Тедди написал(а):С маленьким уточнением: гамма - это звукоряд от тоники до тоники.
А если тоники нету - то что - всё, капут?
Тедди написал(а):Да хоть в десяти октавах бери аккорды. Уж если в технических арпеджио прослеживаются обрывки мелодии, то последовательность аккордов мелодию тем более даст. Ну, разве что играть один и тот же аккорд в разной аппликатуре. И то там что-нибудь да нарисуется.
Нет, само по себе такое специальное скрытие мелодии вполне возможно. Только не стоит говорить об аппликатурах, т.к. речь заведомо не идёт о гитаре, с её всего-то шестью струнами - это в данном случае совершенно несерьёзная цифра. Тут весь смысл в чём: мелодию человек в аккордах слышит обычно по самой верхней ноте. Иногда по самой нижней. И только если специально выделить промежуточную или "пригасить" те, что выше неё, можно провести мелодию и по промежуточной.
Но благодаря тому, что октавные повторения уходят куда-то в бесконечность, постепенно с каждой октавой теряя силу, совершенно невозможно сказать, какая же нота тут вообще верхняя. То же самое и с нижней, когда басы тоже уходят в бесконечность, куда-то за порог слуха. Т.е. грубо говоря, вот прозвучал до мажор - а мы, слушатели, даже не можем сказать, какая нота тут самая нижняя, какая самая верхняя, значит, не можем сказать и того, какое это "обращение" аккорда (само это понятие в такой ситуации просто не имеет смысла). Какую бы ноту "соль" мы ни взяли, всегда найдётся "до", которая звучит выше неё, а ещё выше "ми", а потом опять "соль" и т.д. Очевидно, что даже если слушатель в какой-то момент, скажем, в момент звучания этого до мажора, и зацепится за какую-то ноту, то когда зазвучит дальше фа-мажор, то будет совершенно непонятно, вверх пошла "мелодия" или вниз, и даже с какой ноты на какую (если бы это были просто аккорды по терциям - то мелодия бы пошла с соль на до вверх либо вниз - но поскольку мы не можем отличить аккорд от его обращений, "мелодию" можно одинаково правдоподобно представить себе идущей с любой ноты, входящей в до мажор, на любую ноту, входящую в фа мажор - например, даже стоящей на месте на до, или с ми на фа, или с ми на ля, или ... ну, в общем, богатый простор для фантазии, но никаких конкретных указаний).
Вообще говоря, насколько я себе представляю, именно вышеописанная картина является неким воображаемым идеалом для создателей левых (аккордовых) половин баянов - чтобы слева в порядке аккомпанемента не ломилась какая-то левая "мелодия", забивающая настоящую, которая играется справа. Идеал в рамках собственно баяна труднодостижим, в первую очередь, из-за ограничений по весу и габаритным размерам баяна, не позволяющих сделать так много язычков и в таком широком диапазоне, как хотелось бы, так что какая-то левая мелодия из "басов" или аккордов всё-таки прёт. Если бы не эти ограничения - всё можно было бы сделать именно таким образом. Ну а на каком-нибудь здоровенном органе или в электронике, где ограничений по размеру нет, такие аккорды можно организовать без проблем.