По следам неудачной темы . Краткий учебник Чайковского, разумеется, хорош, но он не учитывает гитарных особенностей (да и вообще является по сути кратким очерком). Хороши и многие другие, более полные учебники (в первую очередь бригадный), но они тоже не для гитаристов. Гитара, ни для кого не секрет — инструмент гармонически довольно богатый, но, несмотря на это, сильно беднее универсального во всех отношениях фортепиано. Речь, конечно, о сольной классической гитаре (при игре дуэтом-трио гармонические возможности сильно расширяются).
Для меня лично гармония интересна исключительно с практической стороны (сочинительство и аранжировка), я не теоретик, на глубокие теоретизирования ни в коем случае не претендую. Лично мне интереснее всего было бы рассмотреть гармонические клише, которые используются в реальной гитарной литературе. Думаю, само развитие науки о музыкальной гармонии шло во многом по похожему пути: анализ ранее написанных (интуитивно) произведений. Да и все эстрадно-роковые музыканты сегодня учатся тем же способом: разбирают лучшие образцы и пытаются им подражать.
Попробую в этой теме постепенно набрать какой-то материал, а когда-нибудь позже, может быть, резюмировать его в блоге.
Итак, обычный строй: E-B-G-D-A-E. Позволяет худо-бедно сыграть в тональностях: до-мажор, ре-мажор, ми-мажор, соль-мажор, ля-мажор, ре-минор, ми-минор, ля-минор, си-минор. Особенно удобны:
* ля-минор и ля-мажор (открытые басы всех главных гармонических функций I, IV, V);
* ми-минор, соль-мажор, до-мажор, ре-мажор, ре-минор (просто много открытых струн и басов).
Тональности ми-мажор и си-минор — используются чуть реже, чем остальные из перечисленных, т.к. несколько менее удобны.
Строй с опущенной шестой: E-B-G-D-A-D. Используется почти исключительно, чтобы сыграть в ре-мажоре и ре-миноре, т.к. появляется открытый мощный тонический бас.