КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры на ГИТАРНУЮ тему » Как вы относитесь к табам?


Как вы относитесь к табам?

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

На многих гитарных форумах этот вопрос всплывает время от времени. Есть как противники так и горячие сторонники. Я - скорее противник. Точнее, лениво разбираться в еще одной небесспорной системе записи, дай бог нотное чтение подтянуть. Ну да, сперва были табы (в числе прочих попыток графической записи звука). Но ведь оставили ж серьезные музыканты их несколько столетий назад. А сейчас по моим наблюдениям к табам апеллируют прежде всего те, кому ноты учить лениво. И во-вторых те, чей репертуар ограничивается несложными популярными мелодиями и песнями.  Правда, говорил один общий знакомый, что встречал "высокопрофессиональные" обработки в табах.
   Кто что думает об этом?

0

2

Ну, все, кто мало-мальски серьезно занимается музыкой, приходят к необходимости учить ноты. Хотя бы потому, что ими записано большинство музыки на сегодняшний день.
   В принципе, нет ни одной системы записи без недостатков. Каждое общепринятое решение - всегда компромисс. Видимо, в нотной записи количество плюсов перевесило количество минусов, раз они так широко распространились по европам. Ну да, табы нагляднее для профанов. Но незнакомую мелодию по табам не сыграешь, т.к. в них, как правило, не обозначены длительности. А по нотам - можно, если обладаешь минимальными навыками чтения.
   Учить же или не учить - каждый выбирает для себя. Можно ж и не репетировать - лениво же. И над звуком не работать - и так слышно... :)

Отредактировано Милана (2009-12-17 22:49:16)

0

3

Имхо, "серьёзные музыканты" не то чтобы оставляли табы, они ими изначально не пользовались. По причине физической невозможности. Ну, скажем, какие могут быть табы для клавесина или органа - двух таких "достойных инструментов для достойных людей"? Или для скрипки, у которой ладов просто нету? Вокал и прочее чистое одноголосие издревле записывали как строчку букв. И вдруг появляются/распространяются такие инструменты, для которых табами не запишешь, хотя очень хочется, глядя на лютнистов. Или приёмы исполнения - какие-нибудь интервалы на смычковых. Конечно, можно писать многоголосие буковками в столбик (а кстати, это, имхо, было бы много удобнее и честнее), но хочется именно что "чтобы всё почти как у лютнистов". Именно ради компактности записи ритмической структуры, вероятно. И рождается нотная запись, на которую и переходят "серьёзные" - только переходят именно с буковок, а не с табов. Лютнисты/будущие кл.гитаристы ещё до-олго остаются со своими табами, пока их уже просто критической массой остальные музыканты не заставили перейти на ноты...

0

4

А я нашла описание фортепианных табулатур! Вон, какое чудо-юдо: http://ru.wikipedia.org/wiki/Клавишная_табулатура :)
   Вместо гитарных струн у них октавы на горизонтальных линеечках. И все буквами, буквами. :)

0

5

Это уже не совсем табулатуры, это скорее ближе к буквенной записи аккордов на гитаре. Потому что есть большая разница: на гитаре две и более нот на одной струне в принципе не сыграть, так что использование отдельной линейки на струну естественно и конструктивно обусловленно, на фортепиано же в принципе в одной октаве может звучать сколько угодно нот. И как на отдельно взятой линейке обозначить некую достаточно случайно вырванную из контекста согласно границам октав часть аккорда - это отдельный вопрос. Так что здесь мы имеем дело с аккордовой записью, просто с указанием конкретной октавы. Причём, запись бемолей в виде диезов - это тот ещё прикол. Пока отдельные ноты - допустим, это можно сыграть не раздумывая над тональностями. А если как раз сказано играть аккорд от такого псевдодиеза, который на самом деле бемоль - то это что получится? Мозги исполнителя утонут в пересчёте с неимоверным количеством знаков, в дубль-диезах и т.д. Например, давайте, согласно рекомендации, запишем си-бемоль мажорный аккорд (тональность - 2 бемоля при ключе) (или, лучше, наращивающий его септаккорд Bb7) как бы как ля-диез мажорный A#7 (скока-скока там диезов при ключе-то?). Т.е. вместо B-D-F-Ab (Ab не в тональности, так и должно быть) у нас будет что? A#-C##-E#-G# - в общем, по крайней мере один дубль-диез в аккорде уже получили, и ми-диез, что примерно то же самое. И соотв. ни одной неальтерированной ноты вообще. И после этого запись, требующую такого рода вычислений в уме, называть табулатурой?
Так что правильная, настоящая фортепианная табулатура - это только полноценный Piano roll. Т.е. такая запись, которая не требует вообще никаких познаний в теории музыки и названий нот, в чём и весь смысла табов.

0

6

Toman написал(а):

Имхо, "серьёзные музыканты" не то чтобы оставляли табы, они ими изначально не пользовались

Я имела в виду - в мировом масштабе. В 14-18 вв. табулатуры были распространены в Европе. Причем, если верить Муз. энциклопедическому словарю, существовали не только лютневые, но и клавирные, органные, духовые и даже ансамблевые. Использовали и смешанную запись, нотно-табулатурную.
   Выбор в пользу нот, думаю, во многом диктовался необходимостью ансамблевой игры и однотипного отображения партий всех инструментов.

Toman написал(а):

Это уже не совсем табулатуры, это скорее ближе к буквенной записи аккордов на гитаре

Ну, если провести параллель, то ведь график, он всегда график - геометрическая фигура в осях координат, наглядно демонстрирующая некий процесс. И он остается графиком независимо от того, проставляем ли мы на осях сантиметры, градусы или килоджоули. И сколько задаем осей. :)
   Также и буква - всегда буква, значок, обозначающий звук речи, независимо от ее формы, цвета и звука для нее назначенного.
   Вот и табулатура - система записи музыки на горизонтальных линейках с применением букв, цифр и всякого рода значков. В нотной записи линейки обозначают высоту звука и только ее. А в табулатуре - все что угодно, в зависимости от специфики инструмента. В лютневой и гитарной - это струны. В фортепианной, как в примере выше, - октавы. В России существовали табулатуры для роговых оркестров, там линейка обозначала отдельно взятый рожок.
  Кстати, интересная цитата, второй смысл термина "табулатура":

2) Собрания муз. произведений для клавишных инстр. 16-17 вв., представлявшие собой первоначально переложение вок.-хорового полифонич. многоголосия, записанного в Т. обычной 5-линейной нотацией на 2 нотоносцах ("Intavolatura cioe recercari, canzoni..." Каваццони, 1543; "Tabulatura nova" Шейдта, 1624). Подобные Т. способствовали развитию самостоят. муз. жанров для органа и др. клавишных инструментов (канцона, ричеркар и др.).

Вот, собственно, вся статья нашлась в он-лайне:
http://josef-egipetsky.narod.ru/Slovar/ … abulat.htm

Отредактировано Милана (2009-12-22 11:08:28)

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры на ГИТАРНУЮ тему » Как вы относитесь к табам?