КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры на ГИТАРНУЮ тему » Правильные занятия (Идеи и мысли, теоретические опыты)


Правильные занятия (Идеи и мысли, теоретические опыты)

Сообщений 1 страница 50 из 127

1

Это интересно Кто разберется - это всего лишь идея.

Отредактировано Nagekidori (2010-10-30 22:42:29)

0

2

А что там, по ссылке? А то неохота скачивать неизвестный мусор.

0

3

там интересная идея, здесь еще не освещавшаяся в должной мере, на мой взгляд.

0

4

А зачем и кому она нужна, эта идея?

0

5

тому, кто интересуется данной темой - сколько нужно заниматься часов, как делать перерыв в занятиях. почему после длительного перерыва в занятиях возникает феномен инерционного прогресса в развитии пальцевой игры. как заниматься не нужно и почему. что такое циклические занятия, как строить цикл занятий, и до какого предела и скорости нужно играть упражнения на развитие беглости и техничности в исполнении. немного физиологии. это на самом деле загадка для любознательных. идея вынашивалась лет 7 и осталась в такой форме.

0

6

Nagekidori, хорошо бы вам выложить текст прямо на форуме, я имею в виду, в сообщениях. Может быть не все сразу, порциямм. Или хотя бы краткий пересказ. Чтобы можно было тут же обсудить. И в других темах хотелось бы услышать ваше мнение, пообщаться, узнать вас получше.
   Скачивать же неизвестный файл от неизвестного новичка - как-то не вдохновляет. Пусть даже это паранойя, но проявите снисхождение к чужим слабостям. :)

0

7

Nagekidori написал(а):

сколько нужно заниматься часов, как делать перерыв в занятиях. почему после длительного перерыва в занятиях возникает феномен инерционного прогресса в развитии пальцевой игры. как заниматься не нужно и почему. что такое циклические занятия, как строить цикл занятий, и до какого предела и скорости нужно играть упражнения на развитие беглости и техничности в исполнении.

Прочитал. Вот обо всём об этом там как раз и маловато. Можете попытаться прямо ответить именно на эти перечисленные вопросы, по пунктам, прямо здесь, на форуме?

0

8

Суть темы такова - игра на гитаре, как физиологический процесс подчиняется своим законам. Но как же все-таки заниматься? час в неделю достаточно или 6-8 часов в день? До какой степени можно так сказать кипятить нейгаузовский чайник, сидя за инструментом? когда необходимо сделать перерыв, чтобы добиться лучшего результата, ведь отдых и расслабление необходимы.
Эффект от занятий есть и отсроченный. Этот процесс продолжается и два дня и месяц, а может и вовсе прекратиться и не наступать. Нужно ли насиловать пальцы до их полного неповиновения, чтобы развить их? Как вообще движения становятся подконтрольными? Что происходит во время перерыва между занятиями с руками исполнителя?
Понимание о разнице в интенсивности нагрузки - физиологической и психологической ведет напрямую через теорию стресса к занятиям циклическим и разным по степени интенсивности. Грубо говоря, нельзя долгое время заниматься на пределе, нужно чередовать нагрузки.
Есть чтение с листа и игра наизусть - 2 разных метода подготовки репертуара, есть работа над техникой, есть слушание музыки, есть изучение теории, есть работа с текстом - переложения, сочинения, как создание нового репертуара.
чрезмерная работа над техникой приводит только к отрицательным результам.
интуитивно гитаристы приходят к двум более-менее правильным приемам в работе над техникой и в частности развитием именно лучшей беглости, силы, подчинения - 1) заниматься редко, но метко, раз в неделю, месяц, на пределе интенсивности или с повышенной интенсивностью - если перерыв между занятиями достаточно большой, не меньше 1-2 дней (через день) но не больше 3-4 недель, силы и желание заниматься позволяют работать таким методом. нельзя так работать каждый день, исключения бывают, но они скорее подтверждают общее правило, у каждого свои руки 2) заниматься то одним, то другим, чередуя интенсивность. и работа над техникой на пределе здесь только с подготовкой в несколько недель, желательно постепенно прибавляя нагрузку, и самые тяжелые занятия лишь в конце цикла (у студентов подготовка к техническому зачету, к примеру или разучивание виртуозного произведения) . 1 способ назовем "работа до отказа" - термин скорее из физиологии. 2 способ назовем "циклический", упомяну лишь, что и циклы могут быть разными - от 2-3 недель до года и даже 2-3 лет, здесь все индивидуально, причем циклы можно применять к разным областям работы с инструментом накладывать друг на друга, при одном условии - нужно учитывать общую нагрузку.

0

9

Ну, это вроде понятно и выглядит достаточно убедительно :).
Но интерес может представлять только практическая методология, т.е. как именно спланировать свои (своего ученика) занятия?
Допустим, у нас много времени и мы идём по второму варианту. Речь идёт только о работе над техникой, так?
Сразу же вопрос: как определить состояние "на пределе"? Что это за состояние? Например, я гоняю этюд на арпеджио, пытаюсь добиться скорости. Основная нагрузка — на правую руку. Как определить, что всё, хватит на сегодня?

0

10

как происходит работа над этюдом - сперва нужно определить штрихи, приемы, и детально продумать как играть, работа с текстом - аппликатура не только левой, но, что очень важно и часто упускается, правой руки вплоть до каждого пальца. далее идет процесс разучивания - в  предельно медленном темпе, контролируя каждое движение. дальше начинается уже тренировка. состояние отказа пальцев - когда пальцы не подчиняются уже совсем. проще объяснить на игре гаммы до мажор - с постепенным нарастанием темпа от адажио до престо - играть бесконечно вы не сможете, в какой-то момент контроль начнет падать, когда пальцы станут ватными - это и есть отказ пальцев. впрочем, начинают обычно с хроматики - 1234 4321 2341 4123 от 5 лада на всех или сперва пятой струне пальцами im mi ma am, можно и с p. раньше делали так, по крайней мере, некоторые знакомые педагоги. так закрепляются навыки и растет результат. добавлю, что 1) обязательно проигрывание упражнения, этюда, произведения в медленном темпе до и после тренировки пальцев. 2)интенсивнее играть правой рукой значит играть быстро и громко.

0

11

Nagekidori написал(а):

До какой степени можно так сказать кипятить нейгаузовский чайник, сидя за инструментом? когда необходимо сделать перерыв, чтобы добиться лучшего результата

Думаю, что это очень индивидуально. И зависит, во-первых, от целей, которые ставит перед собой учащийся: профессиональная подготовка или хобби. Во-вторых - от степени его физического развития. В-третьих - от особенностей восприятия и усвоения информации.

Nagekidori написал(а):

Нужно ли насиловать пальцы до их полного неповиновения, чтобы развить их?

До полного, наверное, все-таки не нужно. Хотя у каждого свой предел выносливости. Один сдохнет через полчаса, а другому и пять - нипочем.

Nagekidori написал(а):

Что происходит во время перерыва между занятиями с руками исполнителя?

Руки, однозначно теряют определенную долю подвижности и координации. А в голове могут происходить самые разные процессы: от полного забвения до бессознательной переработки информации и ее усвоения. От человека зависит.

Nagekidori написал(а):

Грубо говоря, нельзя долгое время заниматься на пределе, нужно чередовать нагрузки.

На пределе долго нельзя, это верно. Но что вы имеете в виду под чередованием нагрузок? Переключение на другой тип упражнений? Полный отдых?

Nagekidori написал(а):

чрезмерная работа над техникой приводит только к отрицательным результам.

Это верно. Столь же глупое занятие, как качать одну единственную группу мышц.

Nagekidori написал(а):

1) заниматься редко, но метко, раз в неделю, месяц, на пределе интенсивности или с повышенной интенсивностью

Если настолько редко: раз в неделю, а то и месяц, то "метко" уже никак не получится. Раз в неделю можно, допустим, посещать педагога для демонстрации достижений и новой порции заданий и советов. А все остальные дни заниматься самому дома. И то это годится только для любительского уровня.

Nagekidori написал(а):

циклы могут быть разными - от 2-3 недель до года и даже 2-3 лет

Я бы говорила о циклах применительно к работе мозга, но не рук. Руки должны работать регулярно. Все профессионалы: музыканты, спортсмены, танцовщики, кто связан с интенсивной работой тела, говорят в один голос, что длительные перерывы вызывают только деградацию. А вот усвоение ментальной части - да! Может происходить нелинейно, скачкообразно и очень неравномерно. Иная информация проглатывается сразу, а другая, действительно, доходит только через месяцы, а то и годы. Но доходит только при условии регулярной работы, пусть и над другими заданиями.

0

12

Nagekidori написал(а):

как происходит работа над этюдом - сперва нужно определить штрихи, приемы, и детально продумать как играть, работа с текстом - аппликатура не только левой, но, что очень важно и часто упускается, правой руки вплоть до каждого пальца. далее идет процесс разучивания - в  предельно медленном темпе, контролируя каждое движение.

Давайте определимся, кого мы учим: профессионала или любителя. И какого уровня подготовки. Начинающий едва ноты-то разбирает, до штрихов ли ему? А более подготовленный тоже бывают разной кондиции: кто-то с листа читает относительно быстро, другой по нотке разбирает еле-еле. Одному важно определить место и роль каждого пальца, а другой - готов шпарить десятьнот одним пальцем и удивляться критике.

Nagekidori написал(а):

состояние отказа пальцев - когда пальцы не подчиняются уже совсем. проще объяснить на игре гаммы до мажор - с постепенным нарастанием темпа от адажио до престо - играть бесконечно вы не сможете, в какой-то момент контроль начнет падать, когда пальцы станут ватными

Вот ни разу еще не играла до состояния, когда пальцы становятся ватными и перестают подчиняться. Заканчивала занятие, когда просто возникал сильный дискомфорт во всей кисти. А уж играть до изнеможения одно-единственное упражнение - моя голова точно не выдержала бы!

Nagekidori написал(а):

интенсивнее играть правой рукой значит играть быстро и громко.

Да, общая беда многих начинающих - слабый и тихий звук, которого они сами не замечают. Но, надо сказать, что играть внятно, связно и медленно - еще труднее, чем быстро. Отсюда склонность неопытных исполнителей загонять темп.

0

13

можно привести в пример работу над расгеадо - она может начинаться без инструмента - сперва один тройное ami потом eami, без инструмента, по бедру правой ноги или по столу - 4 четких ровных удара. сперва медленно потом быстрее. здесь отказ наступает очень быстро сперва даже в очень медленном темпе. медленные и сверхмедленные темпы - это низкая интенсивность и начала циклов и разминка.

0

14

Nagekidori написал(а):

проще объяснить на игре гаммы до мажор - с постепенным нарастанием темпа от адажио до престо - играть бесконечно вы не сможете, в какой-то момент контроль начнет падать, когда пальцы станут ватными - это и есть отказ пальцев.

А как играть этюд на арпеджио? Просто без перерыва от конца сначала и т.д.?

0

15

Nagekidori написал(а):

можно привести в пример работу над расгеадо... здесь отказ наступает очень быстро сперва даже в очень медленном темпе

Если речь идет о начальном этапе освоения расгеадо или любого другого приема, то тут нужно разделять два типа усталости. Усталость от длительного повторения (сто раз гамму) - одно. А отказ мышц всего через несколько движений - это другое. Второе состояние, это даже не усталость, а защитный механизм от перенапряжения. Ведь с чего начинает большинство? С неумения полноценно расслабляться перед началом нового движения, чередовать напряжение и расслабление. Мы проскребываем расгеадо (или зажимаем аккорд - тоже типичный случай), а затем стараемся сделать новое движение, не расслабив как следует мышцы. И они, сохраняя следы предыдущего напряжения, вынуждены напрячься еще сильнее, потом еще. Эх раз, еще раз, а затем организм просто отказывает храблецу-хозяину в этой функции, чтоб руку не потерять. :)
   Это в любой физической деятельности можно заметить: когда что-то делаешь в нервно-торопливом состоянии, подобное ложное изнеможение может торкать поминутно.
  А всего-то делов: брынькнул, расслабил, и заносишь руку для следующего движения слегка расслабленной, а не сохраняющей остатки прежнего действия. Это не так легко освоить, одначе...

0

16

есть базовая работа - когда решается несколько задач для обеих рук одновременно или в одном упражнении, есть изолированная работа - если цель - правая рука и работает она одинаково весь этюд, то достаточно первый такт выучить иногда.
профессионалы и любители разные бывают, среди профессионалов - педагогов очень много шарлатанов, как оказывается на поверку, людей, всю жизнь занимающихся тем, что превращают искру - детскую или юношескую мечту о владении инструментов - в подготовку музыканта-инвалида, ненавидящего свой инструмент. слово "любитель" тоже часто используют как прикрытие, но это не лучший вариант. лучше стремиться быть мастером своего дела, учиться у мастеров и учить соотвественно учеников. ни один человек, ни Сеговия, ни Брим, ни Каненгайзер, не достиг совершенства, это невозможно, нужно помнить об этом.
Полный отдых - в случае уже критическом, переигранности пальцев - к примеру, может начать дергаться палец правой руки сам по себе - такое я встречал у двух людей лично, тут только полный отдых и никакой интенсивной нагрузки - год, два, пока не пройдет. и потом только постепенный долгий восстановительный цикл. а к циклам вы придете - осознанно или нет. перерывы до месяца вовсе не вызывают деградацию. иногда они необходимы и часто бывают и у студентов и у признанных мастеров. я не говорил про чтение с листа - это совсем другая работа - здесь думаешь в основном о тексте. можно поставить руки ученику правильно и развить беглость не обучая нотам вовсе. Самое трудное - играть все же быстро и громко. предельно быстро и предельно громко. Об этом говорил еще все тот же Нейгауз.

0

17

Nagekidori написал(а):

профессионалы и любители разные бывают, среди профессионалов - педагогов очень много шарлатанов, как оказывается на поверку, людей, всю жизнь занимающихся тем, что превращают искру - детскую или юношескую мечту о владении инструментов - в подготовку музыканта-инвалида, ненавидящего свой инструмент. слово "любитель" тоже часто используют как прикрытие, но это не лучший вариант. лучше стремиться быть мастером своего дела, учиться у мастеров и учить соотвественно учеников. ни один человек, ни Сеговия, ни Брим, ни Каненгайзер, не достиг совершенства, это невозможно, нужно помнить об этом.

Я извиняюсь, но давайте по теме. Методика занятий - так методика занятий и лучше поконкретнее, вас уже просили.
   А рассуждать на тему, кто любит попадью, а кто свиной хрящик, и есть ли в мире совершенство, можно в другой какой-нибудь ветке, философской. :)
   Разумеется, есть профи-шарлатаны и любители-подвижники. Но в целом, это две разные группы, с разными целями, задачами, уровнем подготовки и методикой работы.

Nagekidori написал(а):

Полный отдых - в случае уже критическом, переигранности пальцев - к примеру, может начать дергаться палец правой руки сам по себе - такое я встречал у двух людей лично, тут только полный отдых и никакой интенсивной нагрузки -

Правильно, но переигранность пальцев, все-таки, вещь нечастая, если с умом заниматься. Скорее, ее получишь, занимась по пять часов раз в неделю, чем разумно распределяя нагрузку на каждый день.

Nagekidori написал(а):

перерывы до месяца вовсе не вызывают деградацию. иногда они необходимы и часто бывают и у студентов и у признанных мастеров

Ну, вынужденные перерывы фатальной деградации не вызывают, только небольшой откат назад по части физических навыков. Но, думаю, что вводить такие перерывы как законный этап методики занятий - чересчур смелая мысль. А если о перерывах как части методики речь не идет, так и бог с ними совсем - мало ли какие неожиданности в жизни еще бывают.

Nagekidori написал(а):

можно поставить руки ученику правильно и развить беглость не обучая нотам вовсе. Самое трудное - играть все же быстро и громко. предельно быстро и предельно громко.

А все-таки, что конкретно вы предлагаете для этого?

0

18

Я думаю, что говорить о методике специально для любителей не имеет смысла, т.е. здесь речь может идти только о профессиональной методике. А методика для любителя, типа "как научиться играть на гитаре с минимальными усилиями, но плохо" или "гитара для занятых" — это из области юмора или бизнес-шарлатанства.

0

19

Тедди написал(а):

Правильно, но переигранность пальцев, все-таки, вещь нечастая, если с умом заниматься. Скорее, ее получишь, занимась по пять часов раз в неделю, чем разумно распределяя нагрузку на каждый день.

А вот и нет. Тут опять же просто надо различать два типа переигранности - когда физически перенапряг что-то в руке. Даже нет, не просто перенапряг, а конкретно подрастянул, т.е. это вполне конкретная физическая травма, пусть м.б. и небольшая по размеру. Но это зависит от правильности или неправильности постановки в первую очередь, и от степени физической нагрузки (её соответствия уровню физической тренированности соотв. органов) во вторую. Т.е. тут дело вовсе не в том, пять часов раз в неделю или семь раз в неделю по полчаса. Это вообще не играет никакой роли. Чтобы получить травму, достаточно даже всего один раз 5 минут поделать что-то неправильное. Это может быть игра чего-то в неправильной постановке, или игра на непривычном инструменте без соответствующей физической тренировки. А может и что-нибудь, не имеющее прямого отношения к музыке, но тоже как-то специфически нагружающее кисть.

А есть другое - это уже психологическое. И вот психологически лучше как раз делать перерывы. Я сам на себе это замечал, что когда лет 13 назад, в самом начале, пытался играть каждый день - получалось значительно хуже, чем после перерыва в 2-8 дней. Когда играешь каждый день (в т.ч. новое для себя произведение), то всякие ошибки и неправильные движения с буквальной точностью забиваются в память, т.е. запоминаешь какой-то совершенно определённый способ играть данное произведение, который получился первый раз - а это практически всегда не лучший способ. Когда же делаешь перерыв хотя бы на несколько дней - этот набор движений начинает постепенно забываться, и играешь уже не совсем точно так же, как было в прошлый раз. Тут можно сыграть более хорошо или более плохо - но хотя бы есть шанс, что получится лучше. И если будет лучше, то оно неосознанно закрепится через сколько-то таких вот проб и ошибок. Если же играть постоянно, каждый день одно и то же - то шанса нет, все ошибочные варианты движений твёрдо забиваются в память. Также можно замылить слух и, при такой постоянной игре одного и того же, от некой скуки забить на правильную фразировку, на правильный ритм и т.д. Вот именно за этими двумя вещами и нужны и полезны перерывы: дать себе возможность сыграть технически как-то немножко по-новому - вдруг окажется лучше, и не замылить слух/заскучать от собственной игры, играя и соотв. слушая каждый день одно и то же.

Тедди написал(а):

Ну, вынужденные перерывы фатальной деградации не вызывают, только небольшой откат назад по части физических навыков. Но, думаю, что вводить такие перерывы как законный этап методики занятий - чересчур смелая мысль.

Да нет, вполне стандартное дело. Конечно, для профессионала или даже участника любительского коллектива понятно, что есть расписание, конецерты, репетиции, у педагогов - занятия с учениками. Но уж свои собственные занятия люди часто планируют именно таким образом - с перерывами.

Кстати, что касается физических навыков - так я такого за собой не наблюдал. Когда перерыв порядка недели-полутора или менее - так только наоборот, тем в общем-то легче после него получается сыграть нечто, что было не очень легко до. Почему-то вот так.

Естественно, это не относится к случаям, когда вынужденный перерыв был сопряжён с какой-нибудь конкретной микротравмой, от которой просто на некоторое время ещё тянутся чисто физические последствия. Как, например, примерно год назад, то ли поздней осенью, то ли зимой, я как-то "вывернул" себе левую руку, попробовав поиграть на самодельной флейте европейского строя, с европейским расположением отверстий, на это хватило всего порядка 5 минут попыток, а потом я примерно неделю вообще не мог даже взять в руку гитарный гриф (и не мог делать ещё очень многое, вплоть до того, чтоб открыть кран или дверь, или держать вилку), а потом ещё полтора месяца мог играть только на Хонере с низкими струнами и слабым натяжением, и только очень понемногу, и очень выборочно (т.е. по минуте, не более, и без физически тяжёлых мест). Кстати, конкретно от таких вещей, насколько я понимаю, могло бы помочь предварительное использование тренажёра типа powerball, если его крутить левой рукой - это, в щадящем режиме, без сразу диких нагрузок, делает лучезапястный сустав и его окружение более привычным к более-менее разнообразным положениям.

0

20

Тедди написал(а):

Давайте определимся, кого мы учим: профессионала или любителя. И какого уровня подготовки. Начинающий едва ноты-то разбирает, до штрихов ли ему?

Категорически не соглашусь с данной фразой. Ну как это вообще может быть, что кому-то не до штрихов? Зачем ему тогда вообще музыкой заниматься? Для чего он играет-то? Чтобы получить удовольствие от музыки, или чтобы механически нажать и дёрнуть ноты в означенном порядке? Если ноты на данном этапе мешают заниматься музыкой - ну, закрой их, положи на полку, и занимайся музыкой без нот. Чтение чтением, а музыка музыкой - ну это же совершенно разные вещи. Мы же в детстве учимся говорить до того, как научились читать - и в частности поэтому этот язык для нас родной. В отличие от тех, которые приходится учить в письменном виде (а все методики и курсы, даже с устной частью, они на самом деле по сути своей базируются на письменной речи, т.е. на каких-то заранее составленных неизменных примерах, а не на живой речи).

0

21

Nagekidori
Давайте дальше думать о методике. Допустим, я выбрал этюд, который я играю по кругу без остановки (громко и сильно) в течение 5 минут (скажем, успеваю его прокрутить за это время раза четыре), после чего наступает "отказ" — непослушные пальцы. Дальше, каковы наши действия? Что и как мы должны спланировать?

0

22

мы говорим о развитии физических навыков, координации, о понимании, что все это подчиняется своей природе.
когда говорят, заниматься нужно чем больше, тем лучше - это абсурд, сколько 24 часа? 20? или 1 ? первый симптом того, что организм говорит хватит - это нарастающее нежелание играть.

вот пример - навык расгеадо. по понедельникам, средам и пятницам "расгеировать" - как можно меньше напрягая руку, ударять поочередно ногтями правой руки, как в расгеадо в порядке eamieamieamieami и т.д. без остановок по любому предмету, кроме гитары -  например, по столу, сидя за компьютером - ударять как можно резче и сильнее, до тех пор, пока в состоянии предельно четко, ритмично ровно, сильно, резко и громко выполнять упражнение. обратить внимание на действия большого пальца, ровные удары всех пальцев, рука должна быть в одном положении, движении только пальцами. проконтролировать напряжение в руке - только пальцы! , выполнить не менее 10 раз в день, с перерывом не менее 5 мин, постепенно повышая темп (можно использовать метроном) и так 2 -3 недели.
смысл в перерыве между занятиями 1+1+2 дня - двигательные навыки закрепляются и развиваются во время отдыха, а не во время выполнения упражнения.

p.s. немного о терминах
     Двигательный навык - выработанное вследствие тренировки движение, компоненты которого в значительной степени автоматизированы. Двигательный навык - по Н.А.Бернштейну - многоуровневая координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи.
     Автоматизация действий - изменение регуляции действий в заключительной стадии упражнения, заключающееся в упразднении текущего контроля со стороны сознания за выполнением движения.
     Перерывы в упражнении и внешние помехи нарушают автоматизацию действий и побуждают индивида сознательно контролировать свои действия.
     Двигательная память - психофизиологический процесс запоминания, сохранения и воспроизведении движений и их систем.

     Двигательная память:
       - обеспечивает координацию и последовательность движений;
       - лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков: ходьбы, письма, трудовых и профессиональных навыков.

     Двигательное обучение - формирование новых движений в процессе жизни.

     У человека двигательное обучение состоит в формировании профессионально-трудовых, спортивных и бытовых двигательных навыков.
     У животных двигательное обучение происходит путем выработки специализированных инструментальных рефлексов.

     Выделяют три стадии двигательного обучения:
     -1- возникновение ассоциации;
     -2- формирование новой координации;
     -3- выработка двигательного навыка.

     Навык - последовательность развертывания во времени и пространстве действий и операций:
       - выработанная в процессе обучения и тренировки;
       - доведенная до автоматизма;
       - оптимальная для некоторого вида деятельности.

     В основе формирования навыка лежит образование динамического стереотипа.
     Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти.

     Различают двигательные, сенсорные и интеллектуальные навыки.

     Физиология активности - теория Н.А.Бернштейна, объясняющая механизмы двигательного обучения и регуляции движений посредством:
       - обратной связи, сигнализирующей об эффекте действия; и
       - специального мозгового аппарата, планирующего и анализирующего результат действия.

0

23

Toman написал(а):

А вот и нет.

Томан, я сказала:

Тедди написал(а):

переигранность пальцев, все-таки, вещь нечастая

А вовсе не то, что травм никогда не случается. :) Сколько вы встречали производственных травм рук у знакомых гитаристов? В процентном отношении к количеству гитаристов? :?

Toman написал(а):

А есть другое - это уже психологическое. И вот психологически лучше как раз делать перерывы.

Да, это верное наблюдение: качественный умственный скачок и сброс некоторой физической зажатости происходит после небольшого перерыва в занятиях над конкретной пьесой. Но это упирается... в разницу между любителями и профессионалами. :) Дело тут, как вы правильно подметили - в уровне загруженности работой. И разница в обучении (Продавший!) все-таки есть. Главное отличие любителя - над ним не каплет! Ему некуда спешить. Он может учиться и десять лет с перерывами, и 13 лет, и 15 лет, и до пенсии... Никто ему не выставляет ни качественных ни временных рамок. Кроме, может быть, собственного самолюбия. Ну и требования окружающих к нему существенно ниже. Зачастую близкие радуются, что он хоть что-то может. :)
   Учащийся же полноценного учебного заведения должен освоить предложенную программу. А если он замахивается на профессиональную карьеру - то освоить успешно, в положенные сроки и доказать свою профпригодность. Тут уже не пофизкультурничаешь с провалами в творческой биографии. И приходится напрягаться значительно больше, учить до посинения, заменять "перерывы", в лучшем случае - сменой видов упражнений (привет от академика Павлова! :)).

Toman написал(а):

Категорически не соглашусь с данной фразой. Ну как это вообще может быть, что кому-то не до штрихов? Зачем ему тогда вообще музыкой заниматься? Для чего он играет-то? Чтобы получить удовольствие от музыки, или чтобы механически нажать и дёрнуть ноты в означенном порядке?

Ой-ой-ой! :) И никто не замечал подобных типов в ближайшем окружении?  :D Тех, кому - лишь бы дергать ноты в определенном порядке. И не только на штрихи, но и на чистоту звука и выразительность игры "пилювать"? :D Или те, кому пока еще за деревьями трудностей обучения не видно леса штрихов? :)
   

Toman написал(а):

Мы же в детстве учимся говорить до того, как научились читать - и в частности поэтому этот язык для нас родной. В отличие от тех, которые приходится учить в письменном виде (а все методики и курсы, даже с устной частью, они на самом деле по сути своей базируются на письменной речи, т.е. на каких-то заранее составленных неизменных примерах, а не на живой речи).

Все правильно. Но мы тратим 6-7-8 лет на дописьменное освоение родного языка (кому как повезет). У взрослых, во-первых, уже нет столько времени в запасе для изучения по тому же принципу второго языка. А во-вторых - прикиньте, какой уровень знаний и запас слов у дошкольника? Остальное он добирает чтением. Куда ж без письменной информации? Все, неумеющие читать и писать, идут в лес, на ветках качаться. :) Даже и иностранный язык. Можно за два-три месяца, находясь в среде, научиться болтать. Но только - болтать.

Теперь Nagekidori

Nagekidori написал(а):

по понедельникам, средам и пятницам "расгеировать" ...выполнить не менее 10 раз в день, с перерывом не менее 5 мин, постепенно повышая темп (можно использовать метроном) и так 2 -3 недели. смысл в перерыве между занятиями 1+1+2 дня - двигательные навыки закрепляются и развиваются во время отдыха, а не во время выполнения упражнения.

Очень неплохой метод. Только 10 раз в день - по скольку раз? Если спервоначалу не будет получаться точного и ровного результата, наоборот, первые дни пльцы будут отказывать через несколько повторов.

Nagekidori написал(а):

Перерывы в упражнении и внешние помехи нарушают автоматизацию действий и побуждают индивида сознательно контролировать свои действия.

:) О каких перерывах тут речь? О прерывании действия или об отдыхе между сеансами деятельности?

Nagekidori написал(а):

У человека двигательное обучение состоит в формировании профессионально-трудовых, спортивных и бытовых двигательных навыков.У животных двигательное обучение происходит путем выработки специализированных инструментальных рефлексов.

:D

Nagekidori написал(а):

Выделяют три стадии двигательного обучения:-1- возникновение ассоциации;-2- формирование новой координации;-3- выработка двигательного навыка.

Охо-хо! Вот хоть в одном из этих пунктиков имей тормоз - и вот тебе труднообучаемая особь. :( Которой можно приводить в пример хоть сотни импровизаторов...

Nagekidori написал(а):

Навык - последовательность развертывания во времени и пространстве действий и операций:...- оптимальная для некоторого вида деятельности;

Но ведь бывают сплошь и рядом ошибочные навыки, неправильная постановка рук, например, неправильная посадка ("а я так привык"). Недаром говорят, что переучиваться намного труднее, чем учиться с нуля.

Nagekidori написал(а):

Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти.

Ох, а с памятью - что ни день, то что-то новенькое стало...  :D

Nagekidori написал(а):

Различают двигательные, сенсорные и интеллектуальные навыки.

А в музыке безо всех трех компонент делать нечего...

0

24

Есть предложение не забивать тему рассуждениями про труднообучаемых особей и пофигистов-любителей, и не увлекаться теоретизированием, а поговорить о методике. Интересен вопрос, как конкретно спланировать занятия техникой, чтобы не получить травм, но получить при этом прогресс в технике. Собственно, вопрос я задал в своём предыдущем посте.

0

25

имелось ввиду развитие навыков как следствие реакции на упражнение, именно вся совокупность действий и что происходит после прекращения нагрузки. грубо, упражнением задаем задачу и заставляем ЦНС и мозги ее решать, варьируя силу нагрузки, после этого происходит адаптация на случай повторной подобной нагрузки.
возьмем этюды Тарреги для начинающих. все пальцы уже продуманы и проставлены, т.е задача выучить наизусть последовательность пальцев левой и правой руки во взаимодействии (подразумевается что о посадке постановке туше артикуляции и т.д. уже есть понятие).
думаю, что я сперва разобрал бы первый такт, или, если этюд с привычными, отработаными ранее правилами, то фразу (если гамма - то по октавам, квинтам или до смены позиции и т.д.), играл бы его медленно, привыкая к движениям и запоминая правила данного этюда. правила могут быть разные - чередуй пальцы im в правой руке всегда, допустим есть пара исключений, с пальцем a - их запоминаешь. или такое правило - мелодия всегда a пальцем, лучше играть всегда как можно левой стороной ногтя пальца a. или правило - вот в этих местах оставить большой палец на 3 струны ниже указательного и выделить мелодию апояндо, одновременно выгнув кисть немного вправо для удара левой частью ногтя и ближе к подставке. то же и в левой руке.
и вот потом бы я его начал играть в разных темпах и динамике. затем проработал бы соедениние того, что выучил, потом соединения соединений.
что касается циклирования. понедельник я выучил сколько смог, но хотя бы 1-2 строчки как можно хорошо и прогнал ее в контрольных проигрываниях возможно быстром темпе раз 5-10, допуская потерю контроля в конце до состояния легкого утомления пальцев. занятие - около часа, это только этюд. перерыв между контрольными упражнениями  - 5 минут, между ними игра и разучивание этюда, но не на выносливость. второй и третий день я учу по две строчки обязательно допуская возможный перерыв в один день после второго дня. цель - прогнать к четвергу 6 строчек текста но утомляя пальцы каждый раз немного больше. нагрузка растет? растет. время нагрузки растет? тоже растет. я повышаю интенсивность занятий. пятница и суббота закрепляю материал играю по нотам и наизусть, учу не меньше одной строчки в день, бывают и исключения, конечно, в воскресенье конрольные проигрывания, с разминкой в медленном темпе можно и по нотам пробую довести пальцы до неповиновения в выученном куске. очень внимательно контролирую этот процесс, замечая, где я прежде всего начинаю ошибаться. за неделю страницу я выучил точно. следующая неделя - понедельник - 2 раза упражнение "играю сколько смогу", вторник отдыхаю, среда - 4 раза сколько смогу, пятница - 6 раз сколько смогу, и воскресеньем - марафон - 8-10 раз сколько смогу, зависит от исполняемого, попробуй сыграй 3 часть собора или абеджас или альгамбру или шмеля 10 раз до отказа пальцев.
потом обязательный 2 недельный отдых от подобной работы.

0

26

Nagekidori, Вы разработали сложный план занятий для себя, а на мой простой вопрос не ответили ;). Я бы сосредоточился именно на технике, не приплетая сюда разучивание-запоминание нового материала (это можно делать в любых количествах, в любой момент). Главный вопрос — как получить максимальный технический прирост, не покалечившись при этом :). За какими ощущениями надо следить? Это ведь очень сложный и коварный вопрос. Калечатся-то люди незаметно для себя. Скажем, поиграл пять минут до "отказа", потом отдохнул, потом опять до "отказа" и т.д. А через неделю вдруг выясняется, что время "отказа" сократилось почти до нуля, и ты уже калека — нужно прекращать занятия на месяцы. Как правильно рассчитать силы? Где взять эту таблицу Брадиса? :) Чтобы было ясно, где остановиться. Допустим, сейчас я не "загнан", и время "отказа" для конкретного этюда какое-то определённое. На какой процент я могу позволить себе сократить это время, загоняя себя тренировками, сильно не рискуя при этом?

Ещё вопрос. Тренировка выносливости — только часть техники. До сих пор речь идёт только о выносливости, насколько я понял. А как поднять именно беглость, например?

Кстати, то, что после небольшого перерыва (например, три дня не брать в руки инструмент) наступает вдруг какой-то "прирост" техники, вполне объяснимо на бытовом уровне — мы просто отдыхаем. Например, спортсмен, который тренируется как бешеный каждый день, находится немного в "загнанном" состоянии. Отдохнув от тренировок несколько дней, он может с налёту поставить некоторый рекорд, так, видимо? Только какая польза от таких рекордов? Ведь рекорд возникает не от того, что в процессе отдыха происходит какое-то там "усвоение" или качественный скачок, а только от самого отдыха. (Или нет?) Время, потраченное на этот отдых, всё равно как бы потеряно. То есть, занимаясь тренировками по-прежнему постоянно, спортсмен всё равно вышел бы на этот рекорд, но несколько позже, когда дотренировался бы до уровня, в котором он смог бы сделать этот рекорд уже и в обычном для себя "загнанном" состоянии.

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-10-27 23:34:09)

0

27

мозоли на пальцах левой руки появляются во время исполнения упражнения или после?
при верной технике исполнения, работа до отказа не сделает никого инвалидом, более того некоторые ошибки это может даже исправить. это нормальный способ игры, время от времени используемый. это контролируемый процесс, осознанный. переигранность, которая подразумевалась, возникает от работы в постоянном перенапряжении.
давайте определимся, что у нас получилось. вводится понятие интенсивности занятий, создав шкалу состояний - от полного расслабления и отдыха до предельно напряженной работы. далее вводится понятие цикличности в занятиях и понятие отказа пальцев играть правильно.
согласен, что у любителя бывает, что и нет, а у профессионала возникают периоды, связанные с подготовкой к публичному выступлению, к примеру. и есть люди, которые приходят к похожему. но тем не менее некоторые вещи лучше знать наверняка.
не стоит ставить во главу угла подобное, творчество прежде всего конечно. это всего лишь способ, цели бывают разные.

0

28

К примеру, вводится понятие и объясняется игра " с постоянной опорой".
Понятие игра" с опорой" - игра с пальцем, лежащим на струне, не участвующем в звукоизвлечении в данный момент. и объясняется игра с опорой большим пальцем. Большой палец лежит почти всегда на струне и поднимается в воздух только, чтобы опуститься на другую струну, подготавливая взятие следующей в тексте ноты, играющейся большим пальцем. Причем перемещение максимально экономное по движению. Это всего одно движение, самое необходимое, перемещение => прикосновение мякотью большого пальца к следующей струне, на которой будет извлекаться нота.
1) этюд "Шмель" Пухоля. Конецертный вариант или упражнение из школы. Сперва проучивается отдельно большим пальцем. Палец p играет апояндо ноту g а 6 струне, потом перемещается на 4, далее играется апояндо 4 открытая и сразу перемещается на 5 и т.д. Время перемещения - перед взятием следующего звука на 5, 6 струне и сразу после звукоизвлечение на 4 струне. Большой палец почти все время должен лежать на струнах, рука не висит в воздухе, а играет с опорой.
Дальше - разучивание в медленном темпе с постоянной опорой большим пальцем, громко, играя левой частью ногтя в i, m, a без треска в апояндо ногтем большого пальца, и следя за постоянной опорой в нем, держа пальцы правой руки близко друг другу. руки двигают только пальцами, локоть и предплечье в обеих руках экономно используется как рычаг, с прямой и комфортной кистью, без перегибов в запястье.
Когда движения выучены, наизусть первый такт - играется до "отказа", доходя до максимального темпа через accel или через постепенное нарастание темпа, без потери конроля над действиями, ff.
Работа с "отказом" или с максимальным усилием проводится не чаще 2-3 раз в неделю, цикл может быть 1 неделя - работа, 1 неделя отдых, или 2 недели работа неделя отдых от подобной работы, вместе с тем работая над другим в игре на инструменте.
С каждым выученным тактом сумма действий растет. Правила учатся и осваиваются верно, навык формируется, закрепляется, развивается.
Весь этюд учится принципом членения, от малого к большому.
При игре следить за проведением мелодии большим пальцем, отработать сразу с первого такта - ff у подставки и pp у грифа, проставить и проучить переходы динамики в этюде - pp=>p=>mp=>mf=>f=>ff, проработать subito в тексте.
2) гаммы по квинтовому кругу. от до мажора до до мажора по Сеговии, через параллельные миноры. Играется пальцами i, m с пальцем p, всегда лежащим на соседеней струне и следующим за перемещением пальцев i, m. следить за тем чтобы большой палец перемещался вслед за первым и не оставался на 2 или 3 струны ниже, меняя позиции правой руки, оставляя суставы пальцев i, m не над извлекаемой струной, затрудняя тирандо. отработать минимальное движение локтя назад при перемещении позиции правой руки, оставляя запястье в примерно одном положении, не выгибая и используя лишь как рычаг (держатель иголки в граммофоне?) Запястье правой руки чуть выше основания пальцев, левая рука двигает только пальцами с прямым запястьем, без углов, контролируется перемещение локтя при смене позиций в левой руке и исключаются лишние движения.
3) игра гаммы апояндо. правая рука разворачивается чуть вправо для игры как можно левой частью ногтя, большой палец лежит всегда через струну от пальца i, пальцы не прямые. Следить за запястьем, локтем конролировать. естественно, сперва лучше на открытых струнах.
в качестве примера приводится  видео игры Сеговии, Каненгайзера можно (Моцарт). Внимание обращается на способ смены регистра при игре право рукой - ponticello и tasto - путем изменения положения кисти запястьем, при минимальном или неподвижном локте, что даёт возможность играть тембрами даже при взятии одного аккорда - как пример - начиная играть sul tasto и заканчивая аккорд sul ponticello пальцем a апояндо, разворачивая руку запястьем, выделяя верхушку аккорда. Обратить внимание на возможность артикулирования большим пальцем при игре с опорой на него и и на апояндо большим пальцем в двойных нотах и аккордах.

0

29

Nagekidori, Ваш предпоследний пост выглядит не слишком осмысленно. Черномырдин отдыхает, однако:

согласен, что у любителя бывает, что и нет, а у профессионала возникают периоды, связанные с подготовкой к публичному выступлению, к примеру. и есть люди, которые приходят к похожему. но тем не менее некоторые вещи лучше знать наверняка.
не стоит ставить во главу угла подобное, творчество прежде всего конечно. это всего лишь способ, цели бывают разные.

Давайте будем перечитывать свои сообщения перед отправкой и писать связно, а?
Клавишу Shift тоже неплохо бы использовать — предложения в русском языке начинаются с большой буквы.

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-10-28 09:47:56)

0

30

Nagekidori написал(а):

Работа с "отказом" или с максимальным усилием проводится не чаще 2-3 раз в неделю, цикл может быть 1 неделя - работа, 1 неделя отдых, или 2 недели работа неделя отдых от подобной работы, вместе с тем работая над другим в игре на инструменте.

Ну, вот это уже интересно.
А почему не чаще 2-3 раз в неделю, да ещё и с недельным отдыхом, если Вы говорили, что "работа до отказа не сделает никого инвалидом"? Откуда эти конкретные цифры?

0

31

А что такого во фразе? Вы не согласны, что это хорошо, когда к публичному  выступлению готовишь себя в возможно хорошей форме?
Постараюсь больше внимания обращать на грамматику - печатаю часто между делом и быстро, не все перечитываю. Но это не главное, на мой взгляд.
Подразумевается, что занятия идут распланированно - или каждый день или через день, или хотя бы 1-2 раза в неделю с преподавателем или без. От этой печки и пляшем, через принцип напрягся - отдохни. это как частный случай и прием. В одном занятии перерыв между повторениями 5-10 минут - этого достаточно, чтобы руки отдохнули, на мой взгляд не нужно издеваться над пальцами. Всему есть мера, для того и недельный отдых. Нельзя заниматься подобным постоянно. Циклы можно построить по-разному, в самом занятии сочетается на самом деле несколько циклов распланированных упражнений и работы с текстом. Главное - быть в пике формы в конце цикла. Впрочем, всего этого уже касались в разговоре. И потом, есть игра наизусть, есть зубрежка, есть чтение с листа, я и не пытался охватить все сразу.

0

32

Nagekidori написал(а):

А что такого во фразе?

Фраза была полностью непонятна, потому что бессвязна, вот это и плохо :D.
А перечитывать и обращать внимание на грамматику надо, иначе Ваши усилия будут пустыми — никто ничего не поймёт.

Ну, а обсуждение методики у нас идёт пока исключительно на бытовом уровне, типа "позанимался — отдохни" ;). Это и так всем понятно.

0

33

интересно, у вас подобные мысли возникали, когда вы читали вот это, допустим место из Изнаолы :
"Первая концепция - циклическое повторение. Каждый комплекс упражнений, который должен быть проигран на ежедневных занятиях и состоит из трех циклов, разделенных периодами отдыха по пять-десять минут. Каждый цикл охватывает одни и те же  технические навыки, но при повторе упражнения будут отличны, поскольку каждый цикл основан на предыдущем.
Вторая идея - чередовать технические приемы: тренируем одни приемы, в то время как от других приемов отдыхаем и восстанавливаемся.
Согласно нашему плану, неделя будет разделена на две трехдневных группы следующим образом:
a) Дни 1, 3 и 5 (понедельник, в среду и в пятницу)
b) Дни 2, 4 и 6 (вторник, в четверг и в субботу)
В дни 1, 3 и 5 студент будет работать со следующими приемами:
Техника правой руки
Двойные ноты
Гаммы
Легато
Натуральные флажолеты (начинаются на уровне VI)
А в дни 2, 4 и 6, студент будет работать над:
Техника правой руки
Гаммы
Растяжка - Сокращение
Смена позиции
Искусственные флажолеты (начинаются на уровне VI)
Как может быть замечено, Техника правой руки и Гаммы тренируются каждый день. Другие технические приемы меняются. Один день в неделю должен быть отведен для  отдыха. (Более детально этот подход смотри в Приложении I.)" (перевод взят с этого сайта)

обсуждение идет, на мой взгляд, вполне на профессиональном уровне.

0

34

Честно — Изнаолу не читал.

...тренируем одни приемы, в то время как от других приемов отдыхаем и восстанавливаемся... Как может быть замечено, Техника правой руки и Гаммы тренируются каждый день. Другие технические приемы меняются.

Почему другие меняются, а эти нет?

0

35

Nagekidori написал(а):

интересно, у вас подобные мысли возникали

"Подобные" чему? У Изнаолы мысли изложены намного лаконичнее и содержательнее, и переведены на русский весьма грамотно и стилистически точно (спасибо переводчику!)
  То, что нужно чередовать упражнения, и повторение - мать учения - это более-менее известно всем.
     А вот откуда взялась ваша идея играть каждое упражнение до физического изнеможения? Из какого-то источника или это плод личного опыта?
    И еще поправьте меня, если я вас неправильно поняла. Вы предлагаете учить пьесу по одному такту или фразе за занятие? То есть, отрабатывать этот кусочек до полного автоматизма, овладения смысловыми и выразительными нюансами и все до той же предельной усталости пальцев? И лишь после переходить к следующей фразе?

0

36

Повторюсь, я лишь обратил внимание на понятие интенсивности занятий, создав шкалу состояний - от полного расслабления и отдыха до предельно напряженной работы. далее вводится понятие цикличности в занятиях и понятие отказа пальцев играть правильно. вовсе не обязательно использовать именно отказ, это лишь один из способов и вовсе не обязательный. я предложил циклировать нагрузку по интенсивности занятий.

Отредактировано Nagekidori (2010-10-28 14:57:38)

0

37

Nagekidori написал(а):

Повторюсь, я лишь обратил внимание на понятие интенсивности занятий

О таком понятии знают опять же все. Вы о нем напомнили еще раз. И что дальше?

Nagekidori написал(а):

создав шкалу состояний - от полного расслабления и отдыха до предельно напряженной работы

Где она? Вы всего лишь предположили возможность существования шкалы, но не раскрыли тему. Создать шкалу, значит наметить не только крайние точки, но и все промежуточные градации, определить единицу измерения, объяснить, какими средствами будут производиться измерения, и чем будет подтверждаться соответствие состояния испытуемого той или иной градации шкалы.
     

Nagekidori написал(а):

я предложил циклировать нагрузку по интенсивности занятий

До вас это предлагали все вменяемые педагоги. Цитируемый вами Изнаола - тоже.
   
     Nagekidori, вы курсовик пишете? Пока еще материал сырой и слишком сумбурный. Даже для обобщения чьего-то опыта. И стиль хромает. Работы еще много.

0

38

Мое почтение, Тедди! Должен признаться, вы мне давно и безнадежно симпатичны. Весь форум мной прочитан от корки до корки и чтение это было увлекательно во многом благодаря Вам.
Два раза искал кнопку + к уважению, но не смог найти.
Прошу прощения за стиль изложения, он действительно не выдерживает никакой критики. Спасибо всем участникам разговора. Данную тему, если никто не возражает, можно считать закрытой.

0

39

Nagekidori написал(а):

Данную тему, если никто не возражает, можно считать закрытой.

"Зачем же уничтожать произведение искусства?"  :question:
    Тема хорошая. А появление на форуме еще одного заинтересованного в гитарных делах человека только радует. Было бы хорошо продолжить обмен мыслями, для этого и существуют форумы. А на критику не обижайтесь, даже если кто-то где-то в пылу погорячился - это все из-за вечных поисков совершенства. :) Не возражают только тому, чье мнение безразлично.

0

40

Ох уж эти мне поиски совершенства ;-)
От себя добавлю лишь, что это не тема курсовой, это мысли и идеи. В красивую обертку можете завернуть сами, могу помочь, сам я это делать не буду. А на практике каждый все равно будет делать как хочет.
Все же у Изнаолы лишь присутствует идея восстановления и перенесения опыта спорта, физиологии и вообще науки. И еще можно уловить мысль - как же все-таки у других-то пальцы так быстро, красиво сильно и ловко могут бегать? может они тренируются, как спортсмены?
Я к этому пришел независимо от Изнаолы. То, что было в первом сообщении, осталось почти так, как было в 2006 году, когда об Изнаоле я еще, честно говоря, и не знал )) Я лишь сократил материал, было намного больше.

Отредактировано Nagekidori (2010-10-29 11:21:32)

0

41

Nagekidori написал(а):

это мысли и идеи. В красивую обертку можете завернуть сами, могу помочь, сам я это делать не буду.

:) Речь не о дизайнерском оформлении, а о четком формулировании мыслей и грамотном изложении.
   Тем, кто считает, что словесное выражение может быть сколь угодно неряшливым -  "кто хочет, тот поймет", - я всегда напоминаю: а вам приятно разбирать ноты, накорябанные карандашом, скорописными точками и крючочками, с описками, пропущенными ключами и ключевыми знаками и тактовыми чертами через одну? Так почему ж мы позволяем себе так пренебрежительно относиться к языку, который, во многом, и делает нас людьми? :)

Nagekidori написал(а):

Все же у Изнаолы лишь присутствует идея восстановления и перенесения опыта спорта, физиологии

Да, у него много хороших мыслей. И делиться ими весьма полезно. Всегда один глаз заметит какие-то детали, которые упустил другой.
    Все мы так или иначе над этим размышлячем в процессе занятий, так давайте делиться именно наблюдениями, не обижаясь, если ими сходу не начнут восторгаться. :) Иногда собеседникам просто нужно немного времени, чтобы осознать и переварить.
     

Nagekidori написал(а):

как же все-таки у других-то пальцы так быстро, красиво сильно и ловко могут бегать? может они тренируются, как спортсмены

Думаю, причин тут много. У людей разный уровень способностей - от этого никуда не уйдешь. То, что один глотает, не жуя, другому требуется долго утаптывать в буйной головушке. И обучаемость у людей разная. И проблемы у каждого свои. Вызывающие уважение и доверие педагоги говорят, что двух одинаковых учеников у них не было: у каждого свои сильные стороны и свои трудности.

    Насчет преодоления усталости - интересная тема, но тут надо четко разделить усталость общую, от долгого занятия и усталость "злокачественную", которая быстро наступает от неумения чередовать напряжение и расслабление. Вторую нельзя преодолевать (точнее, можно, но не слишком усердствуя). Когда напряжение граничит с отказом мышц работать, как вы и упоминали, нужно на несколько секунд прекратить движения и расслабить руку. Кстати, мне лично даже полное расслабление не всегда помогает. Сперва лучше расслабиться, а затем через минуту-две сыграть отрывок другого характера. Если кисть скрючило, например, от чрезмерного напряжения при зажимании аккордов - сыграть нечто мелодическое, с последовательным перебиранием пальцами по грифу. Это позволяет снять остаток вредного напряжения и зажатость.

0

42

Давайте разделим. Усталость общая - накопленная усталость от частных усталостей.
Не нужно путать работу до отказа с правильной техникой с просто достижением напряжения в руке. Напряжение бывает полезное и вредное. Мы хотим управлять и тем, и другим.
Понимаете, можно в цикле доходить до 100%, 90%, 80% отказа в его пике, т.е. в последних неделях цикла, когда все выучено и играется только наизусть, если мы говорим о этюде или виртуозном произведении. главное, чтобы интенсивность нагрузки повышалась плавно и контролировалась сознательно.
100% работа до отказа без построения цикла , на мой взгляд, допустима, лишь не чаще 1 раза в 4-7 дней, с отдыхом в 1-2 недели при прекращении прогресса. Это связано с особенностями физиологии и восстановления организма до состояния гомеостаза, которое вы нарушили, устроив сильный стресс для пальцев, ЦНС, мозга, сознательно доведя себя до границы контроля над руками. В период восстановления происходит компенсация и сверхкомпенсация, на случай повторения подобного стресса. Это очень серьезно и только для профессионала или под наблюдением профессионала.

0

43

Nagekidori написал(а):

Усталость общая - накопленная усталость от частных усталостей.

Согласна. Это, когда уже и краткий отдых не помогает.

Nagekidori написал(а):

Не нужно путать работу до отказа с правильной техникой с просто достижением напряжения в руке

Так "работа до отказа" - это достижение общей усталости?

Nagekidori написал(а):

Напряжение бывает полезное и вредное. Мы хотим управлять и тем, и другим.

Так и я о том же. На мой взгляд "вредное" - это непродуктивное. Напряжение, которое не направлено на совершение работы, а вызвано спазмом недостаточно тренированных и координированных мышц. Управлять им незачем, лучше учиться от него избавляться. Путь к избавлению, на мой взгляд, - постепенная тренировка в сочетании с небольшим периодическим отдыхом и сменой видов движений.

Nagekidori написал(а):

Понимаете, можно в цикле доходить до 100%, 90%, 80% отказа в его пике, т.е. в последних неделях цикла, когда все выучено и играется только наизусть, если мы говорим о этюде или виртуозном произведении. главное, чтобы интенсивность нагрузки повышалась плавно и контролировалась сознательно.

Извините, не поняла. Что значит N% "отказа в пике"? До какого места удается безболезненно сыграть этюд?

Nagekidori написал(а):

100% работа до отказа без построения цикла , на мой взгляд, допустима, лишь не чаще 1 раза в 4-7 дней, с отдыхом в 1-2 недели при прекращении прогресса

Что за "отказ без построения цикла"? Работа до полного изнеможения?

Nagekidori написал(а):

допустима, лишь не чаще 1 раза в 4-7 дней, с отдыхом в 1-2 недели при прекращении прогресса

Как это понимать? Что нужно одно занятие работать, пока не упадешь со стула, а затем отдыхать неделю? Или цикл из 4-7 занятий заканчивать уроком на износ, а после него прерывать занятия на неделю?

0

44

Nagekidori, давайте как следует обоснуем понятие сверхкомпенсации. А существует ли она, на самом деле?

0

45

Тедди написал(а):

Извините, не поняла. Что значит N% "отказа в пике"? До какого места удается безболезненно сыграть этюд?

Нет, это контролируемое состояние потери контроля над тем, что в данный момент делаешь )))

Тедди написал(а):

Так "работа до отказа" - это достижение общей усталости?

Нет, боль ни в коем случае не должна возникать.

Тедди написал(а):

Что за "отказ без построения цикла"? Работа до полного изнеможения?

Нет, лишь до потери контроля за пальцами. Я выразил его в процентах. Можно работать и отдельно руками, если с контролем сразу над двумя пока проблемы.
Давайте возьмем такую шкалу. Шкалу идеальности движений в выполнении упражнения. Допустим она 75% в среднем для обеих рук вместе. вы играете быстро и громко до тех пор, пока она не приходит к 50% или 40%. Меньше вряд ли имеет смысл, я бы вообще лучше циклировал, это, на мой взгляд более верный подход, просто больше времени играешь на максимуме по шкале идеальности движений, одновременно повышая интенсивность занятий, сознательно доводя себя понемногу все больше по шкале интенсивности, используя метод осознанной допутимой потери контроля над своими руками. Потеря контроля - это нормально )))

Тедди написал(а):

Как это понимать? Что нужно одно занятие работать, пока не упадешь со стула, а затем отдыхать неделю?

Очень смешно, уважаемая Тедди. Нет же. Если выбрал работу до полного отказа - а он у многих, я думаю, наступает довольно быстро - лишь чуть продолжить от начала потери контроля и все, уже хуже и хуже -
и останавливаешься, так как уже смысла дальше нет, движения стали не те, которые требовались.

Причем, каждое мое новое сообщение не отменяет то, что сказано в предыдущих, а дополняет, за исключением специально оговоренных случаев :-)

Можно продолжить использовать опыт других мастеров из других областей применительно к развитию техники да и просто занятий на гитаре. Например, а как насчет чисел Фибоначчи и циклов Эллиота, над этим тоже можно подумать. в разумной интерпретации конечно. Это было бы интересно, для общего развития, по крайней мере, точно. Пусть эта тема будет творческой лабораторией для подобных опытов.

ПродавшийДушу написал(а):

давайте как следует обоснуем понятие сверхкомпенсации. А существует ли она, на самом деле?

Думаю, все же существует, иначе прогресса и развития в беглости, силе, выносливости пальцев, бы просто не существовало и мы бы сейчас не говорили на эту тему.

Отредактировано Nagekidori (2010-10-30 10:02:00)

0

46

Nagekidori написал(а):

Давайте возьмем такую шкалу. Шкалу идеальности движений в выполнении упражнения.

Будьте любезны привести всю шкалу целиком, со всеми ступенями. И объяснить, какие используются единицы измерения идеальности движений, как определяестя соответствие состояния играющего какой-то из ступеней шкалы.
   Каковы признаки, что вы уже на 50%-ной отметке, а не на 75%-ной, например?
    И вообще, что значит идеальность движений, какие признаки движения она включает?

0

47

Nagekidori написал(а):

этюд "Шмель" Пухоля. Конецертный вариант или упражнение из школы. Сперва проучивается отдельно большим пальцем. Палец p играет апояндо ноту g а 6 струне, потом перемещается на 4, далее играется апояндо 4 открытая и сразу перемещается на 5 и т.д. Время перемещения - перед взятием следующего звука на 5, 6 струне и сразу после звукоизвлечение на 4 струне. Большой палец почти все время должен лежать на струнах, рука не висит в воздухе, а играет с опорой.
Дальше - разучивание в медленном темпе с постоянной опорой большим пальцем, громко, играя левой частью ногтя в i, m, a без треска в апояндо ногтем большого пальца, и следя за постоянной опорой в нем, держа пальцы правой руки близко друг другу. руки двигают только пальцами, локоть и предплечье в обеих руках экономно используется как рычаг, с прямой и комфортной кистью, без перегибов в запястье.
Когда движения выучены, наизусть первый такт - играется до "отказа", доходя до максимального темпа через accel или через постепенное нарастание темпа, без потери конроля над действиями, ff.
Работа с "отказом" или с максимальным усилием проводится не чаще 2-3 раз в неделю, цикл может быть 1 неделя - работа, 1 неделя отдых, или 2 недели работа неделя отдых от подобной работы, вместе с тем работая над другим в игре на инструменте.
С каждым выученным тактом сумма действий растет. Правила учатся и осваиваются верно, навык формируется, закрепляется, развивается.
Весь этюд учится принципом членения, от малого к большому.
При игре следить за проведением мелодии большим пальцем, отработать сразу с первого такта - ff у подставки и pp у грифа, проставить и проучить переходы динамики в этюде - pp=>p=>mp=>mf=>f=>ff, проработать subito в тексте.

давайте вот такой уровень возьмем за 75%.

0

48

Nagekidori написал(а):

Nagekidori написал(а):этюд "Шмель" Пухоля...

А шкала-то обещанная где?  http://yoursmileys.ru/msmile/negative/m1363.gif Советы по части аппликатуры и способ разучивания отдельного произведения  присутствует. А где шкала? "Идеальности движений"? Я спрашиваю - где мой мост? http://yoursmileys.ru/msmile/negative/m1336.gif

Nagekidori написал(а):

давайте вот такой уровень возьмем за 75%.

Где все остальные проценты? Что берем за 0% (ну это можно предположить), 10%, 20% и т.д. А 100%?
http://funportal.info/smiles/smile132.gif

0

49

В предложенном упражнении на игру апояндо и одновременное использование опоры большого пальца:

о% - это отсутствие контроля над руками, когда даже одним пальцем сыграть не получается.

75% - "Палец p играет апояндо ноту g а 6 струне, потом перемещается на 4, далее играется апояндо 4 открытая и сразу перемещается на 5 и т.д. Время перемещения - перед взятием следующего звука на 5, 6 струне и сразу после звукоизвлечение на 4 струне. Большой палец почти все время должен лежать на струнах, рука не висит в воздухе, а играет с опорой. Громко, играя левой частью ногтя в i, m, a без треска в апояндо ногтем большого пальца, и следя за постоянной опорой в нем, держа пальцы правой руки близко друг другу. руки двигают только пальцами, локоть и предплечье в обеих руках экономно используется как рычаг, с прямой и комфортной кистью, без перегибов в запястье."
Еще можно добавить о подготовке, возвращении пальцев в исходное положение ну и т.д. Но тут у всех индивидуально, у кого-то что-то само получается, с кем-то нужно, чтобы кто-то сидел и постоянно поправлял, хотя бы первое время.

Допустим, вначале выполнения, все движения примерно такие, Когда начинает теряться контроль, а он начинает теряться с повышением времени игры (путем добавления все новых тактов и игры выученного по кругу, без остановки), движения постепенно теряют управляемость. У кого-то быстрее левая рука устает, у кого-то правая. У кого-то один темп вырубает мозги, кто-то довольно долго может себя тренировать. Нужно обратить внимание что первым выходит из-под контроля  и почему. Вот когда что-то одно теряется, это, допустим, потеря нескольких процентов. И по значимости потери можно разделить, например, палец m начинает играть заметно тише пальца i , а потом вовсе начинает отказываться играть , одновременно появляется напряжение в большом пальце, и все разваливается. Все это условно, разумеется.

100% идеала не бывает и здесь, думаю, тоже. Хотя чисто теоретически можно предположить о существовании такой игры, но это, наверное, ни к чему.

Проведение мелодии большим пальцем, сразу с первого такта - ff у подставки и pp у грифа, проученные переходы динамики в этюде - pp=>p=>mp=>mf=>f=>ff, subito в тексте возьмем уже за допольнительные 10%.

Отредактировано Nagekidori (2010-10-30 18:42:21)

0

50

Nagekidori написал(а):

о% - это отсутствие контроля над руками, когда даже одним пальцем сыграть не получается.
     75% - "Палец p играет апояндо ноту g а 6 струне, потом перемещается на 4, далее играется апояндо 4 открытая и сразу перемещается на 5 и т.д. ...

http://smailik.3dn.ru/_ph/9/1/131789960.jpg Замечательная "шкала". Из двух делений. "Больной или жив или мертв" (с). Рука или вообще не работает или играет все как надо.  [взломанный сайт] Осталось упомянуть циклы Элиотта, числа Фибоначчи и гомеостаз - и можно в ВАК подавать.
   А где ж промежуточные градации? Какому состоянию соответствуют 25%, 40%, 50%? http://yoursmileys.ru/msmile/negative/m1363.gif Откуда взялись "дополнительные 10%" - если они дополнительные, то способность воспроизводить динамические оттенки - это 85% "идеального звука"? Если вы говорите о шкале, то нужно не туманно рассуждать о "потере нескольких процентов", а выстроить всю систему: какому состоянию соответствуют, по вашему мнению, 0,10, 20, 30 и т.д.

    Давайте посерьезнее, Nagekidori, форум у нас маленький, но не стоит здешних жителей держать за полных диких туземцев, которые обомлеют от нескольких некстати помянутых научных терминов. :)

    На мой взгляд, мы чисто интуитивно и отталкиваясь только от собственного опыта никакой шкалы построить не можем. Ну так и не стоит упоминать только для красного словца ненужных букаф. Шкалы никакой нет. Есть только субъективные ощущения: комфорта, дискомфорта, усталости, мышечной свободы и мышечного спазма и др. И каждый играющий тут решает сам, где ему остановиться, а какое состояние преодолевать.
   Мы можем только поделиться своим личным опытом, не мудрствуя лукаво.

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры на ГИТАРНУЮ тему » Правильные занятия (Идеи и мысли, теоретические опыты)