает та цветная таблица, что фигурирует на разных видео?

Просто отвлеченные мысли - вот мне всегда было непонятно, мы все более-менее без сильного напряга запоминаем песни, и даже иногда с замысловатой чередой  интервалов, и спустя много лет можем с легкостью достать из памяти. Это когда никто не требует дать определение этим интервалам, нотам :D Но когда дело касается просто нотной последовательности, и даже не просто абстрактной, пусть с некоей мелодией, все, тупик, через три звука не помнишь, а что было в начале :D
Или в голове может крутиться музыка, к примеру, наслушавшись какого-нибудь оркестрового Баха, но поймать за хвост невозможно никак, она живет своей жизнью, не подконтрольной, как будто и не в твоей собственной голове, вдруг включается с каких-то фрагментов, потом они исчезают, появляются другие, потом вдруг переплетаются :D А потом и вовсе все улетучивается...

0

46

alisssa написал(а):

А как работает та цветная таблица, что фигурирует на разных видео?

Valeri Brainin. Employment of Multicultural and Interdisciplinary Ideas in Ear Training (“Microchromatic” Pitch. “Coloured” Pitch). // Proceedings: International Society for Music Education 28th World Conference, Bologna, 2008 (ISBN 9780980456028): http://brainin.org/Method/graphics_ear-training_en.pdf

0

47

Rudi написал(а):

Невозможно развивать музыкальный слух в течение одного часа, но возможно научить применять более эффективно такой слух, который уже есть. Это производит впечатление на того, кто пробует в первый раз, и отсюда появляется энтузиазм делать больше.

Ну да, так и есть!

alisssa написал(а):

Снимать зажимы -это работа психотерапевта.

Это преувеличение, навеянное западными романами и фильмами. :D Кучу зажимов на бытовом уровне снимают педагоги, близкие, друзья, самовоспитание...

Rudi написал(а):

Обыкновенно, чтобы угадывать тон в сравнении с известным, реципиент пробует узнавать интервал.

По-моему, все очень по-разному тут действуют. Я вот, например, не умею сопоставлять звуки. Всегда (и безуспешно) пыталась запомнить звук отдельно взятой ноты. Интервалы и аккорды я тоже плохо разбираю на слух. А при сопоставлении унисонов мне очень мешает разница тембров. Я очень долго категорически не различала, какой из двух близких звуков выше или ниже, если они различались тембрами, как, например, взятые на разных струнах гитары.
   Но если хороший педагог покажет, то, думаю, можно привыкнуть.

Rudi написал(а):

Подход ВБ такой, что всякий тон закрепляется за некоторой гармонией

У каждого педагога тут свои хитрости. Кто-то выстраивает ассоциации с ощущениями, кто-то - с настроением, предметными образами, цветом. Вот я, например, не вижу звуков в цвете. Я их ощущаю, скорее, осязательно, причем не кожей, а где-то внутри себя. Как некие предметы, с формой, размером, фактурой поверхности...

alisssa написал(а):

вот мне всегда было непонятно, мы все более-менее без сильного напряга запоминаем песни, и даже иногда с замысловатой чередой  интервалов, и спустя много лет можем с легкостью достать из памяти. ... Но когда дело касается просто нотной последовательности, и даже не просто абстрактной, пусть с некоей мелодией, все, тупик, через три звука не помнишь, а что было в начале

Хех! Да потому же, почему мы легче запоминаем из речи фразы яркие, наполненные смыслом или эмоциями. И с трудом запоминаем незначащие или неинтересные наборы слов. А песни некоторые за то и пользуются популярностью, что мелодии в них замечательные, берущие за душу и запоминающиеся.
   Между прочим, я, до занятий гитарой и сольфеджио с трудом запоминала мелодии, кроме самых популярных песен. Могла прослушать музыку, попеть ее внутренне с восторгом, но стоило на некоторое время отвлечься - как я не могла больше вспомнить той мелодии, хоть убей.

0

48

Тедди написал(а):

По-моему, все очень по-разному тут действуют. Я вот, например, не умею сопоставлять звуки.

Я имел в виду не начинающих любителей, но обыкновенных студентов, кто не имеет абсолютный слух, однако имеет опыт в распознавании интервалов. Это есть типичное действие сравнивать запомненный звук с новым звуком через интервал, который раньше (до этого задания) запоминался через начало знакомой мелодии. Так делают почти все. Однако же при этом, если предлагается учителем узнавать многие тоны, каждый раз появляется новая тоника, и именно из-за этого накапливаются погрешности.

Идея ВБ в действительности простая и многие учители так делают: тоника есть только первый тон, остальные тоны сравниваются только с ним. Приём ВБ в том, что, когда есть только первый тон, следует помнить не этот тон, но всю гармоническую тональность, тогда остальные тоны узнаются моментально как если бы абсолютный слух имел место. Могу предполагать, что Вас также можно было бы научить такому довольно скоро. Конечно, Вы имеете достаточный музыкальный слух. В обратном случае Вы бы не занимались музыкой.

Тедди написал(а):

У каждого педагога тут свои хитрости. Кто-то выстраивает ассоциации с ощущениями, кто-то - с настроением, предметными образами, цветом. Вот я, например, не вижу звуков в цвете.

Закрепление за звуком "гармонического эха" не есть "хитрость", но приём, который имеет базой реальное существование гомофонической музыки как мелодии и гармонии. Если говорить про "хитрость", то она есть только в том, что временно за каждым из 12 тонов одной "мажорно-минорной" тональности закрепляется одно и только одно "эхо". В живой музыке таких "эхов" при каждом тоне бывает много в зависимости от того, какая гармония сопровождает тон и какая роль у тона в гармонии - или он этой гармонии родной, или чужой, или этот тон ритмически сильный, или слабый.

Цветные ассоциации в музыке есть вообще редкое синестетическое явление. В методе Брайнина цветные ассоциации употребляются только с маленькими детьми и только релятивно, то есть цвет закрепляется не за абсолютной высотой тона, но за функцией тона в таком или другом натуральном модусе (не в гармонической тональности). Более подробно я не могу объяснять. Эти ассоциации не случайные, что Вы можете прочитать в статье, на которую я давал линк. У этих ассоциаций есть замечательные следствия, которые помогают детям не только в их слуховом развитии, но также в объяснении и запоминании многих музыкальных теоретических фактов.

Отредактировано Rudi (2012-02-23 03:41:08)

0

49

Rudi написал(а):

Valeri Brainin. Employment of Multicultural and Interdisciplinary Ideas in Ear Training (“Microchromatic” Pitch. “Coloured” Pitch). // Proceedings: International Society for Music Education 28th World Conference, Bologna, 2008 (ISBN 9780980456028): http://brainin.org/Method/graphics_ear-training_en.pdf

Эх, мое знание английского... :(  Только с электронным переводчиком, а в нем такие заумные статьи особенно убойно выходят :D Может Тедди да Томан перескажут, Томан особенно въедлив, когда дело касается звуковых дебрей :rolleyes:

Rudi написал(а):

Закрепление за звуком "гармонического эха"

Да, например банальный ля минор на гитаре, без которого не обходится практически ни одна блатная песня, ни один этюд Каркасии, Джулиани,  практически всегда узнаваем, разбуди ночью. В нем чаще всего в верхнем голосе ми, первая струна, тоже узнаваема, если так подумать...если пойти дальше...можно че-то придумать.. :rolleyes:

0

50

alisssa написал(а):

Да, например банальный ля минор на гитаре, без которого не обходится практически ни одна блатная песня, ни один этюд Каркасии, Джулиани,  практически всегда узнаваем, разбуди ночью. В нем чаще всего в верхнем голосе ми, первая струна, тоже узнаваема, если так подумать...если пойти дальше...можно че-то придумать..

Это не так, имеется другая идея. Вы не придумаете, надеюсь, что я Вас через такие слова не обижал. Необходимо иметь многие знания и опыт, чтобы такое придумать из себя. Возможно, что Ваш учитель по сольфеджио если посмотрит на клип с ВБ и детьми, будет если захочет перенимать идею, потому что эта идея в клипе вся излагается понятно для профессионального музыканта.

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Сольфеджио » Методики и программки по развитию слуха