Тедди написал(а):И тоже до сих пор помню "Сулико" - "соль-соль-ми-фа-соль..." Такую сладкую ностальгию навеяло!
Видимо, я до этой стадии не дотерпел И потому эта мелодия мне абсолютно незнакома.
Тедди написал(а):Ничего, кстати, не имею против тембра металлофона, мне он в детстве очень нравился!
Ну там дело не только в тембре, а и в диапазоне. Верхняя половина наполовину неслышима, наполовину неприятная. Ну и вообще, что ни говори, звук нарочито резкий. У того конкретного экземпляра, который был у меня (и, кажется, до сих пор лежит на даче, если ещё не спёрли), одна из пластин из тех что пониже (где звуковысотное чувство ещё нормально работает) жутко фальшивила. Из тех, что повыше, фальшивили, видимо, все - но это трудно поймать на слух, т.к. на таких высоких звуках мелодическое звуковысотное чувство работает крайне плохо и неточно (да, отличный выбор диапазона для инструмента начального обучения музыке, да ). Если бы то был струнный инструмент вроде цимбалов, или гуслей/кантеле, то струну обычно можно настроить как надо. А что делать с глючной пластиной в металлофоне?
Тедди написал(а):И к нему прилагалась тетрадочка с нотами мелодий, которые вполне годились для исполнения.
Так это надо, во-первых, уже знать ноты, а до тех пор, как выучил ноты - совершенно бесполезный предмет. И весьма, весьма досадна ограниченность репертуара тем, что навязано книжкой.
Тедди написал(а):Не нравиться в детском возрасте диатонический инструмент может, разве что, маленькому гению. Который интуитивно понял необходимость альтерации.
Ну, интуитивно понять - это уж слишком. А вот что человек "развращён" фортепианами, на которых можно подобрать любую (европейскую ) мелодию, не парясь заранее выяснением, строго диатоническая она или нет... Где можно начать подбирать с абсолютно любой ноты, а не делать это методом проб и ошибок, натыкаясь ближе или дальше от начала на отсутствие нужной ноты. И, что очень важно: это я сейчас - т.е. после опыта общения с фоно в детстве, потом с развлечением на компе на Бейсике (где можно было проигрывать мелодии, записанные буквенно-цифровыми кодами - что в итоге подтолкнуло к чтению учебника по эл.теории музыки), потом и с гитарой - знаю, что если инструмент стандартно-диатонический, и мелодия полностью стандартно-диатоническая, то мелодия таки может быть подобрана как минимум от одной ноты, а если какой-то ноты в ней нет, то, может быть, даже от двух разных. Знаю и кое-как пользуюсь этим, например, подбирая мелодии на курае, который чуть-чуть не дотягивает до полностью диатонического. А вот начинающий, в т.ч. ребёнок, этого факта может не знать, и, скорее всего, именно не знает. И поэтому для него первая же не нашедшаяся на инструменте нота мелодии будет воспринята как "Э-э-э, шозанах?!! Это какая-то подстава, из книжки или по указанию препода играть можно, а что хочется - играть нельзя?!!"
Тедди написал(а):И шпарит подобранные мелодии одну за другой.
Это, между прочим, важнейшая часть обучения музыке. Едва ли не важнее всего остального вместе взятого, по крайней мере, на данном, начальном этапе. И начинать обучение с предъявления металлофона с фиксированным диатоническим строем, показа и заучивания письменных нот и игры по ним - просто принципиально неправильно. Начинать надо с подбора мелодий и пения на слух, с сочинения на слух, без всяких, боже упаси, нот с ихними устрашающими названиями, линеек, ключей, диезов с бемолями и бекарами, косвенной и малопонятной простому человеку системой записи метра и ритма, и т.п. исторически обусловленной жути. И только после успешного начала всего этого пения-подбора-сочинения на слух можно постепенно давать ноты. Ну, как такой полезный способ записать услышанное-подобранное или сочинённое.
В современных условиях господства в европейской музыке равномерной 12-нотной темперации глупо использовать для начального обучения что-то иное, чем полностью хроматический инструмент того или иного вида. Что-нибудь облегчённое и дешёвое с фоношной клавиатурой, да хоть тот же металлофон, но именно хроматический, или баян, или мелодика (практически та же духовая гармошка, про которую говорил Продавший, только опять же хроматическая, с нормальной фоношной клавиатурой)... Но лучше - что-то типа той же нашей любимой гитары, или там домбры или бузуки. Потому что в отличие от фоношных или даже баянных клавиатур здесь все лады (лады - которые на грифе, в смысле) равноправны, и это более наглядно, и сразу даёт ребёнку наиболее верное представление о том, как на самом деле выглядит звукоряд, и не вызывает вопросов про то, почему белые и чёрные клавиши такие и т.п. совершенно бессмысленных по сути, и не имеющих никакого толкового ответа вопросов. А это очень, очень хреново, когда у ребёнка возникает вопрос, а преподаватель не может на него ответить. Точнее, ребёнок-то задаст этот вопрос (а если ещё начать с нот и их названий - то будет ещё хуже) в ожидании, что за всем этим стоит какой-то сермяжный смысл. Потому что дети обычно как раз отличаются таким убеждением, что у всего, что делают взрослые, есть какой-то великий смысл. Это в восьмом классе, и то не по своей инициативе, а немножко с подачи учителей, школьники (и это я говорю об относительно продвинутых, как-то отобранных школьниках) понимают юмор в коллекционировании фраз типа "так исторически сложилось", "так пошла эволюция", "нарушение гомеостаза", "потому что водородная связь"... Чуть позже можно присоединить к тому же ряду и близкие по духу "нерентабельно", "неперспективно", "рост показателей", "оптимизация расходов", "валютный рынок". Но в 4-5 лет ребёнок, блин, ещё реально верит в силу, блин, разума и в здравый смысл взрослых и созданной ими части мира. И объяснение про названия нот и про чёрные клавиши в таком духе, что вот кто-то когда-то давным давно так сделал, а потом с тех пор все тоже так делают, но вообще, по жизни, смысла никакого нет - такое вот объяснение для ребёнка плохо. Оно или просто честно непонятно ("ну я же спрашивал именно зачем клавиши чёрные и стоят где-то на отшибе, а мне про какого-то исторического древнего дядьку втирают"), или приводит к мизантропско-депрессивному выводу (весьма верному, но, наверное, нежелательному в таком возрасте и, в частности, не полезному для продолжения занятий), что все дураки и жизнь дерьмо, либо приводит к убеждению, что от него, ребёнка, просто намеренно скрывают истину. А с гитарой или домброй такого вопроса, надо надеяться, не возникнет. Бери любую позицию на грифе, и начинай подбирать или импровизировать в любую сторону. Грифа не хватило - ну, тут всё понятно, что длина его не может быть 2 метра, и что в 5 см от подставки лады не воткнуть.
Тедди написал(а):И совершенно естественно, что маленьких детей в кружки и школы приводят родители. Что тут может удивлять?
Не то чтобы удивляет... Просто вот в этой системе, когда маленьких детей родители приводят в отдельно взятый узкоспециализированный кружок, видится нечто концептуально неправильное. Ну, за исключением, может быть, некой "общей физкультуры", которая, при условии хорошей квалификации и адекватности преподавателя, может быть реально общим предметом, и необходима, по-хорошему, всем. Осознанно и мотивированно в кружок могут запихивать лишь в редком меньшинстве случаев - если ребёнок как-то себя проявляет в этой области ещё дома. В большинстве же случаев работают просто амбиции/понты/ностальгия. Или, ещё того круче, желание "ну хоть куда-нибудь запихнуть, чтоб было как положено". Само по себе желание, кстати, совершенно правильное и хорошее. Только вот его реализация посредством выбора в ручном режиме некоего специализированного кружка - неправильна, рискованна и потому неэффективна. Организация "учебного процесса" для маленьких детей, в идеале, должна быть устроена совершенно иначе. Грубо говоря, ближе к тому, как это происходит внутри семьи, только с бОльшим разнообразием возможных видов деятельности, которым могут учить владеющие этими видами взрослые.
Тедди написал(а):И в чем именно 4-5-летние дети соображают лучше взрослых?
Да хотя бы, в первую очередь, тем, что больше работают с образами и мыслят ими же, нежели навязанными словесными заклинаниями, созданными запутывать смысл и уводить от сути дела Чем дольше и чем в большей степени удастся человеку противостоять натиску слов (точнее, болтовни) и заклинаний, тем дольше и лучше он будет соображать и в дальнейшем. По крайней мере в случае, если речь идёт о занятии естественными науками или инженерными искусствами в широком смысле. Т.е. видами деятельности, в которых наиболее важно именно более непосредственное образное мышление, а не оторванное от реальности символьно-словесное, как у гуманитариев
певица написал(а):Разве проявление интереса бывает только вербальное?
Да вот как раз вербальным оно бывает сравнительно редко, и слава богу - см. чуть выше как раз Про "слово" и "заявляет" я так просто общо выразился, имея в виду любую явно видную форму выражения интереса. Только интерес у детей почти ко всему вокруг, и он, конечно, искренний. Но он не равен готовности вот прямо сейчас всерьёз заниматься (а не просто посмотреть на процесс с искренним интересом, но потом всё-таки по-тихому смыться - что опять-таки, вполне разумное решение с его стороны, т.к. если даже и интересуешься тысячей тем одновременно, то всеми из них всерьёз заниматься времени и сил всё равно не хватит), и не просто заниматься, а именно по спланированной кем-то заранее методике.