КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры на ГИТАРНУЮ тему » Правильные занятия (Идеи и мысли, теоретические опыты)


Правильные занятия (Идеи и мысли, теоретические опыты)

Сообщений 101 страница 127 из 127

101

Тедди написал(а):

А как же он сыграет? Не зная, на каких струнах-ладах какие звуки извлекаются?  [взломанный сайт]

Тедди написал(а):

Он ее будет знать на слух. А как он узнает, как ее сыграть? Если с грифом только начал знакомиться?  http://doodoo.ru/smiles/wo/expect.gif

Вот на слух знает, значит, на слух и сыграет. Найдёт, где надо играть, чтобы получилась правильная нота - и для этого совершенно не надо знать её названия.

Тедди написал(а):

Каждая позиция имеет свои сложности, но ничего непреодолимо тяжелого в низких позициях нет.

Непреодолимо тяжёлого - нет. Но я и не говорю, что в ней вообще не надо играть начинающим. Не надо играть только в ней, оправдывая это тем, что она якобы проще более высоких. Она не проще их. Да, в ней меньше прижимать, т.к. можно использовать открытые струны (хотя в принципе открытые могут использоваться и в более высоких позициях, только более нетривиально). Зато прижимать немножко труднее. И - немаловажно - наличие открытых струн в мелодии, уменьшая количество прижимаемых нот, зато усложняет задачу сыграть ровно, и вообще даёт выбивающийся из общего ряда звук. Не так-то просто сделать ударение на нужной ноте, если она случайным образом оказывается то открытой, то закрытой. Опять же, уж нечего говорить о вибрато. Как играть вибрато в мелодии, когда ты в первой позиции, и вибрато ни черта не работает?

Тедди написал(а):

Если выставлять, как на учебной картинке - на одной струне каждый палец на своем ладу - то трудно. Но это упражнение не игровое, а чисто ознакомительное. Последовательное же зажимание струн в процессе игры в одной позиции осложняется только упомянутыми плохой координацией и зажатостью с непривычки. Это НЕ растяжка.

Если надо будет играть быстро (хотя такие скорости касаются скорее игры медиатором или ногтем, но как будто бы это медиатор, но при хорошей технике правой руки и обычным образом тоже), то руке придётся стоять именно так, как на "учебной картинке". Там просто не будет времени выстраивать всякие индивидуальные "каракатицы" для каждой ноты.

0

102

Toman написал(а):

Вот на слух знает, значит, на слух и сыграет. Найдёт, где надо играть, чтобы получилась правильная нота - и для этого совершенно не надо знать её названия.

   То есть начинать нужно с подбора на слух методом тыка и гриф изучать тоже эмпирически? Вряд ли много народу успешно выучится по такой методике.

Toman написал(а):

Если надо будет играть быстро (хотя такие скорости касаются скорее игры медиатором или ногтем, но как будто бы это медиатор, но при хорошей технике правой руки и обычным образом тоже), то руке придётся стоять именно так, как на "учебной картинке". Там просто не будет времени выстраивать всякие индивидуальные "каракатицы" для каждой ноты.

    ??? Как это руке не будет времени? Именно так ведь и играют, каждый раз выстраивая рукой все новые каракатицы, а не держа все пальцы на разных ладах одной струны. И в пределах одной позиции работу пальцев затрудняет только плохая координация и непродуктивное напряжение.
   А "быстро", как и растяжка, не актуальны. Речь ведь зашла и идет пока о совсем начинающих, не будем смешивать все этапы в кучу.

0

103

Тедди написал(а):

То есть начинать нужно с подбора на слух методом тыка

Конечно, а как же ещё?

Тедди написал(а):

и гриф изучать тоже эмпирически?

А понятие "изучение грифа" практически не имеет смысла в отдельности от названий нот, нотной грамоты и т.п. формальностей. Всё изучение, для подбора на слух, состоит в том, что все струны смещены на 5 ладов от соседней, кроме 2-й и 3-й, которые между собой смещены на 4 лада. И это всё. Из этого вытекает, какие возможны формы для диатонической гаммы (и - упрощённый вариант - пентатонические боксы), какие возможны простейшие стандартные формы аккордов на баррэ, свободно перемещаемые по грифу.

Тедди написал(а):

Именно так ведь и играют, каждый раз выстраивая рукой все новые каракатицы, а не держа все пальцы на разных ладах одной струны. И в пределах одной позиции работу пальцев затрудняет только плохая координация и непродуктивное напряжение.
   А "быстро", как и растяжка, не актуальны.

В таком случае, вообще не имеет смысла говорить о какой-либо позиции. Если палец не закреплён за одним или максимум двумя соседними ладами, то гитарист вообще не находится в какой бы то ни было позиции. Отдельную ноту одним пальцем, и без требования "быстро" (а быстрота - она, кстати, относительна: начинающему технически "быстро" и то, что другим совсем неторопливо) - совершенно всё равно, где прижимать. А вот чтобы сыграть пассаж быстро (технически - т.е. по меркам ученика быстро!), нужно находиться именно в позиции, т.к. всей рукой размахивать в темпе пассажа не выйдет.

0

104

Toman написал(а):

А понятие "изучение грифа" практически не имеет смысла в отдельности от названий нот, нотной грамоты и т.п. формальностей. Всё изучение, для подбора на слух, состоит в том, что все струны смещены на 5 ладов от соседней, кроме 2-й и 3-й, которые между собой смещены на 4 лада. И это всё. Из этого вытекает, какие возможны формы для диатонической гаммы (и - упрощённый вариант - пентатонические боксы), какие возможны простейшие стандартные формы аккордов на баррэ, свободно перемещаемые по грифу.

   А какие могут быть гаммы и аккорды, когда человек элементарно не знает, какой звук он получит, зажав струну? И еще меньше представляет, где ему взять следующий звук. Допустим гамму он подберет, двигаясь по соседним ладам. А вот подобрать первые мелодии - займет дни, а то и недели (с учетом того, что аппликатурку нужно будет запомнить для будущих подвигов. :) Ей-богу, выучить ноты и десяток мелодий по нотам займет меньше времени. Что подтверждает опыт.
   

Toman написал(а):

В таком случае, вообще не имеет смысла говорить о какой-либо позиции.

  Еще раз и по-русски. Разговор начался об игре начинающих, на первом этапе знакомства с инструментом. На этом этапе даже игра в одной отдельно взятой позиции трудна по причине незнания аппликатуры и неразвитости рук. Пока человек с трудом ковыряет пальцами три лада - ни о каких растяжках, аккордах и пассажах речи не идет даже приблизительно.
   Кстати, первая позиция еще и зрительно понятна даже дебилу. Первые три лада он на грифе найдет. А вот быстро и осознанно ткнуть в седьмой или девятый - это и умнику еще нужно поучиться. :)

0

105

Тедди написал(а):

А вот быстро и осознанно ткнуть в седьмой или девятый - это и умнику еще нужно поучиться.

Если не ставить цель попасть именно вот в эту ноту, то на начальном этапе попасть именно в нужный лад не требуется. Ну, ошибёшься с началом мелодии на лад, значит, будет она сыграна на полтона выше или ниже. Это вообще не играет роли, если у ученика нет абс. слуха, и он начинает подбирать от произвольной ноты (или от той, которая ему банально больше нравится на слух, с которой ему самому хотелось бы начать эту мелодию). А если есть абс. слух или чёткое внутреннее представление, с какой именно ноты надо начинать, так, услышав, ученик сам поправится на ту ноту, которую хочет. Проблемы могут быть только в случае, если промах на 1-2 лада приведут к выходу за диапазон инструмента. Но это уже действительно экстрим. Да и опять же, вылетев за диапазон, ученик догадается, что надо было начинать повыше или пониже, и опять же поправится.

Тедди написал(а):

А вот подобрать первые мелодии - займет дни, а то и недели

Одноголосные-то мелодии? Какие ещё дни или недели? Ну, это нереальное что-то. Я понимаю там, подбор какого-нибудь аккордового аккомпанемента, гармонии - может занимать столько, и даже больше. (Я вот как раз будучи в Фенёво, наконец-то внезапно подобрал на слух аккорды для песни "Пельменная", чего не мог сделать, хотя пытался уже несколько лет, и даже удивился, насколько там можно всё примитивно сделать - собственно, это 3 банальнейших аккорда - Am, G и C, с некоторым нехитрым варьированием баса и расположения). Но одноголосная мелодия, если она вообще не слишком сложна, и, как минимум, может быть запомнена и спета учеником - и подбирается, соответственно, за 5 минут. Ну и потом, конечно, какое-то время (тут уже да, могут быть и недели), чтобы сыграть это красиво и ровно.

Но это уже отработка качества, а сам подбор одноголосной мелодии - это именно порядка 5 минут. Если нет - то в таком случае, боюсь, ученику, прежде чем брать гитару, надо было бы позаниматься кое-чем другим. Вроде того же сольфеджио там, не знаю, и т.п., просто попеть те же самые мелодии, которые предполагается играть.

Иначе просто непонятно вообще, как можно играть мелодию, если даже сам на слух не можешь отличить правильную мелодию от лажи, т.е. если даже не заметишь на слух, что не ту ноту сыграл?

0

106

Интересно, кто видел таких первоклашек, которые не только за 5 минут подбирают любую мелодию (пусть и одноголосную). но и уверенно ее транспонируют в процессе подбора ("Ну, ошибёшься с началом мелодии на лад, значит, будет она сыграна на полтона выше или ниже")?
:D
   

Toman написал(а):

сам подбор одноголосной мелодии - это именно порядка 5 минут. Если нет - то в таком случае, боюсь, ученику, прежде чем брать гитару, надо было бы позаниматься кое-чем другим. Вроде того же сольфеджио там, не знаю, и т.п., просто попеть те же самые мелодии, которые предполагается играть.

   Тогда точно вымрут все кружки и любительские студии. Если для учебы в них потребуется предварительная подготовка и нехилая. Потому что 90% новобранцев первый раз держат в руках инструмент и мечтают побыстрее "начать играть". И бросают, как только выясняется, что сходу - вот так как описывает Томан: - сел, подобрал и заиграл - никак не получается. Предварительные недели и месяцы какого-то непонятного сольфеджио они тем более не перенесут. :) А плотно баловаться с детства родительским пианино была возможность у единиц.

Toman написал(а):

Я понимаю там, подбор какого-нибудь аккордового аккомпанемента, гармонии - может занимать столько, и даже больше. (Я вот как раз будучи в Фенёво, наконец-то внезапно подобрал на слух аккорды для песни "Пельменная", чего не мог сделать, хотя пытался уже несколько лет, и даже удивился, насколько там можно всё примитивно сделать

   Вот-вот. Человек, полагающийся на экстенсивный эмпирический способ обучения с подбором "простых" аккордов мучается годами. А человек, обучавшийся систематически, подбирает сходу - что не раз приходилось наблюдать. Первый способ означает щадить себя в учении, но потом вести бой годами. :) Второй - пресловутое "тяжело в учении, зато результат стойкий и убедительный". Что и требовалось.

0

107

Тедди написал(а):

А плотно баловаться с детства родительским пианино была возможность у единиц.

Ирония судьбы в том, что теорию музыки мне мама не объясняла, я именно просто баловался, и я бОльшую часть времени банально не знал, что все соседние клавиши пианино отстоят на одинаковый полутон. И слов-то таких не знал - тон там, полутон. В музыкальном кружке, куда меня пытались водить в возрасте лет 4-5, тоже ничего такого не говорили, а говорили только названия нот. Так что как раз на пианино, сколько бы ни баловался, я тогда как раз ничего не подбирал, и практически не мог этого делать. Я просто не знал, как это делается, не знал, что можно начать от любой клавиши, и нужная нота обязательно найдётся, будь то белая или чёрная клавиша. Если что-то и подбиралось, то чисто случайно в результате того, что случайно сыгрался по белым клавишам узнаваемый кусок чего-то.

Про полутоны и равномерно-темперированный строй я узнал, когда ... в районе уже 3-5-го класса начал писать всякие программы на Бейсике (а тогда у нас и в школе случилось программирование на Бейсике из-за отсутствия учителя труда), но само программирование звука (издаваемого убогой пищалкой, одноголосного) меня тогда не очень интересовало (хотя было некоторое желание попробовать сделать программу, игравшую бы по нажатиям клавиш ноты как раз из чего-то отличного от равномерно-темперированного строя, или равномерные, но не 12-ступенные строи - правда, тогда я совсем ничего не знал по теории, так что не знал, как эти гаммы строить вообще, чтобы получилось что-то осмысленное - и это меня тогда и остановило (если бы не остановило - ну, попробовал бы, наверное, 22- и 24-ступенные равномерные гаммы, а дальше бы ничего не понял и застопорился) ). А интересовало то, что была на компе одна демо-программа, которая просто играла мелодии, и некоторые из них мне понравились, и я хотел оттуда получить ноты, чтобы можно было сыграть на пианино. А для этого пришлось читать документацию от этого болгарского компа "Правец-16" (она была на русском языке), и вот только из этой документации я узнал, что (оказывается  :crazyfun: ) все полутоны одинаковые, а частоты соотв. нот определяются простым выражением геометрической прогрессии. И что всё можно транспонировать, но просто понадобятся чёрные клавиши. Ну, выписал из той программы ноты (буквами, разумеется), чтоб сыграть эту самую "Сакуру". Но чтоб что-то на фоно подбирать на слух - до этого я так и не дошёл (я ж никакой техникой не владею, поэтому мне эти чёрные клавиши что тогда, что по сей день - мне уж либо играть только на белых, или только на чёрных, другие варианты, хоть иногда и неизбежны, мне очень не нравились), пока как раз не взял в руки гитару. А вот как взял гитару - оказалось, что подбирать мелодию тут гораздо проще. Потому что все лады примерно одинаковые, нет никаких чёрных и белых, и можно начинать с любой ноты.

Тедди написал(а):

Интересно, кто видел таких первоклашек, которые не только за 5 минут подбирают любую мелодию (пусть и одноголосную)

Я не говорю про любую. Любую я и сейчас не подберу, бывают, тыкскыть, сложные или плохо запоминающиеся скачки и фигуры. Я говорю о более-менее простых и запоминающихся мелодиях, которые этот первоклашка может запомнить и спеть.

Тедди написал(а):

но и уверенно ее транспонируют в процессе подбора ("Ну, ошибёшься с началом мелодии на лад, значит, будет она сыграна на полтона выше или ниже")?

Вот на гитаре-то в чём проблема перенести на лад выше-ниже? На фоно - понятно, там чёрные-белые, сразу вся аппликатура меняется. На какой-нибудь блокфлейте или флейте, или чём ещё подобном - ваще трындец сразу. Но на гитаре-то? Тут же лады для того и поставлены, чтобы всё можно было транспонировать простым смещением. В простом смещении на лад или на два-три есть что-то безумно сложное, даже для первоклашки?

Тедди написал(а):

Потому что 90% новобранцев первый раз держат в руках инструмент и мечтают побыстрее "начать играть".

А что такое "начать играть"? В смысле, петь под аккомпанемент из аккордов из сборника или или рукописного/отксеренного блокнота с текстами и аккордами? Это, конечно, особый случай (хотя и встречающийся в 10, если не в 100 раз чаще, чем желающие классики или фингерстайла, или электрушного соло, вместе взятые), но, чего уж там, чтобы не только сыграть эти аккорды, но и спеть под них, нужно обладать музыкальным слухом, а также контролировать свой голос, причём тут это более критично, чем при игре классики. Инструментально-то гитару настроил, и играй себе. А тут петь надо, т.е. всё время голосом в ноту попадать. Так что вот этим 90% как раз требуется куда более серьёзная "подготовка", чем остальному "меньшинству", как это ни парадоксально.

Тедди написал(а):

И бросают, как только выясняется, что сходу - вот так как описывает Томан: - сел, подобрал и заиграл - никак не получается.

Бросают, потому, что обнаруживают, что голосом в ноты при пении не попадают. Часто - не потому, что слуха или голоса совсем нет, а потому что аккорды взяты из книжки или блокнота под совсем другой диапазон голоса, не в той тональности, и ему трудно в чужой тональности, на пределе . Всего-то делов транспонировать, в конце концов, есть же каподастр хотя бы - но начинающему-то никто об этом не рассказал, он теории не знает, и для него конкретные аккорды из книжки/блокнота - догма. Или бросают потому, что лень возиться с ногтями, точить там. Или потому что пальцам больно от струн (ведь половине, если не больше, начинающих родители покупают гитару непременно с металлическими струнами, сходу), или потому что там мозоли образуются, а мозоли - это же ужас-ужас-ужас. Или потому что этот первоклашка гитару элементарно разбил. Но чтобы бросить от того, что мелодия (одноголосная, разумеется) не подбирается - не представляю себе такого. Если на самом деле всё настолько плохо с музыкальным слухом, то непонятно, что он дальше-то собирается делать, как вообще музыкой заниматься в любом виде?

Тедди написал(а):

Вот-вот. Человек, полагающийся на экстенсивный эмпирический способ обучения с подбором "простых" аккордов мучается годами.

Не совсем так. Дело в том, что про "Пельменную", в отличие от "Душистого плана" (аккорды к которому я снял с рук и запомнил прямо сразу по ходу исполнения в 1998 - а вот текст запомнил, видимо, лишь частично), я вспомнил только в середине 2000-х, т.к. не помнил слов, и узнал только из инета. И упорно пытался искать аккорды из инета же, и просто-напросто обламывался с этим. Т.е. всякий раз находилось что-то кривое и неправильное, и я просто вставал в ступор: с одной стороны, думаю, ну не с потолка же кто-то эти аккорды написал, а с другой, ничего похожего на эту песню под эти аккорды никак не поётся. Ну и бросал до следующей попытки. А тут в деревне... Нет, не оказался без интернета совсем - инет там через телефон уже есть неплохой, вот и сюда на форум заходил оттуда. Но всё же, чтобы подключиться к инету, нужно проделать довольно много телодвижений, уже лень: достать комп, подключить блок питания, пойти в машину, включить там инвертор, включить блок питания компа в розетку, включить телефон с блоком питания в соседнюю розетку, настроить на телефоне wi-fi подключение для компа, вставить в комп wi-fi адаптер, настроить подключение со стороны компа, найти положение телефона, в котором лучше пропускная способность, подключить мышь и т.д. Сам комп маленький и неудобный, времени мало и т.д. В общем, выходить в инет просто лень. Поэтому вместо того, чтобы в очередной раз туда полезть и достать очередное фуфло, я попытался честно подобрать аккорды (исходя из мелодической линии по верхам или по басам). Получилось почти сразу, поскольку это оказались три чуть ли не самых простейших в каком-то смысле аккорда. Не претендую, впрочем, на единственность этого варианта - м.б. можно подобрать и более интересные (более подходящие) аккорды к этой песне...

0

108

Toman написал(а):

Вот на гитаре-то в чём проблема перенести на лад выше-ниже?

   Безусловно - проблема. Для человека, не представляющего, где искать на грифе какие звуки, и не имевшему возможности годами интуитивно осваивать фортепианную клавиатуру, а потом еще и логическую взаимосвязь звуковысотности при занятиях программированием. И как ни объясняй, что после первой ноты "нужно просто найти правильную следующую", это за считанные минуты это у новичка не получится.

Toman написал(а):

Бросают, потому, что обнаруживают, что голосом в ноты при пении не попадают.

   Ох, сколько народу не придает этому значения! :)
   Бросают потому, что полноценная игра на инструменте требует кропотливой работы, зубрежки  и развития сложных навыков. Как только выясняется, что исполнять гораздо сложнее, чем "слушать клевый музон", а триумфа в две недели не добьешься - слабые духом дезертируют.

Toman написал(а):

чтобы не только сыграть эти аккорды, но и спеть под них, нужно обладать музыкальным слухом, а также контролировать свой голос, причём тут это более критично, чем при игре классики.

   Да ну? Играть классику можно и, типа, не активизируя слуха, а кривовато петь пару попсовых хитов - прям уж так критично? Давно не приходилось слушать "самородков"?  :D

Toman написал(а):

есть же каподастр хотя бы - но начинающему-то никто об этом не рассказал, он теории не знает, и для него конкретные аккорды из книжки/блокнота - догма

   Ну рассказали про каподастр. Но человек элементарно не заучил расположения звуков на грифе. И вообще впервые взял в руки инструмент. Хоть десять раз расскажи теорию - во рту слаще не станет. :)

0

109

Тедди написал(а):

Безусловно - проблема. Для человека, не представляющего, где искать на грифе какие звуки

Ну, это и словами нетрудно объяснить, где какие искать: ближе к подставке искать те, что повыше, а ближе к верхнему порожку - те, что пониже. Со струнами аналогично, чем толще, тем ниже. Впрочем, это и так ясно даже без объяснений, если ученик просто попробует сам.

Тедди написал(а):

а потом еще и логическую взаимосвязь звуковысотности при занятиях программированием

Для этого существуют учебники элементарной теории музыки, а лучше - просто кратко рассказать. Хотя опять же, в отличие от фоно или чего-то ещё, на гитаре как раз из вида грифа самоочевидно, что все полутоны одинаковы и равноправны. Если бы я изначально имел дело с гитарой, а не пианино, то не потребовалось бы ждать этой случайной оказии с документацией от компа, чтобы понять принцип равномерно темперированного строя.

Тедди написал(а):

И как ни объясняй, что после первой ноты "нужно просто найти правильную следующую", это за считанные минуты это у новичка не получится.

Тогда плохо дело. И что же он, этот новичок, в таком случае хочет делать? Стоит ли ему в таком случае заниматься вообще?

Тедди написал(а):

Ох, сколько народу не придает этому значения!

Тедди написал(а):

Да ну? Играть классику можно и, типа, не активизируя слуха, а кривовато петь пару попсовых хитов - прям уж так критично? Давно не приходилось слушать "самородков"?

Вот именно, что приходилось. В инструментальной музыке хотя бы фиксированные лады не позволят не попасть в ноту, так что сыграть правильно может и человек, вообще не имеющий представления о музыкальном слухе и том, как и зачем им пользоваться. А в вокале возможности исполнителя не попасть в ноту не ограничены ничем, поэтому обязательно надо пользоваться звуковысотным слухом, а иначе будет лажа. А кому нужна лажа? Чтобы криво петь, не попадая в ноты, и ни на какой гитаре учиться играть не надо - достаточно просто принять сто грамм, и начать петь.

Тедди написал(а):

Но человек элементарно не заучил расположения звуков на грифе. И вообще впервые взял в руки инструмент.

Если нет названий абсолютных нот, то и заучивать абсолютно нечего :) Не надо отвлекаться на заучивание каких-то по сути ничего не значащих буковок на этом этапе, начинать надо с техники и музыкальной выразительности исполнения. А всякая нотная грамота - это уже потом, по ходу дела. Знание нотной грамоты и названий нот не является и никогда не являлось обязательно необходимым условием, чтобы успешно играть музыку. А вот владение техникой и выразительностью - обязательно.

0

110

Шеф сформулировал несколько соображений по поводу заучивания наизусть.

Методическая записка
КАК  НАУЧИТСЯ  УВЕРЕННО ИГРАТЬ  НА ПАМЯТЬ

   Разучивание  музыкального произведения на память делится на пять основных  этапов.
Первый обязательный этап  определяется  по формуле  «вижу ноты – пою – играю». По этой  формуле  выучиваются произведения для игры по нотам или чтения с листа. Например, музыкантами различных ансамблей.

   Второй обязательный этап состоит в поверхностном исполнении произведений на память, без нотного текста, применяя сокращенную формулу «пою – играю». Обычно на этом этапе останавливаются музыканты-любители, жалуясь впоследствии на неуверенное выступление на публике.

   Для более углубленного запоминания нужны дополнительные этапы. 

   Третий этап: «играю только одной левой рукой – пою звуки». Участвует в игре только левая рука, передвигаясь по грифу, прижимая струны в нужных местах, а играющий в это время напевает мелодию. Также полезно  записывать с грифа выученную пьесу в нотную тетрадь.

   Четвертый этап:  «пою –  играю по нотам без инструмента». Читаете ноты и играете пьесу в воображении без инструмента, на память воспроизводя аппликатуру.

   И наконец, произведения, которые готовятся для серьезных публичных выступлений или экзаменов, необходимо проработать на завершающем пятом обязательном этапе по формуле «пою внутренним слухом – играю в воображении без нот и инструмента».

   Учить произведение в воображении без инструмента можно в самых разных условиях в любую свободную минуту, например, при поездке в транспорте, на отдыхе  и т.п. Конечно, лучше это делать с закрытыми глазами и в тишине.
   Играть в воображении, нужно учиться с самого начального обучения, на несложных одноголосных мелодиях. Постепенно такая методика приведёт учащихся к спокойным и уверенным выступлениям на эстраде. 
   Сольное выступление музыканта является вышей точкой исполнительского мастерства. Не каждый музыкант может похвастаться своим ярким выступлением на публике. Поэтому нужно приложить немало стараний, чтобы играть на сцене так же как в спокойной домашней обстановке.

0

111

Новый вариант, дополненный.

Методическая записка
КАК  НАУЧИТСЯ  УВЕРЕННО ИГРАТЬ  НА ПАМЯТЬ

   Главная причина волнений при выступлениях на эстраде – это боязнь забыть текст, сбиться. Как следствие появляются дрожание рук, ошибки и тому подобное. Во время выступления музыкант должен себя чувствовать уверенно, комфортно, и только в этом случае можно ждать содержательного выступления.
   Сольное исполнение держится на трех основных положениях. Это, во-первых, досконально  выученный текст; во-вторых, – психологическое равновесие, которое тоже поддается тренировке (подробнее см. в главе из  нашей школы «Творческое самочувствие на эстраде»). И в-третьих, конечно, важен уровень музыкального образования и общей эрудиции музыканта.
   Привыкать к сцене лучше всего в ансамблевых выступлениях, где партии могут дублироваться, и первые неудачи, вызванные сценическим волнением, не  так заметны публике.

   Разучивание  музыкального произведения на память делится на пять основных  этапов.

   Первый обязательный этап  определяется  по формуле  «вижу ноты – пою внутренним слухом – играю». По этой  формуле  выучиваются произведения для игры по нотам или чтения с листа.
Заметим, что ученикам первого класса обучения, следует петь одноголосные мелодии вслух, в унисон с игрой на гитаре. Вслух  негромко  напевают свою импровизацию многие джазовые музыканты  во время выступлений на эстраде.
   Второй обязательный этап заключается в поверхностном исполнении произведений на память, без нотного текста, применяя сокращенную формулу «пою – играю». Нередко на этом этапе останавливаются музыканты-любители, жалуясь впоследствии на неуверенное выступление на публике.

Для более углубленного запоминания нужны дополнительные этапы.

   Третий этап: «играю только одной левой рукой – пою звуки». Участвует в игре только левая рука, передвигаясь по грифу, прижимая струны в нужных местах а играющий в это время напевает мелодию. Так же полезно  записывать с грифа выученную пьесу в нотную тетрадь.

   Четвертый этап:  «пою внутренним слухом –  играю по нотам без инструмента». Читаете ноты и играете пьесу в воображении без инструмента, на память воспроизводя аппликатуру.

   И наконец, произведения, которые готовятся для серьезных публичных выступлений или экзаменов, необходимо проработать на завершающем пятом обязательном этапе по формуле «пою внутренним слухом – играю в воображении без нот и инструмента».

   Учить произведение в воображении без инструмента можно в самых разных условиях в любую свободную минуту, например, при поездке в транспорте, на отдыхе  и т.п. Конечно, лучше это делать с закрытыми глазами и в тишине.
   Таким способом активно пользовались известные музыканты, которые во время поездок на гастроли под стук колес повторяли свой концертный репертуар, об этом можно прочесть в мемуарах. Великий Паганини перед концертом прогонял свое выступление мысленно.   
   Игру в воображении желательно осваивать с самого начального обучения, на несложных одноголосных мелодиях. Постепенно такая методика приведёт учащихся к более глубокому выучиванию текста  и к более уверенным выступлениям на эстраде.
   Сольное выступление музыканта является вышей точкой исполнительского мастерства. Не каждый музыкант может похвастаться ярким выступлением на публике, даже если на репетициях он добивался заметных успехов. Поэтому нужно приложить немало стараний, чтобы играть на сцене так же как в спокойной домашней обстановке.

0

112

Тедди написал(а):

Toman написал(а):

    Надо с самого начала приучать использовать более-менее весь гриф. Ну, конечно, без искусственных ненужных (кроме каких-то совсем уж диких спецэффектов) действ типа игры одноголосного соло на 5-6 струнах где-то за 12-м ладом.

А нотный материал - он где? Есть на примете ноты всяких несложных "во-саду-ли-в-огороде" (или других произведений) в три-пять нот в высоких позициях?  Если есть - поделитесь!  http://doodoo.ru/smiles/wo/prayer.gif    Я такого не припомню.

Удосужилась слегка почитать вашу беседу ;)
Ну, нотный материал вроде давно уж есть, может в понимании Тедди это не совсем то, но это, например, Изнаола, Теннант...да, это не мелодии в том смысле, каком хочется тупому начинающему, зато это упражнения по всему грифу. Я так понимаю, что, конечно это не на 5-7 леток рассчитано, хотя, наверное, при правильном и суровом подходе :D можно и им разнообразить такими упр. занятия, но уж чуток постарше должны осознавать, что занялись серьезным делом, а не в куклы с машинками играют и уже должны уметь сосредоточиться, а уж если подросток или взрослый шизеет и тоскует от дальних позиций и диезов с бемолями, то надо подумать, а стоит ли продолжать, мож просто три аккорда задолбать и усе, хватит на всю оставшуюся жизь вполне, и нечего более заморачиваться, не надо это человеку :rolleyes:  По хорошему, если ты решил освоить инструмент, то изволь трудиться, никого Теннанта не волнует, страшны ли тебе бемоли, ноты вообще в этих школах не обсуждается, взялся - значит будешь играть упр. во всех позициях. Это не страшнее школьной математики, выучить ноты - да мелочь какая, сиди с таблицей и разбирай упражнения, это ж не косинусы с синусами. Только вот беда, что многие считают занятия на инструменте чем-то самым последним по важности, хотя убеждены так же, что хотят научиться :D  В этом вся проблема. Те, кто действительно хотят играть -занимаются, и не ноют от дальних позиций, желание играть перекрывает такие мелкие трудности, как найти значки по таблице или без, да какая разница.

А еще как-то попалась школа некоего япошки, Hirokazu Sato, или не совсем школа, а пьески для начинающих, скорее детей,  там во всех позициях, до 12 лада, и разные ритмы и точки и разными пальцами правой, в общем очень развивающая школка, это не "сидел ворон на дубу" или "как пошли наши подружки" ;) Пьески все самого автора, да такие симпотные в большинстве, некоторые современно-абстрактные, некоторые в классич духе, и на две-три строчки. Вот закачала для Тедди поглядеть и послушать, там он и сам играет. Но это вроде не вся школа, я не помню, то ли я оставила себе то, что мне понравилось, то ли почему-то еще, в общем не помню, почему я часть почикала. http://files.mail.ru/UHPSYF

К вопросу о дальних позициях - там играть упражнения гораздо предпочтительнее, потому что рука правильно стоит, параллельно грифу, не выкручивается, запястье контролировать легче. Так же легче прижимать, растяжки меньше, первые позиции технически труднее, жестче.

0

113

Toman написал(а):

Вот дали ученику мелодию, он её знает, так пусть играет, зачем его нотами сразу пугать? Пусть сосредоточится на самой игре. А мы только будем указания давать - типа "а попробуй всё это на одной струне, по грифу поездить", "а теперь попробуй, наоборот, без смены позиции, но со сменой струн, где-нибудь в этом районе", "а теперь некий смешанный вариант - с какой-то сменой позиции в 1-2 местах, попробуй, поэкспериментируй, где это удобнее сделать", "а теперь попробуй на басовых, на октаву ниже" и т.п. - а если товарищ правильно настроенный, так он и без указаний сам попробует что-то такое сделать

Хорошие слова, сразу видно, что творческий чел писал http://funportal.info/smiles/smile263.gif Я согласна на все сто, но реальность гораздо скучнее, не все на такое способны. Наверное, им и не надо давать инструмент в руки :D это не их дорога. Подбирать или что-то транспонировать - непонятно зачем, творчества никакого, разве что табы порыть в инете можно.  Думается мне, большинство ждет готовое решение, не прилагая творческих и мозговых усилий. Оттуда и результат.

Тедди написал(а):

А как же он сыграет? Не зная, на каких струнах-ладах какие звуки извлекаются?
Он ее(мелодию) будет знать на слух. А как он узнает, как ее сыграть? Если с грифом только начал знакомиться?

Странный подход http://yoursmileys.ru/msmile/negative/m1363.gif А как подобрать мелодию на блокфлейте или на скрипке? Это что, проблема? Ну коряво будет на скрипке, но кайф же, это ж увлекательно! На гитаре-то проще, не фальшивит :D Какая разница, какие струны или лады, тыкай, ищи и запоминай, потихоньку вырисуется мелодия, даже руки для этого могут стоять как попало и одним пальцем можно, это к технике не имеет отношения, если человеку просто в кайф, что под его пальцами получается мелодия.

Тедди написал(а):

То есть начинать нужно с подбора на слух методом тыка и гриф изучать тоже эмпирически? Вряд ли много народу успешно выучится по такой методике.

Какой-никакой, но подбор по слуху сам собой разумеется на протяжении всей жизни музицирующего человека, начиная с того дня, как он взял в руки инструмент [взломанный сайт] Ну кто больше, кто меньше, кто совсем в импровизаторы подается, кто просто иногда для удовольствия, когда никто не видит, или для пробы чего-то при разучивании, поиске и тд..
А процесс обучения включает это, конечно же, но ясен пень, что не только это, и это не преобладает, для того и пишут школы с нотами и упражнениями :D (хотя в идеале -суть музыки- петь и играть по слуху и сочинять :'( , но где ж взять такой талант, а не хочется быть ослом, вот и зубрим по методикам всяким)

Тедди написал(а):

А вот подобрать первые мелодии - займет дни, а то и недели (с учетом того, что аппликатурку нужно будет запомнить для будущих подвигов. :) Ей-богу, выучить ноты и десяток мелодий по нотам займет меньше времени. Что подтверждает опыт.

Что-то ты хватанула, соглашусь с Томаном. Ну пол часа, ну пусть криво, по кусочкам, если это вроде "пусть бегут неуклюжи", или "подмосковные вечера" и тд, ну...если что-то сложное и не поддается, человек сидит с наушниками и мучительно вслушивается и снимает, снимает по кусочкам, тогда дни идут в счет, но это уж позже, конечно. Подбирать на гитаре сложнее, конечно, чем на фо-но в силу технических особенностей на нач. этапе, физически трудно прижать, звук корявый, но в целом принцип такой же, как и на всех инструментах -тыкай, ищи и все.
А выучивание -это совсем другой процесс, никто его не отменял, само собой, как же без него

Тедди написал(а):

Интересно, кто видел таких первоклашек, которые не только за 5 минут подбирают любую мелодию (пусть и одноголосную). но и уверенно ее транспонируют в процессе подбора ("Ну, ошибёшься с началом мелодии на лад, значит, будет она сыграна на полтона выше или ниже")?

Ну не будем передергивать, зачем любую, конечно не любую, а простую, яркую, любимую, и мож неверно, мож не до конца, но а как же не пробовать, это первое, что делает чел, взявши инструмент, хоть какой. Мое знакомство с гитарой началось с подбора, не помню чего, а как же было еще, откуда было еще что-то взять, никто не показывал, сняла со стенки и уединившись кайфовала себе под нос, ясно, что детский сад это, но ушки работали. Потому и настроить гитару потом, когда показали, не вызывало вопросов, это само собой разумелось - ткнул, дернул, услышал, покрутил, и шо еще надо http://smailik.3dn.ru/_ph/9/1/391059910.jpg

Тедди написал(а):

А человек, обучавшийся систематически, подбирает сходу - что не раз приходилось наблюдать.

Это при наличии у него слуха изначально и желания творить. Без самостоятельных проб в самом начале никто не доберется до стадии "систематического обучения", туда берут боле-мене способных и творческих, а это предполагает творчество с самого начала [взломанный сайт] А систему никто не ругает, как же без нее, с ней в сто раз лучше!

Toman написал(а):

Про полутоны и равномерно-темперированный строй я узнал, когда ... в районе уже 3-5-го класса начал писать всякие программы на Бейсике
хотя было некоторое желание попробовать сделать программу, игравшую бы по нажатиям клавиш ноты как раз из чего-то отличного от равномерно-темперированного строя, или равномерные, но не 12-ступенные строи - правда, тогда я совсем ничего не знал по теории, так что не знал, как эти гаммы строить вообще, чтобы получилось что-то осмысленное - и это меня тогда и остановило (если бы не остановило - ну, попробовал бы, наверное, 22- и 24-ступенные равномерные гаммы, а дальше бы ничего не понял и застопорился) ). А интересовало то, что была на компе одна демо-программа, которая просто играла мелодии, и некоторые из них мне понравились, и я хотел оттуда получить ноты, чтобы можно было сыграть на пианино.

Вот творец, однако, в 3-5 классе! Нынешним детям одну ноту без инструкции ткнуть сложно и скучно.

0

114

:) Алис, ты рисуешь идеальный вариант маленького моцарта или типа того. А много ты таких встречала в жизни? Чтобы освоить инструмент через самостоятельную возню с подбором мелодий - ты и сама упомянула - нужны значительные способности. К тому же музыкальные способности многогранны. И европейская музыка развивалась по пути "списьлизации". Способные к сочинительству оттачивают эту область таланта. Способные к виртуозному исполнительству - свою грань. Совмещать это, конечно, можно, но очень редко встречается в природе виртуоз-исполнитель, который одновременно выдающийся композитор.
   К тому же - зачем пренебрегать уже накопленным опытом и каждому ученику изобретать велосипед каждый раз заново? Пусть на здоровье подбирают те, кому это сходу интересно и не вызывает заворота мозгов. Да и не даст это серьезного прироста ни технического ни сочинительского, если человек помучается и подберет "пусть бегут неуклюже" и какую-нибудь "пачку сигарет". На ютубе полно таких подборщиков и что, много поводов они дают для восхищения, много продемонстрировали дальнейшего прогресса? :)
     Закрывать же остальным попытки освоить инструмент - имхо, дискриминация. В конце концов, обучение музыке дает возможность и слушательский уровень поднять, что тоже важно для культуры.

   Ты же знаешь, я стопудово за упражнения. А баталия наша с Томаном выросла, как слон из мухи. :) Я упомянула, что паре девчонок, которые взяли первые несколько уроков еще предстоит некоторое время посидеть в первой позиции, пока не научатся уверенно воспроизводить мелодии в несколько заданных звуков.  Большинству и алгоритмы в четыре-пять звуков, на первых порах, даются нелегко. Вот и все. Развитие событий зависит от их трудолюбия, и интереса.

0

115

Вот забавно. Я уже упоминала о переводе книги Андреаса на терагитар.ру. Перевод, к сожалению, по причине летней лени застопорился. Но я очень вдохновилась оттуда идеей расслабления при игре. А тут стала пересматривать старые статьи и книжки и нашла почти в каждой упоминание о важности расслабления. Причем, все это прочитано, а кое-какие материалы я даже редактировала перед публикацией.
   И только после штудирования последнего пособия мысль, наконец, запала в голову. Интересно, почему так? Я ведь и раньше на нее неизменно обращала внимание и думала - вот оно! - но проходили дни - и все забывалось...
   Может быть дело в том, что у Андреаса в каждом абзаце повторяется мысль о недопустимости напряжения, с кучей живописных примеров, с массой упражнений, и она, наконец-то запомнилась достаточно прочно?
    Хотя есть у меня подозрение, что и наши уроки сольфеджио, наконец, подействовали. Я имею в виду занятия по фразировке.

0

116

Разговор зашел в теме для видеороликов.

ПродавшийДушу написал(а):
Тедди написал(а):

Здорово! Продавший, ты заметно прогрессируешь в звуке и технике.  Отлично, что вам удалось сыграться.
    А гитара на правой коленке - это сознательно или просто как вариант?

Вообще-то, я всю жизнь играю только так Это позволяет играть, сидя глубоко на стуле, облокотившись на спинку. А на левой ноге нужно играть, сидя на краю. В сочетании с саппортом посадка на правой ноге даёт что-то похожее на "старинную" фламенковую посадку:

http://eugensedko.com/images/articles/posadka_postanovka/2.jpg
   Подумалось: хорошо мужчинам и всем высоким-длинноруким-длиннопалым. Для них, для удобства игры, несущественны отступления от классической посадки.

0

117

Тедди написал(а):

Подумалось: хорошо мужчинам и всем высоким-длинноруким-длиннопалым. Для них, для удобства игры, несущественны отступления от классической посадки.

  Тедди, не переживай! Сейчас всё можно нарастить. :D

0

118

певица написал(а):

Тедди, не переживай! Сейчас всё можно нарастить.

   И шо? Станет не только ширше-длиньше, но и работать будет не хуже натурального?  [взломанный сайт]

0

119

Тедди написал(а):

Подумалось: хорошо мужчинам и всем высоким-длинноруким-длиннопалым. Для них, для удобства игры, несущественны отступления от классической посадки.

Это только кажется. Отступления одинаково существенны для всех. Только вовсе не от "классической посадки" отступления, а от наиболее удобной, индивидуальной для каждого (которая, в свою очередь, зависит от удобной или привычной постановки рук, и т.д.) А что такое есть "классическая посадка" - вообще непонятно. Ту же скамейку можно поставить на самый нижний зуб, можно на верхний, а можно, как у нас некоторые практикуют - вообще нештатно выше верхнего ;) Вот этот вариант, например, мне был бы удобен для игры, наверное - но категорически неудобен для сидения: я так сидеть долго не выдержу. Или кто-то преимущественно прямыми пальцами играет, так для меня все такие варианты постановки и посадки закрыты - я просто не представляю себе, как можно играть прямыми пальцами. Кто-то ладонь отклоняет градусов на 45 от линии продолжения предплечья - опять же, я так не могу. Т.е. ладонь отклонить можно, но это предел, так и нормально играть уже не получится, и вообще травмироваться можно, если пытаться. А кому-то, вероятно, такой вариант подходит (хотя трудно поверить, чтобы даже им он подходил лучше, чем ладонь на прямом продолжении предплечья - всё-таки это самое физиологически удобное положение).
А при остром несоответствии размера гитары длине рук, пальцев, при слабой растяжке и т.д. - при любой посадке будет неудобно играть просто из-за дефицита растяжки. И совершенно не факт, что в таких усложнённых условиях самой удобной посадкой вдруг окажется именно "классическая". Взять хотя бы типичный пример - пресловутых корейских малышей со взрослыми полноразмерными гитарами. Ну как они сидят - это же трудно назвать классической посадкой?

0

120

Toman написал(а):

А что такое есть "классическая посадка" - вообще непонятно. Ту же скамейку можно поставить на самый нижний зуб, можно на верхний, а можно, как у нас некоторые практикуют - вообще нештатно выше верхнего

   Как - что? :) Левая нога на скамейке, гитара лежит на левой ноге. Высота скамейки - ни разу не видела, чтобы строго оговаривалась. Это зависит от роста и телосложения.
   Я давно замечала, что высокие люди довольствуются низкой скамейкой и грифом, стремящимся к горизонтальному положению. А низкорослые норовят поставить левую ногу повыше и гриф задрать. Это и есть индивидуальные особенности для каждого.
   Эстрадная же посадка с гитарой на правой ноге высокорослым не доставляет ярко выраженных неудобств. А вот с моим ростом - неудобно жутко, корпус гитары задирает правое плечо так, что рукой работать трудно.
   Ну а корейские дети ничего по теме нашего разговора не доказывают - это экстремальный такой прикол, ничего больше.

0

121

Тедди написал(а):

Эстрадная же посадка с гитарой на правой ноге высокорослым не доставляет ярко выраженных неудобств. А вот с моим ростом - неудобно жутко, корпус гитары задирает правое плечо так, что рукой работать трудно.

Мне - тоже неудобно, и по той же причине. Возможно, даже ещё менее удобно. Хотя конкретная постановка руки другая. Я вообще не представляю себе, как играть правой рукой, когда гитара на правом колене по-эстрадному. Левой, впрочем, тоже неудобно.

Тедди написал(а):

Я давно замечала, что высокие люди довольствуются низкой скамейкой и грифом, стремящимся к горизонтальному положению. А низкорослые норовят поставить левую ногу повыше и гриф задрать.

Гриф задрать я бы тоже не прочь. Только вот ногу высоко ставить неудобно. Точнее, неудобно в таком положении сидеть. Позвоночник кривится, задница отдавливается, опираясь на стул только с одной стороны, и т.д. Т.е. если ещё сесть и 3 минуты что-нибудь сыграть, и сразу уйти отдыхать было бы можно, то вот сидеть и заниматься так - нереально. Поэтому или подставки (но они меня как-то напрягают своей ненадёжностью и хлипкостью, да и с ноги ползут слишком), или как раз уходить от классической посадки.

0

122

Toman написал(а):

Мне - тоже неудобно, и по той же причине. Возможно, даже ещё менее удобно.

   Длинная рука все-таки более свободна в движениях, чем более короткая. Там, где длиннорукий ограничен в движениях, коротышка вообще скован.

Toman написал(а):

Только вот ногу высоко ставить неудобно. Точнее, неудобно в таком положении сидеть. Позвоночник кривится, задница отдавливается, опираясь на стул только с одной стороны, и т.д

   Кстати, высота стула тоже штука непростая. С моим ростом на стандартных стульях комфортно. А вот недавно показывала подружкиной дочке, как сидеть с гитарой в женской посадке. И девчонке некуда было девать ноги.  [взломанный сайт] . Мне сперва померещилось, что стуья у них слишком низкие. Прикинула по своей ноге - нормальные.  http://yoursmileys.ru/msmile/fun/m0124.gif  Просто девчонка длинноногая, вот и не хватает ей высоты стандартного стула для комфортной посадки. Пришлось подушки подкладывать.
   Кстати высота сиденья как раз в пособиях по гитаре кое-где оговаривается: правая нога должна быть согнута под прямым углом. Если угол острый - стул низок.
    Ну а за положением спины и плеч просто нужно следить. Мы и без гитары норовим сутулиться и кривиться. А в рабочей позе это становится более заметно.

0

123

А вот ещё один любитель фламенковой посадки на правой ноге с саппортом (шутка):

Отредактировано ПродавшийДушу (2013-07-26 22:52:50)

0

124

alisssa написал(а):

Какой слух бы ни был, как тонко музыку человек ни воспринимал бы, он будет нем без соответствующей техники. И чем лучше техника, ... тем он лучше может себя выразить. Предвижу твои возражения ...  чем техническая сторона сильнее, тем больше и легче можно выразить и донести до слушателя.

   Это абсолютно правильно как и выражение "нужно делать хорошо, чтоб все было хорошо". :)
   Я не считаю технику рисунка и музыкальную тождественными. Но параллель для образности провести можно и некоторые аналогии найти. В музыке кроме звукоизвлечения есть темп, ритм, фразировка, динамика, тембральная окраска и т.п. без которых порядочное исполнительство невозможно. Точно так же и в рисовании есть перспектива, умение передать объем, светотень, фактура, движение, динамичность живого и статика неживого. Без чего порядочное изображение невозможно.

alisssa написал(а):

В изобразительном искуссьтве все равно, как держать кисть или карандаш 
изобразительное искусство лишено спортивной составляющей. торопиться некуда, можно сделать что-то медленно и аккуратно.

   Ну и в изобразительном искусстве не "все равно" :). Хотя нет столь жестких требований, потому что в рисовании нет такого количества рутинных, повторяющихся мелких утомительных движений.
     А вот между "торопиться" и "медленно и аккуратно" есть разница что в рисовании, что в музыке. Если правильно понимать торопливость как торопливость (а не просто быстрый темп), а аккуратность - как аккуратность. Можно неряшливо, но быстро и даже зажигательно сыграть. Можно ювелирно препарировать в в темпе помедленнее, но все равно зацепить слушателя. А в рисовании сразу видна разница между смелым и решительным штрихом и медленно, "высунув язык" выведенной линией.

alisssa написал(а):

А ведь и культями люди рисуют, и ногами, и в зубах карандаш держат.В музыке такой номер не пройдет -- Есть, конечно, герои, которые на гитаре ногами играют, но... о серьезной музыке и исполнительстве говорить не приходится.

   А в нерукотворной живописи о "серьезном искусстве" говорить приходится? Тоже ведь большинство рисующих остаются на среднем и ниже среднего любительском уровне за исключением нескольких очень одаренных.

alisssa написал(а):

В музыке есть такие понятия, как время, темп, в изобр. иск. таких понятий нет. Можно 20 лет поправлять картину))
Красивую линию с таким или эдаким нажимом можно сделать да хоть как держи ты этот карандаш, ну можно приноровиться. А вот красивый звук при некотором положении руки порой произвести проблематично.

   Ну "при некотором положении руки" и нарисовать требуемое проблематично. И музыкант может "приноровиться", если у него способности высокие.

alisssa написал(а):

Но все ж, как интересно смотреть на спортсмена, акробата, так и всегда будет интересно смотреть на виртуоза на инструменте - потрясающие возможности человеческого мозга и тела!

   Это понимающему человеку интересно. Рядовой обыватель представляет себе игру на инструменте очень примитивно. Доказательство тому - ужимки драматических актеров, изображающих иузыкантов. Где главное поэффектнее "танцевать", а движения рук по инструменту абсолютно смехотворны.

   Я почему завела разговор. Потому что смешит немного "скунскамера"(с) на террагитаре. Когда вдруг затевается очередной разговор на тему "На меня Снизошло Откровение, Теперь Я Знаю Великий Секрет". А великий секрет, как и всякая деталь мифа, мал, короток и является только маленьким кусочком настоящей картины. Зато ярок и "ежу понятен". :)

0

125

начало мысли тут Изобразительное искусство

Тедди написал(а):

Я не считаю технику рисунка и музыкальную тождественными. Но параллель для образности провести можно и некоторые аналогии найти. В музыке кроме звукоизвлечения есть темп, ритм, фразировка, динамика, тембральная окраска и т.п. без которых порядочное исполнительство невозможно. Точно так же и в рисовании есть перспектива, умение передать объем, светотень, фактура, движение, динамичность живого и статика неживого. Без чего порядочное изображение невозможно.

Иногда в музыке при наличии техники можно обойтись без всего этого, а просто точно воспроизвести ноты. По крайней мере, музыка барокко это стерпит. Гораздо ужаснее слушаются те, кто без техники пытается туда "вдохнуть жизь" :rolleyes: А вообще без техники даже Кузнечика не сыграешь - нельзя сказать, я так слышу, мне ноты не важны, мне мимо ладов и ритма нравится, как звучит! :D  А вот в изобр. искусстве в наше время имеют право на существование обе дороги - хошь, копируй действительность, точно передавай перспективу, объем, глаза на месте рисуй, а хошь на пупке их нарисуй и скажи - а я так вижу, реальность - не главное :D А теперь вот ваще и гиперреализм за искусство считают.
Скорее можно провести аналогию между комопзиторским и изобр. искусством.

Тедди написал(а):

А в рисовании сразу видна разница между смелым и решительным штрихом и медленно, "высунув язык" выведенной линией.

Точно так же, как и между "соломой", накиданной неряшливой неопытной рукой(вернее головой) и точным филигранным штрихом, медленно и кропотливо "нанизанным" опытной рукой и глазом.

Тедди написал(а):

А в нерукотворной живописи о "серьезном искусстве" говорить приходится? Тоже ведь большинство рисующих остаются на среднем и ниже среднего любительском уровне за исключением нескольких очень одаренных.

Да просто по статистике среди инвалидов не все художники, а среди художников не все инвалиды :D А так среди безруких и пр. есть такие же таланты, как и среди обычных людей. Конечно, скульптором или резчиком быть малореально, а рисовать некоторые очень даже могут, дадут фору здоровым.

Тедди написал(а):

Ну "при некотором положении руки" и нарисовать требуемое проблематично. И музыкант может "приноровиться", если у него способности высокие.

Это ж как надо взять карандаш, чтобы трудно было выводить живую смачную линию, а получалась только жиденькая? Тут все дело в видении, а не в руке. Если представляешь только "плоско", жиденькие рисунки и будут.
А если скрипачу или гитаристу поставили криво руку, пока уши прочистятся... а потом ему придется тратить не один год на изменение положения руки, угла атаки и пр....
Ну кто-то одаренный приноровится, представляя. какого звука он хочет, соответственно слуху. Но это ж труднее, зачем лишние сложности?

Тедди написал(а):

Это понимающему человеку интересно. Рядовой обыватель представляет себе игру на инструменте очень примитивно.

Ну а зачем тогда даже рядовой обыватель прется на концерты, хоть певцов, хоть игрунов?  Не, он тоже понимает, что они вытворяют что-то эдакое. Даже малышня, которая в 8 лет думает, что ща возьму гитару и запилю, как те, что в телеке, на сцене под прожекторами, хочет так же. Потому что чувствует, что это круто, что они вытворяют то, что другие не могут. Хотят сами перед друганами блеснуть. Другое дело, у них в голове не сходится - а сколько труда надо вложить :D До этого их мысля не идет.

Тедди написал(а):

Я почему завела разговор. Потому что смешит немного "скунскамера"(с) на террагитаре. Когда вдруг затевается очередной разговор на тему "На меня Снизошло Откровение, Теперь Я Знаю Великий Секрет". А великий секрет, как и всякая деталь мифа, мал, короток и является только маленьким кусочком настоящей картины. Зато ярок и "ежу понятен". :)

Ну на то и форум, чтобы в очередной раз затеять песню про белого бычка :D Параллельно люди что-то нормальное повысказывали, ссылки повыкладывали. Процесс идет... А может на кого-то и снизошло реально? Ведь самый захоженный горный перевал для кого-то в первый раз! И как открытие! Просто некоторые странно общаются, стоят на своем, как на последнем рубеже, адреналином питаются в перепалке, что ли :D

0

126

alisssa написал(а):

Точно так же, как и между "соломой", накиданной неряшливой неопытной рукой(вернее головой) и точным филигранным штрихом, медленно и кропотливо "нанизанным" опытной рукой и глазом.

   :) Ну, решительная энергичная штриховка, положенная хорошо тренированной и координированной рукой, вполне себе может быть филигранной и тоже отличается от ювелирного выкозюливания.

alisssa написал(а):

Это ж как надо взять карандаш, чтобы трудно было выводить живую смачную линию, а получалась только жиденькая?

   Почему - жиденькая? Она может быть вполне смачная, но не там, не туда и не по делу. Как надо взять? Да хотя бы неловкой, плохо координированной или  перенапряженной рукой, что происходит с новичками сплошь и рядом: хоть с карандашом, хоть на клавишах хоть с веником.

alisssa написал(а):

А так среди безруких и пр. есть такие же таланты, как и среди обычных людей.... рисовать некоторые очень даже могут, дадут фору здоровым.

   Ну и талантливые играющие без рук тоже вполне дадут фору многим здоровым.

alisssa написал(а):

А вообще без техники даже Кузнечика не сыграешь -

alisssa написал(а):

А если скрипачу или гитаристу поставили криво руку,

   То есть, неверующие в очередное "великое открытие в области Единственно Правильной Постановки" непременно против обучения технике вообще? :)

alisssa написал(а):

Ну а зачем тогда даже рядовой обыватель прется на концерты, хоть певцов, хоть игрунов?

  Развлекаться. То, как достигается результат, интересует единиц. Большинство просто оценивает "красиво-некрасиво", "блестит- не блестит".

alisssa написал(а):

А вот в изобр. искусстве в наше время имеют право на существование обе дороги - хошь, копируй действительность, точно передавай перспективу, объем, глаза на месте рисуй, а хошь на пупке их нарисуй и скажи - а я так вижу, реальность - не главное


  Так и в радикальной музыке то же самое: хоть пенопласт пили, хоть на водно-бачковом инструменте заливайся. А публике объяснят, что она дура и не так слышит.  :crazyfun:

Кстати, про наклонную постановку хорошо сказал то ли Катаксей, то ли Старина: изменилась среда, оформляющая подачу звука. Аппаратура. Искусственное усиление сделало ненужным живую мощь извлекаемых звуков. Вот и можно стало царапать хоть косо, хоть прямо. А обобщать, как некоторые, что, мол, у поколения отцов, дедов и прадедов инструмент звучал не благодаря, а вопреки "неправильной постановке" - это несерьезно.

0

127

Тедди написал(а):

Аппаратура. Искусственное усиление сделало ненужным живую мощь извлекаемых звуков. Вот и можно стало царапать хоть косо, хоть прямо.

Когда гитарист выходит играть с оркестром (симфоническим, но вообще неважно каким, ибо гитара всё равно тише всех) на "чистой" гитаре без звукоснимателя, надеясь на воздушный микрофон и комбик за спиной, это всегда выглядит крайне бледно. Коэффициент усиления ограничен, и гитарист начинает именно что царапать, драть, лишь бы погромче, лишь бы было хоть что-то слышно на фоне грохочущего оркестра. Вот звукосниматель в гитаре, кто бы что ни говорил о "нечестности", таки позволяет играть на классической гитаре с оркестром нормальным красивым звуком (пример чего я слышал в своё время в исполнении Виницкого). Интересно, кто-нибудь из наших классических гитаристов, практикующих выступления с оркестром, смирился с этим фактом и стал играть такие концерты со звукоснимателем?

alisssa написал(а):

Иногда в музыке при наличии техники можно обойтись без всего этого, а просто точно воспроизвести ноты. По крайней мере, музыка барокко это стерпит.

Что-то я не уверен, что там всё так прямолинейно в смысле точного следования нотам. Имхо, такого просто быть не может - выразительной музыки без агогики и не стандартизированных акцентов. Может быть, пределы дозволенного уже, но это не облегчает задачу получить выразительность в этих более узких пределах.

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры на ГИТАРНУЮ тему » Правильные занятия (Идеи и мысли, теоретические опыты)