Прелестно! Между прочим, инструмент делается из панциря броненосца! Вот такого
Вид сзади
Бытует мнение, что в Америке, до прихода туда европейцев, струнных музыкальных инструментов не было, однако, это не так. Древние примитивные струнные инструменты в Южной Америке существуют до сих пор. Но здесь речь пойдет не о них. У нас в употреблении таких инструментов пока нет, поэтому кратко расскажем об имеющихся. ч'ахранку (чаранго)
Если сказать, что чаранго — самый индейский струнный инструмент в мире, то это будет, если и не правда, то очень близко к существующему в настоящее время положению дел. Послушав, как этот зверек звучит у индейцев в разных регионах Анд (а он везде звучит по-своему), просто отказываешься понимать, что его прототип — vihuela de mano — был завезен в Америку из Европы.
"Charango" (чарáнго) — наиболее известное и распространенное название этого инструмента. Также его называют: charanguillo, maulincho, thilisito, chitisito, kirkinchito, kjirki, chillador; а инструменты большего размера — walaychu, charangón, hatun charango, machu charango.
Существует несколько версий происхождения названия "чаранго".
По версии боливийских индейцев из департамента Потоси (где этот инструмент, может быть, наиболее популярен) термин "charango" происходит от "ch'ajranku" (другое написание: ch'aqranku) — от глагола из языка кечуа "ch'ajray" (ch'aqray), что означает в частности — играть ("бренчать, тренькать") на щипковом инструменте. Утверждается, что индейцы говорят: ч'ахрáнку, а не чаранго. Термин же "чаранго" укоренился у людей, не говорящих на кечуа.
По одной из версий, чаранго, как самостоятельный инструмент оформился в боливийском департаменте Потоси, откуда в виде множества вариантов распространился по всей латинской Америке.
Часто встречается мнение, что этот инструмент в местах своего наибольшего распространения (в боливийских и перуанских Андах) носит название "киркинчо" (kirkinchu, quirquincho) и обычно изготавливается с использованием панциря броненосца. Говорят, что и на самом деле раньше этот способ изготовления чаранго был предпочтительным (однако на опубликованных фотографиях старые чаранго обычно только деревянные). Тем более, что панцирь либо чучело броненосца ценится как амулет, приносящий удачу. Но позднее эти зверьки стали охраняться на государственном уровне.
Действительно, в настоящее время корпус-резонатор сравнительно небольшого количества из общего числа инструментов делают из панциря (см. фото) одного из видов броненосца, называемого индейцами-горцами "киркинчо". Чаранго несколько большего размера и некоторые другие струнные инструменты (например, бандолы) изредка изготавливают с использованием панциря другого вида броненосца, который на языке уарани называется "тату" (tatú). Тату — довольно большой броненосец, поэтому его панцирь идет на изготовление инструментов, размер корпуса которых больше, чем у обычного чаранго. Встречаются чаранго изготовленные из рога буйвола, грудной кости (киля) кондора, морской раковины, черепахового панциря, металлической фляги и прочих полых предметов. Но в индейских традиционных культурах этот инструмент обычно полностью деревянный. Причем, для разных этнических групп характерны различные устоявшиеся конфигурации (включая настройки, количество струн и т. д.) чаранго.
Название "киркинчо" также встречается как вариант (см. выше), но скорее обозначает ласковое, одушевляющее отношение к инструменту.
Наиболее широко используется следующая настройка чаранго:
E1 - Am - E1, m - C1 - Gm (снизу-вверх по расположению на грифе). Причем, третья струна представляет октавный хор, остальные же хоры строются в унисон.
Техника музицирования в разных регионах варьируется. Очень интересны техники ритмического ведения мелодии с игрой одновременно по всем струнам, бытующие в некоторых районах боливийских департаментов Потоси, Оруро, Кочабамба. Здесь развита чисто струнная индейская музыка, основную роль в которой играет чаранго. Время музицирования на некоторых разновидностях чаранго в индейских традициях Боливии строго регламентировано по календарю. В Перу в департаменте Аякучо чаранго звучит иначе (струны там часто одинарные). Техника и стиль исполнения музыки на гитаре и на чаранго в Аякучо выделяются под названием "Аякучано". Существуют и креольские техники исполнения музыки на чаранго.
Струны ставят как металлические так и нейлоновые. Металлические струны используются больше в традиционной деревенской индейской музыке.
В настоящее время без чаранго не обходится почти ни один ансамбль, играющий музыку Анд. Есть случаи использования чаранго в кантри музыке и в классической музыке.
(источник - http://www.kirkincho-sp.ru/rus/instruments2.htm)
Это сайт русского ансамбля, играющего музыку Анд на индейских инструментах. http://www.kirkincho-sp.ru/rus/index.htm