КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Теория

Сообщений 51 страница 100 из 207

51

ПродавшийДушу написал(а):

Далеко не всегда. Этюды на арпеджио, в которых нет ничего, кроме перебора звуков аккордов — вполне себе традиционная музыка.

Э, нет. Это не тот случай. Во-первых, само по себе арпеджио по звукам аккордов таки образует мелодию. Да, это такая как бы специфическая мелодия - идёт по звукам аккорда, широкая, её было бы трудно спеть - но всё-таки мелодия. Во-вторых, мелодию (и уже более обычную) могут образовывать басы или, наоборот, верхние ноты в арпеджио. Поэтому для того, чтобы избавиться от одноголосной мелодии радикально - надо во-первых играть аккорд именно аккордом (одновременно), во-вторых, не как на гитаре, а как минимум в нескольких (не 2 и не 3, а 4-6) октавах одновременно с постепенным уменьшением громкости к краям этого диапазона. Т.е. что-то более похожее на то, что сделано на баяне, только ещё более аккуратно. Когда нельзя сказать, скажем, вверх или вниз пошла якобы мелодия, за которую мы (слушатели) попытались зацепиться. На гитаре вряд ли вообще получится так сыграть.

0

52

Toman написал(а):

Во-первых, само по себе арпеджио по звукам аккордов таки образует мелодию.

Ты слишком усложняешь :D. Такая "мелодия" (по звукам аккордов) — очень условная, и не надо её путать с тем, что понимается под мелодией в обычном смысле. Таким образом, есть музыка, где фактически нет никакой мелодии, и это вполне себе традиционная музыка. Мелодией нужно называть только такую мелодию, которая имеет самостоятельное смысловое значение для замысла композитора. Кстати, "избавиться от одноголосной мелодии радикально" вообще не выйдет, т.к. голосоведение будет всегда (способ звукоизвлечения аккорда совершенно не важен), и любой голос всегда можно рассмотреть как мелодию.

Думаю, стоит остановиться на такой терминологии: раз в понимании классической гармонии в голосоведении есть бас, тенор, альт и сопрано, то "мелодией" может быть один из этих голосов, причём тот, который имеет самостоятельное смысловое значение для замысла композитора в данном месте произведения, ни больше, ни меньше. Если самостоятельного смыслового значения для замысла композитора не имеет ни один из этих голосов (этюд на арпеджио), то мелодии нет вообще.

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-05-19 13:28:04)

0

53

Movt написал(а):

Мелодия и лад – это ряд звуков объединённые в систему, только мелодия может быть как моносистемной так и полисистемной системой, а лад  - всегда моносистемен.

Ну вот прозвучало слово "система", "моносистемный" и "полисистемный", а что оно означает, Вы не сказали. Из сказанного непонятно, чем "система" отличается от самого лада.

Movt написал(а):

Поэтому с точки зрения теории  неверно будет говорить  "мажорная мелодия", правильно будет "мелодия, написанная в мажоре".

Это не главное. Главное - в каком месте у мелодии проявляется мажор. Если он там не проявляется как таковой, то какой смысл говорить о том, что мелодия написана в мажоре? А если проявляется - то почему бы именно в этом случае не сказать о мажорной мелодии?

Movt написал(а):

Следовательно, гамма – это аналог лада и считать и называть её ладом вполне правомерно! И если Вы скажете "мажорная гамма", то будете абсолютно правы.

Как можно называть ладом одну из мелодий (ведь Вы же сами в данном случае говорите, что гамма - это мелодия), когда лад допускает множество разных мелодий, и гамма - только одна из них, отличающаяся определённым порядком нот? Что касается "мажорной гаммы" - это получается как раз тот случай, что если мы исполним гамму так, чтобы мажор проявился в явном виде, то пусть будет мажорной. А если не проявится - то всё-таки будет не более чем гамма такого-то (мажорного) лада.

Movt написал(а):

А вот если гамму рассматривать как бессистемный набор звуков, то Вы абсолютно правы, считать ладом гамму нельзя!

В чём разница между бессистемным и системным набором звуков? Что Вы здесь имеете в виду?

Movt написал(а):

Ещё замечу, это часто встречающаяся ошибка  в рассуждениях!  Лад нельзя гармонизовать  -  это и есть сама гармония!

Это не ошибка, а терминологическая неоднозначность. Разумеется, лад сам по себе обладает собственной гармонией в изначальном смысле этого слова. Но одновременно под словом "гармонизация" понимают процесс расстановки аккордов по одноголосной мелодии, а под гармоническими, допустим, интервалами - интервалы между одновременно звучащими нотами, под "гармонией" - фактически аккорды и т.д. Т.е. просто одним словом или корнем обозначают два разных понятия.

Movt написал(а):

На инструменте, в виде упражнений, гаммы играют так, как поют их певцы! В натуральном  миноре, в восходящем движении, сложно спеть большую секунду образующуюся между VII и I ступенями.

А почему сложно? Потому что просто непривычно? С остальными-то большими секундами таких проблем почему-то не возникает (ну или возникают, но их никто почему-то не принимает в качестве оправданий чтобы изменить звукоряд лада).

Поэтому, в восходящем движении  поют мелодический минор, а в нисходящем , натуральный.
   Мелодический минорный лад и натуральный минорный лад – эта разные лады.

Но можно их соединить в единое целое по вышеописанному правилу, в зависимости от направления движения, и это тоже будет некоторый лад (поскольку, если правило последовательно выполняется для всей мелодии, то было бы избыточно индивидуально описывать каждый проход мелодии в другом направлении как врЕменную смену лада).

0

54

Господа, мы увязли в ненужных терминологических мелочах :).
Имхо:
1. Лад — набор звуков с их взаимосвязями и тяготениями, чисто абстрактное теоретическое понятие.
2. Гамма — простое перечисление этих звуков по порядку с тупым лицом, звукоряд.
3. Мелодия — одноголосная последовательность звуков, важная для замысла композитора. Может в процессе своего развития переходить из одного лада в другой, "менять" лады. Поэтому её и обозвали тут "полисистемной". Лад не может менять сам себя (это бессмыслица), поэтому его и обозвали тут "моносистемным" :D.
4. Гамма — это не мелодия.
5. В многоголосном изложении можно рассмотреть движение каждого голоса (бас, тенор, альт, сопрано) как мелодию. Ключевое выражение — "можно рассмотреть", и не более того.
6. В многоголосном изложении можно рассмотреть ноты из разных голосов, если они извлекаются последовательно (арпеджио), как одну мелодию. Но это уже очень, очень условно. И даже не совсем понятно, зачем :).

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-05-19 14:49:41)

0

55

ПродавшийДушу написал(а):

Имхо:
1. Лад — набор звуков с их взаимосвязями и тяготениями, чисто абстрактное теоретическое понятие.
2. Гамма — простое перечисление этих звуков по порядку с тупым лицом, звукоряд.
3. Мелодия — одноголосная последовательность звуков, важная для замысла композитора. Может в процессе своего развития переходить из одного лада в другой, "менять" лады. Поэтому её и обозвали тут "полисистемной". Лад не может менять сам себя (это бессмыслица), поэтому его и обозвали тут "моносистемным" :D.
4. Гамма — это не мелодия.
5. В многоголосном изложении можно рассмотреть движение каждого голоса (бас, тенор, альт, сопрано) как мелодию. Ключевое выражение — "можно рассмотреть", и не более того.
6. В многоголосном изложении можно рассмотреть ноты из разных голосов, если они извлекаются последовательно (арпеджио), как одну мелодию. Но это уже очень, очень условно. И даже не совсем понятно, зачем :).

Согласен! Предлагаю всем согласиться  с этими шестью пунктами, как с аксиомами не требующих доказательств! :) 

Позволю себе последние ответы:

Toman написал(а):
Movt написал(а):

На инструменте, в виде упражнений, гаммы играют так, как поют их певцы! В натуральном  миноре, в восходящем движении, сложно спеть большую секунду образующуюся между VII и I ступенями.

С остальными-то большими секундами таких проблем почему-то не возникает

Потому, что это лад и у каждой ступени  в ладу своя роль!

Toman написал(а):
Movt написал(а):

Поэтому, в восходящем движении  поют мелодический минор, а в нисходящем , натуральный.
   Мелодический минорный лад и натуральный минорный лад – эта разные лады.

Но можно их соединить в единое целое по вышеописанному правилу

Это не единое целое и правило здесь одно - общая нота (звук) от которого построены лады!  От любой ноты можно построить  любой лад, в любом направлении!  И в каком порядке ступени мажорных и минорных ладов ни перечисляй, снизу вверх или сверху вниз, лад  от этого не изменяется!

Извините Toman, но больше я не хочу, в теме о теории музыки, разговаривать  на тему, почему  в упражнении для инструмента  в восходящем движении  написан мелодический минор, а в нисходящем -  натуральный!
Может, чтоб меньше гамм играть?  Я думаю это достаточное "оправдание ,чтобы изменить звукоряд лада"! :D

Ещё раз извините меня, Toman! :)

Отредактировано Movt (2010-05-19 17:12:54)

0

56

Movt написал(а):

Предлагаю всем согласиться  с этими шестью пунктами, как с аксиомами не требующих доказательств!

Замечательно!  :cool: С маленьким уточнением: гамма - это звукоряд от тоники до тоники.

Toman написал(а):

Во-вторых, мелодию (и уже более обычную) могут образовывать басы или, наоборот, верхние ноты в арпеджио. Поэтому для того, чтобы избавиться от одноголосной мелодии радикально - надо во-первых играть аккорд именно аккордом (одновременно), во-вторых, не как на гитаре, а как минимум в нескольких (не 2 и не 3, а 4-6) октавах одновременно с постепенным уменьшением громкости к краям этого диапазона. Т.е. что-то более похожее на то, что сделано на баяне, только ещё более аккуратно. Когда нельзя сказать, скажем, вверх или вниз пошла якобы мелодия, за которую мы (слушатели) попытались зацепиться.

Да хоть в десяти октавах бери аккорды. Уж если в технических арпеджио прослеживаются обрывки мелодии, то последовательность аккордов мелодию тем более даст. Ну, разве что играть один и тот же аккорд в разной аппликатуре. И то там что-нибудь да нарисуется.

0

57

ПродавшийДушу написал(а):

1. Лад — набор звуков с их взаимосвязями и тяготениями, чисто абстрактное теоретическое понятие.

Ну что ж, я не против такого определения.

ПродавшийДушу написал(а):

2. Гамма — простое перечисление этих звуков по порядку с тупым лицом, звукоряд.

А вот тут нужно как-то определиться. Всё-таки гамма - это перечисление звуков именно что по порядку (причём не любому - а именно по порядку соседних по высоте). А звукоряд как таковой никакого порядка следования звуков не имеет, это просто вся куча этих звуков. Ну, или обозвать звукоряд системой - он тоже не будет предполагать никакого определённого порядка следования звуков.

ПродавшийДушу написал(а):

3. Мелодия — одноголосная последовательность звуков, важная для замысла композитора. Может в процессе своего развития переходить из одного лада в другой, "менять" лады. Поэтому её и обозвали тут "полисистемной". Лад не может менять сам себя (это бессмыслица), поэтому его и обозвали тут "моносистемным" :D.

Ну допустим, так... Опять же принципиальных возражений у меня тут нет.

ПродавшийДушу написал(а):

4. Гамма — это не мелодия.

Очевидно - только потому, что она не важна для замысла композитора, просто потому что и композитора-то никакого не было? Придётся вводить отдельное понятие - "как бы мелодия, но не имеющая никакого значения с музыкальной точки зрения". Но это чревато как раз лишними религиозными войнами, т.к. каждый, кому просто не нравится какая-то мелодия, будет её пытаться объявить этой самой "немелодией", т.к. не видит в ней музыкального смысла.
Что мешает сказать, что это такая мелодия, только специальная, построенная по определённому строгому правилу, и... Ну и м.б. ещё какие-то дополнительные условия? Скажем, выделение устойчивых и неустойчивых ступеней?

ПродавшийДушу написал(а):

5. В многоголосном изложении можно рассмотреть движение каждого голоса (бас, тенор, альт, сопрано) как мелодию. Ключевое выражение — "можно рассмотреть", и не более того.
6. В многоголосном изложении можно рассмотреть ноты из разных голосов, если они извлекаются последовательно (арпеджио), как одну мелодию. Но это уже очень, очень условно. И даже не совсем понятно, зачем :).

Не знаю, кому как, а по мне, так рассмотреть арпеджио как одноголосную мелодию - это гораздо более реально и менее условно, чем услышать одновременно все 3-4-5 голосов каждый как отдельную мелодию. Один из голосов услышать и выделить как мелодию - да, часто бывает можно (обычно самый верхний или самый нижний). Но чаще дробление на множество голосов (которые как таковые всё равно не слышны) - гораздо бОльшая формальность, чем считать всё арпеджио единой мелодией.
В конце концов, ноты арпеджио можно вполне осознанно спеть голосом, и слушатель может его в таком виде узнать. А если петь выделенный по каким-то нотно-формальным соображениям голос отдельно - то будет некая абстракция, которую никто и не узнает как исходное произведение.

0

58

Тедди написал(а):

С маленьким уточнением: гамма - это звукоряд от тоники до тоники.

А если тоники нету - то что - всё, капут?

Тедди написал(а):

Да хоть в десяти октавах бери аккорды. Уж если в технических арпеджио прослеживаются обрывки мелодии, то последовательность аккордов мелодию тем более даст. Ну, разве что играть один и тот же аккорд в разной аппликатуре. И то там что-нибудь да нарисуется.

Нет, само по себе такое специальное скрытие мелодии вполне возможно. Только не стоит говорить об аппликатурах, т.к. речь заведомо не идёт о гитаре, с её всего-то шестью струнами - это в данном случае совершенно несерьёзная цифра. Тут весь смысл в чём: мелодию человек в аккордах слышит обычно по самой верхней ноте. Иногда по самой нижней. И только если специально выделить промежуточную или "пригасить" те, что выше неё, можно провести мелодию и по промежуточной.

Но благодаря тому, что октавные повторения уходят куда-то в бесконечность, постепенно с каждой октавой теряя силу, совершенно невозможно сказать, какая же нота тут вообще верхняя. То же самое и с нижней, когда басы тоже уходят в бесконечность, куда-то за порог слуха. Т.е. грубо говоря, вот прозвучал до мажор - а мы, слушатели, даже не можем сказать, какая нота тут самая нижняя, какая самая верхняя, значит, не можем сказать и того, какое это "обращение" аккорда (само это понятие в такой ситуации просто не имеет смысла). Какую бы ноту "соль" мы ни взяли, всегда найдётся "до", которая звучит выше неё, а ещё выше "ми", а потом опять "соль" и т.д. Очевидно, что даже если слушатель в какой-то момент, скажем, в момент звучания этого до мажора, и зацепится за какую-то ноту, то когда зазвучит дальше фа-мажор, то будет совершенно непонятно, вверх пошла "мелодия" или вниз, и даже с какой ноты на какую (если бы это были просто аккорды по терциям - то мелодия бы пошла с соль на до вверх либо вниз - но поскольку мы не можем отличить аккорд от его обращений, "мелодию" можно одинаково правдоподобно представить себе идущей с любой ноты, входящей в до мажор, на любую ноту, входящую в фа мажор - например, даже стоящей на месте на до, или с ми на фа, или с ми на ля, или ... ну, в общем, богатый простор для фантазии, но никаких конкретных указаний).

Вообще говоря, насколько я себе представляю, именно вышеописанная картина является неким воображаемым идеалом для создателей левых (аккордовых) половин баянов - чтобы слева в порядке аккомпанемента не ломилась какая-то левая "мелодия", забивающая настоящую, которая играется справа. Идеал в рамках собственно баяна труднодостижим, в первую очередь, из-за ограничений по весу и габаритным размерам баяна, не позволяющих сделать так много язычков и в таком широком диапазоне, как хотелось бы, так что какая-то левая мелодия из "басов" или аккордов всё-таки прёт. Если бы не эти ограничения - всё можно было бы сделать именно таким образом. Ну а на каком-нибудь здоровенном органе или в электронике, где ограничений по размеру нет, такие аккорды можно организовать без проблем.

0

59

Toman написал(а):

А вот тут нужно как-то определиться. Всё-таки гамма - это перечисление звуков именно что по порядку (причём не любому - а именно по порядку соседних по высоте). А звукоряд как таковой никакого порядка следования звуков не имеет, это просто вся куча этих звуков. Ну, или обозвать звукоряд системой - он тоже не будет предполагать никакого определённого порядка следования звуков.

Гамма и звукоряд — это одно и то же. Вот определение из словаря.
А то, что ты хочешь назвать звукорядом, на самом деле лучше назвать ладом.
Существующих общепринятых терминов вполне достаточно для понимания сути вопроса, и совсем незачем эти термины переопределять.

Toman написал(а):

Очевидно - только потому, что она не важна для замысла композитора, просто потому что и композитора-то никакого не было? Придётся вводить отдельное понятие - "как бы мелодия, но не имеющая никакого значения с музыкальной точки зрения"...

Гамма отличается от мелодии тем же, чем алфавит от осмысленного набора фраз. Это простое перечисление нот, а не музыка.

Toman написал(а):

Что мешает сказать, что это такая мелодия...

Ничего не мешает. Алфавит — это такое слово :D. И всё же, алфавит полезно отличать от слов...

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-05-20 22:40:49)

+1

60

Toman написал(а):

Но чаще дробление на множество голосов (которые как таковые всё равно не слышны) - гораздо бОльшая формальность, чем считать всё арпеджио единой мелодией.

Нет. Множество голосов очень даже слышны, и это совсем не формальность. Хреновое голосоведение бывает сильно заметно на слух. Вообще, гармония — это наука о голосоведении, по сути. В учебниках гармонии 80% содержимого — это рецепты правильного голосоведения. И слышны голоса в процессе игры того же самого арпеджио на гитаре, например, из-за педалей, когда идёт наслаивание звуков. Рассматривать наслаивающиеся звуки как одноголосие было бы откровенно неправильно и надуманно.

0

61

Toman написал(а):

А если тоники нету - то что - всё, капут?

:D Капут. Нет тоники - нет гаммы.

Toman написал(а):

Но благодаря тому, что октавные повторения уходят куда-то в бесконечность, постепенно с каждой октавой теряя силу, совершенно невозможно сказать, какая же нота тут вообще верхняя. То же самое и с нижней, когда басы тоже уходят в бесконечность, куда-то за порог слуха...Какую бы ноту "соль" мы ни взяли, всегда найдётся "до", которая звучит выше неё, а ещё выше "ми", а потом опять "соль" и т.д.

Тут есть прекрасное ограничение - порог слышимости. В математической модели или измерениях приборами могут существовать мириады звуков. Но для нашего сознания все, что не ловится ухом - попросту не существует. :) И никакой бесконечности, а только 88 клавиш фортепиано.

Toman написал(а):

каждый, кому просто не нравится какая-то мелодия, будет её пытаться объявить этой самой "немелодией", т.к. не видит в ней музыкального смысла.

Между прочим, эти объявы имеют место каждую секунду, там, где хотя бы парочка слушателей обсуждает любимые-нелюбимые направления в музыке.  :crazyfun:
   Что же до музыкального смысла гаммы, то Продавший душу очень верно сравнил ее с алфавитом.

Toman написал(а):

даже если слушатель в какой-то момент, скажем, в момент звучания этого до мажора, и зацепится за какую-то ноту, то когда зазвучит дальше фа-мажор, то будет совершенно непонятно, вверх пошла "мелодия" или вниз, и даже с какой ноты на какую (если бы это были просто аккорды по терциям - то мелодия бы пошла с соль на до вверх либо вниз - но поскольку мы не можем отличить аккорд от его обращений

Если мелодия не гонит по примам, то она очевидно для уха меняется вверх-вниз. Хоть в чистом до-мажоре, хоть в модуляции в фа-мажор, хоть в четырнадцать бемольную тональность. Тональность дает только окраску, а не звуковысотную ориентацию. А нот всего семь и мелодия гуляет по ним туда-сюда и по диагонали. В любом ладу, в любой тональности.

Toman написал(а):

вверх пошла "мелодия" или вниз, и даже с какой ноты на какую ... - но поскольку мы не можем отличить аккорд от его обращений

Добрая половина слушателей музыки не знает ни какая нота звучит, ни какой аккорд, даже не подозревает про обращения и прочую фигню. Люди просто слушают определенным образом организованные звуки. Также как читатель читает в определенном порядке составленные буквы.

Toman написал(а):

вышеописанная картина является неким воображаемым идеалом

Ну и о чем тогда разговор? Мало ли какие идеалы можно навоображать!  Я, честно говоря, все меньше понимаю, что именно вы, Томан, пытаетесь доказать. Можно попросить сформулировать вашу мысль вкратце?

0

62

Музыка как наука ближе к физике, чем к математике. И теория музыки – это попытка математически объяснить взаимодействие между музыкальными звуками.
Поэтому, как и  физика,  музыкальная теория изучает музыку с помощью музыкальных моделей!
Гамма – это самая простая модель лада. И на примере  гаммы,  удобно изучать ЛАД.
Вот другая  модель мажорного и минорного ладов:
      Г    А   М   М  А
T    1  2  3  4  5  6  7    Г       
      3  4  5  6  7  1  2   А
D    5  6  7  1  2  3  4   Р
      7  1  2  3  4  5  6   М
      2  3  4  5  6  7  1   О
S    4  5  6  7  1  2  3   Н
      6  7  1  2  3  4  5   И
                                  Я     

Такая модель очень сложна для изучения, запутана и не исполнима, т.е. её невозможно воспроизвести наглядно ни на одном инструменте! Всё что у Вас будет получаться  – это в мелодии играть гамму, а в аккомпанементе - три главных трезвучия! 
     Проблема в том, что ЗВУКОРЯД с точки зрения теории лада замкнут   I,II,III,IV,V,VI,VII,I   , т.е. ступени не изменяют  своего положения относительно друг друга, и самым низким звуком в ладу всегда будет первая ступень, а самым высоким седьмая!   В реальности это не так!
  Из всего выше сказанного можно сделать такие выводы:
1.  Гамма – это длинна лада, гармония – высота лада.
2.  Между мелодией и гармонией нет функциональной зависимости, т.к. они перпендикулярны  друг другу.  Есть только общие ступени  лада, на которых они построены.
3.  Для изучения лада достаточно двух простых моделей -  гамма  и  три главных трезвучия.
С этими выводами, Toman, Вы согласны?

Тедди написал(а):

Нет тоники - нет гаммы.

У хроматической гаммы тоника не определена!

0

63

Movt написал(а):

Вот другая  модель мажорного и минорного ладов... очень сложна для изучения, запутана и неисполнима

Эта прелестная модель явно ближе к математике, чем к физике. :) А вертикальный порядок определяется чем? Главное трезвучие, а дальше - по степени тяготения к тонике?

Movt написал(а):

Проблема в том, что ЗВУКОРЯД с точки зрения теории лада замкнут   I,II,III,IV,V,VI,VII,I   , т.е. ступени не изменяют  своего положения относительно друг друга, и самым низким звуком в ладу всегда будет первая ступень, а самым высоким седьмая!   В реальности это не так!

Это потому что в реальности - семь октав? И си хоть в третьей, хоть в субконтроктаве все равно остается седьмой ступенью до-мажора?   Как мне понимается, звукоряд - это, действительно, алфавит. Алфавит замкнут, а буквы в реальных словах располагаются как "исторически сложилось".

Movt написал(а):

2.  Между мелодией и гармонией нет функциональной зависимости, т.к. они перпендикулярны  друг другу.  Есть только общие ступени  лада, на которых они построены.

Позволю уже от себя попросить уточнить - что такое "функциональная зависимость"? В этом контексте. Это те функции, которые притягиваются к мелодии при гармонизации? Почему зависимости нет?

Movt написал(а):

У хроматической гаммы тоника не определена!

Как я краем слышала - хроматическая гамма не определяет лада. Что-то вроде: в ладу семь ступеней, а в хроматике - 12, и они равноправны, и аккордов на ней не настроишь.
   У Вахромеева встретился интересный момент, что лад и звуковая система - разные вещи, хоть и представлены формально одной и той же последовательностью нот. До конца я в это положение еще не въехала.

0

64

Имхо, если всем участникам дискуссии интересна теория, лучше заняться гармонизацией мелодий, например. Или сочинением этюдов на заданную гармонию, и т.д. Т.е. чем-то практическим. А спорить об общепринятых терминах довольно скучно, т.к. можно просто открыть учебник гармонии и прочитать.

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-05-22 10:20:24)

0

65

ПродавшийДушу написал(а):

учше заняться гармонизацией мелодий, например. Или сочинением этюдов на заданную гармонию, и т.д

Давайте и это попробуем! С удовольствием. Только начнем с простых, а?

ЗЫ поспорить иногда тоже интересно. Мне лично так легче учится, когда не просто прочитаешь и закроешь книжку, а  еще и проговоришь вслух в разных вариантах.

0

66

Тедди написал(а):

ЗЫ поспорить иногда тоже интересно. Мне лично так легче учится, когда не просто прочитаешь и закроешь книжку, а  еще и проговоришь вслух в разных вариантах.

Просто я прочитал последнее, и понял: у нас есть шанс ещё пять страниц выяснять, что такое "высота лада", чем "перпендикулярны" друг другу мелодия и гармония, насколько музыка близка к физике, чем отличается мелодия от гаммы, божий дар от яичницы и т.д., извините за сарказм :D.
P.S.

google.ru написал(а):

С точки зрения банальной эрудиции невозможно отрицать тенденций парадоксальных иллюзий, так как каждый неадекватный индивидуум имеет свою точку зрения...

0

67

Да ла-ана!  :D Уж нельзя и языки почесать! Для чего ж нужны форумы тогда?  :crazyfun: И куды ж ее денешь - неадекватную точку зрения, если наружу просится? :)
    Ты лучше задачку задай. Только сперва полегче. Я в своей жизни только один раз гармонизировала песенку. Сольфеджистка первый опыт одобрила, а продолжить оказалась не судьба: в одиночку мне пока что скучно. Хочется, чтобы кто-то знающий проверил, ошибки нашел, посоветовал всяко там...

0

68

Ну вот. Обещал задачки и прячется...  :smoke:  "Утопающие" их, типа, сами должны разыскать, решить и представить на строгий суд? :crazy:

0

69

Тедди написал(а):

Ну вот. Обещал задачки и прячется...

Не торопись. Надо немного подумать...

0

70

Кстати, самое смешное, у меня непосредственно перед отъездом на экскурсию в Калининград (а сейчас я, соответственно, только что вернулся оттуда) была идея как раз дать задачку на гармонизацию. Итак, предлагаю в качестве такого примера мелодию - Buzzy Bus - "You don't stop". Ну и, как вариант, некоторое её продолжение, сделанное неким коллективом авторов. Не знаю только, смогу ли сам быстро записать эту коротенькую мелодию нотами - но наверняка ведь все её слышали и хорошо знают :)
На самом деле, я на неё попробовал наложить 3 простых аккорда (мажорные и минорные), но это как-то весьма примитивно. Ну и только по одной фразе. Интересно, какие ещё варианты получится сделать...

0

71

Toman написал(а):

Не знаю только, смогу ли сам быстро записать эту коротенькую мелодию нотами - но наверняка ведь все её слышали и хорошо знают...

Никогда не слышал этой мелодии. Сейчас набрал в поисковике на ютубе и услышал (и она уже превосходно гармонизирована, кстати). Ну запиши эту мелодию нотами — может попробуем.

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-05-24 00:01:36)

0

72

Toman написал(а):

Buzzy Bus - "You don't stop".

Тоже слышу в первый раз и мелодию и исполнителя (автора?) Это из кино какого-нибудь? Навскидку кажется, что трех аккордов для нее будет достаточно :). Там мелодия-то из трех с половиной тактов, остальное - "бдыщ-бдыщ". Но прпробовать можно, если будут ноты.
    Я пока что в самой низшей лиге по части гармонизации. Нашла то свое давешнее задание, там мы просто подобрали трезвучия к мелодии (у меня была песня "Уж ты, сад"). Без ритма, фактуры - только аккорды. Так что если мне предварительно объяснят, что такое из себя представляют задачки по гармонии и что предварительно почитать - будет замечательно. Вахромеева достаточно? В принципе, у меня есть еще "бригадный учебник" отсканенный. Но неизученный, естессьно. Кто-то, может быть, и сможет изготовить сразу цельный аккомпанемент, а у меня учеба затормозила на стадии трезвучий.

0

73

Тедди написал(а):

Кто-то, может быть, и сможет изготовить сразу цельный аккомпанемент, а у меня учеба затормозила на стадии трезвучий.

Имхо, "цельный аккомпанемент" вполне имеет право быть и из трёх трезвучий, не в этом дело. А бригадный учебник — одно из лучших пособий по гармонии, судя по дискуссиям на форуме "Классика", например. У меня этот учебник давно есть, и для меня он — основной источник информации.

Тедди написал(а):

Так что если мне предварительно объяснят, что такое из себя представляют задачки по гармонии...

Насколько я понимаю, это и есть "без ритма, фактуры - только аккорды" (записанные нотами, конечно). Но тут хочу сказать такую мысль... Подобный способ решения задач на гармонизацию удобен для пианистов, т.к. на фортепиано без проблем берётся абсолютно любой аккорд в четырёхголосной фактуре. Чего не скажешь о гитаре. Кроме того, для гитары будут характерны в основном аккорды только в тесном расположении (а не в смешанном, и не в широком). Кроме того, для гитары нужны соответствующие фактурные приёмы — просто голые аккорды будут звучать чаще всего крайне неубедительно, нужно играть арпеджио, арпеджиато, "бас-нота" и т.д. Поэтому предлагаю решать задачки по гармонизации как аранжировки — чтобы это можно было сразу взять и сыграть. Иначе это будет очень скучно и оторвано от практики.

0

74

Ну да, на гитаре трезвучия так просто не прикнопишь к мелодии. Хотя они - самый очевидный и понятный путь для новичка, но если нет под рукой фортепиано, и не на чем воспроизвести, то очень сложно. Это ведь не только анализировать нужно, но и слушать - какой аккорд лучше ляжет. С другой стороны, если номером два в задании будет прикинуть, как утыркать гармонии в гитарную фактуру - будет только интереснее. Но тут уж надо совсем с азов начинать. Чижик, пыжик, одноголосное сольфеджио за первыый класс... А кстати! У меня остался учебник по сольфу Баевой/Зебряк. Может прямо по мелодиям из него и пойти для начала? Для наращивания на мозговой кости слоя мяса, так сказать? Или есть какие-то более специфические задачки?

0

75

Тедди написал(а):

У меня остался учебник по сольфу Баевой/Зебряк. Может прямо по мелодиям из него и пойти для начала?

Имхо, можно. Ну выкатывай задание тогда :). Можно в виде файла Finale.

0

76

Ладно, чуть погодя накидаю несколько мелодий в Финале (но у меня дома - только 2005, так что повторно открывать отредактированные кем-то в другой версии файлы уже не получится, если что).
   То есть, я выкачу текст. А формулировать условие задачки будет самый матерый гитарюга. :)

0

77

Тедди написал(а):

То есть, я выкачу текст. А формулировать условие задачки будет самый матерый гитарюга.

Формулировка очевидная: из одноголосной мелодии делаем простую аранжировку, пригодную для сольного исполнения.

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-05-24 15:57:59)

0

78

Ага! :yep:
    Ну вот первый пример. Если кто еще захочет присоединиться и подставить "лишние нотки" - милости просим. Начнем, естественно, с классики ( :stupor: ), более изысканные жанры - чуть погодя. :)

http://s51.radikal.ru/i132/1005/1b/ebf0f3e607e6t.jpg

  Лично мне надоть подумать.

    ЗЫ
Томан, на хочет наш форум вставлять картинки с переходом "на файл". Работают только ссылки "На страницу просмотра". :(
   А, не. Вроде сработало, а перед этим поглючило...

0

79

Тедди написал(а):

Томан, на хочет наш форум вставлять картинки с переходом "на файл". Работают только ссылки "На страницу просмотра". :(
   А, не. Вроде сработало, а перед этим поглючило...

Сработало-то сработало, только не стоит в формате TIFF картинки-то выкладывать. Ибо их открывать приходится не в браузере, а в каком-то специальной просмотрщике. Не смертельно, но просто существенно менее удобно. В данном случае лучше был бы PNG или GIF.

0

80

Toman написал(а):

Сработало-то сработало, только не стоит в формате TIFF картинки-то выкладывать. Ибо их открывать приходится не в браузере, а в каком-то специальной просмотрщике. Не смертельно, но просто существенно менее удобно. В данном случае лучше был бы PNG или GIF.

Ага, учту на будущее. Просто графика из Финале сохраняется в tiff, вот я и тиснула, не особо задумываясь, на Радикал.ру. Хотя, в Опере и ИЕ открывалось в отдельном окне браузера (ИЕ попросил дополнительно подтвердить: я это сохраняю или открываю).
   А как добавить "Финальный" файл (если потребуется)? У нас, вроде бы, кнопочки присоединения довесков нет. Залить на какой-нибудь и-фолдер?

   Кстати, объясните мне еще и порядок работы над гармонизацией. По пунктам: что делаем во первых строках, что во вторых, что в третьих. А то я сразу села ковыряться с гитарой и ничего не добилась  %-) . Ползаю по ладам, вроде подобрала созвучие - и тут же забыла, продвинувшись по мелодии чуть дальше... Вернулась назад - забыла, что нарисовалось в продолжении. Я имею в виду не предварительное определение ступеней лада, а именно сочетание звуков на гитаре: здесь надо два, здесь лучше три, а здесь - весь аккорд пойдет. Запуталась в процессе совершенно.

0

81

Тедди написал(а):

Залить на какой-нибудь и-фолдер?

Думаю, да.

Тедди написал(а):

Кстати, объясните мне еще и порядок работы над гармонизацией.

Я бы делал так, в общем случае:
1. Определяем основную тональность, определяем форму (ищем построения и каденции).
2. Определяем гармонию для каждого такта (тоника, доминанта или субдоминанта текущей тональности, какие именно (главные, побочные), определяем отклонения в другие тональности, если такие найдутся, и гармонию в этих "отклонившихся" тактах. Расписываем ориентировочную гармонию буквенно-цифровыми обозначениями.
3. Согласно предыдущему подставляем бас в Finale, слушаем, проверяем себя.
4. Подставляем заполнение в Finale, слушаем, проверяем себя. Придумываем гитарную фактуру для заполнения, отражаем её в Finale, слушаем.
5. Берём в руки гитару и перекладываем получившуюся музыку на неё, внося необходимые исправления в ноты.

0

82

Большое спасибо! Пара уточняющих вопросов.

ПродавшийДушу написал(а):

ищем построения и каденции

Про каденцию смутно помню - квартсекстаккорд, знаю, где уточнить. А построения - это что?

ПродавшийДушу написал(а):

Определяем гармонию для каждого такта (тоника, доминанта или субдоминанта текущей тональности, какие именно (главные, побочные)

"Побочные" это ступени помимо доминанты, субдоминанты, тоники?

0

83

Тедди написал(а):

А построения - это что?

Фразы, предложения, периоды. Связка гармоний на границе построений может быть гораздо более свободной, чем внутри. Скажем, последовательность D-S для классической гармонии вроде как не характерна, но если один период закончился на доминанте, то начать следующий период на субдоминанте вполне можно, получив, таким образом, формальную последовательность гармоний D-S. Вообще, гармоническая пульсация завязана на форму, т.е. на построения. Можно не углубляться в теоретизирования, но нужно чувствовать "квадратность" мелодии, уметь поделить её на части хотя бы интуитивно. Скажем, восемь тактов — это два предложения по четыре такта, каждое из двух двухтактовых фраз. Гармония может повторяться от предложения к предложению, или повторяться, но с разными окончаниями и т.п. Т.е. в гармонической пульсации должна быть какая-то логика, завязанная на форму.

Тедди написал(а):

"Побочные" это ступени помимо доминанты, субдоминанты, тоники?

Да, я имел в виду любые (остальные) аккорды в ладу, кроме трёх основных трезвучий и их септаккордов.

0

84

Тедди написал(а):

Про каденцию смутно помню - квартсекстаккорд, знаю, где уточнить. А построения - это что?

Момент раздела  между любыми частями формы называется цезурой.
Главные признаки цезуры:
а) пауза;
б) остановка на относительно продолжительном звуке;
в) повторность мелодико-ритмических фигур, часто с  затактами одинаковой длины.
     Часть формы перед цезурой может окончиться в любом голосе только аккордовым  звуком . Считать ее окончившейся на задержании, проходящем, вспомогательном звуке или предъеме — нельзя.
      Часть формы, отграниченная цезурами, называется построением (независимо от продолжительности, — от части такта до сотен тактов). Начало и конец построения сплошь и рядом не совпадают с тактовой чертой.

0

85

Movt написал(а):

Часть формы перед цезурой может окончиться в любом голосе только аккордовым звуком.

Имхо, это слишком жёсткое требование. В реальности целые произведения заканчиваются чёрт знает на чём (на совершенно волчьих созвучиях). Хотя, конечно, можно любой звук объявить аккордовым, тогда все противоречия формально снимаются :). Имхо, перед цезурой вполне может быть и вопросительная интонация, на которой и заканчиваем (в художественных целях). Хотя, возможно, для простых учебных примеров или эстрадных мелодий мои рассуждения не слишком актуальны :).

Movt написал(а):

Начало и конец построения сплошь и рядом не совпадают с тактовой чертой.

Да, это действительно важное замечание.

0

86

ПродавшийДушу написал(а):

можно любой звук объявить аккордовым

Поясню свои слова.
Допустим, имеем аккорд С (до-ми-соль).
+ дополнительная нота "до" — то же самое мажорное трезвучие
+ дополнительная нота "до#" — пишем ре-бемоль, получается мажорное трезвучие с пониженной ноной (вполне употребимо, например, в джазе)
+ дополнительная нота "ре" — мажорное трезвучие с ноной
+ дополнительная нота "ре#" — мажорное трезвучие с повышенной ноной (вполне употребимо, например, в джазе)
+ дополнительная нота "ми" — то же самое мажорное трезвучие
+ дополнительная нота "фа" — мажорное трезвучие с квартой или ундецимой (вполне употребимо, во многих стилях)
+ дополнительная нота "фа#" — пишем соль-бемоль, получается мажорное трезвучие с пониженной квинтой (вполне употребимо, например, в джазе)
+ дополнительная нота "соль" — то же самое мажорное трезвучие
+ дополнительная нота "соль#" — мажорное трезвучие с повышенной квинтой (вполне употребимо, например, в джазе)
+ дополнительная нота "ля" — мажорное трезвучие с секстой (вполне употребимо, во многих стилях)
+ дополнительная нота "ля#" — пишем си-бемоль, получается обычный доминантсептаккорд
+ дополнительная нота "си" — получается обычный большой мажорный септаккорд
Всё, круг замкнулся :D.
Исключение может составить лишь то, что наличие в аккорде одновременно чистой и повышенной/пониженной квинты, в принципе, маразм, конечно :D. Но их всегда можно объявить пониженной секстой/повышенной ундецимой, а эти тона в джазе спокойно используются (b6 и #11).
P.S. Гармония — что дышло, куда повернёшь, туда и вышло :).

0

87

Вы  всё правильно поняли! :)   Последний звук перед цезурой должен быть назначен аккордовым!

ПродавшийДушу написал(а):

P.S. Гармония — что дышло, куда повернёшь, туда и вышло :).

Гармония, в классическом её понимании, всегда движется к тонике! :)

0

88

Итак, немножко не в тему, не про гармонизацию, допустим, а просто про лады. Маленькая задачка - определить лад (ну и тонику или "как бы тонику" заодно) маленькой одноголосной мелодии. Мелодию я тупо спел голосом, чтобы всё было честно. Вроде бы, лад какой-то диатонический? Вот тут файл: http://stream.ifolder.ru/17896324

0

89

Toman написал(а):

Итак, немножко не в тему, не про гармонизацию, допустим, а просто про лады.

Это, по-моему, про сольфеджио (диктант на слух, типа :)).
P.S. "Зайчика" посмотрю, но не сразу, т.к. сейчас занимаюсь этюдами Сапожникова.

0

90

ПродавшийДушу написал(а):

"Зайчика" посмотрю, но не сразу, т.к. сейчас занимаюсь этюдами Сапожникова.

Да, и у меня тоже пока что дел выше крыши и личных и студийных, так что "Зайчик" ждет ответа... Но читаю тему с неизменным интересом.  :love:
   Томан, кто исполняет задачку? Лично сам?  8-) Тоже подумаю некоторое время, тем более, что опыта определять на слух нет совсем.

0

91

ПродавшийДушу написал(а):

Это, по-моему, про сольфеджио (диктант на слух, типа :)).

Не, интервалы определить и как-то там назвать ноты (ну, с точностью до константы, плюс-минус полтона) это более-менее можно. Да хоть на фортепиано или гитаре подобрать, это не проблема. А вот что это за лад, и где тоника? Вот в чём вопрос. Вообще-то, сразу скажу, "правильного ответа" я не знаю, самому интересно.

Тедди написал(а):

Томан, кто исполняет задачку? Лично сам?

В смысле исполняет? Кто поёт мелодию? Да, лично сам. И - да, поскольку пою я, всё это достаточно криво и неточно. И вообще, не факт, что это в оригинале на самом деле диатоника, а не что-то четвертьтоновое - но четвертьтоновое я петь вообще не умею пока что всё равно. А может, в оригинале и есть диатоника. Но для данного случая будем считать, что всё-таки обычная, нормальная диатоника, которую можно и на фоно сыграть.

0

92

Toman написал(а):

А вот что это за лад, и где тоника?

Запиши нотами, подумаем.

0

93

Что-то здесь картинки у меня не получалось как надо вставить, поэтому продолжил на белом форуме.

0

94

Вот, пожалуйста.  ;)  На радикале нужно копировать строчку "bb-code" или что-то в этом роде, т.к. сервер у нас здесь тоже - с буковками бэбэ. :) Иногда оно подглючивает, но в целом - работает. Не получилось увеличение по клику. Сейчас я тупо вставила адрес твоих картинок в шаблон от другой картинки. Где в ссылке прячется увеличение по клику - не дотумкала.

     

ПродавшийДушу написал(а):

Задача: гармонизировать мелодию, но не абстрактно, а так, чтобы её можно было сыграть на гитаре. Далее — мои решения.
     Вариант №1, простой (главными трезвучиями):

http://s001.radikal.ru/i196/1005/ff/c54079775611.jpg

   

ПродавшийДушу написал(а):

Вариант №2, джаз  :-) :

http://s55.radikal.ru/i149/1005/59/f6b1c41d1305.jpg

     Интересно. Я шла куда более примитивным путем, в основном, с дублированием баса и ноты мелодии.  :crazyfun: Догадываясь, что неправа. Неудивительно, при полном отсутствии опыта. Теперь буду изучать твои варианты.

0

95

Тедди написал(а):

Не получилось увеличение по клику.

Вот и у меня тоже, поэтому там и запостил.

0

96

У меня уже раньше глючила картинка с основной мелодией, но в конце концов, заработала.
   Можем тему дублировать из интереса. :)

0

97

ПродавшийДушу написал(а):

Запиши нотами, подумаем.

У меня тут всё равно нет нотного редактора, чтобы сделать красивую картинку. Но попробовав подобрать на гитаре и на курае, я заметил совершенно дикую вещь - ноты на этих двух инструментах получаются радикально различающиеся. Притом, что на слух мелодия звучит в обоих случаях правдоподобно. Но если попытаться сыграть на гитаре по номинальным нотам курая - получается фигня. Обратное - просто физически невозможно. Ну ладно, раз не могу картинкой, приведу ноты буквами, без указания длительностей (думаю, они тут понятны, да и не принципиально это для лада).
На гитаре:
A e e e / A e e e / A / a g f e d e A A / g f e d c d A A / e d c d e c H

На курае (тональности Ля "как бы мажор" ):

A e e e / A e e e / A / a g+ f# e d e A / g+ f# e d c+ d A A / e d c+ d e c+ H
(плюсик тут означает повышение менее чем на полтона, говоря грубо, примерно на четверть тона)

Просто загадка какая-то...

0

98

Toman
Вот, что у меня получилось:
[реклама вместо картинки]
По-моему, обычный натуральный ля-минор, потому что такты 5-6 звучат наиболее устойчиво и приземляются на "ля", а альтерированых нот нигде нет вообще.

Однако, мелодия не закончена и не лишена недостатков, имхо. Первые четыре такта — вступление, всё понятно. Дальше идут три двухтактовые фразы. Просится четвёртая фраза, для квадратности, а её нет. Третья фраза заканчивается неубедительно (последние две ноты звучат незаконченно). Первые две фразы — явная мелодическая секвенция, т.е. повтор мелодической мысли на других ступенях лада. В восьмом такте вместо двух четвертушек "ля" просится ну хотя бы "соль", чтобы секвенция была "правильной", а те же самые две "ля", что и в шестом такте, там звучат неубедительно.

0

99

Не, это скорее си минор, по крайней мере Томан спел в си. Только вот вторая секвенция правда левая какая-то, можно и фа бекар можно и диез, татарская музыка вощем :D  А заканчивается так туманно, это даж интересно. Вот мой вариант в финале 09 http://files.mail.ru/VL2QED ПродавшийДушу, я кой чего у тебя  передрала, а то в первых двух тактах  не въехала в ассиметрию  :rolleyes:

0

100

alisssa написал(а):

...по крайней мере Томан спел в си.

А с чего ты это взяла? Последняя "си" очень неустойчиво звучит. Кстати, первые два такта я ритмически "натянул", там можно записать поточнее, с переменным размером (2/4 - 3/4). Твой файл сейчас посмотреть не могу, попозже отпишусь.

0