Ага, интересно, почитаем. Оказывается, мелодика матроских танцев коренится в художественном свисте. Помнится, в детском саду много было танцовано танцев с имитацией работы моряков. Показательно, на утренниках. Хотя, по-моему, хорнпайпы существовали и в сухопутном и даже в бальном варианте (или последнее - рил, а я путаю?).
Вот несколько слов по-русски отсюда http://irish.home.nov.ru/about_d.htm :
Хорнпайп
Первоначально хорнпайп - название музыкального инструмента, изготовленный из рога или копыт животных. Hornpipe ( от англ. horn - рог, pipe - труба). В XII в. инструмент полностью вышел из употребления.
Танец пришел в Англию из Уэльса, и в XV в. стал очень популярным. Исполнялся под сопровождение органа, имел размер 3/4. В Англии подобный танец использовался в сценических миниатюрах. Далее он распространился в Шотландию и Ирландию. Хорнпайп появился в Ирландии во второй половине XVIII в. предположительно из Англии или Франции. Это самый поздний из ирландских степ-танцев. Он похож на медленный рил. Размер хорнпайпа 4/4 как и у рила, но с акцентом на первую и третью долю.
Хорнпайп также легко отличить от рила не только темпу, но и по характерному ритмическому рисунку, в котором внутри такта отдельные произвольные доли играются триолями, то есть одна из долей состоит из трёх нот. (Например, четвёртая: РАЗ-два-РАЗ-раздватри). Многие ирландские музыканты считают, что то, как играется хорнпайп, больше, чем в других танцах, зависит от желания танцора. Поэтому, если необходимо сыграть быстрее и с большим количеством триолей, хорнпайп иногда может записываться в размере 12/16, а если медленнее, то 4/4.
Характер движений хорнпайпа: Изначально хорнпайп был распространен на юге Ирландии, где моряки исполняли его как джигу, применяя выстукивания по триолям, комбинируя их с прыжками и другими движениями, присущими теперь только хорнпайпу. Вначале это был преимущественно мужской танец в жесткой обуви. Женщины впервые стали танцевать хорнпайп в графстве Корк. Танец может исполняться и женщинами, и мужчинами.
Вот еще http://www.olgadance.ru/hornpayp.php (простим создателям статьи некоторые вольности с именами композиторов )
Хорнпайп
Термин хорнпайп относится к любой из нескольких форм танца, играемых и исполненных в Великобритании и в других странах с конца 17-ого столетия до настоящего момента.
Народные хорнпайпы
Есть несколько традиционных народных форм танца хорнпайп:
Большинство обычного использования термина в настоящее время отходит к классу мелодий с тактами 4/4. Он часто исполняется, когда танцоры надевают жесткую обувь. Возможно, самый известный пример этого танца - это Хорнпайп Моряков. Есть два основных типа общего разового хорнпайпа, как Хорнпайп Моряков, иногда записанный нотами в также - 2/2, перемещаясь немного медленнее, чем рил, и как Харвест Хом. Некоторые примеры танцев 19-ого столетия смешивают точечные, и даже однородные стили танца. Форма относится ко времени середины 18-ого столетия или ранее, но стала намного более популярной в начале 19-ого столетия. Много прекрасных хорнпайпов были написаны в этот период, многие известными композиторами. В Ирландии примеры танца включают Хорнпайп Рощ и Мальчики Блухилла. В Англии наиболее известных композитор хорнпайпов – это скрипач и владелец бара Джеймс Хилл (1811-1853 гг.). Форма также стала очень популярной в Соединенных Штатах - Хорнпайп Президента Гарфилда.
Музыкальный такт 3/2 оставался популярным в северной Англии и на Шотландских низменностях до 19-ого столетия. Много примеров все еще известны и широко играемы в Нортумберленде, такие как Dance ti thy Daddy и Lads of Alnwick. Часто у этих мелодий есть оригинальные акценты, обычно в даже пронумерованных тактах, по-видимому, соответствуя (потерянным) танцевальным шагам. Многие виды танцев не дошли до нашего времени, но многие, как например, Lads of Alnwick, в частности выжили в устной традиции и традиции рукописи без изменений со своего самого раннего известного появления в 1730-ых годах до современного времени.
Термин был также использован прежде, чтобы обратиться к мелодиям с тактами 9/4 или 9/8. Они не многих отличаются от хорнпайпов с музыкальным размером в 3/2. Некоторые их ранние примеры также синкопируются. Форма выжила в Нортумберленде и Ирландии. Один пример, Безумная Молл, или Павлин следующий за курицей, остаются неизменными с, по крайней мере, 1698 года, когда они появились в Танцующем Мастере. Такие мелодии обычно упоминаются в настоящее время, как ирландская джига.Барочный хорнпайп
Тройной разовый ритм танца хорнпайп часто использовался композиторами в Англии в период Барокко. Это вероятно было искусственно создано, чтобы сгладить слишком сильное различие между популярными примерами и примерами классической музыки. Много примеров контрданса найдены в Танцующем Мастере, такие как The Hole in the Wall, Парселла, и есть также существующие театральные хореографические постановки, которые используют шаги из французского придворного балета. Генри Парселл и Джордж Фридерик Гендель составляли хорнпайпы. Сегодня, самая известная барочная мелодия хорнпайпа – это, вероятно, "Рондо Хорнпайп Парселла".