Я тут подумал - а как бы мне записать звуками мое "ощущение Тедди", раз уж речь зашла о нем. Можно идти от самого слова. Размер двухдольный, функции в слове есть - TD (TeDdy) - они будут почти все время, и будет несколько рядов TD в виде секвенций. Первые ноты - e,dis,e (tEDDy). Значит, тональность - e-moll в начале и E-dur в средней части. Форма простая трехчастная, да капо. Вторая часть контрастная.
Ну а дальше дело фантазии и техники. Писал на нотной бумаге карандашом. Первые два такта дались непросто, скорее даже первый такт занял больше всего времени и уже определил дальнейшее развитие, а дальше - все легче, в середине работы сознание как бы "разогналось" и уже ясно можно было представить всю форму и ее особенности, хотя не было готово еще и половины. В процессе, как будто терялось ощущение времени, в общей идее было и большое количество вариантов (в одном из вариантов я, незаметно для себя, ушел в каденцию Фрескобальды (арии Фрескобальди), этот опыт был довольно интересным, если учесть, что я точно могу сказать, что в том случае я ее сочинял нота за нотой, а не припоминал и не пытался сделать что-то в этом стиле).
У меня складывается впечатление, что здесь есть Палестрина (трехголосный контрапункт в почти строгом стиле), Альбинони (начало темы и секвенции), Сор (форма и гармония), Чайковский (гармония) и Таррега (форма и даже, мне так показалось, местами отголоски стиля, почти как "Слеза" (опять же, не специально). Все это обнаруживается не сразу, скорее в процессе. Хочется сделать что-то необычное и красивое, на основе уже пережитого и осознанного, я бы сказал примерно так. В этом смысле получилось некое сплавление стилей и идей. Но надо понимать, что эти стили и идеи - здесь, суть, не более, чем отголоски, сама прелюдия - новое явление, существующее само по себе, и представляющая, по большому счету, новый, независимый опыт.
Это, конечно, все можно оспорить и даже просто не понять, не вникнуть, как это произошло - как из того опыта, что есть в моей голове, сложилась (пусть и в виде наброска) новая прелюдия, как новый опыт работы со звуковым материалом.
После переписал все на чистовик (также нотная бумага+карандаш и ластик), записал с листа игру с листа (запись получилась где-то с 20 попытки, додумывалась на ходу аппликатура), позже заметил, что в карандашном чистовике пропустил в 31 и 49 такте басы "си", получилось, что так и наиграл. Заключительные 6-голосные аккорды, конечно, грубовато звучат, но мне так захотелось, чтобы были такие гитарные окончания арпеджио, сам часто так заканчиваю, а тут как бы размножил такое окончание - понятно, что неожиданно 6 голосов на слабой доле последнего такта, когда все время 3 голоса, но пока пусть так будет, может послушаю и привыкну, что это все-таки неожиданно грубо, а может оставлю так, есть в этом что-то. Ведь в большинстве гитарных текстов (особенно в переложениях) используется именно такой прием - непостоянное количество голосов - то их два, а то сразу в два раза больше, а то и 6-голосный аккорд врывается. Как-то это уже стало привычно, и не только на гитаре, можно ведь и оправдание найти и даже использовать как средство, но здесь не скажешь, что это для усиления голосов, вроде как тутти оркестра, ведь доля самая спокойная, заключительная слабая, точка, вот эта точка и есть здесь 6-голосное арпеджио - значит, надо сыграть помягче, если оставлять в таком варианте.
Позже пошел туда, где есть компьютер (дома у меня его нет), набрал ноты в Сибелиусе, исправил недостающие "си", сделал запись миди в мп3 из Сибелиуса (електропианино2 с ревером и немного хоруса - такой тембр в миди мне показался подходящим, причем заключительный 6-голосные аккорды, разумеется выпирают, но мне на гитаре нравится такое окончание (пусть хотя бы в черновике).
На все ушло: 1) продумывание замысла - утром, после сна - часа 2; 2) сочинение карандашным чистовиком - 1.5 часа; 3) запись чтения с листа - 1 час, 4) работа за компьютером - часа 2 (приходилось отвлекаться и оформлять на страницы на сайт). Может, все было чуть больше. Со всеми делами получилось часов 7-8 на все. Понятно, что это эскиз и вообще эксперимент. Но какой-никакой, а все же опыт, как иллюстрация к беседе.
Записи:
midi mp3
Гитара
Отредактировано Nagekidori (2013-08-29 14:38:22)