Нет, я не то чтобы ушёл в тень, просто времени зайти в инет не было. Между прочим, я даже сам в какой-то момент хотел открыть тему, ну или в общем попытаться сформулировать одну забавную мысль, которая у меня возникла как раз на эту тему месяц назад или около того. Ведь действительно, непонятно, за счёт чего так получается, что одна какая-то музыка звучит интересно, м.б. завораживающе. Пусть даже и нагоняет сон - а так у меня случается почти всегда, когда произведение музыкально сложное, напр. почти любое симфоническое - но это плохо только если кресло в зале для сна неудобно - но совершенно не значит "скучное". Т.к. скучное даже и сон не нагонит, если только и так с недосыпу не падаешь. Так вот, одно произведение производит какое-то впечатление, эмоции. А другое произведение - только одну эмоцию "ну какая скукота, когда же оно, чёрт возьми, закончится".
Так вот, мысль эта самая, в самой грубой формулировке, заключается в том, что в скучной музыке абсолютное большинство нот - избыточные, лишние. Точнее говоря, это не моё утверждение, это только гипотеза, предположение, которое я для себя высказал, но, вообще говоря, экспериментально не проверял. А было бы интересно вообще-то проверить. Гипотеза заключается в том, что когда звучит музыка, слушатель, слушая её, подсознательно или сознательно пытается предсказать дальнейшее движение мелодии (или нескольких - если там несколько голосов). И что в музыке есть такие точки, где дальнейшее движение мелодии вполне может пойти по нескольким разным направлениям (м.б. двум, м.б. больше), а есть другие точки - где движение мелодии в рамках заданной композитором тональности, а также некой присущей данной композиторской школе традиции, на данном шаге практически однозначно определено и просто никак не может быть варьировано в каком-то другом направлении. И т.о. для слушателя, если он чувствует на уровне подсознания эту тональность и повадки композиторов этого направления, предсказание следующей ноты или даже целой фигуры из нот, становится тривиально.
И вот эти самые ноты, которые могут быть тривиально предсказаны слушателем, я называю "лишними". Ну т.е. их как бы вроде бы и нельзя вообще выкинуть из произведения (а то что же с ритмом делать?), но и по сути дела они не нужны, а только мешают, место занимают.
При этом возникает ещё такие 2 логичные вопроса:
1) как же можно предсказывать, если ты слышал произведение кучу раз и помнишь его наизусть? Что же, любое знакомое произведение должно перейти в разряд скучных?
и 2) исходя из чего вообще слушатель может предсказывать мелодические ходы?
Попоробуй сам ответить на эти свои вопросы. Сразу на оба, т.к. они неразрывно связаны на самом деле.
Во-первых, знакомое на память (на слух) произведение человек далеко не обязательно запоминает полностью до каждой ноты. Т.е. дело может обстоять так, что запоминаются-то как раз какие-то отдельные стоящие в меньшинстве опорные ноты мелодии, а остальные, скажем так, именно что не запоминаются буквально в силу того, что могут быть выведены тривиально и безальтернативно в любой момент исходя из опорных нот, между которыми они стоят. Или исходя из просто предыдущего хода.
Во-вторых, я лично за собой замечаю эффект, что многие произведения становятся интереснее с каждым прослушиванием, т.е. наоборот, чем оно более знакомо, тем более интересно звучит (кстати, похоже бывает, как это ни странно на первый взгляд, с железной или автомобильной дорогой: в первый раз ехать может быть скучнее и кажется субъективно гораздо дольше, чем если дорога знакома с точностью чуть ли не до каждого куста). Опять же, только на правах гипотезы - м.б. дело обстоит так, что при первом прослушивании воспринимаешь произведение как данность, и не можешь обращать внимание ни на особенности исполнение, ни на мысли о том, какими могли бы быть мелодические ходы или вариации ритма в каких-то точках, и какие они есть на самом деле. А вот когда произведение уже хорошо знакомо, то где-то, может быть, глубоко в подсознании (но иногда бывает и совершенно на поверхности, особенно когда слушаешь самую махровую попсу - так, что хоть бери и записывай нотами - если только успеешь) возникают мысли о том, как ещё было бы возможно провести эту мелодию иным путём. Но - это ведь только в тех точках, где эти иные пути вообще есть. И именно за счёт этого музыка слышится как интересная - что у неё есть много потенциальных вариантов отклонений в сторону. А где их нет - там как бы и думать нечего, т.е. интересных точек мелодии мало, или они просто "замаскированы" под завалами соединяющих их тривиальных нот, которые своим мельтешением только сбивают мысли, не дают им сосредоточиться, отнимают силы на предсказание тривиального. И в результате получается скучно.
В общем, какая-то примерно такая гипотеза. Было бы интересно, конечно, провести серию экспериментов по предсказаниям нот в явном виде - как среди вообще далёких от музыки слушателей, так и среди любителей, и начинающих профессионалов, и крутых профессионалов-музыкантов, и всяких не музыкантов, но меломанов, и среди знатоков теории.