Тедди написал(а):А разучивать всегда трудно.
Но не надо специально себе лишних трудностей создавать. Учить, специально замедлив во много раз, можно и нужно - но только в отдельности те места, которые сами по себе бешено быстрые. Тянуть под это дело за компанию всё остальное произведение с его и так не быстрыми местами совершенно не надо.
Тедди написал(а):Во-вторых я искала и подбирала себе упражнения на свои слабые места.
Тедди написал(а):И здесь мне помогло во-первых обучение от простого. Когда, оставив снобизм и ложную гордость, отрабатываешь пьески с самых элементарных, последовательно.
Эти два соседних утверждения суть взаимоисключающие параграфы, между прочим. Если про слабые места я такой подход понимаю и полностью поддерживаю, хотя и не следую сам (просто в силу лени, условно говоря), то второе... Имхо, это как раз и есть одна из главных причин проблем, откуда и вылезают все эти мысли и разговоры про якобы слабо развитую моторику, координацию и т.д. Проблемы вызывает само использование при занятиях таких понятий как "снобизм", "ложная гордость" и "самые элементарные пьески". Эти понятия - верный путь к безжизненному, через силу, исполнению. Из этой безжизненности игры можно потом, затрачивая огромные усилия, как-то постепенно, очень трудно, вырываться, и даже достигнуть каких-то успехов. Но, к сожалению, пока крутятся в голове эти понятия, порядок будет всё время именно таким: вначале безжизненное механическое исполнение, а только потом - безумно трудные попытки вдохнуть в него жизнь.
Вот тут-то и возникает, наверное, это ощущение, что будто и моторика хромает, и руки не шевелятся. А дело-то не в этом, а в том, что разучивается всё почти что в противоположном порядке от нормального. Но нормальный порядок заключается в том, что, грубо говоря, вначале надо посмотреть на ноты, и спеть (ну, или, если не спеть, то хотя бы сыграть основу на клавишах). Ощутить музыкальный смысл, определиться со всеми акцентами, голосами, фразировкой. И только после этого браться за инструмент - чтобы уже определиться с аппликатурой и отработать собственно механику движений. А никак не наоборот - взять инструмент, ноты, придумать/выписать аппликатуру, заучить и отработать механику движений - и только потом начать смотреть, а где тут какой голос, где какие акценты, как фразировку делать и т.д. Проблема тут не только концептуальная (позволять или не позволять себе играть ноты без музыки), но и чисто техническая: на самом деле сама механика движений будет достаточно разной в зависимости от той же фразировки, акцентов, агогики. А если механика уже заучена и забита в двигательную память, придётся уже переучиваться, что на порядок сложнее, чем с самого начала учить в том виде, как оно есть (а не как в нотах написано ).
В то время как, имхо, то, что названо выше как "снобизм" и "ложная гордость" - это совершенно другое. Это естественное и полезное (по крайней мере, для начального этапа, и для освоения техники) стремление человека разучивать и использовать для отработки чего бы то ни было те произведения, музыкальный язык которых ему более-менее понятен. Это совершенно не всё равно, что разучивать, сейчас объясню, почему. В нотах на самом деле всё не выписывается в точности. Не выписывается фразировка, все акценты, агогика - а это всё есть практически в любой музыке, хотя бы что-то из этого. Учащийся же должен научиться играть с высокой точностью, т.е. так, как надо сыграть, а не вообще как угодно в пределах того, что теоретически могут означать эти ноты, причём каждый раз как-то, случайным образом, по-новому. Если и сыграть по-новому, то осознанно, и понимая, в какую сторону что меняешь, зачем, и опять же строго дозированно. Т.е. если есть агогика, то сыграть, соблюдая её с точностью до, скажем, сотой доли секунды, а не абы как. Силу акцентов и сильных-слабых долей - тоже дозировать точно. Но чтобы точно дозировать и точно отмерять время/ритм, нужно обязательно хорошо понимать музыкальный язык произведения, потому что только тогда сразу понятно, что вот этак звучит, конечно, лучше, чем вот так. И в голове может звучать достаточно точный образ того, "как правильно", "как должно звучать это произведение". Для непонятного же музыкального языка ничего этого нет, нет ни чёткого образа звучания, ни ощущения, какой вариант звучит лучше, ни вообще понимания, какая тут фразировка, и вообще зачем она нужна, и вообще в чём тут музыкальность. И тогда очень трудно соблюдать точность в исполнении, если в голове нет соответственно точного образа-ориентира, а есть только ноты, которые можно всякий раз интерпретировать плюс-минус лапоть по любому параметру, и это будет формально правильно - а кроме формальной правильности никакого критерия и нет.
Тедди написал(а):Томан, сколько раз я предлагала позаниматься индивидуально? Взять простые вещи из хрестоматии и поотрабатывать? Уверяю. что это была бы не "потеря времени" на "неинтересное". Это было бы накоплением капитала и позже окупилось бы сторицей.
Ну вот здрасте! Я как раз выше говорил, почему не надо брать больше произведений, чем это позволяют время и силы для тщательного разучивания каждого в правильном порядке - как мне же предлагают поступить противоположным образом - сверх и без того висящих вещей, взять десяток других для разучивания "на бегу", да ещё и, как на подбор, почти все на основе крайне малопонятного мне музыкального языка. Одно дело учиться читать с листа, это, в принципе, нужное дело, конечно. Просто чтобы сократить непроизводительные потери времени при разучивании произведений. Но учить пьесы вот так, чтением с листа целиком одним куском, в реальной жизни категорически не следует.
Тедди написал(а):Потому что "этот человек" еще плохо играет. Уже кое-как перебирает пальцами, кое-что запоминает, но на выразительное исполнение еще пороху не хватает.
Но это же нонсенс какой-то. Ну не бывает так! Могу понять, когда не хватает пороху на то, чтобы что-то было сыграно ровно, и оно получается непроизвольно неровно. Или когда не хватает моторики для быстрых вещей или мест, и получается тоже местно неровно, или приходится во всей пьесе снижать темп. Или когда из-за моторики где-то не те ноты звучат, или пропадают, или что-то где-то бзыкает, или грязный звук. Это-то всё понятно. А вот "на выразительное исполнение еще пороху не хватает" - не понимаю, как это вообще. Если есть понимание музыкального языка взятого произведения - то исполнение изначально выразительное. Может быть, оно поначалу грязное, половины нот нет, ещё четверть мимо, с ритмом что-то такое, что кое-кто ругается, что никак не может саккомпанировать (хотя я вот в том конкретном случае никакого криминала с ритмом не замечал, кстати, т.е. там с ритмом всё было как раз как надо), но выразительность-то есть. А если нет выразительности - то это значит, что либо музыкальный язык непонятен, либо пьеса разучивается в неправильном порядке.