Оливер Хант
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ и ЧТЕНИЕ С ЛИСТА для ГИТАРИСТОВ
Всем моим студентам, прошлым и настоящим
Предисловие
Данная книга, первая из трилогии, разработана, чтобы помочь гитаристам стать лучшими музыкантами в целом. Вторая книга, «Пути к импровизации», больше касается изучения гармонии и контрапункта. Когда ты овладеваешь контрапунктом на инструменте, это ведет к улучшению владения инструментом. Третья книга называется «Техника», она посвящена упражнениям и гаммам. В ней анализируется сущность техники, объективно, по порядку раскрывая, что хорошие исполнители с отличающейся техникой имеют общего.
Все три книги рассчитаны больше на практику, чем на теорию. Учитесь играя!
Оливер Хант
Эта книга написана как часть плана расширить и интегрировать разнообразные умения, которые требуются от гитариста, чтобы помочь ему стать всеобъемлющим музыкантом.
Учебная практика, безразлично, направлена она на любителя или профессионала, гораздо больше акцентируется на том, как ты играешь свои пьесы, в ущерб тому, насколько бегло ты читаешь по нотам, тренируешь свое ухо и импровизацию. Это рассматривается только поверхностно. Хорошо играть – это, безусловно, самая главная вещь и она достигается только тем, как ты развиваешь остальные умения. Очень много гитаристов думают только о своей технике, о форме ногтей, о типе струн, на которых они будут играть. Как будто эти факторы сами по себе будут достаточны, чтобы сделать их хорошими исполнителями. Я слышал гитаристов, которые играют со сломанными ногтями, с ужасной техникой, на испорченных инструментах. Тех, кто иногда завлекает тебя просто своей собственной музыкальностью. Заставляет инструмент звучать таким образом, что никак нельзя объяснить техникой. Простой ответ на это – у них музыка внутри. Они наполнены музыкой. Они могут слышать музыку точно так же, как играть ее.
Когда большинство учеников играют, они не используют свои чувства и другие умственные способности достаточно сильно. И когда их игра затруднена техническими моментами, они просто не слышат, что играют, и никакие упражнения для рук не улучшат ситуацию. Следовательно, так же важно развивать свой слух и свое умственное восприятие музыки, точно также исследовать такие вещи, как слух, слушанье и глубинная координация, которая тоже является техникой, но в гораздо более общем смысле.
Эта книга концентрируется на чтении нот с листа в сочетании со слуховой тренировкой. Она также связана с координацией и разработана так, чтобы ученик гораздо больше чувствовал свои пальцы.
Книга разделена на 12 глав, которые направлены, весьма приблизительно, на средний нормальный ученический уровень с начального этапа через различные ступени к полностью оперившемуся профессионалу. Опыт научил меня, что существуют определенные аспекты чтения нот, которые должны быть изучены систематически. И таким образом навыки приобретаются гораздо быстрее, чем способом просто случайного чтения нот огромного количества произведений. Эти аспекты могут быть суммированы таким образом:
Знание грифа.
Знание знаков при ключе и ориентирование в тональностях.
Знание длительностей и ритмических групп.
Чтение музыки с аппликатурой и без нее.
Знание аккордов и арпеджио.
Интерпретация интонационных знаков.
Умение читать впереди (того, что играешь).
Я предполагаю, скорее всего, ученик знаком с этими вещами, но говорить о них и воплощать их в практику очень важно. Если ученик не знаком с ними, существуют очень много книг, в которых написано об этом.
Перед тем, как включить вас в содержание этой книги, я хотел бы дать вам некоторые советы общего характера, как читать ноты:
Проверьте, маркирован ли ваш гриф на V, VII и IX ладах, потому что это очень помогает. Я также обнаружил, что очень помогает гитаристу, чтобы пульт с нотами находился слева от тебя. Это уменьшает движение головы и глаз. Поскольку тебе надо смотреть на левую руку перед тем, как переходить в другую позицию. Это делать легче, когда пульт находится слева. Только очень опытные гитаристы могут играть без этих вспомогательных средств.
Поскольку для новичка очень трудно читать ноты точно и в то же время согласно ритму, он не должен стараться делать это одновременно. Он должен решать проблемы по одиночке. С одной стороны можно не соблюдать необходимый ритм, сначала разрабатывая позиции нот и аппликатуру перед тем, как играть. А с другой стороны нужно пытаться играть в согласии с ритмом, но при этом не очень обращая внимание на редактирование позиций, и, если необходимо, не включать или не редактировать пассажи, это может причинить трудности. В любом случае оба подхода ведут к чтению нот, к опережающему чтению.
Чтение нот в более высоких позициях может практиковаться неформально таким образом: Если верхняя струна Ми не используется, ученик должен заставить себя обдумывать альтернативную аппликатуру на тех частях грифа, которые не очень часто употребляются, при этом точная редакция необходима.
Знакомство с другими ключами приобретается избирательным чтением музыки для других инструментов, например кларнета, лютни или ф-но, где требуется знание басового ключа.
Альтернативные настройки гитары - 6 = D, 3 = F# и др. должны практиковаться, когда ученик уже изучит обычный строй.
Транспозиция должна практиковаться, когда ученик развил в себе уже достаточную степень беглости чтения обычных нот.
Участие в ансамбле совершенно необходимое условие, помимо удовольствия это дает возможность студенту одновременно играть и слушать других.
Читать ноты для собственного удовольствия. Если вы взялись за очень сложную вещь, ничего страшного в этом нет, многие пытались это делать, пробуйте!
Большинство спросит, сколько они должны потратить времени на данные упражнения и на чтение нот в общем. Трудно дать ответ в точных цифрах, но существуют определенные трудности, о которых нужно сказать.
Самая первая ступень в этом самая сложная, т.е. проблема одновременного чтения, счета, пропевания и игры, которая формирует базу практического метода в этой книге. И самая начальная стадия должна прорабатываться медленно. По крайней мере, тратить приблизительно 10 мин. в день на одно или два упражнения. Как только ученик становится более уверенным, время может быть увеличено до 30 мин. в день. А когда студент сможет проигрывать примеры из какой либо главы быстро и без усилий, время может быть опять уменьшено в достаточно большой степени. Точная игра каких-то нестандартных группировок - другая область, где время, потраченное на тренировку, опять может быть увеличено.
Регулярная практика жизненно необходима. Лучше растянуть практику на какое-то определенное время, чем пытаться делать это наскоками, с большой тратой энергии.
И, наконец, я хотел бы высказать благодарность Полю Хиндемиту, чья книга «Элементарная тренировка для музыкантов» вдохновила меня на написание этой книги, и всем моим студентам, прошлым и настоящим, трудности в обучении которых позволили мне найти решение, которое я воплотил в этой книге.
_____________________________________________________________