КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры на ГИТАРНУЮ тему » Платочек и Паганини - модерирование игры


Платочек и Паганини - модерирование игры

Сообщений 1 страница 50 из 52

1

Скажу сразу - в общем, иногда действительно полезно взять носовой платок подсунуть его под струны у подставки и, обернув платок, заглушить их. Занятия без звука могут быть полезными и на уроке, когда несколько человек в классе играет каждый свое и, что важнее, в индивидуальных занятиях, как способ проучивания движений и создания красивого, сильного звука (да-да, в одной консерватории в классе гитары это основной метод занятий - игра с платочком  ;-) , хотя мне больше нравится называть это "игра с сурдиной", хотя это, возможно, и не совсем подходит).

Ах да! Теперь про Паганини

"Один англичанин полгода тайно следовал за ним по всем гостиницам, надеясь подслушать и раскрыть "секрет" его игры. За все время он ни разу не слышал из комнаты скрипача ни звука. Наконец однажды он увидел в замочную скважину, как Паганини вынул скрипку из футляра и положил на плечо. Англичанин застыл в предвкушении своей удачи, но маэстро молниеносно пробежал пальцами по струнам и положил инструмент на место. "

Отредактировано Nagekidori (2010-11-03 03:49:22)

0

2

А ссылка получилась? у меня не видно -Http://sovremennik.ws/2007/11/09/print:page,1,poslednie_gastroli_nikkolo_paganini.html

0

3

Ссылка не получилась. Только через копировать-вставить...  :dontknow:  Здешний сервер почему-то не признает ссылок со значком подчеркивания в адресе. Как с этим бороться, я до сих пор не поняла, хоть и обсуждали.

Вот тот же текст, это отрывок из книги Сергея Цветкова "Великое неизвестное" (страница начинается с кусочка предыдущей главы):
http://www.modernlib.ru/books/cvetkov_s … e/read_24/

   Кроме платочка еще можно использовать полоску поролона. Играть таким образом на уроке бесполезно, если имеется в виду урок в классе у преподавателя. Потому что преподавателю ученик должен показать результат трудов, а не процесс разучивания. А вот оградить домашних от сомнительного удовольствия выслушивать бесконечные недоученные дубли - для этого сурдина (почему бы и нет?) бывает полезна.

   А жаль, что у Паганини не сложилась поездка в Россию. Кто-то из российских аристократов-меценатов, вроде бы даже всерьез подумывал о его приглашении. Где-то я об этом читала, но не помню, где.

0

4

По моему мнению, игра с сурдиной никак не может способствовать "созданию красивого, сильного звука" (говорю о гитаре, про другие инструменты не знаю). Всё в точности наоборот: испортите себе звук к чёртовой матери. При игре с сурдиной можно играть не чисто, и это не будет заметно. Имхо, очень коварный способ занятий. А уж когда несколько человек в классе играет каждый свое — это, дамы и господа, называется дурдом :D, и заниматься так нельзя при любом раскладе. Сурдина на гитаре — это только от безысходности (когда нельзя шуметь, а заниматься позарез надо), и только для технических упражнений на выносливость, и никак иначе. Если есть проблема — покупайте сайлент-гитары, миди-гитары, электрогитары под нейлон и т.п., и играйте всю ночь очень тихо, но с "полноценным" звуком. Засурдиненный звук — источник больших проблем в будущем.

0

5

Никак не соглашусь. Звук улучшается на глазах - попробуйте так разыграть свое произведение пару раз. Лично учил наизусть сам только таким способом, и присутствовал на уроках, где играли только таким образом. От этого, на мой взгляд, только польза. звук все же не выключается полностью, остается, звуковысотность пропадает, ухо начинает работать иначе, правильнее, многие огрехи вылезают наружу.

Отредактировано Nagekidori (2010-10-29 16:16:17)

0

6

При игре с сурдиной можно недожимать левой — и это будет незаметно. Всё равно идёт глухое пиццикато. Динамические оттенки идут лесом, качество звукоизвлечения идёт лесом. Угол наклона правой руки, игра ногтем, подушечкой, тирандо или апояндо, всё становится пофиг, результат-то один — глухой клёкот. Киксы не заметны, т.к. соответствуют нормальному звуку. Вибрато бессмысленно, кантилена невозможна. Нужно какой-то звук выдержать, не заглушить его — пофиг, всё съела сурдина.

0

7

Перечитал и заметил ошибку. Хотел сказать, не у подставки а между последними ладами на грифе и струнами нужно что-то просунуть, например платок, или паролон или носок если нет ни того ни другого под рукой ))) у подставки, наверное, тоже можно, только там больше места нужно заткнуть чем-то, чтобы получился похожий эффект.
Сам учил таким способом Каюнбабу (иногда даже не перестраиваясь), прелюдию из сюиты, та что d-dur, 3 вроде, Баха. Ну и шмеля вроде. Да много чего. Вообще, брал за правило как выучу, чтоб не заигрывать в ушах, играть токма с платочком.

0

8

Тут немного включаешь воображение еще, и все что нужно в игре, разумеется,  выполняешь. Звук от этого, насколько я знаю, ни у одного человека, хуже не стал, (а человек 20, на моей памяти, точно пользовались таким методом, сам присутствовал при этом), самого разного уровня и возраста, а вот лучше звук становился, люди наоборот учились прислушиваться к своей игре вот таким образом.
Хотя конечно, находились и те, кто такой метод тщательно высмеивал. Виталий Михайлович вот был в этом замечен например ))) А Сергей Александрович наоборот тщательно данный метод продвигал, за что ему, разумеется, огромное спасибо лично от меня.

0

9

Nagekidori, а вы выкладывали уже где-нибудь свои записи? Было бы интересно их послушать.

0

10

Nagekidori написал(а):

Тут немного включаешь воображение еще, и все что нужно в игре, разумеется, выполняешь.

Как всё просто оказывается, чёрт, а я-то и не подозревал :D.

Nagekidori написал(а):

Виталий Михайлович вот был в этом замечен например ))) А Сергей Александрович наоборот тщательно данный метод продвигал...

А Арчибальд Арчибальдович что по этому поводу говорил?

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-10-30 10:18:01)

0

11

Тедди написал(а):

а вы выкладывали уже где-нибудь свои записи? Было бы интересно их послушать.

Ну что вы все докажи да докажи )))
Нет, не выкладывал. Это ж надо оцифровывать, или просить в звукозаписи, а снимать как-то не планировал, да и не на что тут, да и нравится мне, что мы вот так с Вами общаемся :-)).

ПродавшийДушу написал(а):

А Арчибальд Арчибальдович что по этому поводу говорил?

Это вы так про Сергея Александровича Камаева пошутили? А про Виталия Михайловича Деруна, я думал, вы слыхали...

0

12

Вот тут, вроде есть - http://musichere.org/song/Pol__Moria__A … 38079.html

0

13

Nagekidori, Вы стесняетесь назвать фамилии своих Арчибальд Арчибальдовичей? У них неприличные фамилии? Все сплошь Розенкрейцеры? :D
Вы разговариваете намёками, как хитрый еврей :D.

По теме: при игре с сурдиной затруднён контроль того, что делаешь, в этом и опасность. Сурдина пригодна только для упражнений на выносливость, как я уже и писал. Ну, может, ещё таким способом можно тупо текст учить (хотя это уже сомнительно, т.к. звучит произведение не так, как оно должно звучать, и слуховое запоминание будет сильно искажено). Если Вы или ещё кто-то не испортили себе звук сурдиной, то только потому, что не слишком много так занимались. А вовсе не потому, что это чем-то полезно. Занятия на нормальном инструменте в тыщу раз предпочтительней, чем что-либо другое, всегда. Сурдина — это только от безысходности, когда нет другой возможности.

0

14

Согласен, что все точки зрения имеют право на существование. И ваша не менее, чем моя. Просто многим людям помогло, и они сами и слушатели оценили такой метод. Хотя да, первая мысль возникает именно про занятия на беглость, или на технику, ну на зубрежку, конечно. Однако зайдите в Магнитогорскую консерваторию в день академического или сессии у гитаристов и посмотрите, как некоторые из них разыгрываются, перед выходом на сцену. Люди считают, что так лучше, и я их полностью поддерживаю. Если кому-то помогло, или наоборот, значит, нужно поделиться и рассказать ;-) Мы ж тут все практики.

0

15

Да имеют, имеют любые мнения право на существование.
В первом посте Вы сказали, что это "способ создания красивого, сильного звука". В том смысле, что нужно драть за струны со всей мочи, т.к. звучит тихо? Типа силу тренируем? Ну так это сомнительно весьма. Вреда-то гораздо больше получается (я уже выше написал, какого). Да, и какие "огрехи вылезают наружу" при игре с сурдиной? По-моему, наоборот, огрехи будут усиленно скрываться. Процыкать с сурдиной гораздо легче, чем сыграть нормальным звуком без ошибок.

0

16

ПродавшийДушу написал(а):

В том смысле, что нужно драть за струны со всей мочи, т.к. звучит тихо? Типа силу тренируем?

нет конечно, играть нужно как обычно играешь, и так же следишь за своей игрой и слушаешь себя, но вот с сурдиной. Ну вот тренировали же певцов бельканто загоняя под стул, под стол, в любых положениях чтоб петь мог, а Штоколов вроде вообще гортань предлагал ежедневно растягивать ложечкой смотря в зеркало, и даже вроде и Шаляпин и Карузо так делали.

0

17

ПродавшийДушу написал(а):

По моему мнению, игра с сурдиной никак не может способствовать "созданию красивого, сильного звука" (говорю о гитаре, про другие инструменты не знаю). Всё в точности наоборот: испортите себе звук к чёртовой матери. При игре с сурдиной можно играть не чисто, и это не будет заметно. Имхо, очень коварный способ занятий. А уж когда несколько человек в классе играет каждый свое — это, дамы и господа, называется дурдом :D, и заниматься так нельзя при любом раскладе. Сурдина на гитаре — это только от безысходности (когда нельзя шуметь, а заниматься позарез надо), и только для технических упражнений на выносливость, и никак иначе. Если есть проблема — покупайте сайлент-гитары, миди-гитары, электрогитары под нейлон и т.п., и играйте всю ночь очень тихо, но с "полноценным" звуком. Засурдиненный звук — источник больших проблем в будущем.

Как выход для того, чтобы не мешать соседям и домашним - это действительно, никакой не выход, для этого и правда лучше купить сайлент-гитару. А вот для некоторой накачки это полезно. Если что-то уже понимаешь в звуке, испортить его таким образом невозможно. При игре с поролоновой заглушкой автоматически ухо требует привычного звонкого сильного звука, соответственно рука начинает автоматически долбить сильнее (при условии понимания всяких там предустановок и пр.), прикладывает больше усилий, а это некоторая тренировка. Когда вынешь заглушку, на некоторое время возникает ощущение легкости.
Для левой руки пользы никакой. Хотя, может для расслабления и облегчения, ведь недожимы не слышны.

Nagekidori написал(а):

Сам учил таким способом Каюнбабу (иногда даже не перестраиваясь)

Не перестраиваясь - это жесть!  [взломанный сайт]

0

18

alisssa написал(а):

А вот для некоторой накачки это полезно. Если что-то уже понимаешь в звуке, испортить его таким образом невозможно. При игре с поролоновой заглушкой автоматически ухо требует привычного звонкого сильного звука, соответственно рука начинает автоматически долбить сильнее

"Для некоторой", и в очень некоторой степени. :)  Испортить звук проще простого, если говорим о людях нашего уровня, а не о выпускниках консерваторий. Легко вспомнить и из нашего числа тех, кто лупит сильно, но неприцельно и очень доволен собой. :)
   Продавший прав - при заглушенном звуке нельзя оценить длительность и сочетание длительностей, педаль, пропадает разница между продолжительным звуком и стаккато, невозможно проконтролировать глушение струн в необходимых местах... Тембр звука опять же!
   Имхо, нельзя долго и всерьез отрабатывать только силу удара, оставляя без контроля благозвучие и тембр.

alisssa написал(а):

лучше купить сайлент-гитару

Может и лучше, но тряпочка дешевле ровно на 6 тысяч...  :flirt:

alisssa написал(а):

Для левой руки пользы никакой.

А я как раз вижу пользу как раз для левой. На этапе заучивания текста.  Когда нужно повторять, повторять и повторять незапоминающиеся места, отрабатывать, отрабатывать и отрабатывать неподдающщееся движение. Впрочем, тем, у кого нет проблем с запоминанием и координацией пальцев левой руки эта проблема непонятна - вполне допускаю.
  Левая рука, если можно так выразиться, отвечает за буквы. Которые можно "писать" и вовсе без звука - для тренировки чисто физической. А вот правая - это уже фонетика! И беззвучно ее отрабатывать - как пытаться петь, не слыша себя.

0

19

"На многих моделях пианино средняя педаль присутствует в несколько ином амплуа. Это модератор-устройство, заглушающее звук (для занятий в неурочное время). Принцип действия таков: при нажатии педали между струнами и молоточками появляется полоса толстого войлока, сильно заглушающего звук. Таким же приспособлением в XIX - начале XX вв. снабжались и рояли. Модератор приводился в действие ручным рычажком.
От модераторов со временем по разным причинам стали отказываться. Сначала они практически исчезли на роялях, а сейчас реже применимы и на пианино.
Мы не будем вдаваться в суть этих причин, однако попутно заметим, что опасения, будто бы применение модераторов ведет к интенсивному износу механики, малообоснованны, поскольку молоточек ударяет через модератор по струне, находясь уже в свободном полете."

0

20

"Модератор - устройство для приглушения звука, вдвигающее планку с полоской мягкого войлока в пространство между струнами и молотками." Да, пусть лучше, наверное, будет не сурдина, а модератор. Игра с модератором.

0

21

Тедди написал(а):

Легко вспомнить и из нашего числа тех, кто лупит сильно, но неприцельно и очень доволен собой.

Таким ничто не поможет http://yoursmileys.ru/msmile/fun/m0124.gif они и без заглушки ниче не слышат, им просто не надо никакого звука, то что звучит, то и есть звук. Это особенно К. касается, он последнее время озабочен сильным звуком, вернее, кто-то сказал ему, что от форсирования техника улучшится, сидит дома и рвет струны, а толку....
Тот, у кого есть уши, звук не может испортить.

Тедди написал(а):

Продавший прав - при заглушенном звуке нельзя оценить длительность и сочетание длительностей, педаль, пропадает разница между продолжительным звуком и стаккато, невозможно проконтролировать глушение струн в необходимых местах... Тембр звука опять же!

Это к идее с заглушкой не имеет отношения, заглушка для других целей.

Тедди написал(а):

А я как раз вижу пользу как раз для левой. На этапе заучивания текста.  Когда нужно повторять, повторять и повторять незапоминающиеся места, отрабатывать, отрабатывать и отрабатывать неподдающщееся движение. Впрочем, тем, у кого нет проблем с запоминанием и координацией пальцев левой руки эта проблема непонятна - вполне допускаю.

[взломанный сайт] Запоминать надо со звуком! "Задалбливать" потом можно и с заглушкой и с закрытыми глазами и только левой и только правой и просто на обратной стороне грифа.

0

22

alisssa написал(а):

Тот, у кого есть уши, звук не может испортить.

:) Если он понимает, о чем его уши сигнализируют и умеет шевелить пальцами. Это все же три разные стороны медали: слышать, осознавать и корректировать действия в соответствии с первыми двумя пунктами.
   

alisssa написал(а):

Это к идее с заглушкой не имеет отношения, заглушка для других целей.

Для каких? И как же не имеет, если заглушка напрочь исключает слуховой контроль по перечисленным мной параметрам?

alisssa написал(а):

Запоминать надо со звуком! "Задалбливать" потом можно и с заглушкой

Совершенно верно! Я и говорю именно о тяжелых случайх, когда не запоминается и приходится задалбливать.

0

23

http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=60204

в основном, конечно, мнения отрицательные, но там вроде не все пианисты и вывод можно сделать, что глушение все же используют в занятиях на инструменте.

так как моя позиция "за модератор для занятий на гитаре" выделю цитату для поддержки своей точки зрения:

"Есть у меня одна знакомая заслуженная артистка РФ - пианистка. Так вот она шарфик туда запускает временами между филармонией и сном. Играет говорит по ночам в панельном доме."

все остальное касается какого-то специального модератора, может в этом дело? не знаю. сперва действительно кажется, что ерунда и вредно. а потом начинаешь замечать изменения. может, потому что уши не ограничивают свободу движения? струны становятся более податливыми под пальцами, появляется сила и ясность в звуке, больше внимания обращаешь на лишние призвуки от ногтей и перемещения пальцев, внимание к движениям становится лучше. может, хотя бы эпизодически допускать подобную игру? хотя бы после того, как все выучено, и просто уже гоняешь по кругу произведение, перед выступлением? ну или как способ с другой стороны посмотреть на выученное, выключив звук, более внимательно посмотреть на пальцы.

Отредактировано Nagekidori (2010-11-02 18:49:21)

0

24

alisssa написал(а):

Тот, у кого есть уши, звук не может испортить.

У каждого музыканта свой собственный звук, тот, какой он слышит внутри себя.

Отредактировано Nagekidori (2010-11-02 18:57:24)

0

25

Nagekidori написал(а):

а потом начинаешь замечать изменения. может, потому что уши не ограничивают свободу движения? струны становятся более податливыми под пальцами, появляется сила и ясность в звуке, больше внимания обращаешь на лишние призвуки от ногтей и перемещения пальцев, внимание к движениям становится лучше.

Тут мне как раз днем подумалось, что некоторый прогресс может наступать в силу как раз лучшего заучивания. С заглушкой можно повторить много-много раз, не раздражая окружающих и самому не сильно раздражаясь ошибками, пробуксовками и грязным звуком (которые "имеющим уши" могут сильно мешать в работе). А хорошо разученное произведение играется лучшим звуком уже потому, что уходит неуверенность. Как в другом месте говорил Продавший душу, "невозможно хорошо сыграть, пока ты все время вспоминаешь, куда в следующий момент поставить палец".

0

26

alisssa написал(а):

При игре с поролоновой заглушкой автоматически ухо требует привычного звонкого сильного звука, соответственно рука начинает автоматически долбить сильнее (при условии понимания всяких там предустановок и пр.), прикладывает больше усилий, а это некоторая тренировка. Когда вынешь заглушку, на некоторое время возникает ощущение легкости.

Безусловно, если весь день носить ботинки на два размера меньше, чем нужно, то вечером такое необыкновенное ощущение лёгкости будет... Только зачем это делать?

alisssa написал(а):

Если что-то уже понимаешь в звуке, испортить его таким образом невозможно.

Возможно. Зависит от того, сколько так заниматься.

alisssa написал(а):

Для левой руки пользы никакой. Хотя, может для расслабления и облегчения, ведь недожимы не слышны.

Это не польза, а явный вред. И реальная опасность.
Так что сомнительно и стрёмно это всё. Типа ручных эспандеров для накачки пальцев :D.

0

27

Nagekidori написал(а):

"Модератор - устройство для приглушения звука, вдвигающее планку с полоской мягкого войлока в пространство между струнами и молотками." Да, пусть лучше, наверное, будет не сурдина, а модератор. Игра с модератором.

В такой аналогии есть одна проблема: фортепианный модератор только смягчает удар, но мало влияет на продолжающиеся колебания струны (даже если войлочная полоска и касается краешком струны - так фортепианная струна - это не гитарная, по весу, для неё эта полоска будет как для гитарной какая-нибудь волосинка, прилипшая недалеко от подставки). Т.е. меняется только тембр и громкость звука, характер атаки, но остаётся продолительность. Глушилка же на гитаре наоборот не влияет на собственно звукоизвлечение, и просто всё время глушит колебания струны. Т.е. наоборот остаётся неизменная атака, но звук после этого моментально глушится. В фортепиано тоже есть истинная глушилка - только она управляется нажатием/отпусканием клавиш и правой педалью.

На гитаре настоящим "модератором" было бы нечто иное - например, если бы гитарист на пальцы правой руки надевал какие-нибудь мягкие напёрстки, закрывающие собой ноготь, и т.о. дающие имитацию безногтевого звукоизвлечения, но не мешающие струне колебаться потом столько времени, сколько надо.

0

28

скорее как если бы к каждому пальцу приделать по платочку. зачем? особенность звукоизвлечения на гитаре в том, что звук создается непосредственно от удара (мякотью, как играл Таррега и многие другие, или ногтя) пальца о струну, а не посредством покрытого войлоком деревянного молоточка (причем игра на гитаре в обеих руках - это контакт непосредственно пальцев и струн, кстати я считаю именно поэтому так много оттенков тембра можно добиться на этом инструменте, и необыкновенной певучести и и множества приемов игры, плюс большой диапазон - намного больше диапазона самого развитого человеческого голоса, например или скрипки. причем каждому нравится звук гитары, даже если играет плохой гитарист, сравните с пиликаньем на скрипке и клацаньем по роялю, такое сразу хочется прекратить. гитара - это уникальный в своем роде инструмент. для лютни, чембало написано несравнимо больше произведений, чем для фортепиано. это действительно маленький оркестр, и наиграть на нем можно даже оперу, подражая различным тембрам (при желании и определеном навыке. щипковые музыкальные инструменты уникальны. вспомним игру пиццикато Паганини ;-)

0

29

Я к тому, что платочек можно засунуть между последними ладами грифа и струнами и завернуть с обратной стороны, чтобы был над и под струнами и назвать это модератором.

0

30

Toman написал(а):

В фортепиано тоже есть истинная глушилка - только она управляется нажатием/отпусканием клавиш и правой педалью.

глушит левая педаль.
http://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx … ;trd=22194

Http wwwglossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RMuruyu,qo!(uwylvogtu

Отредактировано Nagekidori (2010-11-03 19:52:44)

0

31

Nagekidori написал(а):

глушит левая педаль.

Это другое, и эффект от неё в общем-то мало заметен. Даже по сравнению с эффектом средней педали - если стоит задача уменьшить громкость. Правая же педаль отключает индивидуальные глушилки - те самые, которые глушать струны всегда, когда не нажата клавиша. Вот это - сильные глушилки.

0

32

Nagekidori написал(а):

гитара - это уникальный в своем роде инструмент. для лютни, чембало написано несравнимо больше произведений, чем для фортепиано. это действительно маленький оркестр, и наиграть на нем можно даже оперу, подражая различным тембрам (при желании и определеном навыке. щипковые музыкальные инструменты уникальны. вспомним игру пиццикато Паганини

Я бы с радостью разделила с вами восторги, это ж наш любимый инструмент, но что-то мне подсказывает, что в реале дело не совсем так, может для лютни и больше написано, но кто писал и где они? Где Бетховены и Моцарты, писавшие для лютни? Где произведения для лютни, сопоставимые с  их опусами.

0

33

Nagekidori написал(а):

большой диапазон - намного больше диапазона .... или скрипки

Пардон... Диапазон гитары: от ми малой октавы до си второй, а у скрипки - от соль малой до соль четвертой октавы.

Nagekidori написал(а):

причем каждому нравится звук гитары, даже если играет плохой гитарист, сравните с пиликаньем на скрипке и клацаньем по роялю

Ну, сапожник, он и на гитаре - сапожник. Беда гитары в том, что ее тембр слегка маскирует неблагозвучие и фальшь для неподготовленного уха. В этом действительно, беда, потому что благодаря иллюзии "нравится звук" на гитаре бренчит дикое количество халтурщиков и недоучек, что сильно подрывает отношение к инструменту со стороны любителей музыки. "Дворовый инструмент"... :(

0

34

Тедди написал(а):

Диапазон гитары: от ми малой октавы до си второй,

От ми большой октавы! Ми малой - это которая на 4-й струне, 2-м ладу. Т.е. при 19 ладах это 3 октавы и квинта = 36+7 = 43 полутона. При 24 ладах же - до ми 3-й октавы: 4 октавы = 48 полутонов.

Тедди написал(а):

а у скрипки - от соль малой до соль четвертой октавы.

- т.е. опять же 4 октавы, 48 полутонов - как у всего немножко расширенной гитары до 24 лада (или самой обыкновенной электрухи, для которых это стандартно).
Тут уж лучше виолончель приводить в пример - ибо у неё весь этот диапазон можно реально спокойно слушать без головной боли, в отличие от скрипки, где из этих 4 октав самая верхняя есть садизм в чистом виде.

0

35

Мерси, Томан, действительно обсчиталась маленько. :D Первая струна-то - первая октава...

0

36

Toman написал(а):

От ми большой октавы!

Как мы считаем, как звучит в реале или как записывается? Гитара же транспонирующий инструмент. Пишутся ноты на гитаре с ми малой октавы по си третьей. А реально звучат с ми большой по си второй.

0

37

alisssa написал(а):

Как мы считаем, как звучит в реале или как записывается? Гитара же транспонирующий инструмент. Пишутся ноты на гитаре с ми малой октавы по си третьей. А реально звучат с ми большой по си второй.

Ну я-то плюхнула контаминацию  http://smayly.net.ru/gallery/kolobok/pictures/Magent5_1/lol.gif  Сократила на целую октаву. А называть диапазон логичнее - как звучит.

0

38

"Паганини четко и недувусмысленно признавал своими, настоящими, а не приписываемыми ему как слух или молва только маленькую горсточку своих музыкальных произведений. Это две тетради сонат для скрипки и гитары, две тетради квартетов с гитарой, кстати, любопытно, что Паганини гитару всегда возил с собой, у него был особый, ни на что не похожий прием обращаться с этим инструментом, он на нем играл не хуже, чем на скрипке, но никогда не выступал публично как гитарист. Он делал все это для собственного удовольствия, для ощущения гармонии - поскольку много струн, этого нет на скрипке. И, естественно, Паганини не мог не признать своими 24 каприса опус 1 для скрипки соло. Вот это он действительно написал своей рукой от первой ноты до последней. Все остальное - это копии, снятые кем-то другим с того, что люди слышали от Паганини. Не более того."

"Паганини, во всем, что касается самых рискованных моментов виртуозной скрипичной игры, был абсолютно непогрешим. Никто никогда не слышал ни одной его ошибки. И вот здесь одна вещь, которая не давала покоя и при жизни маэстро, не только прессе, не только профессионалам, но и обывателям. И до сих пор многим покоя не дает. Как так могло получиться, что никогда не слышал Паганини занимающимся? Он только выходил и играл. Никто не слышал, чтобы из его комнаты доносились какие-нибудь звуки. Вот чтобы решить эту задачу, вернее разгадать этот секрет, один англичанин (не спешите сразу называть его про себя сумасшедшим) предпринял совершенно удивительную шпионскую одиссею. Он почти год ездил за Паганини во всех его гастрольных поездках, сопровождал его как тень, причем старался брать в гостиницах номера в максимально возможном соседстве с маэстро. Один раз ему достался номер, отделенный от комнаты Паганини буквально одной дверью, то есть в распоряжении шпиона окалазась замочная скважина. Что он увидел? Вернее, что он ожидал увидеть. Были подозрения, что Паганини пользуется для занятий, приватных, смычком, который натерт мылом :-) чтобы никаких звуков скрипка при этом не издавала. Так делал за 100 лет до него итальянский мастер по фамилии Лолли. Но это оказалось неправдой, ни одного намыленного смычка так и не нашли. Что увидел англичанин через замочную скважину - Паганини берет в правую руку смычок, свой собственный, обыкновенный, в левую руку берет скрипку. И в течение менее чем получаса повторяет легко так, непринужденно одни и те же движения левой рукой по грифу. То есть он просто пальцами по струнам походил и таким образом позанимался. После этого спокойно положил смычок и скрипку в футляр и пошел на очередную репетицию, потом на концерт, где все получилось стопроцентно непогрешимо. Вот как занимался Николо Паганини. Увидев это и поделившись своим сенсационным наблюдением с профессором Шотке, который опубликовал первую биографию Паганини в Праге, англичанин, потрясенный, уехал домой.

И еще о секретах, которые далеко не все, даже при самом жгучем желании их увидеть, легко читаются в рукописях и партитурах самого Николо Паганини. Именно об одном, может быть главном секрете Паганини его все время пытался выспросить автор его первой прижизненной биографии - пражский университетский профессор Шотке. Ученики и сам секрет игры на скрипке, который в принципе конечно же не передается, но попытки делались. Известно, что за всю жизнь у Паганини было только двое учеников. Причем один из них вообще был виолончелистом. Скрипку никогда в руках не держал. Его фамилия была Джамбелли, он совершенно не сделал никакой карьеры, не стал никому известным музыкантом, но люди замечали гигантские изменения в качестве и профессионализме его игры на виолончели. Второй ученик Паганини - это его земляк, сын очень состоятельно генуэсского купца по имени Камилло Сивори. Ему в очень раннем возрасте Паганини показал, как он выражался "начатки гамм", после чего Сивори действительно сделал неплохую карьеру и весьма прилично, с большим успехом концертировал по все Европе, причем отмечали, что его игра очень напоминает игру учителя. Занятия эти описываются совершенно неправдоподобным образом. Причем Паганини в этом смысле никакого света на проблему не проливают. Слова-то подлинные. Занятия - это, как правило, два или три дня, это приватные, за плотно закрытыми дверьми, разговоры с учеником, после чего происходят разительные изменения, заметные всем. Люди перестают по-ученически "драть" струны, у них появляется приятный, полный, а главное, в высшей степени естественный звук и невероятная легкость, свобода творческого самовыражения на инструменте. Как это происходит, можно рассуждать бесконечно, но очень важная вещь, которую Паганини действительно говорил профессору Шотке в Праге - он обещал ему, что когда перед смертью он уйдет на покой, оставит концертную деятельность, то сядет и спокойно напишет на бумаге свою методу скрипичной игры. Причем он предупреждал, что это совсем не будет объемистая толстая книга. Все, над чем он думал, все, чему он посвятил годы труда, в принципе, очень легко можно изложить буквально на нескольких страничках. Это слова самого Паганини. Здесь можно вспомнить докторскую диссертацию Альберта Эйнштейна - теорию относительности. Она еще короче. Но стоит именно этой краткости. К сожалению, Паганини не успел предупредить профессора Шотке, что он скоропостижно скончается в Ницце от горловой чахотки в возрасте 58 лет и все обещанное сделать не успеет. Таким образом секрет так и останется неразгаданным. Он не предупредил профессора также и о том, что тело знаменитого маэстро почти два года не смогут предать земле из-за гигантских проблем с католической церковью, что на это уйдут почти все деньги, заработанные Паганини, и еще об очень много Паганини профессора Шотке предупредить не успел. Но может оно и к лучшему."

Артем Варгафтик.

0

39

Жаль, что с телевизора исчез Варгафтик. рассказывал он, конечно, весьма поверхностно - с точки зрения знатоков-пуристов. Но ярко и интересно.
     Кстати, анекдот с англичанином откуда взят - тоже любопытно. Была какая-то прижизненная публикация самого наблюдателя? Или кто-то где-то с чьих-то слов пересказал? А клёво! Главный секрет - не заниматься вообще.  :D А кто не поймет гениальности исполнителя - сам дурак.

0

40

Тедди написал(а):

Жаль, что с телевизора исчез Варгафтик. рассказывал он, конечно, весьма поверхностно - с точки зрения знатоков-пуристов

Что за знатоки? Лично у меня другое мнение. Приведу цитату на всякий случай из википедии о Артеме Михайловиче (статью вроде удалили):
"( 2 июля 1971 ) - российский музыкальный критик и телеведущий.
Окончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных как виолончелист и аспирантуру Московской консерватории по кафедре истории и теории исполнительства. Играл на виолончели в нескольких оркестрах. С 1997 года - преподаватель истории виолончельного искусства в Российской Академии музыки.
В 1994 - 2003 годах - музыкальный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» , с 2004 года - ведущий программы «Спорная музыка» на канале «Маяк-FM ».
С 1996 года - ведущий программ, посвящённых классической музыке, на телевидении: программа «Сад культуры» на Российском телевидении, цикл передач о Рихарде Вагнере на канале ТВЦ , программы «Партитуры не горят» и «Оркестровая яма» на телеканале «Культура» ; музыкальный обозреватель программ «Положение вещей» и «Тем временем» (телеканал «Культура»). Дважды лауреат российской телевизионной премии « ТЭФИ » ( 2003 , 2004 ).  В 2006 году выпустил книгу «Партитуры тоже не горят» (М.: Классика-XXI. - 336 стр., 3000 экз., ISBN 5-89817-158-4 ).

То есть, его мнение можно рассматривать как источник информации, а документы бывают не только на русском языке.

Тедди написал(а):

Главный секрет - не заниматься вообще.

Где же такое говорится? Речь о том, что занятия были без звука и это было главной особенностью занятий.

0

41

Nagekidori. Модерирование игры.

Суть метода в том, чтобы носовой платок или тряпочку, просунуть между последними ладами на грифе и струнами, обернув платок, заглушить струны.
Можно учить произведения таким образом. Можно взять за правило после проучивания, чтобы не заигрывать в ушах, играть с платочком. Занятия без звука могут быть полезными и на уроке, когда несколько человек в классе играет каждый свое и, что важнее, в индивидуальных занятиях, как способ проучивания движений и создания красивого, сильного звука. Можно использовать при "разыгрывании" перед публичным выступлением (игра гамм квинтовым кругом плюс повторение программы).
Звук при игре таким способом все же не выключается полностью, остается, звуковысотность пропадает, ухо начинает работать иначе, правильнее, на многое смотришь с иной точки зрения, словом, значительная часть внимания освобождается от контроля за звуком в произведении и переключается на другие задачи.
Все что нужно в пальцевой игре выполняется. Нужно учиться прислушиваться к своей игре таким образом. Играть нужно как обычно, и так же следить за своей игрой и слушать себя, но с модератором.
Испортить звук таким образом невозможно. У каждого музыканта свой собственный звук, тот, какой он слышит внутри себя. При игре с модератором ухо требует привычного звонкого сильного звука, соответственно правая рука начинает автоматически сильнее извлекать звук, прикладывает больше усилий. После занятий с модератором на некоторое время возникает ощущение легкости.  Левая рука в некоторой степени расслабляется. Слух не ограничивает свободу движения, струны становятся более податливыми под пальцами, появляется сила и ясность в звуке, больше внимания обращается на лишние призвуки от ногтей и перемещения пальцев, уходит неуверенность от "грязного звука", внимание к движениям становится лучше. Это способ с другой стороны посмотреть на выученное, выключив звук, более внимательно посмотреть на пальцы. 

Происхождение названия модератор:
На многих моделях пианино средняя педаль присутствует в качестве модератора - устройства, заглушающего звук (для занятий в неурочное время). Принцип действия таков: при нажатии педали между струнами и молоточками появляется полоса толстого войлока, сильно заглушающего звук. Таким же приспособлением в XIX - начале XX вв. снабжались и рояли. Модератор приводился в действие ручным рычажком.
Модератор - устройство для приглушения звука, вдвигающее планку с полоской мягкого войлока в пространство между струнами и молотками.

Особенность звукоизвлечения на гитаре в том, что звук создается непосредственно от удара (мякотью, как играл Таррега и многие другие, или ногтя - кости) пальца о струну, а не посредством покрытого войлоком деревянного молоточка (причем игра на гитаре в обеих руках - это контакт непосредственно пальцев и струн), поэтому допустимо засунуть платочек или тряпочку между последними ладами грифа и струнами и завернуть с обратной стороны, чтобы был над и под струнами и назвать это модератором.

А.М.Варгафтик о методе Паганини:
"Паганини гитару всегда возил с собой, для ощущения гармонии - поскольку много струн. Никто никогда не слышал Паганини занимающимся. Он только выходил и играл. Никто не слышал, чтобы из его комнаты доносились какие-нибудь звуки. Занятия Пагаганини - это, как правило, приватные, за плотно закрытыми дверьми, разговоры с учеником, после чего происходят разительные изменения, заметные всем. Люди перестают по-ученически "драть" струны, у них появляется приятный, полный, а главное, в высшей степени естественный звук и невероятная легкость, свобода творческого самовыражения на инструменте.

0

42

Хм... Это только мне кажется, или разговор (монолог?) пошёл по второму кругу? Вроде всё это уже было сказано выше по теме, зачем второй раз?

Nagekidori написал(а):

больше внимания обращается на лишние призвуки от ногтей

Проблема в том, что, вообще-то говоря, при заглушённых струнах звук практически на 100% и состоит из этих самых лишних призвуков. Гитарист, не слыша нормального звука, подсознательно стремиться играть погромче, и делает это как? Ага, не только физическим усилием, но и изменением звукоизвлечения в сторону увеличения количества этой самой грязи и щелчков. Ибо эти звуки рассматриваются как грязь только когда они засоряют нормальных звук, а если звука нет, то и засорять нечего, теперь это уже как бы и не грязь, а спецэффект такой. Гитарист разучивает вместо движений, нужных для игры произведения, движения, нужные для игры спецэффекта "пыц-пыц-пыццыкато". Вместо того, чтобы разучивать конкретное место в слитном звучании или в стаккатированном - разучивается что-то в неопределённом, абы каком виде, ибо как кантилена, так и стаккато при заглушенных струнах лишены смысла. Даже делая движения формально как надо для первого или второго, гитарист всё равно не слышит, как на самом деле звучит то, что он "играет". Ну и в таком случае какой смысл так что-то учить? Пассажи только гонять? И то всё не так: при реальной игре звучащую струну ловить очередным пальцем придётся буквально в нескольких миллиметрах от того места, где струна "ловится" в молчащем состоянии. Ощущения совершенно разные, разное время, нужное для такого движения, разное даже направление. Учить так произведения - да ну... Максимум, как чисто силовой тренажёр сгодится, не более.

0

43

Toman написал(а):

Вроде всё это уже было сказано выше по теме, зачем второй раз?

Я обобщил верную, на мой взгляд,  точку зрения. Тема раскрыта, спасибо всем за участие в обсуждении. Если что есть кому сказать по теме - говорите, замечания по редакции текста тоже принимаются.

0

44

Toman написал(а):

Вроде всё это уже было сказано выше по теме, зачем второй раз?

Ну, я так понял, чисто для красоты формулировки :).

В целом: мысль, хоть и немного спорная, но интересная. Истории о Паганини, разумеется, являются мифами, и их правдоподобность под большим вопросом :). Лично я считаю, что подобную методику можно применять с двумя существенными оговорками:
1. Звук у человека уже должен быть поставлен, иначе он не появится вообще или его появление существенно осложнится.
2. Использовать только, если нет возможности играть по-нормальному или на silent-гитаре, к примеру. В принципе, аналоги есть: можно привязать к ногам по гире и бегать, например :). Некоторым это может помочь. Но не всем. Зависит от конкретного человека и его конкретных субъективных проблем, которые надо преодолеть. Некоторым может не помочь, а наоборот, навредить.

— Уиа уывихи оквакав!

Демосфен стоял на берегу моря и вопил куда-то вдаль, размахивая руками, словно потерпевший бедствие и выброшенный на остров мореплаватель при виде проплывающего мимо корабля.

— Чего-чего? — переспросил я его.

— Уйя, вывихи от раков! — повторил он, скрежеща чем-то во рту.

— Не понял.

Демосфен выплюнул изо рта в горсть камешки, вытер платочком чувственный рот и, поправив галстук, повторил внятно:

— Я — великий оратор.

— Допустим. А что ты делаешь здесь? Кормишь рыб своими речами?

— Никаких рыб я не кормлю, — обиделся Демосфен. — Просто я тренирую дикцию, артикуляцию и жестикуляцию. Для этого я набираю в рот камней и стараюсь перекричать шум моря.

— Э, брат, никакой ты к чёрту не оратор. Вот если бы наоборот!

— Это как же? — заинтересовался Демосфен.

— Ты, брат, попробуй-ка набрать в рот воды и говорить, когда перед тобой одни камни!

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-12-18 15:19:58)

0

45

ПродавшийДушу написал(а):

— Ты, брат, попробуй-ка набрать в рот воды и говорить, когда перед тобой одни камни!

[взломанный сайт]

0

46

Вот интересный девайс в тему :)
MUTE FOR CLASSICAL GUITAR

Dims the volume without affecting pitch.
Easy to put on and remove near the Bridge.
Very efficient for a mute practice, POCK allows you to play without disturbing people around.

0

47

ПродавшийДушу написал(а):

Вот интересный девайс в тему :)
MUTE FOR CLASSICAL GUITAR

Небось еще и деньги за это берут  http://yoursmileys.ru/msmile/fun/m0124.gif Отрезал от губки кусок - вот и готово!

0

48

Губка глушит струну, при этом не мешая передача звука на корпус гитары. Поэтому получается сплошное пиццикато. Правильная сурдина (не уверен, что эта - именно такая, но в принципе вполне возможно и так) как раз по возможности отсекает передачу звука от струны корпусу, но при этом как можно меньше глушит струну. Так что звук может быть более похож на гитару всё-таки.

0

49

Сурдина для классической гитары

0

50

Выглядит симпатично.

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры на ГИТАРНУЮ тему » Платочек и Паганини - модерирование игры