КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Как играть форшлаги?

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

Хотя я еще не приступала вплотную к этому украшению, но все же несколько раз сталкивалась. И пару раз мне показывали, как это делается, но время идет и все вылетает из памяти. Смутно помнится, что там не просто быстрая смена пальцев левой, а нечто вроде нисходящего легато. Беда в том, что встреченные мной тут форшлаги обозначены более низкой нотой, чем основная (например, соль-диезля на первой струне). Нисходящее легато не подходит.
   Подскажите, добры люди! :)

0

2

Форшлаги разные бываюn. Из Вашего описания не совсем понятно какой из них. Не могли бы этот кусочек сюда для наглядности?

0

3

Сейчас нет ни нот ни сканера. Попробую на словах: форшлаг соль-диез перечеркнутой восьмушкой, дальше ля четверть, соединены лигой. Все на первой струне.

0

4

Значит так, если все правильно я понял - маленькая перечеркнутая нотка восмушка - это соль диез, а основная четверная крупная - ля. Если так, то это короткий восходящий форшлаг. Может исполняться за счет предыдущей длительныости или за счет длительности основной ноты. Сейчас в основном играют за счет длительности основной. В вашем случае исполняется приемом восходящего легато. Чтобы не морочить голову, какой длительности должна быть первая нота (потом по вкусу подберете), главное,чтобы она была очень короткой (в диапазоне от 32-й(ближе к морденту)  до 16-й(но не длиннее) ), т.е ставим палец на соль-диез и извлекаем звук и буквально сразу же опускаем резко другой палец на ля. Суммарная длительность этих двух нот должна составлять четвертину.
Сначала пробуйте играть без форшлага с основной нотой, чтобы уловить ритмический рисунок того, что играете, а лишь потом приступайте к форшлагу.

0

5

:yes: Спасибо!
  Все-таки не обойтись без нелюбимого восходящего легато. :) Плоховато оно пока получается. А пропускать форшлаги - это уже приходилось. Мне еще на начальном этапе присоветовали: лучше игнорировать украшения, чем играть их коряво.
  У меня там еще встречный бас. Каак я понимаю, его надо играть одновременно с форшлагом, иначе никакой реакции не хватит - взять нижнее ля одновременно с верхним в середине "трынька". :)
  Вот вся "фигура", на всякий случай.

0

6

Соль диез берется одновременно с ля на пятой, но почему ля на первой бертся третьим пальцем? Видимо второй для чего то другого бережется

0

7

Index_K написал(а):

Видимо второй для чего то другого бережется

Ах да! Вторым берется то самое нижнее ля на 6 струне . Там ноты еще и стакаттированные - обрезки точек видны немного. Попробовала - получается, еще раз спасибо. Только надо тренироваться, чтоб звучало убедительно. :)

0

8

Тедди написал(а):

Все-таки не обойтись без нелюбимого восходящего легато.

Так восход. легато проще нисходящего :blink:

0

9

alisssa написал(а):

Так восход. легато проще нисходящего

Кому как... кому как... Сдергивать палец со струны я уже научилась. А вот долбануть им по грифу, чтобы хоть что-нибудь внятное прозвучало - пока не получается. Комариные писки и рыбкины вопли.

0

10

Да в , общем то долбать не надо. Надо очень быстро и точно опустить палец на струну с высоты не более 2.5 - 3 см. Примерно со скоростью - вот как тут хлопает глазами :cry:

0

11

Index_K написал(а):

долбать не надо. Надо очень быстро и точно опустить палец на струну

Ну, не знаю... Может разница в "весовых категориях" сказывается. :) Но на моей колокольне, чтобы издать хоть какой-то звук, приходится пальцем стукнуть не без усилия.

0

12

Извините, Тедии, я конечно не знаю как у Вас левая рука располагается на грифе, но если ее поставить, так, как нарисоваано у Тенанта (а не по-виолончельному, то есть наискосок), то уверяю - все получится. Да и попробуйте просто постучать одним пальцем по стуне, чем резче, тем лучше, ощутите скорость, а не "вдавливание" струны в гриф. :new_russian:

0

13

Index_K написал(а):

по-виолончельному, то есть наискосок

Это как? Как держит тот тип - Голбрайт, кажется? Или под крутым углом, как Буше? Нет, держу гитару классическим способом, как описано у Теннанта и во всех попадавшихся на глаза советских учебниках.

Index_K написал(а):

Да и попробуйте просто постучать одним пальцем по стуне, чем резче, тем лучше, ощутите скорость, а не "вдавливание" струны в гриф

Стучу... Только пальцы у меня ощутимо слабее мужских. :) Среднестатистический мужчина раза в три сильнее женщины. Не говоря уже о качке-Теннанте. Так что, то, что для одного - легкое постукивание, для другого, точнее, для другой - тяжкий труд. :)

0

14

Вот в этой самой 3-й части сюиты "Баллады" вообще в "интро", т.е. начальной, относительно простой части, имеется аж двойное восходящее легато. Вот тут уж, как я ни стараюсь, действительно проблема. Ведь бить приходится вначале 3, а потом 4 пальцем - не самыми сильными. А 1-й в это время ещё и баррэ держит. Но там ведь действительно, по сути, особой силы не нужно, так что разговоры о том, кто сильнее и кто качок - они не столь актуальны. Сила нужна только такая, какая нужна, чтобы просто зажать струну. А для громкости нужна скорость. Т.е. именно тренироваться, видимо, надо на то, чтобы как можно быстрее опускать палец на струну, и при этом не пускать его отскакивать.
А для меня и в самом деле сложнее нисходящее. Если сдёргивать - то слишком часто цепляется, и звук малоконтролируемый, т.е. я даже не знаю каждый раз, чего ждать. Всякий раз немножко по-разному продавленное струной углубление на подушечке пальца. Так что менее рискованным кажется просто побыстрее поднять палец вверх - но так очень слабый звук, который никто и не слышит.
P.S. Особенно стрёмно получается, когда пытаюсь сыграть легато сдёргиванием 3-го пальца, на 1-й струне с 7-го лада на открытую...

Отредактировано Toman (2007-12-07 05:09:46)

0

15

Пр своему опыту - восходящее легато поначалу плохо получается на верхних струнах, поэтому я начал с нижних. Рекомендую. Особо меня привлекало легато на шестой струне G-легато-А. Чем привлекало? Во первых - для меня оказалось физиологически проще, во - вторых, там достачно длительный сустейн, поэтому меньше усилий прилагаешь, и в третьих - частота ноты ля на шестой струне и резонанс корпуса гитары почти совпадают (для классики 4/4), потому вы сразу почувствуете эффект легато. Можно даже добиться более громкого звучания неосновной ноты. Там также можно "отрабатывать удары" пальцами в разных комбинациях. Используя аппояндо - вы всегда там будете получать "нежидкое" легато. Как только мозг зафиксирует это - волей неволей он будет заставлять пальцы добиваться того же эффекта на верхних струнах. У меня все получилось.
А вот нисходящее легато я начинал с первой струны, и как отметил Toman, наибольший эффект достигается при исполении легато с переходом на открытую струну. Чем быстрее, тем прикольней и чтоб в гармонии - т.е. основным звуком может быть G, G#, A, Н, С, E, да вообще можно и все пробовать и всеми пальцами по порядку. А потом начинается заковырка. Чтобы все это громко звучало, мы поневоле все дальше и дальше отводим палец правый руки от грифа при оттягивании струны. Надо сразу же себе по этому пальцу - не гуляй далеко, а то как ты это будешь делать если рядом смежная струна? Вот тут то вся морока и начинается. Пытаясь повторить этот прием на второй струне - не тут было. И начинаешь изощряться и так и эдак - в результате все это получается, но пытаясь не задеть смежную струну, ударчик получается слабенький и звучок жиденький. Так вот и играл, пока не нашел у Тенанта, что нисходящее легато - это апояндо, только левой рукой, и на смежной струне вполне можно сделать опору. Палец правой руки же, опираясь, не создает  звука, а почему левый этого сделать не может? Пришлось переучиваться.
Теперь, вот разминаясь, играю свою любимую двухоктавную соль мажор и соль минор - наверх восходящим, вниз нисходящим.
Ничо, что я так подробно и занудно про набитые  шишки?

0

16

Index_K написал(а):

Ничо, что я так подробно и занудно про набитые  шишки?

ИМХО, это главное, чем стоит делиться на форумах по обучению чему-то. Личные впечатления и опыт. Большинство шишек, как вы уже где-то упомянули, набиваются людьми на одном и том же месте. :)

   Да, легато на 6-й звучит даже в совсем хилом исполнении. А по мере перехода к тонким струнам - караул. Что б вы ни говорили, ребята, мол, сил тратится не больше, чем нужно :), но надо ж их сначала иметь. Сытый голодного... :)

Index_K написал(а):

Чтобы все это громко звучало, мы поневоле все дальше и дальше отводим палец правый руки от грифа при оттягивании струны.

А я довольно быстро, кстати, поняла, что дело в характере движения. Не амплитудой надо брать, а твердостью и быстротой. Но тренировки доставались - жесть! Зато прогулки по звукоряду помогли подкачать хилые от природы пальцы левой. До совершенства еще - как до Луны, но звук кое-какой прорезался.

Index_K написал(а):

играю свою любимую двухоктавную соль мажор и соль минор - наверх восходящим, вниз нисходящим.

Вот это - так браво!  :clapping: Я к гаммам легато только еще мысленно прикидываюсь. Пока же время от времени только хроматический звукоряды гоняю: все больше в первой позиции, но на всех струнах и всеми пальцами в разных сочетаниях: к открытой струне, к зажатой 1-м, 2-м и т.д.

Кстати, Toman, если какое-то украшение упорно не получается, а вещь сыграть - более или менее выходит, то подробностями вполне можно на время пренебречь, оставив их для домашних тренировок. Вместо легато в большинстве случаев можно взять обычную ноту - если показать товарищам не терпится. :)

0

17

Тедди написал(а):

Кстати, Toman, если какое-то украшение упорно не получается, а вещь сыграть - более или менее выходит, то подробностями вполне можно на время пренебречь, оставив их для домашних тренировок. Вместо легато в большинстве случаев можно взять обычную ноту - если показать товарищам не терпится. :)

Так весь юмор в том, что у меня скорее вероятна такая ситуация, что я сыграю легато там, где это по нотам не положено делать, просто потому, что на такой скорости шпарить "обычные ноты" не получится. Это именно если "не терпится". (Правда, часто оказывалось, что если внимательно посмотреть на ноты, то там всё-таки и было легато :) ).
А в упомянутом случае это далеко не украшения, это основа мелодии, и там чуть не половина нот таких. И если даже и решить играть всё правой рукой, надо быть готовым фактически к подъёму скорости шевеления рукой резко в 2 раза. На что и сам композитор не рассчитывал... И аппликатура правой руки заучивается по сути неправильная - потом на нормальное легато, как положено, отдельная проблема будет переучиваться. Это ещё отдельные редкие форшлаги можно опустить, а потом их оттренировать без влияния на прочее.

0

18

Желаю успеха. Но ИМХО, если пьеса так упорно не дается, лучше для показательных выступлений выбрать что-то попроще, а ее оставить для отработки дома.
  Набивать и набивать руку на этих самых неподдающихся местах, пытаться сыграть похожие фигуры на других ладах...
  Что же касается легато, то просто в начале урока проходитесь пальцами, скажем, по всей первой позиции на всех струнах по очереди. Постепенно усложняя задания. Со временем рука поймет, что от нее требуется.

0

19

Хочу сказать на тему форшлагов.
Для исполнения форшлагов нужна сила. Из физики мы знаем, что сила это произведение массы на ускорение. Значит чем больше каждая из величин, тем больше будет сила. Поетому я понимаю Тенненда. Просто я помню его палец. Если же ваш работающий палец большой массой не обладает, то надо увеличивать скорость попадания пальца об соседний лад(при восходящем форшлаге) . Для этого нужно использовать скорость, набранную за счет массивных частей тела, каковой является сама кисть. Плюс ко всему надо раслабить палец, чтобы изначальный импульс скорости не расходовался на преодоление сопротивления мышц. В конце штриха нужно напрячь палец, чтобы увеличить массу. Мышцы как бы соединят воедино фаланги пальца и в штрихе будет учавствовать не одна масса последней фаланги, а масса всех закрепленных звеньев, то бишь так сказать фаланг. Вот, собственно говоря, вкратце и то, что я хотел сказать.

0

20

ДядяФедор написал(а):

Для исполнения форшлагов нужна сила.

Дядя Федор! С успешной публикацией и спасибо за понимание!!!  :clapping: Это как с деньгами: не думать о них можно позволить себе, когда они есть. :)
Те, кто обладает достаточной силой искренне удивляются, как это может силы не хватать? Да элементарно!

0

21

Тедди, значит скоростью берите! Знаете, когда камень в лоб летит, какой у него импульс движения? Масса, умноженная на скорость. Почему такая маленькая пуля и ... в общем понятно ... потому, что у нее скорость. А д.Федор оч грамотно написал, чтобы приложить всю массу со скоростью, в самом конце суставы надо напрячь. Пробуйте стукать себя по лбу. Вы очень быстро заметите, чем выше скорость - тем синее синяк! Успехов !

0

22

Index_K написал(а):

Тедди, значит скоростью берите!

Яволь, мой генерал!  :biggrin:  Тока ведь, чтобы получить скорость, нужно тоже приложить силу - законов физики еще никто не отменял. Или большую массу двинуть. Импульс-то не с потолка возникает. И пуля летит не потому, что пуля, а потому что ее хорошенко пнули в зад взрывом пороха.
   Неожиданно вспомнился диалог студенческих времен. Один юноша мне объяснял, что лучший вариант шпаргалки  - рулончик, намотанный на два огрызка карандаша. "Не поместится у меня в горсти такая конструкция," - говорю я ему. "Как это не поместится?"- возмущается собеседник и протягивает ладонь, - "Вот сюда вот кладешь..."
   Я протягиваю свою - моя ладонь на треть меньше.  :biggrin: Так и с силой. По статистике средний мужчина втрое сильнее средней женщины. :)

0

23

А как же играют хрупкие женщины? Щас их оч много развелось, особенно восточные мелкие, и многих мужиков обставят! А дети как играют, виртуозы?
Во-первых, смотря какая гитара!...если туго на ней играть и если хреново звучит...А у тех хрупких женщин гитарки!
А во-вторых, мы же можем мезинцем, например, тяжелую авоську уцепить, а на это силы гораздо больше надо, чем для форшлага! Но там задействованы "грубые" мышцы, а для форшлага нужны, наверное, определенные группы мышц, которые в повседневной жизни в отдельном виде не используются.  Вот у тракториста какие лапищи! А форшлаг он сыграет? :biggrin: 
Нужна независимость каждого пальца. Как у пианистов. А у нас безымянный тормозит мезинец,  и наоборот, или второй тормозит третий. Вот и трудно запустить палец со скоростью. И ДядяФедор прально написал  - расслабить надо палец перед движением, но как, если вся клешня склеена. Дело не в силе, а в элластичности и независимости мышц, и в образовании в башке нужных связей :derisive:
Это я теоретичски...сама мучаюсь...

0

24

alisssa написал(а):

А как же играют хрупкие женщины? Щас их оч много развелось, особенно восточные мелкие, и многих мужиков обставят!

Выходит, что "есть женщины"и в китайских селеньях :)

alisssa написал(а):

А дети как играют, виртуозы?

Ну-у! Киндерсюрпризы в пример приводить нечестно! Их - один на миллиард! Иначе маленькие моцарты и паганини не имели бы того сногсшибательного успеха.

alisssa написал(а):

А во-вторых, мы же можем мезинцем, например, тяжелую авоську уцепить, а на это силы гораздо больше надо, чем для форшлага! Но там задействованы "грубые" мышцы, а для форшлага нужны, наверное, определенные группы мышц, которые в повседневной жизни в отдельном виде не используются.

Ну да. Тут действительно совершенно разная работа мышц. Статическое усилие и динамическое - большая разница. На цепляние и держание наши руки природой запрограммированы накрепко. Грудные младенцы своими прозрачными "вермишельками" вцепляются так! - не оторвешь! А форшлаг сыграют? :) :)

alisssa написал(а):

Вот у тракториста какие лапищи! А форшлаг он сыграет?

Если хорошая координация - наверное. Таланты, они социальным происхождением не обуславливаются. Были же раньше в каждом селе и весьма ценились - "гармонисты", т.е., виртуозы-самородки.

alisssa написал(а):

Нужна независимость каждого пальца. Как у пианистов. А у нас безымянный тормозит мезинец,  и наоборот, или второй тормозит третий.
Дело не в силе, а в элластичности и независимости мышц, и в образовании в башке нужных связей

Ой, нужна! Не скажу, сколько лет я ее вырабатываю из полного йока. Из полнейшего. Если у большинства камень преткновения - правая рука, то у меня - левая. Арпеджио-то натренировала болеее-менее, а вот пальцы на нужные лады не всегда попадают до сих пор.  В очередной раз готова признать, что я, наверное, нетипичный и тяжелый случай... :resent:

0