КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Редактор MuseScore

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Обзорная статья: MuseScore 1.0: первое знакомство.
Очень любопытная вещь.

0

2

Да, похоже, славная программка, пригодится тем, кто набирает ноты для личного пользования. Такие киты как Finale и Sibelius нужны, прежде всего, для типографски пригодной верстки, а для домашнего использования вполне можно выбрать что попроще. Вот только неизменно жаль, что форматы нотных редакторов практически несовместимы.

0

3

Тедди написал(а):

Вот только неизменно жаль, что форматы нотных редакторов практически несовместимы.

Не совсем. Тот же Тукс, например, легко открывает GP. А вот про MuseScore:

MuseScore позволяет открывать файлы MusicXML, Capella, Overture, Band-in-a-Box и Bagpipe Music Writer. Часть этих форматов поддерживается экспериментально. Это означает, что часть данных может не открыться. Программа может сохранять MusicXML, MIDI и PDF, а также при помощи встроенного FluidSynth создавать готовые звуковые файлы в форматах WAV, FLAC и Ogg Vorbis.

Работа над следующей «большой» версией была начата ещё летом прошлого года. Из интересного можно отметить начало работы над поддержкой табулатур. Разработчики подошли к вопросу достаточно серьёзно: в следующей версии не только реализован импорт файлов Guitar Pro (GP3, GP4 и GP5), но и начата разработка собственных музыкальных шрифтов, воспроизводящих барочный, ренессансный и современный стили.

А вот форматы Finale и Sibelius — чёртово проприетарное <censored> :). Кстати, Finale не умеет сам сохранять в PDF, а MuseScore умеет (а это важнейшая вещь, между прочим).

Отредактировано ПродавшийДушу (2011-03-03 14:52:13)

0

4

Да, табулатуры - вещь очень принципиальная. Мне уже некоторое время назад несколько разных людей показывали на этот редактор, и более того, я его уже довольно давно себе поставил и немножко попользовался (собственно, нотный пример на форуме той "псевдоперсидской" хреновины, которую я пытался спеть, где-то в конце мая - он, кажется, в нём и был сделан) - но отсутствие табулатур полностью обламывало все сколько-нибудь серьёзные варианты применения (для гитар и подобных инструментов). В то же время Туксгитар напрягает обратным - что в нём, видимо, по "наследству" от ГП, первична табулатура, из-за чего с негитарными инструментами возможны определённые проблемы с набором, не говоря уж о том, что не имеющая физического смысла табулатура просто раздражает. Хотя это даже не главное неудобство Тукса, важнее скорее удобство набора. Если в ГП было более-менее понятно, то в Туксе я что-то не очень понимаю, как набирать. А вот с MuseScore тогда как-то вроде  более легко разобрался, ближе к "интуитивно понятному" уровню, что ли.

Хотя всё равно остаются проблемы, которые, очевидно, если и будут решены, то достаточно нескоро. Ну т.е. такие важнейшие направления для развития.

В первую очередь из того, что хотелось бы - это свободная нотная запись без изначальной привязки к тактам и, возможно, без тактов вообще. Т.е. просто набор длительностей в голосе, а потом чтобы можно было вручную расставить тактовые черты произвольно там, где хочется, практически на правах обычного знака, как ставим акцент, или стаккато, или трель, и т.п., невзирая на "размер" - ну, чтобы не париться каждый раз просчитывать каждому такту, какой там размер и не разрисовывать все ноты циферками в каждом такте, я уж не говорю про собственные сочинения или съём на слух, когда определение, где бы нам поставить тактовые черты, реально оказывается на втором месте после записи собственно "нотной материи", записывать же в противоположном порядке настолько неудобно, что проще оказывается вначале изображать эскиз по-старинке, на бумажке, прежде чем набивать уже чистовик на компе - т.е. половина смысла нотного редактора уже пропадает. Да и вообще, редактирование нот некими группами по тактам мне всегда казалось совершенно противоестественным. Функционально-то мелодия если и разделяется, то по фразам, границы которых не совпадают с границами тактов.

И второе из остро необходимого - это, конечно, запись (и, что принципиально, полноценное звуковое воспроиоизведение прямо в редакторе) микротональной музыки (и, более шире, вообще возможность подстройки строя по желанию). Ибо сейчас это если и возможно, то только хитрыми путями через всякие сторонние (скорее всего - вообще самодельные) средства. В то же время, не надо забывать, что микротональная музыка - это музыка нескольких из самых многочисленных народов мира. Да и в европейской музыке не всё же в равномерной темперации шпарить...

0

5

Toman написал(а):

В первую очередь из того, что хотелось бы - это свободная нотная запись без изначальной привязки к тактам и, возможно, без тактов вообще.

В Finale это запросто возможно, если просто поставить размер стопятьсот четвертей. Но вот как потом разбить на такты — это да, будет геморрой :). Кстати, вполне согласен, что такая функция нужна (удобно и быстро переиначивать размеры и т.п.). Столкнулся с жутким геморроем, когда мы с Сапожниковым записывали тут недавно его очередной опус. Проще застрелиться, чем переделывать пьесу, набранную не в том размере.

0

6

В принципе нотные наборщики сошлись на том, что программы, удовлетворяющей любым капризам не существует. В каждой свои плюсы и минусы и возможность "обмануть компьютер".
    Совместимость кое-где у нас порой есть, но только местами-временами. Одна прога читает другую, третья - четвертую... Иногда фигово или с косяками, как, например, импорт из Энкора в Финал.
    Финальные файлы в пдф мы как-то пару раз перегоняли через пдф-принтер.
   Ну а для полностью безграмотной записи, думаю, нотного редактора не придумали. Все-таки он нужен не столько для бесформенных набросков, сколько для упорядоченного и корректного оформления нот. А наброски и пробы-ошибки, да еще из серии "туда, не знаю, куда" - это только на бумажке карандашом. Даже профессионалы этим только и пользуются для набросков. Достоинство бумажки в том, что она всегда под рукой. А если человек, допустим, квалифицированно сочиняет музыку, то идеи могут приходить внезапно. И если тут же не набросаешь на коленке - забудутся уже через пару часов. Так говорят.
   Программы же для оформления нот, написанных от балды беспомощным в теории музыки человеком, думаю, и не появится. Это слишком хорошо, чтобы быть правдой. :) А то, вон, некоторые появлялись на форумах в поисках проги, которая их спонтанные наигрыши сама переведет в ноты и оформит как надо.  :cool:

ПродавшийДушу написал(а):

Но вот как потом разбить на такты — это да, будет геморрой

Думаю, выход один - распечатать и карандашиком, карандашиком. А потом перенабрать или перетащить по частям Ноутмувером в новые такты.

   Кстати, были в истории музыки композиторы-мелодисты, не владевшие в должной степени умением записывать свои произведения. Не мелодию набросать, конечно, а гармонизовать по всем правилам и всякое такое. Гершвин, например. Такие пользуются услугами профессиональных аранжировщиков, которые их наброски доводят до товарного вида. Ведь сколько народу ученого оформить в конфетку умеют, а придумать что-то свеженькое - нет. Их гораздо больше, чем мелодистов.

PS Алиса, прости!!!  http://smayly.net.ru/gallery/kolobok/pictures/Magent5_1/girl_flag_of_truce.gif   Увлеклась...

0

7

Тедди написал(а):

Достоинство бумажки в том, что она всегда под рукой. А если человек, допустим, квалифицированно сочиняет музыку, то идеи могут приходить внезапно. И если тут же не набросаешь на коленке - забудутся уже через пару часов. Так говорят.

Вот в том-то и дело, что во-первых, бумажка не всегда под рукой. Ну вот сижу я дома или на работе, скажем, и мне захотелось вбить нотный пример на полстрочки длиной. Но пока я его не придумал, я не знаю, какой там будет размер (размеры - если в разных тактах они вдруг окажутся разными), сколько нот войдёт в затакт и т.д. Дальше что: во-первых, судорожные поиски, где бы взять бумажку, что бы такое под неё подложить, и где там спрятана эта ручка или карандаш. Тем более, что карандашей в обычной жизни вообще не держу, достаю их только по праздникам, и уж точно не для записи нот. Во-вторых, с бумажки я могу спеть записанное просто неправильно ритмчески, потому что мне это совершенно непонятно. Нотный редактор с возможностью проиграть сразу покажет, правильно ли я попал с длительностями, или на самом деле имел в виду другое. Но если для того, чтобы набрать, надо изначально знать (точнее, даже, придумать, как именно его назвать) размер, то получается бред. Ты ещё не набрал ни ноты мелодии, и не знаешь, какой получится размер в каждом следующем такте, а с тебя уже требуют вводить размер для всего произведения (ну, как минимум, для ближайших одного-нескольких тактов).
И вот тут-то и получается: пришла, допустим, идея - а тебя, вместо того, чтоб сразу записывать ноты как они есть, огорошивают совершенно посторонними вопросами "а какой тут размер", "а сколько каких длительностей в затакте" - ответы на которые могут быть совершенно неочевидны. Пока придумываешь (или пытаешься хотя бы высосать из пальца) какой-нибудь хотя бы формальный ответ на них, может пропасть всё желание записывать. Но допустим, наспех придуман какой-то формальный ответ, чтобы он только заткнулся и позволил быстро тыкать ноты. Но потом оказывается, что нет, размер-то не такой. Если весь набор вертится изначально вокруг тактовых черт и понятия "тактов" - проблема практически неразрешима. Т.е. поменяв размер, проще брать и набирать всё заново. Совершенно другое дело - если бы тактовые черты рассматривались как такой же свободный элемент, как те же акценты. Т.е. координата ноты в тексте исчислялась бы не в тактах, а просто, скажем, в четвертях от начала. И мы не "ставим такой-то размер на столько-то следующих тактов", а "автоматически расставляем тактовые черты в соответствии с таким-то размером на протяжении стольких-то четвертей", или "расставляем столько-то черт в соответствии с таким-то размером". Если при этом оказывается, что мы промахнулись с точным местом смены размера, то это не фатально, т.к. мы бы легко могли, не трогая сами ноты, поменять длину определённого такта и тем самым подвинуть правее-левее все черты, которые оказались после нашей ошибки - либо переместить одну отдельно взятую тактовую черту. С точки зрения же редактора, который изначально базируется на тактах - новые ноты настолько не имеют ничего общего со старыми, что в самом деле проще перенабрать всё заново. Ведь все ноты оказались в тактах с совершенно другими номерами (ужас-ужас!), и, конечно, нет никакой возможности тут что-то автоматизировать, мы просто получаем переполненные или неполные такты, а дальше, юзер, выбирай на вкус - перетаскивать ли ноты руками по одной (если такая возможность что-то перетаскивать вообще предусмотрена - а не только ставить и удалять), или плюнуть и перенабирать всё заново.

Тедди написал(а):

Ну а для полностью безграмотной записи, думаю, нотного редактора не придумали. Все-таки он нужен не столько для бесформенных набросков, сколько для упорядоченного и корректного оформления нот. А наброски и пробы-ошибки, да еще из серии "туда, не знаю, куда" - это только на бумажке карандашом. Даже профессионалы этим только и пользуются для набросков.

Пользуются - только потому, что подходящих программ не нашли. Кстати, это совершенно не значит, что таких программ вообще нет. На самом деле есть. Но это, скорее всего, не нотные редакторы, т.е. ноты из них ещё придётся доставать кружным путём, для последующего аккуратного оформления. Вообще, программы нужны для всего, что может понадобиться пользователю в данной предметной области. Так вот заявлять, что для бесформенных набросков (или, хуже того, чисто мелодических произведений или нотных примеров, которые вообще в принципе не требуют никакой ритмической структуры) нотный редактор не нужен, и вообще это нужно делать на бумажке - как-то слишком круто. Это примерно похоже на идею делать лифты в многоэтажном доме не от первого этажа, а только, допустим, от пятого. Ну, как - в пятиэтажке же лифт не обязателен. Значит давайте все будут до пятого этажа идти пешком, а только уже кому выше, там, на пятом этаже, сядет на лифт. Экономия великая, однако.

Просто многие авторы программ слишком дубовые, чтобы ДО того, как всё написать и сказать, что менять уже поздно, догадаться, что некоторым пользователям понадобится что-то отличное от того жёсткого сценария, который они лично себе представляют. Это касается не только нотных редакторов, а совершенно любых видов программ. Например, авторы игры Microsoft Train Simulator не смогли догадаться, что сигнализация на ж.д. бывает не только американского типа, но и всякой совершенно другой - и это несмотря на то, что в выпуск игры были изначально включены только 2 американских маршрута и 4 не американских. В игре Trainz это поняли заметно лучше - в результате там стало возможно сделать гораздо более реалистичную сигнализацию. Но и там есть свои глюки. Например, и там авторы тоже не поняли, что тормоза бывают не только Вестингауза.

0

8

Toman написал(а):

Просто многие авторы программ слишком дубовые, чтобы ... догадаться, что некоторым пользователям понадобится

Томан, ни один автор ни одной программы не обязан догадываться, что понадобится "некоторым" пользователям, не желающим учиться, а сразу - "жениться". :)
   Требовать нотный редактор, который позволит задним числом оформить хаотически накиданные ноты, а то и сам их автоматически оформит по правилам - это все равно, что мечтать о текстовом редакторе, который из наскоро вброшенных букв, слов и словосочетаний сам за тебя напишет "Войну и мир". Или хотя бы "Репку" :)
    Нельзя стать писателем, если ты едва выучил буквы. Нужно сперва научиться складывать буквы в слова, слова в предложения, а предложения записывать грамотно и хорошим стилем.
    Точно так же и в музыке. Браться сочинять можно, только когда ты хотя бы в общих чертах умеешь записывать музыку правильно. А не задним числом расставлять в хаосе звуков тактовые черты. Именно для этого в одной только музшколе учатся несколько лет: учат теорию, основы гармонии, пишут массу нотных диктантов и это все, не считая игры на одном или двух (для непианистов) инструментах. Если в каких-то неевропейских системах не придерживаются этих правил, так там есть свои правила, которым тоже нужно учиться.
   Не зная грамоты, нельзя стать ни писателем ни композитором. разве что - акыном, если природой вставлен в голову хороший генератор идей. Некоторые так всю жизнь и работают - в творческом тандеме, как я уже писала.

0

9

Тедди написал(а):

Требовать нотный редактор, который позволит задним числом оформить хаотически накиданные ноты, а то и сам их автоматически оформит по правилам - это все равно, что мечтать о текстовом редакторе, который из наскоро вброшенных букв, слов и словосочетаний сам за тебя напишет "Войну и мир".

Про "учиться и жениться" порадовало :D, но здесь ты слишком "строга". В текстовом редакторе как раз удобно набрать текст наскоро как угодно, а затем уже разбить на абзацы, поставить заголовки и откорректировать орфографию. В нотном редакторе вполне естественно желать того же! Есть безразмерные кадеции, которые композитор/аранжировщик может позже захотеть причесать под размер и т.д., есть спонтанные мелодические находки, которые позже могут поменять свой размер и т.д. Быстрая удобная переделка размера — желанная функция (как же мы напарились с Сапожниковым...).

P.S. Совершенно реальная задача: перенабрать 4/4 триолями как 12/8, и наоборот.

Отредактировано ПродавшийДушу (2011-03-05 11:54:16)

0

10

ПродавшийДушу написал(а):

но здесь ты слишком "строга". В текстовом редакторе как раз удобно набрать текст наскоро как угодно, а затем уже разбить на абзацы, поставить заголовки и откорректировать

Естественно. Я имела в виду лишь то, что аффтар уже способен членораздельно набрать "посадил дед репку, выросла репка большая...", а не будет править из варианта "па с-аддилдетр ебК,у Вы рас/,ларе пкабалшой" :)
    Конечно, сочинительство - трудный  и многосерийный процесс, хоть на бумажке, хоть в редакторе - сто раз перепишешь. Но основные правила словообразования и грамматики ты должен знать и владеть ими.

ПродавшийДушу написал(а):

Совершенно реальная задача: перенабрать 4/4 триолями как 12/8, и наоборот.

Если текст уже набран, я бы запрограммировала триоль через кнопку Shift+любаяклавиша, перещелкала бы в триольном инструменте с нажатой выбранной клавишей все первые ноты предполагаемых триолей, а потом меняла бы размер, если понадобится.
   Хитрости и трюки для выполнения конкретной задачи можно найти. А вот редактора-самобранки, чтоб щелкнул - и готово "сам не знаю - что", не бывает, разве что кто-нибудь сам скомбинирует такой. :)

0

11

А как стала бы в Finale перебивать 3/4 на 4/4, если текст уже набран? Фактура 16-ми или триолями из 8-х, группировки по 4 и по 3 соответствено. Я менял размер в каждом такте (по одному), а затем перенабирал заново конец каждого такта (а там ещё куча аппликатуры). Если бы размер менялся на уменьшение (4/4 => 3/4), всё было бы гораздо хуже. В начало такта что-то донабирать совсем неудобно. Какая-то мощная функция переработки размера сильно помогла бы, вообще-то (если бы она была в этом чёртовом Finale :)).

0

12

ПродавшийДушу написал(а):

А как стала бы в Finale перебивать 3/4 на 4/4, если текст уже набран? Фактура 16-ми или триолями из 8-х, группировки по 4 и по 3 соответствено. Я менял размер в каждом такте (по одному), а затем перенабирал заново конец каждого такта (а там ещё куча аппликатуры). Если бы размер менялся на уменьшение (4/4 => 3/4), всё было бы гораздо хуже. В начало такта что-то донабирать совсем неудобно. Какая-то мощная функция переработки размера сильно помогла бы, вообще-то (если бы она была в этом чёртовом Finale ).

Может что-то и есть, если поспрашивать у гиперзнатоков. Впрочем, уменьшать размер - да, технологически сложнее. При увеличении, вроде, просто концы тактов остаются недозаполненными. А уж если делать это в готовой и оформленной партитуре с аппликатурой и всеми знаками... Я лично думала, что на этапе расстановки аппликатуры все требования к метру и ритму уже удовлетворены...  :dontknow:
    В принципе, можно было бы построчно редактировать: создавать новую пустую строку ниже редактируемой, с нужным размером, и перетаскивать ноты в нее порциями NoteMover'ом. А потом прежнюю стирать. Ну или в новый документ переносить постепенно.
   Вот так, чтобы произвольно курочить нотный текст вдоль, поперек и по диагонали, посторюсь - это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Из серии "просто берешь и разгибаешь". Это шеф меня этими словами укорил, когда я ему объясняла, что нарисованные в Кореле пальцы одним движением не "разогнешь". :)

0

13

...тем временем, запустив у себя MuseScore, я обнаружил, что он уже обновился до версии 1.1 (на момент начала этой темы у меня ещё не было 1.0, а была какая-то более ранняя версия, из тех, в которых ещё не было возможности делать табы). В целом - действительно симпатичная программа. Немножко попользовался ей на практике, чтобы записать, наконец, нотами одну старую штучку на 4 такта и спонтанно возникшее продолжение ещё на 4.

Однако, основные претензии остаются в силе. Т.е. набирать ноты можно только строго последовательно, слева направо, и только при условии, что заранее чётко представляешь себе, где какая нота будет стоять, какой где размер, и т.д. И даже при этих условиях одна случайная тактическая ошибка может привести к тому, что придётся стирать под ноль все такты, набранные после места этой ошибки. В частности, например, даже изменение длительности одной ноты внутри какого-то такта может (но может и не) искорёжить все последующие такты (или, если повезёт, только соседний) до состояния, не подлежащего восстановлению.

Или можно самому сделать фатальную ошибку - например, нечаянно удалить висящие в такте паузы после первой ноты. В этом случае добавить какие-то ноты в такт станет физически невозможно - так что придётся удалять эту первую ноту (а вместе с ней - и лигу, на которой она висела). Ещё довольно мутное дело - это то, что довольно неудобно разбираться, где какую паузу втыкать, когда на одном стане 3 голоса, и эти паузы друг на друга налезают, и при этом все одним чёрным цветом, если не выделены (т.е. в цвете своего голоса - только выделенные в данный момент ноты и паузы). В результате часто случается путаница с тем, какую длительность втыкать после паузы, потому что из её вида непонятно, где она начинается и где кончается. Не знаю пока, есть ли способ развести положение пауз для разных голосов - это бы резко облегчило дело.

Правда, потом, когда ноты уже набраны, и экспортируются (в данном случае в картинку PNG) выглядит это относительно пристойно, и десятки пауз в разных голосах оказались куда-то сами собой спрятаны.
http://s019.radikal.ru/i633/1203/74/e03ae70582cf.png

Кстати, если всё, кроме последних полутора тактов, было уже давно, и особых вопросов не вызывает, то вот с последними полутора тактами, которые появились буквально вчера вечером и сегодня ночью, я не могу как-то определиться, какой вариант лучше звучит - с переходом баса на ля (и остающимся на ля среднем голосе), или наоборот оставить бас на ми, и средний голос вернуть на ми, или, например, оставить бас ми, а средний ля, или ещё чего-нибудь.

Насчёт размера - это вообще для меня загадка и тёмный лес (как всегда), и вообще хоть что-то набрать помогла лишь чёткая ритмичность фразы, делающая очевидными хотч бы длительности нот. В данном случае опять же, начал набирать в 4/4 просто по умолчанию (ну, хотя начало мне и казалось), и было уже лень переделывать всё сначала, поэтому размеры нарисованы так, как они нарисованы. Но, возможно, теоретически, надо было бы писать вдвое меньшими тактами - т.е. 2/4 и 3/4 вместо 4 и 6 четвертей? Хотя если во втором случае (3/4) это как раз и хотелось бы сделать, то вот как 2/4 я первую часть не воспринимаю никак, т.е. тактовые черты пришлось бы ставить перед нотами, которые я совсем не воспринимаю как ударные (кроме последней ноты, которая там как раз ударная).

0

14

Что, неужели Музскор не позволяет редактировать уже набранные такты без переколбашивания всего текста? Неудобно!
   Накидала вышеприведенный отрывок в Финале и послушала - симпатично. Размеры в таком пока что сложном для меня отрывке пока недоступны сознательному редактированию. Хотя даже сейчас на слух шероховатости и недомолвки чувствуются, при том что общаяя логика понятна.
  Думаю, что если удастся продолжить занятия сольфеджио, постепенно прояснится.

0

15

Тедди написал(а):

Что, неужели Музскор не позволяет редактировать уже набранные такты без переколбашивания всего текста?

Думаю, позволяет. Но только если осторожно :) Т.е. поставить ноту на место уже существующей паузы той же длительности - безопасно. Подвинуть ноту по высоте - тоже безопасно. Остальное же - то ли как повезёт, то ли я просто ещё не разобрался. Засада состоит в том, что развал происходит как-то не сразу заметным образом, т.е. вначале кажется, что всё прошло как надо: нужная нота поменяла длительности, или вставилась, или удалилась. А вот что в следующем такте структура пауз нарушилась, или что прямо в последнем такте, рабочем, оказались убиты все паузы, и теперь некуда вставлять ноты (и новые паузы тоже как бы некуда вставлять после этого) - это оказывается заметно не сразу. Особенно учитывая то, что в этом "рабочем" такте светится одновременно десяток-полтора пауз разного калибра во всех 2-4 голосах (в моём примере их 3), довольно легко не заметить, что в одном из голосов эта пауза - последняя, и что её трогать ни в коем случае нельзя, под страхом необходимости полного удаления содержимого такта и набора заново. Хотя, м.б., я просто не в курсе какого-то способа, как эти паузы можно воссоздать без таких неудобных методов...

0