КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры о музыке » Представление и воображение в музыке


Представление и воображение в музыке

Сообщений 1 страница 50 из 86

1

Кто что думает об этих важных составляющих любого творческого процесса? Ваши наблюдения из жизни и тд.. :rolleyes:

Вот полезная статья - "Музыка в представлениях и воображении", фрагменты книги «Слух музыканта» М.С. Старчеус.(это продолжение, пред. номер не могу там найти, Газета "Играем с начала, da capo al fine")
Ну, как водится, теоретики пишут через чур заумно, но можно им это простить, кто-то ж должен эту тему разгребать, у каждого своя ниша, свои задачи, без них все бы жили одной только интуицией, а информация вообще бы никуда не складировалась.
статья - http://www.gazetaigraem.ru/files/archiv … 1_2010.pdf
газета - http://www.gazetaigraem.ru/ - можно скачать старые номера - http://www.gazetaigraem.ru/pdf

из статьи
     «Мысль, что «образ» пассажа еще до того, как
последний прозвучит, должен быть готов в мозгу и
мысленно увиден на клавиатуре; что рука содержит в
себе формулу, рисунок пассажа, как ракета —
огненный орнамент, который она исторгнет ... это
истины, совершенно совпадающие с моим опытом и за
которые я ручаюсь...»
                                             Ф. Бузони

"...Аксиомой исполнитель-
ства является лидерство
слухового образа в органи-
зации исполнительского
движения. «Приказы» слуха
двигательным органам (ру-
кам, губам, связкам) долж-
ны быть настолько сильны-
ми и ясными, чтобы им
нельзя было не подчинить-
ся. Согласно знаменитому
афоризму Л. Ауэра, ухо
должно испытывать по-
требность в красивом звуке,
тогда найдутся средства его
извлечения.
Идеальная связь слуха и
моторики — переход слу-
хового представления в об-
раз движения и реализация
последнего в исполнитель-
ском действии, словом, ко-
гда «мысль, не встречая пре-
пятствия, свободно перете-
кает в концы пальцев»
И т д
Советую читать...

0

2

Кажись, эта газетка лежала в студии.

alisssa написал(а):

«образ» пассажа еще до того, как последний прозвучит, должен быть готов в мозгу и мысленно увиден на клавиатуре

Это нам и АВ вечно втолковывает. Пою - играю и прочие премудрости. :)
   В идеале так и должно быть: пальцы слушаются и выпевают образ, который мозгам мерещится. Но все это брезжит далеко-далеко на горизонте. И чем дальше, тем недоступнее кажется.

0

3

Вспомнился тут разговор на ходу. Бежали мы, это значит, на свое "отвесьтвенное выступление" и на бегу слегка коснулись вопроса понимания отдельных жанров и разновидностей музыки. Все это было второпях, поэтому разговор свернулся. А интересная тема, между прочим.
     Пожалуй, только интернет дает наглядное представление о многообразии вкусов. Личные беседы замкнуты в слишком узком кружке участников. А лазая по Сети, в одну секунду видишь такие многоцветные и разнообразные срезы!
     Жаль, что невозможно передавать свои эмоции и впечатления непосредственно. Типа, протянул проводки из головы в голову - и человек сразу ощутил то же, что и ты. В реальности все гораздо грустнее... Если ты не второй Цицерон с кулем музыковедческих знаний в черепушке - фиг объяснишь, почему тебе нравится то или это. Во всяком случае, собеседник тебя, по большей части, не понимает... Или понимает по-своему. Ведь в каждой голове картина мира ДРУГАЯ!  :dontknow:

     Возвращаясь к тому разговору. Собеседник мой посетовал, что не может играть Сорушку с Каруллюшкой, потому, дескать, что скучная это музыка. Не находит он лично ни красоты ни динамики ни чувства в "гаммообразных последовательностях". И по его мнению, это было тенденцией эпохи: сочинять скучную музыку. Мол, в те стародавние времена, хорошим тоном (как ему кажется) было "скучать под музыку"...
     Тогда я не нашлась, что ответить - уж больно время и место не располагали к мыслительной деятельности. Промямлила только что-то вроде: я тоже далеко не сразу эту музыку поняла и оценила. Большую часть жизни тоже ничего в ней не видела, а вот по ходу гитарных занятий, вдруг начала различать в монотонном пилеже детали, краски, оттенки и логику.  И вряд ли в ту эпоху композиторы и меломаны ставили перед собой задачу "поскучать". Сколько осталось вполне себе эмоциональных отзывов о музыке того времени.

      А вот теперь задним числом любопытно было бы уточнить детали. Что мой собеседник имел в виду? Он вообще не видит смысла в музыке, скажем, начала-середины XIX в. или не понимает только ученических этюдов, которые чаще всего и звучат в наших палестинах?
     Ему не нравятся все исполнения или только то, что он слышит от товарищей-любителей? Ведь от уровня исполнителя тоже многое зависит. Как в анекдоте - "не понравился мне Шаляпин - мне его Рабинович напел..."  :D
     В-третьих. Вполне допускаю, что музыка может не нравиться, потому что в ней не находишь чего-то созвучного своему мироощущению. Вот бьются же пацаны головой об пол на концертах металлистов-электрушников. А мне лично этот жанр кажется скучноватым... Не бессмысленным или некрасивым - я просто не нахожу в себе отклика, кроме, разве что, интеллектуально-любопытствующего.
     Продолжим?

Отредактировано Милана (2010-04-28 16:17:21)

0

4

Милана написал(а):

А вот теперь задним числом любопытно было бы уточнить детали. Что мой собеседник имел в виду? Он вообще не видит смысла в музыке, скажем, начала-середины XIX в. или не понимает только ученических этюдов, которые чаще всего и звучат в наших палестинах?

Собеседник ушел в тень... :confused:

0

5

Нет, я не то чтобы ушёл в тень, просто времени зайти в инет не было. Между прочим, я даже сам в какой-то момент хотел открыть тему, ну или в общем попытаться сформулировать одну забавную мысль, которая у меня возникла как раз на эту тему месяц назад или около того. Ведь действительно, непонятно, за счёт чего так получается, что одна какая-то музыка звучит интересно, м.б. завораживающе. Пусть даже и нагоняет сон - а так у меня случается почти всегда, когда произведение музыкально сложное, напр. почти любое симфоническое - но это плохо только если кресло в зале для сна неудобно :) - но совершенно не значит "скучное". Т.к. скучное даже и сон не нагонит, если только и так с недосыпу не падаешь. Так вот, одно произведение производит какое-то впечатление, эмоции. А другое произведение - только одну эмоцию "ну какая скукота, когда же оно, чёрт возьми, закончится".

Так вот, мысль эта самая, в самой грубой формулировке, заключается в том, что в скучной музыке абсолютное большинство нот - избыточные, лишние. Точнее говоря, это не моё утверждение, это только гипотеза, предположение, которое я для себя высказал, но, вообще говоря, экспериментально не проверял. А было бы интересно вообще-то проверить. Гипотеза заключается в том, что когда звучит музыка, слушатель, слушая её, подсознательно или сознательно пытается предсказать дальнейшее движение мелодии (или нескольких - если там несколько голосов). И что в музыке есть такие точки, где дальнейшее движение мелодии вполне может пойти по нескольким разным направлениям (м.б. двум, м.б. больше), а есть другие точки - где движение мелодии в рамках заданной композитором тональности, а также некой присущей данной композиторской школе традиции, на данном шаге практически однозначно определено и просто никак не может быть варьировано в каком-то другом направлении. И т.о. для слушателя, если он чувствует на уровне подсознания эту тональность и повадки композиторов этого направления, предсказание следующей ноты или даже целой фигуры из нот, становится тривиально.
И вот эти самые ноты, которые могут быть тривиально предсказаны слушателем, я называю "лишними". Ну т.е. их как бы вроде бы и нельзя вообще выкинуть из произведения (а то что же с ритмом делать?), но и по сути дела они не нужны, а только мешают, место занимают.

При этом возникает ещё такие 2 логичные вопроса:
1) как же можно предсказывать, если ты слышал произведение кучу раз и помнишь его наизусть? Что же, любое знакомое произведение должно перейти в разряд скучных?
и 2) исходя из чего вообще слушатель может предсказывать мелодические ходы?

Попоробуй сам ответить на эти свои вопросы. Сразу на оба, т.к. они неразрывно связаны на самом деле.
Во-первых, знакомое на память (на слух) произведение человек далеко не обязательно запоминает полностью до каждой ноты. Т.е. дело может обстоять так, что запоминаются-то как раз какие-то отдельные стоящие в меньшинстве опорные ноты мелодии, а остальные, скажем так, именно что не запоминаются буквально в силу того, что могут быть выведены тривиально и безальтернативно в любой момент исходя из опорных нот, между которыми они стоят. Или исходя из просто предыдущего хода.
Во-вторых, я лично за собой замечаю эффект, что многие произведения становятся интереснее с каждым прослушиванием, т.е. наоборот, чем оно более знакомо, тем более интересно звучит (кстати, похоже бывает, как это ни странно на первый взгляд, с железной или автомобильной дорогой: в первый раз ехать может быть скучнее и кажется субъективно гораздо дольше, чем если дорога знакома с точностью чуть ли не до каждого куста). Опять же, только на правах гипотезы - м.б. дело обстоит так, что при первом прослушивании воспринимаешь произведение как данность, и не можешь обращать внимание ни на особенности исполнение, ни на мысли о том, какими могли бы быть мелодические ходы или вариации ритма в каких-то точках, и какие они есть на самом деле. А вот когда произведение уже хорошо знакомо, то где-то, может быть, глубоко в подсознании (но иногда бывает и совершенно на поверхности, особенно когда слушаешь самую махровую попсу - так, что хоть бери и записывай нотами - если только успеешь) возникают мысли о том, как ещё было бы возможно провести эту мелодию иным путём. Но - это ведь только в тех точках, где эти иные пути вообще есть. И именно за счёт этого музыка слышится как интересная - что у неё есть много потенциальных вариантов отклонений в сторону. А где их нет - там как бы и думать нечего, т.е. интересных точек мелодии мало, или они просто "замаскированы" под завалами соединяющих их тривиальных нот, которые своим мельтешением только сбивают мысли, не дают им сосредоточиться, отнимают силы на предсказание тривиального. И в результате получается скучно.

В общем, какая-то примерно такая гипотеза. Было бы интересно, конечно, провести серию экспериментов по предсказаниям нот в явном виде - как среди вообще далёких от музыки слушателей, так и среди любителей, и начинающих профессионалов, и крутых профессионалов-музыкантов, и всяких не музыкантов, но меломанов, и среди знатоков теории.

0

6

Милана написал(а):

А вот теперь задним числом любопытно было бы уточнить детали. Что мой собеседник имел в виду? Он вообще не видит смысла в музыке, скажем, начала-середины XIX в. или не понимает только ученических этюдов, которые чаще всего и звучат в наших палестинах?
     Ему не нравятся все исполнения или только то, что он слышит от товарищей-любителей? Ведь от уровня исполнителя тоже многое зависит. Как в анекдоте - "не понравился мне Шаляпин - мне его Рабинович напел..."  :D

Да нет, дело касается, к сожалению, не только этюдов, а чуть ли не большинства европейской музыки того периода. И не только в исполнении любителей (кстати, уровень исполнения рондо Карулли в принципе вполне приличный - я тут говорю не о вероятности всяких сбоев, а о музыкальности, и это как раз не из таких уж скучных произведений - впрочем, надо не забывать ни на минуту, что это рондо, скажем так, не совсем, то есть, не только Карулли, Ю.Н. не зря этот момент особо отмечал :) ).
Среди исполнителей музыки подобного рода отмечались и Илларионов, и Ю.Лонская, и Ася Селютина. И формальные любители (т.е. не имеющие официального муз. образования), но на самом деле серьёзно учащиеся у серьёзных гитаристов, и хорошо играющие - типа как Максим (ну, понимаете, который...)
Может быть и вообще не на гитаре, а на фоно, или струнный ансамбль, или симфонический оркестр, все крутые музыканты, профессионалы, дирижёр вроде тоже всё соображает. Но и тут то же самое - как заиграют музыку определённых представителей конца 18 - первой половины 19 века, так всё, трындец. Да и во второй половине 19 века тоже значительная часть композиторов ещё не только писали в примерно той же манере, да ещё и жёстко огрызались на тех, кто пробовал от неё отходить.

0

7

Для начала. Я думаю, что вкусовые предпочтения - вещь абсолютно нормальная. У каждого найдутся излюбленные стили и жанры и отвергаемые. И у каждого - разные.

Toman написал(а):

2) исходя из чего вообще слушатель может предсказывать мелодические ходы?

Ну да, совершенно верно, что популярная музыка именно более предсказуема, как и популярная литература, популярное изобразительное искусство и пр. Наш опыт восприятия создает в сознании некие шаблоны, с которыми мы и сравниваем каждое новое произведение. Кого-то радует максимальное соответствие этому шаблону: банальные сюжеты, примитивная музыка, яркие и понятные картинки. А кому-то подавай экзотику, сложные формы, чтоб поплутать, чтобы была извилистость и труднопредсказуемость или вовсе неизведанные дали...
   Одному скучно - когда все слишком понятно. Другому - когда находится хоть что-то неоднозначное (была у меня такая знакомая, про которую говорили: если NN не нравится фильм - значит надо смотреть!). :) И существует тыща миллионов вариантов между этими двумя крайностями.

Toman написал(а):

1) как же можно предсказывать, если ты слышал произведение кучу раз и помнишь его наизусть? Что же, любое знакомое произведение должно перейти в разряд скучных?

Toman написал(а):

Во-вторых, я лично за собой замечаю эффект, что многие произведения становятся интереснее с каждым прослушиванием

А с литературными произведениями или картинами у вас такого не бывает? Когда уже не ждешь с нетерпением: а чем кончится? - а наслаждаешься всей "картиной". Смакуешь детали, радуешься, как интересно сделано, заново переживаешь отдельные ходы. Любимую книжку можно перечитывать бесконечно. Мне, кстати, никогда не мешало знать, чем книга закончится (а ведь как некоторые отчаянно пищат: "Только не говори мне, что будет в конце :tired: , а то будет неинтересно!"  :crazy: ). Если текст мне нравится, я вполне способна наслаждаться именно текстом, а не предвкушением развязки.

Toman написал(а):

в скучной музыке абсолютное большинство нот - избыточные, лишние.

Toman написал(а):

И вот эти самые ноты, которые могут быть тривиально предсказаны слушателем, я называю "лишними". Ну т.е. их как бы вроде бы и нельзя вообще выкинуть из произведения (а то что же с ритмом делать?), но и по сути дела они не нужны, а только мешают, место занимают.

Ноты лишние или имеет место какая-то личная особенность восприятия?  :stupor:  :flirt: Когда не удается структурировать информацию на слои: главное, второстепенное, декоративное... Тот самый, удачно подмеченный, синдром "нового маршрута". Первое прохождение почти всегда кажется непропорционально долгим, потому что мы фиксируем каждую мелочь.
   У меня, между прочим была зеркальная проблема. Мне ноты мешали не слушать, а играть.  :crazyfun: Я безумно долго не могла преодолеть чтение нотного текста "по буквам", начать мыслить фразами. И мучилась, не понимая, почему, когда другие это же играют - у них получается музыка, а у меня - черт-те что?   :no:  И объяснить никому не могла, в чем проблема, потому что люди, естественно, слышали произведение и говорили, что все у меня нормально. А я его, играя ноты, не в силах была разглядеть, как тот лес за деревьями.
    И - да, избыточная для конкретного мозга информация постепенно начинает утомлять и превращаться в информационный шум. Точно так же, как и прослушивание иностранной реxи: сперва понимаешь почти все, потом отдельные слова, а по мере усталости речь превращается в бессмысленное бормотание. Точно так же ведет себя слишком сложный текст книги: через несколько минут просто скользишь глазами по строчкам, как гоголевский Петрушка, складывая слова, но не вникая в смысл...  :dontknow:

Toman написал(а):

А было бы интересно вообще-то проверить.

Проверить несложно. :) Достаточно сравнить исполнение какой-либо вещи профессиональным коллективом с обработкой ее же для ученической гитары-соло.  :D  На форуме где-то Алиса давала ссылку, как небезызвестный БобГлад играет романс Свиридова. Не помню сейчас, в какой теме. И найти то же самое на ютубе порядочным оркестром.

Toman написал(а):

Т.е. дело может обстоять так, что запоминаются-то как раз какие-то отдельные стоящие в меньшинстве опорные ноты мелодии, а остальные, скажем так, именно что не запоминаются буквально в силу того, что могут быть выведены тривиально и безальтернативно в любой момент исходя из опорных нот, между которыми они стоят.

Ну так и есть! Похоже, что здесь речь идет о гармонизации мелодии. Там действительно, довольно определенные законы, хотя и не "тривиальные и безальтернативные". Всегда есть возможность для маневра.
    А вообще, трудно говорить без примеров. Хотелось бы взглянуть на конкретный текст с избыточными нотами. И с отсутствием таковых. На тривиальные гармонические ходы и те, что "освежают и бодрят". :)

Toman написал(а):

а также некой присущей данной композиторской школе традиции, на данном шаге практически однозначно определено и просто никак не может быть варьировано в каком-то другом направлении

Тут тоже хотелось бы конкретных примеров. Ну да, приверженцы любой традиции настороженно принимают другие варианты (Никита Арнольдович - не исключение  :D ). Это нормально: невозможно быть всеядным в творчестве. Даже крупные мастера, хоть и выбивались из современных им традиций, все равно испытывали некоторые проблемы с шагами влево и вправо. Моск-то не амеба, не обволакивает одинаково легко все, что попадется.

     PS.

Toman написал(а):

это рондо, скажем так, не совсем, то есть, не только Карулли, Ю.Н. не зря этот момент особо отмечал

:D  И ЮН тоже весьма часто заносит не в ту степь. Очень он любит иногда радоваться "я понял, Что Хотел Сказать Каруллюшка!" :D . У каждого свои маленькие слабости. Судя по изданиям, первая партия - стопроцентный Карулли, нота в ноту.

0

8

Как то все у Томана чересчур заумно.  :rolleyes:  Избыточные, лишние ноты, которые могут быть тривиально предсказаны слушателем, :unsure: Тоды весь Карулли и иже с ним может быть тривиально предсказан, и Моцарт тогда уж, и Бетховен, а уж у Баха сколько "пустого" заполнения... Может у тебя дар предсказателя?

интересных точек мелодии мало, или они просто "замаскированы" под завалами соединяющих их тривиальных нот, которые своим мельтешением только сбивают мысли, не дают им сосредоточиться, отнимают силы на предсказание тривиального. И в результате получается скучно.

Просто то, что одними воспринимается, как интересная тема с разработкой, вариациями, заполнением, иногда многоголосием - другим просто непривычно, ухо не приучено, или вообще им в другую сторону, как гриться,  жаль, что они лишают себя такой красоты :dontknow:(конечно, у гитарных классиков есть много "воды", издержки производства :) , но есть множество очаровательных пьес) Как актер проникает в роль, какую бы ни дали, работа такая, так и исполнитель должен полюбить то что играет, попытаться вжиться в пьесу, вот  для этого и учатся люди у педагогов, иначе вырастает любитель одного стиля и одного амплуа.
Если нагоняет сон, по моему, это совсем не хорошо, значит нет проникновения в музыку, значит симфоническое произведение в одно ухо входит, в другое выходит. Музыка должна будоражить, воспламенять, вдохновлять, нужно балдеть от фактуры, голосов, солиста. Если этого не происходит, то - или человек еще не дорос, или просто не твое, или волну не словил, настроение и самочувствие не удачное.
В состоянии медитативно- сонном хорошо Ануара Брахима слушать, и подобную музыку, несколько шаманскую.

0

9

Музыкальная пауза
Просто набрала несколько шедевров на ютубе

    Mozart Piano concerto No. 21 C major 2. mvmt. Friedrich Gulda, Cladio Abbado,1975

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=soQyDAoPlgg&feature=related[/youtube]

   Mozart - Piano Concerto No. 21 in C major
http://www.youtube.com/watch?v=HezRbC-I … re=related

     Haydn - Symphony No.96 in D major 'Miracle' part IV

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=q_-ICkFyEEI[/youtube]

     Beethoven - Symphony No. 5 in C Minor (Bernstein - Baviera) 1

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=ivvn04Zdxt4&feature=related[/youtube]

     GILELS plays Beethoven - Moonlight Sonata Op 27 No 2 - Mvt 3

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=-cz9trxmJOA[/youtube]

     Daniel Barenboim - Pathétique - 3º movement

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=3mp6-bLEgcw&feature=related[/youtube]

     Daniel Barenboim - Beethoven's Appassionata Sonata mvt. 1

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=3efEL983rPo&feature=related[/youtube]

     Glenn Gould- Bach's Piano Concerto No.1 in D minor (BWV 1052)

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=J6uqD_D07PU&feature=fvw[/youtube]

0

10

О! отлично. И давайте прокомментируем, что кому нравиццо-ненравиццо.  ^^
   Где есть лишнее, а где - всего в меру. В свете этой беседы стало особенно интересно, как слышат другие. Эх, жаль, мы академиев не кончали и по-настоящему анализ произведения не умеем правильными словами изложить.

alisssa написал(а):

Просто то, что одними воспринимается, как интересная тема с разработкой, вариациями, заполнением, иногда многоголосием - другим просто непривычно, ухо не приучено, или вообще им в другую сторону, как гриться

Вот-вот! И я о том же.
    Я вам больше скажу. Знаменитую "Кампанеллу" Паганини я полноценно расслышала только на весьма мохнатом году занятий гитарой. И даже не гитарой. Сильный сдвиг восприятия у меня произошел после наших уроков сольфеджио, сколь бы короткими и схематичными они ни были. Очень заметный сдвиг. Вот как раз в упомянутой вещице я долго не слышала ничего, кроме эффектного начала и "гаммообразного пилежа" в продолжение.  :blush: И вдруг в какой-то момент послушала и обнаружила, что не все так просто! Оно не просто ползает вверх и вниз по нотам, а вполне себе целенаправленно и со смыслом. Так приятно было!  :love:

alisssa написал(а):

так и исполнитель должен полюбить то что играет, попытаться вжиться в пьесу, ... иначе вырастает любитель одного стиля и одного амплуа

:D А как насчет "Цыгана"?.. :D  :crazyfun:

0

11

Тедди написал(а):

О! отлично. И давайте прокомментируем, что кому нравиццо-ненравиццо.

И ?
У меня простой коммент - для меня это все - безоговорочно шедевры (тем более, что исполнители такие!)

0

12

alisssa написал(а):

У меня простой коммент - для меня это все - безоговорочно шедевры (тем более, что исполнители такие!)

Не-е, так даже Карлсон не играет! Обмениваться просто понравившимися записями мы можем "на привале". Интересно же, если человек чего-то не принимает, то почему. Хоть краешком заглянуть - а какой он, мир в чужой голове?
   Тем более, что я сама болтаюсь между двумя мирами. Начинаю что-то в музыке понимать, но еще прекрасно помню, как это - не понимать ни фига. Детство золотое, так сказать. :)
   Потому и жалею, что не владеем мы хотя бы началами музанализа. Вона, как грамотные люди расписывают: кульминации, терции-квинты, гармонические ходы и прочие модуляции.  :huh: Иное такое описание читаешь, как роман. И есть, над чем подумать, что к сведению принять. Иногда даже "глаза открываются" на какую-нибудь весчь.
  А вот так вот просто сказать "мне нравится - шедевр" - всегда риск получить в ответ "а мне нет - ерунда". И возразить нечего...

0

13

Тедди написал(а):

Не-е, так даже Карлсон не играет! Обмениваться просто понравившимися записями мы можем "на привале". Интересно же, если человек чего-то не принимает, то почему. Хоть краешком заглянуть - а какой он, мир в чужой голове?

Так пусть напишет тот, кто не принимает :D
А анализом музыкальной формы я не владею, да и что бы это дало человеку, которого эта музыка в принципе никак не трогает?

Вона, как грамотные люди расписывают: кульминации, терции-квинты, гармонические ходы и прочие модуляции.

Разложить в таком ключе 5-ю симфонию Бетховена или концерт Баха это уж никак нам не по силам :dontknow:
Я воспринимаю образным полушарием. Конечно, я и кульминации и модуляции и оркестровку- инструментовку чую, в меру своего развития и восприятия, но не заморачиваюсь на анализе, просто все это целиком создает неповторимый музыкальный образ.
Как Томан, я точно мудрствовать не стану :) Речь зашла о том, почему что-то на одних производит впечатление, а другие в непонятке. Я решила поделиться тем, что я безоговорочно принимаю, пусть остальные выскажут свое отношение и приведут примеры того, что задевает, зажигает их душу.
Мы можем только всего лишь получше узнать пристрастия друг друга,  а защищаться и убеждать методом муз анализа бесполезно. Тем более, что есть классика, проверенная временем, она в защите не нуждается, пусть уж разбор производят те, кто не хочет ходить толпой и имеет оригинальные взгляды  :D

0

14

alisssa написал(а):

Разложить в таком ключе 5-ю симфонию Бетховена или концерт Баха это уж никак нам не по силам

А жаль! Дико завидую всяким Варгафтикам и Бэлзам, у которых к знаниям правильным концом язык подвешен. Иногда хочется обратить человека хоть слегка в свою веру - а никак!  :dontknow: Когда объяснить не умеешь, остается только носом тыкать его в свое любимое и получать в ответ по носу.  :D

alisssa написал(а):

А анализом музыкальной формы я не владею,

Дык я тоже... Но ведь этому учатся. И выучиваются - вполне обыкновенные люди. Почему бы нам не попробовать совместными усилиями хотя бы слегка приобщиться?

alisssa написал(а):

и приведут примеры того, что задевает, зажигает их душу.

Я привела надысь примеры в "Меломанах на привале" Ну да, не в том жанре, что ты любишь. :) И что? Хоть кто-нибудь ответил? :) Хотя бы объяснил - почему это плохо...  :flirt:

alisssa написал(а):

защищаться и убеждать методом муз анализа бесполезно

Ну, тогда и все музыковедческие знания бесполезны? Зачем-то ведь люди этим занимаются. Только не надо говорить, что там та-акие умы - не нам чета.  :crazy:
  Ты сама пишешь в первом сообщении:

Тедди написал(а):

Кто что думает об этих важных составляющих любого творческого процесса? Ваши наблюдения из жизни и тд..

Так давайте! Только не голыми ссылками-констатациями. Предлагаю поискать хоть какие-то учебники и попытаться понять: а что из них можно почерпнуть? Если нам всем своих слов не хватает.

0

15

Тема называется -
Представление и воображение в музыке

Тедди написал(а):

alisssa написал(а):

    защищаться и убеждать методом муз анализа бесполезно

Ну, тогда и все музыковедческие знания бесполезны? Зачем-то ведь люди этим занимаются. Только не надо говорить, что там та-акие умы - не нам чета.

Анализ музыкальной формы, мне кажется, не сюда. Здесь речь о художественно-музыкально-ассоциативно-слуховой интуиции.

Тедди написал(а):

Я привела надысь примеры в "Меломанах на привале" Ну да, не в том жанре, что ты любишь. :) И что? Хоть кто-нибудь ответил? :) Хотя бы объяснил - почему это плохо...

Да почему плохо, музыка на своем месте, нежная ностальгия, я это тож понимаю, но не в тему о мировой классике, тут Карулли с Моцартом.

Милана написал(а):

Собеседник мой посетовал, что не может играть Сорушку с Каруллюшкой, потому, дескать, что скучная это музыка. Не находит он лично ни красоты ни динамики ни чувства в "гаммообразных последовательностях". И по его мнению, это было тенденцией эпохи: сочинять скучную музыку. Мол, в те стародавние времена, хорошим тоном (как ему кажется) было "скучать под музыку"...

Ну  я подумала, что уж хоть эту тему надо отдать академической музыке (или около того). :rolleyes:

0

16

:offtop: Эттааа.... Очень хочется возразить по паре пунктов, но пора бежать готовить завтрак. Попозже. :)

0

17

alisssa написал(а):

Ну  я подумала, что уж хоть эту тему надо отдать академической музыке (или около того).

Можно. Но тогда это надо обозначить недвусмысленным названием. "Представление и воображение в академической музыке" - как-то так.

alisssa написал(а):

Да почему плохо, музыка на своем месте, нежная ностальгия, я это тож понимаю, но не в тему о мировой классике, тут Карулли с Моцартом.

(напомню, что нежной ностальгией, которая, на мой взгляд, - вполне полноценная музыка, я делилась не в этой теме, здесь - просто упомянула). Понимаю, что я глубоко испорченные ребенок, но мне всегда бывает не по себе от слишком демонстративного деления на зерна и плевелы. Ну да, в каком-то контексте смешение жанров выглядит слишком эклектично. Но уж в теме с таким общим названием - "то-то сё-то в музыке"... По-моему, можно делится всевозможными соображениями.
   

Тедди написал(а):

Анализ музыкальной формы, мне кажется, не сюда. Здесь речь о художественно-музыкально-ассоциативно-слуховой интуиции.

Так я ж не настаиваю на формализме.  :D  Естественно - "художественно-ассоциативно-слуховые" свои заморочки пойдут в дело. Я просто жалею, что не владею терминологией и не умею объяснить то, что чувствую. В отличие от грамотных людей. Вот отвечает тебе оппонент: "Фигня, мне не нравится" - и не зная "слов любви", остается только утереться. И утешаться сознанием своего превосходства - в тряпочку.  :D
   Ведь слова "классика - это проверенное временем" - такое же мертворожденное образование, как "ну, чувак, я в реале тащусь" или рекламный слоган "Наш доктор Пилюлькин всегда думает о вас". Информации ровно столько же. Да все равно мне, что там и чьим временем проверено, если лично мне блюдо не по вкусу. :) Вон, китайские "черные яйца" тоже стописят тыщ лет готовят и императорам подают. И устриц аристократы с гурманами веками трескают   :x 
   Ну да, с едой пример слишком условный. Объяснить, почему это вкусно - нельзя никак. А вот чем нравится та или иная музыка - можно. Если умеешь. Как блистательно это делают иные музыкальные критики и сами музыканты!
   Вот я и предлагаю подтянуться по части терминологии, чтобы уметь сказать больше, чем пара банальностей.

0

18

Ну что ж, начну потихоньку комментировать. Давно уж собирался, но всё никак не получалось.

alisssa написал(а):

Mozart - Piano Concerto No. 21 in C major

Произведение очень известное, я его, конечно, когда-то слышал, наверное, не раз.
Ну вот, это практически типичный случай "скучно". По крайней мере, в том виде, как оно тут исполнено (оркестром). Всё построено на ну не одной, так двух кратких мелодических фигурах, между которыми какое-то довольно невнятное, практически не запоминающееся заполнение. Может быть оно было бы и немножко более внятным, если бы чётко исполнялось каким-то чётким инструментом (и можно даже догадаться, какой именно инструмент я имею в виду :) ), а не плавало между инструментами, размываясь по нотам. А может быть, всё равно бы не было. Ну, ещё есть аккомпанемент, также переходящий по очереди между инструментами, но притом нарочито скучно-однообразный. Уже одно наличие такого аккоммпанемента вида "раз-два-три" почти убеждает в том, что у автора таки было сознательное намерение сделать скучно (если этот аккомпанемент принадлежит перу автора, конечно :) ). Ну, ещё из интересного в самом конце есть интересная мелодическая фигура, которая встречается единственный раз (потому как она завершающая).

Из плюсов - не знаю, вообще произведения, или данного исполнения данным коллективом - что тут не маньячат с громкостью и крикливостью. Т.е. если есть что-то не скучное, чем можно заняться, эта музыка может звучать фоном и не бесить, не раздражать. Но именно сидеть и только слушать такое, не отвлекаясь на всякие "посторонние дела" - как-то долго и скучно.

В общем и целом, если бы данный мелодический материал был уложен в полторы-две минуты, было бы нормально (наверное). Т.е. уменьшено число повторов запоминающихся 2-3 мелодических фигур, уменьшено количество соединяющей их "воды". Попытка использовать оркестр, чтобы что-то "разнообразить" чередованием инструментов, ничего не даёт - мелодическая фигура одна и та же, в первую очередь слышится именно она, а какой инструмент её играет в данный момент (равно как и какой инструмент в данный момент делает "пыц-пыц-пыц") - для меня как слушателя дело десятое. И вообще, я бы отсюда оркестр вообще убрал, он только мешает. Может быть, отдай всё внимание фортепиано, та соединяющая "вода" бы проявилась и сама стала хоть немножко более несущей какие-то эмоции и немножко более запоминающейся (хоть и ненамного). Ну и что касается тех фигур, которые и так запоминающиеся - они звучат как-то, не знаю каким словом это сказать, ну, как-то очень уж напыщенно, что ли. И поэтому эту музыку просто трудно воспринимать всерьёз.

В общем и целом данное произведение полностью соответствует моему, может быть, предвзятому и основанному на только малом количестве примеров, представлению о музыке Моцарта вообще. Было бы интересно послушать как раз такого Моцарта, который на Моцарта не похож, то бишь, нетипичного.

0

19

Тедди написал(а):

Потому и жалею, что не владеем мы хотя бы началами музанализа. Вона, как грамотные люди расписывают: кульминации, терции-квинты, гармонические ходы и прочие модуляции.  :huh: Иное такое описание читаешь, как роман.

Вот уж чего не надо... В смысле, теория-то вещь хорошая, и её знать бы хорошо, и писать с её учётом и пониманием хорошо. Да только, уж не знаю отчего, но музыкальные теоретики почему-то любят писать ну очень многословно. Вместо того, чтоб написать полстраницы, из которых всё понятно, он напишет 10 страниц, усыпанных терминами (не критичными и не имеющими отношения к тому вопросу, который рассматривается в данный момент), из которых читатель не поймёт ничего кроме как того, как автор крут, как он много всего знает, как он много и красиво любит говорить и т.д. А что смысла за этими 10 страницами не увидишь - это так, мелочи жизни. Музыковедческие "романы" ж не для того пишут, чтобы кто-то понял какой-то смысл :)
Если уж они позиционируют свои статьи как научные или научно-популярные, а само музыковедение как науку, то писать таким языком, каким они пишут в 99% случаев, по-моему, просто непозволительно. Правда, должен оговориться, это относится только к русскоязычным текстам. К иноязычным, вполне вероятно, тоже относится (ну должны же были наши авторы брать с кого-то дурной пример, разве нет?), но я их просто не читал, вернее сказать, не пытался читать (например, потому что не владею языками, кроме английского и частично немецкого, но и там могут быть проблемы с терминологией).

0

20

Toman написал(а):

Mozart - Piano Concerto No. 21 in C major
Ну вот, это практически типичный случай "скучно".

Тут надо понимать, что концерт — это крупная форма. Т.е. это такая форма, которая должна в процессе прослушивания дать слушателю подумать, осознать своё место во вселенной :) и т.д. При этом нельзя играть что-то "разное", всё должно быть объединено общим тематическим материалом, чтобы пронести определённый художественный образ до конца, а не создавать чехарду художественных образов. В то же время нельзя тупо много повторять, т.к. вещь звучит долго, и это будет сильно утомлять. Имхо, в данном случае вещь организована просто идеально, и вовсе она не скучная. Просто нужно соответствующим образом настроиться. И слушать в фоне это не стоит. Это как раз вполне хорошо для специального прослушивания.

0

21

О! Молодец Томан, поддержал идею. Гран мерси!
   А теперь продолжим споры.  :D

Toman написал(а):

Уже одно наличие такого аккоммпанемента вида "раз-два-три" почти убеждает в том, что у автора таки было сознательное намерение сделать скучно

Ну вот, мне скучно читать книжки, скажем, по физике. И три четверти слов кажутся бессмысленными и лишними, поскольку непонятны. То ли дело детективчик или, на худой конец, статейка о шаровой молнии из какого-нибудь "Вокруг света" - там хоть с картинками.  ;)   Значит ли это, что физика - лженаука и книжки по ней пишут, шоб хнилая интелихенция поскучала? :)

Toman написал(а):

Ну вот, это практически типичный случай "скучно". По крайней мере, в том виде, как оно тут исполнено (оркестром). Всё построено на ну не одной, так двух кратких мелодических фигурах, между которыми какое-то довольно невнятное, практически не запоминающееся заполнение. Может быть оно было бы и немножко более внятным, если бы чётко исполнялось каким-то чётким инструментом (и можно даже догадаться, какой именно инструмент я имею в виду  ), а не плавало между инструментами, размываясь по нотам... Ну, ещё есть аккомпанемент, также переходящий по очереди между инструментами, но притом нарочито скучно-однообразный.

Нет, я отлично понимаю, что такая (и другая всякая) музыка может казаться скучной и непонятной. На своей шкуре прочувствовано.
    На моем нынешнем уровне я эти вещи слушаю уже (уже! - повторяю :)) не со скукой, а с интересом. Различаю не просто смену инструментов, а перекличку и диалог. Получаю реальное удовольствие от смены тембров, слышу осмысленную интонацию во всяких там "тихо-громко". "Пыц-пыц-пыц" слышу не как самостоятельные надоедливые звуки, а как нужный и уместный "гарнир" к основной линии, оттеняющий ее, и как бы подтверждающий (это дело, кстати, у меня сильно улучшилось после попыток играть ансамблем).
    А вот те вещи, что мне нравились раньше, как раз начали казаться скучновато-примитивными. Как раз многие из них были сыграны минимумом инструментального состава, с яркой мелодией повышенной колоритности. Хотя кое-что из прошлого нравится вс е равно, но на другом уровне.
    Кому приходилось перечитывать книги через несколько лет, тот меня, надеюсь, поймет. Содержание видится совсем другими глазами, по-другому оцениваешь действия персонажей, замечаешь совсем другие детали и иначе их интерпретируешь...
     Объяснить это понятнее пока затрудняюсь.

Toman написал(а):

Вот уж чего не надо... В смысле, теория-то вещь хорошая, и её знать бы хорошо, и писать с её учётом и пониманием хорошо. Да только, уж не знаю отчего, но музыкальные теоретики почему-то любят писать ну очень многословно. Вместо того, чтоб написать полстраницы, из которых всё понятно, он напишет 10 страниц, усыпанных терминами (не критичными и не имеющими отношения к тому вопросу, который рассматривается в данный момент), из которых читатель не поймёт ничего кроме как того, как автор крут, как он много всего знает, как он много и красиво любит говорить и т.д. А что смысла за этими 10 страницами не увидишь - это так, мелочи жизни. Музыковедческие "романы" ж не для того пишут, чтобы кто-то понял какой-то смысл

См. мой заглавный пассаж про физику. :) Если я не вижу смысла в тексте - виноват текст или я?  :D Конечно, бывают скверные авторы, но бывает ведь и простая неподготовленность читателя.
   Можно ведь и статьи понравившиеся и непонравившиеся на форуме разбирать. Вдруг то, что один не догнал, другой поймет и подскажет?

   Как насчет статьи из первого поста? Попробуем?

   Кстати, о романах. Как раз мелькнула аналогия.

Toman написал(а):

...если бы данный мелодический материал был уложен в полторы-две минуты, было бы нормально (наверное). Т.е. уменьшено число повторов запоминающихся 2-3 мелодических фигур, уменьшено количество соединяющей их "воды". Попытка использовать оркестр, чтобы что-то "разнообразить" чередованием инструментов, ничего не даёт...

В литературе существуют как коротенькие рассказики на страничку, так и многотомные романы. Некто предпочитает сборник рассказов: в них же столько разнообразия, на каждой странице новые персонажи и события,  а в бесконечных романах - сплошная скука: одни и те же персонажи таскаются-таскаются по тремстам страницам да еще дурацкие описания природы, никому не нужные отступления, хвилософия, блин тупая... Выходит - романы, однозначно, халтурный жанр, созданный ради "авторских за строчку", да чтоб читатель поскучал? Ведь нет. 
   Крупные формы как раз и нужны для того, что обозначил Продавший душу:

ПродавшийДушу написал(а):

...в процессе прослушивания дать слушателю подумать, осознать своё место во вселенной  и т.д.

А не просто развлечься коротеньким экшеном: майор Пронин, отложив на секунду блондинку и сухой мартини, тому - хрясть!, этому - ба-бах! - и всех победил!  :)

0

22

ЗЫ
      :| Ой! У меня алисина ссылка из первого поста не открывается! Это только у меня или у других тоже? Неужели ресурс сгинул?

0

23

Тедди написал(а):

У меня алисина ссылка из первого поста не открывается! Это только у меня или у других тоже?

У меня тоже.

0

24

Жаль. Если это не временные глюки, значит тот сайт пропал. Может Алиса знает, что с ними стало? Или эту статью имеет на руках.

   Пока Алиса не видит, закинем пример из другого жанра  :crazyfun:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=F4OXrmxDp44&feature=related[/youtube]
   Что тут скучного-веселенького?
   Вот мне лично нравится блюз и всякое там вплоть до рэпа в исполнении именно негров. Они живут в этих жанрах, а белые, в большинстве - жестковаты. Или слишком старательны. Т.е. - исполняют. Не совсем свое, как бы. А черные - живут и разговаривают на этом языке.

0

25

Тедди написал(а):

Что тут скучного-веселенького?

Класс! :) Пример того, как можнго сыграть с душой, вкусную музыку, практически сапогом :D (что и делает неподражаемый товарисч BBKing).

0

26

Кстати, вот, отлично получилось, кроме шуток:
А. Кофанов - Румба "Штирлиц"
Гибрид Пако и Таривердиева, замес Кофанова :D.

0

27

ПродавшийДушу написал(а):

Пример того, как можнго сыграть с душой, вкусную музыку, практически сапогом

А что там сапожного? Я небольшой знаток этих жанров и сужу поверхностно: берет за душу или нет...

ПродавшийДушу написал(а):

Кстати, вот, отлично получилось, кроме шуток:А. Кофанов

Действительно, отлично. Вот только видеоряд... Примерно с 00:59 он ушел с головой в музыку и стало можно смотреть без боли. :) А до - этот "охреневающий лебедь" просто тошноту вызывал.  :D

0

28

Тедди написал(а):

А что там сапожного?

Техника игры :D.

0

29

ПродавшийДушу написал(а):

Техника игры

Может быть и так. Впрочем, САМ-то почти не играет. Зато поет здоровски. А как тебе негр с гитарой в горошек? чье соло примерно на 2:26? Неужели - тоже сапог? На мой взгляд, негры в таких ритмах грациозны и непринужденны, как кошки. И в этом их сила.

0

30

Тедди написал(а):

А как тебе негр с гитарой в горошек?

Это Бадди Гай, вроде как :). Это тоже легенда блюза, и он немеряно крут :).
"Сапожность" BBKing'a в некоторой доморощенности, наверное. И он не играет быстрых пассажей, потому что не умеет. Но это не делает его музыку плохой, как ни удивительно.

0

31

:blush: Ну я ж говорю, что по части знаний в этой области я даже не сапог - валенок. :) Но угадала крутизну печенкой.  :jumping:
   Насчет же технической навороченности, так я ж говорю: негры в этих ритмах живут, а не просто их воспроизводят. Впрочем, незаурядные артисты всегда так: есть в их исполнении что-то, что убеждает даже при наличии шероховатостей и неточностей. Какая-то глубинная правда интонации. А про старшее поколение этого жанра где-то читала, что они умели как раз бить слушателя наповал без излишних наворотов и даже минимальными средствами.
   Если вспомнить кино и литературу, то у меня лично каждый удачно созданный образ потом живет в памяти как совершенно живой человек. Так и с музыкальными образами. Они или живые или нет.

0

32

Toman написал(а):

Произведение очень известное, я его, конечно, когда-то слышал, наверное, не раз.
Ну вот, это практически типичный случай "скучно". По крайней мере, в том виде, как оно тут исполнено (оркестром).

Поменяла ссылку в своем посте  (старую оставила без изображения, поскольку о ней речь Томан начал) Новый вариант мне кажется лучше, да и стерео.

0

33

Тедди написал(а):

Пока Алиса не видит, закинем пример из другого жанра

Душевно, просто я не на этой волне в большинстве случаев, по большому счету это не мое, невозможно все любить одинаково, невозможно все вместить. Но я не буду разбирательством, как Томан, заниматься, что для меня тут скучно, Не скучно!, просто иногда случайно попадешь на волну и такая музыка окажется "в самую точку". Иногда в состоянии слегка приняв :D шучу..
Короче, я знаю, эта музыка (и исполнение) настоящая, просто мне не всегда с ней по пути.

ПродавшийДушу написал(а):

Кстати, вот, отлично получилось, кроме шуток:
А. Кофанов - Румба "Штирлиц"
Гибрид Пако и Таривердиева, замес Кофанова

По-моему для интересной пародии мелковато,  на серьезную фламенковую румбу не тянет. А вощем симпотно, при том, что мы сами не композеры со стажем.

0

34

alisssa написал(а):

невозможно все любить одинаково, невозможно все вместить. ... просто иногда случайно попадешь на волну и такая музыка окажется "в самую точку"

Это верно, не во всякий момент одна и та же музыка радует. Бывает, что и расклассичнейшай классика просто убивает. :) Иногда просто требуется небольшое усилие, чтобы "вжиться в роль". А иногда - как по маслу.  Ну и отдельные произведения одного и того же жанра, композитора и исполнителя могут производить разное впечатление вплоть до противоположного. Непростая это материя - музыка.
   Меду прочим, попсовые песенки обалденно идут под состояние влюбленности. Приходилось замечать такое за собой.  :D  Даже те, которые активно не нравились в более замороченном рутиной жизни настроении - прям бальзамом по... не знаю уж какому месту в точности :D .
   

alisssa написал(а):

Но я не буду разбирательством, как Томан, заниматься, что для меня тут скучно,

А я его понимаю, не говоря уж о том, что просто интересно чужое мнение в подробностях. Добавляются новые детальки к картине мира.

   А Кофановская румба мне пародией не показалась. Вполне себе законная обработка.

0

35

alisssa написал(а):

По-моему для интересной пародии мелковато,  на серьезную фламенковую румбу не тянет.

Имхо, это шутка, а не пародия, поэтому и "мелковато", и "на серьезную фламенковую румбу не тянет". Т.е. оно и не должно ни на что тянуть, и глубоковатым быть тоже не должно :).

0

36

Затронули мы тут в студии тему о скрипке, оказалось, что далеко не все в восторге от этого инструмента :unsure:

Я не буду отдельную тему для скрипки или виолончели и тд.. создавать, все равно длинного продолжения не будет, заглохнет,  думаю, что можно чуток поговорить как раз в этой теме
Какой потрясающий инструмент скрипка, вот уж точно без представления и воображения на ней можно только пилить, это гитара стерпит деревянную игру (и даже часто терпит). У скрипки надо учиться певучести, легатности, дыханию, динамике в мелодии...артикуляции, конечно же...
Так что не помешает иногда дать ссылки и на мастер-классы Мастеров других инструментов.

Maxim Vengerov Bach Masterclass
http://www.youtube.com/watch?v=7Y7GLMRk … eature=fvw
Maxim Vengerov Ravel Masterclass
http://www.youtube.com/watch?v=b7Vbk23I … re=related
Maxim Vengerov - Mozart Masterclass
http://www.youtube.com/watch?v=st4-CcO4 … re=channel
Maxim Vengerov - Masterclasses (Pt 8)
http://www.youtube.com/watch?v=1OcwBNmp … re=related

Mozart: Sinfonia Concertante - Violino & Viola - Vengerov & Bashmet
http://www.youtube.com/watch?v=xWxtMYLf … re=related  (1)
http://www.youtube.com/watch?v=Q2QmmYVS … re=related (1b)
http://www.youtube.com/watch?v=_wJTQSo- … re=related (2)
http://www.youtube.com/watch?v=EYm9ek1A … re=related (2b)
http://www.youtube.com/watch?v=DO3a_nPt … re=related (3)

А вот фильм Бруно Монсенжона The Art of Violin
http://www.youtube.com/results?search_q … +&aq=f
(для особых ценителей :D Искусство скрипки 2часть с переводом DVD5 http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2386378  или 2 части TVRip http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=880644 )

0

37

Здоровско! Спасибо за подборку. Рекомендую начать с Равеля:

alisssa написал(а):

Maxim Vengerov Ravel Masterclass http://www.youtube.com/watch?v=b7Vbk23I … re=related

здесь Венгеров просто гениально иллюстрирует интонацию голосом и музыкой.

alisssa написал(а):

Maxim Vengerov - Mozart Masterclass http://www.youtube.com/watch?v=st4-CcO4 … re=channel

Моцарт тоже очень нагляден, замечательно прорабатывают фразу.  :love: Очень впечатляет процесс работы. Даже баскетбол приплели. :)
   Интересно слушать контраст между студенческой игрой и исполнением мастера.
   И как мне понравилось Баскское каприччио во второй части видео по последней ссылке мастерклассов! А девчоночка после этого - какова?!  :love:

    PS Кстати, это было при тебе или до твоего прихода: мы в разговоре, вроде выяснили, что человеку не нравится само звучание скрипки вживую и близко. Видимо какие-то индивидуальные особенности в восприятии тембра. Виолончель его не раздражает.
   Между прочим, когда проанализировали фонограму скрипа "железом по стеклу", от которой большинство людей лезут на стенку, обнаружилось, что этот звук очень близок к обезьяньему визгу ужаса и опасности. Так что не случайно скрип вилки по тарелке заставляет подпрыгивать. Инстинкт-с. :)

0

38

Наш ответ Чемберлену. :) То есть, Томану.
     Вот, попалась ссылочка, на которую уже я могу сказать, что эта музыка мне кажется скучноватой. При том, что исполнитель отличный и музыка хорошая. И сильного ее неприятия у меня нет - красиво. И жанр этот мне, в целом, нравится. Но, "это не заливная рыба". На мой личный вкус :).

А выше, Томан, те самые мастерклассы Венгерова, про которые говорили в воскресенье. Где ну очень наглядна разница в исполнении мастера и не столь опытного музыканта. Оказывается, они в этой теме, а не в мастерклассах.

0

39

Да, после таких, как Венгеров, скрипичных монстров вообще гитара кажется  какой-то невыразительной, а этот пример и ваще полнейшая скукота... Редко кого можно поставить рядом с такой скрипкой из гитаристов в плане выразительности, артистизма, вот Эммануэля по артистизму можно, Диенса тоже. У гитары несколько более сдержанная эмоциональность, ну кто из гитаристов так улыбается на публику во время игры? Да и сидючи не покачаешься сильно, а телодвижения раскрепощают музыку. Да и скрипачи слухачи, они поют все, что играют, от того музыка и льется, скрипка и поет и рыдает и смеется, а гитаристы пальцы на лады переставляют :D На скрипке на одной ловкости рук и зрительной памяти не выедешь, а у гитаристов это частенько бывает.

0

40

alisssa написал(а):

Да, после таких, как Венгеров, скрипичных монстров вообще гитара кажется  какой-то невыразительной...

Могу то же самое сказать об электрогитаре в стиле шред: после запилов Джейсона Бейкера акустика кажется каким-то тупым нелепым треньканьем :D. На шред-соло гитара буквально взрывается звуком, раскачивая стадионы и т.п., и все академические скрипочки нервно курят в сторонке :D. А уж раскрепощающие телодвижения там такие... :D

P.S. На самом деле, это всё, конечно, не так.

0

41

Дык ведь ценен не тот исполнитель, который сам играет и сам же пляшет. А тот, под музыку которого хочется плясать слушателям.
   Венгеров же в мастерклассах показывает просто гиперпреувеличенно, чтоб вдолбить в неокрепшие башки. На сцене так выделываться и при этом играть по высшему классу - сдохнешь через полтора сезона.
    А уж неумелую игру телодвижения вообще забивают - приходилось видеть. Человек дрыгает всеми оконечностями, качается, подвывает - и сам себе мешает, пальцы скребут втрое монотоннее против того, что он пытается донести, а то и киксы сыплются градом.
     

alisssa написал(а):

Редко кого можно поставить рядом с такой скрипкой из гитаристов в плане выразительности, артистизма

Да и скрипачи так играют не через одного и даже не через десять. Не случайно Венгеров - мировая знаменитость. Такой же уникум, как Эммануэль.

alisssa написал(а):

скрипачи слухачи, они поют все, что играют, от того музыка и льется

Да, верно, это дело нужно перенимать! Шеф, кстати, в своей архиненавязчивой манере, но тоже всегда продавливает, мол, петь надо.

alisssa написал(а):

На скрипке на одной ловкости рук и зрительной памяти не выедешь, а у гитаристов это частенько бывает.

Да ну?  :D Везде можно выехать и на ловкости и на одной каменной заднице и на трех аккордах - смотря что публика требует. :) Иной достаточно "нэ пой, а толка хады, хады..."  :D Потому и кажутся чем-то непревзойденным иные артисты, что основная масса до них не дотягивает.

0

42

ПродавшийДушу написал(а):

На шред-соло гитара буквально взрывается звуком, раскачивая стадионы и т.п., и все академические скрипочки нервно курят в сторонке

Меня, почему-то, пронимает совсем не такое, для меня выразительность совсем не в этом :dontknow:

0

43

alisssa написал(а):

Меня, почему-то, пронимает совсем не такое, для меня выразительность совсем не в этом

Ну так ведь, в каждом жанре свои законы. Вообще, насмотревшись разных исполнителей на ютубе - все сложнее сформулировать, чем отличается живая игра от безжизненной. Спорим тут (и там) нередко. Одному крышу сносит, другие говорят - скучновато. И наоборот. Один исполнитель, вроде и ноты все выговаривает, и в темп, и в ритм попадает - а не трогает. А другой может и не совсем чисто, но под его музыку "пляшется". (это не в защиту "грязи" сказано - на всякий случай!) Какие-то доли миллиметра в артикуляции иногда решают...
   Ну и излюбленные жанры у каждого свои - от чего это зависит? Тебе, Алис, вон, не понравился Макс Раабе, слащавым показался, а я под его песни прям хохочу, так весело делается. А Продавшего электрогитара так и греет, так и греет... :)

0

44

На форумклассике небезызвестный Муром рассказал об еще одном своем педагогическом наблюдении.

Очень давно, когда я еще был студентом музыкального училища, мой учитель сказал мне: "Чтобы хорошо играть на скрипке, нужно уметь качественно говорить, т.е. артикулировать согласные звуки и уметь это делать в быстром темпе." С тех пор я применяю в своей методике проговаривание муз. фразы в нужном темпе сначала языком, а уже потом на инструменте.Но иногда ко мне попадают ученики с дефектами речи: заикание, неумение произносить некоторые согласные звуки, некоординированные движения нижней челюсти, языка и др. Тогда, параллельно с обучением игре на скрипке, я учу их правильно говорить.

Дальше он рассказывает, как лечит учеников от заикания http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=4384
   Методика интересная, но больше всего меня привлекла первая фраза в цитате. О том, что для хорошего проигрывания нужно уметь проговорить музыкальную фразу голосом.

0

45

Тедди написал(а):

Методика интересная, но больше всего меня привлекла первая фраза в цитате. О том, что для хорошего проигрывания нужно уметь проговорить музыкальную фразу голосом.

Да уж, надо думать, что так и есть. Я ж тебе посылала пример Баха со словами, как учила моя знакомая. У меня бы терпения не хватило, отсюда и проблемы, видать :unsure:

0

46

alisssa написал(а):

У меня бы терпения не хватило, отсюда и проблемы, видать

А что мешает? Если, действительно, хочешь играть музыку?
Вон, даже я, еще до знакомства с плодами трудов твоей знакомой, пыталась разучивать этюд, придумав на него слова - иначе трудно было просечь сложные такты.

0

47

Тедди написал(а):

пыталась разучивать этюд, придумав на него слова - иначе трудно было просечь сложные такты.

Желательно только в инструментальной музыке вместо слов использовать выдуманные, ничего не значащие слоги. Ритм они и так обозначат - но при этом не будет лишних проблем, которые скорее всего потянет за собой смысл слов. А то слова могут прилипнуть, и потом нежелательным образом сказываться на восприятии музыки как таковой.

0

48

Toman написал(а):

Желательно только в инструментальной музыке вместо слов использовать выдуманные, ничего не значащие слоги. Ритм они и так обозначат - но при этом не будет лишних проблем, которые скорее всего потянет за собой смысл слов. А то слова могут прилипнуть, и потом нежелательным образом сказываться на восприятии музыки как таковой.

А это уж зависит от контекста и от ситуации. Для поиска фразировки и интонации иногда бывает достаточно и вокализа. А вот для запоминания или разбора неудобоиграемой фразы многие предпочитают слова. На форумклассике целая тема была когда-то. Весьма опытные профессионалы вспоминали свои по этой части наработки. Запомнилось вербализованное начало 1-й части Шестой симфонии Чайковского (некоторые упоминают еще и 40-ю Моцарта): "Тараканы! Снова тараканы! Побежали-побежали-побежали..."  :D  По умному этот прием называется "мнемоника".
    А! Вот она, темка. http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=6748 Тут начинается с прикола, постепенно переходит на мнемонику.

0

49

Чувствую у себя еще толику прогресса. Начала воспринимать играемый музыкальный текст нормальными фразами, а не по слогам, как раньше. А то болталась в невесомости: чужую музыку слышу, а стоит взять гитару в руки - как будто отключается в голове что-то. Немного легче стало работать левой рукой, хотя тормоз так до конца и не отпустил. Думаю, это усиленная работа над этюдами Продавшего сыграла свою роль.

     А еще мне очень понравилась только что вычитанная на демуре мысль esedko:

esedko написал(а):

Я за то, чтобы композиторов учить петь то, что они сочиняют. А гитаристов - петь каждый голос произведения в отдельности.

0

50

1)Процесс обучения - это дисциплина.
2)Квинта к основному тону - ближайший по родству иной звук в натуральном звукоряде (точнее квинта через октаву (дуодецима), соотношения колебаний к основному тону 3 к 1)- это второй сильнейший обертон, после первого - октавы к основному тону - 2 к 1). Дальше идет кварта от этой квинты через октаву - т.е. основной тон через две октавы, 4 к 1. А дальше большая терция через две октавы, 5 к 1. Так, к примеру по соотношению числа совпадающих колебаний и родству к ноте "до" звук "соль" будет наипервейший, а звук "ми" - следующий после него. Звуки "ми" и "соль" образуют таким образом аккордовые консонансы к звуку "до" и являются ближайшими по родству звуками к звуку "до". Деление октавы на 12 тонов и приравнивание звука одной октавы и другой, даже через две октавы (4/1=2/1, 5/1=5/4) - это уже ограничения или упрощения искусственные, созданные человеком для человека. Просто послушайте интервал совершенного консонанса, квинты (3/2), попробуйте его голосом, запомните ощущения, которые при этом возникают.Потом разделите квинту на терцию - большую или малую - у вас будет получаться естесственным образом мажорное или минорное трезвучие к основному тону (смотря куда вы поставите большую терцию).
3)Слух есть анализ работы акустического аппарата - резонатора, то есть работа ума. Резонатор у всех примерно одинаков и несовершенен, так как на один звук срабатывает в улитке сразу несколько "резонирующих струн", а ум уже определяет, как анализировать эту информацию. Да и в одном звуке содержится бесконечное количество "призвуков", основной тон и обертоны. В одном музыкальном, гармонически звучащем звуке содержится бесконечный спектр звуков, бесконечная радужная гармония интервалов.
Далее про выражение индивидуальных эмоций - довольно интересный и безусловно спорный вопрос. В пении соловья есть эмоции? В окружающих звуках много таких, в которых есть эмоции? Чувства и эмоции зачастую даже скорее мешают выражать музыку. Каждая нота заключает в себе форму, но у формы нет имен - есть нота "До" как форма, и как имя этой формы в уме, есть цветок, как форма жизни и есть "цветок" - имя этой формы в уме, указатель, концепция. Каким образом можно передать другому человеку чувство грусти  и зачем искать это в музыке, допустим Альбинони или Баха? Грустить, когда играешь на инструменте? И когда пишешь что-то грустное, нельзя быть радостным? Возникает отдельно живущая иллюзия, отделённая от музыки и мешающая проходить музыке через исполняющего. Выражать эмоции музыкой - упрощенное представление о музыке, и есть, допустим, ладовая теория Оголевеца, о родстве звуков по квинтам вверх и вниз от основного тона, более точно выражающая "темные" и "светлые" звуки и суть лада, который есть в любом произведении. Есть сонантность как определение энергии в музыке. Есть гармония, контрапункт и форма, образующие вместе искусство музыкальной композиции. Но выражает ли музыка что-либо, кроме музыки?

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры о музыке » Представление и воображение в музыке