Тедди написал(а):А картинка из головы или из какого-то учебника?
Не, картинка не из учебника, но и не совсем из головы. Она как бы из жизни Я попробовал поставить руку на струны в высокой постановке, и сыграть несколько нот с возвратом на исходную позицию, и увидел, что собственно возврат без зацепа ни одной, ни другой струн возможен, чисто кинематически, только единственным образом: одновременным РАЗгибанием проксимального сустава и сгибанием в среднем и дистальном суставах.
Тедди написал(а):Вообще-то, в моем понимании, примерно так и движутся пальцы правой. Как же еще их перемещать над струнами, если не отклонять слегка наружу? Просто движение не с такой большой амплитудой делается. Как раз многие внушающие доверие методики порицают высокое задирание пальцев и правой и левой рук.
Дело не в том, что куда-то отклонять. Дело в том, что при такой постановке возврат пальца после сыгранной ноты начинается строго с подъёма, а подъём - делается строго одновременными двумя движениями - разгибанием в одном отделе и сгибанием в соседних. Что, во-первых, не очень удобно, во-вторых, может несколько ограничивать скорость из-за требования строгой синхронности двух движений. Чуть задержишь сгибание дистальных фаланг, начав разгибать проксимальную - цепанёшь ногтем только что сыгранную, звучашую струну. Чуть задержишь разгибание проксимальной, начав сгибать дистальные - и цепанёшь (сыграешь) по соседней струне, которая либо была лишь опорой (при апояндо), либо которой вообще не надо было касаться (при тирандо).
Что же касается амплитуды... Да, с одной стороны, высота подъёма на данном рисунке немножко преувеличена, и раза в 1,7 больше, чем изображено для низкой постановки:
Однако, можно заметить, что если при низкой постановке подъём и возврат начинаются единственным движением (фактически, почти только разгибанием проксимальной фаланги, при крайне малых и вообще не слишком критичных движениях дистальных), и высота подъёма линейно зависит от амплитуды самого движения, то при высокой постановке и исходном положении пальца, близком к выпрямленному, высота подъёма пропорциональна примерно квадрату амплитуды двух синхронных движений. (В случае, если движение начинается при не полностью выпрямленном пальце - что, конечно же, предпочтительнее, то не квадрату, а сумме квадрата и линейного члена с каким-то коэффициентом).
А это значит две вещи: во-первых, даже если мысленно привести высоту подъёма на первой картинке из прошлого поста к высоте подъёма на картинке для низкой постановки, т.е. уменьшить её в 1,7..1,8 раза, то амплитуда движения (по углам - а физиологически, естественно, всё тут измеряется углами) уменьшается только в 1,3..1,35 раза.
Во-вторых, это значит, что начальный этап движения возврата, как и положено квадратичной функции, очень замедленный - а пока конец пальца с ногтем не поднимутся на некую минимальную безопасную высоту, нельзя начинать возврат по горизонтали, чтобы не цепануть. А это просто вынуждает предельно форсировать это самое "подъёмное" движение, чтобы как можно раньше набрать нужную высоту. В результате, к моменту набора достаточной высоты скорость движения и подъёма пальца оказывается вынужденно столь значительной, что просто неизбежно происходит некоторый "перелёт", т.е. мы как раз и имеем эту самую избыточную амплитуду. И - перелёт тем значительнее, чем более близок к прямому палец в момент звукоизвлечения (я уж не говорю про случай с прогнутым обратно дистальным суставом). Вот, кстати, и один из ответов на вопрос, почему Исаков играет так, как он играет: потому что играя практически прямыми пальцами, он и не может ими не размахивать со страшной силой. В то же время, играть сильно согнутыми пальцами при высокой постановке тоже нельзя, т.к. тогда сразу начнётся "поддергивание" струн снизу вверх, как крючком, что ещё хуже. Т.е. в высокой постановке мы сами себя загнали между Сциллой и Харибдой.
В низкой же постановке подъём с самого начала практически линеен по угловой амплитуде движения, поэтому гораздо быстрее достигается нужная для возврата высота, и не возникает нужды со страшной силой и скоростью размахивать. Само собой, на картинках - только некие крайние варианты, оптимум может быть где-то между ними, и каждому лучше определить для себя, как кому удобнее: анатомия действительно у всех немножко разная, разные размеры, да и размеры гитары играют здесь немаловажную роль (в первую очередь - расстояние между струнами, а в некоторой степени - толщина самого корпуса - хотя это уже скорее вопрос посадки, но он имеет непосредственное влияние на постановку правой руки: скажем, на электрогитаре с плоским корпусом, и соотв. струнами, висящими "почти на самом пузе", держать правую руку с непривычки очень трудно и неудобно, если пытаться держать по-классическому).