Тедди написал(а):Музыка не особо впечатлила. Гитарист технично чешет, но сама пьеска - ничего такого особенного, чтобы - ах!
alisssa написал(а):Но музыка пока не очень... Да и все что далее на ютубе.
Это достаточно естественно. Потому что да, почти всё это
alisssa написал(а):Как-то это все из области импровизационных экспериментов.
...потому что в большинстве своём в этих настройках действуют всякого рода либо адекватные ребята с желанием делать нормальную музыку, но пребывающие на любительском уровне, либо и вовсе некие фрики по духу, которым, какую настройку/систему ни дай (включая привычную нам 12-РТ), они ей воспользуются не по правилам, и учинят "авангард". За привычной же 12-РТ - уже более 300 лет более-менее всеобщего признания (хотя и не столь добровольного, сколь обусловленного экономическими и габаритными ограничениями при создании клавишных инструментов - хотя и то, были варианты и это обойти) в рамках европейской музыки, и, наверное, по крайней мере в тысячи раз (если не в сотни тысяч) больше общее количество композиторов, среди которых большинство - тоже либо любители, либо кондовые ремесленники-попсовики, либо всякие фрики-выпендрёжники. Ну и небольшая доля - собственно, гении - те, кто и понимают музыку лучше всего, и владеют правилами и приёмами, как сочинять. Т.е. за 12-РТ просто огромный численный перевес в рамках европейской музыки.
Тедди написал(а):И вещь по второй ссылке - тоже. Обычная "космическая" эстрада на синтезаторе с бубнами.
Бубны, имхо, вообще там лишние. А вот что касается "обычной космической эстрады" - так она, однако, не так проста, как кажется. Ну т.е. в том числе такие столпы и основоположники электронной музыки, как Эдуард Артемьев (благодаря которым, по большому счёту, мы и можем сейчас говорить "обычная космическая эстрада"), как говорят, очень даже активно использовали всякого рода нестандартные настройки. Просто этот факт, будучи технической подробностью, не особенно выпячивается. Впрочем, записи-то можно и взять и поизучать частотным анализом
С другой стороны, вот это
Тедди написал(а):но сама пьеска - ничего такого особенного, чтобы - ах!
- это как раз очень положительное замечания в пользу системы настройки. Ведь никто (кроме фриков) не ждёт, в самом деле, чтобы сама по себе гамма автоматически породила какую-то мега-супер-выдающуюся музыку. Именно,
Тедди написал(а):Не ноты делают музыку - я лишний раз убедилась.
- но, собственно, в обратном никто и не пытается убедить.
Но "ничего такого особенного" означает то, что, допустим, дай кому-нибудь из обычных людей, не особых "слухачей", послушать такую музыку, не говоря специально о её 17-РТ природе - так никто не догадается, что тут что-то такое особенное. Т.е. что музыка может звучать вполне нормально, гармонично, не выделяться какими-то лютыми диссонансами. Т.е. что, в данном случае, 17-РТ система - вполне жизнеспособная система, если ей пользоваться по определённым правилам. Так же, как и у привычной нам 12-РТ есть определённые правила, изучаемые в курсе элементарной теории музыки, которыми тоже можно пренебречь - но тогда получится нечто довольно странное, что иногда и сгодится серьёзному композитору на правах "спецэффекта", но не более того. Если же взять "альтернативную" систему, но использовать её по правилам - то получится вполне нормально звучащая музыка. Но с какой-то своей эмоциональной окраской, может быть, вовсе недостижимой в традиционной настройке.
...Вот тут надо вспомнить об одном соображении, откуда растут вышеупомянутые правила. Достаточно общепринято в теории музыки соображение, что для того, чтобы построить жизнеспособный лад, нужно использовать неравные друг друг другу интервалы между ближайшими нотами лада. Таких интервалов может быть или всего 2 типа, или больше, но обязательно они должны быть разными, и располагаться друг над другом в определённой последовательности, которая собой маркирует положение устойчивых и неустойчивых ступеней, позволяет слушателю отличать из друг от друга. В частности, что касается равномерных делений октавы, это означает, что, на сколько бы равных частей мы ни делили октаву, мы не должны использовать в музыке все подряд получившиеся ступени, если не хотим получить, по меньшей мере, "кашу", не имеющую какой-то основы в виде устойчивых и неустойчивых ступеней. Более того, лад может использовать порядка 5-10 нот в октаве (в мелодии), использование же большего числа ступеней непрактично, и трудновоспринимаемо слушателем (но при этом какая-то часть "лишних" нот может очень пригодиться в гармонии, если таковая вообще используется в данном произведении, или при уходе в модуляцию в другую тональность или другой лад - но тоже по соответствующим правилам). Типичный же музыкальный фрик, дорвавшийся до одной, а тем паче - до целой кучи альтернативных настроек, он рассуждает и действует проще и колхознее. Вот, типа, есть эндесятхрен-ступенчатое равномерное деление октавы. Ну как же, зря, что ль, столько ладов на гриф присобачено, столько клавиш на дорогущей или вообще самодельной клавиатуре понаставлено, или столько клавиатур друг над другом, или ещё как-то там. Айда играть так, чтоб все ноты задействовать - уплочено же! Зачем какие-то нудные правила соблюдать. И вообще, ну не для того же мы столько кнопок понаставили, чтобы играть музыку из (ну даже подумать смешно) 7 нот в октаве!
И получается такая типичная фриковская музыка, в большинстве случаев. Если только автор не один из первой десятки лучших композиторов своего времени, грубо говоря - это единственный шанс сделать что-то осмысленное таким образом, хотя это не отменяет того, что более половины слушателей, коллег-композиторов и музыковедов будут это произведение активно поливать грязью
Более же консервативный и, видимо, продуктивный путь - это использование альтернативных систем/настроек для того, чтобы найти в их рамках хорошо звучащие приближения нот традиционных ладов, проверенных временем - 5, 6, 7-ступенных, ну, плюс соответствующее количество альтерированных нот. Некоторые же другие ноты использовать только в составе аккордов, какие-то ещё - при модуляциях. Действуя таким образом, можно, скажем, обычную классическую музыку переложить в какую-то систему с подходящим числом ступеней - скажем, в ту же 53-ступенную. Соответственно, и сочинять - музыку, которая вообще принципиально не отличается от той, которая была бы в 12-ступенной системе (и вполне может быть в этой 12-ступенной системе исполнена, да, собственно, разницу заметят только "слухачи"). Однако, при достаточно плотном и конкретно подходящем делении октавы появляется бонус в виде возможности играть и/или сочинять и в других, тоже проверенных временем, ладах, которые, однако, в 12-ступенную систему не вписываются - в тех, которые принято объединять под словом "восточные".
Отредактировано Toman (2012-03-02 05:06:07)