КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Процесс и прогресс

Сообщений 51 страница 67 из 67

51

Ну то, что это не ты, можно было не уточнять, мужик же играет  8-)

0

52

alisssa написал(а):

Ну то, что это не ты, можно было не уточнять,

:flirt: А ну, как кто новенький на огонек заглянет?

0

53

Вот интересно. Последнее время крутые горки слегка укатали и заниматься не было никаких сил. Если уж не физических, то обязательно - моральных. И в который раз замечаю забавную вещь: положительный сдвиг в понимании музыки. При естественном техническом откате.
   Пальцы после полуторанедельного перерыва работать отказываются. Зато случайно наткнулась на этюд Агуадо, который активно мучила год назад и не могла въехать в мелодию, как ни страдала. А сегодня наткнулась на него в другом издании, по-другому сверстанного и не узнала сперва. Отчитала ритм про себя без инструмента - интересненько! :) Попробовала проскрести. Чё-т знакомое... А-а-а! Маска, я тебя узнаю! :) :) Ну совершенно по-другому он неожиданно у меня прочитался. Моя любимая ошибочка всплыла: я в мелодию втискивала и аккомпанементные восьмушки, не осознавая, что в верхнем голосе в некоторых местах четверти.

0

54

А я уже могу представлять себе игру мысленно! И ноты и движения пальцев на грифе. Ур-р-ра-а-а-а!!!!!!!!!!!!  :flag: Не совсем совпадает с реальностью, но это новая степень свободы!  Потихоньку зубрила Рондо мысленно, подсматривая в миниатюрную шпаргалочку. Самой не верится, что почти запомнила наизусть!
   Гусары, которые считают музыкальные способности "нормой" - мааалчать!  :D

0

55

Тедди написал(а):

Потихоньку зубрила Рондо мысленно, подсматривая в миниатюрную шпаргалочку. Самой не верится, что почти запомнила наизусть!

Это серьезно! На самом деле это очень нелегкая работа, нудная.

0

56

alisssa написал(а):

Это серьезно! На самом деле это очень нелегкая работа, нудная.

Да, нелегкая. Но еще совсем недавно для меня - абсолютно невыполнимая. И вдруг я обнаружила, что наконец-то могу совместить в своем многострадальном моске обрывки мелодии, ноты и пальцы на соответствующих ладах. В очень неспешном темпе, разумеется. Забавно было, что при реальной игре я все-таки "не узнала" и половины своих "озарений". :) То есть, мысленно имела одни ощущения, а при работе включились привычные - моторный гон с отключкой сольфеджирования и четкого понимания текста. :) Ну что ж, не все сразу! Но зайцы тоже постепенно учатся зажигать спички.  :D

0

57

В минувшее воскресенье я набралась храборости проиграть перед собравшимися этюдик Карулли. В процессе игры неожиданно для себя жутко перетрусила (чего? - сама не пойму!).  Это из тех 18, на которые я дала ссылку в теме про нотные архивы. Играла четвертый по счету, а потом отдельно для Алисы - 1-й.
    После чего обменялись парой слов с Алисой. Алиса посоветовала не играть три-четыре пьески подряд, а взять одну и довести до совершенства. Но если б все было так просто.
     Во-первых, этюдики коротенькие и играть целый час один - с тоски сдохнешь. Во-вторых, если б несовершенство моей игры было вызвано небрежностью!.. Типа, я могла бы, но ленюсь отработать.
     А дело-то сложнее: я играю ровно так, как способна себе музыку представить. Я уже въехала в деление на фразы, осознала место затактовых нот на протяжении всего текста. Но все это происходит очень постепенно. То есть, я в процессе игры вдруг о чем-то догадываюсь. Чаще всего догадка ускользает быстрее, чем пришла и я, закончив пьеску, словно просыпаюсь: "Ой, что это такое было?  :O " :). Но иногда что-то задерживается в голове и тогда я чувствую некоторый прогресс. Увы, как бы ни хотелось ускорить процесс, пинками прогнать себя по ступенькам, которых я еще не вижу - никак невозможно.
    В чужой игре я слышу гораздо больше. Но беря гитару в руки, сразу теряю добрых две трети "поля зрения". Понимание еще настолько расходится с навыком игры, что просто горе.  :unsure: В этом-то и состоит главная трудность обучения, не будь этой "куриной слепоты", музыке не нужно было бы учиться долгие годы. И не только музыке.

0

58

Тедди написал(а):

Во-первых, этюдики коротенькие и играть целый час один - с тоски сдохнешь.

Я играю этюд раз по пять за присест. Это минут пятнадцать. Таким образом, два-три этюда — 15-45 минут. Больше не получается, т.к. теряется осознанность игры, начинается механическое повторение, а это уже бесполезно. И больше трёх этюдов таким способом тоже тяжело (для мозгов). Новую пьесу, которая нравится и ещё не надоела, играю раз по десять (это полчаса), иногда больше, по настроению.

0

59

ПродавшийДушу написал(а):

Я играю этюд раз по пять за присест. Это минут пятнадцать. Таким образом, два-три этюда — 15-45 минут. Больше не получается, т.к. теряется осознанность игры, начинается механическое повторение, а это уже бесполезно. И больше трёх этюдов таким способом тоже тяжело (для мозгов).

Да, и я тоже примерно так и делаю. Повторяю раза по 3-5, больше уже в мозги не влазит. Ну, разве что, трудное место дополнительно погонять. Еще минут 10-15 может уйти на чисто технические упражнения в начале занятия. Если остается время и силы, то или читаю немного с листа или повторяю по памяти старое что-нибудь. Раз на раз не приходится.

0

60

Тедди написал(а):

Во-первых, этюдики коротенькие и играть целый час один - с тоски сдохнешь.

Странно, однако, если музыка не захватывает... :dontknow:  может сами пьесы не вдохновляют, может жанр не тот?...  Вообще, отрабатывать интересно столько и до тех пор, пока не покажется, что удалось воплотить намеренное (если, конечно, человек учится по собственному желанию), а так, как намеренное редко удается воплотить полностью, то можно еще долго возвращаться к пьесе и улучшать музыкальную и техническую стороны до бесконечности. Интерес пропадает и усталость эмоциональная наступает, когда не знаешь, а что можно еще сделать, вроде все, эх скукота, загадка пропала... :(  Тут первую роль играет художественная сторона. (от переусердия тоже загадка может пропасть, это может даже и хуже)
Я могу сидеть над одной пьесой и час и два...и над этюдом тоже (конечно, этюд этюду рознь по сложности), если не просто пальцы разгоняю. Может это я тормозная, у других быстрее все в пальцы и в мозги забивается?

0

61

Это не ты тормозная. :) Это нормально, мастера работают ваще месяцами, если верить мемуарам. Правда там и вещи посложнее. Если б все было по формуле персонажа Плятта - "сел, задумался.... - открыл!". :D Ах, если бы!
      Просто каждый делает то, что в силах. Ты уже вышла на уровень, когда работаешь исключительно над содержанием. А я - нет. Я пока что балансирую на грани моторной беспомощности и начатков понимания текста. И больше, чем доходит до моих мозгов, выразить не могу. Даже то, что доходит в процессе игры, подчас, ускользает и забывается, едва "проехали". Пока что мое достижение - довольно четкое понимание фразировки и смутное представление о выразительности. Пьески из этого сборничка я уже могу, проскребя полчаса, грубо понять - "о чем". А когда-то мне для этого требовались недели! Тебе, наверное, трудно представить - ну что ж, уровень способностей у всех разный.
      Пока что буду долбить эти 18 из опуса то ли 211, то ли 221, они меня совершенно очаровали. Коротенькие, но какие-то какие-то не стандартно-этюдные, а уже похожи на полноценную музыку.
     Кстати, Toman что-то обронил насчет "тоскливости"-веселости? Тоскливой показалась пьеска или мое исполнение? :D За исполнение - каюсь. Киксовала безобразно и прочее все такое, хоть и отрабатывала неделю. Но почему-то опять волновалась (хоть давно пора перестать) да и играла второпях.
      Запись тут - к замечанию Алисы - если и поможет, то только увидеть свои косяки. Воспроизвести поправки по части выразительности мне пока что не удается. Именно потому, что слишком много внимания отнимает моторная часть: как элементарно попасть во все ноты. :( Все больше убеждаюсь, насколько похожи обучение музыке и изучение иностранного языка. В языке тоже: пока ты мысленно переводишь с него на родной и обратно - не заговоришь и не зачитаешь полноценно.
     А что шеф сказал тебе насчет подражания чужой игре? Я на что-то отвлеклась и прозевала. Вот так всегда: или не с кем поговорить или все сразу одновременно и не знаешь, куда кидаться...

0

62

Тедди написал(а):

Кстати, Toman что-то обронил насчет "тоскливости"-веселости? Тоскливой показалась пьеска или мое исполнение?

Я сказал только некое общее соображение, что если пьеса тоскливая и не радует, то стоит лучше найти такую, которая будет радовать, а не мучиться с той. Исполнения я на самом деле не слышал, т.к. подошёл только к моменту, когда оно закончилось, и началось обсуждение. Но этюды они и в Африке этюды, они действительно могут быть скучными. И даже фраза про тоскливость изначально прозвучла не от меня, если посмотреть чуть выше прямо в этой теме.

Тедди написал(а):

они меня совершенно очаровали. Коротенькие, но какие-то какие-то не стандартно-этюдные, а уже похожи на полноценную музыку.

Ну тогда хорошо, если так.

Тедди написал(а):

Именно потому, что слишком много внимания отнимает моторная часть: как элементарно попасть во все ноты.

Потому что надо учить наизусть. Или наизусть, или вообще не играть произведение, если оно не выучено наизусть. Если играть каждый раз с листа, как бы каждый раз как заново, то естественно и попасть в ноту в 10 раз труднее. Т.е. грубо говоря, это необходимая стадия разучивания. Только выучив текст, можно освободить голову от работы по распознаванию зрительных образов, по попаданию в ноты - и только тогда можно полностью сосредоточиться на музыке. Если всё время смотреть в ноты по ходу исполнения - сосредоточиться на музыке полностью просто не получится - слишком много работы одновременно. Т.е. я хочу сказать, что очень даже вероятно, внимание отнимает не столько моторная часть, сколько зрительная (смотрение в ноты). Даже сугубо практически: если не смотреть в ноты, можно в любое время сколько угодно смотреть на гриф (ну, если, конечно, не играть в темноте, когда не видно ничего, или с закрытыми глазами, или глядя на кого-то), а это, как минимум на стадии разучивания, наверное, облегчит технические сложности. А смотреть в ноты постоянно - это только создавать себе дополнительные трудности.

При этом, может быть, произведение действительно слишком сложно для запоминания наизусть? Но такое обычно бывает именно в случае музыкально скучного произведения. Я не знаю, откуда вообще возникает такое мнение, что якобы чем музыка скучнее, тем она технически проще, а чем веселее - тем сложнее (и возникающий из этого вывод, что будто бы начинающему надо играть только скучное, а если есть какие-то сложности с игрой скучных этюдов или вещей, то тем более не стоит браться за весёлые, т.к. они будто бы вообще технически неподъёмны)? По моему скромному опыту, это совсем не так. Среди "скучной" (или, выражаясь политкорректнее, не очень лично мне понятной) музыки технические сложности встречаются едва ли не чаще, чем среди "весёлой". Отчасти потому, что ряд авторов, судя по всему, пытался скомпенсировать смысловую (мелодическую) бедность музыки всяческими аццкими и многочисленными "запилами" в виде либо арпеджио, либо пассажей, либо того и другого по очереди.

0

63

Я лично иду все же "своим путем". Прежде всего я имею очень сильные проблемы с моторикой пальцев. Почему - не знаю, в быту руки казались совершенно нормальными. А вот передвижение пальцев по грифу мне дается с трудом. Когда я попробовала давным-давно сыграть первый этюдик, то, выставив пальцы на лады первых нот (кажется, это был аккорд до-мажор) НЕ МОГЛА СДВИНУТЬ НИ ЕДИНОГО ПАЛЬЦА, чтобы перейти к другим нотам.
   Ну да, распознавание нот мне давалось тоже тяжко, до дурноты. Но моторная часть требовала во много раз больше усилий и физических и умственных, при до жути медленном прогрессе. Увы. К тому же на протяжении учебы я перепробовала все варианты. По первости, пока я плохо читала ноты, играла исключительно наизусть. Правда, заучивание давалось трудом долгих недель. Моторные навыки все равно топтались почти на месте. Пьесы я тоже пробовала разные: и Сорушку с Каруллюшкой, и легкие обработки популярных мелодий (замечательную подборку мне сделал ЮН!). И не могу, пожалуй, вспомнить вещи, которая мне не нравилась бы. Мне все нравилось. (Может быть оттого, что мы, бабы, любим мелодично-романтичные вещицы вообще? :)) Даже в этюдах виделось в каждом собственное лицо. Жаль только, что виделось очень смутно, скорее, угадывалось, что оно есть, а я его почти не вижу и играю полную фигню. Вот да - я понимала, что играю плохо, но долго не могла почувствовать место, где роются собаки... Не узнавала и не чувствовала сильных долей, например. Совершенно фантастическую лажу ваяла вместо фразировки...  И это "заедало" отдельной строкой.
      Чертова моторика сдвинулась с мертвой точки, когда мне попались этюды, в которых я угадала упражнения для так необходимых мне навыков. До сих пор помню, как вдруг обрел относительную уверенность в движениях мизинец. Вдруг как будто ток пробежал от локтя к кисти по какому-то нерву - и палец как-то "ожил".

Toman написал(а):

Отчасти потому, что ряд авторов, судя по всему, пытался скомпенсировать смысловую (мелодическую) бедность музыки всяческими аццкими и многочисленными "запилами" в виде либо арпеджио, либо пассажей, либо того и другого по очереди.

Если речь не о пьесах, а об этюдах то они скучны ровно так же, как и задачи или упражнения по любому другому предмету. Ясно, что они далеки по занимательности от "Трех мушкетеров" под партой. :) Но, чтобы усвоить знания, нужно этих задач перерешать кучу. Потому что не для интереса они написаны, а для отработки типичных положений ума или рук или чего другого.
   Что же до непоняток по отдельным жанрам музыки - так это из области вкусов. Всем нам что-то нравится больше, что-то меньше. И тем больше радует, когда удается разобрать смысл в том, что ранее казалось бессмысленным. Не нравится классика на гитаре - так есть другие направления. Есть замечательные джазовые упражнения Виницкого. И по другим стилям можно найти школы. Только и там нужно учиться играть чисто, внятно и выразительно.

0

64

Тедди написал(а):

Прежде всего я имею очень сильные проблемы...

Имхо, всё зависит от времени, которе уделяется занятиям. Два часа в день — и через полгода разговоры будут совсем о другом ;). А когда занятиям уделяется час в неделю, получается многолетнее до ужаса унылое топтание на месте махрового любителя...

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-06-15 00:21:55)

0

65

ПродавшийДушу написал(а):

Имхо, всё зависит от времени, которе уделяется занятиям. Два часа в день — и через полгода разговоры будут совсем о другом . А когда занятиям уделяется час в неделю...

На два часа моих сил не хватало, но несколько лет я добросовестно отсиживала по часу в день. Честно. Хотите - верьте, хотите - нет.  :dontknow:

0

66

Тедди написал(а):

На два часа моих сил не хватало, но несколько лет я добросовестно отсиживала по часу в день. Честно. Хотите - верьте, хотите - нет.

Тоже больше часу в день редко получается, особенно после работы.

0

67

Вот, попалась очень дельная статья по технике разучивания произведений. Хотя предназначена она вокалистам, инструменталисты тоже найдут много полезного.

Память, ее виды и особенности

     Под памятью понимается свойство нашей психики, выражающееся в запоминании, сохранении и воспроизведена и прошлого опыта. Все что мы ощущаем, чувствуем, все наши переживания и мысли, наши движения, действия — все это не исчезает бесследно, а сохраняется нашей памятью. Благодаря этому свойству наш повседневный опыт не пропадает, а все время обогащает психику. Накопленные благодаря нашей памяти представления, чувства, мысли позволяют нам правильнее поступать, вернее решать задачи сегодняшнего дня. Мы всегда ценим опытного человека благодаря тому, что он имеет в памяти огромное количество материала по данному виду деятельности и этот материал позволяет ему действовать безошибочно и точно. Опытный врач, опытный педагог, опытный артист — это люди, хранящие в своей памяти все знания, умения, чувства, нужные для успешного выполнения этих видов деятельности.
     Память — необходимое для жизни свойство нашей психики. Хорошей считается такая память, когда человек быстро запоминает материал (сознательно или бессознательно), надолго удерживает его в памяти и воспроизводит его точно.
Мы помним, что всякое воздействие на нервную систему оставляет в ней след. Эти воздействия могут быть производимы как непосредственными раздражениями — звуком, зрительными впечатлениями, так и словом, т. е. путем словесных объяснений, рассказов, напоминаний, приказаний и т. п. Следы от раздражений, имеющие характер временных нервных связей или ассоциаций, составляют физиологическую основу памяти.
     Для певца, как и для других музыкантов-исполнителей, необходима отличная музыкальная и двигательная память. Музыкантам-исполнителям приходится запоминать и воспроизводить поистине огромный музыкальный материал. Каждый исполнитель хранит в памяти весь свой репертуар, воспроизведение которого занимает многие и многие часы. Какое же колоссальное количество звуковых и двигательных связей должна хранить память исполнителя! Каждый обучающийся пению должен знать как общие свойства памяти, так и особенности своей собственной. Он должен развивать свою память.
     Как известно, память отличается большими индивидуальными особенностями как по своему типу, так и по способности к быстроте запоминания, прочности удержания и точности воспроизведения. М. Н. Ермолова запоминала наизусть роль после одного ее прочтения. С. В. Рахманинов запоминал произведение и мог его воспроизвести после одного прослушивания. Однако большинство людей не обладают такой феноменальной памятью. Многие ученики-певцы обладают просто плохой памятью, не фиксируют точно ритм или высоту, а некоторые отличаются удивительным свойством всегда путать слова и вступления. Поэтому педагог и ученик должны выполнять основные правила, которые способствуют выработке профессиональной памяти.
     Запоминание материала может быть непреднамеренным и может совершаться с намерением запомнить то или иное явление. Но даже непроизвольное запоминание бывает различно в отношении разных явлений. Ведь все, что действует на человека в течение каждого дня, как-то откладывается в памяти, но одни явления и факты запоминаются лучше, чем другие. Как показывает практика, лучше запоминается то, что связано с непосредственными задачами человека, с его внутренними устремлениями, с основными линиями его жизни. Певец, даже не задумываясь об этом, точно и прочно запоминает все, что связано с певческим голосом, хорошо помнит содержание программ того или иного артиста, особенность звучания его голоса, запоминает манеру голосообразования, особенности исполнения, манеру держаться на сцене и т. п. Художник невольно запоминает форму, краски и легко по памяти воспроизводит их. Музыкант невольно легко запомнит музыкальную ткань и т. п. Мать невольно запоминает все сказанное о ее ребенке, а также все поведение ребенка. Все, что является предметом нашего интереса, будь то наша интимная жизнь или же наша профессия, — все это непроизвольно хорошо запоминается. Следовательно память избирательна.
     Это качество памяти легко понять, так как основой запоминания служат следы-ассоциации — условные связи, а последние тем легче, быстрее возникают и прочнее удерживаются, чем более силен возбудительный процесс. К тому, что нам интересно, мы внимательны, и поэтому возбудительный процесс силен, а вместе с этим силен и след в нервной системе, который он оставляет, т. е. прочна возникающая ассоциация или связь.

Преднамеренное запоминание. Развитие памяти

     Однако в жизни нам недостаточно этого непроизвольного запоминания. Часто приходится запоминать что-то нужное, необходимое, то, что человек себе поставил целью запомнить: слова арии, иностранный текст, музыку и т. п., вне зависимости от того — нравится ли нам она или нет. При таком преднамеренном запоминании человек специальна употребляет некоторые приемы, чтобы лучше выполнить поставленную себе цель. Цель — желание запомнить — мобилизует внимание, вследствие чего запоминание удается лучше.
     Основным приемом всякого запоминания является повторение. Известна латинская пословица: «повторение — мать учения». Конечно, в основе принципа многократного повторения лежит укрепление через каждое повторение уже образовавшихся связей. Однако и многократное повторение может не привести к прочному запоминанию, если не будет поставлена цель — запомнить.
     Мы часто не в состоянии описать явление или предмет, с которым постоянно встречаемся, так как не ставили себе целью запомнить его. Например: какого цвета глаза у знакомых вам людей или сколько ступенек у лестницы вашего дома. Как Показали исследования психологов, для запоминания необходима ясная установка на длительное и прочное закрепление, удерживание в памяти. Это приводит к лучшему запоминанию, чем предложение запомнить на короткий срок. Важно иметь ясную установку на время запоминания. Можно «уложить» запоминаемое в долговременную память, а можно запомнить на короткий срок.
     Для того, чтобы повторение имело максимальный эффект в смысле запоминания материала, следует избегать превращать его в механическое бессознательное повторение. (Наоборот, важно сделать предмет запоминания интересным, найти в нем интересные возможности, привлечь к нему мышление, сознание, заставить этим сознанием активно осмыслить запоминаемое. В вокальном произведении текст как словесный, так и музыкальный следует обязательно подвергнуть подробному анализу и осмыслить его.
     Для певца мало механически учить мелодию или запоминать слова текста. Надо найти логику произведения, понять его форму, значение частей, структуру мелодии и сопровождения, почувствовать основные изменения гармонии и ритма. Надо «обработать сознанием» этот материал. Такая осмысленная обработка материала резко улучшает его запоминание. Следует всегда стремиться развивать в себе осмысленное запоминание, опирающееся на многократное повторение.
     Чем больше смысловых связей будет найдено как в самом произведении, так и связей с предыдущим опытом знакомства с подобными ситуациями, явлениями и т. п., тем скорее и прочнее будет запоминание. Каждое повторение при ясном понимании содержания материала позволяет точнее определиться логическим связям, укрепляет и углубляет найденные ассоциации.
     Сказанное целиком относится и к запоминанию вокальной техники, т. е. к запоминанию звуков и ощущений, связанных с правильным голосообразованием или голосоведением. Бессознательное, механическое распевание, пение без осмысливания технологии звукообразования, без цели запомнить звучание и воспроизвести нужные для этого движения не ведет к хорошему запоминанию.
     С этой точки зрения развитие ассоциаций и привлечение сознания к осмыслению технологии пения может сыграть весьма большую роль в запоминании и удержании техники деятельности. Весьма часты случаи, когда естественно правильная работа голосового аппарата у певца (например, у «от природы» поставленных голосов) не сохраняется, т. е. не закрепляется прочно, несмотря на повторение деятельности, так как техника не была осознана, не были установлены логические ассоциации, не проанализировано взаимодействие и последовательность действия частей голосового аппарата, связь их работы с соответствующими слуховыми и другими ощущениями.
     Как нам сообщил народный артист Н. С. Ханаев, он на всю жизнь сохранил благодарность к пианисту-концертмейстеру М. И. Сахарову, который заставил его в начале певческой карьеры осознать свою технику, провести через сознание свои певческие движения и ощущения. Это осмысление, запоминание движений и ощущений при правильной технике голосообразования и звуковедения позволило ему сохранить правильную технологию образования голоса до старости.
     Запоминание звучания голоса, вокально-технических движений и сопровождающих их разнообразных ощущений является необходимым для прочной фиксации вокальной технологии. Только механическое и неосмысленное, т. е. не включающее образования логических связей пение, еще не создает прочного запоминания его технологии. Надо обязательно привлекать внимание, сознание ученика к фиксации особенностей техники.
     Повторение очень важно распределять во времени. Запоминание —большой нервный труд, и многократное повторение без перерыва ведет к быстрому утомлению соответствующих групп клеток. Поэтому его следует так распределять во времени, чтобы за один прием не давать большего количества повторений, чем это может быть воспринято с достаточной легкостью. Как показывает практика, чтобы хорошо запомнить, следует ежедневно повторять материал, т. е. укреплять связи, пока они еще свежи и не подверглись угасательному торможению — забыванию.

     Конечно, запоминание на свежую голову, когда нервная система отдохнула, совершается значительно более успешно. В запоминании играет большую роль возможно 'более раннее и частое воспроизведение заучиваемого материала. Воспроизведение требует большой активности от нервной системы, и потому связи хорошо крепнут, упрочиваются при попытке воспроизвести материал.
     Большое значение в запоминании играет количество и качество материала, который следует выучить. Если произведение короткое — его можно учить целиком. Большие произведения, после охвата его в целом при прослушивании, целесообразно заучивать по частям.
     Очень важно сразу правильно укладывать запоминаемое в память, не допуская ошибок при разборе. Ошибки — это неверные связи, которые хотя и затормозятся при последующем правильном выучивании, но никогда не исчезнут и при неблагоприятных условиях волнения всегда могут выявиться. Потому важно брать медленный темп и заучивать сразу без ошибок небольшой абзац произведения. Это полностью относится и к двигательной вокальной памяти. Разучивать произведение голосом надо сразу в верной вокальной позиции, не допуская «нащупывания» голосом, неопертого пения и т. п.
     Для воспроизведения материала, т. е. для оживления установившихся в процессе заучивания временных связей, иногда требуется какой-либо раздражитель, рефлекторно с ними связанный. Материал может ожить непроизвольно, в силу какой-либо ассоциации, а может быть оживлен волевым приказом вспомнить его. Непроизвольное оживление материала — весьма частое явление. Певец, меньше всего думая об этом, постоянно внутри себя поет какую-либо мелодию, возникшую в результате случайных ассоциаций.
     Однако в творчестве и в занятиях мы всегда имеем дело с преднамеренным воспроизведением. Ясная цель — воспроизвести, исполнить произведение, оживляет все необходимые системы связей, заложенные в процессе выучивания в слуховой и голосовой сферах. Чем прочнее эти связи, тем полноценнее и точнее возможно их воспроизведение. Нередко материал кажется ученику настолько знакомым, и ему думается, что он его действительно знает, однако знание материала отсутствует, так как связи недостаточно крепки и воспроизведение показывает, что ученик ошибается, не может точно спеть ни музыкальный, ни словесный текст. Надо развивать точное, глубокое знание материала путем осмысления его и повторения, не доверяясь обманчивому чувству знакомства. Чувство знакомости и действительные знания — различные явления. Только безошибочное воспроизведение показывает, что произведение крепко сидит в памяти.
     Память различных людей отличается индивидуальными особенностями. Одни лучше запоминают мелодию; другие— словесные формулировки или числовые величины; третьи обладают прекрасной зрительной памятью и т. п. Различают два основных типа памяти: образный, связанный с конкретными предметами и явлениями, т. е. с первой сигнальной системой, и логический —связанный со словом, с опосредствованным познанием мира, со второй сигнальной системой.      Большинство людей сочетают в себе оба типа памяти. Однако память, как мы уже упоминали, связана с профессией. Та область, которая постоянно привлекает наше внимание, вызывает развитие соответствующих анализаторов — у художников — глаза, у музыкантов — слуха и т. п.
     Педагог должен знать достоинства и недостатки памяти своих учеников, чтобы добиться гармонического развития обоих типов памяти с преимущественным развитием той, которая нужна для данной профессии. Для певца — это музыкальная, слуховая память и двигательная память, связанная с голосообразованием — вокально-двигательная память.
     Память, может быть значительно развита, если внимание постоянно сосредоточивать на запоминании. Надо развивать в себе привычку запоминать, анализировать запоминаемое, припоминать и удерживать в памяти. Любой вид памяти может быть развит постоянной тренировкой. Иногда у ученика бывает плохая двигательная память при хорошей слуховой. Следует постоянно обращать внимание ученика на двигательное чувство, заставлять его запоминать, контролировать движения. В конце концов это приведет его к привычке хорошо контролировать и запоминать движения.

Источник http://corpuscul.net/shkola/postanovka- … obennosti/

0