КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » У самовара » Образование школьное и всякое


Образование школьное и всякое

Сообщений 51 страница 89 из 89

51

ПродавшийДушу написал(а):

Поменьше всякой ереси и художественной чуши про "раскрытие образов" и т.п.

   Так в этом и состоит литература, ее суть и содержание. :) В образах. Другое дело, что анализировать можно по-идиотски. Но это не вина литературы. Если кто-то напишет дебильную статью или книжку о Пушкине, допустим (и написали уже и не одну!), то что - дисквалифицировать Пушкина как автора? Нет. Читать его и дельные работы о нем.

ПродавшийДушу написал(а):

И к тому же, с возрастом восприятие одних и тех же книг будет отличаться настолько разительно, что... Я даже не знаю с чем это сравнить...

   Стопудово - изменяется и не один раз! Так ведь задача умного преподавателя литературы - задать вектор, показать направление, в котором стоит пошевелить мозгами. Показать, что над литературой нужно думать и чувствовать, для этого она и пишется. А глупый - он да, дает готовые формулы и думает, что это все, раз и навсегда.
   Образы не столь уж интимны. Вполне себе общечеловеческие ситуации описаны в большинстве произведений. Более того, сейчас, когда берешь перечитывать Грибоедова или Бальзака или того же Пушкина, находишь такое сходство с современностью, что удивляешься. А уж Салтыков-Щедрин - прямо как будто в наше время с натуры писал! :)
    Но если бы мне в свое время учителя не открыли глаза на литературу, я вряд ли бы сейчас эти детали разглядела. Читала бы себе макулатурные детективчики да сказочки. (Я и этими жанрами не брезгую, но и не ограничиваюсь ими).

   Расчувствовалась и полезла искать сведения о своих институтских литераторах. Двоих нашла.

Это Джульетта Леоновна Чавчанидзе, http://lib.rus.ec/sites/default/files/img_3757a.jpg

читала у нас зарубежную литературу веков минувших. Ходили на ее лекции с огромным удовольствием. Уж на них-то не нужно было загонять проверками посещаемости, ходили практически всем курсом.

http://lib.rus.ec/a/1904

   А это Павел Вячеславович Балдицын, http://www.journ.msu.ru/bitrix/cache/s1/itech/image.show/300w_275h/upload/iblock/767/767d92bb9686bedf7c296c0bff62fa7c.jpg

читал современную зарубежную литературу. Тоже очень интересно, от него мы узнали обо многих авторах, которых иначе бы пронесло в море чуждой информации мимо.
http://www.journ.msu.ru/persons/789/
   Вот даже нашлось его демо-видео. Там всего три минутки, самое начало лекции, полное представление свежему человеку трудно получить. Но снова увидеть и услышать было здорово. :)
http://convergencelab.ru/videodrom/338.html

Еще очень живо помню Тамару Ивановну Ходукину - к ней, на русскую литературу 19 века мы бегали даже на дополнительные занятия после лекций. Но про нее в сети ничего, кроме упоминания одной печатной лекции.

Советскую литературу у нас здорово темпераментно читал Александр Андреевич Поликанов. Тоже почти никакой информации в интернете. Очень был колоритный дядька, отдаленно напоминал Маяковского и, к тому же, Маяковским увлекался.

0

52

Тедди написал(а):

...сейчас, когда берешь перечитывать Грибоедова или Бальзака или того же Пушкина, находишь такое сходство с современностью, что удивляешься.

Имхо, не факт. В смысле, различий можно найти не меньше, чем сходств :). В этом-то и засада.

Тедди написал(а):

Так ведь задача умного преподавателя литературы - задать вектор, показать направление...

Довольно опасная задача — задавать векторы и направления. Эти самые векторы у каждого своими могут оказаться. Кроме того, даже с автором не всегда соглашаться хочется. А ведь "изучение" литературного произведения такое согласие подразумевает как обязательное.

0

53

ПродавшийДушу написал(а):

Довольно опасная задача — задавать векторы и направления.

   Ты, ей-богу, драматизируешь. Я ж не имею в виду идеологические агитки - этим как раз грешат тупые преподы. А общие закономерности в человеческом обществе примерно одни и те же. Ну и потом вектор - это умение вдумываться, а не готовые ответы на вопросы.

ПродавшийДушу написал(а):

А ведь "изучение" литературного произведения такое согласие подразумевает как обязательное.

   Это опять же у тупых дятлов. Хорошие учителя, наоборот приветствовали шевеление мозгами и собственные мысли. Разумеется, уточняли порой, что на экзамене лучше ответить то-то и то-то. Но так обстоят дела во всей остальной жизни: в ответственных ситуациях, когда ты зависишь от мнения других, выпендреж стоит иногда и придержать. :)

   Кстати, насчет мыслей. Читал у нас диамат в институте дивный мужик Радий Яковлевич Журов. Он сразу нам сказал, что конспектов ленинских работ ему предъявлять не нужно, а на экзамене он разрешит списывать. "Мне от вас нужно понимание вопроса и знание первоисточников, а не буквоедство, - говорил он, - я всегда услышу, понимаете ли вы, о чем отвечаете или просто, как попка, зазубрили". Читал, кстати, гениально, мы его заслушивались. Позже мне никто не верил, что диамат (еще в махрово советские времена) может быть интересным. Было очень интересно, и все понятно! Помню, конечно, мало, но это уже моя личная леность виновата.

0

54

Тедди написал(а):

Хорошие учителя, наоборот приветствовали шевеление мозгами и собственные мысли. Разумеется, уточняли порой, что на экзамене лучше ответить то-то и то-то.

Взаимоисключающие параграфы, однако :D. Вот и говорю, важна история литературы. Знаешь историю — вот и найдёшь чтиво для себя, это и будет твоим образованием. А уж как всё это чтиво "понимать", дело твоё личное будет. Как относиться к литературным героям, например? Скажем, какой-нибудь Онегин — это "достойный мужчина", или типаж, которого в реальной жизни нужно обходить стороной? И как вот такому "научить" на уроках, спрашивается? :)

0

55

ПродавшийДушу написал(а):

Знаешь историю — вот и найдёшь чтиво для себя, это и будет твоим образованием. А уж как всё это чтиво "понимать", дело твоё личное будет.

    Ну да, это было и в самой рассоветской школе: списки чтения на лето.  :D Поднимите руку, кто из них хоть одну книжку прочел? Кто их вообще всерьез принимал?
   А насчет "личного дела" - к этому постепенно идет. Сказано же - фурсенковская триада: ОБЖ, Россия в мире, физкультура. И хватит. Ну, и буквы-цифры писать, чтоб налоговую декларацию могли заполнить.  [взломанный сайт] 
:D

ПродавшийДушу написал(а):

Как относиться к литературным героям, например?

   Как начальство прикажет.  :D А лучше - сжечь, чтоб соблазну меньше было.
   Кроме шуток - по-разному относиться. К разным.

ПродавшийДушу написал(а):

Скажем, какой-нибудь Онегин — это "достойный мужчина", или типаж, которого в реальной жизни нужно обходить стороной?

    Вот как раз, если б не уроки литературы, задавались ли бы мы таким пошлым вопросом? :) Ни разу. Видели бы в сей книжке только полный отстой: экшена нет, вампиров нет, эльфов - и тех нет...  [взломанный сайт]
    А Онегин - это смотря для каких условий. Для наших, когда человеку нужно самому пробиваться или приспосабливаться - ненадежный тип. Избалованный, безответственный, не-пришей-кобыле-хвост барчук. Впрочем, сейчас он бы сгодился, как и в свое время - проживать наследство богатенького дядюшки.
   Если же рассмотреть его в рамках проживания наследства - мог бы быть очень мил. По большому счету незлой, умный, красивый, образованный... Со средствами. "В руках умной женщины и мужчина может стать человеком"(с) :) Но вот с умной женщиной у него и не срослось.

0

56

ПродавшийДушу написал(а):

И как вот такому "научить" на уроках, спрашивается?

   Да словами взять и рассказать. :)

0

57

Тедди написал(а):

И ни одного среди них интересного? Чертовски жаль вас. Действительно - невезуха.
   А я нескольких своих до сих пор вспоминаю с удовольствием.

Нет, я тоже занимался в 11 классе с репетиторами по литературе. Из которых одна была, как ни удивительно, знакома моей маме именно как школьная учительница литературы почти что в её школьные годы (точнее говоря, кажется, она вела литературу у её младшего брата, т.е. моего дяди), и именно как хорошая учительница.
...А ещё был на ЛЭШ замечательный факультатив по литературе, который вела одна из ветеранов ЛЭШ. Там было интересно, и в первую очередь как раз то, что она рассказывала, скажем так, о всяких неочевидных для нас особенностях культуры тех времён и тех слоёв общества, которые существовали и описывались в произведениях тех же самых классиков. Какая-то часть из этих особенностей не могла попасть в школьный курс в силу неудобства для советской... хм... ну, скажем, идеологии, часть - из-за неудобства для советской (а в наше время - постсоветской) версии христианской морали, а ещё часть - не была никому неудобно, а в школьный курс не попадала просто так. Ну или не совсем просто так - потому что показ каких-то отдельных моментов может вызвать подозрения, что что-то скрывают, и нарушить стройность другой - формируемой для идеологии картины.

Но всё это дело такое... Это всё хорошо, когда это добровольно, и когда в руках преподавателя нет никаких инструментов для репрессий. В такой ситуации можно и просто послушать, а если есть настроение - то и побеседовать, спросить, если что-то непонятно, можно о чём-то и поспорить. Как только же дело доходит до принудительно-репрессивной обстановки, всё резко меняется. Если в факультативно-нерепрессивной ситуации всякие фанатики, агрессивно навязывающие своё мнение (или так же агрессивно транслирующие чью-то ещё идеологию через анализ литературы), а также просто садисты, имеют мало шансов: их просто пошлют нафиг, не будут слушать, или будут слушать лишь в качестве бесплатного цирка, и под настроение спорить и ругаться тоже в качестве бесплатного цирка, то в принудительно преподаваемом школьном предмете таковым типам просто раздолье. Школьник никуда не может убежать, не может послать нафиг. Зато его можно кошмарить двойками, а также - ещё хуже - словесными оскорблениями перед всем классом. Более того, некие силы, ратующие за официальную идеологию, конечно, поощряют навязывание, и строят программу именно таким образом, а с учителями, которые не хотят навязывать, могут прямо-таки бороться: дескать, допускаешь нам тут в классе свободомыслие - смотри, допрыгаешься! Бери-ка пример с такого-то, пока не поздно - вот у него в классе порядок.

Тедди написал(а):

А чем бы отличалась история литературы от просто литературы? Имена и даты, имена и даты...?

Увы, я не считаю, что замена "литературы" на "историю литературы" сильно поможет. Во-первых, опыт показывает, что имена и даты - отличный, благодатный материал для настоящего садиста. Прекрасен он тем, что это некая абсолютно случайная информация по природе своей, не выводимая и не поддерживаемая никакими логическими рассуждениями, и не связанная ни с какими живыми образами, т.е., по природе своей хреновее всего запоминаемая. И при этом этих имён и дат может быть практически сколь угодно много. Хватит, чтобы заполнить до отказа и переполнить голову кому угодно. В 8-9 классах нам этот подход как раз продемонстрировал учитель истории, которого некоторые прямо так и называют садистом, а другие удивляются - чего это он так - вроде, дескать, нормальный чувак, что же это в классе почти у всех двойки в году - да ещё это же в 9-м классе, который как бы переводной считается, с формальной точки зрения.

Во-вторых, вот другой пример. Ну вот, была раньше в кандидатском минимуме (и соотв. в учебной программе аспирантуры) история философии, всем ненавистная. Незадолго до меня это дело поменяли - вместо неё стала "история и философия науки". Вроде как, типа, послабление сделали? Хрен там, никакое не послабление. Поменялось название, да совсем чуть-чуть содержание. Чуть меньше про "основной вопрос философии", "этику", и т.п. А самое главное - преподаватели-садисты остались, разумеется, те же самые. И смысл сего предмета с последующим экзаменом всё тот же - чтоб жизнь мёдом не казалась этим негодяям-учёным. Чтоб, понимаешь, помнили, кто тут главный.

Поэтому моё мнение - литературу в школе преподавать можно и, наверное, нужно - но только в виде факультатива, и, разумеется, без каких-либо оценок. И без официальной (а значит, идеологически заряженной по самое не балуйся) программы. Это автоматически отсекло бы всех этих садистов, неадекватов и "идеологических" карьеристов, которыми традиционно переполнена профессия учителя литературы в школе, а остались бы преимущественно те самые хорошие учителя, о которых так много говорилось, но которые так редки. О преподавании литературы в вузах гуманитарной направленности, где это что-то на правах спецпредмета или чего-то смежного, я ничего не скажу, т.к. не в курсе, как оно там устроено, и чем там вообще занимаются.

0

58

Тедди написал(а):

А насчет "личного дела" - к этому постепенно идет. Сказано же - фурсенковская триада: ОБЖ, Россия в мире, физкультура.

Ну так довольно очевидно, что "Россия в мире" и планируется как замена литературы - в качестве "дисциплинарно-репрессивного" предмета. Чтоб не тратить время на рассусоливание вокруг какой-то там литературы, а уж напрямую, без хитростей, гнать чистую гос.идеологию и пропаганду.

Тедди написал(а):

Ну да, это было и в самой рассоветской школе: списки чтения на лето.  :D Поднимите руку, кто из них хоть одну книжку прочел?

Я бы скорее сказал про "внеклассное чтение". По крайней мере в части случаев обстановка на уроках по "внеклассному чтению" была на порядок более доброжелательной и менее репрессивной, чем на "обычных" уроках. Даже если учительница довольно никудышняя - но она сама в общем не садистка. И на внеклассном чтении на неё просто не давит "нечто", что заставляло бы мучать детей - вот она и не мучает. А на обычных уроках - как говорится, "согласно инструкции".
...Хотя вот где-то этак классе в 9-м (или в 8-м ещё, не помню) в нашем классе именно на внеклассном чтении (что для меня оказалось шоком и неожиданностью) учительница словесно оскорбила одного из моих одноклассников в ответ на высказанное им собственное мнение по книге (как раз достаточно оригинальное, которое мне понравилось, и, думаю, не только мне в классе) - она внезапно с какой-то злобой обозвала его (буквально!) клиническим умственно недоразвитым - и этим исчерпывался весь ответ на мнение - такая вот "культура общения". В общем, все как-то прифигели - даже я никак не ожидал такого, т.к. при всех своих проблемах с предметом литературой, учительницу я воспринимал как довольно культурную. Но более-менее понятно, почему она так сделала. Кажется, она почувствовала, что мнение, высказанное школьником, оказалось более популярным, так сказать, чем её собственная версия (частично - высказанная другими школьниками почти "под диктовку", по факту, частично самой лично). К сожалению, у того товарища были проблемы не только по линии литературы, но и по линии русского языка, так что учительница впоследствии вполне закошмарила его. Вынудила все силы бросить на русский и литературу - после чего произошёл провал по другим предметам и отчисление из школы.

0

59

Тедди написал(а):

Кроме шуток - по-разному относиться. К разным.

Только к разным по-разному? А к конкретному - только строго в соответствии с линией партии? :glasses:

Тедди написал(а):

Да словами взять и рассказать.

Ну да, т.е. именно что влить свою интерпретацию и мораль, и требовать, чтобы потом так и рассказывали. Так, выходит?

Тедди написал(а):

Вот как раз, если б не уроки литературы, задавались ли бы мы таким пошлым вопросом?

А что хорошего в этом вопросе? По-моему, как раз лучше бы именно этот вопрос, например, не задавался, и не искался на него ответ. Тот же Онегин - герой весьма обобщённый, чтобы всерьёз задаваться вопросами о его личных качествах. Поэма-то скорее просто о самой ситуации: типа, смотрите, видите, какая дрянная фигня может приключиться, когда встретились несколько в принципе нормальных, и даже хороших и симпатичных, людей (но, увы, перегруженных некоторыми своими тараканами в голове). Смотрите, и будьте осторожны. Главные герои поэмы - это, по факту, именно эти самые тараканы в голове.

Тедди написал(а):

Видели бы в сей книжке только полный отстой: экшена нет

Есть, ещё какой. Про любофф же.

Тедди написал(а):

А Онегин - это смотря для каких условий. Для наших, когда человеку нужно самому пробиваться или приспосабливаться - ненадежный тип.

Хм... Когда надо пробиваться или приспосабливаться - тогда неким идеальным положительным героем будет какой-нибудь вор, бандит или полукриминальный элемент, да? По логике-то получается так. Именно у таких лучше всего получается пробиваться. А так, в наших условиях - ну, работал бы этот Онегин, скажем, грузчиком или продавцом в магазине или автослесарем - что бы поменялось?

0

60

Toman написал(а):

Увы, я не считаю, что замена "литературы" на "историю литературы" сильно поможет. Во-первых, опыт показывает, что имена и даты - отличный, благодатный материал для настоящего садиста.

Ну, для настоящего садиста — любой материал благодатный :D. И вообще, история — это не просто перечень имён и дат. Ведь просто Историю как предмет изучать надо обязательно, никто же не сетует, что это тупой "перечень имён и дат". Так что, история литературы была бы нормальным предметом, думаю.

Toman написал(а):

По-моему, как раз лучше бы именно этот вопрос, например, не задавался, и не искался на него ответ.

Вот именно! Вопросы оценки героев — слишком скользкие и интимные, как ни крути. Интимные — в смысле, что для каждого человека будет свой ответ. А для школьного возраста — это вообще вопросы странные. Ничего, кроме каши в голове, попытки ответить на такие вопросы не дадут. "В рамках проживания наследства - мог бы быть очень мил" — это же пипец ответ :D. Тедди, прикинь, что такой ответ может означать для школьника. Говорю же — только кашу в голове сделать :). Да и вообще, любые вопросы, касающиеся "художественного замысла", морали, вытекающей из книги и т.п. — это не вопросы для "изучения" на уроках. Это вопросы, подходящие только для срачей на форумах :D. "Изучать" там нечего абсолютно.

Toman написал(а):

Хотя вот где-то этак классе в 9-м (или в 8-м ещё, не помню) в нашем классе именно на внеклассном чтении (что для меня оказалось шоком и неожиданностью) учительница словесно оскорбила одного из моих одноклассников в ответ на высказанное им собственное мнение по книге (как раз достаточно оригинальное, которое мне понравилось, и, думаю, не только мне в классе) - она внезапно с какой-то злобой обозвала его (буквально!) клиническим умственно недоразвитым - и этим исчерпывался весь ответ на мнение - такая вот "культура общения".

Да, это типичный случай. Вообще, человеку в школьном возрасте приходится выдерживать такой шквал самых разнообразных оскорблений и унижений, что удивительно, как после нашего школьного образования и традиционного воспитания вообще кто-то остаётся вменяемым :D.

0

61

ПродавшийДушу написал(а):

Да, это типичный случай. Вообще, человеку в школьном возрасте приходится выдерживать такой шквал самых разнообразных оскорблений и унижений, что удивительно, как после нашего школьного образования и традиционного воспитания вообще кто-то остаётся вменяемым

   Бедные дети! Миллиона два лет их во всех культурах и племенах воспитывают в традициях старшего поколения, а они все еще рождаются... И даже вменяемыми, в большинстве своем, вырастают.  :D

   А вообще-то хороший аргумент в защиту нынешних образовательных реформ - школа вообще унизительна для личности. Вполне можно обойтись и без нее. Отпрысков чистой публики вырастят смиренные гувернантки. Тех, кто так и родились умными, учить - только портить. А остальных - подрастить и сразу использовать по хозяйственной части.  [взломанный сайт]

      Кроме шуток, если школьные обиды и разочарования были последними и самыми сильными в вашей жизни - вы счастливые люди!  http://www.kolobok.us/smiles/icq/girl_angel.gif   http://www.kolobok.us/smiles/icq/girl_angel.gif

0

62

Тедди написал(а):

Бедные дети!...

На самом деле это всё далеко не так смешно, как может показаться на первый взгляд. А все взрослые "обиды и разочарования" идут именно с детства, и не только от школы, разумеется... Хочешь найти причины чего-то — ищи корень.

Тедди написал(а):

И даже вменяемыми, в большинстве своем, вырастают.

Не исключено, что мы несколько заблуждаемся насчёт вменяемости этого самого большинства :D.

0

63

ПродавшийДушу написал(а):

На самом деле это всё далеко не так смешно, как может показаться на первый взгляд. А все взрослые "обиды и разочарования" идут именно с детства, и не только от школы, разумеется... Хочешь найти причины чего-то — ищи корень.

   То есть корень всех бед - обучение младшего поколения старшим? :)

ПродавшийДушу написал(а):

Не исключено, что мы несколько заблуждаемся насчёт вменяемости этого самого большинства

    Ура, ребя! Мы все психи! Осыпайсь!  http://mitosa.net/smileland/smiles/jump/bouncered.gif [взломанный сайт] [взломанный сайт]

   Нет, серьезно! Если для кого-то самое страшное в жизни - несколько давних уколов самолюбию, то его жизнь удалась, однозначно.
   Еще серьезнее. Винить во всех своих бедах эти самые несколько уколов самолюбию - не дело.

0

64

Тедди написал(а):

А вообще-то хороший аргумент в защиту нынешних образовательных реформ - школа вообще унизительна для личности. Вполне можно обойтись и без нее.

Нет-нет, на это никто не пойдёт (в контексте этих самых образовательных реформ). Можно отменить излишнее - т.е. собственно обучение и знания. А вот главное - т.е. дисциплину и унижение - отменять никак нельзя.

Тедди написал(а):

А остальных - подрастить и сразу использовать по хозяйственной части.

Это как раз было бы правильно. Но опять же на это никто не пойдёт. Ведь задача - как можно сильнее сократить количество рабочих рук. И как можно большее количество людей подсадить на кредит. Поэтому непременно надо, чтобы все ходили "учиться", чтобы было всеобщее высшее образование, даже если собственно учиться там почти никому нафиг не нужно. Ведь это ж такая золотая жила - образовательный кредит.

Тедди написал(а):

Кроме шуток, если школьные обиды и разочарования были последними и самыми сильными в вашей жизни - вы счастливые люди!

Нет, совсем не последними. Речь-то немного о другом. Какие-то личные обиды в отдельности давно потеряли актуальность, но вокруг нас сплошь люди, воспитанные по такой вот системе. У большинства действительно полная голова всяких комплексов, и в результате они воспроизводят и во взрослой жизни ту же гадость, вот в чём проблема. А некоторые потом думают, что это, дескать, просто закон жизни такой - "я начальник - ты дурак" и т.п., и хождение строем в совершенно неуместных обстоятельствах, и что люди себя так ведут просто по своей природе, и с этим будто бы нельзя ничего поделать. Но нет - это в значительной степени результат целенаправленного воспитания. Не только в школе, разумеется - тут играет роль и телевидение, и уголовный мир, и семья.

Тедди написал(а):

То есть корень всех бед - обучение младшего поколения старшим?

Разумеется. Только не просто обучение - обучение бывает и всяким нужным и хорошим вещам. А вот обучение всяким вещам, способствующим порабощению людей (вместо того, чтобы учить вещам, которые, наоборот, порабощению препятствуют) - оно таки да, корень всех социальных бед. Всякие несимпатичные социальные структуры эксплуатируют слишком легкомысленное отношение человека к ним - т.е. то, что человек, как правило, не осознаёт эти структуры как самостоятельных действующих лиц со своими интересами, и путает их с личными интересами каких-то конкретных людей. Впадает в заблуждение, и, даже будучи недоволен своим положением, пытается бороться не с тем, с чем следовало бы, т.е. не с самими структурами, а с отдельными представителями, фактически, слугами(наёмниками) этих структур. Что, естественно, бесполезно.

0

65

Toman написал(а):

...вокруг нас сплошь люди, воспитанные по такой вот системе. У большинства действительно полная голова всяких комплексов, и в результате они воспроизводят и во взрослой жизни ту же гадость...

Согласен полностью.

0

66

Не соблаговолят ли уважаемые доны назвать страну и эпоху, когда отношения между людьми строились принципиально иначе? Без принуждения, без дисциплины, без периодических злоупотреблений властью...
   А то можно подумать, что дисциплина, принуждение и комплексы - порождение последних десятилетий и зародились именно в системе начального и среднего образования и чуть ли не единственно в нашей стране.   http://doodoo.ru/smiles/wo/expect.gif 
   Познавательная ссылка, к слову, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%EB% … A%EE%EB%E5

0

67

Тедди написал(а):

А то можно подумать, что дисциплина, принуждение и комплексы - порождение последних десятилетий и зародились именно в системе начального и среднего образования и чуть ли не единственно в нашей стране.

Наша страна и наше время фигурирует в примерах просто потому, что мы в них живём. А самим эгоистичным социальным структурам уже как минимум несколько тысяч лет.

...Практически на всём протяжении исторического периода существует, например, рабовладение. Но это же не повод сохранять рабовладение (как в прямой, так и в завуалированных формах) и не бороться с ним.

Тедди написал(а):

Без принуждения, без дисциплины, без периодических злоупотреблений властью...

Так не бывает. Дело же совсем не в том, что есть принуждение и дисциплина - дело в том, в чьих это интересах. Если это в интересах свободы, безопасности и комфорта самих же людей - то это одно (и в таком случае люди, как правило, могут сами договориться о неких взаимно приемлемых ограничениях и правилах взаимодействия). А вот если всё это в интересах какой-то эгоистичной социальной структуры, которая людям неподконтрольна, и для которой человек лишь винтик, который в отдельности совершенно не жалко - в общем, пушечное мясо - то это совсем другое.

0

68

Обсуждение о нашем новом образовательном стандарте:
http://progenes.livejournal.com/169275.html
Сразу скажу, что я категорически не согласен с неким этаким благожелательным настроем автора поста, что всё, дескать, не так уж и плохо, и даже, может, и правильно. Имхо, та школа, которая в действительности будет работать именно по такому принципу - это вообще совершенно бесполезное заведение (по крайней мере, в рамках тех классов, на которые распространяется сей стандарт). Или даже, скорее, вредное - поскольку будет, не давая пользы, лишь отнимать время и силы у школьников - которые те могли бы потратить на получение настоящего образования.

0

69

Toman написал(а):

Обсуждение о нашем новом образовательном стандарте:

   На мой взгляд и стандарт похож на профанацию, и заглавный пост по ссылке мутный и невнятный.

0

70

Стандарт мерзок, а автор поста... ну, она, имхо, просто почему-то как-то слишком наивно и благожелательно смотрит на гуманитарные предметы. И почему-то считает, что они по какой-то причине якобы "легче" точных и естественных, так что ничего страшного в их обязательности, будто бы, нет. При том, что сама по профессии - представитель естественных наук, даже довольно близко к моей специальности. Но, однако, то, что, может быть, лично у неё гуманитарные склонности достаточно сильны, не значит, что так у всех, вот в чём дело.

0

71

Кстати, забыла ответить.

Toman написал(а):

автор поста... ну, она, имхо, просто почему-то как-то слишком наивно и благожелательно смотрит на гуманитарные предметы. И почему-то считает, что они по какой-то причине якобы "легче" точных и естественных, так что ничего страшного в их обязательности, будто бы, нет.

В принципе, ничего страшного в обязательности гуманитарных предметов на самом деле нет.  И то, что они, до какой-то степени, легче - тоже факт. По математике, если не выучил таблицу умножения, так и не решишь пример. Не выучил доказательство теоремы - двойка. А по той же литературе, ухватив даже краем уха пару тезисов, всегда можно "отовраться" при ответе хотя бы на троечку. Эти предметы учат шевелить мозгами, анализировать материал и делать выводы - в идеале. О плохих учителях и невысоком уровне преподавания - отдельный разговор.

0

72

Тедди написал(а):

В принципе, ничего страшного в обязательности гуманитарных предметов на самом деле нет.

Может быть. Может быть, могут существовать предметы, которые мы должны были бы называть гуманитарными, но которые не отнимали бы почти все силы у ученика, и не унижали бы его. Но среди имеющихся в общеобразовательной школьной программе, а также и в университетской "общей" программе (т.е., как минимум, в не гуманитарных вузах) таких не замечено.

Тедди написал(а):

И то, что они, до какой-то степени, легче - тоже факт.

То, что в общей программе, по крайней мере, практически полностью базируется на запоминании какой-то совершенно произвольной информации, т.е. кучи каких-то фактов, имён, дат, цитат, которые как раз совершенно не связаны друг с другом никакой логикой и потому не выводимы ни из чего. Для того, у кого хорошие способности к запоминанию произвольных текстов и информации, может представляться, что всё очень просто. Ну как - прочитал учебник по какой-нибудь философии на 500 страниц, запомнил почти дословно, и давай выдавай подходящие цитаты, только по-своему перестроив фразы. Заучил учебник истории - и называешь все имена и даты сходу. Прочитал какую-нибудь телегу Белинского, опять же заучил наизусть - и цитируешь себе, как король. Подумашь, правда, чего тут сложного-то :)

Тедди написал(а):

По математике, если не выучил таблицу умножения, так и не решишь пример. Не выучил доказательство теоремы - двойка.

А вот тут оба утверждения неверны. Если не помнишь какое-то место из таблицы умножения, это ещё никакая не катастрофа. Если, конечно, задание не на скорость (но обычно в школе таким садизмом не занимаются). Саму клетку таблицы умножения можно посчитать таким же образом, как любое другое число. Благо, у нас принята всего лишь десятичная система счисления, так что это на самом деле очень недолгое дело. В младших классах одна моя одноклассница вот была причиной постоянного недовольства учительницы именно за неучение таблицы умножения. Потом она ушла в какую-то другую школу. А потом в 8-м классе, когда я перешёл в другую школу, то неожиданно обнаружил её в параллельном классе. Только я был в биолого-химическом, а она - в физико-математическом. А ещё более потом она на Мехмат поступила. Ну и с доказательством теоремы - ну, если не выучил, можно же самому вывести. Если не совпадёт с учебником, но будет корректным доказательством - то ничего страшного (если, конечно, учитель не полный придурок: придурка - да, может от такого поворота переклинить). На самом деле, в большинстве случаев доказательство теоремы и не заучивается во всех подробностях, это слишком муторно. Запоминается общая идея, некий, как правило (в рамках теорем из школьной программы) единственный нетривиальный ход. А уж как подойти к этому ходу, если знать, и что делать после него - оно само вспоминается, или выводится очень легко.

Тедди написал(а):

А по той же литературе, ухватив даже краем уха пару тезисов, всегда можно "отовраться" при ответе хотя бы на троечку.

Но гораздо сложнее, чем самостоятельно доказать теорему. Хотя бы потому, что результат должен полностью совпасть с заданным. Альтернативные тут не проходят.

Тедди написал(а):

Эти предметы учат шевелить мозгами, анализировать материал и делать выводы - в идеале.

О том, к чему приводит попытка вслух озвучить результаты таковых размышлений - я уже говорил. К оскорблениям словами "дебил", "дурак", "олигофрен" и т.п., так что лучше уж проигнорировать и получить двойку, если не заучил наизусть в точности то, что требуется сказать.

Тедди написал(а):

О плохих учителях и невысоком уровне преподавания - отдельный разговор.

При чём тут плохие учителя? На экзамене-то спрашивать по именно таким правилам будут уже не школьные учителя, а какие-то другие преподаватели. Школьным учителям просто приходится подстраиваться под такую вот программу и такие вот экзамены. Будь они даже самыми хорошими, программа-то людоедская. Самое лучшее, что учитель той же литературы может сделать - это (помимо того, что не обзывать никого дебилами и не ставить к позорному столбу) честно рассказать о том, что программа - людоедская, а экзамен будет происходить по таким-то правилам в одни ворота, и поэтому сочинения надо писать так-то и так-то, надо цитировать тех-то и тех-то, а ещё озвучивать такую-то мораль от первого лица, и что ни в коем случае не пытаться думать своей головой ни о содержании книги, ни о том, что писали критики, потому как исключительно вредно и для оценок на экзамене, и для собственно головы. Т.е. признать лицемерный характер предмета.
На других предметах, конечно, бывают всякие сволочные вопросы на экзаменах. Например, среди учителей химии практически нарицательным словом стали "медовские экзамены", т.е. медицинских институтов, так что тот же ЕГЭ или какие-то текущие официозные мероприятия порой могут обозвать "медовскими" за стиль некоторых вопросов. Но там всё же это только какие-то отдельные вопросы. И только по литературе везде и всюду на экзамене требуется стопроцентное лицемерие (ложь). Так что сам по себе школьный учитель тут тоже сильно помочь не может.

...И я пока вообще не говорю о том, что многие литературные произведения из школьной программы людям в возрасте до этак 30-40 лет читать вообще вредно и опасно для жизни и здоровья. Даже если без необходимости что-то об этом говорить (врать) - опасно даже само по себе чтение такой литературы, по крайней мере, без одновременного чтения каких-то очень грамотных и продуманных комментариев психолога (каковых комментариев ни в какой школьный учебник литературы никто не включит, мотивируя тем, что такие комментарии порочат великих и уважаемых русских классиков, да и кто проверит: комментарии-то могут сами оказаться ещё хуже самой книги, насаждающими какую-нибудь ещё более людоедскую версию морали).

0

73

Toman написал(а):

И я пока вообще не говорю о том, что многие литературные произведения из школьной программы людям в возрасте до этак 30-40 лет читать вообще вредно и опасно для жизни и здоровья.

Я бы поговорил об этом :D. Потому что есть ощущение, что это похоже на правду.
И как по-твоему, что это за произведения (конкретно, примеры)?

0

74

Toman написал(а):

Может быть, могут существовать предметы, которые мы должны были бы называть гуманитарными, но которые не отнимали бы почти все силы у ученика, и не унижали бы его. Но среди имеющихся в общеобразовательной школьной программе, а также и в университетской "общей" программе (т.е., как минимум, в не гуманитарных вузах) таких не замечено.

   А какие именно предметы "унижают"?
   Вот ей-богу, тут путается местами телега и лошадь. Унижает не предмет, а конкретный человек. Как совершенно верно заметил на предыдущей странице продавший:

ПродавшийДушу написал(а):

для настоящего садиста — любой материал благодатный

   Унизить можно и на химии, и на физике, и на физкультуре, и на музыке, и на прогулке под облаками по ромашковому полю. Было бы желание.
   Если учитель недостаточно понятно или слишком сухо и формально дает материал, если он догматически подходит к оценке ответов или срывает зло на учениках, то это не предмет плох, а учитель профнепригоден. Ну и бывает, что ученик, действительно, туп, вреден и ленив - тоже нередкий вариант. :) :)
   Учиться детям вообще лень. Большинству. Куда приятнее за играми ожидать, когда настанет пора жениться.  :D

Toman написал(а):

О том, к чему приводит попытка вслух озвучить результаты таковых размышлений - я уже говорил. К оскорблениям словами "дебил", "дурак", "олигофрен" и т.п.,

  А можно поподробнее об этой истории? Если воспоминание не сильно травмирует? За что последовали такие громы? Ведь тут тоже не все может быть однозначно: либо учитель сам дебил, либо ученик, действительно, достал тупостью, либо ученик перевыпендривался, играя в самостоятельное мышление, и ляпнул то, чего оппонент не ожидал и не смог переварить. И еще масса вариантов.  Я никого сейчас не обвиняю, просто подчеркиваю, что один и тот же результат может быть получен разными условиями задачи.

Toman написал(а):

многие литературные произведения из школьной программы людям в возрасте до этак 30-40 лет читать вообще вредно и опасно для жизни и здоровья.

  Присоединяюсь к Продавшему, интересно обсудить, какие именно. Хотя, согласна, что многие коллизии из программных произведений для подростков оказываются загадочны и новы. С другой стороны, не держать же их на Гаррипоттере и Человеке-пауке до 30 лет, когда станет "можно" читать "взрослые" книжки. Они ведь так на комиксоидном уровне и останутся.
   Мозг, увы, не цветок, сам собой не распускается. Его лепесточки нужно отковыривать. Что не всегда приятно. :)

0

75

Тедди написал(а):

А можно поподробнее об этой истории? Если воспоминание не сильно травмирует? За что последовали такие громы?

Ну, это было сказано не в мой адрес всё-таки. Потому что я-то уже давно знал, ещё с прошлой школы, что на литературе лучше жеватьмолчать, чем говорить. Хотя, сказать честно, в тот момент уже чуть не забылся, и чуть не влетел сам, уже собравшись даже что-то сказать, тем более, что произведение из тех немногих, которые мне нравились, подумав, что, дескать, на внеклассном чтении до сих пор всегда всё было чинно-благородно, и морды уж тут не набьют, но, буквально за 5 минут до того увидев эту сценку, понял, что нет, я таки сильно ошибся, и ну его нафиг - свои мысли лучше держать при себе даже на "внеклассном", а за обливанием людей помоями наблюдать со стороны (хотя в общем зрелище и не из приятных).

Тедди написал(а):

Ведь тут тоже не все может быть однозначно: либо учитель сам дебил,

Далеко не дебил, разумеется. И в общем далеко не какой-то зверь-садист-мучитель детей, в общем и целом. Я от неё такого совершенно не ожидал. Но, однако, как оказалось...

Тедди написал(а):

либо ученик, действительно, достал тупостью, либо ученик перевыпендривался, играя в самостоятельное мышление, и ляпнул то, чего оппонент не ожидал и не смог переварить

Вообще говоря, это как-то немножко нечестная игра, не правда ли, когда вначале вам говорят (а ведь это не только у нас на форуме, это действительно говорится на уроках литературы, с таким, знаете, пафосом), что литература, дескать, это такой предмет, где нужно, дескать, самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы, формулировать и доносить до слушателя/читателя своё мнение, а потом оказывается, что если ты всё это понял буквально, и действительно доносишь своё восприятие и мнение, то это ты "выпендриваешься" и вообще это почти бунт на корабле, а поэтому можно объявить это тупостью и обозвать бунтовщика злостным дебилом-рецидивистом. К сожалению, я не припомню, по какому конкретно произведению было в тот момент обсуждение. Может быть, что-то из Айтматова, по внеклассному чтению, а может, и что-то другое.
А тут что надо сказать, кстати... Кстати, про Айтматова я вообще узнал за год до того, в 8-м классе, когда тоже было внеклассное чтение, задали нам на выбор две книги, т.е. либо "Ранние журавли" Айтматова, либо ... не помню даже, что и чьё. Ну, я тупо пошёл в библиотеку, взял обе книги посмотреть, глянул по диагонали, и увидел, что второй вариант - это какая-то бесконечно нудная скукота, причём совершенно непонятно про что, и чего там собственно хотели сказать. Понятно, что брать такую книгу на внеклассное чтение, если есть альтернатива - как-то не резон. Поэтому выбор был однозначен. (Некоторые одноклассники выбрали второй вариант, и им было не позавидовать. Некоторые так в итоге и не осилили, и с утра слёзно просили кратко пересказать содержание первого варианта, гы-гы, а хрен ли там пересказывать, там читать надо - ну, как могли, так ) По ходу дела, стиль мне понравился (я аж сам удивился - ну надо же, как же так может быть, чтоб художественную литературу читать, да без отвращения, даже несмотря на то, что задано), ну и раз уж книжка на руках, прочитал я (уже вне всякой связи с уроками литературы - тоже случай для меня почти уникальный) и две другие повести, которые там были - "Пегий пёс, бегущий краем моря" и "Белый пароход". Так вот, потом, в 9 классе, внезапно по внеклассному чтению задают на выбор вот как раз эти две повести Айтматова. А я-то их обе уже прочитал - ну, как бы, круто, не надо тратить время, и сами произведения даже нравятся. И можно даже, теоретически, даже по обоим попеременно что-нибудь на уроке ответить. Но вот, как выяснилось на опыте одного из одноклассников, несмотря на то, что даже произведение нравится, лучше всё равно молчать. Сюжет в этих повестях, скажем мягко, более острый. Опять же, если мне не изменяет память, поводом для оскорблений стали высказанные соображения, скажем так, прагматического толка (причём, по моему мнению, соображения вполне правильные, вообще говоря), вместо ожидавшихся, видимо, мистическо-морально-розовых соплей. При этом я совершенно никак не видел, чтобы у самого автора (по тексту данного произведения, да и по тексту некоторых других) было что-то, что бы противоречило этим прагматическим соображениям или объявляло их неприемлемыми.

0

76

Тедди написал(а):

А какие именно предметы "унижают"?

Ровно те, которые введены в учебную программу для этой цели. Можно, в принципе, и перечислить. В первую очередь - конечно, литература и философия/история философии/история и философия науки, ранее, надо полагать, история КПСС и всякие подобные. Это, так сказать, первый ряд (соотв. для школьников, для студентов и для аспирантов/соискателей). Т.е. данные предметы представлены в программе исключительно с дисциплинарно-подавляющими целями. Во втором ряду - история, экономика, право. Ну т.е. их первичная задача не в том, чтобы опускать учащихся, и потому многие учителя/преподы вполне приличны, однако всё же неестественно высокий процент преподавателей усиленно старается не отставать от своих литературных или философских коллег. По крайней мере, когда речь идёт о преподавании данных предметов в классах и вузах с не гуманитарной специализацией. То ли данные преподы вообще не понимают принципиально чуждого для них менталитета естественников (и, соответственно, что их менталитет столь же чужд для студентов-естественников), и потому ведут себя несколько неадекватно, то ли понимают, но специально борзеют, чтобы этим "халявщикам поганым", естественникам, жизнь мёдом не казалась.

Тедди написал(а):

Вот ей-богу, тут путается местами телега и лошадь. Унижает не предмет, а конкретный человек.

А чем ещё заняться преподу предмета, который, по крайней мере, в данном месте и в данное время, практического смысла не имеет? Можно, конечно, отстраниться и стараться не делать почти ничего. Но могут поймать и привлечь к ответу. Да и экзамен, самое главное, учащимся всё равно придётся сдавать. Поэтому не готовить их к экзамену тоже нельзя. То, что сам экзамен по предмету заведомо унизителен, независимо от того, кто именно будет его принимать (на письменном по литературе ты и не видишь этого человека, а просто понимаешь, как примерно будут оценивать), и тем более независимо от учителя - это как?

0

77

Тедди написал(а):

С другой стороны, не держать же их на Гаррипоттере и Человеке-пауке до 30 лет, когда станет "можно" читать "взрослые" книжки. Они ведь так на комиксоидном уровне и останутся.

Г.Поттер и Ч.-П. не менее ужасны. На самом деле, принципиальной разницы нет: что там, что там идёт пропаганда практически одних и тех же понятий, морали и т.н. ценностей. Качественно накачанный русской классикой в школьном возрасте человек не менее страшен (или для себя, или для окружающих), чем "комиксоидный", с чисто морально-этической точки зрения.

ПродавшийДушу написал(а):

Я бы поговорил об этом :D. Потому что есть ощущение, что это похоже на правду.
И как по-твоему, что это за произведения (конкретно, примеры)?

Тедди написал(а):

Присоединяюсь к Продавшему, интересно обсудить, какие именно.

Ну вот, знаете, некоторое не очень давнее время назад по ЖЖ, в частности (ну и на других ресурсах тоже) прокатывалась волна спама. Утверждалось, что от каких-то "нашистов" или им подобных. В спаме выражалась обеспокоенность количеством подростковых самоубийств, и под это дело шла агитация типа того, что чуть ли не запретить социальные сети (ну да, конечно, это они во всём виноваты), а если не запретить их самих совсем, то поставить под жёсткий контроль, цензуру, устроить охоту на ведьм (ведь очевидно же, что виноваты враги, засевшие в социальных сетях), за всеми следить, а собственно подросткам - вообще запретить там регистрироваться, а лучше вообще запретить выходить в инет, и т.д. в таком духе. Ну и дальше пропаганда про моральные ценности - типа, в инете вообще дрянь сплошная - кроме пропаганды самоубийств, там ещё порнуха, поэтому, значит, да, подросткам надо запретить.

И вот когда я это увидел, я как-то удивился. Как можно смотреть и не видеть главного-то источника пропаганды самоубийств (если уж эта тема действительно волнует). Это, пардон, да, она самая, школьная программа по литературе. Ну и вообще литературная классика в более широком смысле. Посмотрите на эти произведения внимательнее: ну там же чуть ли не в каждом втором произведении очевидно положительные герои совершают самоубийство в буквальном смысле тем или иным способом, по какому-либо поводу. В остальных же - или проявляют какое-то как минимум систематически (полу)суицидальное поведение, или просто действие заканчивается такой дрянью, что в общем, хотя прямо не говорится, но очевидно подразумевается, что лучше бы главному герою было застрелиться нафиг. Биографии ряда авторов, скажем так, тоже как бы намекают.

В общем, хорошенький такой "моральный образец" получается, когда на каждом шагу упоминается самоубийство, причём как бы всегда некоего положительно персонажа. И причём часто по каким-то довольно-таки гнилым поводам. Суицид романтизируется, подаётся как какое-то универсальное средство решения моральных и этических проблем. И почти никогда не подаётся каких-то, скажем так, более-менее положительных альтернативных примеров выхода из ситуации. И чего же после этого ожидать от подростков, которые подвергаются такой обработке?

0

78

Сначала про учительницу. Описанный скандал был в ее практике регулярным или единственным запомнившимся?

Toman написал(а):
Тедди написал(а):

А какие именно предметы "унижают"?

Ровно те, которые введены в учебную программу для этой цели. Можно, в принципе, и перечислить. В первую очередь - конечно, литература и философия/история философии/история и философия науки, ранее, надо полагать, история КПСС и всякие подобные

    Ну ладно, допустим, что "литература призывает к самоубийству". А философия-то чем унижает? Ну, кроме необходимости учить то, что не слишком интересно. Замечу, что прививание потомству принципов, на которых зиждется общество родителей - совершенно нормальная практика во всем мире, в любом режиме и любой идеологии. Естественные правила игры в любой стайной жизни.
   Вот мне в школе были дико неинтересны физика и геометрия. Значит ли это, что они введены в программу, чтобы меня унизить? :)

Toman написал(а):

Суицид романтизируется, подаётся как какое-то универсальное средство решения моральных и этических проблем.

  Это сильно-сильно преувеличено. Или исследуется крайне узкая выборка сюжетов.  Полно в литературе и позитива и размышлений о том, как сделать лучше. А уж вывод, мол прочитало дитё про самоубийство в книжке - тут же пойдет и самоубьется само - дикое упрощение и преувеличение в духе "сегодня он играет джаз..."
   Другое дело, что литература в целом, как зеркало нашей действительности, не может пройти мимо темных сторон жизни. Хотя предостаточно написано и благостных сказочек, нужно только решить, что тебе нужно и выбрать.
   Третье дело - что публика в массе предпочитает страшилки и виртуальные страдания. Это уже компенсаторная функция - искусственно вызвать прилив адреналинчика, сымитировать бурную жизнь, не ввязываясь в реальные траблы.
   Добавлю, что именно русская классика знаменита не бессмысленным смакованием чернухи, а активным сочувствием и сопереживанием людскому горю. Именно поэтому ее лениво, скучно и противно читать верхоглядам-гедонистам.

   На гневные филиппики в адрес такой злой, вредоносной морали хочу напомнить бессмертный афоризм - "Благочестие, ханжество, суеверие - три разницы". Все-таки не стоит отождествлять мух с котлетами, а грязную воду с ребенком.

    И еще. Какие-то литературные произведния вызывают ваше безусловное одобрение? Можно назвать несколько, которые безусловно хочется рекомендовать окружающим?

0

79

Toman написал(а):

Суицид романтизируется, подаётся как какое-то универсальное средство решения моральных и этических проблем.

А всё же, конкретно, какая это книга? Как пример.

0

80

Тедди написал(а):

Сначала про учительницу. Описанный скандал был в ее практике регулярным или единственным запомнившимся?

Вообще выставление на публичное посмешище - это да, регулярное мероприятие. Также регулярными были особенно усиленные нападки на данного конкретного человека. Ну а этот случай - да, единственный, когда прозвучало совсем уж впрямую оскорбление такими словами. Однако даже одного такого случая более чем достаточно.

Скажем так, я бы, допустим, сам мог выругаться на какого-нибудь школьника в стиле "ну ты что, дебил, что ли?" - но это только если он, допустим, будет каким-нибудь топором или какой-нибудь железкой злостно и опасно размахивать, или, допустим, толкаться на краю платформы перед прибывающим поездом и т.п. - ну, в общем, понятно. Ну или можно себе представить, что школьник бы стал отвечать нарочито по-хулигански, материться и устраивать какую-нибудь клоунаду - тогда тоже ещё как-то можно так отреагировать (хотя уже крайне нежелательно, если эта клоунада не представляет опасности для него и окружающих). Но употреблять такие или даже более жёсткие слова (а там на самом деле звучали именно более жёсткие и злые по эмоциональной окраске слова) на уроке в качестве комментария устного ответа, причём вполне корректного, разумного и не хулиганского - это вообще ни в какие ворота. Не знаю, как на это посмотрели остальные присутствовавшие, но имхо, таких слов было вполне достаточно, чтобы полностью потерять уважение всего класса (хотя до того такое уважение, я уверен, было, вполне всерьёз).
Не знаю... Есть версия, конечно, что этот товарищ как-то взглядом "загипнотизировал" учительницу и вывел из себя, скорее всего, невольно (тем более, с ним уже был аналогичный случай на уроке физики, когда учительница его обложила примерно такими же словами, когда он обратил внимание на ту лажу, которую она говорила). Есть и другая версия - что, может быть, он ещё с седьмого класса (т.е. когда я в этой школе ещё не учился, и потому не знаю реальных событий) как-то по-чёрному затроллил учительницу литературы, и потому она на него все последующие два года смотрела зверем.

0

81

Тедди написал(а):

Ну ладно, допустим, что "литература призывает к самоубийству". А философия-то чем унижает?

Не надо путать всё в одну кучу. Унизительность предмета литературы в общем-то не особо зависит от того, к чему там призывают рассматриваемые в курсе произведения. Это две разные проблемы.

Тедди написал(а):

Ну, кроме необходимости учить то, что не слишком интересно.

Более точно сказать - то, что бесполезно.  Те же имена, даты и всякие исторические слова и названия концепций не нужны никому, кроме тех, кто интересуется или изучает историю философии. Но интересоваться и изучать хорошо, когда добровольно, а насильно заставить интересоваться всё равно нельзя, да и зачем это надо?
В то же время, сама философия как таковая - это вещь слишком личная и интимная, чтобы можно было пытаться в режиме массового образования донести до студентов содержание концепций. Это попросту невозможно, при технологиях массового образования в результате таких попыток до студентов доносятся только ничего не значащие слова об этих концепциях и понятиях, а не сами понятия. Какой смысл заставлять учить ничего не значащие слова?
А как только появляется кто-то облечённый властью, и заставляющий учить и воспроизводить ничего не значащие слова (ну, может быть, и значащие - но только явно видно, что этот кто-то совершенно не заморачивается тем, понимает ли кто-то смысл, или нет, а то и старается, чтобы именно не поняли), сразу возникает стойкое ощущение: "ребята, это какой-то культ, и сейчас нас будут заставлять кому-то/чему-то поклоняться". А поклоняться под принуждением - это как бы явно унизительно, вроде как это очевидно.

В литературе (в смысле, в школьном предмете) - то же самое, только для детей (школьников, то есть). Теоретически может говориться всё что угодно о целях этого предмета, но на практике всё упорно сводится к риторике во славу чего-нибудь наперёд заданного, естественно, столь же принудительной.

Почему так происходит, я не знаю, но могу предположить, что источник проблемы в том, что эти гуманитарные дисциплины и традиции их преподавания имеют прямую преемственность от церковно-религиозных традиций, от преподавания на всяких теологических факультетах, с которых собственно начинались европейские университеты. Времена и политические режимы меняются, но традиции и подходы остаются. Должна быть, например, какая-то священная книга, которую надо читать и цитировать наизусть. Даже если священной книги как таковой нет, то надо придумать ей хоть какую-то худо-бедно замену. В крайнем случае сойдут конспекты лекций. Но совсем без священной книги и цитирования наизусть - никак нельзя, это традиция. Должны быть святые и т.п. непререкаемые авторитеты, а также могущественная организация, наделённая полномочиями назначать этих самых святых. Традиция такова, что, о чём бы ни был предмет, необходимые для организации принудительного культа и поклонения элементы отыскиваются или создаются носителями традиции буквально на подсознательном уровне.

0

82

Toman написал(а):

Вообще выставление на публичное посмешище - это да, регулярное мероприятие.

   За дело или по капризу? Мне в жизни встречались среди педагогов и тупые психопаты и умные психопаты и своеобразные "добрые ругатели", чья гиперэкспрессивная манера чаще забавляла, чем напрягала. Было несколько оригиналов типа "городских сумасшедших", но это уже в институте.  Ну и, конечно, встречались серые личности, формально и неинтересно отчитывающие курс. Ну и, конечно, неприятно вспоминать наиболее несправедливые моменты.
   Но я по жизни пофигистка. Проехали, угроза миновала - живем дальше.

Toman написал(а):

Есть версия, конечно, что этот товарищ как-то взглядом "загипнотизировал" учительницу и вывел из себя, скорее всего, невольно (тем более, с ним уже был аналогичный случай на уроке физики, когда учительница его обложила примерно такими же словами, когда он обратил внимание на ту лажу, которую она говорила). Есть и другая версия - что, может быть, он ещё с седьмого класса (т.е. когда я в этой школе ещё не учился, и потому не знаю реальных событий) как-то по-чёрному затроллил учительницу литературы, и потому она на него все последующие два года смотрела зверем.

   Все может быть. И учительница могла быть несправедлива к отдельно взятому юноше. Некрасиво, скверно, но все, в конце концов, живые люди с нервами и шизами. И маленький гаденыш ангелочек мог сделать что-то недопустимое, но незаметное окружающим. Мне встречались по жизни такие вот скрытые садисты, которые могли безобидным с виду замечанием ужалить в самое больное место, унизить или подставить, виртуозно играя роль святой невинности. "А что такого? Я ничего такого не сказал(а)..." И верили им, а обиженный выходил дураком и кляузником. Тоже талант...

ПродавшийДушу написал(а):

А всё же, конкретно, какая это книга? Как пример.

  Вспоминается только "Гроза" Островского. Хотя главное там вовсе не самоубийство. Кстати, вот там-то по ходу действия и затерроризировали неповинного человека только что описанным мной образом.

   Нужна ли философия и прочие изыски при получении образования? Так это с какой стороны считать. Наполовину полный у нас сосуд или наполовину пустой. :)
   Если позволить решать учащимся, то большинство выберет не учиться, по-возможности, ничему. Зачем париться, перетруждаться, "красоту свою портить"? http://funportal.info/smiles/smile146.gif  "Значащие" слова или "назначащие" во многом зависит от качеств наставника, но во многом - и от степени любознательности ученика.
   Повторюсь, что плохо составленный курс или профнепригодного учителя нельзя отождествлять с самим предметом или наукой.
   Любой учебный предмет тренирует мозг на усвоение информации, расширяет кругозор, показывает, что в жизни есть масса интересных сторон, окромя гаррипоттеров и игрушек. Впрочем, ведь заставить учиться нельзя. Куча нежелающих так и делает: отсиживает уроки с пустой башкой, кое-как вытягивает экзамены и контрольные и отправляется отдыхать "с пивасиком".
   

Toman написал(а):

Должны быть святые и т.п. непререкаемые авторитеты,

  Таки должны быть. И лучше пусть это будут философы, чем бандиты.

   А что насчет любимых книг?

0

83

Тедди написал(а):

Это сильно-сильно преувеличено. Или исследуется крайне узкая выборка сюжетов.

Ну да, не все произведения попадают в эту категорию. Но тех, что есть, вполне достаточно.

Тедди написал(а):

Полно в литературе и позитива и размышлений о том, как сделать лучше.

Ну да, размышления - это у нас в литературе завсегда. Помыслит-помыслит вот так главный герой, как сделать лучше, а получается (по сюжету), прямо по Черномырдину - как всегда. Все в заднице, кругом враги, выхода нет и всё такое, и ещё моральные ограничения давят, как камень. Конечно, так оно больше похоже на жизнь, но... негатив хорош в меру, а когда он идёт сплошным потоком, это же реальную депрессию можно нагнать. Кстати, на меня и художестенные книги с "позитивом" в сюжете тоже депрессию нагоняют в большинстве случаев. Или нагоняли до недавнего времени (т.е. в том числе в школьные годы). Принцип простой: если всё кончается плохо, то главным героям сопереживаешь (а также пугаешься перспективы попасть сам в аналогичную засаду), если же всё по сюжету хорошо, то, соответственно завидуешь. Т.е. куда ни кинь, на выходе тоска и депрессия. (Ну, есть ещё третий вариант, который реализуется, пожалуй, чаще всего: произведение само представляет собой тоску зелёную, и читать это невозможно, но надо, но в итоге всё равно так и не удаётся прочитать до конца - как правило, сам сюжет в таких случаях эмоционального отклика не вызывает, т.к. на это уже не остаётся сил).

Тедди написал(а):

А уж вывод, мол прочитало дитё про самоубийство в книжке - тут же пойдет и самоубьется само - дикое упрощение и преувеличение в духе "сегодня он играет джаз..."

Разве я делаю такой вывод? Конечно, не тут же. И, конечно, только ничтожный процент общего количества читателей реально самоубьётся. Однако, мне кажется, между интенсивностью пропаганды суицида и суицидального поведения в художественно литературе и вероятностью реализации оного на практике, связь самая прямая. Вначале при чтении литературы школьник десятки раз встречает такое поведение, причём в большинстве случаев у того из персонажей, который может быть принят за моральный образец, и в голове так исподволь устаканивается, что есть вот такой метод решения проблем, и в ряде случаев он даже в каком-то смысле срабатывает. А потом кто-то этого школьника припирает к стенке, иногда припирают одновременно несколько людей или факторов независимо, проблема представляется фатальной, школьник впадает в депрессию и начинает думать о самоубийстве. То есть, может быть, его вообще никто к стенке так сильно не припрёт, и тогда всё обойдётся (по крайней мере на этом этапе жизни). Может быть, припрут, но суицидальные мысли и останутся только мыслями, и будет найден хоть какой-то психологический выход (хотя в общем скорее всего тоже не очень конструктивный). Но кто-то таки не выдержит.

Тедди написал(а):

Другое дело, что литература в целом, как зеркало нашей действительности, не может пройти мимо темных сторон жизни.

Это всё так, но только зачем этот негатив детям в головы заливать? Им и так несладко, по ряду причин. Про тёмные стороны жизни можно всё-таки рассказать каким-нибудь сухим языком сводок и рекомендаций, а не пугать страшными художественными картинками.

Тедди написал(а):

Третье дело - что публика в массе предпочитает страшилки и виртуальные страдания. Это уже компенсаторная функция - искусственно вызвать прилив адреналинчика, сымитировать бурную жизнь, не ввязываясь в реальные траблы.

Так вот, у детей/подростков школьного возраста реальных траблов и так выше крыши. А тут их грузят чьими-то ещё страданиями, которые либо идентифицируются как какая-то вообще замшелая ерунда, либо как что-то, допустим, и серьёзное, но совершенно непонятное, либо как ... "Э-э-э, хо-хо - да это же как раз мой случай! Ну-ка, ну-ка, посмотрим, как герой из этой ситуации будет выходить! Так, так ... упс... Хм.. хреновы же мои дела..."

Тедди написал(а):

Добавлю, что именно русская классика знаменита не бессмысленным смакованием чернухи, а активным сочувствием и сопереживанием людскому горю.

А чья классика отличается бессмысленным смакованием чернухи?

Тедди написал(а):

Именно поэтому ее лениво, скучно и противно читать верхоглядам-гедонистам.

То есть, я - это и есть тот самый верхогляд-гедонист, судя по всему? :blush:

Тедди написал(а):

На гневные филиппики в адрес такой злой, вредоносной морали хочу напомнить бессмертный афоризм - "Благочестие, ханжество, суеверие - три разницы". Все-таки не стоит отождествлять мух с котлетами, а грязную воду с ребенком.

Не понял данного иносказания. Тут требуются более прямые разъяснения, боюсь.

0

84

Тедди написал(а):

И еще. Какие-то литературные произведния вызывают ваше безусловное одобрение? Можно назвать несколько, которые безусловно хочется рекомендовать окружающим?

Тедди написал(а):

А что насчет любимых книг?

Это совершенно разные вопросы. Какие книги понравились лично мне, и какие я считаю возможным рекомендовать всем... Соответственно, наборы книг тут будут разные. Хотя насчёт "рекомендовать всем" я вообще как-то не уверен, что такие книги есть. Всё-таки на то они и называются художественной литературой, а вкусы у всех разные. Даже не в смысле морали, а хотя бы по чисто техническим моментам, по языку, которым пишет автор и т.д.

Про свои любимые книги расскажу, наверное. Но чуть позже - а то спать хочется. В общем и целом, у меня есть предположение, что мне больше всего нравятся те книги, в которых больше этакого прямого, грубого, откровенного резонёрства и соответствующих резонёрских персонажей, которые толкают свои моральные речи, или ведут диалоги о морали. Ну или, в крайнем случае, если таким резонёром работает автор. Но это уже очень рискованный трюк, когда автор от своего лица такое говорит, т.к. легко может показаться занудным.

0

85

Toman написал(а):

А чья классика отличается бессмысленным смакованием чернухи?

   Не классика, а бесчисленная массово-развлекательная литература с дежурными хэппиэндами, где те же отрицательные стороны оставляют впечатление пикантной и не слишком-то трудной игры. Сразу скажу, что не отрицаю легкого чтива, как такового. :)

Toman написал(а):

То есть, я - это и есть тот самый верхогляд-гедонист, судя по всему?

   Нет. Это не личное, это обобщенное.

Toman написал(а):

если же всё по сюжету хорошо, то, соответственно завидуешь. Т.е. куда ни кинь, на выходе тоска и депрессия.

    Забавно, у меня примерно такие же отношения с музыкой. Когда накатит депрессия, то грустная музыка ее усугубляет, а жизнерадостная - тоже усугубляет, потому что становится завидно.  :D

Toman написал(а):

зачем этот негатив детям в головы заливать? Им и так несладко, по ряду причин. Про тёмные стороны жизни можно всё-таки рассказать каким-нибудь сухим языком сводок и рекомендаций, а не пугать страшными художественными картинками.

Toman написал(а):

у детей/подростков школьного возраста реальных траблов и так выше крыши. А тут их грузят чьими-то ещё страданиями, которые либо идентифицируются как какая-то вообще замшелая ерунда, либо как что-то, допустим, и серьёзное, но совершенно непонятное, либо как ... "Э-э-э, хо-хо - да это же как раз мой случай! Ну-ка, ну-ка, посмотрим, как герой из этой ситуации будет выходить! Так, так ... упс... Хм.. хреновы же мои дела..."

   Лучше до совершеннолетия держать в розовых очках? Тогда кругом чтения таки будет гаррипоттер и учебник ОБЖ. А на выходе - "цельные и крепкие натуры".  :D

Toman написал(а):

Однако, мне кажется, между интенсивностью пропаганды суицида и суицидального поведения в художественно литературе и вероятностью реализации оного на практике, связь самая прямая. Вначале при чтении литературы школьник десятки раз встречает такое поведение, причём в большинстве случаев у того из персонажей, который может быть принят за моральный образец, и в голове так исподволь устаканивается, что есть вот такой метод решения проблем, и в ряде случаев он даже в каком-то смысле срабатывает.

    Так все-таки хотелось бы список произведений из школьной программы и внеклассного чтения, где сюжет построен по упомянутому принципу и из прочтения следует, что суицид - единственный выход из трудностей для хорошего человека.

0

86

Свежие новости с полей битв. Стенка на стенку (или плеть на обух?) на Всероссийском съезде преподавателей литературы. http://lenta.ru/articles/2012/07/11/teachers/
  А это навскидку найденное интервью моего любимца, Сергея Волкова.  http://rusk.ru/images/2011/19178.jpg
Раньше его не упоминала, потому что напрочь потеряла в пустой башке, как его зовут. Помню, что покорил он меня еще в перестроечные или постперестроечные годы первым же участием в какой-то теледискуссии, которые еще не были похожи на нынешние "шоу погорелого театра".
http://www.rg.ru/2011/03/15/volkov.html

0

87

Тедди написал(а):

Toman написал(а):

    А чья классика отличается бессмысленным смакованием чернухи?

Не классика, а бесчисленная массово-развлекательная литература с дежурными хэппиэндами

Как же так? Чернуха и хэппиэнд в одном флаконе? Я что-то такого, пожалуй, не встречал. Если уж какая бяка начинается, то это, вроде бы, верный признак, что конец будет не хэппи...

Тедди написал(а):

Забавно, у меня примерно такие же отношения с музыкой. Когда накатит депрессия, то грустная музыка ее усугубляет, а жизнерадостная - тоже усугубляет, потому что становится завидно.  :D

А у меня, пожалуй, наоборот. Ну т.е. в подавляющем большинстве случаев музыка, если она вообще нравится (осмысленно воспринимается) настроение улучшает. "Весёлая" и "грустная" она - это, конечно, определяется, но к реальным испытываемым эмоциям это имеет очень далёкое отношение.

Тедди написал(а):

Лучше до совершеннолетия держать в розовых очках?

Да уж какие там розовые очки... Всё время на нервах, прессуют не хуже, чем взрослых. Только когда человек взрослый, то ему в каком-то плане легче, потому что его уже, в большинстве случаев, сломали, и можно воспринимать всё происходящее как "да пофиг уже, пошло оно всё..." и "да без толку уже рыпаться, не будем лезть на рожон, как бы чего не вышло". А вот пока не взрослый - так не получается, тут всё приходится делать всерьёз, и соответственно прессуют тоже всерьёз.

Тедди написал(а):

Тогда кругом чтения таки будет гаррипоттер и учебник ОБЖ

Гаррипоттер??? Ну не знаю... Может быть, конечно, в этом и есть тайный смысл литературы в школе - создать настолько мощное физиологическое отвращение к чтению художественной литературы, чтобы человек уже и гаррипоттеров читать не мог, чтоб его от этого выворачивало. Ну, как там алкоголиков "кодируют" :) Но только это со мной сработало так хорошо, а с большинством школьников как раз наоборот вышло: от классики успешно отвратили, а гаррипоттеров и всякие прочие фэнтези всё же читают со страшной силой. Так что в основной массе круг чтения как раз именно таков и есть. И во многом благодаря школьному предмету "литература".

Тедди написал(а):

Свежие новости с полей битв. Стенка на стенку (или плеть на обух?) на Всероссийском съезде преподавателей литературы. http://lenta.ru/articles/2012/07/11/teachers/

Ну вот, опять традиционная истерика...  Почему-то больше всех всё время кричат учителя литературы, при том, что, казалось бы, объективно-то гораздо больше проблем падает с этим, как его, "стандартом", на естественников. Вот как раз у литературщиков есть хотя бы русский язык, т.е. вроде как о полном отстранении оных речь всё равно не идёт.

Тедди написал(а):

http://www.rg.ru/2011/03/15/volkov.html

И эти традиционные, в очередной раз, филологические шовинистские наезды на естественников. Все предметы, блин, равны, но некоторые (разумеется, гуманитарные, и в первую очередь, конечно, литература), блин, равнее и выше других. И после этого ещё кто-то удивляется, за что их с их предметом многие настолько не любят. Ведь это наверняка учитель именно из хороших, на общем фоне. (Кстати, 57-я школа, строго говоря, не только математическая). И всё равно... Ну, я понимаю, что каждый приличный учитель, вообще-то, любит свой предмет больше других. Но вот так вот настолько лихо, не стесняясь превозносить свою область, пренебрежительно высказываясь о других... Ну, я ещё мог бы вообразить в таком амплуа математика какого-нибудь - но почему-то такое если и встречатся, то редко. Может быть (даже скорее всего) внутри себя они так и думают, что математика - рулит, а всё остальное, без исключения - фигня на палочке, но у них как-то хватает такта не высказывать это вслух общественности и своим школьникам. А вот филологи непременно выскажут, что они важнее всех, и в своём преподавании тоже требуют от школьников такого же отношения к предмету - как к самому главному. Вот за эти-то непомерные понты, видать, и не любят, в большинстве своём.

Вообще, если так немножко логически рассуждать, то худ. литература - это такое искусство, не более. А есть ещё, допустим, изобразительное искусство (плюс архитектура, плюс промышленный дизайн), есть музыка, есть танец, ну ещё всякое. Совершенно непонятно, с чего это вдруг предмет "литература" должен занимать в общеобразовательной программе место большее, чем "музыка", или "изобразительное искусство", или "танец" (которых в старших классах и вовсе нет почему-то). Что, тоже все искусства равны, но некоторое равнее?

Вообще, увы, интервью всё же производит впечатление или некоторого наивного неадеквата, или чего-то очень лицемерного.

Волков написал(а):

И вот я вижу, что дети, пришедшие в 8-й или 9-й класс и выбравшие в качестве будущей специальности математику, поначалу не читающие, начинают читать и постепенно растут. Вдруг оказывается, что это им интересно, что-то их зацепило, и к окончанию школы они уже не могут представить себя без литературы. Ведь в чем беда? В 8 - 9 классе они еще не знают, что литература - это здорово и могут ее не выбрать. А потом спохватываются.

Звучит красиво и благородно. Но... а зачем для этого жёсткая программа, зачем для этого палочная дисциплина, двойки (ну т.е. по факту наказания), принуждение, мучительные сочинения? Бедненькие-бедненькие дети, читать они не привыкли, к прекрасному не приобщились - розгами их, розгами, чтоб, понимаешь, к прекрасному в быстреньком темпе приобщились! Фактически-то именно так это переводится на простой язык.

РГ: Откройте секрет - как привить вкус и любовь к книге?

Волков: Чтением в классе вслух.

Трындец... Я вот, например, чтение вслух ненавижу во всех проявлениях. Т.е. и сам читать вслух крайне не люблю (если что-то читаю вслух, то содержание текста не воспринимаю вообще, спросить меня, о чём вообще было в прочитанном только что фрагменте - не отвечу - я ж его не читал вообще, а вслух зачитывал, тут уж или одно, или другое). И если кто-то читает, ну, тут уровень понимания текста чуть-чуть лучше, но тоже очень слабый. Тоже в большинстве случаев довольно трудно было бы ответить на вопрос "о чём был текст", зато гораздо проще - "каким методом хотелось укокошить чтеца/диктора" :)

Каждый раз, подходя к новому произведению большого объема, я понимаю, что сейчас будет трудно всем. Может, фрагментик взять? Но мы же не имеем права этого делать! Одна из питерских учительниц верно заметила, что все нынешние достижения по поддержанию образовательной планки - это личные достижения педагога, а не достижения системы. Например, сейчас можно не учить детей писать сочинения, потому что на ЕГЭ это не требуется.

РГ: Наверно, кто-то из педагогов и не учит.

Волков: Я как-то подсчитал, что две недели в год трачу на проверку сочинений. У меня вообще-то есть чем заполнить это время...

Т.е. опять в переводе на русский: вообще-то мучить детей уже не обязательно, но как же так?! Мучить же надо, что ж за бардак настал, что уже некоторые отказываются от этой священной традиции. Но мы, настоящие садисты, от неё не отступаем, мы же не имеем права.

И ещё, блин, Солженицын и "Архипелаг Гулаг", вслух на уроке. Ужоснах... Ну, хотя, может быть, благодаря тщательному отбору при приёме школьников, и благодаря определённому коллективу учителей в данной школе можно и не бояться элементарно получить по лицу, но в качестве общей рекомендации такое предлагать, думаю, немножко небезопасно. У кого-нибудь ведь могут и нервы не выдержать.

0

88

Toman написал(а):

Всё время на нервах, прессуют не хуже, чем взрослых. Только когда человек взрослый, то ему в каком-то плане легче, потому что его уже, в большинстве случаев, сломали, и можно воспринимать всё происходящее как "да пофиг уже, пошло оно всё..." и "да без толку уже рыпаться, не будем лезть на рожон, как бы чего не вышло". А вот пока не взрослый - так не получается, тут всё приходится делать всерьёз, и соответственно прессуют тоже всерьёз.

А я думаю, что прессуют как раз лучше, чем взрослых, значительно лучше :D. Вообще, школьное образование — это жесть в принципе. Я считаю, ребёнок должен обучаться дома, и если для это есть хоть малейшая возможность, за неё надо цепляться. Гуглите "семейное образование", это законно и вполне реально.

0

89

Ух ты! Какие страсти! Прям "демоны замуровали"!   [взломанный сайт]  [взломанный сайт]  [взломанный сайт]  [взломанный сайт]

Toman написал(а):

Только когда человек взрослый, то ему в каком-то плане легче, потому что его уже, в большинстве случаев, сломали, и можно воспринимать всё происходящее как "да пофиг уже, пошло оно всё..."

   Ага. То-то я смотрю, что кругом все такие сломленные-сломленные.  [взломанный сайт]  Чуть зазеваешься - раз!- и голову откусить норовят. А ведь тоже литературой измученные - не в прок, видать, пошло.  :D
     Где можно было разглядеть в интервью Волкова призыв к розгам - интересно?. Впрочем, как говорил Хазанов, каждый в одном и том же пейзаже видит свое: один красивое дерево, другой - пьяницу, лежащего под деревом.  :D
    Как раз Волков-то и не сторонник жесткой программы и гнобления двойками, это даже в этом интервью проскальзывает.

    Музыку сейчас ввели в программу до какого-то класса. Но за неимением нормальных преподавателей зачитывают теоретический курс чисто формально, не оставляя никаких почти полезных знаний. Знаю по знакомым детям. А при отсутствии достаточного количества часов практическое обучение музыке и вовсе невозможно. Это очень трудоемкий предмет. С танцами то же самое: ни кадров, ни учебных часов. Хотя - верно - неплохо бы. 

  Домашнее образование сейчас, вроде, разрешено. Другое дело, что финансово это здорово встанет, если не ограничиваться программой 4-х начальных классов.

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » У самовара » Образование школьное и всякое