Помните то короткое обсуждение про гармонию, отодранную от мелодии по той схеме, которую я предлагал? (Из той известной героически зафлуженной темы про гармонию: Мелодия и ее гармонии )
Так вот, только что, благодаря ЖЖ одной практически, можно сказать, коллеги ( http://progenes.livejournal.com/120603.html ) вдруг случайно узнал, что, оказывается, у этой вот самой предлагавшейся мной тогда схемы есть определённое название, и что в реальности уже есть готовые примеры применения этой штуки, которые можно так или иначе взять и послушать. Называется оно, оказывается, тон Шепарда (точнее, так называется один звук, одна нота, применяемая в системе) (тон Шепарда в Википедии). Ну то есть, я даже совсем не удивлён, что этим действительно кто-то занимался и занимается всерьёз, ибо сама по себе идея на самом деле носится ещё как минимум со времён изобретения первых многорегистровых органов, она же явно была руководящей идеей создателей гармошек и баянов (в части левых клавиатур). Вот, хорошо, что теперь нашёл принятое нынче название и всяких ценных сведений и ссылок по этой штуковине...
Оно же в английской Википедии - тут вот можно послушать пример шепардовского нисходящего глиссандо. Правда, понятно, это само по себе не совсем то, что я имел в виду - то есть, таким образом оформленные звуки, уходящие по октавам в бесконечность вверх и вниз за границы слышимости - это только базовая технология. С её помощью можно строить как такие фрагменты, в которых будет прослеживаться чёткая мелодия (как в этом глиссандо, которое, разумеется, однозначно определяется как нисходящее, без всяких сомнений - или же если одноголосная мелодия будет ходить по небольшим, узким интервалам), а вот если ходить в основном по квартам и квинтам ("одним" голосом, если тут уместно такое выражение) или же практически как угодно ходить, но трёх- или более-звучными аккордами (ну, только что не ездить малыми секундами одним аккордом, а как-то там менять аккорды более-менее традиционными гармоническими схемами) - то (как мне кажется) прослеживать мелодию станет совершенно невозможно, т.к. будет не только не видно верхнего, ведущего голоса, но и не будет однозначного слышания относительного хода мелодии, т.е. является ли новая нота переходом вверх или вниз от какой-то из соседних старых нот. В то время как гармония-то остаётся в полном объёме, т.к. куда ж она денется... В общем, теперь хотя бы какие-то ссылки появились, более-менее понятно, что и по каким ключевым словам теперь копать.
Каким образом это возможно? Чтобы одноименная нота в разных октавах звучала одинаково?
Каким образом отсутствие обращений следует из предыдущего высказывания? Ну разве что мы оперируем только звуками одной октавы, тогда они будут выставляться только в одном возможном порядке... Чего ради?
В целом создалось впечатление, что вышеупомянутая "гармония без мелодии" будет больше всего напоминать обычный шум. Почти как в анекдоте: удовольствия никакого, но за перформанс выдать можно.
Ну вот, собственно, наконец-то появился у нас в руках материал, позволяющий как-то более предметно ответить на эти и подобные вопросы. Мне и самому очень интересно послушать всяких примеров такого плана, именно таких вот, не на коленке, а нормально, грамотно сделанных и точно отстроенных, чтоб без всяких там ступенек, скачков и прыжков, заметных на слух, но только сейчас что-то спать хочется, однако.