КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Сольфеджио » Гармония для классической гитары


Гармония для классической гитары

Сообщений 1 страница 44 из 44

1

По следам неудачной темы :). Краткий учебник Чайковского, разумеется, хорош, но он не учитывает гитарных особенностей (да и вообще является по сути кратким очерком). Хороши и многие другие, более полные учебники (в первую очередь бригадный), но они тоже не для гитаристов. Гитара, ни для кого не секрет — инструмент гармонически довольно богатый, но, несмотря на это, сильно беднее универсального во всех отношениях фортепиано. Речь, конечно, о сольной классической гитаре (при игре дуэтом-трио гармонические возможности сильно расширяются).

Для меня лично гармония интересна исключительно с практической стороны (сочинительство и аранжировка), я не теоретик, на глубокие теоретизирования ни в коем случае не претендую. Лично мне интереснее всего было бы рассмотреть гармонические клише, которые используются в реальной гитарной литературе. Думаю, само развитие науки о музыкальной гармонии шло во многом по похожему пути: анализ ранее написанных (интуитивно) произведений. Да и все эстрадно-роковые музыканты сегодня учатся тем же способом: разбирают лучшие образцы и пытаются им подражать.

Попробую в этой теме постепенно набрать какой-то материал, а когда-нибудь позже, может быть, резюмировать его в блоге.

Итак, обычный строй: E-B-G-D-A-E. Позволяет худо-бедно сыграть в тональностях: до-мажор, ре-мажор, ми-мажор, соль-мажор, ля-мажор, ре-минор, ми-минор, ля-минор, си-минор. Особенно удобны:

    * ля-минор и ля-мажор (открытые басы всех главных гармонических функций I, IV, V);

    * ми-минор, соль-мажор, до-мажор, ре-мажор, ре-минор (просто много открытых струн и басов).

Тональности ми-мажор и си-минор — используются чуть реже, чем остальные из перечисленных, т.к. несколько менее удобны.

Строй с опущенной шестой: E-B-G-D-A-D. Используется почти исключительно, чтобы сыграть в ре-мажоре и ре-миноре, т.к. появляется открытый мощный тонический бас.

0

2

Продавший, ты молодец, что начал-таки эту тему. Я, в свою очередь, не теряю надежду хоть краешком распознать Джулиани. Надо найти диск с распознавателем только. Кстати, у Манилова (или Молоткова?) была книга по аранжировке на гитаре, там, наверняка, есть полезные сведения. У меня где-то валялся пдф.

0

3

В тему, два небольших несистематизированных "очерка":
Аккордовые (гармонические) клише
Цепочки доминантсептаккордов

0

4

Не знаю, что из этого получится, но попробую пройтись по учебным пьесам старых мастеров (Сор, Каркасси, Джулиани, Агуадо, Карулли и т.д.), посмотреть, какие гармонические клише они любят... Наверное, имеет смысл смотреть по тональностям, т.к. разные тональности дают открытые басы на разных ступенях, что, собственно, накладывает существенный отпечаток на гармонию сочиняемых пьес. Берём "Школу игры на шестиструнной гитаре" Агафошина (Москва, "Музыка", 1985), смотрим, что есть в ля-миноре, самой тривиальной тональности...

Стр.25, номер 32, Этюд Ф. Сора, по тактам:

Код:
Am    - Dm   - E7              - Am
Am    - Dm   - E, Am/E         - Е
Е     - Am/E - E7              - Am
Dm, G - C, F - Bdim/omit5/D, E - Am

Даже в таком простом этюде, в конце — весьма вкусный оборот. Последние четыре такта он идёт по гармонии кварто-квинтовыми ходами, бас шагает то на кварту вверх, то на квинту вниз. И только в обороте "F - Bdim/omit5/D - E" бас идёт на терцию вниз, затем на секунду вверх.

Вообще не знаю, как продолжать дискуссию :D. Чтобы было всё понятно, нужно иметь в руках Агафошина...

0

5

ПродавшийДушу написал(а):

Чтобы было всё понятно, нужно иметь в руках Агафошина...

У меня где-то был скачанный. Есть! 1938 года, pdf. Кому надо - кину на файлообменник.
    №32 только в моем - на 27-й странице. Ближайшие два дня не будет особого времени заниматься и обмениваться мнениями, но постараюсь между делом пробежаться по этому этюду.

0

6

ПродавшийДушу написал(а):

Стр.25, номер 32, Этюд Ф. Сора, по тактам:
...Даже в таком простом этюде, в конце — весьма вкусный оборот.

А откуда там это дело возникает?

ПродавшийДушу написал(а):

F - Bdim/omit5/D

Как я поняла, это уменьшенный Си с пониженной квинтой (тот, что еще пишется 5-) и басом ре? Он там, потому что следующий в том же такте - Е?

   И не совсем уяснила, почему бас шагает кварто-квинтовыми ходами. А секунды и септимы (ми) что - не считаются?

Вот, на всякий случай, Агафошин http://files.mail.ru/PZ0RP0 , если у кого-то желающего вступить в дискуссию его нет.

0

7

Тедди написал(а):

Как я поняла, это уменьшенный Си с пониженной квинтой (тот, что еще пишется 5-) и басом ре?

Это уменьшенный Си с пропущенной квинтой (Сор квинту там не играет) и басом ре.

Тедди написал(а):

И не совсем уяснила, почему бас шагает кварто-квинтовыми ходами. А секунды и септимы (ми) что - не считаются?

ПродавшийДушу написал(а):

И только в обороте "F - Bdim/omit5/D - E" бас идёт на терцию вниз, затем на секунду вверх.

0

8

ПродавшийДушу написал(а):

Это уменьшенный Си с пропущенной квинтой (Сор квинту там не играет) и басом ре.

Мерси. Словечко omit я впервые встретила, вот и напутала. Хотя, кажется - яснее ясного (когда подскажут  :D )
   Об остальном - еще подумаю.

0

9

Кстати, насчёт упомянутых выше ходов баса. Обращение этого самого уменьшённого Си (и ход в басу на терцию), думаю, возникает из-за того, что Сор не желает играть ход на тритон в басу. И в учебниках обычно пишут, что ходы в басу на уменьшенные-увеличенные интервалы нежелательны. Насколько я знаю, в джазе играют тритоновые ходы совершенно спокойно, а на мой слух такой ход вообще никаких вопросов не вызывает, причём не в джазовом контексте, а вообще в любом...

Чтобы проиллюстрировать, как можно "обойти всю тональность" кварто-квинтовыми ходами в гармонии, я сочинил небольшой этюд. Получилось весьма наглядно, как мне кажется... Во-первых, очень хорошо просматриваются аппликатурные шаблоны, которые пригодны формально для любой тональности (именно поэтому тональности этюда умышленно выбраны негитарные, но всё легко играется). Во-вторых, просматриваются возможные способы модуляций: при кварто-квинтовой последовательности трезвучий многие вещи становятся взаимозаменяемыми, т.е. в некоторых местах мажорное, минорное и уменьшенное трезвучия могут успешно подменять друг друга, провоцируя переход в какую-то новую тональность. В-третьих, по-моему, ходы на тритоны в басу вполне имеют право на жизнь вне джазового контекста. И в-четвёртых, этюд годится как педагогический репертуар, имхо.

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-12-31 16:52:40)

0

10

Стр.26, номер 35, Вальс Ф. Карулли, по тактам:

Код:
C    - Bdim/D - C      - G
C    - Bdim/D - G      - C
G7/F - C/E    - Bdim/D - C
G7/F - C/E    - Bdim/D - C
Am   - Am     - E7     - Am
Am   - Am     - E7     - Am

Здесь всё довольно просто, но в середине хороший ход в басу — "фа-ми-ре-до".

0

11

ПродавшийДушу написал(а):

Кстати, насчёт упомянутых выше ходов баса. Обращение этого самого уменьшённого Си (и ход в басу на терцию), думаю, возникает из-за того, что Сор не желает играть ход на тритон в басу. И в учебниках обычно пишут, что ходы в басу на уменьшенные-увеличенные интервалы нежелательны. Насколько я знаю, в джазе играют тритоновые ходы совершенно спокойно, а на мой слух такой ход вообще никаких вопросов не вызывает, причём не в джазовом контексте, а вообще в любом...

Насколько приходилось слышать от умных людей, во времена Сора тритон считался безусловным неблагозвучием. И он таки плохо вписывается в ту музыку. Джаза Сор, увы, не успел послушать. :) Просто у нас слуховой опыто богаче, вот и не удивляемся многому, что коробило предшественников.
   Потом нельзя сбрасывать со счетов, что эти этюды - учебный материал, а требования к ученику всегда жестче, чтобы не привыкал выдавать грязь за "я так вижу". :)

ПродавшийДушу написал(а):

Это уменьшенный Си с пропущенной квинтой (Сор квинту там не играет) и басом ре.

А почему там уменьшенный Си с басом Ре? Нот-то всего две. Потому, что они обе легче всего встраиваются  терциями именно в Си?
   Извиняюсь, сейчас голова особенно плохо работает...  http://funportal.info/smiles/smile42.gif

0

12

Тедди написал(а):

А почему там уменьшенный Си с басом Ре? Нот-то всего две. Потому, что они обе легче всего встраиваются  терциями именно в Си?

Да, нот всего две, и они составляют малую терцию. В качестве квинты подойдёт фа (будет уменьшённое) или фа-диез (будет минорное). По тональности подходит фа чистое.
Если за основной тон взять Ре, то Си будет секстой. Тогда аккорд будет вроде как Dm6/omit3, но это надуманно, имхо. Хотя бы из-за отсутствия терции. Хотя, вопрос интересный...

0

13

А вот интересно, на практике проверить, какой набор звуков больше подойдет (например, какой из двух возможных аккордов) можно, если сыграть их все разом? На гитаре это, зачастую, невозможно...
   Кстати, распознала Карулли, но проверкой пока что пробежала только одну страничку на пробу, придется уступить очередь у компа, продолжу после.

0

14

Тедди написал(а):

А вот интересно, на практике проверить, какой набор звуков больше подойдет (например, какой из двух возможных аккордов) можно, если сыграть их все разом? На гитаре это, зачастую, невозможно...

Это легко сделать в Finale.

Тедди написал(а):

Кстати, распознала Карулли, но проверкой пока что пробежала только одну страничку на пробу...

И что, прилично распозналось?

0

15

ПродавшийДушу написал(а):

Это легко сделать в Finale.

http://yoursmileys.ru/msmile/wonder/m1430.gif "Слона-то я и не приметил..."  http://yoursmileys.ru/msmile/fun/m0124.gif

ПродавшийДушу написал(а):

И что, прилично распозналось?

Прилично. Я подробнее черкнула в теме про распознаватели. На первой странице значительно меньше правок, чем я ожидала. Но, все равно, посидеть придется, чтобы грубые орфографические непонятки подправить.

0

16

Иллюстрация к 10-му посту, "хороший ход в басу":
http://s005.radikal.ru/i209/1101/e4/6837ac571ff3.jpg
Здесь возможно несколько вариантов аппликатуры, в т.ч. на закрытых струнах, т.е. пригодной для любой тональности.

0

17

С какого боку не подойдем к теории, все как-то не то  :D
Есть предложение - поработать над Чайковским, с версией из 34 глав, совмещенной с краткой, все нотные примеры и задачи перевести в гитарную фактуру. Т.е. абсолютно все ноты в курсе должны быть гитарными. В конце будут сочинения прелюдий.
Можно создать тему, в которую я могу обрабатывать и выкладывать материал, назовем ее, например, "Курс гармонии П.И.Чайковского для гитары" кто хочет, потом может это на отдельный сайт вывесить или сделать книгу, не знаю, каждый может что-то придумать, например, как решать задачи - можно просто на гитаре, без нотной записи, наверное, это будет интересно. Можно вести обсуждение выкладываемых нот и предлагать иные варианты, замечать ошибки и недостатки.
Цель-создать уже нормальный учебник для гитаристов, обучающий гармонии и основам композиции, хотя в данном случае, все же не создать, а приспособить существующие источники, на мой взгляд, наиболее подходящие для данной цели.

0

18

Nagekidori написал(а):

Есть предложение - поработать над Чайковским, с версией из 34 глав, совмещенной с краткой, все нотные примеры и задачи перевести в гитарную фактуру. Т.е. абсолютно все ноты в курсе должны быть гитарными. В конце будут сочинения прелюдий.
Можно создать тему, в которую я могу обрабатывать и выкладывать материал, назовем ее, например, "Курс гармонии П.И.Чайковского для гитары" кто хочет, потом может это на отдельный сайт вывесить или сделать книгу, не знаю, каждый может что-то придумать, например, как решать задачи - можно просто на гитаре, без нотной записи, наверное, это будет интересно. Можно вести обсуждение выкладываемых нот и предлагать иные варианты, замечать ошибки и недостатки.

Да, можно, если действительно все ноты делать только для гитары, с аппликатурой, т.е. чтобы любой пример был играбельным, а не какой-то абстракцией. И, чур, поддерживать разговор, а не вещать с трибуны.

Решать задачи "просто на гитаре, без нотной записи" — я против. Тогда что, кучу аудио-видео по каждой задаче выкладывать? Это маразм будет, однако :).

Отредактировано ПродавшийДушу (2011-01-08 13:49:55)

0

19

Попробовал так поработать над учебниками. Понял, что переводить все задачи и примеры в гитарную фактуру - мысль неудачная, неинтересная, и не нужная. Надо все же нормально учиться, и не переворачивать суть с ног на голову.

0

20

Если у кого есть желание вместе позаниматься теорией, это хорошо, вместе лучше и веселее, я только за. Но формат, по моему мнению, первоначальный (занимаемся по учебнику, задачи решаем вместе, изучение в три этапа с переходом к практике) - единственно верный.
Все остальное ерунда, и не стоит внимания, времени, т.к. прыгание по поверхности знаний не вооружает музыканта необходимой, систематизированной и возможно полной информацией, а дает очень мало практической пользы.

0

21

Nagekidori написал(а):

Понял, что переводить все задачи и примеры в гитарную фактуру - мысль неудачная, неинтересная, и не нужная.

Ага, наступило понимание, что не получится на гитаре в четырёхголосной фактуре соблюдать все правила из классических учебников? :)
Учебники-то не гитарные, однако...

0

22

Nagekidori написал(а):

Если у кого есть желание вместе позаниматься теорией, это хорошо, вместе лучше и веселее, я только за. Но формат, по моему мнению, первоначальный (занимаемся по учебнику, задачи решаем вместе, изучение в три этапа с переходом к практике) - единственно верный.
Все остальное ерунда, и не стоит внимания, времени, т.к. прыгание по поверхности знаний не вооружает музыканта необходимой, систематизированной и возможно полной информацией, а дает очень мало практической пользы.

А вот на мой взгляд, очень мало практической пользы от глубокого знания фортепианных приёмов гармонизации и фактуры, когда играть надо на гитаре. Такие знания нужны профессиональному аранжировщику ансамбля, это факт. А вот для составления сольных гитарных аранжировок от этих знаний — великая печаль :D. Там потребуются другие знания, которые и было бы интересно раздобыть...

Отредактировано ПродавшийДушу (2011-01-27 16:50:47)

0

23

Так и не нужно гитарных учебников, это не имеет смысла.
Нужно обладать знаниями и уметь схватить суть, а для этого необходимо тщательное изучение теоретической части, руководствуясь ими в занятиях практических.

0

24

А по-моему, вы просто не хотите развиваться дальше, используете всякие отговорки.

0

25

Nagekidori написал(а):

Так и не нужно гитарных учебников, это не имеет смысла.

Докажите, почему. Мой аргумент прост: существующие теоретические учебники ведут речь почти исключительно о четырёхголосии, с которым на гитаре по правилам просто пальцы обломаешь. А Чайковсий вообще делает упор на хор, между прочим. Всё это нужно для профессионального академического дирижёра/аранжировщика. Я таковым, к сожалению не являюсь. А вот для гитарной аранжировки нужны знания, которые вам никакой Чайковский не расскажет. Безусловно, одни знания другим не мешают (а даже наоборот). Но. Я уже говорил, у меня дома нет клавишного инструмента. Рисовать головки на бумаге, не имея возможности их проиграть — это уже откровенная глупость.

Отредактировано ПродавшийДушу (2011-01-27 17:12:52)

0

26

ПродавшийДушу написал(а):

теоретические учебники ведут речь почти исключительно о четырёхголосии, с которым на гитаре по правилам просто пальцы обломаешь.

По-моему, ерунду сказали. Четырехголосие-это основа классической гармонии, гитара здесь не исключение. Важнее конечно остовный двухголосный контрапункт, но заполняется он именно четырехголосием. Если вы думаете иначе, думаю, у вас неверное понимание гармонии.

ПродавшийДушу написал(а):

А Чайковсий вообще делает упор на хор, между прочим.

Учебник руководства для инструменталистов. Краткий-приспособленное руководство для хоровиков.

ПродавшийДушу написал(а):

А вот для гитарной аранжировки нужны знания, которые вам никакой Чайковский не расскажет.

Не соглашусь никак. Чем больше у вас теоретическая подготовка, тем лучше. А руководство Чайковского - лучший учебник в своем роде.

ПродавшийДушу написал(а):

Я уже говорил, у меня дома нет клавишного инструмента.

И у меня нет.

ПродавшийДушу написал(а):

Рисовать головки на бумаге, не имея возможности их проиграть — это уже откровенная глупость.

Бах, Моцарт, Бетховен и другие классики глупы по вашему? Многие свои произведения они видели только на бумаге. И вы думаете они не смогли бы переложить их для лютни или для гитары? Вы очень заблуждаетесь.

Отредактировано Nagekidori (2011-01-27 18:22:18)

0

27

ПродавшийДушу написал(а):

четырёхголосии, с которым на гитаре по правилам просто пальцы обломаешь.

Да я вам тысячи примеров могу привести нормального и обычного гитарного 4-голосия.
http://savepic.org/1104405.jpg
http://savepic.org/1085973.jpg
Вот, здесь везде гармония, основанная на 4-голосной схеме. В схеме (теме) - вертикальное 4-голосие, в последней вариации - горизонтальное 4-голосие. В остальных вариациях условно 3-голосие, но основанное на 4 голосной гармонизации темы!

Отредактировано Nagekidori (2011-01-27 18:17:00)

0

28

Или вы думаете, гитарное арпеджио, к примеру e-g-h-e1- это один голос? А по-моему, 4 голоса, в горизонтальном варианте.

0

29

Nagekidori, Вы всё бродите вокруг да около, всё пытаясь всем намекнуть, что Вы тут один в белом, а остальные — ленивые и тупые. Вы сегодня сделали для себя открытие, что на гитаре нельзя по-человечески решать задачи из классических учебников гармонии, т.к. у гитары недостаточно гармонических возможностей для этого. Я Вас поздравляю, Вы на верном пути.

Я говорю, "теоретические учебники ведут речь о четырёхголосии", а Вы говорите "это ерунда, четырехголосие - это основа классической гармонии". Ну что это за бред? Вы свои мысли выражать научитесь для начала как следует :mad:. <удалено>
Nagekidori, ёлы-палы, для того, чтобы УЧИТЬСЯ гармонии по классическим учебникам, нужен клавишный инструмент, и все глухие Бетховены и великолепные Бахи, успешно писавшие без инструмента, тут не причём вообще. <удалено>

Чтобы делать аранжировки для гитары, классического учебника Чайковского, мягко говоря, мало, надо знать ещё кое-что. Надо просто знать сам инструмент, в первую очередь. Лучше читать книги Манилова и Молоткова, а не умничать здесь :mad:.

0

30

ПродавшийДушу написал(а):

Вы сегодня сделали для себя открытие, что на гитаре нельзя по-человечески решать задачи из классических учебников гармонии, т.к. у гитары недостаточно гармонических возможностей для этого.

Это вы сказали, а не я. Я так не думаю. При желании можно переложить для гитары и решения задач, только занятие это я считаю бессмысленным.

ПродавшийДушу написал(а):

для того, чтобы УЧИТЬСЯ гармонии по классическим учебникам, нужен клавишный инструмент, и все глухие Бетховены и великолепные Бахи, успешно писавшие без инструмента, тут не причём вообще

У них были свои учебники, Рамо, например, задолго до появления фортепиано. Можно учиться гармонии без клавишного инструмента. Это вообще не препятствие, нужен карандаш, резинка, нотная бумага (заменяется нотным редактором) и желание заниматься.
А вот как перекладывать без знания басового ключа - это для меня загадка.

ПродавшийДушу написал(а):

Лучше читать книги Манилова и Молоткова

Если хочешь аккомпанировать или играть соляки в стиле джаз, пожалуйста. Если хочешь заниматься классической музыкой, не вижу связи классической музыки с маниловым и молотковым.

0

31

Повторю, кто и вправду хочет заняться гармонией и композицией, давайте заниматься вместе, следуя моему плану. Занятия бесплатные в любое удобное для вас время. А пустые теоретические споры действительно нужно прекратить и больше не участвовать. Что я и сделаю.
В общем, приглашаю помощников в изучении гармонии. Тедди, Алиса, или кто из новеньких.

0

32

Продавший, даже если ты прав, а собеседник ошибается - держи себя в руках!  [взломанный сайт]
   Пусть поговорит человек, в конце концов, он примеры выкладывает полезные для размышления, информацию, на учебники интересные наводит. И вообще старается. Всем уже понятна реальная степень компетентности нашего оратора, но... ведь слегка преувеличивать свои достоинства - не самый страшный порок.  http://yoursmileys.ru/msmile/fun/m0102.gif :)
    Nagekidori, я это не в обиду вам говорю.  http://smayly.net.ru/gallery/kolobok/pictures/Magent5_1/give_rose.gif  Что же до Бахов-Моцартов-Бетховенов, слышавших свои произведения с бумажки - так для этого надо тучу часов провести за клавиатурой, да по правильной методике, чтобы звучание впитать и сознанием и подсознанием. Собственно, петь с листа умеют все получившие сколь-нибудь регулярное муз.образование.  http://yoursmileys.ru/msmile/fun/m0102.gif А вот начинать учиться музыкальной теории, имея только бумажку и карандаш - все равно, что учиться письму в уме, не держа в руках карандаша. :)

0

33

Тедди, а чего ты так забеспокоилась, наудаляла чего-то? :D
Nagekidori, оскорблений там не было (где "удалено"), если Вы не успели прочитать. Там были призывы прекратить тупняк, потому что это всё уже несерьёзно, мягко говоря. Вы разговариваете сами с собой. Если Вам так сильно хочется побыть в роли учителя, но ничего не выходит, сходите к психиатру, Вам там помогут (это не шутка).

Учиться гармонии с карандашом и бумажкой — занятие для полных <censored>, и я настоятельно прошу: прекратите об этом спорить.

Решения задач для гитары переложить нельзя, т.к. Вам не удастся соблюсти все нормы голосоведения. Если считаете иначе — доказывайте это, а не болтайте языком. Выкладывайте гитарные решения задач с аппликатурой — такие, которые можно взять и сыграть, не поломав пальцы. И это должна быть не одна задача, специально подобранная для "доказательства", а много задач. Начинайте с начала любого учебника гармонии, и вперёд — давайте решения всех задач в гитарной фактуре. С правильным и разнообразным голосоведением — так, как учат учебники.

Nagekidori написал(а):

Или вы думаете, гитарное арпеджио, к примеру e-g-h-e1- это один голос? А по-моему, 4 голоса, в горизонтальном варианте.

А Вы думаете, что все глупее Вас? Хотите кому-то объяснить, что 2х2=4, с умным видом?
Понятно, что на гитаре можно играть и в шестиголосии, раз там шесть струн. Ручеёк Джулиани — пятиголосный, 1-й этюд Лобоса — шестиголосный. Ну и что? Во-первых, ещё вопрос, являются ли там все голоса полностью самостоятельными (а в классическом четырёхголосии в учебниках гармонии это обязательное условие), а во-вторых, количество возможных голосов ещё не говорит о возможности соблюсти всегда все нормы голосоведения. Простейший пример: в смешанном и широком расположении на гитаре практически не играют, т.к. чаще всего такие аккорды будут пальцеломательными если не для левой, то для правой руки. Это означает, что добрая половина всех приёмов голосоведения из классических учебников идёт лесом сразу же. Приглядитесь к существующим гитарным аранжировкам: там до чёрта тупых параллелизмов, когда одним аккордом просто возят вверх-вниз по грифу. Применяется огромное количество гармонических ходов, когда все голоса просто идут в одном направлении, что в классике считается недочётом сразу же. Ходы в басу: в обычном обороте Am-Dm-E7 (T-S-D) спокойно делают ход в басу на септиму (S-D) вместо классического хода на секунду, да ещё и остаётся грязная педаль, если четвёртую струну нечем заглушить. И т.д.

Отредактировано ПродавшийДушу (2011-01-27 22:54:45)

0

34

ПродавшийДушу написал(а):

1-й этюд Лобоса — шестиголосный

Мне показалось, что там 3 голоса, просто проверить по контрапункту, нижний - педаль, верхний идет по звукам аккорда, средний ниже верхнего по звукам аккорда, можно играть их интервалами, в басу будет педаль, т.е. 3 голоса. Раскладывается на 4-хголосную схему - 1 такт, например, аккорд e-g-h-e, все остальное-дублирование этих звуков тремя голосами. Да и в Ручейке, наверное, не пять голосов ;-)
Последнее ваше сообщение считаю бредом, местами даже истеричным, даже разбирать неохота, учитесь, один вам совет.

Тедди написал(а):

Всем уже понятна реальная степень компетентности нашего оратора

Да, даже мне уже понятна, все познается в сравнении.

Тедди написал(а):

А вот начинать учиться музыкальной теории, имея только бумажку и карандаш - все равно, что учиться письму в уме, не держа в руках карандаша.

Не совсем верная аналогия. Но можно переделать так - нельзя учиться гармонии, композиции, письму, не держа в руках карандаша.

Отредактировано Nagekidori (2011-01-27 22:52:31)

0

35

Nagekidori, у Вас слишком маниакальное желание кого-нибудь поучить. Ну хоть чуточку, ну хоть чему-нибудь поучить... Это клиника.
Не выворачивайтесь, учиться музыкальной теории, имея только бумажку и карандаш — полная глупость. Прекращайте свои учительствующие потуги. На серьёзные вопросы Вы ответить всё равно не сможете.

Отредактировано ПродавшийДушу (2011-01-27 23:05:17)

0

36

ПродавшийДушу написал(а):

Тедди, а чего ты так забеспокоилась, наудаляла чего-то?

Удалила выпады, которые мне показались за гранью комильфо, хоть и не смертельными. :)
   Конечно, неплохо бы Nagekidori сбавить менторских интонаций в тоне. Но, с другой стороны, если бы он не завел разговор, не удалось бы тебя развести на такие интересные комментарии про особенности гитарной фактуры. "Все к лучшему в этому лучшем из миров". :D
   Жду продолжения. Только не переживай так сильно!  http://smayly.net.ru/gallery/kolobok/pictures/Magent5_1/girl_angel.gif Лучше задавай серьезные вопросы. А там, глядишь, новый пласт информации получим. Рожденный в споре. :D

0

37

И вам интересны эти комментарии?

ПродавшийДушу написал(а):

количество возможных голосов ещё не говорит о возможности соблюсти всегда все нормы голосоведения. Простейший пример: в смешанном и широком расположении на гитаре практически не играют, т.к. чаще всего такие аккорды будут пальцеломательными если не для левой, то для правой руки. Это означает, что добрая половина всех приёмов голосоведения из классических учебников идёт лесом сразу же.

Это же бред :-) очевидно же :-)
А дальше - смесь из правильного с неправильными утверждениями. Надо же читать внимательнее.

Отредактировано Nagekidori (2011-01-27 23:16:52)

0

38

Тедди написал(а):

Лучше задавай серьезные вопросы. А там, глядишь, новый пласт информации получим.

Да ничего мы не получим. Nagekidori умеет только копипастить учебники, чем и желает страстно заняться, в очередной раз. Мыслить самостоятельно он не умеет, и не хочет. Всё, что ты получишь — это только скользкие выворачивания и словоблудие...

Отредактировано ПродавшийДушу (2011-01-27 23:19:44)

0

39

Какое-то ограниченное понимание гармонии. Как будто гармония - это брать аккорды в 4-звучии, и все - тесно, широко или смешанно. А как же интервалы больше кварты - они не берутся на гитаре? А смешанное расположение (свободное ведение голосов) почти не употребляется?
Произведение можно представить 4-голосно, в тесном расположении, схематично. Вообще, найдите, где у Чайковского говорится о тесных и широких расположениях? Там все примеры в тесном или свободном, это в бригадном учебнике сразу "тесное" и "широкое", вот туда и претензии.

0

40

Вы зациклились на Чайковском. Претензии отнюдь не в том, что есть такой термин — широкое расположение, и кто любит/не любит этот термин — Чайковский или ещё кто-то. Схематично представить себе можно что угодно и как угодно, ну и что из этого?

При тесном расположении каждый из трёх верхних голосов отстоит от своего соседнего на терцию или кварту (т.е. между ними нельзя вставить другие аккордовые звуки). При широком — на квинту, сексту или октаву. При смешанном — эти интервалы сочетаются. Как при тесном, так и при широком или смешанном расположении бас может находиться от тенора на любом расстоянии.

Тесное расположение характерно для гитары, широкое и смешанное — не характерны, т.к. приводят к неудобствам различного рода. Естественно, аккорды в смешанном и широком на гитаре встречаются, но их крайне мало, об этом и разговор.

Для правильного и свободного голосоведения расположение может произвольно меняться при связке аккордов: первый аккорд в тесном, следующий в смешанном и т.д. Трудность применения смешанного и широкого расположения сразу же сковывает, и очень сильно.

0

41

Хорошо, это если говорить об одновременном 4-хголосном взятии звуков аккорда, допустим, c-dur, через один, т.е. , допустим, c-g-e-c - действительно, проще один голос (дублирующий) в гитарном переложении пропустить, и переложить 4-голосие в 3-голосие, если нужно оставить "широкое" расположение, суть не поменяется.
Но c-g-e-c=c-e-g=c-g-e=c-c-e-g и .т.д., и звук "до" в одной октаве равен звуку "до" в другой октаве.
Одновременно взяты звуки или арпеджированы - суть гармонии поменялась? Поменялся стиль письма, композиционный прием, а гармония - как была c-e-g, так и осталась.
Терция обращается в сексту, квинта в кварту, и в переложении это допустимо, но нужно знать об особенностях и допустимости таких обращений, не нарушать гармонические связи, стиль и композиторские приемы.
Так что не должны сковывать смешанные и широкие расположения, это вообще лишь частный случай, представьте, что их вообще нет, это условность, есть ноты, их 7, с хроматикой, альтерацией 12, и есть правила голосоведения, законы гармонии.

0

42

Nagekidori написал(а):

...действительно, проще один голос (дублирующий) в гитарном переложении пропустить, и переложить 4-голосие в 3-голосие...

В классических учебниках такие приёмы не разжёвываются, вот об этом я и говорю. На гитаре четырёхголосие непринуждённо переходит в 3-х, 2-х и даже одноголосие, как только появляются "проблемы". Вот об этих приёмах и интересно поговорить, вместо того, чтобы копипастить учебники.

Nagekidori написал(а):

Одновременно взяты звуки или арпеджированы - суть гармонии поменялась? Поменялся стиль письма, композиционный прием, а гармония - как была c-e-g, так и осталась.

Звучит красиво, но не по делу. Любой классический учебник гармонии — это набор приёмов голосоведения, на 90%. Учение о гармонии — это учение о голосоведении, в основном. А последовательность функций (T-S-D), и состав аккордов ("гармония c-e-g" и т.п.) — это только один аспект науки о гармонии. Понятно, что на гитаре различные аккорды вполне успешно берутся (по составу звуков). Но в том-то и дело, что на гитаре самым главным и окажется этот самый состав звуков. Сумел взять c-e-g — уже молодец, кривое голосоведение — да и чёрт с ним, "суть не поменяется", ага.

0

43

ПродавшийДушу написал(а):

Да ничего мы не получим. ... Всё, что ты получишь — это только скользкие выворачивания и словоблудие...

Очень даже много я получаю. :) Один высказывается (пусть даже и копипастит). Другой ему возражает. Я, хоть и не дока в гармонии, но с ее азами знакома, да и гитарную фактуру представляю. Поэтому могу угадать, кто соврамши, а кто ближе к делу. :) Возражения стимулируют ученый спор, а в выигрыше - потребитель, который почитывает и на ус мотает.  :D
   

Nagekidori написал(а):

Одновременно взяты звуки или арпеджированы - суть гармонии поменялась? Поменялся стиль письма, композиционный прием, а гармония - как была c-e-g, так и осталась.

Вот для этого и проверяют гармонические построения с инструментом в зубах. :D

0

44

Суть гитарной гармонии — как правильно манипулировать количеством голосов, когда ничего не берётся, пальцев и струн не хватает, не хватает диапазона инструмента и т.п. Манипулировать так, чтобы звучание оставалось убедительным. Никакие Чайковские об этом не расскажут. Прежде всего — ограничение по тональностям (в ля-диез миноре много не наиграешь, однако, и т.д.). Далее — гармонические клише для распространённых тональностей. Описание гитарных фактурных приёмов, обеспечивающих более-менее убедительное голосоведение. Таким и мог бы быть гитарный учебник гармонии, видимо...

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Сольфеджио » Гармония для классической гитары