КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Чтение с листа

Сообщений 1 страница 43 из 43

1

Для очень многих начинающих чтение с листа - задача архисложная. Нет уже той детской восприимчивости и покорности судьбе, с которыми мы терпели педагогические измывательства, учась читать на родном языке. :)
   Вот и отлынивают ученики: авось не пригодится, наизусть как-нибудь выучим (ага! годика за три  :crazy: ), табулатурки кривенькие нароем в инете...
   И все-таки без чтения нот исполнительская жизнь неполна и обеднена информационно. Есть сейчас какие-то книжки, но читать большой объем многим лениво. Просто тупо играть с листа все подряд до победного способны только самые упертые. Но вот попался неплохой совет от активно практикующего педагога
http://www.forumklassika.ru/showpost.ph … ostcount=9 (вся тема: http://www.forumklassika.ru/showthread. … post891122)

Читка с листа - это особый дар, как абсолютный слух, например. Но и его можно развивать.
Тут уже сказали и про взгляд вперед на несколько нот, и про ритм, как наиважнейший момент. Конечно, чем больше играешь с листа да еще в стрессовой ситуации (на сцене, когда "назад дороги нет"), то дело идет быстрее. Еще помогает игра в ансамбле, когда даже из-за ошибок ну никак нельзя остановиться, а приходится идти вперед, чтобы ни случилось.
Если у человека есть предрасположенность к читке, то он это дело освоит без проблем и советы ему не нужны.
Что же делать тем, у кого с читкой нелады? одно дело услышать совет: смотри вперед, а другое, когда этот совет не помогает, т.е. не получается смотреть вперед, Хоть тресни.
Вот как я учу детей читать с листа.
1 - сначала я объясняю им, как строится музыкальная фраза. Кто не знает, то я вам сейчас быстренько все расскажу: начинается любая фраза с более коротких нот и заканчивается более длинной. В фразе могут быть, таким образом, от двух до десяти нот (иногда и больше, но это так просто циферка).
2 - ученик читает глазами первую фразу, понимает ее и тут же исполняет. В паузе руки нужно держать на последней сыгранной ноте. 3 - во время паузы (когда руки продолжают удерживать последнюю ноту) ученик читает следующую фразу и тут же ее исполняет.
4 - весь цикл повторить много раз до конца произведения.
Если постоянно тренироваться таким образом, то пауза между фразами будет с каждым днем все короче и короче. И вот наступит такой момент, когда вы будете читать следующую фразу в момент доигрывания предыдущей.

Есть еще одно упражнение для читки, но тут вообще нельзя останавливаться. Для этого ученик, изучающий технику читки, должен идти следующим путем:

1 этап - играть только первые ноты каждого такта.
2 этап - играть только начало каждой доли такта (например, при размере 4/4 играть только начало каждой четверти, но пропускать все вторые восьмушки, шестнадцатые и прочая)
3 этап - играть все ноты.
Так нужно работать с каждым новым произведением.
Постепенно ученик сможет уже пропускать первый этап, потом второй. И если он встретит очень сложное произведение для читки, а играть будет в ансамбле, то навык пропускания коротких нот, и выигрывание всех опорных поможет держать себя в ансамбле.

Всего-то и делов: научиться вычленять фразы и тренироваться читать ими, а не по буквам-складам. Что происходит и при обучении чтению текстов.

Отредактировано Милана (2009-11-04 13:59:43)

0

2

Детей-то он учит, а вот взрослых...закомплексованных.. Совет то хороший, да кто ж самостоятельно заниматься будет? :)  Действительно, это лучше всего развивать в ансамбле, не все произведения зубрить дома и приносить партии в почти готовом членораздельном виде (это я про нашу студию), а специально прям в студии расковыривать с листа, в этом есть кайф, музыка проявляется под пальцами, пусть и с бесконечными повторениями, остановками, но мне кажется, что так даже больше музыки, чем в случае зубрежки своей партии, когда просчитываешь паузы..раз и, два и, как метроном (не, ну если  только человек не в состоянии про себя пропевать все партии сразу :rolleyes: ) Пусть некоторым это кажется потерей времени, но вечная зубрежка надоедает. Конечно, в этом случае надо быть терпеливыми друг к другу, поэтому, те кто читает сходу, могут не участвовать.

Вот цитатки из спора с форумклассики

Ну ткнет он первую ноту первого такта, потом второго... И что? К музыке это отношения не имеет, поэтому неприемлемо. Мы же в чтении не занимаемся подобными вещами. Сразу схватываем слова, фразы. Так же интегрально должно быть и в музыке. Мой шурин в детстве, учась читать, попробовал прочесть название холодильника "Саратов". Он, точно зная, что этот агрегат называется "холодильник", начал:" Са-", "-ра-"... и закончил: "-дильник"!

Вот он сидит, оркестр играет всю эту красивую и всем понятную музыку, а ученик играет только первые ноты такта, идет за оркестром и слышит ВСЮ МУЗЫКУ, а не только свои первые ноты. Потом он добавляет больше нот и так до того момента, когда уже играет всю партию. В дальнейшем этот навык - пропускание быстрых нот - поможет ему играть в оркестре, когда встретятся трудности.

Вот именно, слышит всю музыку, в нашем случае можно играть, например, с Fnale :)

Я предпочитаю развивать читку с листа на знакомой ученику музыке, которую он много раз слышал, но ни разу не видел... Главное в читке - моментальное схватывание музыки, ощущение ее процессуальности, предслышание...

Это точно, знакомая мелодия сама идет, ритм сам ложится, не замечаешь как, пусть и несложная, но в этот момент понимаешь, что чувствуют настоящие музыканты :whistle:

мне кажется, что чтение с листа- такой же дар, как, напр., абс. слух... конечно можно развить их, но...до определенного предела...У меня была студентка, которая прекрасно читала с листа , на мои слова, как она замечат. читает с листа, она посмотрела на меня непонимающе (ей было 15 лет), она думала, что все это делают так же...
одно время я думала, что читка с листа связана со слухом, с абсолютным, в частности (в прямой зависимости), но...потом увидела, что нет этой зависимости...
В.Д. Конен говорила, что развила эту способность за пару месяцев, играя все подряд...что-то не верится...
Кажется, что или дано, или не дано...как и АС., как и запоминание наизусть...

Ну а для гитаристов есть же методики чтения с листа, например - Oliver Hant - Sight reading, сама пыталась начать, но...лень все побеждает. Но дельная методика, надо разделять ритм, он первоочереден, мелодию, пропевать, со счетом и без, называть пальцы правой руки, левой. Все это идет с усложнением, к концу пособия такие примеры, что и не верится, что такое можно сыграть сходу.

0

3

Вот предисловие из этой методики (прошу прощения за не самый лучший перевод)

Оливер Хант
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ  и  ЧТЕНИЕ С ЛИСТА    для   ГИТАРИСТОВ

Всем моим студентам, прошлым и настоящим

Предисловие

          Данная  книга, первая из трилогии, разработана, чтобы помочь гитаристам стать лучшими музыкантами в целом. Вторая книга, «Пути к импровизации», больше касается изучения гармонии и контрапункта. Когда ты овладеваешь контрапунктом на инструменте, это ведет к улучшению владения инструментом. Третья книга называется «Техника», она посвящена упражнениям и гаммам. В ней анализируется сущность техники, объективно, по порядку раскрывая, что хорошие исполнители с отличающейся техникой имеют общего.

Все три книги рассчитаны больше на практику, чем на теорию.   Учитесь     играя!
                                                 
                                                                                                             Оливер Хант
                 
          Эта книга написана как часть плана расширить и интегрировать разнообразные умения, которые требуются от гитариста, чтобы помочь ему стать всеобъемлющим музыкантом.
          Учебная практика, безразлично, направлена она на любителя или профессионала, гораздо больше акцентируется на том, как ты играешь свои пьесы, в ущерб тому, насколько бегло ты читаешь по нотам, тренируешь свое ухо и импровизацию. Это рассматривается только поверхностно. Хорошо играть – это, безусловно, самая главная вещь и она достигается только тем, как ты развиваешь остальные умения. Очень много гитаристов думают только о своей технике, о форме ногтей, о типе струн, на которых они будут играть. Как будто эти факторы сами по себе будут достаточны, чтобы сделать их хорошими исполнителями. Я слышал гитаристов, которые играют со сломанными ногтями, с ужасной техникой, на испорченных инструментах. Тех, кто иногда завлекает тебя просто своей собственной музыкальностью. Заставляет инструмент звучать таким образом, что никак нельзя объяснить техникой. Простой ответ на это – у них музыка внутри. Они наполнены музыкой. Они могут слышать музыку точно так же, как играть ее.
          Когда большинство учеников играют, они не используют свои чувства и другие умственные способности достаточно сильно. И когда их игра затруднена техническими моментами, они просто не слышат, что играют, и никакие упражнения для рук не улучшат ситуацию. Следовательно, так же важно развивать свой слух и свое умственное восприятие музыки, точно также исследовать такие вещи, как слух, слушанье и глубинная координация, которая тоже является техникой, но в гораздо более общем смысле.
       
          Эта книга концентрируется на чтении нот с листа в сочетании со слуховой тренировкой. Она также связана с координацией и разработана так, чтобы ученик  гораздо больше чувствовал свои пальцы.
          Книга разделена на 12 глав, которые направлены, весьма приблизительно, на средний нормальный  ученический уровень с начального этапа через различные ступени  к полностью оперившемуся профессионалу. Опыт научил меня, что существуют определенные аспекты чтения нот, которые должны быть изучены систематически.  И таким образом навыки приобретаются гораздо быстрее, чем способом просто случайного чтения нот огромного количества  произведений. Эти аспекты могут быть суммированы таким образом:
Знание грифа.
Знание знаков при ключе и ориентирование в тональностях.
Знание длительностей и ритмических групп.
Чтение музыки с аппликатурой и без нее.
Знание аккордов и арпеджио.
Интерпретация интонационных знаков.
Умение читать впереди (того, что играешь).

          Я предполагаю, скорее всего, ученик знаком с этими вещами, но говорить о них и воплощать их в практику очень важно. Если ученик не знаком с ними, существуют очень много книг, в которых написано об этом.
         
          Перед тем, как включить вас в содержание этой книги, я хотел бы дать вам некоторые советы общего характера, как читать ноты:
Проверьте, маркирован ли ваш гриф на V, VII и IX ладах, потому что это очень помогает. Я также обнаружил, что очень помогает гитаристу, чтобы пульт с нотами находился слева от тебя. Это уменьшает движение головы и глаз. Поскольку тебе надо смотреть на левую руку перед тем, как переходить в другую позицию. Это делать легче, когда пульт находится слева. Только очень опытные гитаристы могут играть без этих вспомогательных средств.
Поскольку для новичка очень трудно читать ноты точно и в то же время  согласно ритму, он не должен стараться делать это одновременно. Он должен решать проблемы по одиночке. С одной стороны можно не соблюдать необходимый ритм, сначала разрабатывая позиции нот и аппликатуру перед тем, как играть. А с другой стороны  нужно пытаться играть в согласии с ритмом, но при этом не очень обращая внимание на редактирование позиций, и, если необходимо, не включать или не редактировать пассажи, это может причинить трудности. В любом случае оба подхода ведут к чтению нот, к опережающему чтению.
Чтение нот в более высоких позициях может практиковаться неформально таким образом: Если верхняя струна Ми не используется, ученик должен заставить себя обдумывать альтернативную аппликатуру на тех частях грифа, которые не очень часто употребляются, при этом точная редакция необходима.
Знакомство с другими ключами приобретается избирательным чтением музыки для других инструментов, например кларнета, лютни или ф-но, где требуется знание басового ключа.
Альтернативные настройки гитары - 6 = D, 3 = F# и др. должны практиковаться, когда ученик уже изучит обычный строй.
Транспозиция должна практиковаться, когда ученик развил в себе уже достаточную степень беглости чтения обычных нот.
Участие в ансамбле совершенно необходимое условие, помимо удовольствия  это дает возможность студенту одновременно играть и слушать других.
Читать ноты для собственного удовольствия. Если вы взялись за очень сложную вещь, ничего страшного в этом нет, многие пытались это делать, пробуйте!

           Большинство спросит, сколько они должны потратить времени на данные  упражнения и на чтение нот в общем. Трудно дать ответ в точных цифрах, но существуют определенные трудности, о которых нужно сказать.
Самая первая ступень в этом самая сложная, т.е. проблема одновременного чтения, счета, пропевания и игры, которая  формирует базу практического метода в этой книге.  И самая начальная стадия должна прорабатываться медленно. По крайней мере, тратить приблизительно 10 мин. в день на одно или два упражнения. Как только ученик становится более уверенным, время может быть увеличено до 30 мин. в день. А когда студент сможет проигрывать примеры из какой либо главы быстро и без усилий, время может быть опять уменьшено в достаточно большой степени. Точная игра каких-то нестандартных группировок - другая область, где время, потраченное на тренировку, опять может быть увеличено.
          Регулярная практика жизненно необходима. Лучше растянуть практику на какое-то определенное время, чем пытаться делать это наскоками, с большой тратой энергии.
          И, наконец, я хотел бы высказать благодарность Полю Хиндемиту, чья книга «Элементарная тренировка для музыкантов» вдохновила меня на написание этой книги, и всем моим студентам, прошлым и настоящим, трудности в обучении  которых позволили мне найти решение, которое я воплотил  в этой книге.
_____________________________________________________________

0

4

alisssa написал(а):

Детей-то он учит, а вот взрослых.

Ты о Муроме? Он, вроде, всех учит. И по методике преподавания у него всегда очень дельные и убедительные посты. Эх, и достаются кому-то такие учителя!

alisssa написал(а):

специально прям в студии расковыривать с листа... пусть и с бесконечными повторениями, остановками ... Конечно, в этом случае надо быть терпеливыми друг к другу

:crazyfun: Ага! Надо. Только где ж его взять, как поется в песне? :) Ни разу я еще не наблюдала у нас такого действа, чтобы кто-то мучительно расковыривал, а партнер терпеливо и заботливо ему помогал. Одному скучно, другому не терпится блеснуть собственным соло, третьему - просто поговорить...
   Спасаемся, как могём. А что до самостоятельных занятий - то да, трудно. У меня ушло на читку ужесть, сколько лет экстенсивных занятий. И то потому, что запоминать было еще труднее.

0

5

Тедди написал(а):

Ни разу я еще не наблюдала у нас такого действа, чтобы кто-то мучительно расковыривал, а партнер терпеливо и заботливо ему помогал. Одному скучно, другому не терпится блеснуть собственным соло, третьему - просто поговорить...

Ну а я наблюдала, и сама участвовала... :blush: видать потому и терпеливая, что сама хреново читаю. Мучила других, Саня терпеливый и добрый, некоторые..меня мучили ^^  Хорошо, когда напарник того же уровня в чтении - все довольны, да хорошо шоб еще темперамент совпадал!

0

6

alisssa написал(а):

Ну а я наблюдала, и сама участвовала...

А-а-а! Семё-он Семё-оныч  :dontknow: !
Никак не усвою, что это я - кармический аутсайдер  :tired: !

0

7

А вот ещё цитатки с форумклассики:

Мой знакомый концертмейстер в оперном театре,отлично читающий с листа как-то сказал мне, что работа в опере приучила его к чтению с листа,но совсем отучила играть наизусть. Он теперь просто не может без нот.
А солист филармонии напротив . говорит , что тщательная работа над пррограммой отучила его играть с листа.

А вообще и я заметила, чем больше читаешь, тем меньше хочется учить наизусть...
Иной раз себя заставляю сознательно, а то память совсем атрофируется...

Некоторые говорят, что работа над техникой начинается после заучивания наизусть, и я считаю, что это верно. Иначе говоря, человек, играющий с листа, часто играет технически плохо, грязно.

alisssa написал(а):

Действительно, это лучше всего развивать в ансамбле, не все произведения зубрить дома и приносить партии в почти готовом членораздельном виде (это я про нашу студию), а специально прям в студии расковыривать с листа, в этом есть кайф, музыка проявляется под пальцами, пусть и с бесконечными повторениями, остановками, но мне кажется, что так даже больше музыки, чем в случае зубрежки своей партии, когда просчитываешь паузы..раз и, два и, как метроном...

Это, извините пожалуйста, жесточайшая чушь. Насчёт "больше музыки" — особенно. Потому что дело обстоит в точности наоборот.
Человек, который играет всегда с листа, не желая разучивать, всегда играет плохо. Невозможно с листа сыграть так же хорошо, как наизусть, никогда! (При прочих равных условиях, ессно.) Часть усилий всегда тратится на читку, а значит, на музыку и технику остаётся меньше "ресурсов" — это же просто очевидно.

Если учащий напарник растёт технически и музыкально в ансамблевой пьесе (периодически репетируемой совместно), то читающий с листа — часто стоит на месте. Ему лень заниматься дома — зачем дома что-то вообще открывать, если нет проблем всё сделать "с ходу"... Такой бодро читающий с листа запросто может стать очень плохим напарником, однако...

0

8

Продавший, в чем-то ты, безусловно, прав. Хотя как-то слишком уж развоевался с места в карьер. Кто тебя укусил? :D
   Ты, кстати, на форумклассике написал, что ты думаешь по этому поводу?

   А насчет читать - не читать, то думаю, тут все зависит от человека, от места, времени и задачи. Не стоит ни одну крайность доводить до предела. И думать, что если вымучишь наизусть - то так сразу и заиграешь на порядок лучше. И поэтому читать с листа не нужно учиться-напрягаться, ведь для заучивания можно и неделями поковыряться по складам, зато - НАИЗУСТЬ! :)
   Думаю, что в целом читать нужно уметь. Пусть не в концертном темпе, но в достаточном, чтобы пьеса выглядела музыкой, а не приступом икоты.
  Концертмейстеры - особая статья, особенно в учебных заведениях. Им каждый день приносят невиданные или пару раз игранные год назад пьесы - и изволь аккомпанировать сходу. Тут как раз без артистичного чтения никак.
   Что же до пристрастий партнеров, то это сильно зависит от способностей и уровня развития человека. Я вот, например, на заре туманной юности играла только наизусть, потому что читала ноты с жутчайшим трудом и скрипом. Прочитать и запомнить пьесу - коротенькую, учебную - у меня занимало недели, а то и месяцы. Потом потренировавшись с хрестоматией Калинина, стала читать кое-как. И обнаружила, что наизусть не могу запомнить двух тактов кряду. А тренинг постоянный и разнообразный был нужен, как воздух. И несколько лет мучила этюды, не отрываясь взглядом от книжки.
   Первая пьеса, которую я вдруг обнаружила возможным сыграть наизусть без мук и страданий - оказался "Ручеек" года два-три назад. Вот как-то он взял и лег в мозги. Дальше по капле прибавлялось, хотя дело пока далеко до совершенства. Но думаю, если бы мне попался такой вот продвинутый партнер, который мои сложности счел бы простой ленью, без попытки понимания и снисхождения, я бы забросила гитару еще давным давно.

0

9

ПродавшийДушу написал(а):

alisssa написал(а):
...а специально прям в студии расковыривать с листа, в этом есть кайф, музыка проявляется под пальцами, пусть и с бесконечными повторениями...

Это, извините пожалуйста, жесточайшая чушь. Насчёт "больше музыки" — особенно

Я это не как систему проповедовала, а как отдельное удовольствие потренироваться на месте в читке, сыгрывании с нуля, для большинства не читающих сходу.

0

10

Тедди написал(а):

И думать, что если вымучишь наизусть - то так сразу и заиграешь на порядок лучше.

Повторю своё же, выше: часть усилий всегда тратится на читку, а значит, на музыку и технику остаётся меньше "ресурсов" — это же просто очевидно. Так что, если выучишь наизусть, явно имеешь шанс заиграть лучше. Конечно, этим шансом ты можешь и не воспользоваться, но речь не об этом.

Кстати, есть ещё крамольные мыслишки про разучивание текста... Обычно считается, что правильным будет разучивание, когда проигрываешь пьесу с листа от начала до конца много раз, пока не запомнишь. И неправильным — разучивание по паре тактов, т.е. как бы постепенное "нанизывание звеньев", чем занимаются те, кто слишком медленно читает ноты.

Так вот, я прихожу к интересным выводам... Проигрывание пьесы с листа от начала до конца много раз в определённый момент приводит к ситуации, когда играешь вроде бы уже уверенно, но без листа не можешь. И чтобы сыграть без листа, надо прилагать специальные усилия: переворачивать лист и играть до тех пор, пока не встанешь. Затем подглядывать, снова переворачивать лист и т.д., пока не "поборешь". И есть большой соблазн этого не делать (зачем, если с листа уже так удобно играется?), полениться вдоволь и "понаслаждаться" музычкой. Кроме того, пьесы выученные таким способом, оказываются выучены в конечном счёте хуже, чем "нанизыванием": они превосходно рассыпаются потом в памяти, если не повторять. А вот пьесы, выученные "нанизыванием", часто оказываются выученными намертво, через годы успешно вспоминаются без нот.

А быстрая читка — ещё и мечта ленивых :D. Как здорово сыграть что-то, не прикладывая никаких усилий. Это нам знакомо... Только на практике все супер-чтецы почему-то всегда играют 25% нот мимо, а такие вещи, как аппликатура правой руки, сознательное использование тирандо-апояндо и т.п. идут лесом навсегда и бесповоротно. И начинается бесконечное, корявое, унылое музицирование через пень-колоду, но зато с листа... Офигительный профессионализм, ага...

Отредактировано ПродавшийДушу (2011-04-14 10:15:05)

0

11

ПродавшийДушу написал(а):

Повторю своё же, выше: часть усилий всегда тратится на читку, а значит, на музыку и технику остаётся меньше "ресурсов" — это же просто очевидно. Так что, если выучишь наизусть, явно имеешь шанс заиграть лучше.

Все правильно, но не безусловно, в жизни бывают самые разные сочетания и варианты двух составляющих.
:)

ПродавшийДушу написал(а):

Кстати, есть ещё крамольные мыслишки про разучивание текста... Обычно считается, что правильным будет разучивание, когда проигрываешь пьесу с листа от начала до конца много раз, пока не запомнишь. И неправильным — разучивание по паре тактов, т.е. как бы постепенное "нанизывание звеньев", чем занимаются те, кто слишком медленно читает ноты.

Я вот, честно, не представляю. кто может считать так на полном серьезе. Есть какие-нибудь источники? Везде рекомендуют сочетать полные прогоны с проработкой отдельных частей. да и головы у всех по-разному устроены. Одному легче учить такт за тактом, другому - крупными кусками.
   Заучивание только прогонами с  начала до конца чревато сбоями, потому что стоит отвлечься где-нибудь посередине - и легко вылететь вообще. Не проработав отдельные части, не можешь сообразить, а как там оно продолжается, не с самого начала. Сто раз такое переживать лично и наблюдать у других приходилось.
   Хотя у меня же лично был весьма сложный этап в процессе обучения, когда я просто не воспринимала музыкальный текст иначе, чем с начала до конца. Произвольный такт или фразу не могла ни воспроизвести отдельно, ни прочитать с листа - ничего. Постепенно это прошло, но не сразу.

ПродавшийДушу написал(а):

А быстрая читка — ещё и мечта ленивых . Как здорово сыграть что-то, не прикладывая никаких усилий.

В некоторых случаях - может быть. А в других все сложнее. Человек интуитивно выбирает путь. который ему легче. Кто-то от природы блестяще читает ноты, так почему он должен пренебречь своим даром? Кто-то не ставит перед собой звездных целей, играет исключительно для собственного удовольствия. И кто его за это осудит? Кому он должен?
     Или, может быть, человек просто недозрел до осознанной работы над пьесами, все это придет позже, с практикой. Видеть музыку так, как другой ее видит, не заставишь. Можно только очень долго и терпеливо этому учить.

0

12

Тедди написал(а):

Я вот, честно, не представляю. кто может считать так на полном серьезе. Есть какие-нибудь источники? Везде рекомендуют сочетать полные прогоны с проработкой отдельных частей.

Я упростил, конечно. Естественно, можно пьесу разучивать частями (например, играть с листа по 8-тактовым периодам, чередуя их произвольно). Я просто противопоставляю это "нанизыванию", когда учим твёрдо наизусть первые два такта, и только потом переходим к следующим двум и т.д., пока не доползём до конца. Кстати, ничто не мешает после такого "нанизывания", когда пьеса уже достаточно хорошо выучена, потренироваться вступать и с любого 8-тактового построения, или что-то в этом роде.

Тедди написал(а):

Кто-то от природы блестяще читает ноты...

Да неужели? :D Нет таких. Этому учатся все. Кто возился больше с этим, тот лучше и читает.

Тедди написал(а):

Кому он должен?

Должен такой супер-чтец своим напарникам, если он с ними связался. Опять повторю себя: на практике все супер-чтецы почему-то всегда играют 25% нот мимо (процент условен, разумеется), а такие вещи, как аппликатура правой руки, сознательное использование тирандо-апояндо и т.п. идут лесом навсегда и бесповоротно. И начинается бесконечное, корявое, унылое музицирование через пень-колоду, но зато с листа...

0

13

ПродавшийДушу написал(а):

Я просто противопоставляю это "нанизыванию", когда учим твёрдо наизусть первые два такта, и только потом переходим к следующим двум и т.д., пока не доползём до конца.

Да, слышала, что некоторые так делают. Но я лично так не могу. Первые два такта легко запомнить. Следующие два - не сильно труднее. Но чем дальше в лес - "над умом его все гуще тьма". Предыдущие такты начинают забываться, путаться, в частности, от того, что выучены без "видения перспективы", без предслышания последующей мелодии.
   Но это очень индивидуально. Кому-то годится, кому-то нет. Имхо, если нет рядом мудрого педагога, то можно только инстинктивно нащупать тот алгоритм заучивания, который будет эффективен именно в твоей голове. К тому же, по мере накопления опыта он может меняться.

ПродавшийДушу написал(а):
Тедди написал(а):

Кто-то от природы блестяще читает ноты....

Да неужели?  Нет таких. Этому учатся все. Кто возился больше с этим, тот лучше и читает.

Ну, значит есть те, кто учится с меньшими потерями и те, кто учебой натирает нос до кровавых мозолей, то есть читает ноты хуже других. :)
   В любом деле, какое ни возьми, есть свои таланты и свои бездари. Вот тебе пришлось с великим скрипом мозгов постигать тонкости бухгалтерии, например? А кому-то сия премудрость абсолютно непосильна. Мне вот.

ПродавшийДушу написал(а):

Должен такой супер-чтец своим напарникам, если он с ними связался. Опять повторю себя: на практике все супер-чтецы почему-то всегда играют 25% нот мимо (процент условен, разумеется), а такие вещи, как аппликатура правой руки, сознательное использование тирандо-апояндо и т.п. идут лесом навсегда и бесповоротно. И начинается бесконечное, корявое, унылое музицирование через пень-колоду, но зато с листа...

Я так и думала, что речь идет о конкретном человеке, и даже догадываюсь - о ком.
   Видишь ли, Продавший, такие проблемы невозможно решить абстрактно. То есть, можно набрать свод общих рекомендаций, но у конкретного человека всегда будет конкретный, ни на кого не похожий букет проблем. И решать их надо, применительно к его биографии, способностям и нервной организации.
   Допустим, ноты человек читает, но настоящей школы игры на инструменте не прошел. Хотя сносно владеет другим инструментом и ловко читает с листа. Но на гитаре выделывает иногда прямо-таки комичные фокусы пальцами (ага). Он/она не просто "не хочет", не выполняет указаний, "саботирует". Имеют место реальные пробелы в знаниях, когда некий пласт информации для него/нее просто не существует.
     Тут надо набраться терпения, думаю, и каждое занятие часть времени посвящать именно наверстыванию технических навыков. И воспитанию понимания в нужном ключе. Одним прыжком, "минуя феодализм", не перескочишь, такие прыжки всегда чреваты перекосами. Если б все было так просто, то чему ж тогда бы обучались десятилетиями в музшколах и консерваториях?
    Свое музыкальное видение не передашь двумя-тремя указаниями.
    Свою голову не приставишь.
    Идеальных партнеров - поди поищи. Преданных партнеров найти очень сложно. А уж воспитать из кого-то работников, отвечающих всем требованиям - пожизненная каторга. Назвался начальником - полезай в кузов.  :dontknow: Будут и тупизмы, и бунты на корабле, и обиды, и искреннее непонимание.
   Это я все не в обиду тебе морализирую. Я тебе искренне сочувствую в нелегком музыкальном деле.

0

14

Тедди написал(а):

Я так и думала, что речь идет о конкретном человеке, и даже догадываюсь - о ком.

А я догадываюсь, о ком ты догадываешься, и ты не угадала :).

Тедди написал(а):

Допустим, ноты человек читает, но настоящей школы игры на инструменте не прошел. Хотя сносно владеет другим инструментом и ловко читает с листа.

Нет, я видел такого человека в двух экземплярах одновременно :), оба — преподы по гитаре. Не знаю, какую школу они там прошли, но вопрос не в этом. А вопрос вот в чём, я уже приводил цитату:

Мой знакомый концертмейстер в оперном театре,отлично читающий с листа как-то сказал мне, что работа в опере приучила его к чтению с листа,но совсем отучила играть наизусть. Он теперь просто не может без нот.

Это привычка, и привычка вредная, только и всего. Собственно об этом я и хотел сказать. Безотносительно к способностям и умениям.

Отредактировано ПродавшийДушу (2011-04-14 17:34:16)

0

15

ПродавшийДушу написал(а):

... ты не угадала .

Я этому первая рада. :)

ПродавшийДушу написал(а):

Нет, я видел такого человека в двух экземплярах одновременно , оба — преподы по гитаре. Не знаю, какую школу они там прошли, но вопрос не в этом. А вопрос вот в чём, я уже приводил цитату:

Это уже становится интересным. Работа концертмейстера, как я уже упоминала, неотделима от чтения с листа, специфика работы у него такая, независимо от желаний.
    А уж преподавателю свободно читать с листа - еще нужнее.
    Тут уж точно, не зная конкретной ситуации, нельзя судить, плохо себя повел "читатель" или хорошо. И чего он там отказался учить наизусть?

0

16

Тедди написал(а):

И чего он там отказался учить наизусть?

Вообще — всё, принципиально, по жизни. Собственно это меня слегка и напрягло :D.
Вот я и говорю, зачем напрягаться, если с листа всё так удобно играется? Воозникает привычка играть "начерно" всегда, как вторая натура.

0

17

ПродавшийДушу написал(а):

Вообще — всё, принципиально, по жизни. Собственно это меня слегка и напрягло .Вот я и говорю, зачем напрягаться, если с листа всё так удобно играется? Воозникает привычка играть "начерно" всегда, как вторая натура.

Ну, так если у тех людей жизнь уже так сложилась, что им не для чего учить наизусть.  :dontknow: Они молодые или пожилые, кстати? Впрочем, не важно. Если человек уже четко представляет, что сценической карьеры делать не станет, поражать суперигрой ему некого, так зачем ему насиловать себя и учить-учить-учить? Из принципа?
    Думаю, не стоит из одного частного примера делать далеко идущие выводы о вреде игры с листа вообще. :)

0

18

Тедди написал(а):

Думаю, не стоит из одного частного примера делать далеко идущие выводы о вреде игры с листа вообще.

Ну, эти выводы сделал даже не я. Ведь я начал с цитат с форумклассики. Действительно, уверенное чтение с листа может спровоцировать нежелание играть как следует. А дальше уже быстро найдётся много причин, почему не для чего учить наизусть, "насиловать себя" и т.п. И всё музицирование уверенно выродится в "ознакомительное" ковыряние на скорую руку.

0

19

ПродавшийДушу написал(а):

Ну, эти выводы сделал даже не я. Ведь я начал с цитат с форумклассики. Действительно, уверенное чтение с листа может спровоцировать нежелание играть как следует. А дальше уже быстро найдётся много причин, почему не для чего учить наизусть, "насиловать себя" и т.п. И всё музицирование уверенно выродится в "ознакомительное" ковыряние на скорую руку.

А я опять же повторю: все зависит от жизненных обстоятельств и потребностей конкретного человека. На форумклассике высказалось множество самого разного народа. И все профессионалы сошлись на том, что уметь свободно читать с листа - очень полезный навык. Которым, бывает, иногда ленятся овладеть даже профессионалы.
   То, что любой принцип можно довести до абсурда или использовать в качестве оправдания своей лени - правда. Но не сам принцип в этом виноват.
   Если кому-то по жизни не нужно играть наизусть или все силы отнимает оперативная игра с листа - криминала в этом нет. Не всегда человек этим подводит кого-то или обманывает ожидания. :) Иногда - наоборот, выручает.

0

20

Тедди написал(а):

Если человек уже четко представляет, что сценической карьеры делать не станет, поражать суперигрой ему некого, так зачем ему насиловать себя и учить-учить-учить? Из принципа?

А зачем ему вообще что-то играть, если играть только тяп-ляп? Ну, не собираешься быть профессионалом - но хоть то, что играешь, имеет смысл сыграть как можно лучше, чтоб хоть самому удовольствие какое получить. Какой прок искуственно ограничивать качество игры?

Тедди написал(а):

Да, слышала, что некоторые так делают. Но я лично так не могу. Первые два такта легко запомнить. Следующие два - не сильно труднее. Но чем дальше в лес - "над умом его все гуще тьма". Предыдущие такты начинают забываться, путаться, в частности, от того, что выучены без "видения перспективы", без предслышания последующей мелодии.

Значит, просто эти такты ещё не выучены, и имеет место попытка двигаться быстрее, чем это возможно. Может быть и другое - кусок для очередной стадии выучивания выбран нелогично. Я стараюсь заучивать всё-таки не по тактам или по парам тактов, а по законченным фразам. Причём начало фразы, разумеется, практически всегда находится в середине такта, ибо крайне редко фраза начинается с сильной доли. Т.е. учить надо не буквально 2 такта, потом ещё 2 такта (каждые из которых начинаются и заканчиваются в каком-то произвольном, неустойчивом месте), а именно по фразам - по тем границам, как их сам воспринимаешь, совершенно не обращая внимания на то, где там стоят тактовые черты. Законченная фраза, разумеется, гораздо меньше завязана на предслышание дальнейшего (ещё не выученного) текста, чем что-то, оборванное в произвольном месте просто потому, что там тактовая черта.

0

21

Тедди написал(а):

Предыдущие такты начинают забываться, путаться, в частности, от того, что выучены без "видения перспективы", без предслышания последующей мелодии.

А кстати, Томан прав — предыдущие такты начинают забываться вовсе не от отсутствия видения переспективы :).

0

22

ПродавшийДушу написал(а):

А кстати, Томан прав — предыдущие такты начинают забываться вовсе не от отсутствия видения переспективы

Да, разумеется. не только. И от недоученности предыдущего материала - тоже. Но у одних хватит терпения мусолить два такта, потом четыре, потом шесть - до победного. А другой со скуки сдохнет на полдороге. Ему будет легче большими кусками охватывать, а потом в них "латать дыры".
   В конечном счете, я ж говорю, у каждого в голове свой алгоритм.
   Но я уже поняла: без умения воспроизводить в уме и произвольными кусками заучивание не бывает твердым.
   А вот интересно, заучивая, кто на что мысленно опирается? На моторную картину, на звучание, на ноты? Я пока что на первое место ставлю моторику, но обязательно должна представлять себе и нотный лист. Именно лист пока что, т.к. полной и мгновенной ассоциации нот с местами на грифе у меня пока нет, хотя что-то уже проскальзывает по этой части. То-есть в медленном темпе я представляю, где какие ноты брать. Но непосредственно при игре у меня в голове пока нотная запись отдельно, а моторика отдельно, я их полностью свести не успеваю в процессе работы.

0

23

Тедди написал(а):

А вот интересно, заучивая, кто на что мысленно опирается? На моторную картину, на звучание, на ноты?

Если разучивать "нанизыванием", то моторика, звучание и визуальные позиции на грифе. Если разучивать, гоняя с листа до посинения и "естественного запоминания" :), то ещё и на нотные головки. Однако, последнее довольно быстро рассыпается после того, как перестаю играть с листа, и остаётся только всё упомянутое выше.

0

24

ПродавшийДушу написал(а):

визуальные позиции на грифе

Ага, точно! Про этот пункт я забыла, а он тоже для меня важен. Если быть точной, то это для меня как бы единый комплекс: движения пальцев и их визуальная проекция на грифе.

ПродавшийДушу написал(а):

Если разучивать "нанизыванием...
Если разучивать, гоняя с листа до посинения и "естественного запоминания"...

По мне, так оба этих способа - крайности. В действительности оперируешь неким сочетанием: то погоняешь, то кусочки пошлифуешь.

ПродавшийДушу написал(а):

довольно быстро рассыпается после того, как перестаю играть с листа

Это верно. Впрочем, рассыпается после первых двух-трех сеансов заучивания, независимо от способа. То, что гоняешь целиком ли или частями в течение одного занятия, неизбежно оказывается полузабытым к следующему. Хотя сразу после сеанса разучивания кажется, что запомнила все. А назавтра - то один, казалось бы, впечатавшийся в мозги отрывок не пожешь припомнить, то другой. Иногда, приступая, помнишь, а в процессе проигрывания - вдруг кусок проваливается, едва до него дойдешь. Дополнительное повторение таких пробелов и вписывание их в общий текст я и называю "латанием дыр".

0

25

Уважаемые форумчане, здравствуйте! Очень интересно было почитать про методику Оливера Ханта. Особенно здорово, что нашёлся человек, отважившийся сделать перевод предисловия. Возможно у кого-то имеется эта замечательная книга в электронном варианте - поделитесь, пожалуйста!!!

0

26

Вот, ловите. Надеюсь на вашу честность, что вы не будете эту книгу выкладывать, как хозяин, если будете делиться с другими, будете ссылаться на нас http://yoursmileys.ru/msmile/pozitive/m1041.gif  http://files.mail.ru/9ZHGFG
В архиве скан, качество -ну уж какой мне достался ксерокс, плюс предисловие в переводе.

0

27

Спасибо огромное!!! Я Вам очень благодарна!!! Честность гарантирую.

0

28

Попалась хорошая книжка - пособие по чтению нот для гитаристов. Отличные упражнения с нуля, подойдут как для первоклашек, так и для желающих подтянуться и восполнить пробелы.
   Очень рекомендую!
Вот на этой страничке найти фамилию Соколова (в левой колонке). Книжка щелчком открывается  http://yoursmileys.ru/msmile/fun/m0102.gif  для просмотра.

0

29

Спасибо, может пригодиться. Дима, сосед, давно про  нее говорил, собирался прислать. Сейчас с 7-летним сыном по ней потихоньку занимается.

0

30

Нашла для себя еще одно упражнение по чтению нот. Точнее - по изучению грифа. Берем несложную коротенькую мелодию. От "Кузнечика" и дальше. Заучиваем ее наизусть: как мелодию, так и последовательность названий нот. Очень важно запомнить нота в ноту. Затем пытаемся сыграть нотами той же высоты во всех позициях, которые придут в голову. Затем можно понизить (или повысить - смотря что за ноты) на октаву, и тоже поискать на грифе, в каких аппликатурах эту последовательность можно сыграть без явного неудобства.
   Я вот с этой мелодией поэкспериментировала. Она играется и от пятого лада, и в районе 12-го.
http://s13.postimg.org/5eo79uuur/image.jpg
   А если понизить на октаву, добавится еще, две позиции: первая и пятая.

0

31

Лучшее упражнение по подобному изучению грифа, я считаю — это запись нотами того, что играешь по слуху или "с рук".

А ещё — предлагаю этюдик :).

Отредактировано ПродавшийДушу (2013-10-29 13:49:07)

0

32

ПродавшийДушу написал(а):

Лучшее упражнение по подобному изучению грифа, я считаю — это запись нотами того, что играешь

   Запись нотами имеет тот недостаток, что нужно через каждые пару нот бросать гитару и хватать бумажку с карандашом. Или держать по нескольку проигранных нот в голове, а значит - уже представлять, где они на грифе.
   Я же говорила о начальном этапе, когда нужно потоптаться несложными упражнениями в разных местах для лучшего закрепления.

ПродавшийДушу написал(а):

А ещё — предлагаю этюдик

  Спасибо. Но он тоже для довольно продвинутого уровня. Начинающим изучать гриф не осилить такого количества ключевых знаков и стольких смен тональностей. Или есть опыт освоения этого этюда учеником?

0

33

Тедди написал(а):

Запись нотами имеет тот недостаток, что нужно через каждые пару нот бросать гитару и хватать бумажку с карандашом.

Именно это и даст возможность (заставит) хоть что-то запомнить. Я перестал "бояться" нот только на этом этапе. Считаю, такой способ значительно убыстряет запоминание, по сравнению с разбором музыки по нотам.
Разбор по нотам — одностороннее упражнение, лучше подойти с нескольких сторон.

Тедди написал(а):

Или есть опыт освоения этого этюда учеником?

К сожалению, нет. А этюд больше на ликвидацию боязни перед ключевыми знаками, наверное. Но это связанный навык.

0

34

ПродавшийДушу написал(а):

Именно это и даст возможность (заставит) хоть что-то запомнить. Я перестал "бояться" нот только на этом этапе.

   А сколько ты сидел на предыдущем этапе? Не он ли дал первичный фундамент, на котором уже надстроились альтерированные ноты? А когда в результате всех усилий получился полный звукоряд - вот тогда ноты и стали нестрашными.
   К тому же этюд ты написал, продумал и придумал сам.
   Я, наблюдая начинающих, могу с трудом представить, как они будут разбирать в 5, 10 или 12 позиции отрывок с шестью бемолями. Для этого все-таки нужен некоторый навык нахождения чистых нот.

0

35

Тедди написал(а):

А сколько ты сидел на предыдущем этапе? Не он ли дал первичный фундамент, на котором уже надстроились альтерированные ноты?

Сколько сидел, не помню, конечно. Но уверен, что этот этап лично для меня не решил вопроса.

Дело в том, что изначально я разучивал "чужое" по нотам почти всегда наизусть, причём методом "нанизывания", т.е. прибавляя по нескольку тактов (и думаю, здесь я не одинок). При таком подходе разобранное по нотам быстро трансформируется в нечто аппликатурно-визуально-слуховое, а нотная составляющая быстро отбрасывается, забывается. При обратном процессе (запись на ноты своей игры) нотная составляющая как бы наоборот, вырастает и закрепляется. Этот процесс приводит к тому, что даже беря знакомые аппликатурные фигуры на грифе, что-то выдумывая и т.п., уже думаешь нотами.

Тедди написал(а):

К тому же этюд ты написал, продумал и придумал сам.

Этюд появился в результате экспериментов с аппликатурными формами. Мне захотелось связать некоторые стандартные аппликатурные формы аккордов (которые без открытых струн, т.е. которые можно легко двигать взад-вперёд по грифу), так, чтобы получилась связная музыка. Потом я специально сдвинул и транспонировал найденное в "чудовищные" тональности, чтобы подчеркнуть универсальность аппликатурных форм. Получился этюд, который демонстрирует возможность игры в негитарных тональностях.

+1

36

Тедди написал(а):

Я, наблюдая начинающих, могу с трудом представить, как они будут разбирать в 5, 10 или 12 позиции отрывок с шестью бемолями. Для этого все-таки нужен некоторый навык нахождения чистых нот.

Скорее всего, да, так и есть :D Т.е. разбирать это будет довольно мучительно. Но мучения способствуют прогрессу!

0

37

Тут народ спрашивает, можно ли скачать миди твоего этюда? Какой-то очень неудобный интерфейс у этого IMSLP... Или там вообще нет миди - закладка есть, а миди нет?

ПродавшийДушу написал(а):

Получился этюд, который демонстрирует возможность игры в негитарных тональностях.

   Так никто не сомневается, что играть в них можно. Можно подобрать цепочку удобных созвучий и построить на них пьеску. Но в обычном, неадаптированном произведении неизбежно будут встречаться неиграбельные места.

ПродавшийДушу написал(а):

Сколько сидел, не помню, конечно. Но уверен, что этот этап лично для меня не решил вопроса.

  Я не сказала "решил". Я сказала - "базу заложил".

ПродавшийДушу написал(а):

При таком подходе разобранное по нотам быстро трансформируется в нечто аппликатурно-визуально-слуховое, а нотная составляющая быстро отбрасывается, забывается.

   Да, и это типичная ошибка лентяев, т.е., большинства из нас. :) Когда музыка начинает вбиваться в пальцы, перестаешь обращать внимание на все, кроме моторики. Потому что "одну мысль" удержать в голове гораздо проще, чем две-три (с)Буратино
   Записывать ноты исключительно полезно.  [взломанный сайт] Но в процессе игры, особенно с непривычки, неудобно просто физически, потому что инструмент довольно большой, для записи требуются бумага и карандаш в руках, а рук всего две... И память еще не натренирована. А чтоб ее тренировать - тут уже нужна хорошая трудовая настойчивость, серьезное отношение к делу.
   Впрочем, если рядом устойчиво приспособить маркерную досочку и фломастер, то можно будет набрасывать ноты, почти не отрываясь от гитары. Удобная штука - эти маркерные доски.

0

38

Тедди написал(а):

Тут народ спрашивает, можно ли скачать миди твоего этюда? Какой-то очень неудобный интерфейс у этого IMSLP... Или там вообще нет миди - закладка есть, а миди нет?

Закладка есть, и миди там есть, скачивается точно так же, как и ноты.
Ссылка "Complete performance".

Отредактировано ПродавшийДушу (2013-11-02 22:07:40)

0

39

Бесплатный тренажёр Music Test Studio 2017.

Руководство по созданию тестов.

https://pp.userapi.com/c837235/v837235340/35df9/CwJHDM74Opw.jpg
https://pp.userapi.com/c837235/v837235340/35e02/vmBiYsN6YZ4.jpg

+1

40

ПродавшийДушу написал(а):

Бесплатный тренажёр Music Test Studio 2017.

   Здоровско!  http://www.kolobok.us/smiles/artists/fool/appl.gif 
   Как раз недавно снова жалела, что у нас никто не изобрел подобия того французского тренажера, который я выкладывала для примера. А тут - уже наши люди!(с) Хорошо, что программка портабельная, даже из архива работает.
   Немножко поиграла в узнавание нот на грифе. Понравилось. Единственное - немного мешает точка на третьем ладу (у большинства гитар ее нет). И почему-то меня все время тянуло вместо 5 лада на 7-й. Видимо зрительная привычка - на настоящем грифе 5-й лад почти на середине грифа ощущается, а на картинке на этом "собакоПавловском" месте получается 7 лад.
   Из придирок - может быть сделать для узнавания нот разные уровни сложности? Хотя бы два: для начинающих (ладов на 5-7) и для продвинутых. А то новичкам сразу лезть в высокие позиции, когда они и нот таких еще не знают - заворот мозгов получится. Или уровни есть, а я не нашла?

0

41

Тедди написал(а):

Из придирок - может быть сделать для узнавания нот разные уровни сложности? Хотя бы два: для начинающих (ладов на 5-7) и для продвинутых. А то новичкам сразу лезть в высокие позиции, когда они и нот таких еще не знают - заворот мозгов получится. Или уровни есть, а я не нашла?

На второй странице есть "Ноты на грифе (первая позиция)", в двух вариантах.
Я думал, что после освоения этих двух можно уже сразу переходить к "полным" вариантам.
А мозги надо заворачивать, имхо, с самого начала, т.е. нужно сразу уметь просчитывать любую ноту. Просто на начальном этапе это очень медленно получается... А задачу тренажёра вижу в том, чтобы научиться это делать быстрее.

Отредактировано ПродавшийДушу (2017-06-21 12:18:48)

0

42

ПродавшийДушу написал(а):

А мозги надо заворачивать, имхо, с самого начала

   Разумеется. Только без резких движений, чтоб в бараний рог ненароком не свернуть.  :D Выучить ноты все и сразу - это очень мало у кого получится - нужно иметь выше среднего графическую память и схватывать на лету. Такой ученик - голубая мечта преподавателя, но количество легкообучаемых исчезающе мало.

0

43

Кстати, тренажёр универсальный, можно создать тесты хоть для изучения иероглифов, не обязательно музыка. Нет идей? :)

Отредактировано ПродавшийДушу (2017-06-22 22:26:56)

0