КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » У самовара » Вековая тайна


Вековая тайна

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Не отрываясь. Читать!
   Много загадок  оставила  человечеству  история.Иные  из  них  были  раскрыты, и  интерес к  ним  угас. Иные
остались  не  разрешёнными, но  почему то  не привлекли  к себе  большого  внимания. А  вот  тайна  "Железной
маски"  принадлежит к числу тех сюжетов, которые  тысячекратно   поднимаются,  Обсуждаются, "обсасываются" со
всех сторон в литературе - и научной, и  художественной, проникают в  театр и  кино, и всё  равно  продолжают
занимать и писателей, и читателей. Только за последние годы написаны десятки  монографий, эссе, статей (в том
числе и в  отечественной  литературе), применены  новые методы  исследований вплоть до компьютерной техники с
целью  раскрыть  вековую  тайну. Спрашивается, зачем же увеличивать этот поток  информации? Чтобы прибавить к
тысяче исследований ещё одно? Нет. Цель  настоящего очерка гораздо  скромнее, на историческое исследование он
вовсе не претендует. Единственная забота автора - на базе  уже  собранных и  неоднократно  проанализированных
материалов  подвести некий  итог и поделиться своей догадкой, которая зреет много лет, но ещё ни разу не была
высказана с достаточной определённостью.

      Начнём с того, что обратимся к фактам.
  В  серый  пасмурный  день  18 сентября 1698 г.  перед  подъёмным  мостом  Бастилии  остановилась  карета  с
занавешенными окнами, которую сопровождал конный отряд. Судя по запылённости экипажа  и усталому виду войнов,
прибыли  они  из  далека. Человек  в  чёрном костюме - это  был комендант Бастилии Сен-Мар - вышел из кареты,
вызвал стражу и  предъявил  ордер. Несколько  минут спустя, когда  карета въехала во  двор крепости, появился
второй пассажир. Он был так же  в чёрном, причём  лицо  его полностью  скрывала чёрная маска. Не произнеся ни
слова, окружённый группой солдат, он проследовал в канцелярию тюрьмы... В тюремной книге точно отмечено время
этого события - 3 часа пополудни...
  Так начиналась  история  "Железной маски". Вернее, не  начиналась, а  продолжалась. Ибо в дальнейшем  стало
известно,  что, прежде  чем  стать  узником  Бастилии, он с 1687 по 1689 г. томился  в  крепости  на  острове
Сен-Маргерит, а ещё раньше, с 1680 по 1687 г, находился  в заточении  в  замке Пинероль, на границе Пьемонта.
Согласно предписанию военного  министра Лувуа, человека в маске поместили в одном  из самых глухих  казематов
Бастилии. С ним запретили  разговаривать. Сен-Мар  должен был  немедленно убить узника, если  "он  попытается
говорить  о  чём  либо  сверх  того,  что  касается  его  бытовых нужд". А  о  "бытовых  нуждах" неизвестного
правительство позаботилось: содержали его в хороших  условиях и  он  "мог требовать в качестве еды чего бы не
пожелал..." В безмолвии провёл "железная маска" долгих  пять лет в своей  одиночной  камере и  умер 19 ноября
1703 г. Его похоронили на тюремном кладбище Сен-Поль под именем Марчиали. Личные вещи покойного сожгли. В его
камере расчистили  стены и разобрали полы, дабы не осталось каких-либо  надписей  или  замурованных  записок.
Потом о нём забыли.
  Восемьдесят шесть лет спустя парижский народ взял  приступом  Бастилию, начав  этим  смелым  актом  Великую
Французкую революцию. Революция сделала возможным  обнародование архивов страшной крепости-тюрьмы. Раскрылись
вековые тайны, прояснились судьбы многих жертв королевского произвола. НО загадка "железной маски" оставалась
неразгаданной. Все листы тюремной книги, относившиеся к этому узнику,оказались заблаговременно уничтоженными.
Все следы исчезли...
  Таковы главные факты, известные уже в 18 в. Естественно, что тогда же  возник и  вопрос:за  какие проступки
могли приговорить человека к столь изощрённому  наказанию? Что двигало правительством Людовика XIV, когда оно
отдавало этот жестокий приказ и неусыпно следило за его исполнением? По этому поводу было высказано несколько
предположений, сводившихся к четырём пунктам:
1/ Король, отличавшийся злопамятностью, мог мстить за личное оскорбление, суть которого он не хотел придавать
огласке.
2/ Неизвестный  искупал  серьёздное  преступление, Характер  которого  не  позволял  сделать  его  достоянием
общественности.
3/ Узник знал важную тайну,разоблачения которой правительство боялось.
4/ Он претендовал на французкий престол.
  По этим четырём направлениям и были выдвинуты историками и писателями многочисленные "кандидаты".
                                                                                   
                                                                                I
  Уже в начале 18 в. стали возникать первые версии. Тайна "Маски" занимала многих представителей  придворного
общества.И не только придворного. Мемуары и письма того времени пестрят упоминаниями о таинственном  пленнике.
Впервые их  обобобщил Вольтер  в своём труде "Век Людовика XIV", который он начал писать в 1732 г, а выпустил 
в свет девять лет спустя. Великий  просветитель сам дважды побывал в Бастилии и, по его  словам, неоднократно
беседовал с  тюремным  персоналом, знавшим  "Маску"; там-то  он и получил подробные сведения. Версия Вольтера
(о ней будет сказано  ниже), утверждавшего, что маска скрывала  брата  Людовика XIV, произвела  большое вспе-
чатление на современников и потомков, и к ней в дальнейшем вновь и вновь возвращались.Но одновременно, словно
грибы после дождя, стали  появляться и другие  варианты; возник  настоящий  поток "кандидатов". Не вдаваясь в
излишние детали, перечислим имена некоторых из них.
  Одно время упорно верили, что под маской скрывался Луи де Бурбон,граф Вермандуа,внебрачный сын Людовика XIV
и его фаворитки  Лавальер. Сей аристократ за пощёчину,данную дофину, был действительно заключён в Бастилию...
Но вскоре выяснилось, что Вермандуа умер много раньше,чем возник неизвестный в маске...Называли также кардина-
ла Реца, вождя Фронды, его соратника герцога де Бофора, изчезнувшего в 1679 г., шевалье де Армуаза, возглавив-
шего заговор против короля, шевалье де Рогана,казнённого по приговору суда, некого Дюбрейля, мелкого шпиона...
  В эту  компанию  попали  и иностранцы. Список открыл не кто иной, как  английский  король Карл I, свёргнутый
революцией и якобы  счастливо  избежавший казни, за ним, следовал сын его противника  лода-протектора  Оливера
Кромвеля  Ричард; далее шли незаконный  сын Карла 2 некий  аббат Клош, герцог  Берик - незаконный  сын  короля
Якова II, племянник этого же короля герцог Монмут, незаконный  сын Кристины Шведской и даже какой-то "турецкий
султан"...
  К  числу  возможных  "кандидатов"  досужие   "исследователи"  причисляли   великого  драматурга Мольера (!),
которому-де  так  отомстили  его  многочисленные  враги  из высшего света. И  уж совсем  поразительно: в число
"кандидатов" попала женщина - сестра Людовика XIV!..
Список этот, который можно было бы и продолжить, приведён лишь в качестве курьеза. После проверки фактов и дат
становиться ясно, что ни одно из перечисленных лиц не выдерживает критики и  не  может  "претендовать" на роль
"Железной маски". Но есть и более серьёзные "кандидаты" - о них то и написанны в разное время целые исследова-
ния. К ним относятся некий родственник Людовика XIV,а также сюринтендант Фуке и итальянский дипломат Маттиоли.
На них следует остановиться несколько подробнее.

                                                                                II
  Строго говоря, Вольтер, прежде чем окончательно  остановить свой  выбор на представителе царствующего дома,
называл нескольких "кандидатов". С течением времени сложились две довольно устойчивые версии. Согласно первой
из них, узник в маске был сыном Анны Австрийской от одного из возможных её любовников:то ли камердинера,то ли
герцога Бекингема,то ли кардинала Мазарини.В любом из этих случаев он оказывался сводным братом Людовика XIV.
Вторая версия Вольтера казавшаяся более романтичной и завоевавшая особенно много  приверженцев делала "Желез-
ную маску" и Людовика XIV родными братьями. Предполагалось, что они были близнецами, и одного  из них, вслед-
ствии боязни будущих междоусобиц в стране, решили сразу же изолировать. Когда ребёнок подрос, онаружилось его
поразительное сходство с  братом-королём. Тогда-то мать и её постоянный советник  кардинал  Мазарини пришли к
мысли, что лицо его следует скрыть ото всех людей, включая и тех, кто будет его обслуживать. Вот так и возник
"Железная маска".[1]
  Этот вариант прочно вошёл в историческую литературу и, в частности, был  использован Александром Дюма в его
"Виконте де Бражелоне". Пленил он и  серьёзных исследователей. Один из французких историков, наш современник,
затратил  немало  труда, чтобы   его доказать, проявив при этом незаурядное остроумие. Но не доказал, не смог
привести ни одного  реального  факта  в  поддержку  своей  концепции, а коственные  доказательства  оказались
неубедительными. Нечего и говорить, что предыдущая версия (ещё менее доказуемая) отпала до этого.
  В период первой империи благодаря усердию историографов Наполеона возникла своеобразная гибридная гипотеза.
Начальная её часть полностью совпадает с только что  рассказанным: рождение близнецов, устранение и изоляция
одного из них, проявление  сходства  по  мере  взросления, затем - крепость  и  маска. Но дальше  начинаются
разночтения. Узника отправляют на  остров Сен-Марегрит, где он вступает в тайную  связь с дочерью тюремщика.
Она в положенное  время рожает сына. Тогда несчастного отца  переводят  в Бастилию, а ребёнка  отправляют на
Корсику, дав ему условную  фамилию  "Буона-парте"-"хорошая доля", т.е. "сын хороших родителей". И вот это-то
мальчик и стал предком  Наполенона, обеспечив ему вполне  "легитимное" происхождение. Нечего и говорить, что
подобное "историческое" разыскание способно вызвать лишь улыбку и не пережило Наполеоновской империи.

                                                                                III
  Версия эта возникла почти одновременно с  версией  Вольтера, и  в течении  какого-то  времени  имела немало
сторонников. Николя Фуке родился в Париже в 1615 г. Отец его, богатый бретонский судовладелец, являлся членом
Государственного совета, что обеспечивало сыну приличную карьеру. В период Фронды Николя Фуке твёрдо стоял на
стороне Мазарини и королевы, и это ему зачлось: Он стал сюринтендантом (министром)  финансов. Помимо этого он
купил должность генерального прокурора Парижского  парламента, а после смерти Мазарини получил пост и первого
министра и члена государственного совета. Почувствовав себя  всемугущим, Фуке без зазрения  совести  предался
ограблению государственной казны. Не брезгуя ни вымогательствами, ни финансовыми афёрами,ни крупными взятками
он вскоре стал богатейшим человеком страны. Живя в сказочной роскоши, Фуке  окружил себя  писателями и людьми
искусства, собирал колекции раритетов, а его личная библиотека насчитывала около 15 тысяч книг.
  Всё это, вызывая безумную зависть,создало ему легион врагов, во главе которых оказались его бывший соратник
Кольбер и  военный  министр  Лувуа. Кольбер  тайно составил  доклад  Людовику XIV, в котором поведал о многих
злоупотреблениях Фуке. Последний и  сам  успел  восстановить  против  себя молодого  монарха. Он возбудил его
зависть, пригласив посетить свой  сказочный  замок Во (ставший прообразом Версаля), и проявил непростительную
неосторожность, слишком явно  ухаживая за  королевской  фавориткой Лавальер. Одновременно министр совершил её
одну глупость - он продал должность генерального прокурора,став, таким образом, бессильным перед парламентом,
где заседали его смертельные враги. Людовик  приказал  арестовать Фуке, причём  операция  эта  была проведена
капитаном  д'Артаньяном  увековеченным  А.Дюма. Процесс Фуке, наделавший  много  шума, продолжался  три года.
Парламент приговорил министра к вечному изгнанию, но король, опасаясь, как бы Фуке, находясь  за границей, не
начал там политических интриг, заменил  изгнание  пожизненным  заточением в замке Пинероль. Здесь Фуке провёл
последние  пятнадцать лет своей  жизни. До  самого конца он надеялся на королевскую милость - об это Людовига
постоянно молили высокопоставленные друзья министра. Но король остался непреклонным. Умер Фуке в 1680 г.
  Вероятно, пробежав сей  длинный "послужной список" министра, читатель в недоумении  задаст вопрос:"А к чему
всё это ? При чём здесь "Железная маска" и Бастилия, если Фуке умер в Пинероле?"
  Но не будем торопиться. Ибо чудеса начались после смерти Фуке,после его  официальной смерти. Суть в том,что
смерть эта произошла при загадочных  обстоятельствах. Вчера ещё  здоровый, он  умер в одночастье, причём тело
его выдали родственникам только через месяц в наглухо заколоченном гробу. Естественно, поползли слухи,которые
постепенно выстроились в версию. Вскоре его тюремщик  Сен-Мар  был  переведён из  Пинероля  на  остров  Сент-
Маргерит,  а оттуда - в Бастилию, губернатором  которой сделал его Людовик. С собою Сен-Мар увёз узника, лицо
которого было скрыто чёрной маской.Именно этот узник и втупил 18 сентября 1689 г.в приёмные покои Бастилии...
  В Пинероле, уверяют нас, в 1680 г. умер вовсе не Фуке. Умер,вероятно от яда, обслуживавший его некий "слуга
Эсташ Доже". А бывший министр в маске и под чужим именем (а поначалу и  вовсе без имени) через  несколько лет
оказался в Бастилии, где и прожил до своей  подлинной  смерти, последовавшей в 1703 г. Он-то  и был "Железной
маской"... Эта  версия, не получившая в свою эпоху  широкого развития, в новейшее время вдруг снова приобрела
сторонников в европейской историографии. Но и у неё не больше доказательств,чем у предыдущих. Её несостоятель-
ность видна совершенно отчётливо при  ответе на  вопрос: для чего, с какой  целью. Действительно, зачем  было
Людовику XIV или клике Кольбера-Лувуа устраивать весь этот спектакль: убивать "слугу Эсташа Доже",прятать под
маску Фуке, перебрасывать его в глубокой  тайне из  крепости в  крепость.  Только затем, чтобы  через 23 года
уморить его в Бастилии? Не абсурд ли это? Уж если  они так  хотели  его  уничтожить, то не проще ли было  это
сделать на месте, в Пинероле (как, по-видимому и было сделанно в 1680 г.)?..
  Ответа на вопрос версия не даёт и не может дать. Значит, и она отпадает.

Отредактировано adminio (2012-10-08 22:19:24)

+1

2

.                                                                                IV
  Она, пожалуй, и самая устойчивая, и  самая  правдоподобная из всех. С ней как  будто трудно не согласиться.
Хотя... Но всё по порядку.
  Граф  Жироламо Маттиоли  родился  в  болонье  в 1640 г. Дипломатическую карьру он сделал при дворе герцога 
Мантуанского, одного из мелких тиранов Северной Италии. Быстро поднимаясь по ступенькам служебной лестницы и
выдвинувшись в премьер-министры герцога, граф Маттиоли попал в гущу крупной  политической игры, которую вели
великие державы в богатой, но  раздробленной Италии. При  его  содействии  был заключён тайный договор между
Мантуей и Францией. Договор этот был весьма выгоден  французкому  королю, который  в  случае его  реализации
получал важные территориальные присоединения. За эту сделку Людовик XIV уплатил  Маттиоли  крупный куш - 100
тысяч скуди. Разуеется, в такую сумму оценивалось не только  посредничество; не менее  важным было сохранить
тайну - от этого  зависел весь успех  предприятия. Но Маттиоли, получив много, захотел ещё больше. Он продал
тайну заинтерисованным правительствам Савойи, Испании и Австрии.Афёра французкого правительства провалилась.
Разгневанный Людовик решил наказать продажного дипломата.Французкий агент пригласил ничего не подозревавшего
Маттиоли в Париж под предлогом, что король хочет увеличить награду. Дипломат, еще раз продемонстрировав своё
легкомыслие, поддался соблазну и сам пошёл в расставленную сеть И "награда",действительно,была  "увеличена".
Едва экипаж, в котором находился  Маттиоли, пересёк  границу  Франции, как  дипломат был  схвачен и брошен в
каземат Пинероля. После этого он изчез навсегда. Французкий  король  отказался  признать свою причастность к
этому делу. На все запросы  министерство  иностранных дел  Франции отвечало, что ничего не знает о Маттиоли.
Решили,что он был убит.Между тем Людовик XIV избрал для незадачливого дипломата такую кару, которая казалась
ему более  страшной, нежели  смертная  казнь. Граф Жироламо был обречён на смерть  при жизни: он должен  был
лишиться  имени, потерять  лицо и во мраке  вечного  заточения днём и  ночью думать об ужастных последствиях
своего предательства. Его перевезли на  остров  Сент-Маргерит, а затем в Бастилию. Черты  его  лица  навечно
скрыла железная маска...
  Так излагают эту версию её создатели и сторонники.При этом они напоминают: ведь узник Бастилии был похонен
под именем Марчиали. Не созвучно ли оно имени Маттиоли? На это,правда, можно ответить, что имена заключённым
начальство Бастилии давало произвольно, никогда не основываясь на подлинных. И всё же что-то здесь есть. Как
и во всей гипотезе. Так и подмывает с ней согласиться. На первый взгляд она ничем не противоречит  известным
фактам, а кое в чём и потверждается ими.
  Но это лишь на первый взгляд. При более тщательной проверке  противники  этой  версии  нашли  ряд  крупных
огрехов в логике её создателей.
  Прежде всего анализ и матириалов  переписки , и объективных фактов приводит к убеждению, что Маттиоли умер
значительно раньше, чем узник в  маске попал в  Бастилию. В Пинероле он часто болел и,  по-видимому, пытался
симулировать сумашествие (или  действительно находился на грани его).  Это  беспокоило  Сен-Мара, о  чём  он
поведал в одном из писем военному министру. В ответ Лувуа  порекомендовал  "вразумить" дипломата " с помощью
палочных ударов". 
  Как  это  не  вяжется с приведённым  выше  советом того же Лувуа быть по  возможности  предупредительным с
"Железной маской"! Палачные удары и другие  подобные методы  "вразумления"  вряд  ли  позволили  изнеженному
дипломату дожить до преклонного возраста, в котором он должен был умереть, будь он  действительно  "Железной
маской".
  Серьёзные возражения возывают и попытки проникнуть в психологию Людовика XIV,выявить мотивы его сознатель-
ных (а порой и подсознательных) действий и преподнисти указанным выше образом. У этого короля было множество
слабостей и пороков, но изуверство и садизм не относились к их  числу. Он ничем не напоминал таких маньяков,
как Иван Грозный  или  Людовик XI, упивавшихся  сверхжестокой  местью. Не был он и чрезмерно  злопамятным, и
если иной раз (как в случае с Фуке) упорствовал в применении жёстких мер, то диктовалось это
отьнюдь не личной жестокостью.
  Наконец (и это едва ли не самое главное), у французкого правительства небыло ни оснований, ни возможностей
долгое время скрывать арест и заточение Маттиоли. Лишь на первых порах  министерство иностранных дел Франции
пыталось отрицать очевидное,но упорствовало оно очень не долго. Через месяц-другой вся Европа знала о судьбе
Маттиоли, и ни у кого не было ни причин, ни желания  вступаться за узника Пинероля. Что же касается  герцога
Мантуанского, то он был только  рад каре, постигшей его  министра, который обманул его в той же мере, что  и 
французкого короля.
  Одним  словом, при  всей  своей  соблазнительности  гипотеза о Маттиоли  оказывается  несостоятельной. Она
определённо не стоит  умственных  усилий, бумаги, чернил и типографской краски, затраченных  на  попытки  её
доказать.

                                                                                     V
   Итак, все версии  овергнуты. Конечно, опровергать  много  легче, чем создавать. Впрочем, мы попытаемся дать
свою интерпретацию данного казуса. Но прежде поделимся с читателями некоторыми размышлениями.Истории известны
многочисленные  случаи, когда арестант переводился из одной тюрьмы в другую или содержался в маске. В Италии,
например, это было нормой. Аналогичные случаи  встречались во  Франции и Германии. Приведём лишь один из них,
по характеру особенно  близкий к казусу "Железной маски" и так же оставшийся загадкой.  Это событие произошло
в 1776 г. и было зафиксированно в официальном документе,который мы ниже приводим почти дословно, изменив лишь
его форму (документ составлен в виде протокола допроса).
  Однажды к Жерому Мегу, муниципальному палачу города Ландау, находившегося близ границы Франции с Германией,
обратились  двое  пожилых  респектабельных  господ. Палач  заметил, что они  были  хорошо  одеты  и  говорили 
с иностранным  акцентом. Они предложили Мегу выполнить его обычную работу, иначе говоря, обезглавить преступ-
ника, обещая за это хорошую плату. Палач согласился.Ему завязали глаза и посадили в экипаж. Проведя несколько
дней в дороге, путешетсвенники прибыли на место. Палача ввели в какое-то помещение и сняли повязку. Он увидел
комнату, стены которой были обтянуты чёрным крепом. Вскоре  вошёл мужчина  в сопровождении  двух священников.
Мужчина был  в  белой рубашке, лицо же  его  закрывала  чёрная маска. Не оказывая ни малейшего сопротивления,
человек в маске подставил шею под  роковой удар. Ловко справившись со своим делом, палач  получил  обещанную
плату; незнакомцы снова завязали ему глаза, и отвезли  обратно в Ландау. Дело не прошло незамеченным; вокруг
него поднялся шум, и палачу за свою "частную практику" пришлось по  приговору французких  властей отсидеть в
тюрьме.
  История эта, не  считая  смертельного  исхода, удивительно  напоминает случай "Железной маски": она так же
окутана тайной, которая так же  осталась не раскрытой. Разница лишь  в том, что она  не привлекла  всеобщего
внимания и что маска в данном случае была не из железа, а из крепа.

                                                                                     VI
  Вот тут-то как раз уместно остановиться на вопросе: а почему маска узника Бастилии была железной? Ведь если
вдуматься, то поймёшь: вся  значительность  этой истории  связанна  именно с железной маской. Именно железная
маска придаёт ей такую необычность. Ещё бы. Когда  говоришь или думаешь об этом (и так же, очевидно, обстояло
с восприятием современников), сразу представляешь себе  вспечатляющую картину: несчастный  с лицом, окованным
железом! Не даром в одном из фильмов узник Сен-Мара предстаёт перед  зрителем в своего рода рыцарском шлеме с
наглухо  приклёпанным  забралом,  шлеме, корорый   нельзя  открыть  или  снять, как  те шлемы,  в  которые  в
средневековых темницах  заковывали  обречённых на голодную  смерть!..  Но  была  ли  в действительности маска
железной? Если на это указаная в источниках?
  Мы их не находим.  Оказывается, это - традиция, идущая  неизвестно  откуда и усердно повторяемая из книги в
книгу. Правда, встречаются и оговорки. Так, один из авторов уверяет, будто железная маска была обшита снаружи
чёрным  бархатом. Но зачем же  выковывать  маску из железа, да ещё  обшивать её  бархатом? Для красоты? Чтобы
скрыть железо?.. Другой специалист поясняет: она вовсе не была выкована из железа, а лишь имела металлический
каркас. Но что такое металлический  каркас и за чем он? Быть может это просто проволочная  основа, подшитая к
краям маски, чтобы та   лучше  прилегала  к лицу? Это  можно было бы  допустить, но вопрос  в том, следует ли
подобную конструкцию называть металлическим каракасом. Одним словом, все рассуждения о металлическом каркассе
явно повисают в воздухе. По-видимому, маска была вовсе не железной, а бархатной или велюровой - наподобие тех
полумасок, которые надевали  во время карнавалов. Во всяком случае, судя по документам, маска узника Бастилии
легко снималась, что заключённый и делал во время трапезы и сна.
Здесь-то, на наш взгляд, и следует искать разгадку тайны. Почему? Ответим чуть позднее.
                                                                                     VII
  Мы уже  упоминали, что  загадку  "Железной маски" пытались  решить  при помощи  комьпьютера.  В машину были
введены все данные о "кандидатах", и она выдала поразительный ответ: оказалось, маска  кочевала с одного лица
на другое - она побывала  и  на Фуке, и  на Маттиоли, и на Эсташе Доже, и на многих других. Как это понимать?
Неужели  компьютер  ошибся? А если нет, то кто и с  какой  целью  надевал  маску то на  одного, то на другого
заключённого? По-видимому, всё обстояло так, и не так. Вряд ли это была одна маска.Скорее, масок было  много.
Можно  вполне  представить, что лица  кое-кого из  перечисленных  персонажей  (а с ними и множества других) в
какой-то  момент  их заточения и особенно  при переводе из  тюрьмы в тюрьму  скрывали под маской от излишнего
любопытства  досужих  наблюдателей (в том чисте  тюремщиков и  сопровождающей  охраны).И, кстати  говоря, эти
заключённые вовсе не обязательно были известными людьми. Скорее наоборот. Вольтер недаром обронил  замечание,
что в год, когда  арестант в  маске  был  помещён в  Бастилию, в  Европе не изчез ни один выдающийся деятель.
С большой долей вероятности "замаскированными"  могли быть  рядовые, мало кому  известные люди, имена которых
власти из тех или иных соображений не хотели  "обнародовать": прострафифшийся придворный лакей, провалившийся
разведчик, утративший доверие соглядатай. И не даром  среди "кандидатов" имелисть такие персонажи, как мелкий
шпион  Дюбрейл, слуга  Эсташ Доже или  темнокожий  паж королевы. О них в источниках  осталось  мало сведений.
О Дюбрейле, например, мы знаем лишь то, что этот ловкач, будучи на  тайной  службе  во  французкой  разведке,
пытался продать свои услуги противной стороне и на этом  погорел.  Что же касается Эсташа Доже, то здесь дело
сложнее - это довольно  загадочный  "слуга", о котором  написано  множество работ. Один  из новейших  авторов
приложил немало стараний, пытаясь доказать,будто под именем Доже скрывался пресловутый "королевский близнец".
Но безуспешно. По-видимому, Доже был человеком, который знал какие-то важные  тайны или  был махинатором типа
Дюбрейля, но рангом повыше.
  Из всего  сказанного следует, что вряд  ли стоит  продолжать  поиски  "Железной маски".  Будь она и вправду
железной, под ней  могло бы скрываться какое-то вожное лицо: железную маску  как-никак нужно  было специально
конструировать, неоднократно  примерять и подгонять  по лицу, а стало  быть,  лицо  должно было этого стоить.
Простая же маска, равно  применяемая на маскараде и в тюрьме, легко  одевалась и была безразмерной, подходила
всякому; именно в этом смысле следует понимать писателя, заметившего между прочим: "ты  приподнимаешь маску и
не видишь под нею лица". Иначе говоря, лицо под маской слишком обыйденно и не стоит внимания историка.
  Думается, всё изложенное  несколько поубавит вековой интерес к "Железной маске". Пора наконец закрыть тему,
исследование которой давно  уже  превратилось в бесцельную игру,  чем-то  напоминающую  бесконечную  партию в
шахматы.

Отредактировано adminio (2012-10-08 21:59:50)

+1

3

Я думаю (если вы конечно прочли), что вам понравилось то что я хотел рассказать. Правда это не мой текст. Но всё же.  Такая она история.

0

4

Спасибо, Админио. Версий легнды о Железной маске очень много. Писали, что сам термин пошел с легкой руки Вольтера, он, вроде, первый назвал маску железной - а такая экстримно-романтическая деталь очень понравилась публике и пошла в народ.
     Могу порекомендовать также книгу "Железная маска", автор - Жан Птифис, выходила в серии ЖЗЛ. Насчет купить - не знаю сейчас, а скачать можно много где. Еще одна нестандартная версия легенды, автор считает, что вся история - театрализованная мистификация, разыгранная тогдашними "спецслужбами".

0

5

adminio написал(а):

Не отрываясь. Читать!

А можно краткую квинтэссенцию для затравки, перед текстом, чтоб решить, грузиться [взломанный сайт]  чтивом или полениться

0

6

alisssa написал(а):

или полениться

   Если возникает мысль "а стоит ли?" - значит точно не стоит.  :crazy:
   Впрочем, читать такие длинные тексты с форумной страницы весьма утомительно для глаз. Вот тебе отформатированное в Ворде http://files.mail.ru/3B0NER
  Кстати, обнаружила, что чтение с монитора сильно облегчают специальные программы-читалки. Мне больше всего понравилась эта: http://alreader.kms.ru/programs/alreade … no-dlya-pk (качаешь архив по первой ссылке из трех). Длинные тексты в ней читаются куда комфортнее (формат fb2 прекрасно, doc - тоже достойно), и функции, в целом, устраивают. Установки не требует, запускается - можно прямо из архива - exe-шный файл.

0

7

Тедди написал(а):

театрализованная мистификация, разыгранная тогдашними "спецслужбами

С какой целью?

0

8

adminio написал(а):

С какой целью?

   Да вот, можно почитать: http://www.litmir.net/br/?b=119957&p=3 . На этом сайте неплохой шрифт и удобно, что дурацкие баннеры можно закрыть (правда, при перелистывании страниц это нужно повторять каждый раз). Предисловие заканчивается, а текст начинается на 3 странице.

0

9

Тедди написал(а):

Да вот, можно почитать:

Спасибо за ссылку. Это интересно.

Отредактировано adminio (2012-10-15 15:37:13)

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » У самовара » Вековая тайна