alisssa написал(а):И так же надо не на одной, когда переходить приходится и удобным и неудобным пальцем. Не надо, наверное придумывать тучу немыслимых комбинаций, мозги можно сломать, но время от времени некоторое неудобство разрабатывает пальцы и мозги, но на деле, т е в пьесах, конечно, надо применять самые удобные и результативные комбинации, но не комплексовать, что иногда может попасться неразрешимое место, и его придется сыграть неудобной аппликатурой.
Не согласен. Довольно странно отрабатывать неудобные комбинации в упражнениях, чтобы потом в пьесах применять в основном удобные комбинации. Ключевой момент здесь в том, что "неразрешимых мест" в пьесах на самом деле нет, если хорошо подумать и выработать для себя общую "идеологию". Идеология может быть различной, конечно. Но играть "иногда" неудобные для себя комбинации чисто от безысходности, и только ради этого самого "иногда" их часами отрабатывать в упражнениях — думаю, плохая идеология, бессистемный подход.
А вот моя "идеология":
1. Если перехода между струнами нет, можно играть любой последовательностью пальцев. Таких последовательностей пять: i-m, m-i, a-m-i, m-i-a, i-a-m. Иначе говоря, это два способа игры ("обычный" и трёхпалый), с любым порядком пальцев.
2. Переходы от более толстых струн к более тонким всегда удобнее играть, перебирая пальцы по направлению "от большого", и наоборот — переходы от более тонких струн к более толстым всегда удобнее играть, перебирая пальцы по направлению "к большому". Например, смену струн 2-1 удобнее сыграть i-m, нежели чем m-i. И наоборот, смену струн 1-2 удобнее сыграть m-i, нежели чем i-m. Это объясняется тем, что любое арпеджио и аккорд мы играем именно так, и было бы странно это делать наоборот, что в корне противоречило бы нормальной постановке руки (наклону кисти относительно струн).
3. Переходы, противоречащие предыдущему пункту, я условно называю "перекрёстами" (очень сомнительно звучащий термин , но так уж сложилось). Например, смена струн 1-2, сыгранная i-m — это перекрёст. Перекрёсты вполне допустимы, если в пассаже их мало (не более одного-двух), и они не стоят слишком близко друг к другу. Лично для себя я считаю однозначно недопустимыми два перекрёста подряд, например, смена струн 1-2-1, сыгранная i-m-i. Потому, что это фактически означает игру "арпеджио наоборот", с вывернутой наизнанку рукой.
4. Первый и самый простой способ избежать перекрёстов — начать пассаж с подходящего пальца. Т.е. первым делом нужно оценить, где перекрёстов будет меньше — если мы будем играть пассаж "i-m", или если мы его будем играть "m-i".
5. Следующий шаг — избавиться от нежелательных перекрёстов (нежелательными они могут быть далеко не все, как мы уже выяснили выше) вставкой безымянного пальца. Например, смену струн 2-1-2-2-1-2 я бы сыграл i-a-m-i-m-i, руководствуясь правилом в пункте 2.
6. При вставке безымянного я по возможности избегаю слабых связок "m-a-m" и "a-m-a", особенно, если нужно сыграть быстро и громко, апояндо. Разумеется, это не значит, что такие связки нельзя применять вообще (ведь в любом монотонном арпеджио они превосходно работают).
7. Ещё один шаг — проанализировать возможность трёхпалого варианта. Если пассаж можно сыграть однообразной формулой из трёх пальцев, подобрав начальный палец так, чтобы перекрёстов не было (или они были допустимыми), то есть резон так и поступить, поскольку однообразной формулой играть легче (легче будет и заучить пассаж).
Как пример привожу первую партию своей аранжировки Morrison's Jig, где трёхпалый вариант бодро чередуется с обычным (видео).
Отредактировано ПродавшийДушу (2011-06-01 10:38:06)