КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры о музыке » Альтернативные настройки, микротональные системы


Альтернативные настройки, микротональные системы

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

alisssa написал(а):

Вот бы аудио примеры всех этих 22-х, 17-и, 29-и ступенных гамм, и художественных произведений, где это в реале применено

Как выяснилось, на этот счёт есть специальный сайт http://xenharmonic.wikispaces.com/ На нём есть здоровенный список ссылок. А ещё есть, например, вот ещё такой сайт: http://www.microtonalismo.com/ - у них там и клавиатура показана в 29-ступенной "раскладке", и аудиопримерчик приведён, сделанный на клавиатуре в таком режиме (правда, немножко заумный - ну, то есть, считать его типичным примером работы в данной настройке можно примерно на тех же основаниях, как, грубо говоря, додекафонию и всякий авангард (впрочем, не самый лютый, а такой умеренный авангард :) ) считать типичным примером музыки в 12-равномерной темперации, т.е. на обычной гитаре или фоно). Ну т.е., как я понял, они там намеренно наполнили произведение аккордами из диссонансов, но это не значит, что вся система состоит из одних только диссонансов. Там же картинка 29-РТ-электрогитары.
А ещё - на том же сайте - вот такой симпатичный записанный ими же ролик, это - уже на классической гитаре в 17-равномерной темперации:

http://www.youtube.com/watch?v=eM3cFodNHws

...Если только 17- и 29-РТ-гитары недостаточно впечатлили своим видом - можно полюбоваться ещё на 41-РТ гитару, которая показана на странице, посвящённой самому 41-равномерному делению октавы ( http://xenharmonic.wikispaces.com/41edo ) - собственно, вот (если внешняя ссылка на картинку сработает нормально):
http://xenharmonic.wikispaces.com/file/view/Ron_Sword_with_a_41ET_Guitar.jpg/221056094/Ron_Sword_with_a_41ET_Guitar.jpg
Да, это уже девайс только для настоящих маньяков :)
А вот фотографии ещё других гитар того же автора (или коллектива авторов), в самых разных настройках (включая даже 13 и 39-равномерные деления уже не октавы, а дуодецимы), а также сменные накладки грифа с ладами:
http://www.swordguitars.com/AG.html
http://www.swordguitars.com/PG.html
http://www.swordguitars.com/EG.html

А вот ещё образец в 22-равномерном делении октавы вроде бы:
http://www.youtube.com/watch?v=oNPCiBY5IZ8

0

2

Мдя...гитарки впечатляют. Как попадать по таким ладам в 3 мм [взломанный сайт] Но музыка пока не очень... Да и все что далее на ютубе. Как-то это все из области импровизационных экспериментов. Не для моих ушей http://smailik.3dn.ru/_ph/9/1/391059910.jpg мне, видать, 12 полутонов хватает.

+1

3

Гитарки выглядят прикольно. Музыка не особо впечатлила. Гитарист технично чешет, но сама пьеска - ничего такого особенного, чтобы - ах! И вещь по второй ссылке - тоже. Обычная "космическая" эстрада на синтезаторе с бубнами.

   Вот, в сопутствующих видео нашлась такая четвертьтоновая прелюдия для двух арф. :) Подается с большим апломбом, но звучит довольно неубедительно.
http://www.youtube.com/watch?v=B7Rv-k6D … re=related

   Не ноты делают музыку - я лишний раз убедилась. :) Так же как и не буквы - литературу.

0

4

Тедди написал(а):

Музыка не особо впечатлила. Гитарист технично чешет, но сама пьеска - ничего такого особенного, чтобы - ах!

alisssa написал(а):

Но музыка пока не очень... Да и все что далее на ютубе.

Это достаточно естественно. Потому что да, почти всё это

alisssa написал(а):

Как-то это все из области импровизационных экспериментов.

...потому что в большинстве своём в этих настройках действуют всякого рода либо адекватные ребята с желанием делать нормальную музыку, но пребывающие на любительском уровне, либо и вовсе некие фрики по духу, которым, какую настройку/систему ни дай (включая привычную нам 12-РТ), они ей воспользуются не по правилам, и учинят "авангард". За привычной же 12-РТ - уже более 300 лет более-менее всеобщего признания (хотя и не столь добровольного, сколь обусловленного экономическими и габаритными ограничениями при создании клавишных инструментов - хотя и то, были варианты и это обойти) в рамках европейской музыки, и, наверное, по крайней мере в тысячи раз (если не в сотни тысяч) больше общее количество композиторов, среди которых большинство - тоже либо любители, либо кондовые ремесленники-попсовики, либо всякие фрики-выпендрёжники. Ну и небольшая доля - собственно, гении - те, кто и понимают музыку лучше всего, и владеют правилами и приёмами, как сочинять. Т.е. за 12-РТ просто огромный численный перевес в рамках европейской музыки.

Тедди написал(а):

И вещь по второй ссылке - тоже. Обычная "космическая" эстрада на синтезаторе с бубнами.

Бубны, имхо, вообще там лишние. А вот что касается "обычной космической эстрады" - так она, однако, не так проста, как кажется. Ну т.е. в том числе такие столпы и основоположники электронной музыки, как Эдуард Артемьев (благодаря которым, по большому счёту, мы и можем сейчас говорить "обычная космическая эстрада"), как говорят, очень даже активно использовали всякого рода нестандартные настройки. Просто этот факт, будучи технической подробностью, не особенно выпячивается. Впрочем, записи-то можно и взять и поизучать частотным анализом :)

С другой стороны, вот это

Тедди написал(а):

но сама пьеска - ничего такого особенного, чтобы - ах!

- это как раз очень положительное замечания в пользу системы настройки. Ведь никто (кроме фриков) не ждёт, в самом деле, чтобы сама по себе гамма автоматически породила какую-то мега-супер-выдающуюся музыку. Именно,

Тедди написал(а):

Не ноты делают музыку - я лишний раз убедилась.

- но, собственно, в обратном никто и не пытается убедить.

Но "ничего такого особенного" означает то, что, допустим, дай кому-нибудь из обычных людей, не особых "слухачей", послушать такую музыку, не говоря специально о её 17-РТ природе - так никто не догадается, что тут что-то такое особенное. Т.е. что музыка может звучать вполне нормально, гармонично, не выделяться какими-то лютыми диссонансами. Т.е. что, в данном случае, 17-РТ система - вполне жизнеспособная система, если ей пользоваться по определённым правилам. Так же, как и у привычной нам 12-РТ есть определённые правила, изучаемые в курсе элементарной теории музыки, которыми тоже можно пренебречь - но тогда получится нечто довольно странное, что иногда и сгодится серьёзному композитору на правах "спецэффекта", но не более того. Если же взять "альтернативную" систему, но использовать её по правилам - то получится вполне нормально звучащая музыка. Но с какой-то своей эмоциональной окраской, может быть, вовсе недостижимой в традиционной настройке.

...Вот тут надо вспомнить об одном соображении, откуда растут вышеупомянутые правила. Достаточно общепринято в теории музыки соображение, что для того, чтобы построить жизнеспособный лад, нужно использовать неравные друг друг другу интервалы между ближайшими нотами лада. Таких интервалов может быть или всего 2 типа, или больше, но обязательно они должны быть разными, и располагаться друг над другом в определённой последовательности, которая собой маркирует положение устойчивых и неустойчивых ступеней, позволяет слушателю отличать из друг от друга. В частности, что касается равномерных делений октавы, это означает, что, на сколько бы равных частей мы ни делили октаву, мы не должны использовать в музыке все подряд получившиеся ступени, если не хотим получить, по меньшей мере, "кашу", не имеющую какой-то основы в виде устойчивых и неустойчивых ступеней. Более того, лад может использовать порядка 5-10 нот в октаве (в мелодии), использование же большего числа ступеней непрактично, и трудновоспринимаемо слушателем (но при этом какая-то часть "лишних" нот может очень пригодиться в гармонии, если таковая вообще используется в данном произведении, или при уходе в модуляцию в другую тональность или другой лад - но тоже по соответствующим правилам). Типичный же музыкальный фрик, дорвавшийся до одной, а тем паче - до целой кучи альтернативных настроек, он рассуждает и действует проще и колхознее. Вот, типа, есть эндесятхрен-ступенчатое равномерное деление октавы. Ну как же, зря, что ль, столько ладов на гриф присобачено, столько клавиш на дорогущей или вообще самодельной клавиатуре понаставлено, или столько клавиатур друг над другом, или ещё как-то там. Айда играть так, чтоб все ноты задействовать - уплочено же! Зачем какие-то нудные правила соблюдать. И вообще, ну не для того же мы столько кнопок понаставили, чтобы играть музыку из (ну даже подумать смешно) 7 нот в октаве!

И получается такая типичная фриковская музыка, в большинстве случаев. Если только автор не один из первой десятки лучших композиторов своего времени, грубо говоря - это единственный шанс сделать что-то осмысленное таким образом, хотя это не отменяет того, что более половины слушателей, коллег-композиторов и музыковедов будут это произведение активно поливать грязью :)

Более же консервативный и, видимо, продуктивный путь - это использование альтернативных систем/настроек для того, чтобы найти в их рамках хорошо звучащие приближения нот традиционных ладов, проверенных временем - 5, 6, 7-ступенных, ну, плюс соответствующее количество альтерированных нот. Некоторые же другие ноты использовать только в составе аккордов, какие-то ещё - при модуляциях. Действуя таким образом, можно, скажем, обычную классическую музыку переложить в какую-то систему с подходящим числом ступеней - скажем, в ту же 53-ступенную. Соответственно, и сочинять - музыку, которая вообще принципиально не отличается от той, которая была бы в 12-ступенной системе (и вполне может быть в этой 12-ступенной системе исполнена, да, собственно, разницу заметят только "слухачи"). Однако, при достаточно плотном и конкретно подходящем делении октавы появляется бонус в виде возможности играть и/или сочинять и в других, тоже проверенных временем, ладах, которые, однако, в 12-ступенную систему не вписываются - в тех, которые принято объединять под словом "восточные".

Отредактировано Toman (2012-03-02 05:06:07)

+1

5

Toman написал(а):

Т.е. за 12-РТ просто огромный численный перевес в рамках европейской музыки.

Дык... Естественный отбор. Выживает соответствующий условиям по максимуму.

Toman написал(а):

Бубны, имхо, вообще там лишние.

На мой скус тоже, но - дань моде.

Toman написал(а):

в том числе такие столпы и основоположники электронной музыки, как Эдуард Артемьев (благодаря которым, по большому счёту, мы и можем сейчас говорить "обычная космическая эстрада"), как говорят, очень даже активно использовали всякого рода нестандартные настройки.

Артемьев просто писал замечательную музыку. И заморочки он использовал как подспорье, а не как самоцель. Обратное мы видим у фриков от альтернативки. :) "Не то беда, что ты цыган,.. беда, что скучен твой роман".

Toman написал(а):

Однако, при достаточно плотном и конкретно подходящем делении октавы появляется бонус в виде возможности играть и/или сочинять и в других, тоже проверенных временем, ладах, которые, однако, в 12-ступенную систему не вписываются - в тех, которые принято объединять под словом "восточные".

Что-то сомневаюсь, что простое добавление звуков позволит сочинять в "восточных" ладах. Настоящих, а не имитации их. Там ведь свои законы мелодии и гармонии. А имитировать вполне можно и в 12-ступенном.
    В общем, пока видим сферических коней в вакууме. Напомнило мне стереокино, виденное еще в советское время. Практически ничем оно не отличалось от обычного. Потому что мы и в "плоском" кино четко воспринимаем изображение на экране как объемное. Вот с рисунками этот номер проходил на ура - обретали объем. А кино, думаю, иллюзию объемности получает за счет светового изображения.

0

6

Тедди написал(а):

Естественный отбор. Выживает соответствующий условиям по максимуму.

Ну вот музыке европейской традиции он соответствует. Точнее говоря, было выбрано просто наименьшее число из тех, которые более-менее подходят. Технологически наиболее простой вариант. И в рамках классической европейской музыки это, пожалуй, действительно удачный выбор для инструментов фиксированного строя. Хотя и в европейской музыке он интонационно не вполне совершенен - зато технологически удобен. Особенно на лютнях и гитарах, где лады вообще общие для всех струн.

Тедди написал(а):

А имитировать вполне можно и в 12-ступенном.

Конечно, нельзя. Ну просто никак невозможно изобразить ничего даже приблизительно похожего в рамках 12-ступенного равномерного деления октавы. Единственное, что возможно - это сыграть штук 4-5 нот из тех (сравнительно немногих) тетрахордов или ладов, которые содержат только 2 большие и 1 малую секунды. Впрочем, тогда никто даже и не догадается, что это была, оказывается, "имитация восточного лада". Конечно, можно имитировать мелодические ходы. Можно, если специально напрячься, попробовать представить себе последовательность из большой и малой секунд как последовательность из двух нейтральных терций. Тем более, что соседствующие нейтральные терции в иранской музыке, вообще говоря, немножко неравны. Но это будет очень-очень большой натяжкой. Примерно такой же, как (чтобы просто представить себе) попробовать, наоборот, изобразить какую-нибудь европейскую пьесу, настроив фоно таким образом, чтобы в гамме не было малых секунд, а были только большие и нейтральные. В общем и целом, вроде как в персидской музыке есть только 2 лада, которые могут быть без подобного рода натяжек исполнены в 12-ступенном делении октавы (и то, если отказаться от "модуляций" в другие лады) - махур и нахофт.

Тедди написал(а):

Что-то сомневаюсь, что простое добавление звуков позволит сочинять в "восточных" ладах.

А почему нет? Принципиальная проблема - именно в отсутствии на европейских инструментах фиксированного строя возможности сыграть нужные ноты. Т.о. для исполнения в восточных ладах (даже если не совсем аутентичного - в конце концов, например, в турецкой музыке их, наверное, сотни, никто не мешает и новый придумать :) ) необходимо в первую очередь добавить нужные ноты в ряд возможных на инструменте. И представители самой восточной музыки, кстати говоря, так или иначе пытаются приспособить для себя какие-то равномерные деления октавы, чтобы воспользоваться удобствами этого принципа. Проще всего поступили некоторые представители арабской музыки: они поделили (по крайней мере для целей нотации) октаву на 24 части, т.е. просто каждый "наш" полутон пополам. При этом как бы подразумевая, что это не есть точная интонация, а в действительности музыкант всё равно должен (если на инструменте есть техническая возможность) интонировать по своему разумению.
Турецкие же музыканты, посмотрев на всё это дело, поняли, что деление октавы на 24 ступени их не удовлетворяет, и предпочли 53-ступенное деление, которое, как говорят, уже стало стандартом нотации де-факто для турецкой "традиционной" музыки. (И то же 53-ступенное деление, как говорят, очень хорошо подходит для привычной нам европейской музыки). А вот сложнее всего иранцам, видимо. Как будто бы, им и 53-ступенное деление как-то не очень подходит. Чуть ли не настолько, что даже 24-ступенное было бы лучше (но тоже совсем не удовлетворительно).
Вот тут ( http://tonalsoft.com/enc/i/iranian-segah-mode.aspx ) нашлась интересная заметка, согласно которой, вроде бы, отдельно взятый тетрахорд из "лада" сегах (он же, фактически, тетрахорд лада шур, чуть ли не самого главного в иранской музыке) довольно неплохо лёг на 17-ступенное равное деление октавы. Однако, в таком делении октавы (большая секунда 3 ступени, малая 1 ступень, нейтральная 2) имеются некоторые серьёзные проблемы - в частности, очень "кривые" терции. Есть предположение (правда, непроверенное), что, может быть, также может, пусть и тоже с оговорками, но чуть лучше, подойти 41-ступенная система. Хотя наиболее заманчиво было бы применить 53-ступенную, которая тогда могла бы претендовать на роль более-менее универсальной - но вот, как будто бы, какие-то проблемы там с ней возникают. Хотя это надо пробовать. В инете же я пока нашёл только 31-ступенные онлайновые "клавиатуры", в которые можно тыкать мышью, чтобы попробовать, как прозвучат всякие интервалы в 31-ступенной системе: http://improvise.free.fr/bosanquet/bosanquet.html и http://improvise.free.fr/fokker/fokker.html .

0

7

alisssa написал(а):

Как попадать по таким ладам в 3 мм

Решение этой проблемы состоит в том, что на самом деле совсем не обязательно устанавливать лады одновременно на все возможные позиции соотв. равномерного деления октавы. Если мы собираемся играть в какой-то определённой тональности, нас интересуют только те ноты, которые могут встретиться. Скажем, дубль-диезы и дубль-бемоли сами по себе уже встречаются не так часто, не говоря уж о тройных диезах и бемолях (а в достаточно многоступенных системах предусмотрены места и для них). Если ставить лады только на те ноты, которые вероятно встретить в исполняемых произведениях, то расстояние между соседними окажется 2-3-4-5-кратным, и в целом вполне обычным по меркам, например, обычной гитары. Просто на обычной гитаре лады расположены равномерно, а там будут не равномерно, и эта неравномерность может быть более или менее сильно выражена.

Вот, чтобы самому себе нагляднее представить, как это примерно выглядит, попробовал сделать "график", изображающий расположение ладов для "обобщённо-стандартизированного" набора нот, при приближённом изображении этих нот ступенями равномерных делений октавы, для мензуры 640 мм, и диапазона струны октава+квинта (как на стандартной класс. гитаре с 19 ладами). На этом рисунке показаны деления (в порядке снизу вверх) на 17, 29, 41, 53, 65, 24, 22 равные части. Соответствующая часть ладов 24-ступенного деления, разумеется, совпадает с привычными нам ладами 12-ступенного деления на стандартной гитаре. Сравнивая с ними, можно видеть, насколько отклоняются соответствующие ноты в системах, основанных на других делениях октавы.
http://s41.radikal.ru/i094/1203/f4/5630f4f7c783t.jpg
...Равномерная 22-ступенная система производит такое впечатление, что она сюда впихнута вообще как-то ни к селу ни к городу. Представлена она тут только для примера, ну и потому, что о ней вообще как-то особо часто говорят, и потому что она, как говорят, имеет некоторое отношение к каким-то средневековым музыкальным теоретикам.
...Как видно, 29- и 53-ступенные системы отличаются тем, что некоторые лады (собственно, все те, которые представляют ноты, отсутствующие на стандартной гитаре) у них "раздваиваются" между двумя ближайшими соседними позициями, из которых нельзя однозначно выбрать какую-то одну. В то время как в 17-, 41- и 65-ступенной системах можно/нужно выбрать единственное, центральное положение (хотя на самом деле в 65-ступенном есть в принципе соседние положения, также дающие осмысленные интервалы).

...Важный момент: 53-ступенная система даёт самые лучшие (среди представленных здесь вариантов) приближения квинты/кварты и большой/малых терций. Однако - важно! - интервал гармонической большой терции (и соотв. малой терции) - тот, который, собственно, надо использовать в мажорных и минорных аккордах - не совпадает с мелодическими терциями, а отстоит на одну ступень. Поэтому, если предполагается использование мажора и минора как аккордов, или просто терций в качестве консонансов, пришлось бы всё-таки ставить тесно соседствующие лады на соответствующих нотах :)

0

8

Да о чем вы говорите? Какой естественный отбор??? Гнет христианства это противоестественный отбор. Существуют довольно интересные проекты по микротональной музыке. Это уникальное для наших дней явление. В Европе это убили, выкорчевали с античностью. И зря! Это другой взгляд на музыку. Есть микротональные гитары и отстраиваются они не так как 22рт или 17 рт. Хотя, и данная темперация отлично вносит разнообразие в звучание. Разумеется проекты, которые сейчас реализуются, сильно замешаны на академических принципах вроде движения гармонии, динамики и какой никакой тональности. Вы представьте если к этим новым возможностям добавить модальность! Ведь в конце концов речь не идет о совершенно новом чем-то, это просто сдвиг, один из вариантов. И по мне так очень удачные варианты. Лично я устал от 12рт. Понятно, что и с этим строем можно писать музыку, но вовремя добавленный хроматический ход, и не полутоновый, а хроматический, или третьтоновый, заметно разнообразит оттенки музыки. Это некий сдвиг возможно к импрессионистской традиции, эмоциональности. Но академизм и так терроризировал уши строгим тембром чтобы показать язык. А здесь язык еще разбавляется микротонами.
Есть видео которое академикам мозг взорвет, хотя относитя к микротонам лишь частично, математикой, но явление нашли интересное. Видео на английском, потому вкратце, для тех кто не понимает языка опишу в чем суть. Автор видео занимает позицию, что гармония это полиритмия. Раньше, без нынешних технических средств это невозможно было узнать. Суть в том, что пропорции интервалов равносильны пропорциям полиритмии. То есть пропорции квинты 2/3 соответствует полиритмия 2/3. Как? Просто удары из полиритмии ускорили до тех пор когда это стало звучать как квинта. И так можно проделать с любой пропорцией, получить интервалы, в том числе микротональные. Если добавить к этому психоакустику, то получаем приятный для слуха синтезированный тембр.
Как это отнсится к микротональной музыке? Пересматривается взгляд на пропорции. Ищут новые сочетания. Не знаю как вам, дорогие форумчане, но это важный сдвиг для акустической музыки. И не только для гитары. Еще несколько видео. А вообще ваша общая проблема в том, что музыку вы не слушаете. Вы сразу в математику лезете. Вам бы приобрести импровизационный опыт. а не только по нотам играть. Музыку нужно слушать участвуя в прослушивании, а не в математики. Иначе это сопровождение для математики, если вы не слушаете звук. Для вас видимо и потуги восстановить античную модальную музыку будет авангардом звучать.
https://www.youtube.com/watch?time_cont … gmQQQXXTy0
https://www.youtube.com/watch?v=PZwDTB4-zNQ
https://www.youtube.com/watch?v=iRsSjh5TTqI
И эта музыка не для слухачей, а для тех у кого уши не забиты или устали от 12рт
Вот ссылку добавлю на группу с античной музыкой https://vk.com/ancient_ecstasy
И на группу с микротональной музыкой. Там много электроники, но и акустические решения есть. https://vk.com/xenharmony

Отредактировано Дмитрий (2017-05-29 22:40:55)

0

9

О, новые люди даже у нас регистрируются! давно никого не слыхать было http://smailik.3dn.ru/_ph/9/1/391059910.jpg застой...
Надо позвать автора темы, а то другие не настолько сильны в этих тонкостях [взломанный сайт]
ну и спасибо за ссылки!

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры о музыке » Альтернативные настройки, микротональные системы