Открываем новую тему. До этого разговор о музыкальном слухе завязался оффтопно в слишком узкой теме https://classicalguitarstudio.bbok.ru/vi … hp?id=411, часть постов была перекинута по мере появления, то туда, то сюда https://classicalguitarstudio.bbok.ru/vi … ;p=3#p8847 https://classicalguitarstudio.bbok.ru/vi … 0&p=3. Но вопрос все же интересный и заслуживает отдельного обсуждения. Объединить все предыдущие сообщения слишком сложно: они многоплановы, частично вписываются в прежние темы, не вылущивать же сто миллионов цитат.
Ограничусь только несколькими, на мой взгляд, ключевыми. Что осталось за кадром - желающие пусть дополнят по-новой.
Итак, собака порылась отсюда:
Toman написал(а):Ведь музыкальный слух, а точнее, способность или привычку таковым пользоваться именно при работе с музыкой, ломают обычно в раннем детстве.
Кто ломает? И почему обычно? Откуда ты всё это берёшь??
когда у кого-то что-то "на автомате", то это собственно и есть привычка, в большинстве случаев. Если только это не безусловный рефлекс и не составная часть врождённого инстинктивного действия. Но музыкальный слух - явно не тот случай. Чтобы проверить, так это или нет, давайте проведём простейший эксперимент. Попробуй спеть, например, квинту. А теперь её же, но поделив промежуточной нотой ровно пополам. Поскольку квинта - это 7 полутонов, это значит, что нужно будет спеть фактически 2 одинаковых интервала по 3,5 полутона каждый - ровно посередине между малой и большой терцией - нейтральная терция. Ну как, получается спеть это на автомате? Можно ещё попробовать то же самое, но делить пополам не квинту, а малую терцию - на две нейтральные секунды по 1,5 полутона. А спеть отдельно стоящую нейтральную секунду или нейтральную терцию? Не знаю, у кого как, а у меня что-то не получается выполнить эти упражнения, хотя я уже довольно давно пытаюсь. Что же это как не привычка (к интервалам из целого числа полутонов, в данном случае)? Ведь у других, у кого и привычка другая, это получается естественно, легко и непринуждённо!
Томан, снова повторю: умение спеть - это НЕ музчкальный слух. Это РАЗНЫЕ ВЕЩИ: слух и владение голосом. Конечно, лишенный слуха не споет. Но и обладатель, даже абсолютник, - споет далеко не всегда. И совершенно отдельное искусство для большинства людей - научиться владеть голосом.
Между прочим, я в данном случае предлагаю спеть нейтральные терции и нейтральные секунды конкретному человеку, который голосом как раз-таки владеет достаточно хорошо, как мы, вроде бы, знаем. Под любую желаемую ноту в пределах диапазона подстроиться технической проблемы не составит, например. Так что для этого конкретного человека здесь вопрос будет точно именно в слухе, а не в управлении голосом.
Даже в речи не все с этим гладко. В отличие от музыки мы речь осваиваем с детства и пользуемся ею постоянно. И при этом полно людей, которые говорят невыразительно и монотонно, с уродской динамикой, даже некоторые профессиональные актеры.
Да вот в том и дело, что как раз не в отличие. Музыку мы осваиваем именно в примерно том же возрасте, что и речь. Именно в этом возрасте в наше сознание "забиваются" как речевые существующие/приемлемые для употребления интонации (в комплекте с обстоятельствами их использования), так и приемлемые для употребления музыкальные интервалы, строй/лады и всяческие общеупотребительные мелодические клише, которые в совокупности и составляют то, что мы называем музыкальным слухом.
...Вот, есть такое популярное мнение, что, дескать, евреи - картавят. Оно даже не совсем беспочвенно, некоторые русскоговорящие евреи действительно картавят, и таковых довольно заметная доля. Хотя, по крайней мере, сейчас - не большинство, конечно, и с каждым годом всё меньше и меньше (так же, как и изрядное количество картаво говорящих, не имеющих, однако, никакого отношения к евреям). Ну и понятно, что подобного рода картавость происходит не из-за каких-то врождённых физических или психических особенностей, а от того, что ребёнок просто-напросто копирует речь родителей в раннем детстве. А вот когда уже вырос взрослым, и тут вдруг оказывается, что картавить вроде как нежелательно - то переделывать всю свою речь, хотя и возможно, но весьма тяжело. Но есть на самом деле ещё едва ли не более характерные интонационные особенности речи у опять же евреев. Они до сих пор распространены, в значительно большей степени, и не похоже, чтобы собирались куда-то уходить. Не так давно мне случилось общаться с одним таким товарищем, у которого именно интонационные особенности речи столь сильны, что на первых порах это вызывало у меня жуткий шухер и часто даже некоторое непонимание, что он хотел сказать (скажем, говорит всерьёз или прикалывается, вопрос это или утверждение, просьба, или наезд, или повод для драки и т.п.) А всё потому, что так опять же привык с детства, копируя интонации родителей и других взрослых.
Также совершенно свои особые интонации в русской речи у жителей Урала, Сибири, Алтая, условно-татарского Поволжья-Прикамья, юга России и Украины - хотя, конечно, они обычно не столь отличаются от привычных нам, как в вышеописанном случае.
Выражение "на автомате" в контексте музыкальный слух - способность данная от рождения вполне применимо.
Томан, извини, я не умею выражать свои мысли так, чтобы ты понял.
Ну почему же? Я, кажется, понимаю то, что тут сказано, и что было сказано раньше. Но в данном случае и не надо выражать мысли словами, ибо эти мысли - пока (без экспериментальной проверки) лишь предположения, а просто таки попробовать спеть эти нейтральные секунды и терции, и рассказать о своих ощущениях.
Можно, впрочем, действовать более естественным образом, т.е. попробовать воспроизвести голосом что-нибудь услышанное на слух. А несколько ссылочек на это самое "что-нибудь" сейчас дам:
http://www.youtube.com/watch?v=pyakboFwAAs
http://www.youtube.com/watch?v=xNO6H0977qc
http://www.youtube.com/watch?v=XDPgzxQ9bRY (здесь я имею в виду в основном короткие мелодические штучки из инструментальных вступления и вставок)
Ну как, легко получается, с первого раза, или что-то мешает? Кстати, это действительно интересно: если получится легко, то это значит, что у тебя музыкальный слух действительно намного более развит, чем, например, у меня (у меня, кажется, не получается спеть подобные мелодии), и в этом случае это можно считать врождённой, но сравнительно редкой способностью - которой у меня, например, просто нет (и, подозреваю, у большинства остальных участников обсуждения тоже), хотя муз. слух ("европейский") вроде есть. А вот если что-то мешает - то тогда ясно, что - конечно же, привычка, привычка к европейскому строю, т.е. приобретённое, а не врождённое качество.