Тедди написал(а):Каким образом - можно подробнее? Интересно.
Именно с этого в посте 151 под цифрой 1. начинается рассказ. Но там это кратко, буквально на 3 строчках. Однако, раз интересно подробнее - опишу процесс подробнее, и с некоторыми дополнениями на тему того, почему делается именно так.
Для начала вообще-то надо бы понять, почему вообще названия нот и структура звукоряда обычно повторяются точно через октаву. Обычно - потому что это далеко не всегда так. Если амбитус лада принципиально ограничен, то ему может быть просто вообще негде октавно повторяться (ну вот не берёт голос или интсрумент больше октавы, и ничего тут не поделаешь), или в разных октавах (или кусках октав, если ) звукоряд может быть в принципе разным. Но вот для стандартных диатонических ладов характерна гамма, которая точно повторяется через октаву.
Ну, тут рациональное объяснение в том, что октаве соответствует соотношение частот 2. Это ближайшая к основному тону гармоника (правда, далеко не во всех тембрах сильнейшая), это ближайший передув на большинстве примитивных флейт (а на некоторых, тех, что подлиннее, есть и двухоктавный, 4-кратный передув). Часто говорится, в т.ч. в учебных курсах, что, дескать, одноимённые ноты в разных октавах звучат похоже или вообще "одинаково", но лично я ничего подобного не ощущаю. Т.е. узнать октаву на слух как таковую - может быть. Но сами по себе ноты как что-то сходное - не ощущаю. Если специально на это дело не тренироваться долго и упорно, во всяком случае. А при нехватке диапазона голоса - совершенно не факт, что перепрыгну именно на октаву. Как раз вероятнее, что, чисто автоматически, перепрыгну на квинту или там кварту (и на занятиях по сольфеджио мы все могли это воочию пронаблюдать, я постоянно оказывался поневоле в квинте от нужной ноты - хотя это не стоит брать за чистый пример, т.к. с использовавшимися преподавательницей постоянными гармонизациями мелодии трезвучиями (зачем??? - так и не пойму...) оно и немудрено под такое звучание "настроиться" на квинту аккорда вместо того, что предполагалось, так что это может быть и другой эффект).
В общем, для того, чтобы построить диатоническую гамму, придётся просто принять "автоматическое" октавное повторение и октавную эквивалентность звуков как аксиому. Следующая аксиома - это наибольший приоритет ходов на квинту. Интервал реально очень удобный для пения, и соответствует соотношению частот 3/2. Поэтому ход на октаву по определению не даёт нам никакой новой ноты, т.к. мы попадаем в повторение той же ноты. Следовательно, вся гамма далее будет строиться по наиболее удобным интервалам - чистым квинтам. Квинта от ноты автоматически даёт с октавным повторением той же ноты кварту (соотношение 4/3).
И вот мы берём некоторую ноту, которую считаем начальной. Не будем давать ей никакого названия. И дальше начинаем производить следующие ноты, поднимаясь каждый раз на квинту (и опускаясь периодически на октаву, по необходимости - чтобы не покидать своего диапазона). Две последовательные квинты с последующим возвращением назад на октаву дают сравнительно небольшой интервал, который называется тоном, и по соотношению частот составляет (3/2)*(3/2)*(1/2)=9/8. Это же есть и разность между квинтой и квартой: (3/2)/(4/3)=9/8. Гамма величиной в октаву будет изменяться при этом примерно следующим образом (ноты обозначу просто цифрами по порядку их появления в гамме, чтобы не давать им определённых имён):
1-октава-1
у нас пока есть единственный и принимаемый тривиальным интервал октавы;
1-квинта-2-кварта-1
теперь у нас 2 ноты и 2 типа интервалов в гамме, причём сопоставимой ширины;
1-тон-3-кварта-2-кварта-1
уже 3 ноты и 2 типа интервалов - но уже очень сильно различной ширины;
1-тон-3-кварта-2-тон-4-полуторатон-1 (полуторатон - это в данном случае обозначение того интервала, который остаётся при вычитании тона из кварты: (4/3)/(9/8)=32/27)
вот 4 ноты, и впервые в гамме оказалось сразу 3 разных типа интервалов;
1-тон-3-тон-5-полуторатон-2-тон-4-полуторатон-1
вот 5 нот, оставшаяся кварта разделена на тон и полуторатон, так что у нас опять 2 типа интервалов, причём опять сопоставимой ширины - это и есть очень популярная в разных муз. культурах пентатоника - поскольку она объективно очень удобна для того, чтобы в ней петь или импровизировать;
1-тон-3-тон-5-полуторатон-2-тон-4-тон-6-полутон-1 (вот появился первый полутон, равный разности полуторатона и тона: (32/27)/(9/8)=256/243)
6 нот, и опять 3 типа интервалов, от полутона до полуторатона;
1-тон-3-тон-5-тон-7-полутон-2-тон-4-тон-6-полутон-1
7 нот, и только 2 типа интервалов - тон и полутон. Вот мы получили диатоническую гамму: наращивали ноты по квинтам до тех пор, пока не искоренили из гаммы все интервалы больше тона. Понятно, что порядок тонов и полутонов будет зависеть от того, какую из нот мы выбрали в качестве начальной (или, что то же самое, сколько из нот из шести (кроме первой) мы нарастили вверх (как делалось со всеми нотами в этом примере), а сколько вниз). На этом этапе можно уже пририсовать названия нотам в получившейся гамме, т.к. мы видим, какой получился порядок тонов и полутонов:
фа(1)-тон-соль(3)-тон-ля(5)-тон-си(7)-полутон-до(2)-тон-ре(4)-тон-ми(6)-полутон-фа(1).
Возникает вопрос: а что будет, если попробовать продолжить? Получится вот что:
1-нечто-8-полутон-3-тон-5-тон-7-полутон-2-тон-4-тон-6-полутон-1 - опять 3 разных типа интервалов в гамме;
1-нечто-8-полутон-3-тон-5-тон-7-полутон-2-нечто-9-полутон-4-тон-6-полутон-1
1-нечто-8-полутон-3-нечто-10-полутон-5-тон-7-полутон-2-нечто-9-полутон-4-тон-6-полутон-1
1-нечто-8-полутон-3-нечто-10-полутон-5-тон-7-полутон-2-нечто-9-полутон-4-нечто-11-полутон-6-полутон-1
1-нечто-8-полутон-3-нечто-10-полутон-5-нечто-12-полутон-7-полутон-2-нечто-9-полутон-4-нечто-11-полутон-6-полутон-1
- вот 12 нот, и опять лишь 2 разных типа интервалов - "нечто" и "полутон".
Здесь "нечто" - это ещё один, новый интервал, равный разности тона и полутона: (9/8)/(256/243)=2187/2048. Он называется по-нашему хроматическим полутоном (он же увеличенная прима), тогда как "просто полутон" - это диатонический полутон, или малая секунда.
А в нотных обозначениях эта гамма будет выглядеть так:
f-fis-g-gis-a-ais-h-c-cis-d-dis-e-f
Нетрудно догадаться, что будет происходить дальше: опять появится очередной интервал, равный разности хроматического и диатонического полутонов, и деление будет продолжаться, пока хроматические полутоны не исчерпаются (поскольку их тут 5 штук, то при этом добавится ещё 5 нот, всего в октаве станет 17), потом придёт черёд делиться диатоническим полутонам (добавится ещё 12 нот, всего станет 29), ну и т.д. до бесконечности. Потому что квинты были натуральные, не темперированные, и точно в октавное повторение никогда не приведут, и квинты дают не круг, а спираль - вроде шишки или подсолнуха. В 12-ступенном равномерно-темперированном строе же квинты немножко сужаются так, чтобы 12 квинт дали точное октавное повторение, и рост гаммы прекратился на вышеупомянутой 12-ступенной стадии. Но 7-ступенной диатонической гамме до этого ещё далеко, поэтому там совершенно не обязательна равномерная темперация, и вообще какая-либо темперация.
Тедди написал(а):И как может быть гамма без тоник? В моем примитивном понимании гамма - это звукоряд от тоники до тоники.
А вот нету здесь тоники. Я выбрал какую-то ноту, и стал набирать гамму квинтами вверх. А можно было набирать её квинтами вниз. Или вверх и вниз по очереди, или в каком-то соотношении. Конечный результат будет тот же самый, отличаясь только порядком цифр при нотах. В модальных ладах тоники всё равно нет, есть только какие-то характерные ступени (напр., финалис, реперкусса, может выделяться характерная начальная ступень) или целые характерные обороты, привязанные к определённым ступеням - начальный, конечный, ещё какие-нибудь. В тональных ладах можно назначить тоникой какую-то ноту из этой гаммы (после чего уже станет ясно, что это за лад). Но при построении гаммы, как видно, никакие ноты не назначались ни тоникой, ни финалисом, ни чем-то ещё в этом роде.