И, кстати, насчёт собственно изобразительного искусства и зрительной памяти. Фотографы, даже когда таки успели нажать на кнопку в нужный момент, постоянно сталкиваются к этой проблемой. Сделанный снимок довольно точно зарегистрировал форму предметов в сцене (характер искажений, создаваемых объективом, более-менее известен), но вот верно воспроизвести цвета - задача огромной сложности. Причём эта сложность начинается, конечно, с технической стороны - с того, что цветоразличение цветных плёнок или цифровых матриц в принципе не одинаково с человеческим (хотя все стремятся по возможности приблизить) - но затем, когда человек ставит задачу как-то, допустим, даже вручную привести полученные цвета в наилучшее из возможных соответствие с оригиналом для воспроизведения на том или ином устройстве, встаёт пробема: оказывается, у человека очень неустойчивая и неравномерная память на цвета. И обычно получается так, что при обработке фотографии тот, кто этим занимается - даже если это тот самый фотограф, который делал снимок, и лично видел сцену - решается не задача точно воспроизвести сцену, а цвета подгоняются, условно говоря, или так, чтоб было красивее, или, в лучшем случае - как сцена запомнилась фотографу.
...И, пожалуй, самый известный пример такой цветовой иллюзии относится к тому, какой цвет имеет эта самая наша любимая "воздушная перспектива". Разные художники изображают её разным цветом, а фотографы и те, кто смотрят фотографии, часто обвиняют фотоаппарат, или компьютер, или монитор/принтер в неверной цветопередаче именно "воздушной перспективы" и бьются над задачей исправления оной так, чтобы при этом не исказить цвета других предметов. Но это практически невозможно, т.к. дело-то всё в том, что это не фотоаппарат искажает, это цветовая память человека искажает то, как зритель представляет себе "правильный цвет воздуха". Но интересно то, что часть живописцев, являясь такими же живыми людьми, на своих работах воздушную перспективу изображают примерно такими цветами, какая она в действительности есть, а не такими, какими она запоминается. То ли они действительно не подвержены этой иллюзии, то ли они, зная о ней, сознательно компенсируют (зачем?)
На самом деле ведь удивительная ситуация: когда человек на улице и видит пейзаж в реальности, он воспринимает его реальным. Но если ему предъявить на картинке (на бумаге, на холсте, на экране) точное воспроизведение оттенков цвета из этой сцены, почти всякий воспримет цвета как нереалистичные. И только если цвета исказить (причём не все как-то единообразно, а выборочно), они станут "реалистичными" на взгляд зрителя.