обещала Певице ссылочку - Музыкальный Колледж 7 нот http://www.7not.ru/
Начни с эл теории - Интервалы, Лад и тональность, Аккорды...а то за гармонию браться сразу как-то...
КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Сольфеджио » Теория
обещала Певице ссылочку - Музыкальный Колледж 7 нот http://www.7not.ru/
Начни с эл теории - Интервалы, Лад и тональность, Аккорды...а то за гармонию браться сразу как-то...
А шо, если нам тут, грешным делом, не начать последовательный и планомерный взаимообмен сведениями по теории? По себе знаю, что читать это дело по книжке - номер почти дохлый. Все равно так хорошо, как при живом объяснении не усваивается. Да и всегда довлеет искушение прочесть побольше, а большие дозы тут же вылетают в соседнее ухо... Будем работать мелкими перебежками.
Итак, ЛАД.
Лад - это система звуков, выраженная в звукоряде. Для лада характерны определенные взаимосвязи между устойчивыми и неустойчивыми звуками.
Если взять в качестве звукоряда октаву - восемь нот, то устойчивыми будут I, III, V и VIII (он же I на октаву выше) звуки. Первый (и восьмой) звуки октавы называются тоникой, это главная опора лада в каждой тональности.
II, IV, VI и VII звуки октавы будут неустойчивыми, то есть, мелодию, дошедшую до этого звука хочется продолжить до ближайшего устойчивого, а в идеале - до тоники.
Кому интересно, можем продолжить.
Ну если те не влом словарем поработать ... для тех, кто поленился купить муз словарь и эл теорию и кому лень по верхней ссылочке вникать...
Да и голая теория вылетает сразу. Вот если возникает насущная необходимость, например, записать че-ниь нотами, то сразу придется поинтересоваться - шо такое тональность и зачем там диезы и бемоли и скока...и тд
Но, вощем, если есть желающие, то пригодится...
Вот если тут просто делиться сомнениями и непонятками...или прозрениями...то можно.
Хотя, у меня пока на ум ниче не лезет
Ну если те не влом словарем поработать ... для тех, кто поленился купить муз словарь и эл теорию
А ты много знаешь людей, научившихся всему по словарю? Все равно живого обсуждения ничто не заменит. Так что предлагаю излагать ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО и понемножку основы, а попутно и вопросами обмениваться. :scenic:
Но, вощем, если есть желающие, то пригодится
Если, конечно, найдутся желающие...
У меня оказывается не все так безнадежно со слухом. Я тренируюсь сам сольфеджио и пока что отступать не намерен. Уже что-то получается петь, хотя только с нот взятых на гитаре. Когда что-то получается, возникает необыкновенно радостное чувство, которого я раньше не испытывал. Однажды в клубе кто-то сказал про то, что сказал Растропович. И вот сказали, что он сказал будто он может научить только технике, а все остальное от бога. Тоже самое мне говорил и отец. Я хотел стать великим гитаристом, а он говорит, что великими музыкантами становятся только слухачи. Но потом, когда я попал в клуб, ALISSA сказала, что те кто умеют читать ноты с листа,у тех точно есть слух. И я стал пробовать и понял, что он действительно есть, просто его надо развивать. Что ж будем работать.
Молодец, ДядяФедор! Так держать! И впрямь слух развивается, если им заниматься вплотную, и пение по нотам - очень верное средство. Говорю на собственном опыте. От пения не только слух, но и другие музыкальные ощущения развиваются.
Могу еще посоветовать, если есть под рукой тюнер для настройки гитары, использовать его для контроля пения. Мелодию он, конечно, не покажет, но отдельно спетые ноты очень хорошо проверяет. Пой сперва гамму до-мажор и отдельные группы нот, тоническое трезвучие, например, а потом, когда горло и связки немного пообвыкнут, можно приступать и к упражнениям из сборника сольфеджио. Рекомендую! И инструментом себе на первых порах помогать даже нужно.
Одного только не надо:
хотел стать великим гитаристом
Кто великий - кто не великий показывает только время, причем такое отдаленное, что мы этого уже не увидим. Успех у современников - это еще не признак величия. Но вещь гораздо более достижимая. Но для него нужно любить то, что делаешь и работать, работать и работать... Ура!
ДядяФедор! ты хде??? Мы в студии Ты поправился?
Вот тут https://classicalguitarstudio.bbok.ru/vi … php?id=127 полезная ссылочка, там можно поотгадывать разные аккорды, интервалы и тд, скачай
потом еще добавлю ссылок на подобные проги
Но потом, когда я попал в клуб, ALISSA сказала, что те кто умеют читать ноты с листа,у тех точно есть слух. И я стал пробовать и понял, что он действительно есть, просто его надо развивать. Что ж будем работать.
Значит, по моим словам, у меня со слухом не очень, я с листа фигово соображаю...
Но строю не задумываясь, снимаю, кода приспичит....а вот с листа...
ALISSA сказала, что те кто умеют читать ноты с листа,у тех точно есть слух
Хм... Мне вот кажется, тут вообще связи нет. Грубо говоря, (по крайней мере, если говорить о гитаре, а не о скрипке, скажем) умеющий читать с листа сыграет по нотам и на гитаре, которая звука не издаёт вообще. Дай ему такую гитару, настроенную каким-то нестандартным строем, но скажи, что он стандартный - и он сыграет нечто, как будто гитара в стандартном строе. Ну а почему не сыграть, если звука всё равно нет, обратной связи музыкант не получает, и разницы никакой, в каком она там строе. Т.е. слух тут вообще ни при чём - тут умение точно и почти моментально отсчитать лады, бемоли-диезы, умение моментально прикинуть какую-нибудь жизнеспособную аппликатуру...
Слух вообще гитаристу для чего нужен? Ну, чтобы не глядя на гриф, понять, где промахнулся Ещё чтобы на слух снимать, или подбирать. А всё остальное... от лукавого. Для этого на гитаре лады и стоят, чтобы играть могли и люди, у которых музыкального слуха вообще нет, не скрипка же.
ALISSA сказала, что те кто умеют читать ноты с листа,у тех точно есть слух
Ой, я этот момент пропустила. Наверное, Алиса, все-таки сказала как-то иначе. Просто испорченный телефон вышел. Читать, что ноты, что буквы можно и без слуха (и совершенно глухой может). А вот играть... Вы когда-нибудь слышали, как говорят глухие, обученные речи? Слова произносят, но интонации неестественные, громкость они почти не могут контролировать и т.п. Так и в музыке. Прочесть мало, нужно еще понимать и чувствовать, что делаешь.
отец... говорит, что великими музыкантами становятся только слухачи.
В чем-то он прав, в чем-то нет, как всегда. Тем более, что отец ДядиФедора увлекается джазом, а, насколько я знаю, джаз - направление на 80% импровизационное, так что там без слуха, в особенности, гармонического, делать нечего
Без слуха: звуковысотного, гармонического, без музыкальности и прочих "довесков" не то, чтобы великим, а просто приличным музыкантом не станешь (величие, все-таки, слишком сложная и неоднозначная категория, это тема для отдельного разговора).
Слух вообще гитаристу для чего нужен? Ну, чтобы не глядя на гриф, понять, где промахнулся Ещё чтобы на слух снимать, или подбирать. А всё остальное... от лукавого.
А что вы считаете "остальным", Toman?
Для этого на гитаре лады и стоят, чтобы играть могли и люди, у которых музыкального слуха вообще нет
А зачем играть, если музыкального слуха нет? Только "тихо сам с собою". Это все равно, что играть на сцене, когда нет актерских способностей. Сейчас, благодаря сериалам мы ознакомились с массой тошнотворных образчиков. Или, например, по кулинарной части: вместо сахара взять аспартамчику, вместо масла - маргаринчику, вместо яиц - агар-агарчику... Что сейчас и делается в массовом производстве. И те, кто никогда не ел нормально приготовленного блюда, или забыл его вкус за давностью лет, или постоянно лопает наспех, думая о более неотложных делах, тот потребит такую имитацию и похвалит. Но если вам дать попробовать по очереди суррогат и по-настоящему, с любовью, приготовленное блюдо, разницу почувствуете - ого-го!
Я это все к чему веду.
Во-первых, "играть" не значит "воспроизводить звуки в определенном порядке". Это все-таки нечто большее.
Во-вторых, людей совсем без слуха очень мало. У большинства слух просто неразвит, но его можно извлечь на белый свет и совершенствовать. Знаю по себе. Но это требует работы и терпения. И желания. И времени. А объяснить на словах человеку, который еще не поработал и не испытал сдвигов по этой части - очень сложно.
И в конечном счете, все субъективно, всегда зависит от личных целей, амбиций и потребностей. Нужно ВСЕ. Но можно обойтись и вообще БЕЗО ВСЕГО. Жить нельзя только ... без жизни, остальное, отдельно взятое, не обязательно.
Хм... Мне вот кажется, тут вообще связи нет. Грубо говоря, (по крайней мере, если говорить о гитаре, а не о скрипке, скажем) умеющий читать с листа сыграет по нотам и на гитаре, которая звука не издаёт вообще.
Ну не надо утрировать - это будет какой-то робот, а не человек. Все-таки попадание на нужные ноты и лады, глядя в лист, и в реальном времени, требует сопоставления этих нот с местоположением их на инструменте. А местоположение ассоциируется с определенным звуком, у которого есть опред. название! С плохим слухом это проблематично. Это у нас, гитаристов, с этим вечная проблема, а у академ. музыкантов - хороший музыкант и с листа классно читает!
Конечно, есть различные типы от природы, разная реакция и т д...Иногда, те , кто бегло читает не утруждается глубоко вникнуть в отделку произведения, интерпретацию, не мудрит над выбором аппликатуры - проиграл, как написано, и ладно. Те кто не могет читать- медлительные, вдумчивые, копают глыбоко! Но хорошо же, когда у музыканта все полезные качества сочетаются!
Иногда, те , кто бегло читает не утруждается глубоко вникнуть в отделку произведения, интерпретацию, не мудрит над выбором аппликатуры - проиграл, как написано, и ладно. Те кто не могет читать- медлительные, вдумчивые, копают глыбоко!
Все-таки это не так уж безусловно. Видим примеры и когда люди, едва разбирающие ноты, и при этом - задумчивые, не склонны "копать". Это - вопрос не столько натуры, сколько воспитания, опыта и общей музыкальности.
Тряхнем обменом по части муз. теории?
Вот интересно, кто из присутствующих уверенно отличает на слух кварты, квинты и прочие интервалы? Я, как мне кажется. где-то уже подбираюсь, но еще - далековато.
А я... а я... А у меня наконец-то улеглось в голове, что в ладу - 3 мажорных, 3 минорных и одно уменьшенное трезвучие!
В мажоре мажорные I, IV и V, т.е. тоника, субдоминанта и доминанта, а минорные - II, III, VI и уменьшенное (помнится, сольфеджистка наша настаивала на произношении "уменьшённое") - VII.
В миноре минорные опять же I, IV и V, мажорные - III, VI и VII, а уменьшённое на сей раз - II.
Я ничего не перепутала?
А у меня наконец-то улеглось в голове, что в ладу - 3 мажорных, 3 минорных и одно уменьшенное трезвучие!
Хе-хе, а в каком ладу? Ладов-то много существует, самых разных. Даже "обычные" мажор и минор могут быть как минимум натуральными, гармоническими и мелодическими.
Имхо, вопрос о количестве мажорных/минорных трезвучий в том или ином ладу никакой практической ценности не имеет.
Хе-хе, а в каком ладу
Ну я ж перечислила. Мажор и минор покаместь. Естественно, пока что речь о натуральных.
Имхо, вопрос о количестве мажорных/минорных трезвучий в том или ином ладу никакой практической ценности не имеет.
А о количестве полутонов в интервале? Или чередовании тонов-полутонов в гамме?
ВСЕ имеет, пока утаптываешь в голове азбуку. Это потом можно какие-то знания не использовать. А сперва отталкиваешься от одного, чтобы понять следующее.
А вот, например, для гармонизации - неужели совсем не имеет смысла знать ... как это называется?.. ну это самое, вышеупомянутое об аккордах? Разве они проставляются совсем уж от балды, а не отдается преимущество более вероятным в данной тональности?
Ну я ж перечислила. Мажор и минор покаместь. Естественно, пока что речь о натуральных.
Это не перечисление. Это только 2 примера, а всего натуральных 7-ступенных диатонических ладов соответственно (для которых верно утверждение о наличии 3 мажорных, 3 минорных и 1 уменьшённого трезвучий) 7 же штук, из которых 6 "нормальных-человеческих":
1) ионийский,
2) дорийский,
3) фригийский
4) лидийский
5) миксолидийский
6) эолийский,
(из которых ионийский и эолийский - это знакомые нам соотв. натуральный мажор и натуральный минор), имеющие в основании мажорное или минорное трезвучие
и седьмой - "инопланетянский" (потому что как раз его трезвучие на I-III-V ступенях - уменьшённое)
7) локрийский
Да, собственно, очень рекомендую в данном случае русскую Википедию, потому что я там глянул по истории, статью "Лад (музыка)" написал/правил как раз сам olorulus (которого некоторые присутствующие наверняка замечали на Форумклассике) - как раз один из очень немногих людей, кто не только очень хорошо разбирается в теме, в т.ч. в истории музыки, но и способен это рассказать понятным языком, и при этом без кубометров лишней словесной воды. На самом деле, до сего момента я как-то не догадывался заглянуть в русскую Википедию, т.к. был там более полугода назад и тогда ничего особо толкового не нашёл, и был вынужден пытаться что-то изыскивать на английской - а вот оказалось, что как раз совсем недавно - буквально осенью-зимой-весной 2009-2010 - Olorulus совершил свой "набег" и разместил в русской Википедии целый ряд очень хороших, толковых статей. Это просто очень здорово, в частности, в свете того, что я писал недавно в другой теме, сетуя на излишнюю многословность и соотв. труднопонимаемость большинства музыковедческих текстов, с которыми мне как неспециалисту, любителю, приходилось встречаться. Короче говоря, мне тут нет смысла писать что-то на эту тему больше, когда есть такая хорошая статья, написанная одним из лучших специалистов.
P.S. Википедия, к счастью её читателей, проводит всегда очень жёсткую политику по написанию букв "ё" и "е" во всём тексте, проще говоря, требует написания строго по произношению и никак иначе. Поэтому если Olorulus пишет там именно "уменьшённое(ый, ая) трезвучие/аккорд/терция", значит, так оно и есть в принятой русской терминологии.
Томан, большое спасибо за поддержку разговора и за ценную наводку. Конечно, olorulus мне попадался на форумклассике и в весьма выгодном свете. Так что теперь прочту его статьи с большим удовольствием.
Ну вот, не все ж музыковеды - графоманы и психи. Хотя и хорошие беллетристы среди них - наперечет. Так что предложение делиться ценными находками по литературной части актуально.
Это не перечисление. Это только 2 примера
Естественно. Я ж и написала:
Мажор и минор покаместь. Естественно, пока что речь о натуральных.
Я эту тему задумывала не для выкладки теоретических трактатов, а для переживания (или - пережёвывания? ) наших маленьких открытий, изобретенных велосипедов и прочего добра. В назидание себе и потомству. Для кого-то такая информация - экспонаты из лавочки старьевщика, а для свеженького потребителя - большая куча радости.
Прочесть даже очень длинную статью - дело житейское. А вот усвоить материал у меня лично получается иногда - через месяцы, а то и годы. Часто бывает: прочла, даже что-то поняла, порадовалась и ... забыла . А потом вдруг всплывает в памяти - и вот тогда уже поселяется в моске навеки.
Естественно, пока что речь о натуральных.
Неа, не естественно . Гармонический минор куда чаще используется, чем натуральный. А в нём доминанта (V) мажорная.
А о количестве полутонов в интервале? Или чередовании тонов-полутонов в гамме?
Здесь ты зря иронизируешь, потому что эти вопросы имеют смысл. Количество полутонов в интервале определяет собственно само название интервала, а чередование тонов-полутонов в гамме определяет лад. А вот количество мажорных трезвучий на ступенях лада — оно ни о чём не говорит. Никому не легче от того, два их там или три . Полезно бывает помнить какое трезвучие на какой ступени какого лада получается (для гармонизации мелодии, например). Скажем, если ты все аппликатурные формы помнишь, можешь на грифе что-то гармонизировать, "налету", без нот. Но вот знание того, сколько у тебя мажоров в этом ладу, я не знаю, как использовать .
Отредактировано ПродавшийДушу (2010-05-10 20:15:19)
Неа, не естественно . Гармонический минор куда чаще используется, чем натуральный. А в нём доминанта (V) мажорная.
Естественно - для меня на данном этапе. Потому что гармонический минор я еще "не проходила". И за мелодический не бралась. То есть, проходила тогда давно, на сольфе, но, по своему обыкновению, растеряла инфу по дороге. Теперь вот шаг за шагом восстанавливаю.
Здесь ты зря иронизируешь, потому что эти вопросы имеют смысл.
Хосподя! Какие вы все серьезныя! А если бы я, не называя количество "три и три", просто перечислила ступени? Сильно бы дело изменилось? Это просто к слову пришлось, запомнить таким образом легче, а так я понимаю, что ступени важнее.
Скажем, если ты все аппликатурные формы помнишь, можешь на грифе что-то гармонизировать, "налету", без нот.
Даже если я вдруг стану Буддой и запомню "все аппликатурные формы", лично мне в деле гармонизации это мало поможет. Ибо я пока о-о-очччень слабо представляю, какие формы - куда вставлять. Но надеюсь постепенно до этой вершинки добраться.
Можем переименовать тему в "Тупая Тедди грызет гранит теории"
Хрусть-хрусть...
Значит, в тональности гармонический си-минор, в которой написана наша Полька, основные аккорды будут такие:
Hm, Cdim, D, Em, Fm, G, Adim. Седьмой получается уменьшенным, т.к. седьмая ступень повышена. Я ничего не перепутала?
Значит, в тональности гармонический си-минор, в которой написана наша Полька, основные аккорды будут такие:
Hm, Cdim, D, Em, Fm, G, Adim. Седьмой получается уменьшенным, т.к. седьмая ступень повышена.
Реальные аккорды первых восьми тактов польки: Hm, Em6, #F7, Hm, Hm, Em6, #Go, #F7.
В реальности всё гораздо сложнее, чем просто построить трезвучия на ступенях какого-то лада. Если формально построить трезвучия на ступенях гармонического минорного лада (что ты и попыталась сделать), будет так: Hm, #Cdim, D, Em, #F, G, #Adim. Но дело в том, что одна и та же мелодия может в процессе своего развития менять лады, переходя из одного лада в другой (посидели в натуральном, потом сунули какой-то мотив из мелодического и т.д.). Кроме того, очень часто бывают мелкие отклонения в другие тональности (два последовательно взятых аккорда уже могут быть отклонением). Есть некие гармонические шаблоны, т.е. употребительные последовательности аккордов. Джазовые приёмы гармонизации мелодии часто не вписываются в классическую гармонию, и для джаза описаны свои закономерности, например. В музыке на стыке жанров (а такой музыки чуть ли не большинство) могут быть самые неожиданные последовательности аккордов.
В польке довольно "неожиданным" аккордом является #Go (его можно записать, кстати, и как Fo, Ho, Do и т.д.). В нём есть фа-бекар, который тяготеет к фа-диезу следующего аккорда, поэтому это звучит логично. Вообще, уменьшенный септаккорд, а сразу после него — доминантсептаккорд на полтона выше — это расхожий гармонический приём. В джазе уменьшенный септаккорд часто используют как полутоновое "заполнение" между любыми другими аккордами, например Am - #Ao - Hm и т.п.
#Cdim, #F, #Adim
Ага! Слонов-диезов-то я и не приметила! Спасибо за поправку. Но я не теряю надежды. А почему фа-диез - мажорный? По идее пятая ступень должна быть в миноре - минорная... фа-диез, ля, до-диез.
Реальные аккорды первых восьми тактов польки: Hm, Em6, #F7, Hm, Hm, Em6, #Go, #F7
И за это отдельное спасибо.
А третье - за разъяснения. Про отклонения нам на сольфе говорили, и про заполнения упоминалось, только это я еще в подробностях не повторяла. Но уже масса пищи для размышлений, что радует.
Значит, функция с ноликом - это уменьшенный септаккорд?
А почему фа-диез - мажорный?
А потому что минор-то гармонический, т.е. VII ступень повышена. Вот трезвучие на V ступени и становится мажорным.
Значит, функция с ноликом - это уменьшенный септаккорд?
Да. Это септаккорд, состоящий из одних малых терций. Иногда пишут "dim7", что означает то же самое.
А потому что минор-то гармонический, т.е. VII ступень повышена. Вот трезвучие на V ступени и становится мажорным.
А-а-а! "Семен Семе-о-оныч!"
Спасибо.
Впрочем, уже обнадеживает, что эта мелочь не промелькнула тупо мимо сознания. Проанализированная и исправленная ошибка гарантирует более прочное запоминание.
Хрусть-хрусть...
Значит, в тональности гармонический си-минор, в которой написана наша Полька, основные аккорды будут такие:
Hm, Cdim, D, Em, Fm, G, Adim. Седьмой получается уменьшенным, т.к. седьмая ступень повышена. Я ничего не перепутала?Подпись автора
Я кукарача!.. ик!
Перепутали! Точнее ошиблись! В минорном и мажорном ладах только три основных аккорда. А если быть ещё точнее, в этих ладах всего три аккорда. Тоника, субдоминанта и доминанта!
Мажорный и минорный лады состоят из семи ступеней I, II, III, IV, V, VI, VII
Основные аккорды состоят:
(Т) I - III - V
(S) IV - VI - I (D) V - VII - II ;
I, II, III, IV, V, VI, VII;
(T) I - III - V - - ;
(S) I - - IV - VI - ;
(D) - II - - V - VII ;
Три основных трезвучия охватывают все ступени лада. И для гармонизации любой мелодии основанной на минорном или мажорном ладе достаточно этих трёх трезвучий.
Вообще строение аккордов лучше изучать в отрыве от ладовой принадлежности!
Например, попробуйте ответить на вопрос: какое отношение к минорному ладу может иметь мажорный аккорд? Ведь мажор и минор - это противоположности!
В минорном и мажорном ладах только три основных аккорда.
Это смотря что называть "основными" . Вообще, есть термин "главные трезвучия", и их действительно три. А термина "основные аккорды" вроде как не существует.
И для гармонизации любой мелодии основанной на минорном или мажорном ладе достаточно этих трёх трезвучий.
Кому достаточно? Лично мне — не достаточно .
...какое отношение к минорному ладу может иметь мажорный аккорд?
Самое прямое. Скажем, трезвучие, построенное на III ступени натурального минора — мажорное. И что это даёт?
Я эту тему задумывала не для выкладки теоретических трактатов, а для переживания (или - пережёвывания? ) наших маленьких открытий, изобретенных велосипедов и прочего добра. В назидание себе и потомству. Для кого-то такая информация - экспонаты из лавочки старьевщика, а для свеженького потребителя - большая куча радости.
Прочесть даже очень длинную статью - дело житейское. А вот усвоить материал у меня лично получается иногда - через месяцы, а то и годы. Часто бывает: прочла, даже что-то поняла, порадовалась и ... забыла . А потом вдруг всплывает в памяти - и вот тогда уже поселяется в моске навеки.
Я старался без лишней заумности. И так, чтоб ей легко запомнилось!
Movt написал(а):...какое отношение к минорному ладу может иметь мажорный аккорд?
Скажем, трезвучие, построенное на III ступени натурального минора — мажорное. И что это даёт?
Вот и я о том же!
Перепутали! Точнее ошиблись! В минорном и мажорном ладах только три основных аккорда. А если быть ещё точнее, в этих ладах всего три аккорда. Тоника, субдоминанта и доминанта!
Возможно, я употребила некорректный термин - "основные". Скажем так, на ступенях лада могут быть построены три минорных и три мажорных созвучия. Я знаю, что в первую голову в ход идут тоническое, доминантовое и субдоминантовое. Но остальные четыре также вполне закономерно могут присутствовать и присутствуют, если проглядеть готовые ноты с проставленными функциями. А также еще многие другие аккордовые "извраты". Когда-то, когда я впервые в пособии по аккомпанементу увидела "стандартные цепочки аккордов" разной длины и состава, то спросила у тогдашнего наставника, почему аккорды идут именно в таком порядке, и мажорные с минорными - вперемешку. Он не сумел или поленился развить тему.
Три основных трезвучия охватывают все ступени лада. И для гармонизации любой мелодии основанной на минорном или мажорном ладе достаточно этих трёх трезвучий.
Достаточно. Но ведь не означает, что нужно ограничиться только этими тремя.
Например, попробуйте ответить на вопрос: какое отношение к минорному ладу может иметь мажорный аккорд?
Ну хотя бы то, что он строится на определенной ступени этого самого лада. И если его применить при гармонизации мелодии, прозвучит вполне уместно.
Ведь мажор и минор - это противоположности!
Ну, это уж слишком упрощенно. А все остальные существующие в музыкальных традициях лады - тоже друг другу противоположны? Имхо, это просто по-разному структурированные звукоряды, имеющие разную окраску. Иногда - контрастную. Но контраст еще не озанчает "противоположности". Вон, у мелодического минора, вроде, вторая половина звукоряда получается мажорная...
Я не то, чтобы полная невежда по части теории музыки. Просто мои мозги имеют неприятную особенность: большую часть знаний они отправляют в пассив. Т.е. я при перечитывании узнаю знакомые сведения, но чтобы начать их применять на практике, чаще всего приходится их как следует переговорить-перетереть-перетоптать, по сто раз ошибиться и поправиться...
А тот аккорд во второй репризе, где басы ля-диез и соль, - это Ля-диез септ уменьшенный? #Ao?
А тот, что в средней части, во втором такте "моей любимой" раскоряки? Тот же фа-диез септ, только с другой аппликатурой?
А тот аккорд во второй репризе, где басы ля-диез и соль, - это Ля-диез септ уменьшенный? #Ao?
Да. Причём его можно записать от любой его ноты: #Co, Eo, Go.
Далее будет интересно сказать о некоторых свойствах довольно часто встречающегося созвучия — уменьшенного септаккорда. Поскольку уменьшенный септаккорд равномерно "заполняет" октаву малыми терциями, за его основной тон может быть формально принят любой из его звуков. Например, аккорд Ao может быть записан как Co, bEo, bGo — все эти аккорды будут состоять из одних и тех же по названию звуков (или энгармонически равных). Таким образом, получается, что формально существует только три разных (по составу звуков) уменьшенных септаккорда, а не двенадцать (по количеству звуков в хроматической гамме). Отсюда следует ещё один интересный вывод: если повысить или понизить все звуки уменьшенного септаккорда на малую терцию, мы получим тот же самый аккорд. Иными словами, если вы передвинете любую аппликатурную форму уменьшенного септаккорда на грифе на три лада в любом направлении любое количество раз, вы получите функционально тот же самый аккорд.
А тот, что в средней части, во втором такте "моей любимой" раскоряки? Тот же фа-диез септ, только с другой аппликатурой?
Да, это тот же #F7.
Просто мои мозги имеют неприятную особенность: большую часть знаний они отправляют в пассив. Т.е. я при перечитывании узнаю знакомые сведения, но чтобы начать их применять на практике, чаще всего приходится их как следует переговорить-перетереть-перетоптать, по сто раз ошибиться и поправиться...
Вот поэтому я и написал свой пост про аккорды в ладу. И табличку составил для наглядности.
Возможно, я употребила некорректный термин - "основные".
Вы этот термин употребили неправильно!
А все остальные существующие в музыкальных традициях лады - тоже друг другу противоположны?
Я такого не говорил и даже не намекал, что такое возможно! Вы слишком спешите делать обобщения. Речь шла только о мажоре и миноре! Если не хотите считать эти лады противоположными, считайте их просто разными, суть моего вопроса о мажорных трезвучиях в миноре это не меняет!
Когда-то, когда я впервые в пособии по аккомпанементу увидела "стандартные цепочки аккордов" разной длины и состава, то спросила у тогдашнего наставника, почему аккорды идут именно в таком порядке, и мажорные с минорными - вперемешку. Он не сумел или поленился развить тему.
В мажорных и минорных ладах мажорные и минорные трезвучия чередуются, потому что чередуются большие и малые терции в аккордах. На III ступени натурального минора мажорное трезвучие образуется само по себе, не зависимо от наших желаний ( можно сказать, что строится). Т.е. если мы одновременно сыграем звуки, которые расположены на III -ей, V -ой, VII- ой ступенях натурального минора, то услышим мажорное трезвучие, которое является тоникой мажорного лада.
Другими словами мажорные трезвучия в минорном ладу – это ничего не значащие заполнение, подчиняющиеся или не подчиняющиеся основным функциям. Как, например большая терция в минорном трезвучии. А вот главные трезвучия – это и есть основные функции.
Если рассуждать, Тедди, как Вы, то можно договорить до того, что нонаккорд - это просто два трезвучия. Например: нонаккорд построенный (образующийся) от первой ступени натурального минора : I – III – V – VII – II, имеет интервальный состав: м3 б3 м3 б3, т. е. следуя Вашей логике нонаккорд состоит из двух минорных трезвучий м3 б3 + м3 б3, тогда объясните мне, почему без ущерба для аккорда из него можно убрать квинту - интервальный состав станет: м3 ч5 б3, как видим, в составе нонаккорда не осталось ни одного трезвучия построенного последовательно по терциям, а характер звучания не изменился ?!
Movt написал(а):Три основных трезвучия охватывают все ступени лада. И для гармонизации любой мелодии основанной на минорном или мажорном ладе достаточно этих трёх трезвучий.
Достаточно. Но ведь не означает, что нужно ограничиться только этими тремя.
Чтобы не повторяться прочтите ещё раз вот это:
Но дело в том, что одна и та же мелодия может в процессе своего развития менять лады, переходя из одного лада в другой (посидели в натуральном, потом сунули какой-то мотив из мелодического и т.д.). Кроме того, очень часто бывают мелкие отклонения в другие тональности (два последовательно взятых аккорда уже могут быть отклонением)
Скажем так, на ступенях лада могут быть построены три минорных и три мажорных созвучия. Я знаю, что в первую голову в ход идут тоническое, доминантовое и субдоминантовое. Но остальные четыре также вполне закономерно могут присутствовать и присутствуют, если проглядеть готовые ноты с проставленными функциями.
Реальные аккорды первых восьми тактов польки: Hm, Em6, #F7, Hm, Hm, Em6, #Go, #F7.
Из восьми аккордов только один не относиться к главным трезвучиям. И этот единственный аккорд, на каких ступенях гармонического минора построен?
Ещё раз!
Строение аккордов лучше изучать в отрыве от ладовой принадлежности!
В мажорных и минорных ладах аккорды выполняют определённые функции и этих функций три: тоника, субдоминанта и доминанта. Эти функции выполняют три главных трезвучия, все остальные аккорды построенные (образовавшиеся ) на ступенях лада или подчиняются этим функциям или не подчиняются. Это уже зависит от контекста.
Вот поэтому я и написал свой пост про аккорды в ладу. И табличку составил для наглядности
Спасибо за рязъяснения. Я очень извиняюсь, что заржавленные шестеренки в моей голове так омерзительно скрипят и тормозят. Я не нарочно. Все, что не вскочило в актив сразу по прочтении, я выволакиваю из пассива долго и трудно. Бывают же на свете счастливчики: прочел-усвоил-побежал применять на практике!
Вы этот термин употребили неправильно!
Каюсь! [взломанный сайт]
почему без ущерба для аккорда из него можно убрать квинту - интервальный состав станет: м3 ч5 б3, как видим, в составе нонаккорда не осталось ни одного трезвучия построенного последовательно по терциям, а характер звучания не изменился ?!
Ответить сходу я, естественно, не смогу. Но поинтересуюсь при случае. И попробую, если гитара позволит, поэкспериментировать. Впрочем, из гитарной практики у меня возникло впечатление, что из аккорда можно убрать практически любую ноту, кроме, может быть, примы. И он в составе своего лада прозвучит-таки...
Из восьми аккордов только один не относиться к главным трезвучиям. И этот единственный аккорд, на каких ступенях гармонического минора построен?
G#o? На шестой ступени. А дальше там по тексту будет A#o - седьмая ступень. И еще несколько занимательных штуковин. Мне всегда казалось, что аккорды привязываются к нотам мелодии. К тому же приходилось слышать, что архижесткой зависимости тут нет. В каждом конкретном мелодико-гармоническом окружении один и тот же аккорд может "прозвучать" или "не прозвучать", и тогда следует поискать замену.
Строение аккордов лучше изучать в отрыве от ладовой принадлежности!
Эти функции выполняют три главных трезвучия, все остальные аккорды построенные (образовавшиеся ) на ступенях лада или подчиняются этим функциям или не подчиняются. Это уже зависит от контекста.
Так ведь все существующие трезвучия - тоника одного лада, доминанта-субдоминанта- любая другая ступень других ладов. Как же без принадлежности? [взломанный сайт] Мы ж их подставляем к конкретной мелодии в конкретной тональности. И "работать" один и тот же Am будет по-разному в тональностях ля-минор (I), ре-минор (V) и тот же до-мажор (VI)... И отклонения именно потому и звучат как отклонения, что меняется в том числе и функция одноименных нот.
А как изучать отдельно от ладовой принадлежности? Заучить звуковой и аппликатурный состав по сводной таблице? Или тут что-то другое имеется в виду? [взломанный сайт]
И о подчинении-неподчинении хотелось бы узнать поподробнее, с примерами.
Несколько потерянных мыслей вдогонку.
В мажорных и минорных ладах мажорные и минорные трезвучия чередуются, потому что чередуются большие и малые терции в аккордах.
А почему чередуются терции?
На III ступени натурального минора мажорное трезвучие образуется само по себе, не зависимо от наших желаний
А причем тут желания? Разве выше прозвучали слова о желании построить тот или иной аккорд на ступени?
Другими словами мажорные трезвучия в минорном ладу – это ничего не значащие заполнение,
Почему - ничего не значащие? Они никогда и нигде не употребляются (в качестве аккордов конкретного лада)? Второстепенные - может лучше сказать?
Movt написал(а):
Ведь мажор и минор - это противоположности!
Ну, это уж слишком упрощенно. А все остальные существующие в музыкальных традициях лады - тоже друг другу противоположны? Имхо, это просто по-разному структурированные звукоряды, имеющие разную окраску. Иногда - контрастную. Но контраст еще не озанчает "противоположности". Вон, у мелодического минора, вроде, вторая половина звукоряда получается мажорная...
Так вот, собственно, в чём тут дело... Мажор и минор - это не два противоположных лада. Т.е. говорить про некие "остальные" лады нельзя. Мажор и минор - это вообще не лады. Это типы трезвучий, построенных по терциям. Ну или даже типы самих терций, если предельно упрощать ситуацию, выбросив квинту.
В рамках обсуждаемой сейчас "стандартно-европейской" диатоники можно сказать, что есть 3 "мажорных" лада, 3 "минорных" и 1 "уменьшённый" - по типу трезвучия, которое получается из входящих в (мелодический/модальный) звукоряд лада звуков на тонике лада. В статье про настройку DADGAD, которая обсуждается на дружественном форуме, это специально подчёркивается - что мажор - это не обязательно ионийский лад, а минор - тем более не обязательно эолийский.
Чисто субъективно уменьшённое трезвучие, как мне кажется, гораздо контрастнее отличается от минора с мажором вместе взятых, чем они отличаются друг от друга. Иногда, скажем, мажор и минор звучат (гармонически) так, что их трудно различить или определиться с тем, что лучше сыграть, если есть выбор. А вот уменьшённый аккорд, из одних диссонансов, звучит гораздо "минорнее" самогО настоящего минора. Так что какие там противоположности - есть как бы более-менее субъективный, но всё-таки ряд по порядку увеличения "диссонансности" сочетаний ряда звуков. Чем диссонанснее сочетание - тем оно выразительнее. Но до определённого, довольно быстро наступающего предела, после которого человек из-за слишком большого количества одновременно звучащих звуков уже просто не услышит отдельных диссонансов, а услышит только какую-то кашу и какофонию.
К слову, скажем, я давно заметил такой момент, что 3- и 4-двигательные самолёты звучат гораздо выразительнее, чем 2-двигательные и 1-двигательные. А всё почему - потому что у 1-двигательного самолёта звук двигателя вообще не даёт биений, у 2-двигательного - есть простое, довольно скучное (а в полёте, говорят, жутко задалбывающее пассажиров) монотонное биение, а вот уже при 3 двигателях, не совсем точно состроенных, биение получатеся гораздо более сложное, и строго не повторяющееся, при 4 двигателях ещё сложнее - и это производит впечатление чего-то более живого и менее скучного. Вот небольшая подборка 4-двигательных советских самолётов с Ютюба (выбраны по критерию музыкальной выразительности звука двигателей):
Ил-76:
http://www.youtube.com/watch?v=BJBrRms_3fA
Ил-62М:
http://www.youtube.com/watch?v=zJPrngsArn8
http://www.youtube.com/watch?v=MPat6Vi6vrc
http://www.youtube.com/watch?v=AV085Nui4bY
Ил-18:
http://www.youtube.com/watch?v=iPVjUDo8-7U
Ан-22:
http://www.youtube.com/watch?v=qBDd3r6O_ZM
G#o? На шестой ступени.
Нет, не совсем так. Шестой ступенью был бы соль-бекар. С точки зрения классической гармонии этот хроматический аккорд в польке — просто двойная доминанта. Это вводный септаккорд (VII ступень) в тональности доминанты, т.е. в тональности #F мажор.
OFF
2Movt: Сюда заглядывал?
Нет, не совсем так. Шестой ступенью был бы соль-бекар. С точки зрения классической гармонии этот хроматический аккорд в польке — просто двойная доминанта. Это вводный септаккорд (VII ступень) в тональности доминанты, т.е. в тональности #F мажор.
Ух ты! Точно - это я промахнулась с диезом. А почему доминанта - двойная? Откуда удвоенность?
А вводный септаккорд - он будет в качестве Eo? Ведь G - II-я в фа#-мажоре...
ЗЫ
Мажор и минор - это вообще не лады. Это типы трезвучий, построенных по терциям. Ну или даже типы самих терций
Пардон, забыла написать...
Вообще-то в русском музыковедении это дело называетс "лад". Пока еще. И, имхо, не только трезвучия. А гаммы мажорные-минорные, одноголосные что уже отменили? тон-тон-полутон....
Чисто субъективно уменьшённое трезвучие, как мне кажется, гораздо контрастнее отличается от минора с мажором вместе взятых, чем они отличаются друг от друга.
Ага!
Иногда, скажем, мажор и минор звучат (гармонически) так, что их трудно различить
Недавно как раз вспоминали бодрые песни в миноре.
3- и 4-двигательные самолёты звучат гораздо выразительнее, чем 2-двигательные и 1-двигательные. А всё почему - потому что у 1-двигательного самолёта звук двигателя вообще не даёт биений, у 2-двигательного - есть простое, довольно скучное (а в полёте, говорят, жутко задалбывающее пассажиров) монотонное биение, а вот уже при 3 двигателях, не совсем точно состроенных, биение получатеся гораздо более сложное, и строго не повторяющееся, при 4 двигателях ещё сложнее - и это производит впечатление чего-то более живого и менее скучного.
Самолеты завтра послушаю. Но что-то в этих наблюдениях есть... И по-моему, слегка коррелирует с недавно проплывавшим вопросом, что слушать - инструмент соло или оркестр. Может в оркестре и не биения так уж грубо, но ведь уже не одно столетие объединяют инструменты различных тембров и характеристик в общую помойку. И радуются результату.
А почему доминанта - двойная? Откуда удвоенность?
А вводный септаккорд - он будет в качестве Eo? Ведь G - II-я в фа#-мажоре...
Двойная доминанта — это доминанта к доминанте, вот и "удвоенность". В этой трактовке этот аккорд было бы "правильно" записать как #Eo. Однако, в классической гармонии такая буквенно-цифровая запись вообще не используется.
Вообще-то в русском музыковедении это дело называетс "лад".
"Мажор" и "минор" — это не только типы трезвучий и терций. Это ещё наклонение (есть такой термин) некоторых ладов. Но не сами лады, конечно .
Вообще-то в русском музыковедении это дело называетс "лад". Пока еще. И, имхо, не только трезвучия. А гаммы мажорные-минорные, одноголосные что уже отменили? тон-тон-полутон....
Лад - это целиком весь звукоряд (или аккордо-ряд, извиняюсь за самопальную терминологию - но не знаю, как иначе это сказать), с представлениями об устойчивости-неустойчивости ступеней, о допустимых ходах в рамках лада (например, лад может содержать две ноты, находящиеся в полутоне или в четвертьтоне друг от друга, но никогда не следующие друг за другом в мелодии). А аккорд - это аккорд.
Гамма может быть (из натуральных диатонических) ионийской, дорийской, фригийской, лидийской, миксолидийской, эолийской или локрийской. С одним и тем же звукорядом, но при разном выборе центра. То, что ионийский лад принято называть натуральным мажором, а эолийский - натуральным минором, не значит, что это единственный мажорный и единственный минорный лады (если определять "окраску" лада по терции в основании, от центра теперь уже тоники) даже в рамках этого списка. А поскольку сама по себе гамма - это мелодия, построенная в данном случае по секундам, и терций в себе не содержит, гамму считать мажорной или минорной нельзя. Это просто такое, скажем, принятое сокращение в речи - что раз ионийский лад в его гармонизированном/тональном виде называют "натуральным мажором" или просто "мажором", а эолийский - "натуральным минором" или просто "минором", то соответствующим образом называют и гаммы. Но в реальности гаммы, как одноголосные мелодии, сами по себе мажорными или минорными не являются. Чтобы они таковыми стали, надо их гармонизировать соответствующими аккордами, только тогда появится возможность говорить о мажоре или миноре.
Недавно как раз вспоминали бодрые песни в миноре.
Я даже не о песнях, а вот когда просто аккорд играется в какой-то последовательности, а при этом слушаешь, и такое ощущение, что совершенно пофигу, мажор или одноимённый минор сыграть, оба более-менее подходят, и чтобы выбрать лучшее, приходится долго думать.
лад может содержать две ноты, находящиеся в полутоне или в четвертьтоне друг от друга, но никогда не следующие друг за другом в мелодии
Это интересно! А можно пример? Нот никогда не следующих друг за другом. Только из общеупотребительной музыки, а не экзотических сфер.
Томан, вас погубит слишком буйная фантазия и желание непременно погнуть и художественно вывернуть устоявшися рамки. Иногда это бывает нужно, но не в тот момент, когда нужно просто объяснить, сколько будет дважды два.
Есть у нас общепринятая терминология и давайте ее придерживаться, чтобы понимать друг друга. Для этого терминология и создается. Сами ж давали ссылку на Вики. Там нигде не сказано, что лад - это только "акордо-ряд". Если я там что-то пропустила - пожалуйста, цитатку!
Лад - это целиком весь звукоряд
Ну да. И частный его случай - то, что в по-русски называется "гамма". Зачем тут что-то усложнять? Не совсем гамма, не совсем по-русски, не совсем называется... (Это я утрирую бабской стервозности ради )
А аккорд - это аккорд
Против этого, кажется, никто не возражал...
То, что ионийский лад принято называть натуральным мажором, а эолийский - натуральным минором, не значит, что это единственный мажорный и единственный минорный лады
Ох! Да кто хоть раз сказал слово "единственный"? Пока что я подтягиваюсь по теории и, естественно, разбираю школьного уровня инфу по мажору и минору, как основным ладам европейской музыки. Только и всего.
ионийской, дорийской, фригийской, лидийской, миксолидийской, эолийской или локрийской
Р-р-р-р! Дался вам это греческий списочек, уже третий раз повторяете! Бывают. Но мы (лично мы, Тедди ) их пока не проходили. Не надо сходу усложнять.
Я лично пока что пытаюсь разобраться, как складываются кубики. На отдельно взятом классическом примере. А экскурсы вширь пока что подождут.
Но в реальности гаммы, как одноголосные мелодии, сами по себе мажорными или минорными не являются.
То есть, одноголосная мелодия будет просто в тональности "ля-неизвестно-какая", пока к ней аккомпанемент не подберут? И соотношение тонов-полутонов в звукоряде ничегошеньки не значит?
Я даже не о песнях, а вот когда просто аккорд играется в какой-то последовательности, а при этом слушаешь, и такое ощущение, что совершенно пофигу, мажор или одноимённый минор сыграть, оба более-менее подходят, и чтобы выбрать лучшее, приходится долго думать.
Так в этом-то и сложность гармонизации. Не просто тупо натыкать T-D-S-T, а сделать поинтереснее. И тут - я это знаю пока только теоретически! - все зависит и от развития мелодии и от окружающих аккордов. И от жанра. И от "драматургии". И от настроения.
Но в реальности гаммы, как одноголосные мелодии, сами по себе мажорными или минорными не являются... А поскольку сама по себе гамма - это мелодия, построенная в данном случае по секундам, и терций в себе не содержит, гамму считать мажорной или минорной нельзя... Чтобы они таковыми стали, надо их гармонизировать соответствующими аккордами, только тогда появится возможность говорить о мажоре или миноре.
Имхо, не совсем так. Гамма натурального минора — вполне себе минорная. Если наклонение лада — минор, его гамма имеет то же самое наклонение. Думаю, для возможности говорить о мажоре или миноре достаточно самой гаммы, безо всякой её гармонизации . И вообще, мы говорим "гамма" — подразумеваем "лад", мы говорим "лад" — подразумеваем "гамма", практически как Ленин и Партия .
Имхо, не совсем так. Гамма натурального минора — вполне себе минорная. Если наклонение лада — минор, его гамма имеет то же самое наклонение. Думаю, для возможности говорить о мажоре или миноре достаточно самой гаммы, безо всякой её гармонизации .
Чтобы это наклонение воспринималось реально на слух, нужно вначале соответствующим образом выделить именно 1,3,5 ступени, чтобы они образовали хотя бы некий виртуальный "аккорд" даже в одноголосной гамме.
А можно пример? Нот никогда не следующих друг за другом. Только из общеупотребительной музыки, а не экзотических сфер.
Разумеется, это будут экзотические сферы. Хотя, впрочем, ладно, не обязательно такие уж экзотические. Например, если в учебнике теории музыки прочитать про то, как играют гамму минора натурального или мелодического, в зависимости от восходящего или нисходящего движения - это будет именно один из этих самых случаев (хотя он как раз и есть экзотический - но всё же в "общеупотребительной" музыке хотя бы порой встречается, говорят ). В этот "составной" лад, состоящий из наложенных друг на друга натурального и мелодического минора, входят и "натуральные", и повышенные версии 6,7 ступеней, и отстоят они друг от друга на полутон, но вот так просто взять и сыграть их подряд друг за другом нельзя, не выходя за пределы этого лада. Ну или - если уж в "экзотические" - то пример из той же самой Википедии - 8-ступенные лады (диатоника, расширенная на одну ноту), содержащие одновременно B и H, но которые друг с другом непосредственно в мелодии никогда не соседствуют.
Томан, вас погубит слишком буйная фантазия и желание непременно погнуть и художественно вывернуть устоявшися рамки.
Вообще-то, я за по возможности чёткую терминологию, чтобы можно было говорить об отдельных понятиях отдельно, а не смешивая их все в кучу. До какой-то художественной интерпретации это у меня лично вообще ещё не доходит, так что было бы что выворачивать...
Мне бы для начала хотя бы немножко освоиться с этими самыми одноголосными, модальными ладами, в смысле, представлять их себе, постараться представлять на уровне подсознания, что такое для них центр, относительные устойчивости ступеней, начальные и завершающие ноты (если таковые есть) и т.п. Имхо, без понимания (и чувствования) этих просто шагу не получится ступить. Потому что так или иначе, но всё строится на одноголосной мелодии, это всё-таки, имхо, основа всякой более-менее традиционной музыки.
Есть у нас общепринятая терминология и давайте ее придерживаться, чтобы понимать друг друга. Для этого терминология и создается.
Но если где-то возникает выбор между "более общепринятой" и более чёткой - я всё-таки за более чёткую.
Сами ж давали ссылку на Вики. Там нигде не сказано, что лад - это только "акордо-ряд". Если я там что-то пропустила - пожалуйста, цитатку!
Для начала, там есть ссылки на статьи "Модальность" и "Тональность". Это очень важный момент, что не все лады вообще базируются на тональности.
Ну да. И частный его случай - то, что в по-русски называется "гамма".
Гамма - это не сам звукоряд, а мелодия из его звуков, взятых по порядку (насколько это в принципе допустимо по правилам лада - см. пример выше).
Дался вам это греческий списочек, уже третий раз повторяете! Бывают. Но мы (лично мы, Тедди ) их пока не проходили. Не надо сходу усложнять.
Я лично пока что пытаюсь разобраться, как складываются кубики. На отдельно взятом классическом примере. А экскурсы вширь пока что подождут.
Только вот я что-то не уверен, что этот классический пример и самоограничение в виде рассмотрения только натурального мажора и натурального минора окажутся чем-то более простым для понимания, нежели модальные "церковные лады". Так что это как-то странно: как можно говорить "пока не проходили" про то, на основе чего вообще-то строится одноголосная мелодия. Или что же - начинать рассмотрение сразу с музыки вообще без мелодии - т.е. чисто аккордовых последовательностей даже без выделенного мелодического голоса? А мелодию начинать добавлять только потом, уже освоившись с отдельно взятыми аккордами?
То есть, одноголосная мелодия будет просто в тональности "ля-неизвестно-какая", пока к ней аккомпанемент не подберут? И соотношение тонов-полутонов в звукоряде ничегошеньки не значит?
Нет, не ля-неизвестно какая! Вначале мы по входящим в мелодию звукам можем определить звукоряд (или не можем - если мелодия слишком короткая или охватывает только малое количество ступеней звукоряда, и об остальных ступенях судить трудно), и определить, скажем, крайнюю нижнюю и крайнюю верхнюю и серединную ноты по квинтам (скажем, для наших любимых до мажора и ля минора крайней нижней нотой по квинтам будет фа, крайней верхней си, серединной соотв. ре). Но на этой стадии указать центр или тонику мы ещё не можем, поэтому пока мы не можем назвать "до-" или "ля-". А вот потом уже надо понять, что это за лад, и где его центр/тоника. А для этого нужно проанализировать музыку, найти устойчивые ступени и т.д. Вот только тогда (если таковой центр будет найден!) можно назвать ноту-центр по абсолютной высоте и собственно лад. И только после этого можно начинать рисовать гармонический аккомпанемент.
Гамма - это не сам звукоряд, а мелодия из его звуков...
Думаю, что гамма — это всё-таки сам звукоряд и есть. Гамма — это вовсе не мелодия, а просто ряд звуков, звукоряд.
Чтобы это наклонение воспринималось реально на слух, нужно вначале соответствующим образом выделить именно 1,3,5 ступени...
Наклонение звукоряда (гаммы) можно отличить на слух безо всякой гармонизации, вопрос только в навыках сольфеджирования.
Отредактировано ПродавшийДушу (2010-05-19 09:37:17)
А можно пример? Нот никогда не следующих друг за другом.
Насчёт "никогда" сказать тяжело, т.к. композитор (особенно, авнгардный) может написать любую последовательность нот. Но есть общепринятые фишечки. Например, последовательность ступеней (нот) в гармоническом миноре VI-VII-I будет звучать как пародия на восточную музыку, потому что VI-VII — это увеличенная секунда, и она будет звучать вычурно. Если же ты специально надсаживаешься на этой увеличенной секунде, создавая восточный колорит в своей мелодии, то ты уже не играешь в гармоническом миноре (хотя формально можешь оставаться в пределах его набора нот), а играешь фактически в какой-то пентатонике, для которой увеличенные секунды уже характерны, и тональный центр у тебя становится уже другим.
Про мелодический минор Toman уже сказал выше .
Отредактировано ПродавшийДушу (2010-05-19 09:46:30)
Только вот я что-то не уверен, что этот классический пример и самоограничение в виде рассмотрения только натурального мажора и натурального минора окажутся чем-то более простым для понимания, нежели модальные "церковные лады". Так что это как-то странно: как можно говорить "пока не проходили" про то, на основе чего вообще-то строится одноголосная мелодия. Или что же - начинать рассмотрение сразу с музыки вообще без мелодии - т.е. чисто аккордовых последовательностей даже без выделенного мелодического голоса? А мелодию начинать добавлять только потом, уже освоившись с отдельно взятыми аккордами?
Ой, это что-то слишком сложно сказано... При чем тут церковные лады? Я церковную музыку слышу "раз в год по обещанию", так что ее лады для меня пока несущественны. Пока что я тупо иду за школьным курсом. Перетрясаю конспекты по сольфу и старика Вахромеева и сижу на уровне школьной арифметики. И озвучила-то всего один проходной пунктик, который вдруг "дошел". Забавно, что такая мелочь вызвала столь бурную ответную реакцию.
Мне бы для начала хотя бы немножко освоиться с этими самыми одноголосными, модальными ладами, в смысле, представлять их себе, постараться представлять на уровне подсознания, что такое для них центр, относительные устойчивости ступеней, начальные и завершающие ноты (если таковые есть) и т.п. Имхо, без понимания (и чувствования) этих просто шагу не получится ступить.
Поддерживаю полностью! Мне б тоже б! Но, имхо, чтобы понять "где центры" нужно во-первых повторить азы теории, а во вторых стараться приложить это дело к практике, т.е. анализу исполняемых и прослушиваемых произведений. И не спеша, не разлетаясь слишком вширь. Ну неинтересны мне пока миксолидийские с эолийскими, если я плаваю в банальных общеевропейских мажоре и миноре. Научусь ориентироваться сперва на узком участке, а в дебри - попозжей.
Потому что так или иначе, но всё строится на одноголосной мелодии, это всё-таки, имхо, основа всякой более-менее традиционной музыки.
Вот что верно- то верно!
Хотя знаю одно исключение (я знаю одно ). Тема к фильму "Мужчина и женщина" (http://www.youtube.com/watch?v=aLTKVh8SrIU), как нам когда-то объяснила сольфеджистка, это пример, когда к красивой гармонии притянули мелодию. Если эту тему сыграть одноголосно, получается что-то очень мизерное.
Чтобы это наклонение воспринималось реально на слух, нужно вначале соответствующим образом выделить именно 1,3,5 ступени, чтобы они образовали хотя бы некий виртуальный "аккорд" даже в одноголосной гамме.
Ну, не знаю... По-моему, если прослушать мажорную и минорную гаммы рядышком, то разницу просечет даже медвед...
про то, как играют гамму минора натурального или мелодического, в зависимости от восходящего или нисходящего движения
Ну так гамму мелодического вниз играют натуральным, чтобы в мажор не ушла. Как нам объясняли. А в мелодии могут быть всякие кренделя. Не обязательно, как писал Продавший душу, "надсаживаться" на повторе какой-то последовательности нот. Можно их просто разок употребить - для колорита ли или потому что так по сюжету нвжно...
Toman ! Вы, так, всё запутали, что даже у меня каша в голове образовалась!
Мелодия и лад – это ряд звуков объединённые в систему, только мелодия может быть как моносистемной так и полисистемной системой, а лад - всегда моносистемен. Поэтому с точки зрения теории неверно будет говорить "мажорная мелодия", правильно будет "мелодия, написанная в мажоре".
Гамма - это моносистемная мелодия, система которой аналогична системе лада. Следовательно, гамма – это аналог лада и считать и называть её ладом вполне правомерно! И если Вы скажете "мажорная гамма", то будете абсолютно правы.
А вот если гамму рассматривать как бессистемный набор звуков, то Вы абсолютно правы, считать ладом гамму нельзя!
Ещё замечу, это часто встречающаяся ошибка в рассуждениях! Лад нельзя гармонизовать - это и есть сама гармония!
На инструменте, в виде упражнений, гаммы играют так, как поют их певцы! В натуральном миноре, в восходящем движении, сложно спеть большую секунду образующуюся между VII и I ступенями. Поэтому, в восходящем движении поют мелодический минор, а в нисходящем , натуральный.
Мелодический минорный лад и натуральный минорный лад – эта разные лады.
Потому что так или иначе, но всё строится на одноголосной мелодии, это всё-таки, имхо, основа всякой более-менее традиционной музыки.
Далеко не всегда. Этюды на арпеджио, в которых нет ничего, кроме перебора звуков аккордов — вполне себе традиционная музыка.
А почему чередуются терции?
Интервалы делятся на консонансы и диссонансы. Диссонансы неустойчивые интервалы и стремятся разрешиться (перейти) в устойчивые интервалы, консонансы. Следовательно, чтобы аккорд был устойчивым – он должен состоять из одних консонансов, т.е. устойчивых интервалов.
Если строить трезвучие по терциям (несовершенным консонансам) устойчивым интервалам, то вариантов у нас получается:
1) б3 + б3 = ув. 5 - диссонанс, неустойчивое уменьшённое трезвучие.
2) б3 + м3 = ч. 5 – все интервалы консонансы – устойчивое мажорное трезвучие.
3) м3 + б3 = ч. 5 – все интервалы консонансы – устойчивое минорное трезвучие.
4) м3 + м3 = ум. 5 - диссонанс, неустойчивое увеличенное трезвучие.
Вот поэтому в мажорном и минорном трезвучии и чередуются большая и малая терции. И так как они устойчивы, то и правомерно выполняют роль тоники своих ладов.
Что такое устойчивые и неустойчивые аккорды в мажорном и минорном ладах, далее буду называть эти лады просто лад.
В ладу только один устойчивый аккорд – это главное трезвучие (тоника), построенное на I – III – V ступенях лада. Именно по названию этого аккорда и определяют название лада. Все остальные аккорды считаются неустойчивыми и стремятся прийти (превратится) в устойчивый аккорд , в тонику.
Т.е. в ладу только один определённый аккорд (тоника ), он то и является мажором или минором, все остальные аккорды являются неопределёнными в рамках лада ( то есть не являются ни мажором, ни минором), а лишь выполняют определённые функции (доминанта или субдоминанта), которые помогают им прийти (превратится) в устойчивый аккорд (тоника), другими словами стать мажором или минором.
Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Сольфеджио » Теория