КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Теория

Сообщений 151 страница 200 из 207

151

Тедди написал(а):

эта система записи отобралась как наиболее рациональная

Да не отобралась она. Как можно отобрать что-то из единственной системы? Она просто возникла и постепенно эволюционировала каким-то образом. Что совершенно не гарантирует оптимальности, а просто отражает историю этой эволюции. Победила она разве что буквенную нотацию - но это касается звуковысотности, мы же сейчас говорим о ритме. И вот по части ритма, НЯП, просто не было никаких конкурирующих систем, из которых можно было бы выбрать. Была единственная система времён царя Гороха, вот ей по традиции и пользуемся.

Тедди написал(а):

И другого пути нет. Если б был, его бы давно открыли.

Да нет же, не в этом дело. Отдельно взятые ноты (система их записи) в обучении собственно музыке (по крайней мере, на профессиональном уровне) занимают столь малую роль, что на некоторые имеющиеся неудобства просто забили болт в пользу сохранения обратной совместимости и преемственности традиций. Основания, причём, вполне серьёзные, так что поливать грязью кого-то за это не стоит. Но это не отменяет того факта, что неудобства всё же имеются.

А вообще, вся эта история про ритм - это совсем не то, про что я сейчас хотел сказать, это, как я уже говорил, я просто случайно попутно наткнулся из поиска в статье, ну и написал, чтоб не забыть. А вообще-то, на самом деле, я хотел рассказать что-то типа конспекта, о том, как строятся диатонические лады, и об их названиях/обозначениях. Ибо с названиями и обозначениями, увы, имеется очень злостная путаница, пришедшая из западноевропейского средневековья.

1. Простейший вариант звукоряда диатонических ладов может быть получен движением по квинтовому кругу до тех пор, пока октава не окажется поделена на интервалы, ни один из которых не больше целого тона (а сам целый тон - это две квинты минус октава). Аналогично тому, как пентатоника получается по квинтовому кругу от до: до-соль-ре-ля-ми, гептатоника получится, если нарастить эту последовательность квинтами снизу (фа) и сверху (си). Таким образом, получены 7 "белых клавиш". Разумеется, это не единственный возможный звукоряд для гептатоники, но на него можно смотреть как на некий базовый ориентир. Таким образом, мы получили 7 нот, между которыми в определённом порядке идут интервалы диатонических тонов и полутонов. Если мы будем считать достаточным для определения лада выделить единственную характерную ступень (например, можно обозначить как финалис), то в этом случае и количество возможных ладов будет равно 7. Если же, допустим, нам нужна ещё вторая нота для определения лада, то (если считать, что эта вторая нота может занимать любую ступень, в т.ч. первую, т.е. совпадать с первой характерной нотой), то, чисто теоретически, возможно целых 49 ладов на этом единственном "белоклавишном" звукоряде. В реальности, однако, скорее всего, не все из них благозвучны и имеют какие-то шансы на применение в обычной, нормальной музыке. Но, во всяком случае, уже можно догадываться, что при двух выделенных нотах количество ладов на этом звукоряде во всяком случае будет больше, чем 7.

0

152

Toman написал(а):

Да не отобралась она. Как можно отобрать что-то из единственной системы? Она просто возникла и постепенно эволюционировала каким-то образом.

   И что, ни до ни после Гвидо Аретинского люди не пытались в меру своего понимания зафиксировать музыку? Вот он придумал - и вся Европа и часть Азии сразу узнали и переняли? :)

Toman написал(а):

Что совершенно не гарантирует оптимальности, а просто отражает историю этой эволюции.

   Ну да. Глупые люди схватили первый попавшийся вариант и мучились с ним, гордясь тем, что не ищут легких путей.

Toman написал(а):

Отдельно взятые ноты (система их записи) в обучении собственно музыке (по крайней мере, на профессиональном уровне) занимают столь малую роль

   Ровно такую же, как и тексты в остальных науках. Информация, зафиксированная раз и навсегда, чтобы каждое новое поколение не изобретало один и тот же велосипед в стопицотый раз.
   А уж унифицированная система записи - это условие согласованной совместной работы. Чтобы не получить аналог Вавилонской башни.

Toman написал(а):

А вообще-то, на самом деле, я хотел рассказать что-то типа конспекта, о том, как строятся диатонические лады, и об их названиях/обозначениях. Ибо с названиями и обозначениями, увы, имеется очень злостная путаница, пришедшая из западноевропейского средневековья.

   Чем же так не угодила традиционная система ладов? Догадываюсь! В нее не вписываются все без исключения частные случаи и неевропейская музыка...

Toman написал(а):

Простейший вариант звукоряда диатонических ладов

   Интересно. Покопаться в устройства Вселенной - отличная пища для мозгов. Вот только - для ползучих эмпириков из танка - а для чего это нужно практически?

0

153

Но брать такой диатонический звукоряд как единое целое - на практике всё же довольно сложно. Сложно иметь дело с такой стопкой нот и интервалов разом. Да и рука на грифе струнного инструмента, как правило, не может охватить целую октаву на единственной струне. Поэтому как в теории музыки, начиная с древнегреческой, так и в практике (что связано с определёнными стилями исполнения, в частности, импровизационного, и, в частности, на струнных инструментах с грифом) оказалось удобно рассматривать лад состоящим из двух тетрахордов и целого тона, дополняющего до октавы.

2. Изначальное представление о тетрахорде, вероятно, основано на повторении подобной структуры через квинту вверх/кварту вниз. Это с одной стороны удобно для настройки и игры с участием благозвучных интервалов на базовом двухструнном инструменте, с другой, это естественным образом вытекает из игры в одинаковой аппликатуре, например, на флейтах, в разных передувах (обычно достижимы 1,2,3,4 передувы, из которых 1,2,4 окажутся октавными повторениями друг друга, а 3-й будет на квинту выше 2-го или на кварту ниже 4-го, при этом на некоторых флейтах (в т.ч. таких как простейшие продольные бессвистковые флейты из всяких полых стеблей растений) наиболее удобный диапазон образуют как раз 2-й и 3-й регистры - т.е. на практике это будет что-то вроде аналога двухструнного инструмента, настроенного в квинту).
Таким образом, если мы берём некоторую высоту звука как базовую (для инструмента это будет, скорее всего, открытая струна или полная длина флейты, для голоса - какой-то из близких к низшему уверенно берущемуся звуку), то на квинту выше получаем его "двойника". Аналогично получается и с каждой нотой на каком-либо ладу (реальном или виртуальном) струнного инструмента или на каком-либо отверстии флейты - у каждой такой ноты на квинту выше будет "двойник". Если в пределах струны или в пределах одного передува на флейте высшая нота будет на кварту выше базы, то квинтовый "двойник" этой высшей ноты окажется октавным повторением базы (ну, на простейшей флейте это не очень принципиально как раз, т.к. 4-й передув самой базовой ноты тут как тут, а вот на двухструнном инструменте это уже ценный факт, т.к. оказывается, что прямо отсюда можно начинать повторение "шаблона" расположения игровых ладов). Одновременно, при таком покрываемом одной струной или передувом диапазоне между верхней нотой нижней струны/передува и нижней нотой верхней струны/передува остаётся, по определению, тон. Т.е. кварта - это необходимый и достаточный диапазон на одной струне/в одном передуве, чтобы покрыть всю октаву, не оставив интервалов больше целого тона. Внутри же этого диапазона надо также поделить эту самую кварту так, чтобы не осталось интервалов больше целого тона. Для этого необходимо выделить внутри две промежуточные ноты, чем поделить кварту на какие-то 3 интервала. Если оставаться в рамках вышеописанного звукоряда, образуемого по квинтовому кругу, то два из этих интервалов будут равны тону, а оставшийся интервал можно назвать (диатоническим, конечно) полутоном. А вся конструкция из базового тона, двух промежуточных ступеней, и верхнего тона на кварту выше базового - будет называться тетрахордом (просто в силу количества содержащихся нот). Поскольку в нашем "базовом" варианте лада через квинту вверх всё в точности повторяется, то мы будем иметь в октаве два таких полутона в составе двух тетрахордов, ещё четыре целых тона в составе тетрахордов, и ещё один целый тон между тетрахордами (т.е. точно посередине интервала октавы). А вот порядок расположения тонов и полутона внутри тетрахорда может быть различным: это зависит от того, в каком направлении на сколько шагов мы будем продвигаться по квинтовому кругу от базовой точки.

Отредактировано Toman (2012-03-10 20:10:29)

0

154

Тедди написал(а):

Вот он придумал - и вся Европа и часть Азии сразу узнали и переняли?

Европа - да, сразу приняла. Т.к. это была на тот момент самая удобная (по крайней мере, по компактности) запись, по сравнению с буквенными и уж вовсе неточными условными значками, бытовавшими в западноевропейской церковной практике. А Азия... Византия и прочий православный мир всю эту нотную запись игнорировали (ну, тут надо сказать, что, в отличие от Зап. Европы у них-то были свои достаточно развитые системы записи музыки - так что могли себе позволить). Ещё более восточный Восток вообще вплоть до нового времени как-то игнорировал саму идею записывать музыку. Кое-кто из крупных средневековых музыкальных теоретиков Востока разработал было буквенную систему записи (на основе буквенной записи чисел - абджада - вот уж не в курсе, было ли это во время, когда у арабов уже появились цифры, или просто ещё цифр не было, поэтому использовали абджад?), но, скажем так, музыкальные практики на это дружно забили, потому что сама тема записи музыки им была как-то неинтересна. Ну а уж в 18-20 веке геополитическая ситуация стала такой, что как-то уже другого выбора не было, как принимать то, что принято в Европе. Хотя уж о чём тут говорить, если и сейчас, в начале 21-го века, далеко не все представители музыкальных традиций Востока согласны с тем, что музыку можно (в смысле, допустимо) записывать нотами. Не уверен даже, что сторонников нотной записи окажется большинство среди них. Более типично мнение, что нотная запись - отстой, и она выхолащивает музыку, и поэтому учить можно только перенимая на слух, лично от учителя - так сказать, по устной традиции. Из-за такой картины и сложилась ситуация, что мы более-менее видим картину музыки Востока в современности, может быть, 100-летней давности тоже - но очень плохо представляем себе, что вообще у них происходило с музыкой, скажем, всего 200-лет назад, или более. Разве что косвенные намёки из поэтических текстов, да труды теоретиков, где они описывают своё видение теории - но самих-то нот практически нету. Так что с нотной записью на Востоке всё вообще очень непросто. Да собственно и с методами оной записи там ещё нет какой-то чёткой определённости. Потому как, несмотря на вроде бы заимствованную из Европы нотную запись, там есть своя специфика.

Тедди написал(а):

Чем же так не угодила традиционная система ладов? Догадываюсь! В нее не вписываются все без исключения частные случаи и неевропейская музыка...

А я, интересно, по какую ещё систему ладов рассказываю? Про какую-то нетрадиционную, что ли? Да самая что ни на есть традиционная. Это просто о том, откуда она вообще появилась, и откуда появились используемые там названия и некая базовая терминология. Ну и про пресловутую путаницу с названиями.
...Да, кстати, в неевропейскую музыку ведь придётся, если что, записать, например, рок-н-ролл, блюз, некоторую часть джаза.

Тедди написал(а):

Вот только - для ползучих эмпириков из танка - а для чего это нужно практически?

Например, говорят, полезно для мелодической импровизации (разумеется, если не только читать и рассуждать, а и взять в руки инструмент, и поработать с этим на практике), и вообще для мелодического слуха, чувствования мелодии, распознавания интервалов. Да вот хотя бы для распознавания самого лада по голой мелодии. Если вдруг захочется гармонизировать. Чтобы хотя бы представлять себе, подлежит ли эта мелодия вообще гармонизации, и если да, то какими аккордами - чтобы по возможности дров не наломать.

0

155

Toman написал(а):

Европа - да, сразу приняла.

   В интернете, наверное, по-быстрому прочли.  :D Маленький бабски-вредный вопросик: а "сразу" - это через скока?

Toman написал(а):

далеко не все представители музыкальных традиций Востока согласны с тем, что музыку можно (в смысле, допустимо) записывать нотами.

   Ну и немудрено. Музыкальные традиции, мелодика, гармонии, ритмика у них отличаются от европейских. Не удивительно, что европейская нотация не справляется со всем спектром.

Toman написал(а):

Да, кстати, в неевропейскую музыку ведь придётся, если что, записать, например, рок-н-ролл, блюз, некоторую часть джаза.

   Вот-вот. Если есть случаи, где система не действует, значит система - отстой? Раз Евклидова геометрия и Ньютонова физика не охватывают всех законов мироздания - на помойку их? :)
   А как видится система, способная адекватно передать все разновидности музыки и ритмики?
   

Toman написал(а):

Более типично мнение, что нотная запись - отстой, и она выхолащивает музыку

  Примерно так же, как письменность выхолащивает язык. :)

Toman написал(а):

А я, интересно, по какую ещё систему ладов рассказываю?

   Ой...  [взломанный сайт]  [взломанный сайт]  [взломанный сайт] . Я ее не узнала в гриме. Очень уж замысловато изложено. Дважды два - это сорок плюс восемьдесят, минус сорок и разделить на двадцать...

0

156

Тедди написал(а):

а "сразу" - это через скока?

Ну вот это я не знаю. Но, вероятно, 1-2 поколений (т.е. 25-50 лет) должно было хватить с запасом. Т.е. время, за которое происходит почти полная смена действующих лиц, включая самых упёртых консерваторов. На самом деле, в то время в Европе на самом деле общение между образованными людьми происходило удивительно быстро, даже на наш взгляд. Отчасти благодаря тому, что образованных, да хотя бы элементарно грамотных людей было достаточно немного. И поэтому они друг с другом постоянно переписывались со страшной силой - в т.ч. и всякие крутые музыкальные товарищи.

Тедди написал(а):

Ну и немудрено. Музыкальные традиции, мелодика, гармонии, ритмика у них отличаются от европейских. Не удивительно, что европейская нотация не справляется со всем спектром.

На самом деле, не настолько уж и сильно отличаются. Это мелкие технические проблемы, которые при желании бы можно было достаточно легко решить. Скажем, для той же европейской музыки, как уже сто раз говорилось, нотация не менее условна. И диез у нас отличается от бемоля по высоте (правда, нет общего согласия о том, в какую сторону - вон, на Форумклассике баталии-то всё идут и идут со страшной силой, я вот сейчас как раз читаю эту тему), и вообще все ноты могут отличаться по интонированию, и длительности не идут строго под метроном, а лишь ориентировочны. В применении к "восточной" музыке, с соответствующими нехитрыми дополнениями типа пары-другой дополнительных знаков альтерации, условности нотной записи не то чтобы и больше. Такое ощущение, что там дело вообще в каком-то специфическом мировоззрении, которое требует от нотной записи или недостижимого совершенства и точности (а при исполнении по нотам заставляет играть как механизм под метроном, коверкать интонацию под некую условную нотную запись, хоть и плюясь про себя, как всё это ужасно звучит), или вообще отвергает идею записи.
Я лично такое отношение не разделяю, т.е. считаю, что нотная запись вполне уместна и допустима, если исполнитель не пытается по ней играть, как механизм, и если настройка инструмента не осуществляется строго на 24 равные деления октавы потому, что якобы таким образом записано в нотах.

Тедди написал(а):

Вот-вот. Если есть случаи, где система не действует, значит система - отстой? Раз Евклидова геометрия и Ньютонова физика не охватывают всех законов мироздания - на помойку их? :)

Вообще-то речь идёт о музыке, которая создаётся людьми, так что ситуация другая. Скорее, лучше сказать так, что если некое представление о теории музыки сковывает руки композитору или импровизатору, то не стоит оставаться в его пределах, надо постараться попробовать и другие подходы. А поскольку, имхо, главная составляющая композиторской или импровизационной деятельности - это создание мелодии, то разнообразие модальных ладов и использование их имеют к этому самое прямое отношение.

Да хотя бы банальный вроде бы, и привычный мелодический минор - это, вообще говоря, временный переход (ну, как бы модуляция) в другой лад по определённому закону.

Тедди написал(а):

А как видится система, способная адекватно передать все разновидности музыки и ритмики?

Речь вообще-то уже не о нотной записи вовсе, а о самой музыке, точнее, о ладах.

Тедди написал(а):

Я ее не узнала в гриме. Очень уж замысловато изложено.

Но только так можно понять, откуда оно вообще берётся - знакомое нам устройство диатонической гаммы, почему потом (в тональностях) такое значение получают доминанта и субдоминанта, и почему это - именно IV и V ступени.

0

157

Греческие лады.
3. Итак, вполне вероятно, что, изначально из каких-то подобных соображений вокруг устройства простейших музыкальных инструментов, древние греки строили все свои основные лады из двух одинаковых тетрахордов (хотя в принципе лад может быть построен и из разных тетрахордов). При этом как бы основным расположением тетрахордов в октаве считалось отделённое - т.е. верхний на квинту выше нижнего, и целый тон в середине октавы. В то же время возможны были два других варианта со связанными тетрахордами, переставленными в обратном порядке, и имеющими общую ноту (т.е. один на кварту ниже другого, при этом целый тон, дополняющий до октавы, расположен либо снизу, тогда лад обозначался с приставкой гипо-, или сверху, тогда лад получает приставку гипер-). (Да, греки отсчитывали интервалы в октаве сверху вниз, а не снизу вверх, и именно упущение этого факта при чтении греческих текстов и привело средневековых западноевропейцев к этой ужасной путанице в названиях - но для конечного результата это не важно, откуда отсчитывать, и, чтобы не устраивать самому путаницу, я буду писать всё снизу вверх, как нам привычно). Т.е., например, в качестве, наверное, самого простого и знакомого (для нас!) примера, что такое отделённые тетрахорды, посмотрим на

греческий лидийский лад: (до-ре-ми-фа)-(соль-ля-си-до). Тон фа-соль находится между тетрахордами, т.е. между IV и V ступенями. Правда ведь, хорошо знакомая нам гамма? :) Соответственно, тетрахорд, на основе которого построен этот лад, вида (тон-тон-полутон), также можно называть (греческим) лидийским. (Слово греческий, увы, приходится всюду добавлять во избежание путаницы).
А теперь попробуем те же самые тетрахорды поставить наоборот, т.е. в качестве связанных. В двух вариантах - гипо- и гипер-. Итак

(греческий) гиполидийский лад: фа-(соль-ля-си-|до|-ре-ми-фа). Здесь тон фа-соль, который не входит в состав тетрахордов, оказался в самом низу, потому и гипо-;
(греческий) гиперлидийский лад (сугубо условный, для демонстрационных целей, на самом деле такой вроде бы не употреблялся): (соль-ля-си-|до|-ре-ми-фа)-соль. Здесь тот же тон фа-соль оказывается на самом верху октавы.

Всего тетрахордов было 3 типа (и столько же их и в современной европейской музыке): дорийский (полутон-тон-тон), фригийский (тон-полутон-тон) и уже показанный выше лидийский (тон-тон-полутон). Использовались основные и гипо- варианты ладов на основе этих тетрахордов:
греческий дорийский: (ми-фа-соль-ля)-(си-до-ре-ми)
греческий гиподорийский: ля-(си-до-ре-|ми|-фа-соль-ля)
греческий фригийский: (ре-ми-фа-соль)-(ля-си-до-ре)
греческий гипофригийский: соль-(ля-си-до-|ре|-ми-фа-соль)
греческий лидийский: (до-ре-ми-фа)-(соль-ля-си-до)
греческий гиполидийский: фа-(соль-ля-си-|до|-ре-ми-фа)

На этом месте можно для сокращения попробовать ввести буквенные обозначения для частей, составляющих звукоряд лада. Обозначим целый тон (тот, что вне тетрахордов) буквой Т, греческий-лидийский тетрахорд - буквой М, греческий-фригийский тетрахорд буквой Д, а греческий-дорийский - (хм, какую бы букву-то взять...) ну, например, буквой Х. Тогда тот же список шести этих самых основных греческих ладов можно записать короткими трёхбуквенными обозначениями: гр./дорийский=ХТХ, гр./гиподорийский=ТХХ, гр./фригийский=ДТД, гр./гипофригийский=ТДД, гр./лидийский=МТМ, гр./гиполидийский=ТММ.

0

158

Toman написал(а):

и вообще все ноты могут отличаться по интонированию, и длительности не идут строго под метроном, а лишь ориентировочны.

   До какой-то степени - да. Точно так же, как и звуки речи. Которые мы все же без капризов передаем на письме буквами. :)

Toman написал(а):

(а при исполнении по нотам заставляет играть как механизм под метроном, коверкать интонацию под некую условную нотную запись, хоть и плюясь про себя, как всё это ужасно звучит)

   Без примера трудно понять, что имеется  в виду. Случаи из личного опыта или чье-то другое исполнение. В любом случае, чтобы хорошо сыграть, точно так же как и убедительно произнести, нужно понимать смысл текста и вдобавок знать, что ты хочешь сказать. Ну и, конечно, технически владеть инструментом (или голосом). Вот и вся хитрость.
   Экскурс в античную теорию музыки интересен, но я до конца не пойму, к чему он. Приводится, как мне показалось, с полемических позиций, но что доказывает? Я, наверное, тупая. Мне не так уж важно, почему именно так устроена диатоническая гамма, если музыка мне нравится. Пока мне хватает традиционной информации, что мы получали на уроках сольфеджио. Тоника - так тоника, диезы, так диезы. Ну да, говорят, у скрипичных и духовых они различаются с бемолями. А на темперированных инструментах, типа гитары или фортепиано - нет. Но пианисты от этого играют не хуже скрипачей. О чем тогда речь?

0

159

Тедди написал(а):

Экскурс в античную теорию музыки интересен, но я до конца не пойму, к чему он. Приводится, как мне показалось, с полемических позиций, но что доказывает?

Нет, это неправильно показалось. Если только это не предвкушение спора, который уже хочется затеять. Но с моей стороны вроде бы пока нет, это не для того, чтобы о чём-то спорить.
Я просто сам стараюсь разобраться в устройстве ладов - диатонических и прочих, читаю всякие статьи в инете, ну и как бы пересказываю в стиле "для простых технарей" в том объёме, в каком, надеюсь, сам понял изложенное. По возможности переводя всякие понятия на более понятный простому любителю (вроде меня самого) язык, скажем так, с усложнённого чисто по причине трудной истории языка теоретиков. Буквенные обозначения - для того же - чтобы удобно обозначать тетрахорды, не будучи подверженным средневековой путанице обозначений ладов (от которой путаницы, между прочим, происходят употребляемые нами ныне названия диатонических ладов, которые можно увидеть, например, в учебниках ЭТМ или в любой музыковедческой литературе). Про саму путаницу напишу чуть позже, наверное.

Тедди написал(а):

Мне не так уж важно, почему именно так устроена диатоническая гамма, если музыка мне нравится.

Не важно, да? Ну вот на сольфеджио просто у нас занятия оборвались "на самом интересном месте", считай. Вот было задание сочинить нечто, ага. Когда дело доходит до того, чтобы что-либо сочинять (или импровизировать) или анализировать на слух, а не только играть по нотам или слушать пассивно - так сразу это становится вопросом первостепенной важности, как именно устроена эта гамма, и почему. Между прочим, СанСаныч об этом в своё время довольно активно намекал.

В общем, поехали дальше...

4. А вот теперь посмотрим, что будет, если мы будем пробовать строить октаву из двух разных тетрахордов. Вспомним, что в каждом из тетрахордов у нас по одному полутону, всего в октаве, значит, будет два. В системе из семи последовательно взятых по квинтам нот (возвращаемых в одну октаву октавными переносами) также два полутона, и расположены эти два полутона вполне определённым образом - на расстоянии квинты (или кварты, если посмотреть "с другой стороны" на тот же интервал, т.е. в обращении) - т.е. по "белым клавишам". В ладах, составленных из двух одинаковых тетрахордов и тона между ними, расположение полутонов соответствует этому условию автоматически, поскольку сами тетрахорды находятся на расстоянии квинты/кварты друг от друга, и они одинаковы. Если же составлять лады из разных тетрахордов (составлять уже чисто механически, взяв тетрахорды как самостоятельно существующие объекты - скажем, как известные музыканту аппликатурные клише), то правильность последовательности тонов и полутонов в октаве уже не гарантирована автоматически.

А говоря конкретнее: если мы (исходим из лада с отделёнными тетрахордами как стандартного) "сдвинем" полутоны на целый тон ближе, то получим расстояние между ними (между основаниями полутонов, чтобы быть точнее) вместо квинты - кварту (и, значит, опять квинту как обращение её), т.е. такой лад всё же будет укладываться только в "белые клавиши" и соответствовать построению звукоряда через квинтовый круг.

Если же мы "сдвинем" полутоны на 2 целых тона, то расстояние между основаниями полутонов уже малую терцию (и большую сексту как обращение). Если "раздвинем" полутоны на 1 целый тон, расстояние между основаниями будет большая секста (и малая терция как обращение). Если "раздвинем" на 2 целых тона - то между основаниями окажется большая септима (или малая секунда как обращение). Все эти три варианта ладов не соответствуют построению звукоряда по квинтам, и, соответственно, никак не укладываются на "белые клавиши". Хотя, разумеется, использование таких ладов где-то также в принципе возможно (и, видимо, они и в самом деле использовались греками, наряду с ещё более сложными микротональными строями), но это как бы уже следующие уровни сложности, которые пока не затрагиваем.

Поэтому из всех возможных комбинаций разных тетрахордов (в "базовом", отделённом расположении), которых всего может быть 6 штук (во введённых выше буквенных обозначениях: ХТД, ХТМ, ДТХ, ДТМ, МТХ, МТД) в компанию "стандартных" ладов мы можем ввести только ДТХ и МТД, т.е. гр./фригийский-тон-гр./дорийский и гр./лидийский-тон-гр./фригийский. Если развернуть в последовательность тонов-полутонов (вспомним, что тетрахорды гр./дорийский Х=ПТТ, гр./фригийский Д=ТПТ, и гр./лидийский М=ТТП), это будут соответственно ТПТТПТТ и ТТПТТПТ. Как видно по этим составам, первый из них (ДТХ) по звукоряду равен гр./гиподорийскому (ТХХ) или гр./гиперфригийскому (ДДТ), а второй (МТД) - гр./гипофригийскому (ТДД) или гр./гиперлидийскому (ММТ).
Однако, в силу того, что здесь (разные) тетрахорды расположены в отделённом, а не связанном положении, как в настоящих греческих гипо- или гипер- ладах, их можно рассматривать как отдельные лады с собственными названиями, и эти названия, соответственно, эолийский и (греческий) ионийский.

Т.о. мы получили ряд ладов, гаммы которых на белых клавишах начинаются от всех нот, кроме си. Для некой "завершённости" от ноты си строится некая довольно странная гамма, называемая миксолидийской: (си-до-ре-ми)-фа-соль-ля-си. Странная она в том смысле, что, если рассматривать это как лад, то внизу там стоит вроде бы обычный греч.-дорийский тетрахорд, но сверху над ним - не тон и какой-то тетрахорд, а полутон и три тона подряд, суммарно образующие квинту: ХПТТТ=ПТТПТТТ=ХХТ. С точки зрения расположения тонов и полутонов, однако, как видно эта гамма соответствует условной гипердорийской. С учётом этой, седьмой, гаммы, теперь у нас есть диатонические гаммы от всех "белоклавишных" ступеней.

0

160

Toman написал(а):

Нет, это неправильно показалось. Если только это не предвкушение спора, который уже хочется затеять. Но с моей стороны вроде бы пока нет, это не для того, чтобы о чём-то спорить.

   Прошу прощения. Затевать ничего не хочется. Но рассуждения об античности прозвучали безо всякой паузы, как бы в ходе предыдущей дискуссии. Безо всяких там "да фиг с ним, оставим, поговорим лучше об истории музыки".  :)

Toman написал(а):

Не важно, да? Ну вот на сольфеджио просто у нас занятия оборвались "на самом интересном месте", считай. Вот было задание сочинить нечто, ага. Когда дело доходит до того, чтобы что-либо сочинять (или импровизировать) или анализировать на слух, а не только играть по нотам или слушать пассивно - так сразу это становится вопросом первостепенной важности, как именно устроена эта гамма, и почему.

   Ну, как она формально устроена, мы уже прошли. Тот-тон-полутон... Экскурс в античность, конечно, познавателен, но только по части удовлетворения легкого любопытства. Не очень понимаю, как информация о греческих тетрахордах могут помочь СОЧИНЯТЬ. Да еще не музыку в древнегреческом стиле, а несложную мелодию на четыре такта. Что и было нам задано.
   А откуда информация обо всех этих тетрахордах, кстати?

0

161

Тедди написал(а):

Но рассуждения об античности прозвучали безо всякой паузы, как бы в ходе предыдущей дискуссии. Безо всяких там "да фиг с ним, оставим, поговорим лучше об истории музыки".

Почему - вроде бы я довольно чётко это сказал:

Toman написал(а):

А вообще, вся эта история про ритм - это совсем не то, про что я сейчас хотел сказать, это, как я уже говорил, я просто случайно попутно наткнулся из поиска в статье, ну и написал, чтоб не забыть. А вообще-то, на самом деле, я хотел рассказать что-то типа конспекта, о том, как

Ну и в самом начале незапланированного экскурса про запись ритма было тоже указано, что это именно незапланированный экскурс. Ну а уж что экскурс оказался написан раньше, чем даже первый кусок собственно основной темы - это уж так получилось. Просто не хотелось держать в голове ещё эту постороннюю тему, неожиданно вылезшую в процессе поиска в инете про лады и тетрахорды.

Тедди написал(а):

Ну, как она формально устроена, мы уже прошли. Тот-тон-полутон...

Как же тогда объяснить такой вопрос в другой теме (кажется, где цвета обсуждали :) ) про то, что непонятно, для чего ещё может быть применён квинтовый круг, кроме запоминания последовательности мажорных или минорных тональностей. И про то, как это вообще я по квинтовому кругу изобразил там ноты, а не тональности со знаками при ключе и т.д. Вот это вот:

Тедди написал(а):

Я просто привыкла это словосочетание ассоциировать с учебной таблицей, иллюстрирующей последовательность тональностей. Не знаю, зачем еще может послужить такой круг...

Значит, наверное, как-то не так прошли, если такие вопросы возникают. Значит, наверное, никто прямым текстом не сказал, что сама по себе стандартная диатоническая гамма, даже без всяких там ладов, тональностей ещё, тоник, наклонений, и всего такого прочего, строится именно по квинтовому кругу (ну или по квинтовой спирали, если строй незамкнутый). Может быть да, нужно было сразу начать с этой цитаты, чтобы было хотя бы примерно понятно, к чему это я вдруг про диатонику и тетрахорды разговор завёл :) Ну не в теме же про изобразительное искусство было это обсуждение устраивать...

0

162

Toman написал(а):

Почему - вроде бы я довольно чётко это сказал:

   Еще раз каюсь. Не осознала в процессе напряженного чтения обильных текстов. Все же такие длинные простыни, целые статьи, трудно читать с экрана.

Toman написал(а):

вопрос в другой теме (кажется, где цвета обсуждали  ) про то, что непонятно, для чего ещё может быть применён квинтовый круг, кроме запоминания последовательности мажорных или минорных тональностей

   Ах да! Уже забыла мимоходом брошенную в другой теме фразу. Голова дырявая.

Toman написал(а):

Значит, наверное, никто прямым текстом не сказал, что сама по себе стандартная диатоническая гамма, даже без всяких там ладов, тональностей ещё, тоник, наклонений, и всего такого прочего, строится именно по квинтовому кругу

   Каким образом - можно подробнее? Интересно. И как может быть гамма без тоник? В моем примитивном понимании гамма - это звукоряд от тоники до тоники.

0

163

Тедди написал(а):

Каким образом - можно подробнее? Интересно.

Именно с этого в посте 151 под цифрой 1. начинается рассказ. Но там это кратко, буквально на 3 строчках. Однако, раз интересно подробнее - опишу процесс подробнее, и с некоторыми дополнениями на тему того, почему делается именно так.

Для начала вообще-то надо бы понять, почему вообще названия нот и структура звукоряда обычно повторяются точно через октаву. Обычно - потому что это далеко не всегда так. Если амбитус лада принципиально ограничен, то ему может быть просто вообще негде октавно повторяться (ну вот не берёт голос или интсрумент больше октавы, и ничего тут не поделаешь), или в разных октавах (или кусках октав, если ) звукоряд может быть в принципе разным. Но вот для стандартных диатонических ладов характерна гамма, которая точно повторяется через октаву.

Ну, тут рациональное объяснение в том, что октаве соответствует соотношение частот 2. Это ближайшая к основному тону гармоника (правда, далеко не во всех тембрах сильнейшая), это ближайший передув на большинстве примитивных флейт (а на некоторых, тех, что подлиннее, есть и двухоктавный, 4-кратный передув). Часто говорится, в т.ч. в учебных курсах, что, дескать, одноимённые ноты в разных октавах звучат похоже или вообще "одинаково", но лично я ничего подобного не ощущаю. Т.е. узнать октаву на слух как таковую - может быть. Но сами по себе ноты как что-то сходное - не ощущаю. Если специально на это дело не тренироваться долго и упорно, во всяком случае. А при нехватке диапазона голоса - совершенно не факт, что перепрыгну именно на октаву. Как раз вероятнее, что, чисто автоматически, перепрыгну на квинту или там кварту (и на занятиях по сольфеджио мы все могли это воочию пронаблюдать, я постоянно оказывался поневоле в квинте от нужной ноты - хотя это не стоит брать за чистый пример, т.к. с использовавшимися преподавательницей постоянными гармонизациями мелодии трезвучиями (зачем??? - так и не пойму...) оно и немудрено под такое звучание "настроиться" на квинту аккорда вместо того, что предполагалось, так что это может быть и другой эффект).

В общем, для того, чтобы построить диатоническую гамму, придётся просто принять "автоматическое" октавное повторение и октавную эквивалентность звуков как аксиому. Следующая аксиома - это наибольший приоритет ходов на квинту. Интервал реально очень удобный для пения, и соответствует соотношению частот 3/2. Поэтому ход на октаву по определению не даёт нам никакой новой ноты, т.к. мы попадаем в повторение той же ноты. Следовательно, вся гамма далее будет строиться по наиболее удобным интервалам - чистым квинтам. Квинта от ноты автоматически даёт с октавным повторением той же ноты кварту (соотношение 4/3).

И вот мы берём некоторую ноту, которую считаем начальной. Не будем давать ей никакого названия. И дальше начинаем производить следующие ноты, поднимаясь каждый раз на квинту (и опускаясь периодически на октаву, по необходимости - чтобы не покидать своего диапазона). Две последовательные квинты с последующим возвращением назад на октаву дают сравнительно небольшой интервал, который называется тоном, и по соотношению частот составляет (3/2)*(3/2)*(1/2)=9/8. Это же есть и разность между квинтой и квартой: (3/2)/(4/3)=9/8. Гамма величиной в октаву будет изменяться при этом примерно следующим образом (ноты обозначу просто цифрами по порядку их появления в гамме, чтобы не давать им определённых имён):
1-октава-1
у нас пока есть единственный и принимаемый тривиальным интервал октавы;

1-квинта-2-кварта-1
теперь у нас 2 ноты и 2 типа интервалов в гамме, причём сопоставимой ширины;

1-тон-3-кварта-2-кварта-1
уже 3 ноты и 2 типа интервалов - но уже очень сильно различной ширины;

1-тон-3-кварта-2-тон-4-полуторатон-1 (полуторатон - это в данном случае обозначение того интервала, который остаётся при вычитании тона из кварты: (4/3)/(9/8)=32/27)
вот 4 ноты, и впервые в гамме оказалось сразу 3 разных типа интервалов;

1-тон-3-тон-5-полуторатон-2-тон-4-полуторатон-1
вот 5 нот, оставшаяся кварта разделена на тон и полуторатон, так что у нас опять 2 типа интервалов, причём опять сопоставимой ширины - это и есть очень популярная в разных муз. культурах пентатоника - поскольку она объективно очень удобна для того, чтобы в ней петь или импровизировать;

1-тон-3-тон-5-полуторатон-2-тон-4-тон-6-полутон-1 (вот появился первый полутон, равный разности полуторатона и тона: (32/27)/(9/8)=256/243)
6 нот, и опять 3 типа интервалов, от полутона до полуторатона;

1-тон-3-тон-5-тон-7-полутон-2-тон-4-тон-6-полутон-1
7 нот, и только 2 типа интервалов - тон и полутон. Вот мы получили диатоническую гамму: наращивали ноты по квинтам до тех пор, пока не искоренили из гаммы все интервалы больше тона. Понятно, что порядок тонов и полутонов будет зависеть от того, какую из нот мы выбрали в качестве начальной (или, что то же самое, сколько из нот из шести (кроме первой) мы нарастили вверх (как делалось со всеми нотами в этом примере), а сколько вниз). На этом этапе можно уже пририсовать названия нотам в получившейся гамме, т.к. мы видим, какой получился порядок тонов и полутонов:
фа(1)-тон-соль(3)-тон-ля(5)-тон-си(7)-полутон-до(2)-тон-ре(4)-тон-ми(6)-полутон-фа(1).

Возникает вопрос: а что будет, если попробовать продолжить? Получится вот что:
1-нечто-8-полутон-3-тон-5-тон-7-полутон-2-тон-4-тон-6-полутон-1 - опять 3 разных типа интервалов в гамме;
1-нечто-8-полутон-3-тон-5-тон-7-полутон-2-нечто-9-полутон-4-тон-6-полутон-1
1-нечто-8-полутон-3-нечто-10-полутон-5-тон-7-полутон-2-нечто-9-полутон-4-тон-6-полутон-1
1-нечто-8-полутон-3-нечто-10-полутон-5-тон-7-полутон-2-нечто-9-полутон-4-нечто-11-полутон-6-полутон-1
1-нечто-8-полутон-3-нечто-10-полутон-5-нечто-12-полутон-7-полутон-2-нечто-9-полутон-4-нечто-11-полутон-6-полутон-1
- вот 12 нот, и опять лишь 2 разных типа интервалов - "нечто" и "полутон".
Здесь "нечто" - это ещё один, новый интервал, равный разности тона и полутона: (9/8)/(256/243)=2187/2048. Он называется по-нашему хроматическим полутоном (он же увеличенная прима), тогда как "просто полутон" - это диатонический полутон, или малая секунда.
А в нотных обозначениях эта гамма будет выглядеть так:
f-fis-g-gis-a-ais-h-c-cis-d-dis-e-f

Нетрудно догадаться, что будет происходить дальше: опять появится очередной интервал, равный разности хроматического и диатонического полутонов, и деление будет продолжаться, пока хроматические полутоны не исчерпаются (поскольку их тут 5 штук, то при этом добавится ещё 5 нот, всего в октаве станет 17), потом придёт черёд делиться диатоническим полутонам (добавится ещё 12 нот, всего станет 29), ну и т.д. до бесконечности. Потому что квинты были натуральные, не темперированные, и точно в октавное повторение никогда не приведут, и квинты дают не круг, а спираль - вроде шишки или подсолнуха. В 12-ступенном равномерно-темперированном строе же квинты немножко сужаются так, чтобы 12 квинт дали точное октавное повторение, и рост гаммы прекратился на вышеупомянутой 12-ступенной стадии. Но 7-ступенной диатонической гамме до этого ещё далеко, поэтому там совершенно не обязательна равномерная темперация, и вообще какая-либо темперация.

Тедди написал(а):

И как может быть гамма без тоник? В моем примитивном понимании гамма - это звукоряд от тоники до тоники.

А вот нету здесь тоники. Я выбрал какую-то ноту, и стал набирать гамму квинтами вверх. А можно было набирать её квинтами вниз. Или вверх и вниз по очереди, или в каком-то соотношении. Конечный результат будет тот же самый, отличаясь только порядком цифр при нотах. В модальных ладах тоники всё равно нет, есть только какие-то характерные ступени (напр., финалис, реперкусса, может выделяться характерная начальная ступень) или целые характерные обороты, привязанные к определённым ступеням - начальный, конечный, ещё какие-нибудь. В тональных ладах можно назначить тоникой какую-то ноту из этой гаммы (после чего уже станет ясно, что это за лад). Но при построении гаммы, как видно, никакие ноты не назначались ни тоникой, ни финалисом, ни чем-то ещё в этом роде.

0

164

Toman написал(а):

Часто говорится, в т.ч. в учебных курсах, что, дескать, одноимённые ноты в разных октавах звучат похоже или вообще "одинаково", но лично я ничего подобного не ощущаю. Т.е. узнать октаву на слух как таковую - может быть. Но сами по себе ноты как что-то сходное - не ощущаю.

Я тоже долго этого не ощущала. Помогли занятия солфеджио и пение во время них. Проблемы с музыкальным слухом и идентификацией звуков - это наша частная беда. И деление на квинты и октавы тут ни при чем.
   У октав, как объясняется в учебниках для начинающих, одна частота звука, но разная амплитуда колебаний - отсюда и разница в высоте. Мне этого объяснения некогда показалось достаточно.

Toman написал(а):

А при нехватке диапазона голоса - совершенно не факт, что перепрыгну именно на октаву. Как раз вероятнее, что, чисто автоматически, перепрыгну на квинту или там кварту (и на занятиях по сольфеджио мы все могли это воочию пронаблюдать

   Невладение собственным голосом - тоже проблема частная и излечимая, по большей части. Испытывали. Преодолимо.

Toman написал(а):

Две последовательные квинты с последующим возвращением назад на октаву дают сравнительно небольшой интервал, который называется тоном, и по соотношению частот составляет (3/2)*(3/2)*(1/2)=9/8. Это же есть и разность между квинтой и квартой: (3/2)/(4/3)=9/8.

   Томан, я преклоняюсь перед мозгом, который способен породить столь кудреватые объяснения. Но если бы так учили музыке. она бы не состоялась как явление.
   Современная темперация, нотная запись и всякие там гармонии - не больше, чем система кодирования, придуманная для удобства передачи информации, и она должна быть по возможности лаконичной.    Точно так же, как алфавит, грамматика и фонетика языка. Как термины, символы и формулы других наук. развитие науки или явления множит и усложняет информацию, но исходные коды, база должны быть четки и однозначны. 
   Слово "мама" записывается символами "м" и "а", безотносительно их происхождения от квадрата или треугольника или от сходства с древнеегипетскими иероглифами. Так решили, чтобы не путаться. Все. точно так же и с нотами.
   Музыка сочиняется для слуха, и проверяется слухом, в конечном счете, а уж какими обходными путями левой ногой через правое ухо можно вычислить или интерпретировать тон или полутон - это никак не поможет ни сочинять, ни импровизировать. Соотношением частот пусть балуются теоретики, им надо о чем-то диссеры кропать. 
    Такое вот непросвещенное дремучее мнение.
   А мелодию, кстати, удалось сочинить?

0

165

Тедди написал(а):

Вот поэтому музыке и учатся долгие-долгие годы, используя и ноты, и указания педагога, и прослушивание чужих исполнений. И другого пути нет. Если б был, его бы давно открыли.

[взломанный сайт] да-да-да...
Но это не исключает интереса к устройству мироздания.

0

166

Тедди написал(а):

Проблемы с музыкальным слухом и идентификацией звуков - это наша частная беда. И деление на квинты и октавы тут ни при чем.

Речь не про проблемы с идентификацией. Я могу отлично осознавать, что вот это нота ля, потому что она отстоит на октаву от другой ля (т.е. я слышу, что вот она, октава, ни с чем не спутать). Но если дать ноты по-отдельности, я не скажу, что они прям-таки очень похожи друг на друга.

Тедди написал(а):

У октав, как объясняется в учебниках для начинающих, одна частота звука, но разная амплитуда колебаний - отсюда и разница в высоте. Мне этого объяснения некогда показалось достаточно.

Но, тем не менее, это же полный бред! Амплитуда вообще может быть какой угодно, это громкость звука. А частота (основного тона) как раз разная. Но различается ровно в 2 раза.

Тедди написал(а):

Невладение собственным голосом - тоже проблема частная и излечимая, по большей части. Испытывали. Преодолимо.

Если бы было невладение, я бы не попадал вообще ни в какую имеющую отношение ноту. Но в этих ситуациях я сам чувствую, что, например, диапазона не хватает, и затыкаюсь. Так ведь нет, тут как раз вопрос слуха: я сразу быстренько направляюсь куда-то в квинту - и довольно точно попадаю туда. Так что это вопрос именно слуха, видимо. Хотя м.б. это сама преподавательница "провоцировала", давая аккорд с квинтой вверху (которую я, разумеется, и "ловил" в качестве мелодии).

Тедди написал(а):

Современная темперация, нотная запись и всякие там гармонии - не больше, чем система кодирования, придуманная для удобства передачи информации, и она должна быть по возможности лаконичной.

Вот ничего себе объединили. Нотная запись - да, это система кодирования. Соответственно, музыку можно отлично сыграть, вообще не зная нот. Но, например, темперация - это ни разу не "кодирование" никакое. Темперация - это когда, например, гитарный мастер с линейкой, карандашом и пилой в руках щели под лады в накладке делает. Или когда настройщик ключом фоно настраивает. Т.е. это совершенно реальная, ощутимая штука - настройка. От того, что мы не будем знать или думать о темперации или настройке, пианино само не настроится, и гитара сама не настроится, и не строящая по ладам гитара не станет сама собой строить. От того, что мы не будем знать, например, об особенностях использования каких-либо не равномерно темперированных строев в разных тональностях, мы не сможем нормально играть более-менее сносно более-менее всё что угодно на фоно, настроенном в такой не равномерно темперированный строй.
Так же и с гармонией: если мы не знаем ничего о гармонии, это не значит, что мы сможем сымпровизировать что-то, делая себе в качестве аккомпанемента какие-то случайно выбранные ноты. Соответственно, не зная о ладах и каких-то более-менее стандартных мелодических ходах, не получится импровизировать или сочинять мелодию, более-менее попадая в правильные ноты - если тыкать опять же случайным образом произвольные ноты. Разумеется, в обоих случаях можно подобрать что-то путём проб и ошибок (что мы, любители, обычно и делаем), но, даже если таким образом некто насобачился, и импровизирует, всё время попадая в ноты - это просто значит, что он таким образом приобрёл (в интуитивном виде) знание о каких-то ладах (возможно, об очень немногих, случайно попавшихся или выработанных самолично). Но знание теории тут позволяет как раз целенаправленно и осознанно экспериментировать, переходя ("модулируя") в какие-то другие лады, альтерируя какие-то ступени, наконец, придумывая какие-то свои собственные лады. При этом получая не совсем уж стопроцентную лажу, а что-то хотя бы немножко осмысленное.

Тедди написал(а):

а уж какими обходными путями левой ногой через правое ухо можно вычислить или интерпретировать тон или полутон - это никак не поможет ни сочинять, ни импровизировать. Соотношением частот пусть балуются теоретики, им надо о чем-то диссеры кропать.

Ну так про соотношения частот - это я уже как бы по прямой просьбе рассказать подробнее, и в связи с вопросами о квинтовом круге (или спирали). Потому что, собственно, по-простому (вот как раз на том уровне, который необходим и достаточен для импровизации в чисто диатонических 7-ступенных ладах) уже рассказал (в части их построения, в частности, по тетрахордам - для сочинения и импровизации главное, видимо, именно это) изначально.

0

167

Toman написал(а):

Но, тем не менее, это же полный бред! Амплитуда вообще может быть какой угодно, это громкость звука. А частота (основного тона) как раз разная. Но различается ровно в 2 раза.

   Если переврала - прошу простить! По физике я всегда была ленивой двоечницей. Перечитаю Вахромеева на эту тему.

Toman написал(а):

Вот ничего себе объединили. Нотная запись - да, это система кодирования. Соответственно, музыку можно отлично сыграть, вообще не зная нот.

   Сыграть можно. Распространить - труднее. Для более широкого распространения и более точного воспроизведения и была придумана всякая письменность.
   Аккомпанировать и импровизировать, не зная теории гармонии вполне можно. Но вряд ли удастся подняться выше акынского уровня. Изобрести велосипед и гордиться этим. Если этого достаточно - ну и хорошо.

Toman написал(а):

Но, например, темперация - это ни разу не "кодирование" никакое.

   Ну пусть не кодирование. Пусть... система счисления. Вот приняли за основу именно такой набор звуков-букв-цифр и строят на них дальнейшую информацию.
   Конечно, никому не возбраняется придумать свою систему, свой алфавит и грамматику и творить в них, экспериментировать на здоровье. Получится шедевр - и замечательно!

0

168

Тедди написал(а):

Для более широкого распространения и более точного воспроизведения и была придумана всякая письменность.

Что для более широкого - это да. Ну или, скажем так, для многих целей. Для того, чтобы просто не забыть вообще, для более лёгкого разучивания, чем путём съёма и т.д. А вот насчёт более точного - увы. Эту функцию нотная запись не обеспечивает. Точность воспроизведения обеспечивается только аудиозаписями авторского исполнения (если автор умеет играть на должном уровне), или исполнения, одобренного автором, или посредством мастерклассов самого автора. Если такого рода источники недоступны - ни о какой точности речи быть не может, увы. То-то всё время происходят эпические споры о том, как надо аутентично исполнять Баха, или ещё кого из (ещё более) старинных композиторов. Причём даже непрерывная и достаточно плотная традиция исполнения произведения или композитора в целом ещё не означает сохранения точности. Если бы ноты обладали такой функциональностью, то никакие аутентисты бы не спорили друг с другом, т.к. достаточно было бы посмотреть в ноты.

Тедди написал(а):

Аккомпанировать и импровизировать, не зная теории гармонии вполне можно.

Не представляю себе этого. Речь идёт не о том, чтоб случайно тыркать в кнопочки на баяне под свою песню, и с 10-й попытки найти вроде бы подходящую (или, если на гитаре, пробовать по очереди знакомые аккорды без всякой системы, пока не найдёшь более-менее подходящий), а, прослушав песню 1 раз на слух (или просто зная её, если это какая-то известная песня), или глянув в ноты, определиться с аккордами и попасть с первого раза (например, если дело происходит вживую на концерте). Как самый минимум - тоже в условиях типа концерта на лету транспонировать аккомпанемент в какую-то другую тональность, если это окажется нужным певцу, например. Ну, допустим, транспонировать аккомпанемент в другую тональность баянист-то сможет, даже будучи дуб дубом в гармонии - благо, инструмент специально создан именно для того, чтобы со страшной силой транспонировать всё что угодно куда угодно (правда, чтобы делать это так же легко на правой клавиатуре, эта клавиатура должна быть пятирядной. Вот честно, не понимаю, зачем у нас делали дешёвые баяны с трёхрядной клавиатурой (у меня как раз такой баян): дешёвый баян он дешёвый (и лёгкий по весу, одновременно) не потому что клавиш меньше, кнопки эти (просто по дополнительной кнопке на 2/3 уже имеющихся рычагов) - это были бы вообще незаметные копейки и граммы, у него просто единственный регистр, как у гармошки, а не штуки 3-4, как у "стандартного", дорогого (и тяжёлого) баяна), и левая клавиатура работает в единственном режиме басов/аккордов, тоже без каких-либо переключений. На фоно, допустим, это вопрос скорее знания клавиатуры, чем гармонии. А вот на гитаре, где транспозиция практически наверняка будет сопряжена с полным переформированием большинства аккордов и сопутствующих мелодических ходов - без знания гармонии как раз никуда.

Тедди написал(а):

Но вряд ли удастся подняться выше акынского уровня.

Настоящий акынский уровень - это как раз отличное знание теории, какое нам и не снилось. Что, собственно, и позволяет им сочинять на лету. Как мелодии, так и гармонию к ним.

Тедди написал(а):

Конечно, никому не возбраняется придумать свою систему, свой алфавит и грамматику

Вот опять не понимаю, откуда это про "придумать своё"? Вроде бы, я выше совершенно ничего своего не придумывал. Диатонические лады были придуманы и систематизированы ещё в древности, и далее "перетряхнуты и перетасованы" в средневековье. Та же 12-ступенная равномерная темперация - это просто аппроксимация (причём достаточно близкая и хорошая, пока речь идёт о 7-ступенных диатонических ладах), позволяющая обойтись конечным числом клавиш/струн/труб/ладов на грифе и т.д. Сочиняя, композитор, как правило, не использует эту 12-ступенную равномерную гамму непосредственно как таковую (ну т.е. бывает, но это довольно-таки экстремальное направление в музыке - додекафония, когда именно так делают), а сочиняет в каком-то определённом ладу.

Кстати, вот тут товарищ tosha_uk как раз недавно выложил своё произведение, и в заголовке поста упоминается фригийский лад ( http://toscha-uk.livejournal.com/143312.html ), в то время как на Ютюбе и заглавии нот - не упоминается.

http://www.youtube.com/watch?v=AHD4T9wmKGw

Ну так вот, вопрос нам всем на засыпку: правда ли это - фригийский лад, или это так только - сказки для привлечения внимания? Как будем определять, какой тут на самом деле лад? (Да, когда говорится про "фригийский лад", то по умолчанию подразумевается средневековая европейская классификация, а не настоящая греческая, так уж сложилось - про эту путаницу чуть позже...)

0

169

Toman написал(а):

А вот насчёт более точного - увы. Эту функцию нотная запись не обеспечивает. Точность воспроизведения обеспечивается только аудиозаписями авторского исполнения (если автор умеет играть на должном уровне), или исполнения, одобренного автором

   А что такое точность в приложении к произведению искусства? Ну кроме точности чисто текстуальной - сыграть все ноты без купюр и без метро-ритмических ляпов.
  Думаю, что даже автор не сыграет свое произведени два раза одинаково, как воспроизвел бы миди-трек. даже в авторской голове со временем, с изменением жизненного опыта и душевного настроя картина может меняться. В том, что касается интонации, акцентов и настроения.
   Точное же воспроизведение текста - это вопрос добросовестной подготовки и владения ремеслом.
   ну и добавляется справедливо отмеченный исполнительский уровень автора. Исполнителем он может быть очень средним. так же как не факт, что стихи лучше всего прочтет сам поэт. :) Ох, шо они творять, кохда читають!  :D

  Теперь об игре без знания теории.

Toman написал(а):

Речь идёт не о том, чтоб случайно тыркать в кнопочки на баяне под свою песню, и с 10-й попытки найти вроде бы подходящую (или, если на гитаре, пробовать по очереди знакомые аккорды без всякой системы, пока не найдёшь более-менее подходящий),

   О таком низком уровне подготовки и говорить не стоит. Если человек подбирает мелодию или аккомпанемент на ощупь, выбирая попадание из десятка случайных тыков.
   Веками люди играли, не зная стройной теории и нотной грамоты, доходя до всего своим умом. Конечно, уровень этой музыки был не бетховенский, но для бытовых целей - вполне достаточный. На таком уровне вполне можно обойтись талантом и высокоразвитой интуицией. Но, увы,  тут нечего делать, если таланта и интуиции не дано. :) Не станешь ни акыном ни деревенским гармонистом.
   Именно для такого или близкого уровня музицирования и существуют трехрядки, однорядки, дудочки и прочие адын-палка-два-струна.
   Настоящий акынский уровень - это не перенимание теории из учебников, а именно талант и интуиция, плюс труд. Сноровка, закалка, тренировка.

Toman написал(а):

Ну так вот, вопрос нам всем на засыпку: правда ли это - фригийский лад, или это так только - сказки для привлечения внимания?

   Продавший, наверное, легко ответит. А мне лично как слушателю - совершенно неважно. Это должно быть важно автору, чтобы не навалять гармонических ляпов и сочинить в нужном стиле. Хорошая вещь пойдет с благодарностью в любом ладу. Плохую никакие ладовые изыски не спасут.

0

170

Toman написал(а):

( Кстати, это я как раз, кажется, наконец нашёл более-менее внятное выражение, чтобы пояснить свои "претензии" к нотной записи: что в как бы одном нотном знаке объединяются признаки фактически двух разных нот - высота данной ноты, и ритмическое положение последующей. А, соответственно, чтобы увидеть высоту и ритмическое положение одной ноты, мы должны смотреть сразу на как минимум два знака: головку данной ноты и весь комплекс оформления (цвет головки, наличие штиля, число флагов, наличие и количество точек, залиговки) предыдущей. Если смотреть на это как инженер, то система совершенно противоестественная ).

Ну да. Вообще-то лаконичность условных обозначений, имхо, - достоинство. Лучше и более по-инженернму было бы, если бы каждый параметр обозначался отдельным значком? То есть, вместо - ноты со штилем (значка, близкого к идеограмме) - были бы последовательные буковки для длительности, звуковысотности, отношения со следующим звуком и т.д.? Как пишут программы?

0

171

Тедди написал(а):

Лучше и более по-инженернму было бы, если бы каждый параметр обозначался отдельным значком?

В идеале - да, конечно, именно отдельным. Это давало бы лучшую читаемость.

Тедди написал(а):

были бы последовательные буковки для длительности, звуковысотности, отношения со следующим звуком и т.д.?

Ну почему же сразу буковки? Для нот это неудобно. Для звуковысотности можно использовать схему с линейками (хотя, как уже когда-то обсуждали, традиционный вариант тут не лучший, хотя он как бы наиболее универсален по сравнению с практически всеми предложенными альтернативами - однако, может быть, можно создать систему нотной записи, которая была бы не менее, а то и более универсальна, чем традиционная - если исходить не из представления о равномерно-темперированном строе, как делают почти все из "альтернативщиков" по звуковысотной части). А для длительностей - тоже какие-то свои значки - которые бы совершенно никоим образом не вторгались в графику звуковысотных (или шумовых - для звуков, не имеющих строго приписанной высоты) значков.

Это в идеале. А как минимум - например, хотя бы если бы ноты писались задом наперёд - уже было бы намного легче их читать, т.к. написанное было бы гораздо ближе к внутреннему восприятию человека. Т.е. если бы длительность согласно головке, штилю, флажкам соответствовала длительности перед данной нотой, а не после неё. И сразу, глядя на одну ноту или аккорд, понятно: ага, эту ноту/ноты надо сыграть такой-то высоты/таких-то высот, и через такую-то длительность после предыдущего удара. Т.е. вся эта информация получается из взгляда на одну ноту/аккорд, а не два (данный, дающий звуковысотность, и предыдущий, дающий длительность, которую надо выждать - при том, что этот предыдущий может быть чёрти где, и его ещё найти надо).
Не знаю, конечно, может быть, не все воспринимают так, но я воспринимаю все эти длительности и ритмический рисунок внутри себя как "пауза-удар", а не "удар-пауза" (в расчёте на что строится принятая нотная запись). Т.е. вначале "отсчитываешь" время(длительность), причитающиеся данной ноте, и тогда извлекаешь звук, к которому приготовился. А не наоборот: извлекаешь звук, а потом "отсчитываешь" (выдерживаешь) паузу, после которой надо будет сыграть что-то-не-знаю-что, к которому ещё не готов (следующая нота ведь ещё не прочитана на этот момент). Если же действительно многие люди внутри себя мыслят ритм как "удар-пауза" (а уж не этим ли объясняются порой разительные индивидуальные различия в способностях к чтению с листа?), то для равноправия необходимо действительно полностью разделить знаки ударов(звуковысотности) и пауз(длительностей), благо, место для обозначения длительности между нотами в любом случае есть (собственно, в группах на письме длительности восьмушек и менее и обозначаются знаками, которые графически стоят между нотами - только что эти знаки расположены чуточку не там, где им следовало бы быть для пущего удобства и интуитивной понятности нот - т.е. между соответствующими ударами, а не только после первого из них, и соотв. группировать совсем иначе).

0

172

Toman написал(а):

Ну почему же сразу буковки?

   Метафора. :)

Toman написал(а):

Не знаю, конечно, может быть, не все воспринимают так, но я воспринимаю все эти длительности и ритмический рисунок внутри себя как "пауза-удар", а не "удар-пауза" (в расчёте на что строится принятая нотная запись). Т.е. вначале "отсчитываешь" время(длительность), причитающиеся данной ноте, и тогда извлекаешь звук, к которому приготовился.

   А я длительность нот ощущаю не как удар-пауза, а, скорее, как напряжение-расслабление. Начало ноты - "захват" или сокращение, длительность звучания - сохранение тонуса. Окончание звучания - мгновенный сброс напряжения.

Toman написал(а):

А не наоборот: извлекаешь звук, а потом "отсчитываешь" (выдерживаешь) паузу, после которой надо будет сыграть что-то-не-знаю-что, к которому ещё не готов (следующая нота ведь ещё не прочитана на этот момент).... (а уж не этим ли объясняются порой разительные индивидуальные различия в способностях к чтению с листа?),

   Думаю, что причина в этом. Читать нужно словами, а не по буквам. Если к анализу следующей ноты приступаешь только после того, как отзвучала предыдущая - это будет чтение по буквам, которые чрезвычайно сложно будет объединять.
  Чтению с листа вполне можно научиться, если позаниматься спокойно и целенаправленно, от простого к сложному. Какие-то наиболее распространенные ритмические последовательности запоминаются при этом как шаблоны и узнаются при следующих встречах.
   Подозреваю, что идея о нескольких отдельных вспомогательных значках - это такая хитрость перед самим собой. Несколько значков как раз позволят на "законном основании" смотреть на текст в привычном темпе и читать в привычной манере ( в каждой ноте прикидываем по очереди длительность, то, сё, потом то же в следующей...).

0

173

Для каждого инструмента и гармония своя,в рамках которой и раскрываются те или иные формы композиции.Считаю,что разговор о гармонии необходимо ставить первым,в противном случае игра на инструменте превратится в компилятивный,неуверенный набор хроматизмов .
Размышляя об этой теории составил следующий "самоучитель" гитарной гармонии-чуток математики и...:

E______B______G______D______A______E

B______G______D______A______E______B

G______D______A______E______B______G

D______A______E______B______G______D

A______E______B______G______D______A

E______B______G______D______A______E

В этой системе очень удобно изучать обращения и импровизацию .

0

174

Hexagon написал(а):

В этой системе очень удобно изучать обращения и импровизацию .

  Это очень интересно, тем более, что у многих из нас сильные пробелы по части гармонии. А как пользоваться табличкой? Пока что понятно только, что в каждой колонке перечисляются звуки открытых струн со сдвигом на один шаг.

0

175

Конечно,интересно и понятно,особенно тогда,когда есть еще одна табличка,описывающая универсальность гармонии,в целом.Ах,да,я сам собирал следующий строй,анализируя модель преобразования пространства :

C_____G_____D_____A_____E_____B_____F_____C

G_____D_____A_____E_____B_____F_____C_____G

D_____A_____E_____B_____F_____C_____G_____D

A_____E_____B_____F_____C_____G_____D_____A

E_____B_____F_____C_____G_____D_____A_____E

B_____F_____C_____G_____D_____A_____E_____B

F_____C_____G_____D_____A_____E_____B_____F

C_____G_____D_____A_____E_____B_____F_____C

Как вы можете видеть,в этой табличке,по-диагонали, отображена гамма Cмажор.И дело вовсе не в шагах.Конечно,можно полениться ,и играть музыку одними проходящими,и найти свою ноту,неважно в какой таблице ...Но можно,зная все это, найти гамму(?) и для 6-струнной гитары.Скажу откровенно и честно,и большинство известных учителей и гитаристов,благодаря этим проходящим(в случае с гитарой,нота E)создают лишь музыкальные иллюзии ...

0

176

Hexagon написал(а):

большинство известных учителей и гитаристов,благодаря этим проходящим(в случае с гитарой,нота E)создают лишь музыкальные иллюзии ...

   А можно парочку примеров самых распространенных в этой области иллюзий? Чтобы понять, о чем речь.

0

177

Их довольно много в испанской школе гитары .Мне пришлось долго разочаровываться в творчестве ,казалось бы, непоколебимого Paco De Licia,чтобы увидеть в нем образ человека.Эти проходы по E напоминают мне сказку про барона Мюнгхаузена,где последний сбил на лету стаю уток шомполом ...Хочу сразу сказать,я, более или менее, прилично освоил гитарную мелодию только благодаря этой гамме E_G_A_B_D_E .Это,своего рода,гитарный дифференциал,раскрывающий лучшие разрешения .Но для этого нужно просто желать импровизировать ,осваивая композиторский опыт .Гитарная музыка состоит из огромных провалов во времени,в гармонии ...Многие завязли в непонимании инструмента,и просто необходимо знать его геометрию .

0

178

Hexagon написал(а):

Мне пришлось долго разочаровываться в творчестве ,казалось бы, непоколебимого

   Бывает.  Всем нам какие-то стили (исполнители) ложатся на душу, другие - нет.
   

Hexagon написал(а):

Многие завязли в непонимании инструмента,и просто необходимо знать его геометрию

   Многие просто плохо играют. Имхо. Или не отвечают вкусу.

0

179

Тедди написал(а):

Или не отвечают вкусу.

В подходе к теории композиции можно и Богу не угодить ! http://i.smiles2k.net/sport_smiles/1_008.gif

0

180

Hexagon написал(а):

Для каждого инструмента и гармония своя,в рамках которой и раскрываются те или иные формы композиции.Считаю,что разговор о гармонии необходимо ставить первым,в противном случае игра на инструменте превратится в компилятивный,неуверенный набор хроматизмов .
Размышляя об этой теории составил следующий "самоучитель" гитарной гармонии-чуток математики и...:

E______B______G______D______A______E

B______G______D______A______E______B

G______D______A______E______B______G

D______A______E______B______G______D

A______E______B______G______D______A

E______B______G______D______A______E

В этой системе очень удобно изучать обращения и импровизацию .

Дополнительно,следует сказать ,что для завершенности той гитары,которую вижу я,она должна обладать 24-мя интервалами .

0

181

Давненько не брали мы в руки шашек...
  Всем привет! :flag:
  Вдруг уставшую голову, растерявшую 9/10-х багажа, посетил вопрос.
   А почему некогда за первую ноту звукоряда была принята ля? Которая - А - в буквенном обозначении. Потому что ля-минор - одна из самых комфортных тональностей для средней руки голоса?

0

182

Тедди написал(а):

А почему некогда за первую ноту звукоряда была принята ля? Которая - А - в буквенном обозначении. Потому что ля-минор - одна из самых комфортных тональностей для средней руки голоса?

Буквенные обозначения, если опираться на A, подразумевали не то, что мы называем ля-минором, а то, что называется фригийским ладом от ноты ля - ведь вторая нота - B - это си-бемоль. Соотв. дорийский лад в этих буквах будет от ноты G. Вот в них, небось, в основном и пели.

0

183

Не совсем понятно, почему именно ля. Как бы ни назывались старинные лады, то ля-то почему?

0

184

В Ля миноре нет знаков при ключе. Как бы он первый, дальше по квинтам прибавляются диезы... А вот почему он, а не До маж., хрен его знает http://yoursmileys.ru/msmile/negative/m1363.gif

0

185

alisssa написал(а):

В Ля миноре нет знаков при ключе.

Так знаки вроде бы появились позже, чем буквенные обозначения тонов? Помнится, что-то на сольфеджио говорили про начало звукоряда от ля, но что именно - уже не могу вспомнить.

0

186

alisssa написал(а):

В Ля миноре нет знаков при ключе. Как бы он первый, дальше по квинтам прибавляются диезы...

Так то знаков.

Тедди написал(а):

Так знаки вроде бы появились позже, чем буквенные обозначения тонов?

А буквенные обозначения начинались, естественно, с ABCDEFG, т.е. по идее вначале "дефолтным" считался си-бемоль, а не просто си. А в нотах и на фортепианной клавиатуре уже да, дефолтный си-бекар. (Собственно, сами слова "бемоль" и "бекар" происходят именно от названия буквы B, т.е. первыми "знаками" был именно выбор между си-бемолем и си-бекаром).

0

187

Что В - это си бемоль, думаю, не знает только ленивый из любителей. :) В джазовой музыке, кстати, В означает си чистый, это, наверное, наследие старой традиции.

0

188

Тедди написал(а):

В джазовой музыке, кстати, В означает си чистый, это, наверное, наследие старой традиции.

Старая традиция - это вроде как раз В - си-бемоль. А тут это не старая традиция, а, наоборот, англоязычная (ну, как ангоязычники произношение всех слов извращают по-своему, так они и обозначения нот "для упрощения" перепутали). Потому что джаз создали англоязычные люди.

0

189

Вообще-то да. В академке, вроде, принята немецкая буквенная система.

0

190

Хм. Вспомнилось как Зырянов пытался нас учить делать несложные переложения. Один урок или полтора провели, потом что-то как всегда помешало. В принципе интересное дело, но его с кондачка не освоишь, да и в компании веселее. А что если сделать небольшой ликбез на эту тему совместными усилиями?
Более знающие помогут советами менее знающим.

0

191

Смотря, чего перекладывать... Если клавир, типа, Баха, то найти удобную тональность, транспонировать... переписать левую руку в скр. ключе, поглядеть, чтоб диапазон укладывался, чего-то поднять или опустить на октаву... издержки радости поиграть это на гитаре)) Ну и учитывать, что гитара ж звучит реально на окт. ниже, чем написано для ф-но..  Ну, скорее всего это будет для двух гитар.... или, может концертик какой барочный - то для неск гитар, просто переписать партии для гитары... или, сложить некоторые оноголосные в одну, если не сильно насыщенные.

Ну а если более поздняя музыка - не все так однозначно http://yoursmileys.ru/msmile/negative/m1363.gif  проще найти клавир, если это что-то оркестровое)) если фактура ф-но не ложиться так прямо - обращения аккордов придется делать, и даж выкидывать какие-то звуки, где-то фактуру упростить или наоборот по гитарному ее сделать. Ну и тональность тоже удобную искать...

А если аранжировать мелодию в полноценном гитарном виде - то тут уж нужно некое знание гармонии и творческая фантазия  [взломанный сайт]

0

192

http://www.kolobok.us/smiles/big_he_and_she/girl_flag_of_truce.gif 
Сферический Бах в вакууме - это конечно не лишено интереса. Но может быть начнем с чего попроще? Если, конечно, есть хоть капля интереса.

0

193

А я с этого начала, потому что это и есть самое простое! Переписал партии в нужной тональности и готово - только учи сиди)) А Все остальное - мозгов, слуха и знаний требует http://smailik.3dn.ru/_ph/9/1/391059910.jpg

0

194

alisssa написал(а):

это и есть самое простое!

Ага. "Берете, - типа, - глыбу мрамора и просто отсекаете от нее все лишнее".
Конечно знаний требует, вот и я об этом. Хотелось бы получить немножко информации от знатоков.
    Не нужно сразу строить города, поиграем для начала в кубики.
Берем хотя бы.. Ну пусть "Чижик-пыжик", первое что в голову пришло. Мелодия есть. Как на нее наложить бас и немного украшений?
     Для первого класса, пожалуйста!  http://www.kolobok.us/smiles/icq/girl_angel.gif

0

195

http://a-pesni.org/dvor/tchizyk.png

0

196

Похоже, что у Алисы дела и ей некогда... 
Желаю успешного преодоления трудностей!

0

197

Переложение или аранжировка? Переложение - это адаптировать ноты с другого инструмента на гитару. Как в случае с клавиром времён барокко - часто это требует просто переписать в нужной тональности левую и правую руки. Что и было вкратце обрисовано.
Если речь идёт об аранжировке и гармонизации мелодии - то это совсем другое. Как тут без азов гармонии? Возможно найти уже готовые аккорды к чижику, и с ними творить. Или тож ф- но вариант,  и из него делать.
Или будем начинать курс гармонии? Я не спец))))  Можно попробовать просто подобрать аккорды, спев.... А потом фактуру придумать...просто мелодия с басом или с переборчиком...

0

198

Раз подвернулась мелодия, то можно начать с аранжировки. Чтобы самые основы уяснить.
Какие-то начатки гармонии я припоминаю с наших занятий по сольфеджио. Ну там трезвучия, интервалы, ступени... Что-то можно дополнительно почитать по ходу. Ты по любому больше меня знаешь.
И, совершенно верно, сперва прикинуть басы к мелодии и попробовать ее гармонизировать. Кстати, функции в выложенных нотах стоят-таки, но можно или не обращать на них внимания или проанализировать, почему они такие или выложить голую мелодию для чистоты эксперимента. Как удобнее?

Начнем с басов, вторым этапом можно более подробно разъяснить гармонию. Ну и придумать фактуру наконец.

Как будем пробовать? Каждый сделает свой вариант первого, затем второго и др. этапов и в условленные дени выложит? А по мере выкладывания обсудим?

0

199

Ну что, у более знающих товарищей нет охоты делиться знаниями?  [взломанный сайт]
Или аудитория не подходящая?

0

200

Да кто ж тут более знающий в гармонии? [взломанный сайт] Продавший... но он сам по себе творит... А я дилетант... да и не готова сейчас погружаться в творчество https://funportal.info/img/smilies/smiley283.gif

0