КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Сольфеджио » Гармонизация мелодии


Гармонизация мелодии

Сообщений 1 страница 22 из 22

1

Приветствую всех!Господа,хочу научиться грамотно гармонизировать мелодию....основные понятия в теории музыки есть....хотелось бы простых и понятных объяснений (желательно с конкретными примерами)
Просто бывает так,что в голове рождаются красивые мелодии,а вот красиво и грамотно гармонизировать их не могу, получается как то просто и бледновато.

0

2

Давайте сюда свою мелодию, попробуем вместе.

0

3

вот мелодия....заранее простите,если неправильно записал....как уж смог

0

4

12-тактовый квадрат. Мелодия, похоже, в соль-мажоре, т.к. заканчивается на звуке "соль", да и вначале вполне подойдёт аккорд G. Значит, можно поставить один диез при ключе.

Сама мелодия лично у меня ассоциируется с джаз-роковым настроением. Мелодия сделана так, что допускает, наверное, много вариантов гармонизации. Навскидку, по тактам: G - Hm7 - C6 - Am7 - Em7 - Hm7 - C6 - Am7 - Hm7 - D7 - G - G. Как подбирал: в первом такте в мелодии терция си-ре, потянет аккорд соль-си-ре, т.е. G. Во втором такте в мелодии си-ре-ля, потянет аккорд си-ре-#фа-ля, т.е. Hm7, и т.д. Т.е. просто смотрим, по каким звукам идёт мелодия, и подбираем аккорд в этой тональности, который содержит эти звуки. Ну, в конце, для приличия надо сыграть оборот с доминантой, чтобы укрепить тональность в сознании слушателя. По мелодии ре-мажор вполне катит, так что всё получилось нормально. Звук си, попадающийся в мелодии на фоне этого ре-мажора, явно верхний вспомогательный (т.е. неаккордовый), а конечные соль — предъём к будущей тонике, всё логично звучит. Ну, в середине ещё можно подумать над вариантами гармоний. Давайте вопросы, если есть.

0

5

все понятно и я сам примерно так же гармонизовал,но меня то интересуют какие нить аккорды для связки остальных....так сказать те которые будут украшать....основные то я и без нот на слух определю (опыта хватает)

0

6

Алхимик написал(а):

все понятно и я сам примерно так же гармонизовал,но меня то интересуют какие нить аккорды для связки остальных...

Хотите играть больше одного аккорда в такте, так? Ну, можно попытаться гармонизировать по два аккорда в такте (может, не в каждом). Или поискать места, где на последнюю долю в каком-то такте можно взять дополнительный аккорд. Попробуйте, про тому же принципу, что я озвучил выше.

Можно попытаться добавить аккорды на паузы в конце тактов. Самый простой способ — сыграть там "доминанту" к следующему аккорду, тем или иным способом.

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-12-10 09:34:28)

0

7

http://savepic.net/379226.jpg

Гармонизация - это схема, суть произведения. Видимо, вы имели ввиду, что вас интересует дальнейшая композиционная работа. Но сперва нужно разобраться в схеме - это даст основу для дальнейшей работы.

Период 8 тактовый, с расширерением, а не 12 тактовыый, из 2 предложений 4+4+2.
В гармонизации Продавшего лад g-a-h-c-d-e-fis, т.е. g-dur. В мелодии ни разу не встречается нота fis. Строго говоря это олиготонная неполная диатоника с шестиступенным звукорядом - можно стилизировать под средневековую музыку :-), правда нужно будет подумать над ритмом. ( Исправил позже - неполная диатоника, конечно). А в полной диатонике это может быть и c-dur и a-moll и g-dur и e-moll. Так что fis при ключе может быть и не так уж нужен ;-) Правда, автором тут все же подразумевается элементарный g-dur, хотя начать можно и с h-moll.

Самые тяжелые доли в мелодии (первые) намеренно пропускаются (видимо, подразумевается "отталкивание" верхнего от остальных голосов) по такой схеме - 1 такт - пропуск 1/4 первой доли, 2, 3 такты - пропуск 1/3 тяжелой первой доли, 4 - синкопированный ритм,
В целом в мелодии ритм в целом смещен относительно тяжелых долей (я выразил это иной группировкой), как бы не хватает точек у восьмых, за счет этого образуются паузы на последних легких долях такта, но, наверное, так и подразумевается. Но может возникнуть путаница с задержаниями и предъемами (сильные доли будут в гармонии), и мелодия в целом получится как бы не самостоятельной, а постоянно опирающейся на другие голосам. Конечно это не монодия, но все же и в гомофонной мелодии это имеет очень важное значение для характера сочинения.

Выявим мотивы, подразумевая гармонизацию, согласно основному правилу мелодики - мотив не может заканчиваться на неакордовом звуке.

1 предложение.
1 такт - первая доля - мелодия начинает после паузы скачком на большую сексту, дальше идет ее обращение в терцию малую - d-h-d1 (октава через сексту горизонтально) по аккордовым звукам. Дальше аккордовые звуки ритмом восьмая с шестнадцатой d-h-d-d-d - с утверждением мелодии на d (прима), это начало, здесь все спокойно, гармонизация консонирующими аккордами. Четвертая доля - пауза.
2 такт - появляется ритмическое расширение в виде триольного ритма. Первая доля - после паузы мелодия идет по аккордовым h-d, вторая доля - возвращение через проходящий d-c(п)-h (мелодическая текучесть, плавность, появляется энергия в линии). Третья доля - приготовленное задержание (продление звука предшествующего аккорда) на h и аккордовый a. Четвертая доля - пауза.
3 такт - ритмически комбинация второго и первого тактов. c-h-c- аккордовый звук со вспомогательным, 
4 такт - на двух нотах a и g. Первая доля - синкопированный пунктирный ритм на ля, и секундовым ходом на повторяющуяся соль (устой, выдержанный тон, педаль). В легкой последней доле скачок на квинту вниз с дальнейшим скачком на сексту (видимо, по аналогии с началом 1 такта).

2 предложение.
5 такт - отличия от первого такта - скачок в первой доле упускается, последний звук идет вверх на e, увеличиваясь до четверти ритмически - здесь на последней доле будет смена гармонии вероятнее всего.
6 такт - комбинация 1 и 2 тактов, в первой доле добавляется секстовый скачок (аккордовый, как всегда).
7 такт - вариация на 3 такт, в первой доле h-h - вспомогательный переходит в задержание, разрешение в аккордовый a, в конце такта скачок третьего такта переходит с задержанием аккордового h в секстовый (значит в аккорде 4 доли будут ноты диссонансы h-c - c-e-g-h).
8 такт - терция синкопой на тяжелом времени с проходящей нотой - h-a-g (подразумевается каданс в g-dur).

Расширение - 9-10 такты.

Далее. По ладу - заявлялся "джазовый" лад (все или почти все аккорды диссонанты и дуальны  - к примеру, септ c-e-g-h содержит и до мажор и ми минор, можно сказать, это лад септимы, а не октавы), пусть и джаз-рок (все доли сильные). Это подразумевает гармонизацию септами. Пусть будет G-dur. I ступень - g-h-d-fis (большая септима), II ступень a-c-e-g (малая септима), III ступень - h-d-fis-a (малая септима), IV - c-e-g-h (большая септима), и т.д.

Отредактировано Nagekidori (2010-12-20 16:09:04)

0

8

Алхимик, как обещал, вот книга.
Я бы распечатал на принтере и почитал в праздники, там только теория и суть гармонизации, без практической части.
У Битлз был Джорд Мартин, гобоист из консерватории и прекрасный аранжировщик - мастер переложений. Вчера смотрел фильм про альбом Machine Head 1972 года Deep Purple, там Лорд (человек с классическим муз.образованием) и Блэкмор рассказывали о своей манере сочинять. Лорд рассказывал об использовании секвенций Баха на электрооргане в Highway Star, для создания нужного эффекта, о хроматической гамме в интервал для создания эффекта "ветерка" и т.д. , а Ричи говорил что рифф в Smoke On The Water нужно играть двумя нотами - квартами (а не аккордами с октавным удвоением или квинтами, как почти все играют) - это создает именно ту энергию, которая нужна - потом это обрастает басом и электроорганом. Говорили об использовании педали в сопрано - выдержанный очень долгий верхний звук на фоне импровизации в нижнем регистре, говорили о простейших гармонизациях мелодии терциями (несовершенными консонансами).
По-моему, если стоит задача найти суть в Музыке, которая объясняла бы воздействие на слушателя разных сочетаний звуков - будь то пение птиц, классическая музыка, рок-музыка или музыка в стиле джаз-рок и т.д., то нужно, все же тщательно разобраться в том, что на эту тему писали мастера композиции, начните с Чайковского, постарайтесь внимательно прочитать. Если это подойдет, скину следующую книгу, сюда, или в личку - там тоже не больше 90 страниц, но уже ближе к тому, что требуется понять. Но сперва все же Чайковский.
Импровизацию я понимаю, как комбинирование - процесс работы головы по созданию (изобретению) нового на основе опыта, старых знаний и впечатлений - слуховых (слушание), зрительных (чтение нот и цифровки), осязательных (игра на инструменте) и т.д. Это навык, если лишить себя одного из способов усвоения и закрепления материала (работа с нотами, решение задач, чтение и анализ партитур, переложения, игра по нотам, слуховой анализ и т.д.) - просто сложнее усвоить и все. Не проще, а сложнее. Пока отдохну, на праздниках, над задачей подумаю позже. Пока первые мысли (объяснить композицию) вкратце, в одном сообщении - с помощью теории Шенкера, попробую, но позже. Видимо, нужно сперва как можно лучше продумать каждую деталь, нотами, хотя бы схему, а потом уже импровизировать. Лучший экспромт - подготовленный :-)
Все же, мой совет - учиться, как все учились - по учебникам, по учебному плану. А я могу помочь с материалом и постараться, чтобы он был как можно ближе к сути, верный, на мой взгляд. Предлагаю пока распечатать Чайковского и внимательно прочитать. Это еще не совсем то, конечно, но без него то, что будет дальше, понять будет намного сложнее, я думаю так. Советую разобраться с басовым ключом и с нотным редактором типа Сибелиус.

0

9

Вот примерно это должно быть у вас в голове, когда вы садитесь импровизировать, примерно такие операции. Все схематично, разумеется. Вариантов тысячи, но сегодня утром я ограничился вот этим.

1) определяетесь с ладом, центральным элементом - консонирующим трезвучием. Здесь это ля минор, аккорд ля минор.
2) выстраиваете мелодический рисунок (здесь на 4 нотах, очень простой) в пределах заданной формы (здесь период):
http://savepic.org/1059346.jpg
3) строите простейший конрапункт (бас):
http://savepic.org/1056274.jpg
4) добавляете средние голоса, соблюдая равновесие и гармонию вообще и самостоятельность каждого голоса:
http://savepic.org/1113621.jpg
5) пока не выходя за пределы формы,  применяете к теме разные гармонические рисунки и фигурации:
http://savepic.org/1104405.jpg
http://savepic.org/1085973.jpg

пока все.
наиграл кое-как, пальцы холодные :-) http://guit.ifolder.ru/21104950

Отредактировано Nagekidori (2010-12-31 13:36:51)

0

10

Проанализируйте то, что у нас получилось, с помощью двух способов.

1. Мажорность и минорность звуков в ладу.
Центральный элемент и лад -ЛЯ (А) минор (эолийский), и дана тема на 4 звуках.
Сделаем таблицу мажорности-минорности. Построим квинты вверх и вниз от ля (A). Получится такая таблица:
f-c-g-d-A-e-h
Верхние квинты от центрального A - светлые, мажорные звуки, нижние квинты -  "темные", минорные, печальные, грустные и т.д. звуки. Чем дальше звук от центрального элемента (A) тем его минорность или мажорность больше, т.е. в ля-миноре, самый минорный диатонический звук - фа, а самый мажорный - си. В ладу будет два мажорных звука и четыре минорных плюс центральный элемент, звук  A (ля).
продолжим таблицу для альтерированных/хроматических звуков
f-c-g-d-A-e-h-fis-cis-gis-dis-ais.

2. Консонансы и дисонансы.
Звук можно представить в виде числа колебаний звучащей струны. Число колебаний в секунду=Гц. Камертон "ля"= 440 Гц.
Соотношения между двумя одновременно звучашими звуками (интервалами) можно представить в виде дроби. Аккорды - это несколько интервалов, взятые одновременно.
Чистые и совершенные интервалы представим в виде чисел следующим образом (1=прима, 2=секунда, 3=терция и т.д., ч=чистые, м=малые, б=большие, ув. ум.=уменьшенные, увеличенные) в таблице  (по Хиндемиту):
(Чем левее тем консонантнее, чем правее, тем диссонантнее)
ч1 (1/1), ч8 (2/1), ч5 (3/2), ч4 (4/3), б3 (5/4), м6 (8/5), м3 (6/5), б6 (5/3), м7 (7/4), б2 (8/7), ум5 (7/5), ув4 (10/7), б7 (15/8), м2 (16/15)
Консонанс-покой, диссонанс-движение.

Отредактировано Nagekidori (2011-01-26 23:22:12)

0

11

Несколько уточняющих вопросов с точки зрения ученика.

Nagekidori написал(а):

1) определяетесь с ладом, центральным элементом - консонирующим трезвучием. Здесь это ля минор, аккорд ля минор.

Из чего делается вывод о ля миноре?

Nagekidori написал(а):

4) добавляете средние голоса, соблюдая равновесие и гармонию вообще и самостоятельность каждого голоса:

Что именно позволяет соблюсти равновесие? Сколько в примере 4 получилось голосов? Сколько из них - самостоятельны?

Nagekidori написал(а):

Верхние квинты от центрального A - светлые, мажорные звуки, нижние квинты -  "темные", минорные, печальные, грустные и т.д. звуки. Чем дальше звук от центрального элемента (A) тем его минорность или мажорность больше, т.е. в ля-миноре, самый минорный диатонический звук - фа, а самый мажорный - си.

Почему?

Nagekidori написал(а):

Соотношения между двумя одновременно звучашими звуками (интервалами) можно представить в виде дроби.

А из чего именно складывается дробь? Что выражают цифры числителя и знаменателя?

0

12

Тедди написал(а):

Из чего делается вывод о ля миноре?

Не делается вывод, а в самом начале определяетесь, в каком ладу будет все происходить и какой центральный элемент. Я выбрал ля минор. Это самое начало.

Тедди написал(а):

Что именно позволяет соблюсти равновесие?

Правила гармонических сочетаний.

Тедди написал(а):

Сколько в примере 4 получилось голосов? Сколько из них - самостоятельны?

Получилось 4 голоса. SATB. В примере 5 везде тоже 4 голоса, в разных фигурациях. Каждый из них способен нести мелодическую линию.

Тедди написал(а):

Почему?

Алексей Степанович Оголевец так сказал :-)
А если серьезно, в этой схеме:

Nagekidori написал(а):

ч1 (1/1), ч8 (2/1), ч5 (3/2), ч4 (4/3), б3 (5/4), м6 (8/5), м3 (6/5), б6 (5/3), м7 (7/4), б2 (8/7), ум5 (7/5), ув4 (10/7), б7 (15/8), м2 (16/15)

квинта - первый интервал между двумя разными звуками, т.е. родство ближайшее.
Построим квинты вверх и вниз:
d-A-e = A-d-e (тоника-субдоминанта-тоника)
Построим еще по квинте:
g-d-A-e-h = G-a-h-d-e (пентатоника)
Добавим еще по квинте:
c-g-d-A-e-h-fis = a-h-c-d-e-fis-g (дорийский-диатоника) или: h-c-d-e-fis-g-a (фригийский), c-d-e-fis-g-a-h (лидийский), d-e-fis-g-a-h-c (миксолидийский),
e-fis-g-a-h-c-d (эолийский - ми минор), fis-g-a-h-c-d-e (локрийский), g-a-h-c-d-e-fis (ионийский - соль мажор).
Чем дальше квинта от центрального элемента, тем сильнее напряжение, самое большое напряжение между крайними звуками (тритон) в ля миноре это f-h. Верхние квинты - направленность вверх (светлее), нижние - вниз (темнее).

0

13

Тедди написал(а):

А из чего именно складывается дробь? Что выражают цифры числителя и знаменателя?

Это отношения чисел колебаний, числитель - один звук, знаменатель - второй. Это величина интервала.

0

14

Nagekidori написал(а):

Правила гармонических сочетаний.

Применительно к тому примеру, пожалуйста, поподробнее. Какие правила, и в чем они проявляются в том примере.

Nagekidori написал(а):

Получилось 4 голоса.

На мой непросвещенный взгляд, четыре звука аккорда не есть четыре голоса. Голос, это все-таки что-то более автономное мелодически и ритмически. Вот в вариациях - два голоса.

Nagekidori написал(а):

Это отношения чисел колебаний

А что такое - число колебаний?

Nagekidori написал(а):

Чем дальше квинта от центрального элемента, тем сильнее напряжение

Почему?

0

15

Тедди написал(а):

Применительно к тому примеру, пожалуйста, поподробнее. Какие правила, и в чем они проявляются в том примере.

Средние голоса уравновешивают крайние, остаются на одном месте, когда крайние идут в одном направлении, избегают скачки (в басу можно делать ход на октаву, например, а теноре и альте нельзя), уравновешивают неприятные для слуха сочетания (скрытые квинты, октавы) и т.д. 

Тедди написал(а):

А что такое - число колебаний?

Число колебаний звучащей струны в секунду.

Тедди написал(а):

Почему?

У первой квинты отношение колебаний к центральному звуку будет 3 к 2. У следующей 9 к 8, дальше 27 к 16. т.е. напряжение растет. У крайних звуков f-h отношение будет 512 к 729.

Отредактировано Nagekidori (2011-01-26 23:42:47)

0

16

Тедди написал(а):

На мой непросвещенный взгляд, четыре звука аккорда не есть четыре голоса. Голос, это все-таки что-то более автономное мелодически и ритмически. Вот в вариациях - два голоса.

Чтобы объяснить в одном сообщении, что такое гармония и как она связывается с композицией и импровизацией, мной была предложена схема, 4-хголосная. На основе этой схемы можно написать хоть симфонию, хоть 20-тиголосный контрапункт. В вариациях везде 4 голоса. Возможно, непонимание из-за путания понятий гармония (голоса) и мелодия (сопровождение)?

0

17

Так и хочется отослать вас к учебнику :-) Музыка - это точная наука, со множеством вычислений, и многое просто бывает нереально осмыслить - слишком большое количество операций. Но у каждого музыканта есть свой отличный инструмент для такого рода операций, данный природой - акустический аппарат - слух, его нужно тренировать, развивать и беречь.

0

18

Гармонизация мелодии по правилам классической гармонии/
http://www.myguitara.narod.ru/garmoniz.htm

0

19

Nagekidori написал(а):

5) пока не выходя за пределы формы,  применяете к теме разные гармонические рисунки и фигурации:

Как Вы понимаете разрешение аккорда  в 5 такте аккорд E (на второй доле)- в cубдоминантовую гармонию(F)- если имеется ввиду прерванная каденция, тогда после нее обычно следует субдоминановая гармония?....

0

20

Юлия написал(а):

Как Вы понимаете...

Я, конечно, только учусь и многого не понимаю. Так что задам дурацкий вопрос: зачем в гармонизации а-ля "три аккорда" столько каденций и такие гамлетовские рассуждения?  [взломанный сайт]

0

21

Тедди написал(а):

Я, конечно, только учусь и многого не понимаю. Так что задам дурацкий вопрос: зачем в гармонизации а-ля "три аккорда" столько каденций и такие гамлетовские рассуждения?  [img]http://s19.rimg.info/c7a1d4c2374098d41e1cc41fbd600fa7.gif[img]

-1)Учиться придется всю жизнь... когда вопрос разрешен-возникает новый вопрос-до бесконечности.
2) ,,зачем в гармонизации а-ля,, три аккорда,,
Вы, очевидно, хотели спросить: почему многие играют три аккорда в тональности ля-минор?
Здесь выступают три функции-тоника (самый главный аккорд-(T-am), субдоминанта(S-dm)  и доминанта
(D)-E7аккорд. Это самая простая гармония  многих бардовских песен, казалось бы, так мало аккордов, но песня хорошо звучит,  почему? Сама мелодия красивая, как лицо очаровательной девушки, правда, она скромно одета (всего три аккорда) - аранжировка этой мелодии не требует дополнительных аккордов-они уже заложены в самой мелодии путем проходящих, вспомогательных не аккордовых звуках, как-то: проходящие, вспомогательные, задержания, камбиата, пред, ем и в результате чего образуются новые аккорды, не три аккорда (основные функции) а то и все 7 -8:)

,,,Столько каденции,,,
А как же без каденций? Вы ведь тоже в своей речи наблюдаете остановки, задаете вопросы, получаете ответы... Точно так же и в музыкальном синтаксисе существуют правила написания мелодии...

Вот как раз и нужны гамлетовские рассуждения....Музыка-это математика в звуках..

0

22

Юлия написал(а):

Вы, очевидно, хотели спросить: почему многие играют три аккорда в тональности ля-минор?
Здесь выступают три функции-тоника ..., субдоминанта ...  и доминанта... Это самая простая гармония

Нет, этого я спросить не хотела, это я знаю. :) И три главных аккорда достаточны для примитивной гармонизации не только в ля миноре, но и во всех остальных тональностях. Для более же разнообразной и квалифицированной гармонизации лучше включать и аккорды побочные.

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Сольфеджио » Гармонизация мелодии