КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры на ГИТАРНУЮ тему » 165 советов Дэвида Расселла по технике гитарной игры


165 советов Дэвида Расселла по технике гитарной игры

Сообщений 51 страница 79 из 79

51

Сдается мне, что та фраза про неразличимость апояндо и тирандо претерпела именно стилистически-переводческую деформацию, вот и вышла почти что "галиматьей". :) Фраза была вырвана из контекста, наверняка там обсуждался конкретный отрывок конкретного произведения. А потом и переводчик оказался в сложном положении, не зная сути разговора и слегка подзапутавшись. Если речь идет о схожести тембров, когда тирандо и апояндо чередуются в отдельно взятом отрывке - тогда понятно и логично. Но тот пункт "Советов" читается так, словно это глобальное правило - вот и выходит недопонимание. :)
     Кстати, это полукруглое движение пальца: не горизонтально, а сперва вниз, потом слегка вверх и назад, еще Агуадо (кажется) в своей школе рисовал. И в Тороповской школе это есть. :blum3:
   

alisssa написал(а):

Вообще -  читать, смотреть видеошколы и слушать надо одновременно

Это в том случае, если ты уже имеешь неслабые навыки игры и можешь воспринимать информацию критически, а то и умом поехать недолго. Встречаются у разных преподов и взаимоисключающие советы.

alisssa написал(а):

столько людей сразу заблуждаться не могут, это не массовые галлюцинации

Ой, могу-ут! И глюки массовые бывают, и повальная мода и ситуация "голого короля"... Я не про эти школы, в частности, а именно про массовые заблуждения.

0

52

alisssa написал(а):

Ежу понятно, что - извлеките звук толчком струн вниз, в направлении к деке - значит надо домыслить, что после толчка следует фаза реализации, что струну всеж надо "дернуть".

Думаю, на этом дискуссию можно закончить. Ключевые слова - домыслить и дернуть.
Думаю, чем домысливать мутные теоретические рассуждения, приходя к тому, что "толкнуть" это значит "дернуть" :biggrin:, лучше прислушаться к собственным ощущениям и искать собственный звук.

0

53

ПродавшийДушу написал(а):

лучше прислушаться к собственным ощущениям и искать собственный звук

Согласна! Тем более, что при чтении неизбежен "испорченный телефон", речь-то идет об ощущениях, а не о точных измерениях. То, что один называет "толканием", для другого - "дернуть", для третьего - "надавить". :)

А апояндо - весьма полезный прием для первоклашек, и начинать строго с тирандо, по-моему, не стоит. Апояндо физически напряженнее, труднее, значит, лучше тренирует руку. Тем более, что первые этюды дают для апояндо широкое поле деятельности.

0

54

Тедди написал(а):

апояндо - весьма полезный прием для первоклашек, и начинать строго с тирандо, по-моему, не стоит.

Спорно, похоже на повод для войны Лилипутии ( как разбивать яйцо.)
Я больше с Изнаолой солидарен – что параллельно учить оба штриха.

Отредактировано ВикторК (2007-10-26 14:11:53)

0

55

Для вдохновения в нашем нелекгом труде, напутствие Расселла - David Russell on Preserving Enthusiasm
Как сохранить энтузиазм и вдохновение, но это он для молодых грит, студентов... [взломанный сайт]

http://www.youtube.com/watch?v=X75eQIzBe_4

правда мне неграмоттной  тока в обчих чертах понятно, но даж немножко вдохновилась! мож кто переведет?, титры, типа сделает, как флаг повесим...

0

56

ПродавшийДушу написал(а):

Думаю, чем домысливать мутные теоретические рассуждения, приходя к тому, что "толкнуть" это значит "дернуть" :biggrin:, лучше прислушаться к собственным ощущениям и искать собственный звук.

Вот именно - играть, читать, смотреть, прислушиваться к мнению авторитетов, опять пробовать и прислушиваться к собственным ощущениям! :blum3: А качественный звук единое понятие, он или есть, иль нет. А индивидуальность насильно искать не надо, она объявится, "аромат" звука у каждого будет свой, если основа будет качественная.
А если слушать тока себя любимого, то можно довольствоваться аморфным звуком(или дубовым) очень долго...Надо открыть уши и услышать разницу между своим и звуком у настоящих исполнителей. Не падать духом, это всего лишь повод к совершенствованию. И чем раньше уши заработают, тем лучше, конечно хорошо, кода рядом классный педагог, даст послушать, посмотреть, сам Дунканов и Расселлов перескажет, сам покажет... [взломанный сайт]  В наше бы время...
А про толкнуть или дернуть - для непонятливых - извлечь звук, дернуть в напр к деке, как напр. 6-ю стр. можно дернуть и к деке и от деки, только с той разницей, что над ней ничего не мешается, можно любую позу пальцу придать, иль напр больш. пальцем 1-ю стр., а на др струнах тренировка требуется.
Мне ближе слово толкнуть, раз нет других аналогов,  при апояндо он и происходит, а тирандо можно назвать толчкощипком :grin: может так понятнее...
А ваще странный разговор, кто читал тут эти труды, смотрел видео??? Я да ВикторК. Вот кода все участвующие вдумчиво почитают, посмотрят, скажут, что их звук и так не хуже, а даже лучше...(но кто ж им поверит!)...толкнуть еще не все, перед этим стадия подготовки..., угол ногтя к струне, форма его....еше начнется разговоров на 10 страниц... Может тебе проще на демуре истину выяснить про толчок?и схожесть тембров?  или так важно, как я этот процесс могу печатно выразить? Чукча не писатель, чукча читатель.

Переходим к другим пунктам Расселловских советов!
[взломанный сайт]
_________________________________________________________

P S Послушала, наконец,  альбом Расселла "Барочная музыка - Vivaldi, Haendel, Loeillet, 2001 И Баха немножко, 2003
Я под впечаааатлением!!  Такой звук! (конечно искусство и звукозаписи) Ни одного грубого штриха. Он любит звук более прозрачный, и игра у него более прозрачная, в отличие от плотной и мощной напр.Вильямса, или абсолютно сбалансированной и даж в чем-то холодноватой у Барруэко... вощем слов не подберу, это на уровне ощущений...Но при этой прозрачности звука, он яркий... точнейшая артикуляция, а голоса он очень рельефно чувствует, иногда думаешь, скока ж там пальцев надо, чтоб такое сыграть. На Баха у него другой взгляд, чем я привыкла, слушая Паркенинга, Вильямса...в привычных местах, где ждешь динамики, он вдруг расстворяет краски... даж интересно! это красиво! Не стоит зацикливаться на привычном.
Вощем советую скачать... (с битторент.ру, LossLess) ссылку ищите в теме https://classicalguitarstudio.bbok.ru/viewtopic.php?id=7
найти бы еще Хопштока, по слухам он  Баха здорово исполняет!

0

57

за одно сюда (если кто в начало уже не заглянет) и интервью с Расселом (оно из сети пропало почему-то) Оригинал и электронный :pardon: перевод
http://guit.ifolder.ru/3089923

0

58

alisssa написал(а):

Переходим к другим пунктам Расселловских советов!

Охотно! Ваша подача! :)
   Мерси за интервью, Рассселл - молоток!

0

59

ВикторК написал(а):

Я больше с Изнаолой солидарен – что параллельно учить оба штриха.

Ну конечно же оба! :) Просто на гитарных форумах часто встречается некоторая абсолютизация тирандо. По моему же, квалифицированный музыкант - пусть его играет, как хочет. А вот для неопытных рук, во-первых, полезнее прием, требующий чуть больших усилий, а следовательно, и лучше развивающий в физическом смысле. Во-вторых, из-за кажущейся легкости и некоторой неопределенности траектории тирандо неопытной рукой исполняется в самых фантастических направлениях. И звучит соответственно. А в апояндо траектория более определенна и следовательно, лучше дисциплинирует моторику.
   Повторюсь, я говорю только о самом начальном этапе обучения, когда человек еще не в состоянии конролировать свой звук на слух.

0

60

Себя цитирую из другой темы
...разговаривала с одной своей знакомой, она в музыкалке работает - говорит, что учит детей без ногтей, ногти только где-то к 4-му, 5-му классу...что стала склоняться больше к тирандо, апояндо не учит детей с самого начала, от перпенд. положения руки тоже решила отойти, звук тирандо лучше. Считает, что тирандо более мобильная техника, а с опорой у детей коряво выходит, да и для такого направл. как Джулиани и тд, апояндо не годится, тормозит, и для полифонии тож. На вопрос -а как же перейти с извлечения мякотью и отрастить ноготь - она не поняла в чем проблем, само переходит.

0

61

Alissa, в чем заключается вопрос последнего сообщения? Вы поддерживаете эту методику?
Дело не в звуке, а в тембре. Тирандо и апояндо для этого и применяются, и нельзя судить, что лучше, а что хуже - одно другому не мешает и не заменяет.
Дети 7-8 лет совершенно спокойно справляются с апояндо, если педагог достаточно опытный.
Главная проблема у детей при исполнении апояндо - прогиб последней фаланги. Чтобы избежать этого, можно временно перейти на тирандо, чтобы они почувствовали напряжение на кончиках пальцев. По этой методике можно изучать апояндо и тирандо параллельно.
К сожалению, в наших музыкальных школах далеко не всегда работают квалифицированные педагоги по гитаре.

0

62

Конечно же не поддерживаю, просто в качестве примера, что бывает. Они, дети, неск. лет там без ногтей играют, трудно представить, какой может быть звук...Но апояндо тупее звучит у детей, и тормознее, по ее словам. Детям не до тембра...
Я пропихиваю тут одну мысль - что звук надо приучать слушать и искать с самого начала (но для самых маеньких это гурманство трудновато, наверное.)

0

63

alisssa написал(а):

Но апояндо тупее звучит у детей, и тормознее, по ее словам. Детям не до тембра...

Что касается педагогов музшкол, то и цели они ставят совершенно разные - в меру своей испорченности. Если хороший педагог пытается научить, а средний - хотя бы не мешать, то плохой педагог, отягченный безосновательным честолюбием может класть все силы на то, чтобы дети отработали показательный экзаменационный номер, а дальше - хоть трава не расти. Приходилось слышать о таких персонажах. Вот такие и ищут лазейки, чтобы из неумелых ручек вымучить имитацию благозвучной игры. И давят любовь к музыке показушными марш-бросками.
   

alisssa написал(а):

Я пропихиваю тут одну мысль - что звук надо приучать слушать и искать с самого начала

Безусловно. Но это, как с изучением иностранного языка. Сперва надо накопить некоторый количественный багаж, а о качестве постоянно напоминать, но не делать из него трагедию. А по мере развития все больше напирать на качество. Сложная штука, ведь у каждого ученика сдвиги происходят в разное время и в разном объеме.
   Поэтому я за то, чтобы обсуждать именно практические проблемы, находки и опыт, а не превозносить абстрактно некие чудо-методики.

0

64

Перенести бы это уже в другую тему - про преподавание. А то здесь  в сторону от темы.

0

65

alisssa написал(а):

Перенести бы это уже в другую тему - про преподавание. А то здесь  в сторону от темы.

Да ла-адно!  :prankster2: :) ну отвлеклись чуток - с кем не бывает.

   К какому номеру переходим?  :yes: Ваши рекомендации - наши соображения.  :rtfm:  umnik2

0

66

А что вы скажете по поводу барре, где Рассел дает совет, что усилие по прижимаемому пальцу надо распределять неравносмерно, и прикладывать основной нажим только там, где берется нота (это и у Тенанта есть)? В общем для меня такая техника, не то
чтобы полная загадка, это в общем то дельный совет, поскольку экономит усилия, но как его реализовать? Это какмм же образом можно контролировать каждый из шести участков пальца, прижимающего струну? Я понимаю там еще палец немного дугой выгнуть, когда зажимаются крайние струны (что по-поему несколько неэстетично), но как можно представить например такое - зажать указательным пальцем все струны, кроме третьей(поскольку там нота не играется) а на пятой, шестой еще и играть басовую партию? Кто нибудь пробовал?
А вот развив силу левой руки, можно ничего не выгибать, а тупо прижимать все струны. А что в этом плохого? Способ то получается универсальный.

0

67

Index_K написал(а):

А что вы скажете по поводу барре, где Рассел дает совет, что усилие по прижимаемому пальцу надо распределять неравносмерно, и прикладывать основной нажим только там, где берется нота

Вы имеете в виду какой-то из этих пунктов?

Рассел написал(а):

47.  Трудность приема баррэ не в том, чтобы сильно его нажать, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу. Если вы научитесь контролировать давление в каждом конкретном месте, можете считать, что вы овладели этим приемом.

48.  Если мы сильно давим на неудачно расположенный палец, он, скорее всего, изогнется, и отдельные ноты перестанут звучать. Типичная ошибка при исполнении баррэ — не прикладывать давление к середине пальца, где и теряется звук. Научитесь сначала правильно нажимать палец посередине — в тех случаях, когда это необходимо.

Если да, то по-моему тут несколько не о том говорится. А рассматривается типичная ошибка неумелых гитаристов, которые пытаются достичь чистоты звука, как можно сильнее вдавливая палец в гриф в позиции баррэ.
  На самом же деле равномерное прижатие струн достигается не мощным давлением, которое только утомляет, а именно правильным распределением давления отдельных участков пальца, которое невозможно описать словами, это ощущение нужно поймать и почувствовать самому методом проб и ошибок. Добиваться, чтобы рука не перенапрягалась, а все струны звучали чисто.

   С другой стороны мне пару месяцев назад показали прием т.н. частичного баррэ, когда для того, чтобы зажать 6-ю и 1-ю, например, струны на одном ладу, не обязательно прижимать и все остальные. Это выручает, когда баррэ нужно взять, резко сменив позицию. Просто зажимаешь концом и основанием пальца крайние струны, остальные пальцы занимают им положенные места - тратится куда меньше сил.
   Не исключено, что мастера владеют и такими тонкостями, как приподнять участочек пальца над отдельно взятой струной - не знаю. Раз это подробно не описывается, то вряд ли последнее - распространенный прием. Скорее, индивидуальная "маленькая хитрость".

0

68

Да нет, напрягать ничего не надо, если мышцы левой руки, которые работают на зажим достаточно развиты. Вот например, напрягаетесь ли вы, поднимая чашку чая со стола? Думаю, что нет. А маленький ребенок ее уронит, потому как мышцы у него еще недарзвиты и тяжелой ему кажется. Так же и тут. Вот вы пишите про незабываемые ощущения которое надо почувствовать и поймать самому. Если идти по такому пути, то играя к примеру барре арпеджиато по всем струнам, я должен тонко чувствовать, в какой момент мне нужно напрячь тот или иной мускул указательного пальца, чтобы усилие точно совпало с моментом звукоизвлечения.  Зачем морочить себя этим? И вообще, непрерывное напряжение-расслабление мышц приводит к большему утомлению, нежели статическое напряжение на небоьшом промежутке времени. Так что вот этот пункт слишком индивидуален, чтобы следовать советам Рассела. Может для женских более чувствительных и слабых пальчиков это и актуально.
А насчет зажатия крайних струн основанием и краем пальца - я тоже как то пробовал, когда разучивал аллегро Собора Барриоса. Очень геморойной, скажу вам для меня эта техника оказалась. Мало того того, что там все быстро видоизменяется, так еще и за прижатием следить надо. Я пошел по другому пути - просто тупо арпеджировал аккорды с 1 по 10 позицию туда и обратно до боли аж в пятках, потом массировал и отмачивал в теплой воде руку. Вся эта процедура накачки заняла около двух недель. Могу сказать, что никаие эспандеры для накачки не помогают, только гриф гитары. Ну и еще - при длительном гитарном воздержании - мышцы опять ослабевают (так же как и мозоли на кончиках пальцев исчезают) и, в, общем то приходится опять тренировать руку. Но я не думаю, что в такой ситуации и навыки избирательного приложения усилия не утеряются. Опять нужно будет все повторять и в том и другом случае. Мозг по крайней мере помнит ощущения и возобновление навыков восстанавливается намного быстрее.

0

69

Ваша настойчивость в достижении целей восхищает! Вот всем бы так.  clapping  А теперь несколько уточнений.

Index_K написал(а):

Да нет, напрягать ничего не надо, если мышцы левой руки, которые работают на зажим достаточно развиты.

Вот именно - если. :)

Index_K написал(а):

я должен тонко чувствовать, в какой момент мне нужно напрячь тот или иной мускул указательного пальца, чтобы усилие точно совпало с моментом звукоизвлечения.  Зачем морочить себя этим? И вообще, непрерывное напряжение-расслабление мышц приводит к большему утомлению, нежели статическое напряжение на небоьшом промежутке времени.

Это у вас по-моему разыгралась фантазия. Я не говорила, что нужно непрерывно напрягать-расслаблять, чтобы "усилие точно совпало с моментом звукоизвлечения". Просто нужно найти положение пальца, которое будет одновремено и эффективным и энергосберегающим. А оно у каждого слегка иное, в зависимости от формы и степени развития руки. Не будем же мы всерьез сбрасывать со счетов женщин и детей :)

Index_K написал(а):

А насчет зажатия крайних струн основанием и краем пальца - я тоже как то пробовал, когда разучивал аллегро Собора Барриоса. Очень геморойной, скажу вам для меня эта техника оказалась.

Я этот прием привела не в качестве "техники", а именно, как один из приемов, выручающий порой, когда сложно сразу взять полноценное баррэ. Допустим, вам нужно из 5 перейти резко во вторую позицию и там взять баррэ. Если первый палец прижимает только две крайние струны, вполне можно пренебречь остальными.

Index_K написал(а):

Могу сказать, что никаие эспандеры для накачки не помогают, только гриф гитары.

Вот тут - полностью согласна. Развитие мышц ведь должно вестись не абстрактно, а оттачиваться для совершения определенных движений. Иначе слишком просто было бы: покачал эспандер, и хочешь - в бегуны, хочешь - в пловцы, хочешь - в гитаристы :).

0

70

Мне больше нравится перевод fioricino с классик-гитар -
47. Основная сложность этого приема – не само давление, а его распределение по длине пальца. Нужно научиться контролировать, с какой точки пальца начинать нажатие.
48. Когда мы сильно прижимаем палец к грифу, но в неправильном положении, палец часто сгибается; в таком положении невозможно добиться звучания всех нот. Обычно из-за недостаточной силы нажатия пропадают звуки на средних струнах, поэтому нужно научиться прижимать палец в средней части и производить нажим только когда это необходимо.

Не контролировать давление в каждом конкретном месте (наверное имелось в виду не месте пальца а месте пьесы), а  с какой точки пальца начинать нажатие. Мне это кажется точнее. Внимание сосредоточено только на тех струнаух, которые должны звучать. А в общем то, это только три зоны (точки пальца) - басы, ср. струны и верхние. И в конкретной ситуации приспосабливать палец так, что бы чисто звучало то, что нужно. Иногда это актуально, иногда по барабану, и Тедди верно заметила, что зависит от индивидуальных рук, от формы и степени развития.

Index_K написал(а):

И вообще, непрерывное напряжение-расслабление мышц приводит к большему утомлению, нежели статическое напряжение на небольшом промежутке времени.

Расселл пишет про чистое звучание нот на средних струнах  - "производить нажим только когда это необходимо"
А отрабатывать "до боли аж в пятках" :blink: не стоит, сами пробовали, к добру не приводит. Это бывает, когда произведение не вовремя взято, вот и приходится накачиваться на вещах, которые играть! надо, а вместо этого они превращаются в штангу для накачки. Но мы, любители, этим грешим. :girl_sigh:
Умный человек Карлеваро - его мысль - максимум результата при минимуме усилий Но мы все опустили стадию планомерного выращивания техники...

0

71

А мне понравился пункт  -

Рассел написал(а):

8. Хороший способ найти самую удачную аппликатуру – попытайтесь прочитать фрагмент в обратном порядке, т.е. поставить пальцы в самую сложную позицию, на которую труднее всего попасть, а потом восстановите фразу в нужной последовательности.

Вроде банально и понятно, но не слишком опытные товарищи об этом не задумываются (а иногда и долго играющие :prankster2: ) И долбят с дырками, в полной уверенности, что попадание всего лишь дело времени.

Рассел написал(а):

Сжатие — растяжение
19.  Мускулы руки созданы для того, чтобы сжиматься. Это значит, что когда кисть раскрыта, мускулы напряжены и стремятся естественным образом сжать кисть. Поэтому перед любой растяжкой следует мысленно приказать руке расслабиться, подавляя тем самым ее природную склонность к сжатию.
22.  После растяжки первым делом нужно расслабить кисть, а при смене позиции ни в коем случае не переносите кисть растянутой или напряженной: пусть во время перемещения работает плечо и предплечье, а кисть отдыхает.

А вот это логично!, а всегда лень, ведь это специальная тренировка мозгов на приказ расслабить руку. А в сложных пьесах желание побороть пьесу во что бы то ни стало затмевает всю логику и терпение :grin:  Хотя, может присутствующие этим не страдают..

0

72

Еще про подготовку и напр. звукоизвл. :)

Рассел написал(а):

77.  Чтобы усилить звучание ноты, увеличьте нажим пальца на струну при неподвижной кисти: палец должен увлечь за собой струну в сторону деки.

0

73

alisssa написал(а):

Рассел написал:
8. Хороший способ найти самую удачную аппликатуру – попытайтесь прочитать фрагмент в обратном порядке...
   Вроде банально и понятно, но не слишком опытные товарищи об этом не задумываются (а иногда и долго играющие) И долбят с дырками, в полной уверенности, что попадание всего лишь дело времени.

Да, бывает такое. Коган, о котором я тебе говорила, в своей книге пишет, что неподдающиеся места и дырки нужно отрабатывать до победного конца, иначе так дыркой и останется. Никакое время не поможет. Он рекомендует отрабатывать, чередуя медленный и быстрый темпы, чтобы понять первопричину промахов.
  Как правило выходит, что сбой вызван непопаданием конкретного пальца в конкретное место, а дальше - по нарастающей, одна ошибка тянет за собой другую, испуг и полную дезориентацию, порой. И выход - только в работе разными темпами. Медленно - разучиваешь, затем переходишь сразу на приличный темп и становится ясно: дозрел плод или нет. Если при ускорении темпа сразу начинаешь мазать, то снова отрабатывать через медленный к быстрому, пока не получится уверенно.
   Надо будет найти цитатку, книжка у меня отсканирована.

0

74

Вообще п.8, на мой взгляд для "непосвященных" не так очевиден и банален. Алиса, Вы наверное, как всегда пользуетесь своим мозговым подстрочником и интерпретируете исходя из своего опыта, а не из того, что написано, тем более, что написано там не автором, а переводчиком, а у него знаете ли есть свои мнения на этот счет и может не совпадать с Вашим. В общем понимаю я этот пункт так - если вы встретили достаточно сложную позицию, и все время мажете, пытаясь проигрывать фразу с начала и, доходя до этой позиции, спотыкаетесь, то ... прекратите свои лобовые атаки, а сделайте следующее - сначала найдите наиболее удобоваримую аппликатуру для этой неудобоваримой позиции, поставте как нужно пальцы и начинайте играть фразу с этой позиции, но не в обратном порядке нот, как это может показаться из перевода, а именно в прямом порядке. Я думаю в этом есть резон, поскольку ваше внимание при разучивании фрагмента будет сконцентрировано на сложной позиции. Ну это я так понял. Могу и ошибиться, ну тогда Алиса меня поправит.
Я почему так это по косточкам, как грицца, потому как Тедди латание дырок понимает, исходя из Когана, а вот не из этого совета Рассела, а он тут говорит не о чередованиях темпа, а о другом "секрете". Ну, Алиса, ждем Ваших интрепретаций. Возможно я во всем не прав и Вы меня пнаставите на путь истинный.
Зы, как бы - Благодарю за внимание, Алисса, оказанное мне в преодолении препятствий, встающих передо мной при безуспешных попытках  зайти на этот сайт. Глючновато.

0

75

А вот еще ... возвращаемся к тем же копьям - апоянде и тиранде. Может опять их ломать будем.

60.  Постарайтесь также найти такое положение руки, в котором легко сыграть apoyando одним пальцем и одновременно tirando другими.
69.  Apoyando большим пальцем —-это роскошь, которую мы мо¬жем позволить себе лишь изредка, так как при этом рука встает в неправильную позицию. Поэтому выбирайте моменты для этой атаки с особой тщательностью.
71.  Чтобы освободить большой палец и дать ему больше простора, вы можете немного приподнять запястье над корпусом гитары. Только так этот палец станет полноценным, готовым к любой работе.

Я бы свел п.69 и п.71 в один для большего понимания, а именно с таким вот смыслом -
Исполняя апояндо большим пальцем, и, дабы ему обеспечить свободу и простор (для более эффективного удара в направлении к деке), вы можете немного приподнять запястье над корпусом гитары, но при этом рука встает в неправильную позицию. Поэтому выбирайте моменты для этой атаки с особой тщательностью.

А теперь,почему я свел эти три пункиа вместе? А затем, на мой взгляд, что это очень хорошие рекомендации для исполнения полифонических произведений. Мне просто смешно, когда некий "самородок", выучив ноты, берется за даже за несложные менуэты Баха, не говоря уж о всяких его фугах, ни имея представления как нужно исполнять полифонию. Мало того, что голоса у него не так просты и очевидны для неискушенного слуха, этой кафедральной европейской музыкой проникнуться еще надо. Я сам никогда особо Бахом на гитаре не увлекался, поскольку мне ближе другие композиторы, но тем не менее, полифония - это достаточно сложная техника правой руки в правильном чередовании тирандо и апояндо, в одновременном исполнеинии этих приемов (как раз п.60) и постоянной смене угла атаки и положении руки. Техника неподвижности кисти, на мой взгляд хороша лишь при арпеджио, тремоло, но никак не в полифонии. Как то мне один такой "самородок" хотел показать какого крутого Баха он разучил. Я как то в сторону, начал, мол не в моем вкусе, говорю, а сыграй ка мне что нить попроще, того же романсу Гомеса хочу. Ну он и пропиликал что-то такое замазанное на жидком тирандо, так что и не мелодия с аккомпаниментом и басом получилась а некое арпеджирование. Когда я ему сказал, мелодию бы лучше апояндо исполнить а все остальное тирандо с акцентом на басе, он на меня глаза - а что это такое ... вот и опять мы вернулись на круги своя - вернулись к азам, а именно, прежде чем пиликать на гитаре и осваивать левую руку, прежде нужно освоить звукоизвлечение, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно сыгранную пьессу. Имхо, осваивать приемы звукоизвлечения с одновременным или чередующимся апояндо и тирандо, на первых порах, может и скучнее, но и не сложнее, чем освоение техники левой руки. Просто это даст правильное направление в освоении гитары - добиваться не спортивных результатов в беглости левой руки, а в создании музыки на сим инструменте. Как говаривал Сеговия - у мени две заслуги относительно классической гитары - я избавил ее от трескотни фламенкистов и второе - расширил репертуар с целью выхода на академический уровень.

0

76

Index_K написал(а):

потому как Тедди латание дырок понимает, исходя из Когана,

Не исходя, а просто добавила лишние 5 копеек. :)

Index_K написал(а):

сначала найдите наиболее удобоваримую аппликатуру для этой неудобоваримой позиции, поставте как нужно пальцы и начинайте играть фразу с этой позиции, но не в обратном порядке нот, как это может показаться из перевода, а именно в прямом порядке.

Я тоже именно так поняла. Не задом наперед играть, а как положено, но предварительно - отдельно - выставить пальцы в эту самую заковыристую фигуру, которая так упорно не дается. Чтоб рука ее почувствовала.

Index_K написал(а):

Когда я ему сказал, мелодию бы лучше апояндо исполнить а все остальное тирандо с акцентом на басе, он на меня глаза - а что это такое ...

Это, по-моему, беда многих неопытных "игроков", которым некому объяснить суть вещей. Я вот мелодию от аккомпанемента начала отличать далеко не сразу (и это мягко сказано - "далеко"!). И помогли мне в этом упражнения столь презираемого на гитарных форумах Шилина. Там прямо было написано (первый и единственный раз мне попалось подобное указание!), что мелодия проводится в верхнем голосе, а остальное - аккомпанемент. А дальше - несложные созвучия на 4-6 тактов, разным ритмическим рисунком. Вот после N-ного числа занятий мне уши и "пробило", а сколько я до того мучилась - ужас. Играю, а музыка не звучит - в чем дело? Не понимаю, хоть убей.
   

Index_K написал(а):

прежде чем пиликать на гитаре и осваивать левую руку, прежде нужно освоить звукоизвлечение, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно сыгранную пьессу. Имхо, осваивать приемы звукоизвлечения с одновременным или чередующимся апояндо и тирандо, на первых порах, может и скучнее, но и не сложнее, чем освоение техники левой руки.

А как же это - без левой руки? На открытых струнах что ль?  :biggrin:
   А есть у вас этюдики, которые можно было бы использовать для тренировки таких чередований?

0

77

Цитирование не получается .. ну ладно.
Я так думаю, мелодическая линия не обязательно проводится в верхних голосах. Если взять на вскидку. Например начало "Легенды", там эта линия ведется на нижних струнах, "Русский навев" у Иванова-Крамского, там тоже кусок есть с басовой мелодией ну и т.д. Но есть куча произведений с ярковыраженной мелодией на верхних.
Вообще прямых указаний, особенно в старых нотах, что это играть апояндо, а вот это тирандо, вряд ли встретишь. Разделение этих двух приемов пошло с Тарреги и вошло в жизнь благодаря Сеговии, но по моему в русской школе на это не обратили никакого внимания. Поэтому -дело вкуса каждого использовать эти два приема. Вот есть такое расхожее мнение, что нечего апояндом заморачиваться, поскольку 90% всего - это тирандо, а 10% - экзотика. Но когда я детально рассматриваю движения пальцев Сеговии на видео, то по моему получается пропорция фифти-фифти.
Ну а начинать, можно и на открытых струнах, ну если скучно, можно какой нить Em взять и просто прочувствовать пальцами, Это как при изучении нового рисунка арпеджио, пока не прочувствуете новый рисунок , у вас ничего получаться не будет. Я вот лично начал переучиваться где то в начале года. Я просто вспомнил те произведения из несложных, где есть мелодия на верхних и начал практиковать этот прием. Первое, что всплыло - это этюд Em Тарреги, там идет напевная мелодическая линия на первой струне, вот с этого я и начал переучиваться. Я знал конечно про аппояндо, но в чем его смысл - не очень представлял. Но, выяснив какие суставы задействованы при апояндо и тирандо, я понял, как это нужно делать. Так вот, в этом этюде, палец "а" играет апояндо, при этом задействован большой сустав, "m" и "i" ведут аккоманимент тирандо, "р" - басовую партию, причем я пробую на 6 струне играть апояндо, а на пятой тирандо. Эффект - партии разделяются не только по громкости, но и по тембру. Понятно, что создается впечатление нескольких инструментов. Как то на концерте Виницкий рассказывал, что будучи где то там за буграми, он спрашивал какого то именитого музыканта об исполнении джазовых произведений на гитаре. Тот ему ответил, примерно так - вы играете 4-мя пальцами? Считайте, что у вас в правой руке 4 разных инструмента и исходите из этого. Ну вот дальше про этюды. Второе у меня всплыло - Слеза Тарреги. Там я басовые и верхние струны играю одновременным аппояндо (на первых порах мучительно привыкать - пальцы идут навстречу друг другу, совершая зеракальные, с точностью до наоборот движения), все остальное - тирандо. В качестве этюда - романс Гомеса, всем известный, тоже играется как и Em Тарреги. Ну а почередовать аппояндо на мелодии можно на двух, на мой взгляд показательных пьессах "Бабье лето" в переложении и "Песня без слов" Иванова-Крамского, "Аделита" Тарреги. Мне лично нравится, но это ведь понимаете дело вкуса, а вам такая музыка и не по вкусу. Тогда все равно что то можно найти. Но не пробуйте классиков типа Джулиани, Агуадо и т.д., те. тех которые не разделяли эти два приема исполнения. Вообще, освоив одновременное или чередующегося апояндо и тирандо разными пальцами, вы вправе экспериментировать. По моему - замечательная техника.

0

78

Index_K написал(а):

Цитирование не получается

Если форум - иногда - отказывается вставлять цитату и ругается, то помогает перезагрузка страницы.

Index_K написал(а):

Я так думаю, мелодическая линия не обязательно проводится в верхних голосах. Если взять на вскидку.

То есть - совсем необязательно, вы правы! Она может идти и в верхнем и в нижнем и в среднем, и в нескольких одновременно (что, собственно, и есть полифония), и переходить из голоса в голос.
  В верхнем голосе она шла в тех конкретных упражнениях. И в пояснениях к ним я впервые обнаружила прямое указание, что мелодия - законная составляющая пьесы, что ее нужно ПРОВОДИТЬ, В ОПРЕДЕЛЕННОМ ГОЛОСЕ и т.п. До этого я только диву давалась: почему у других то же самое произведение звучит как музыка, а у меня - как набор нот. Но не владея терминологией, не могла внятно объяснить своих проблем.

Index_K написал(а):

Вообще прямых указаний, особенно в старых нотах, что это играть апояндо, а вот это тирандо, вряд ли встретишь. Разделение этих двух приемов пошло с Тарреги и вошло в жизнь благодаря Сеговии, но по моему в русской школе на это не обратили никакого внимания. Поэтому -дело вкуса каждого использовать эти два приема.

Иногда расписывают. Но потому-то и делают это так редко, что подобные нюансы - абсолютное дело вкуса. И раз и навсегда закрепить определенные ноты за соответствующими приемами - чересчур как-то железобетонно выглядит.  А что, если другой исполнитель прочередует Т и А несколько в другом порядке? Чуть сместит акценты?

Index_K написал(а):

Я вот лично начал переучиваться где то в начале года.

Вы не переучиваться начали, а осваивать новый уровень. Редко кто из начинающих способен с первых же шагов различить подобные тонкости. И учиться, сперва освоив все виртуозные приемы и нюансы игры, а потом уже переходить к исполнению осмысленных произведений - абсолютно невозможно.
  Это по поводу ваших слов:

Index_K написал(а):

Ну а начинать, можно и на открытых струнах, ну если скучно, можно какой нить Em взять и просто прочувствовать пальцами,

Начинать нужно, все-таки с простеньких мелодий, играем-то мы музыку, а не набор приемов. И использование последних становится возможным не раньше, чем ученик будет готов понять их необходимость и услышать разницу между ними в собственной игре.
  Учить этому с первых шагов все равно, что художнику сперва научиться правильно класть краски, а потом уже переходить с квадратиков на изображение предметов. Важен не сам прием, а осознанность и  логика в применении его.
  Нет, конечно, если над тобой сидит заботливый препод, корректирует, подсказывает и вовремя подкидывает добрые советы, не торопя, но и не давая халтурить... Но где ж его взять, такого прынца на белом лебеде?

Index_K написал(а):

"Бабье лето" в переложении и "Песня без слов" Иванова-Крамского, "Аделита" Тарреги. Мне лично нравится, но это ведь понимаете дело вкуса, а вам такая музыка и не по вкусу.

??? Когда это я такое говорила?

   Кстати, о суставах. Не так уж это безусловно. Приходилось мне видеть и гитариста, без труда играющего одними конечными суставами. Дело очч индивидуальное. А апояндо большим пальцем мне с первых попыток всегда было легче делать, чем тирандо. В отличие от других трех, которые пришлось долго и целенаправленно тренировать - на апояндо им не хватало силы.

0

79

alisssa написал(а):

Сжатие — растяжение

Расселл написал(а):

19.  Мускулы руки созданы для того, чтобы сжиматься. Это значит, что когда кисть раскрыта, мускулы напряжены и стремятся естественным образом сжать кисть. Поэтому перед любой растяжкой следует мысленно приказать руке расслабиться, подавляя тем самым ее природную склонность к сжатию.
22.  После растяжки первым делом нужно расслабить кисть, а при смене позиции ни в коем случае не переносите кисть растянутой или напряженной: пусть во время перемещения работает плечо и предплечье, а кисть отдыхает.

А вот это логично!, а всегда лень, ведь это специальная тренировка мозгов на приказ расслабить руку. А в сложных пьесах желание побороть пьесу во что бы то ни стало затмевает всю логику и терпение   Хотя, может присутствующие этим не страдают..

Кстати, умение расслабляться касается не только растяжки! Как трудно было на первых порах переставлять пальцы из одной "фигуры" в другую! Как ржавый Железный Дровосек скрипишь, хоть другой рукой помогай кисти разгибаться. А проблема-то в том, что взявши один аккорд, по неопытности снимаешь кисть, оставляя ее мышцы как бы в прежнем положении. И из него пытаешься, преодолевая остаточное напряжение, принять новое. А тут и скрыта засада!
   Так что последовательность должна быть: не снять-переставить, а снять-расслабить-поменять положение.

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры на ГИТАРНУЮ тему » 165 советов Дэвида Расселла по технике гитарной игры