Вот так получилось: взял и сделал вчера экспериментальную "дудочку" из водопроводной трубы. И пытаюсь на ней играть. Правда, пока можно считать, что ничего не получается. Но, как я читал в инете, это нормально. Ни у кого это сразу не получается. Но вот большой вопрос - может ли получиться в принципе, или, может быть, в конструкции допущена какая-то критическая ошибка?
Блокфлейта, с которой я пытался познакомиться ещё лет 8 назад, меня несколько испугала хитрой нелинейной аппликатурой. А когда я почитал немножко теории про этот инструмент - это испугало ещё больше. Кроме того, блокфлейта имеет обычно сравнительно малый размер, а значит, и высокий звук. Выше первого регистра вообще откровенно неприятно резкий. Ну и вообще хочется всё-таки некий понтовый инструмент.
Но к сожалению, инструментов этого типа в Москве в магазине вот так просто не купишь - в лучшем случае надо заказывать и ждать месяцы. При том, далеко не факт, что я сумею хотя бы освоить хоть какое-то звукоизвлечение, да и стоит настоящий инструмент довольно недёшево. Потому и решил для пробы сделать самоделку из водопроводной трубы.
Труба была взята самая распространённая на строительном рынке - полипропиленовая диаметром наружный/внутренний 20/13 мм. Материал, конечно, не лучший. Классикой жанра в области самодельного дудочкостроения считается всё-таки ПВХ труба диаметром от 20/15 до 20/17 мм (тоже водопроводная, или электромонтажная соответственно). Такую трубу легче обрабатывать, она легче по весу, и теоретически должна давать лучший звук. Но в общем, и из полипропиленовой 20/13 мм некую дудочку изготовить удалось. Длину трубы для первого раза выбрал примерно 690-692 мм(на самом деле, раз уже не первый, т.к. перед этим, в прошедшее воскресенье, были сделаны ещё 2 "пристрелочные" трубки с дырочками, длиной 570 мм и 680 мм из пластиковой, но совершенно негодной для практической игры из-за "химически грязной" пластмассовой трубы, а теперь уже водопроводная труба, которая по статусу обязана быть чистой).
Такая длина - с расчётом на нижнюю ноту в нижнем регистре си-бемоль малой октавы и соотв. условную тональность дудочки си-бемоль мажор.
Обработка заключалась в следующем: верхний конец был при помощи "бормашины" с наждачным наконечником изнутри запилен так, чтобы кромка была тонкой (чуть менее 1 мм), с плавным переходом до полной толщины стенки (3,4 мм) на протяжении примерно 8 мм (вообще, лучше было бы сделать переход плавнее и глубже - возможно, этот как раз одна из критических ошибок нынешней конструкции). При помощи той же бормашины был просто зачищен нижний срез трубы. Далее на расстояниях от нижнего края, взятых с какой-то случайно попавшейся страницы в инете, скорректированных пропорционально длине трубы (694 вместо 680), были намечены и далее рассверлены дырочки.
Расстояния от нижнего конца суть такие: 88 мм, 155,5 мм, 207 мм, 259 мм. И ещё одно отверстие уже на нижней строне дудочки - 316 мм.
(Намечал нагретой на огне проволочкой, согласно метке фломастером, потом рассверливал вначале сверлом 2,5 мм, далее постепенно с шагом 0,5 мм до 8 мм, и далее (зе неимением других свёрл) сразу 10 мм - всё либо ручной дрелью, либо просто вручную сверлом, зажатым в патрон электродрели, чтоб удобнее держать). Третье отверстие, которое на 207 мм от нижнего края, было оставлено 8 мм в диаметре, и только снаружи чуть рассверлено (для некого удобства зажимания) - это как раз по опыту, полученному по поводу настройки первой "пристрелочной" трубки 570 мм, которая была в почти что ре мажоре (точнее, ре-третьбемоля мажоре), где фа оказалось очень-очень высоко, полдиеза, если не больше. Правда, на этот раз соответствующая нота всё равно оказалась несколько завышенной, по крайней мере, так оно мне кажется на слух - но это можно в принципе парировать частичным открытием отверстия.
В качестве мундштука - прямоугольный кусок, вырезанный из плоской (цилиндрической) части пластиковой бутылки из-под газировки, обёрнутый вокруг верхнего конца трубки в полтора оборота и плотно закреплённый там множеством резинок. Край мундштука можно ставить на примерно 1-5 мм выше верхнего края самой трубки.
Итак, получившийся инструмент имеет следующий диапазон и набор звуков (при полном открывании отверстий по очереди):
В нижнем регистре ("bam")(пока ещё, увы, виртуальном): b, c1, d1, es1, f1, g1. Виртуальный - потому что пока из него мне удалось извлечь только самый-самый верхний звук - g1 - при всех открытых отверстиях.
Во втором регистре ("zir"): b1, c2, d2, es2, f2, g2.
В третьем регистре ("geesh"): f2, g2, a2, b2, c3, d3.
В четвёртом ("pas-geesh"): b2, c3, d3, es3, f3, g3. (Реально, опять же, в четвёртом пока удалось сыграть только нижнюю половину из перечисленного, остальные пытаются сорваться на 3-й регистр).
(Upd: на момент написания данного сообщения удалось понять, как играть в первом регистре вплоть до d1, и почти получается, правда, только очень тихо, даже c1).
Однако настоящее, правильное звукоизвлечение на данном инструменте - штука, как выясняется, очень сложная, и его освоить за эти 2 дня пока никак не удаётся. Вообще никак. Ни одной ноты не получается сыграть. Максимум - только какие-то очень шумные присвисты в 4-м или в лучшем случае 3-м регистре. (см. во второй половине видеоролика) Так что пока играть что-то получается только "арабским" эрзац-способом - то есть банально дутьём губами под углом на острый край мундштука. (см. в первой половине видеоролика).
Собственно видео попыток что-то сыграть на данном инструменте:
http://www.youtube.com/watch?v=et1iiPYurGg
Да, все ноты, промежуточные между названными, равно как и вообще звуки любой промежуточной высоты, тоже можно сыграть - частичным перекрытием отверстий, благо они тут достаточно большие (в отличие от той же блокфлейты). Но вот "дыру" между 1 и 2 регистрами (бам и зир) перекрыть невозможно в принципе - не позволяет конструкция (а конструкция жёстко обусловлена в свою очередь возможной для исполнителя растяжкой).