КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Сольфеджио » Мелодия и ее гармонии


Мелодия и ее гармонии

Сообщений 1 страница 50 из 142

1

Nagekidori написал(а):
Тедди написал(а):
Nagekidori написал(а):

Там местами я мелодии по септаккордам строил, они как бы не совсем вокальные

А как это - мелодии по септаккордам? Можно поподробнее, для серых валенков?

Мелодии по септаккордам - постараюсь объяснить:
Гармоническая основа, допустим в до мажоре не до ми соль, а до ми соль си, с септимой, равноправной остальным ступеням. Есть песни, где движение и гармонии и мелодии только по септаккордам и разрешение лишь в конце предложения. Это не джаз, да и в разный период времени было написано, иногда старался как можно меньше аккордов чтобы было, иногда хотел придумать красивый эллипсис с необычными модуляциями и чтобы просто звучало.

Интересная тема, поэтому хотелось бы обсудить поподробнее. Я в теории знаю кое-что, но не так уж много и кусками.  Я до сих пор считала, что мелодия - это нечто одноголосное (или легко сводимое к одноголосию), а аккорды уже накладываются для красоты. В соответствии, конечно же, с требованиями лада. Ну иногда бывает, что последовательность аккордов образует своеобразную мелодию, но и тут можно при желании вычленить "солирующий голос", только звучать он в одиночестве будет бедновато.
    Поэтому хотелось бы видеть нотные примеры упомянутых выше моментов и мелодии септаккордами, мелодии просто трезвучиями и одноголосием.

0

2

"Мелодия по септаккордам" — это не термин. Думаю, автор имел в виду лишь то, что он пытался немного усложнить гармонию путём добавления лишних тонов в аккорды (например, септимы), и мелодию иногда вести именно по этим тонам. В принципе, это джазовый приём. Хотя музыка с такими приёмами, конечно, не обязана называться джазом.

0

3

ПродавшийДушу написал(а):

Думаю, автор имел в виду лишь то, что он пытался немного усложнить гармонию путём добавления лишних тонов в аккорды (например, септимы), и мелодию иногда вести именно по этим тонам.

Правильно ли я поняла? Допустим, мелодия у нас идет по верхним нотам аккордов. А целый гармонизирующий аккорд достраивается снизу. И если есть последовательность нот  g-g-e-f-g-a-f-g,  то достраиваться многоголосие будет не
C-C-A-H-C-D-H-C ,
а
A7-A7-F7-G7-A7-H7-G7-A7?
   Это я так грубо, для примера. Просто сам принцип.

0

4

Более-менее правильно, но это слишком упрощённый подход, т.к. мелодия не может всё время идти только "по верхним нотам", она будет слишком подчинена гармонии и утратит свой мелодический смысл. Кроме того, в мелодии обычно полно вообще неаккордовых звуков. Кстати, ты под "верхними нотами" здесь понимаешь самый дальний тон аккорда (самый удалённый от основного по терциям), так? Т.е. для септаккорда это будет септима, для ундецимаккорда — ундецима и т.п.? Такого термина тоже нет, по-моему.

0

5

ПродавшийДушу написал(а):

это слишком упрощённый подход

Ну да, я ж написала "допустим" и "грубо". Мне было важно понять основной механизм.

ПродавшийДушу написал(а):

Кстати, ты под "верхними нотами" здесь понимаешь самый дальний тон аккорда (самый удалённый от основного по терциям), так?

Так. Понимаю, что в гармонизуемом такте может быть некоторое количество неаккордовых нот. И гармония подбирается по сильной доле, по большинству звуков и по общему благозвучию.
    В чем тогда состоит фишка "мелодии по септаккордам"? В том, что она гармонизуется преимущественно септаккордами взамен одноименных трезвучий?

ПродавшийДушу написал(а):

Такого термина тоже нет, по-моему.

Какого: "ундецима" или "верхняя нота"? А как назвать эту самую, верхнюю, по научному, если речь идет о разного состава аккордах?

0

6

Вы возможно имели ввиду нонаккорд. соль-си-ре-фа-ля.
Гармонизация - SATB (сопрано, альт, тенор, бас) с мелодией в верхнем голосе, также подчиняющейся общей гармонизации. В гитарном аккомпанементе голоса можно удваивать, допускать неаккордовые звуки, характерные приемы игры, но суть та же.
Допустим есть гамма ля минор - AHCDEFG. Гармонизуем трезвучиями каждый звук - ace, hdf (fis - мелодич. минор), ceg и так далее. Получится 1 ступень тоника- минор, 2 ступень - минор, 3-мажор, 4-субдоминанта - минор, 5 - доминанта (гармонич.) мажор, 6 ступень - минор, 7 - мажор. Мелодия будет строится на основе трезвучий.
Теперь добавим к каждому аккорду септиму - aceg, hdfisa и т.д. в мелодии можно добавлять уже равноправный 4 звук, и он будет аккордовым. Причем септаккорды разные бывают, но все требуют разрешения в итоге, септима стремится в октаву. На 1 ступени получился Малый минорный септ (малая септима и минорное трезвучие), на 2 - малый минорный, на третьей - большой мажорный, на 4 малый минорный, на пятой - доминантовый - малый мажорный, на 6 малый мажорный, на 7 - уменьшенный.
Вот песня - в начале такие слова - "день, солнца свет"
Начинаем с аккорда A Cis E Gis, т.е. ТоническийБМаж7. В мелодии скачок сразу на сексту - cis a gis (аккордовый) и переходим в D Fis A Cis - Субдоминантовый БМаж7. В мелодии в это время просто d (субдоминанта), зато в аккомпанементе все 4 звука, дальше повторение T7 и в мелодии опять cis a gis, но уже с переходом в cis на субдоминантовом септаккорде. Причем получилась цепочка из повторений двух септов, как показ тональности. Дальше секвенция из септаккордов и нонаккорда. Ведется так:
На аккорд Hm9 (h d fis a cis) в мелодии d cis d cis (третья ступень с ноной) идет в
Аккорд E7, в мелодии d (септима) cis e.
Аккорд A7 в мелодии cis h cis a - переход в
D7 в мелодии gis fis d. Голосом нужно изобразить уменьшенное трезвучие вниз - ум5 через б3. gis это повышенная 4 ступень в ре мажоре (а у нас секвенция из цепочки септов, то есть, можно рассматривать и как модуляцию. А еще это можно рассмотреть как элемент (d e fis gis) лидийского мажора, чей нижний тетрахорд сходен с целотонной гаммой.
Ну а дальше уже должно быть разрешение в обычные трезвучия.  И оно подразумевается, но гармонизуется опять же септами. Hm7 E7 A (в мелодии в конце 3 ступень и лишь при повторении оборота приход в тонику в мелодии - в ля). Получается довольно блуждающая мелодия, со скачками, в том числе и на тритоны. А в аккомпанементе большую часть занимают Большие Мажорные септаккорды.

Есть еще другие, "В спящем городе", там "небо дарит сон" сразу идет слово "сон" на септиму, на fis.
"Я сплю и вижу сны" на четырех септах и в мелодии полно септим, да и другие песни тоже. Мне нравилось это, а вот спеть сложновато, хотя просто на первый взгляд.

Отредактировано Nagekidori (2010-11-13 18:14:50)

0

7

Тедди написал(а):

Какого: "ундецима" или "верхняя нота"?

"Вехняя нота".

Тедди написал(а):

А как назвать эту самую, верхнюю, по научному, если речь идет о разного состава аккордах?

Никак, только описательно. Самый дальний от тоники тон аккорда, упорядоченного по терциям.

0

8

Вот здесь нагляднее Гармонизация песни. Должно быть так - скачут крайние голоса, средние создают равновесие, перемещаясь иногда в обращениях.

Отредактировано Nagekidori (2010-11-13 20:34:10)

0

9

Nagekidori, пишите всегда, что находится по ссылке.
Кстати, скачки в средних голосах — вполне норма.

0

10

Nagekidori написал(а):

Вот здесь нагляднее

Ссылка ведет на пустую страницу айфолдера. Файла там нет...
   Попробую поразмыслить над предыдущим постом. Но по первому впечатлению - вы сочиняете мелодию, отталкиваясь от красивой последовательности аккордов?

0

11

Ссылку исправил.

Тедди написал(а):

вы сочиняете мелодию, отталкиваясь от красивой последовательности аккордов?

Часто - да. Гармония как опора для мелодии.

ПродавшийДушу написал(а):

скачки в средних голосах — вполне норма.

Скорее исключение, подтверждающее одно из основных правил Гармонии.

0

12

Nagekidori написал(а):

Ссылку исправил.

Спасибо. Ковыряюсь.

Nagekidori написал(а):

Часто - да. Гармония как опора для мелодии.

Так любой аккомпанемент - опора. Просто в моем непросвещенном представлении сочинительство идет двумя основными путями: в первую очередь сочиняется мелодия, а уже на нее накладывается необходимый аккомпанемент. И - что, как мне кажется, бывает реже - из приятной для слуха гармонической последовательности "дистиллируется" мелодия.
    И в самой мелодии, особенно в вокальной, скачки встречаются нередко и совершенно нормальны.

0

13

Тедди написал(а):

Так любой аккомпанемент - опора.

Не любой. Бывает в музыкальной практике ещё другой тип аккомпанемента, который называется "не к месту" :)

Тедди написал(а):

Просто в моем непросвещенном представлении сочинительство идет двумя основными путями: в первую очередь сочиняется мелодия, а уже на нее накладывается необходимый аккомпанемент.

Ну да, бывает в т.ч. и так. Впрочем аккомпанемент может быть как необходимым, так и, например, высосанным из пальца по неким формальным правилам.

Тедди написал(а):

И - что, как мне кажется, бывает реже - из приятной для слуха гармонической последовательности "дистиллируется" мелодия.

Вообще-то, обычно она уже там есть. Только тут один такой момент: если есть буквенное или словесное название аккорда, то оно обозначает не один, а кучу разных аккордов. Обращения, разное расположение и т.д. - это же всё разные аккорды. В общем-то если один какой-то вариант образует в контексте приятную последовательность, то ещё далеко не факт, что другой как бы "одноимённый", вроде бы, аккорд, также будет приятен и уместен. Впрочем, я уже как-то описывал некую даже не совсем теоретическую, а как-то даже вполне реализуемую в металле конструкцию, как можно играть чистую гармонию без мелодии - по принципу баяна, только чтобы все аккордовые звуки дублировались во всех октавах с плавным выходом за границы слышимости частот человеком. Т.е. так, что нельзя отличить обращения аккорда друг от друга и вообще это понятие не имеет смысла, нет и как-то явно выраженной верхней ноты (в смысле, по абсолютной высоте), и нет явно выраженного баса. Было бы интересно записать и послушать какие-нибудь последовательности, в т.ч. известные из каких-нибудь примеров, в таком вот формате, и оценить, насколько они остались или не остались осмысленными без мелодии вообще. Т.е. вот так, без такого опыта, я себе очень плохо представляю, как это вообще - мыслить гармонией, в отрыве от совершенно конкретных форм аккордов.

В то же время, по такой схеме работают едва ли не все изначально импровизационные жанры. Так что очень многие как раз, очевидно, так мыслить умеют. И точно так же, как можно высосать из пальца гармонию к мелодии, можно высосать и мелодию к гармонии...

0

14

Toman написал(а):

Не любой. Бывает в музыкальной практике ещё другой тип аккомпанемента, который называется "не к месту"

:) Бывает. Но мне казалось, мы разговариваем о технологии, а не о бракоделах. Лажа - это отдельный и бесконечный разговор.

Toman написал(а):

В общем-то если один какой-то вариант образует в контексте приятную последовательность, то ещё далеко не факт, что другой как бы "одноимённый", вроде бы, аккорд, также будет приятен и уместен.

Совершенно верно. Но это уже частности и они должны рассматриваться только в конкретном нотном контексте.

Toman написал(а):

я уже как-то описывал некую даже не совсем теоретическую, а как-то даже вполне реализуемую в металле конструкцию, как можно играть чистую гармонию без мелодии - по принципу баяна, только чтобы все аккордовые звуки дублировались во всех октавах с плавным выходом за границы слышимости частот человеком. Т.е. так, что нельзя отличить обращения аккорда друг от друга и вообще это понятие не имеет смысла, нет и как-то явно выраженной верхней ноты (в смысле, по абсолютной высоте), и нет явно выраженного баса.

С трудом представляю себе такую гармоническую последовательность, в которой совершенно не прослеживалась бы мелодическая закономерность. Было бы интересно увидеть это хотя бы в виде нотной записи или, как вы верно заметили:

Toman написал(а):

Было бы интересно записать и послушать какие-нибудь последовательности, в т.ч. известные из каких-нибудь примеров, в таком вот формате

А кто может нам помочь с записью? Может быть возьмете на себя хотя бы попытку подобной иллюстрации?

Toman написал(а):

вот так, без такого опыта, я себе очень плохо представляю, как это вообще - мыслить гармонией, в отрыве от совершенно конкретных форм аккордов...В то же время, по такой схеме работают едва ли не все изначально импровизационные жанры. Так что очень многие как раз, очевидно, так мыслить умеют

Думаю, что за исключением очень немногих от природы одаренных гармоническим мышлением, все остальные умельцы долго и старательно этому учились. :)

0

15

Тедди написал(а):

Думаю, что за исключением очень немногих от природы одаренных гармоническим мышлением, все остальные умельцы долго и старательно этому учились.

Предлагаю вместе с вами поучиться законам гармонических сочетаний, именно с самого начала разобраться. Приступить к занятиям можно прямо в этой теме, или выделить отдельную.

0

16

Nagekidori написал(а):

Предлагаю вместе с вами поучиться законам гармонических сочетаний, именно с самого начала разобраться. Приступить к занятиям можно прямо в этой теме, или выделить отдельную.

Ну что ж! Причесать разрозненные охвостья знаний и попытаться заполнить белые пятна - дело хорошее. Я - за! Можно прямо здесь.
    А в какой форме будем учиться? Кто-то возьмет на себя роль учителя, или будем делиться сведениями по какому-то плану?

0

17

Изучать будем вместе, материал буду выкладывать я, вместе будет интереснее разбираться. Будем следовать моему плану. Порядок работы такой - теоретическая часть, практическая (решение задач). Первую часть нужно усвоить, вторую - решить.
Нужны чистые нотные листы, карандаш, резинка, компьютер с интернетом и, конечно, желание и время. Придется заниматься и анализировать, и решать задачи по гармонизации. Порядок изучения и план работы примерно такой - интервалы, трезвучия, сочетания, секвенции, обращения, диссонирующие аккорды - доминантаккорд, секвенцаккорды, нонаккорды и септаккорды, голосоведение и расположения, модуляция, случайные гармонические формы - задержания, предъемы, проходящие и вспомогательные ноты, характерные аккорды, каденции, педали, двух- трех- многоголосная гармония, гармонические фигурации, сочинение прелюдий в итоге и разбор произведений в процессе. Всего на дней 20-30-40, ну смотря как пойдет и как со временем будет, но не думаю, что намного дольше, где-то около того.
Сегодня вечером начнем.

0

18

Замечательно!
    Все, кому интересно, с флагами в руках дружно построились и - на старт!

0

19

Тедди написал(а):

С трудом представляю себе такую гармоническую последовательность, в которой совершенно не прослеживалась бы мелодическая закономерность. Было бы интересно увидеть это хотя бы в виде нотной записи

Проблема в том, что такая нотная запись должна была бы быть бесконечно широкой - т.е. уходить вверх и вниз в бесконечность по октавам. Ну вот допустим, как можно в реальной нотной записи нарисовать хотя бы до мажорный аккорд, в котором звучат до, ми, соль во всех октавах одновременно? В записи это необходимо потому, что нотная запись аккордов у нас, увы, не предусматривает никаких штатных средств для указания относительной громкости разных звуков, входящих в аккорд, и невозможно графически изобразить ноту, которая, по сравнению с другими, едва слышима, или уже вообще не слышима. Поэтому если мы где-нибудь на какой-то определённой высоте оборвём нотную запись, то неизбежно возникнет видимость как бы имеющейся мелодической линии по как бы верхним нотам, по которым мы эту запись оборвали - чего на самом деле быть не должно, т.к. эти ноты едва слышны или вообще не слышны.

Тедди написал(а):

А кто может нам помочь с записью? Может быть возьмете на себя хотя бы попытку подобной иллюстрации?

Вообще говоря, это технически не такая простая задача. Её можно решать либо на компьютере - для чего, видимо, самым простым способом будет написать специальную программу, которая будет синтезировать нужные сэмплы (звуки) по заказу. Или можно решать её "физически" - т.е. строить электронный или акустический орган с совершенно немереным количеством регистров по октавам, и очень аккуратно и точно подстроить регистры по громкости и по тембру. Технически проще, конечно, писать программу - но для этого нужно немножко теоретически подготовиться, чтоб прикинуть, как примерно менять мощность звука по октавам, как нормировать её, чтобы гарантированно не вылетать за предел по амплитуде, какой тембр и какой вообще метод синтеза использовать.
В принципе можно попытаться сделать это вручную в любом звуковом редакторе - но для этого надо ещё больше теоретически подготовиться, т.к. в отличие от собственной программы, каждая попытка синтеза с новыми параметрами будет весьма долгой и трудоёмкой.
А в итоге должна получиться некая "идеальная левая клавиатура баяна", у которой есть ровно 12 клавиш по числу звуков в октаве, и просто нет такого понятия как разные октавы - одноимённая нота в любой октаве будет всё равно звучать одинаково. Соответственно, когда берёшь аккорд, нет такого понятия как обращения и нет вопроса, какое из обращений выбирать, т.к. опять же всё это будет звучать одинаково.

0

20

Томан, это очень любопытно в качестве интеллектуального курьеза. Но решение задачи, как я понимаю, нам не грозит даже в перспективе, так зачем отвлекаться от интересного вопроса ради кубических ваккуумов, наполненных сферическими конями?  :D Нет такого способа записи, нет такого инструмента...  %-) О чем тогда разговор? Чего ради нужен такой эксперимент и что он докажет?
   В нотной записи содержится все, что нужно исполнителю на практике. Какие-то глубоко личные нюансы понимания и исполнения он обдумывает головой и воплощает руками. Если чего-то в системе передачи информации за несколько веков так и не возникло, значит оно и не нужно в реальности. :)
   

Toman написал(а):

В принципе можно попытаться сделать это вручную в любом звуковом редакторе

Вот кому такие изыски интересны - пусть попытается. А "ползучие эмпирики" продолжат себе тихо играть реальную музыку на реальных инструментах. :)

Toman написал(а):

в итоге должна получиться некая "идеальная левая клавиатура баяна", у которой есть ровно 12 клавиш по числу звуков в октаве, и просто нет такого понятия как разные октавы

Ну есть однооктавные инструменты на 12 и меньше клавиш. Есть даже свистульки, извлекающие две с половиной ноты.  И что? :)

Toman написал(а):

одноимённая нота в любой октаве будет всё равно звучать одинаково

Каким образом это возможно? Чтобы одноименная нота в разных октавах звучала одинаково?
     

Toman написал(а):

Соответственно, когда берёшь аккорд, нет такого понятия как обращения

Каким образом отсутствие обращений следует из предыдущего высказывания? :) Ну разве что мы оперируем только звуками одной октавы, тогда они будут выставляться только в одном возможном порядке... Чего ради?
   

Toman написал(а):

ноту, которая, по сравнению с другими, едва слышима, или уже вообще не слышима

Если звук не слышен, он для нашего восприятия не существует. И рассуждать о нем, применительно к музыке - бессмысленно.
    В целом создалось впечатление, что вышеупомянутая "гармония без мелодии" будет больше всего напоминать обычный шум. Почти как в анекдоте: удовольствия никакого, но за перформанс выдать можно.  :D

     Лучше присоединяйтесь к нашим предполагаемым урокам гармонии.  http://yoursmileys.ru/msmile/pozitive/m1041.gif

0

21

Введение. Учение об интервалах.

Прежде чем начнем рассмотрение законов, по которым различные гармонические сочетания звуков соединяются между собою, необходимо изложить учение об интервалах, из которых строятся подлежащие нашему изучению аккорды.
Интервал есть выражение относительной высоты двух звуков. В каждом интервале нижний звук называется основным. Названия интервалов заимствованы из латинского языка и составляют буквальный перевод слов: первая, вторая, третья и т. д., после которых подразумеваются слова: ступень гаммы. Например, секунда — вторая ступень; терция — третья ступень и т. д. В пределах октавы мы можем образовать из различных звуков гамм диатонической и хроматической восемь интервалов:

http://s46.radikal.ru/i113/1011/89/e3c518654cff.jpg

Вследствие повышения одного из двух звуков, интервал не изменяется, но расстояние между обоими звуками увеличивается или уменьшается. Вот для чего существует второстепенное подразделение интервалов на чистые, большие, малые, увеличенные и уменьшенные. Секунда, терция, секста и септима бывают большими, малыми, увеличенными и уменьшенными. Прима, октава, квинта и кварта бывают чистыми, увеличенными и уменьшенными. Те интервалы, которые выше мы построили на ноте до, суть чистые и большие. Каждый из них, посредством знаков повышения и понижения, мы можем; по произволу, сделать малым, увеличенным и уменьшенным, если он был большой, и только увеличенным или уменьшенным, если он был чистый. (Интервалы измеряются тонами и полутонами. Полутон есть ближайшее расстояние между различными звуками, тон состоит из двух полутонов.) Малые интервалы на полтона   меньше больших; увеличенные на полтона больше больших и чистых; уменьшенные на полтона меньше малых и чистых.
Посмотрим сколько тонов и полутонов оказывается, по измерении, в интервалах больших и чистых.
В большой секунде—целый тон; в большой терции—два тона; в чистой кварте — два с половиной тона; в чистой квинте — три с половиной; в большой сексте— четыре с половиной; в большой септиме — пять с половиной; в чистой октаве — шесть тонов.
Напишем теперь для уяснения всего вышеизложенного таблицу интервалов в пределах октавы До:
(буквой У обозначены употребительные в гармонии интервалы)

http://s016.radikal.ru/i335/1011/7e/65b1ed956254.jpg

Вместо того, чтобы изменять верхний звук, а нижний оставлять на месте, мы можем поступить наоборот, то есть повышать нижний звук для получения интервалов меньших и понижать для интервалов больших, например:

http://s016.radikal.ru/i336/1011/37/448b6e852e30.jpg

Интервалы, переходящие за пределы октавы, представляют повторения отношений, образуемых интервалами в пределах октавы. Одна нона имеет в гармонии самостоятельное значение:

http://s007.radikal.ru/i300/1011/74/3310387a3ff2.jpg

Обращение интервалов происходит через перенесение верхнего звука на октаву вниз или нижнего на октаву вверх. При этом получаются отношения, выражающиеся следующими рядами цифр:

1 2 3 4 5 6 7 8
8 7 6 5 4 3 2 1

Прима в обращении дает октаву; секунда — септиму; терция — сексту; кварта — квинту; квинта — кварту; секста—терцию; септима—секунду; октава — приму:

http://s55.radikal.ru/i150/1011/b1/0ff431844007.jpg

При этом большие интервалы дают в обращении малые; малые— большие; увеличенные — уменьшенные; уменьшенные — увеличенные; чистые дают чистые же, например:

http://s014.radikal.ru/i328/1011/35/9adc4a0128cd.jpg

Интервалы по впечатлению, которое они производят, делятся на консонансы, выражающие собою покой, удовлетворяющие сами себя, и диссонансы, представляющие элемент движения, требующие опоры в следующем за ними интервале. К консонансам принадлежат: чистые примы, октавы и квинты, а также терции и сексты, большие и малые. Из них чистая прима, октава и квинта суть консонансы совершенные; большая и малая сексты и терции — консонансы несовершенные. Секунды, септимы и все увеличенные и уменьшенные интервалы принадлежат к диссонансам. Чистая кварта есть нечто среднее между консонансом и диссонансом; однако же она ближе подходит к последним.

Отредактировано Nagekidori (2010-11-17 21:28:33)

0

22

УЧЕНИЕ О ГАРМОНИИ

Отдел первый. КОНСОНИРУЮЩИЕ ГАРМОНИИ. ТРЕЗВУЧИЯ

1. Сочетание из трех, или четырех, или пяти звуков, расположенных на расстоянии терции один от другого, называется аккордом:

http://s008.radikal.ru/i304/1011/6c/18413b837eed.jpg

Главнейший из этих трех различного строения аккордов есть (I) трезвучие, состоящее из нижнего тона, называемого основным, среднего, называемого терцией, и верхнего, называемого квинтой аккорда. Так например, в первом из приведенных выше трех аккордов, который есть трезвучие, нижняя нота до есть основной тон, ми терция, а соль квинта.
2. Трезвучия различаются друг от друга тем, из каких именно терций и квинт они образованы. Трезвучие, имеющее большую терцию и чистую квинту, называется большим или мажорным; трезвучие с малой терцией и чистой же квинтой — малым или минорным; трезвучие с малой терцией и уменьшенной квинтой есть уменьшенное; с большой терцией и увеличенной квинтой — чрезмерное.

Предполагается, что учащемуся известно подразделение гамм на мажорные и минорные. В мажорной гамме последование звуков такое: первая ступень, через тон вторая ступень, через тон третья ступень, через полтона четвертая, через тон пятая, через тон шестая, через тон седьмая, через полтона восьмая, которая есть повторение первой, например:

http://s008.radikal.ru/i303/1011/10/9d1eff4ac3ba.jpg

0

23

Вся элементарная теория для гитаристов, сжато: Гитара: строение аккордов.

0

24

Славно было еще раз повторить. Перечитала и здешний материал и соответствующий кусочек твоего, Продавший. Чем коварны такие сжатые статьи по объемной теме - их так и хочется прочесть сразу, с налету. Быстро устаешь, перестаешь нормально воспринимать, в результате откладываешь на потом...  А Потом - он хитер и коварен.
   У тебя, кстати, хорошо отмечено, что нужно точно соблюдать нотный состав интервала.
    Вот что попалось, кстати, в Википедии:

Кварта — т. н. неустойчивый консонанс — трактуется как диссонанс, если её нижний звук помещается в басу.

PS Как же надоела в Википедии небритая рожа отца-основателя на каждой странице! Р-р-р!

0

25

Глава Первая. ТРЕЗВУЧИЯ МАЖОРНОЙ ГАММЫ

3. Если мы возьмем диатоническую мажорную гамму и будем строить на каждой ее ступени трезвучия, то получим следующий ряд аккордов:

http://i040.radikal.ru/1011/f5/91e790de10cf.jpg

Большие трезвучия Мы встречаем на 1-й, 4-й, 5-й ступенях гаммы:

http://s009.radikal.ru/i307/1011/d2/ced5e22cc3c4.jpg

Эти аккорды носят название тех ступеней гаммы, на которых они построены.
Трезвучие на первой ступени называется тоническим (от наименования этой ступени гаммы тоникой); трезвучие на пятой доминантовым (от слова доминанта, то есть пятая ступень); трезвучие на четвертой субдоминантовым (от слова субдоминанта, то есть четвертая ступень).
4. Малые трезвучия в мажорной гамме мы находим на 2-й, 3-й и 6-й ступенях. По впечатлению эти аккорды от больших трезвучий отличаются меньшею силою, но зато большею мягкостью.
5. Известно, что наибольшее родство встречается между гаммами, различающимися одна от другой только одним знаком повышения или понижения. Так, например, ближайшее родство замечается между гаммами До и Соль потому, что в первой из них нет при ключе ни одного знака, а во второй один диез; та же близость родства усматривается и между гаммой До и Фа, потому что в последней имеется, только один бемоль:

http://i007.radikal.ru/1011/b8/e534d5bb0e17.jpg

Точно также из учения о гаммах известно, что подобная же, ближайшая степень родства, существует между двумя гаммами, мажорной и минорной, имеющими одно и то же количество знаков в ключе. Родство это называется параллельным, и из двух гамм, находящихся в подобном родстве, мажорная отстоит от минорной на расстоянии малой терции вверх. Например, гамма Фа мажор находится в параллельном родстве с гаммой ре минор; гамма Соль мажор — с гаммой ми минор.

http://s013.radikal.ru/i323/1011/7b/2560aedea35d.jpg

Отражение как первого рода родства, называемого доминантовым, так и второго, параллельного, мы находим и в трезвучиях мажорной гаммы, так как все они суть тонические трезвучия ближайших по родству ладов. Нагляднее это родство представляется в следующей табличке:

Фа-ре
До-ля
Соль-ми

6. На седьмой ступени мажорной гаммы мы встречаем трезвучие уменьшенное, которое, по своему диссонирующему характеру, резко отличается от остальных, шести трезвучий. Мы обратимся к нему впоследствии.
Примечание. Все примерные объяснения мы будем прилагать для большей ясности в гамме До мажор; но желающем уяснить себе прочитанное как можно тверже, советуем применять все пройденное и к ДРУГИМ гаммам. Мажорные гаммы и аккорды будем писать с большой буквы, минорные—с малой, до сих пор мы употребляли только итальянские названия нот; в дальнейшем изложении будут, встречаться и немецкие: Це, Де, Е, Эф, Ге, А, Ха, или латинскими буквами: С, D, Е, F, G, А, Н.

Отредактировано Nagekidori (2010-11-17 22:47:46)

0

26

Глава вторая. СОЧЕТАНИЯ СВЯЗНЫЕ.

7. Аккорды располагаются или по массам, с многочисленными повторениями одних и тех же интервалов, как это бывает в сочинениях для оркестра или фортепиано, или же распределяются на небольшое число самостоятельных голосов. Будем держаться сначала исключительно четырехголосного сложения, четырехголосная гармония есть самая нормальная и встречающаяся без всякого сравнения чаще других как в духовной, так и в светской музыке. Эти четыре голоса суть  следующие: первый, верхний голос, называемый дискантом или сопрано, второй, называемый альтом, следующий за ним, третий— тенор, и нижний — бас. Бас и сопрано носят название крайних голосов; альт и тенор — средних.
8. Для того, чтобы расположить трезвучие на четыре голоса, в басу ставится основной тон. В верхнем голосе может находиться или основной тон, или терция, или квинта. Что касается средних голосов, то, для облегчения себя, мы на первое время будем обязательно придвигать их непосредственно к дисканту или, другими словами, для альта и тенора будем занимать: по направлению от сопрано вниз, два ближайшие интервала трезвучия. Таким образом, взяв из пределов тона C-dur тоническое трезвучие, мы расположим его на четыре голоса по одному из следующих способов:

http://s016.radikal.ru/i337/1011/98/0198b1282c13.jpg

Эти три различные вида трезвучия называются положениями аккорда. Смотря по тому, которая из нот трезвучия лежит в верхнем голосе, положения эти называются: первое — положением основного тона, или положением октавы; второе — положением терции, а третье — положением квинты.
Из рассмотрения положений трезвучий мы замечаем, что во всех трех удвоен основной тон, тогда как терция и квинта встречаются по одному разу. Это не всегда так бывает; однако же на настоящей точке, будучи обязаны средние голоса придвигать механически к верхнему, мы не можем получить другого удвоения. Впрочем удвоение основного тона, как увидим ниже, есть самое естественное, благозвучное.
9. Прежде чем обратиться к закону сочетания трезвучий заметим, что сочетания эти бывают связные и несвязные. Связные суть те, в которых два трезвучия имеют один и тот же или два тех же звука: например, сочетание трезвучия С с трезвучанием G будет связное потому, что и в том, и в другом имеется нота g; сочетание трезвучий F и d будет тоже связное, так как в обоих имеются ноты f и а. Несвязными сочетаниями называются те, в которых между двумя трезвучиями нет ни одного общего тона, например, в трезвучиях С и d, F и е, а и G, словом в тех аккордах, основные тоны которых лежат в гамме рядом.
10. Для безусловной правильности сочетания связного нужно, чтобы общий тон или оба общие тона остались на месте, в том же голосе. Приведем таблицу всех связных сочетаний в пределах лада C-dur. Мы увидим из нее, что выбор положения второго аккорда будет зависеть от соблюдения основного правила, сейчас изложенного. Для большей ясности поставим над каждым аккордом цифру, соответствующую его положению:

http://s010.radikal.ru/i313/1011/a3/dabde627925e.jpg

Мы видим, что ход верхних голосов зависит здесь вполне от общих тонов. Бас может свободно выбирать ход вверх и ход вниз; но скачок на терцию во всяком случае предпочитается скачку на сексту:

http://s008.radikal.ru/i305/1011/c9/4ba07ff8322c.jpg

Отредактировано Nagekidori (2010-11-17 22:37:53)

0

27

Задачи

http://s53.radikal.ru/i140/1011/66/bd07822c1521.jpg

Написать остальные три голоса к басу. В гармонизации баса следует не вести голоса слишком высоко, поэтому не следует выбирать слишком высокое положение тонического трезвучия в самом начале.

Отредактировано Nagekidori (2010-11-17 23:27:20)

0

28

http://savepic.net/238285.jpg

http://savepic.net/235213.jpg

Предполагается прохождение краткого теоретического курса учения о гармонии, пока без приложения к конкретному инструменту, как подготовка к изучению практическому. Именно основы классической гармонии. Пока в этой теме ограничусь теорией и решением задач по пройденному материалу, иначе мы рискуем запутать сами себя.

Отредактировано Nagekidori (2010-11-19 08:57:12)

0

29

Nagekidori написал(а):

Нагляднее это родство представляется в следующей табличке:
            Фа До Соль  l    l      lре ля   ми

Не совсем поняла про табличку. Как ею пользоваться?

Nagekidori написал(а):

Глава 2

Nagekidori написал(а):

Задачи

Nagekidori написал(а):

Ответы

Это что - заготовки для будущих сообщений? Или неработающие ссылки? На мой взгляд, не стоит так торопиться с выкладыванием ответов. Как говорил известный киногерой: "Лучше, конечно, сперва помучиться". :)

0

30

Nagekidori написал(а):

...с большой терцией и увеличенной квинтой — чрезмерное.

Зачем так страшно называть увеличенное трезвучие? :D

Nagekidori написал(а):

...в дальнейшем изложении будут, встречаться и немецкие: Це, Де, Е, Эф, Ге, А, Ха, или латинскими буквами: С, D, Е, F, G, А, Н.

Лучше сразу оговорить про путаницу в обозначениях H и B:

Исторически есть некоторая путаница с обозначением си, т.к. "B" в различной литературе может означать как си, так и си-бемоль. Однако, H — это всегда чистое си, а Bb — это всегда си-бемоль (последнее обозначение будет верным признаком того, что "B" будет использоваться для обозначения чистого си). В принципе, использовать "B" для обозначения чистого си удобнее, и чаще всего так и делают.

0

31

Я читала, что си-H позаимствовано нашей теорией музыки от немцев.

0

32

Nagekidori написал(а):

Что касается средних голосов, то, для облегчения себя, мы на первое время будем обязательно придвигать их непосредственно к дисканту или, другими словами, для альта и тенора будем занимать: по направлению от сопрано вниз, два ближайшие интервала трезвучия.

Слишком сложное объяснение того, что называется тесным расположением :). Лучше сразу сказать, что бывает тесное, широкое и смешанное расположения:

Аккорд может иметь тесное, смешанное или широкое расположение. При тесном расположении каждый из трёх верхних голосов отстоит от своего соседнего на терцию или кварту (т.е. между ними нельзя вставить другие аккордовые звуки). При широком — на квинту, сексту или октаву. При смешанном — эти интервалы сочетаются. Как при тесном, так и при широком или смешанном расположении бас может находиться от тенора на любом расстоянии. Иногда аккорды в тесном расположении, у которых бас находится достаточно далеко от тенора, называют аккордами в широком расположении. Строго говоря, это не совсем верная терминология.

Nagekidori написал(а):

Эти три различные вида трезвучия называются положениями аккорда.

Лучше сказать — мелодическими положениями аккорда, это яснее.

Nagekidori написал(а):

Прежде чем обратиться к закону сочетания трезвучий заметим, что сочетания эти бывают связные и несвязные.

Лучше сказать — гармонические и мелодические:

При соединении аккордов образуется голосоведение, то есть бас первого аккорда переходит в бас второго, тенор первого — в тенор второго и т.д. Аккорды могут быть соединены гармонически, то есть с оставлением общих звуков на месте в тех же голосах, и мелодически, то есть при движении всех голосов, невзирая на наличие общих звуков.

Отредактировано ПродавшийДушу (2010-11-17 22:55:45)

0

33

Предвосхищая раздел "Задачи", хочу сразу сказать, что фортепьянные задачи решать не хочу, ибо не вижу практической ценности сего действа. А на гитаре сразу же будут бооольшие проблемы ;). Т.к. потребуется третья рука и парочка лишних струн :D.

0

34

Ну, можно представить себе, что решаешь для квартета. Или на худой конец для дуэта. Глядишь, и обойдётся без проблем, рук и струн дожно хватить на четырёхголосный формат :)

0

35

Toman написал(а):

Ну, можно представить себе, что решаешь для квартета. Или на худой конец для дуэта.

Подобные задачи надо проверять, т.е. проигрывать. Так что решать можно для одной гитары, но с большими оговорками по голосоведению. И не надо эти задачи записывать в басовом ключе, только лишние неудобства создавать.

0

36

Nagekidori написал(а):

Написать остальные три голоса к басу.

Я предлагаю переписать это в скрипичном ключе, и выбрать подходящую гитарную тональность. И по-любому придётся отходить от классического четырёхголосия (где-то играть только три голоса и т.п.). Первый пример надо играть в ля-мажоре (на терцию ниже), имхо. Что скажете? (Вопрос ко всем.)

0

37

Мои пять копеек глубоко личного мнения.
    Тем, кто гармонию знает весьма приблизительно или вообще ею не занимался, тяжеловато будет быстро приступить к задачам. Сперва нужно как следует вникнуть в две изложенные главы.

   И у меня тот же вопрос по задачкам. В басовом ключе из нас мало кто ориентируется (ну или чуть-чуть). Оно конечно, фортепианные примеры удобнее для выписки и нагляднее. И для того, чтобы усвоить общие закономерности, фортепиано подходит больше всего. Но работоспособные пианино-рояль-синтезатор есть далеко не у всех, а решения - совершенно верно сказал Продавший - нужно проверять на звучание. Как быть? Нотный редактор воспроизведет, но достаточно ли мидюшного мертвого звука для иллюстрации и самопроверки?
   Для гитары же выписывать гармонии придется с рядом извратов. Но это тоже интересно, постигнуть именно гитарную гармонию.
   Кстати, Джулиани когда-то написал книжку "Гармония в приложении к гитаре", и на одной интернет-выкладке джулианиевских нот ссылка есть (и я ее скачивала). Книженция, правда, на французском, а владеющих им не нашлось.

0

38

Тедди написал(а):

Для гитары же выписывать гармонии придется с рядом извратов. Но это тоже интересно, постигнуть именно гитарную гармонию.

Вот именно это и интересно, лично мне, потому что я подхожу с чисто практической стороны. На клавишных я уже никогда играть не буду — старый слишком :).

0

39

ПродавшийДушу написал(а):

На клавишных я уже никогда играть не буду — старый слишком

Ну, играть-то и я не буду. Но первые упражнения поделать можно именно в силу наглядности нотной записи. Вот только с басовым ключом придется напрягаться. И воспроизводить негде особенно.

0

40

Тедди написал(а):

Кстати, Джулиани когда-то написал книжку "Гармония в приложении к гитаре",

Извините, это Карулли написал. Вот ссылка: http://img.kb.dk/ma/umus/carulli_harmonie.pdf

0

41

Тедди написал(а):

И воспроизводить негде особенно.

Да вот именно, что негде. А писать абстракцию в нотном редакторе уныло уж слишком.

0

42

Тедди написал(а):

И для того, чтобы усвоить общие закономерности, фортепиано подходит больше всего. Но работоспособные пианино-рояль-синтезатор есть далеко не у всех, а решения - совершенно верно сказал Продавший - нужно проверять на звучание. Как быть?

Если так хочется именно не компьютерного звука, то купить хотя бы духовую гармошку, что ли :) А нынешние эти так называемые "синтезаторы" на самом деле вовсе не синтезаторы, они возспроизводят готовые семплы, так что по сути никакой разницы между ними и мидишками, воспроизводимыми на компьютере, нет. На компьютере даже наоборот можно поставить такой программный семплер или синтезатор, который сыграет гораздо более приятный звук, чем эта страшная махина - "синтезатор", у которого ничего со звуком сделать (поменять) нельзя. Так что м.б. можно вместо синтезатора обойтись маленькой MIDI клавиатуркой, которая и так нужна тому, кто ноты набирает.

Тедди написал(а):

Нотный редактор воспроизведет, но достаточно ли мидюшного мертвого звука для иллюстрации и самопроверки?

Ну вот надо ставить хороший программный синтезатор/семплер - и будет вполне нормально.

Тедди написал(а):

Вот только с басовым ключом придется напрягаться.

Для гитариста с басовым ключом не так страшно, в общем-то. Как известно, первая верхняя добавочная линейка басового ключа приравнивается к первой нижней добавочной скрипичного. Так что это можно довольно легко себе представить: верхняя линейка - это как наша вторая добавочная, вторая сверху - наша третья добавочная, средняя - наша 4-я добавочная. Ну а ниже на обычной стандартной гитаре всё равно нот нету. Просто на полный второй нотоносец многовато места тратится, нерационально для гитарных нот так писать.

0

43

ПродавшийДушу написал(а):

И по-любому придётся отходить от классического четырёхголосия (где-то играть только три голоса и т.п.).

Имхо, всё-таки сначала лучше (тем, кто с этим делом незнаком) научиться разбираться с классическим четырёхголосием, и только потом отходить. Хотя, честно говоря, не очень понятно, почему именно четырыхголосие должно считаться классическим - можно было бы в качестве исходной точки выбрать и более мощные формы аккордов (см. "Картинки с выставки" в фортепианном оригинале, или же варианты, основанные на натуральном звукоряде). Но поскольку гитарные версии аккордов в большинстве своём не совпадают ни с тем, ни с тем, а являются лишь обгрызенными версиями, то прямо сразу с них начинать - как-то не того...

0

44

Toman написал(а):

А нынешние эти так называемые "синтезаторы" на самом деле вовсе не синтезаторы, они возспроизводят готовые семплы, так что по сути никакой разницы между ними и мидишками, воспроизводимыми на компьютере, нет. На компьютере даже наоборот можно поставить такой программный семплер или синтезатор, который сыграет гораздо более приятный звук, чем эта страшная махина - "синтезатор", у которого ничего со звуком сделать (поменять) нельзя. Так что м.б. можно вместо синтезатора обойтись маленькой MIDI клавиатуркой, которая и так нужна тому, кто ноты набирает.

Полноте, Томан. Семейство синтезаторов не ограничивается детскими игрушками и суперэконом моделями, лучше которых - даже самая паршивая "мидиклавиатурка". :) Кстати, я ею при наборе нот не пользуюсь, мне достаточно компьютерной клавиатуры.
     

Toman написал(а):

Для гитариста с басовым ключом не так страшно, в общем-то. Как известно, первая верхняя добавочная линейка басового ключа приравнивается к первой нижней добавочной скрипичного. Так что это можно довольно легко себе представить

Все это известно. Но при определении конкретных нот в контексте и реальном времени мозги плывут, потому что практики нет. Вот и стоит вопрос: так ли уж нужно непременно осваивать фортепианную фактуру, если инструмента нет и играть на нем не собираешься.

    Так что мои вопросы к Nagekidori остаются в силе. Занимаемся, несмотря ни на что, по фортепианной записи или пытаемся освоить гитарную гармонию?

0

45

Toman написал(а):

Имхо, всё-таки сначала лучше (тем, кто с этим делом незнаком) научиться разбираться с классическим четырёхголосием, и только потом отходить.

Логично. Но тогда нам предстоит решать задачи абстрактно, только графически, а проверять звучание - при случае, забежав в гости к знакомым. Или через звук нотного редактора, с какими уж есть сэмплами и звуковой картой. Учитель одобрит?
     

Toman написал(а):

почему именно четырыхголосие должно считаться классическим - можно было бы в качестве исходной точки выбрать и более мощные формы аккордов (см. "Картинки с выставки" в фортепианном оригинале, или же варианты, основанные на натуральном звукоряде

Кто способен на это сходу - пусть покажет класс! Беретесь?

0

46

Тедди написал(а):

Вот и стоит вопрос: так ли уж нужно непременно осваивать фортепианную фактуру, если инструмента нет и играть на нем не собираешься.

Я считаю, что таки да, нужно. Да, она не универсальна, и по большому счёту фортепианная фактура точно так же является "огрызком", который определяется не акустическими и музыкальными соображениями, а опять же физическими возможностями куда-то дотянуться (если не иметь в виду исполнение в 4-6-8 рук). Но раз уж европейская классика в значительной степени базируется именно на клавишных инструментах, в т.ч. и органах, и клавесинах, и вот фортепиано - то если есть интерес хорошо понимать именно эту самую европейскую классику, то и от фортепианной фактуры никуда не деться. (И она, фортепианная фактура, имхо, всё-таки гораздо больше подходит для той же самой европейской классики, чем гитарная, так что...)

Тедди написал(а):

Семейство синтезаторов не ограничивается детскими игрушками и суперэконом моделями, лучше которых - даже самая паршивая "мидиклавиатурка".

Очевидно, что мидиклавиатурки тоже бывают разные - но дело не в том. Клавиатуру синтезатора можно сравнивать с отдельной миди-клавиатурой, и там и там будут модели практически одинакового плана, от самых паршивых до самых лучших. Но это всё - только механика. Есть инерция или нет, какое демпфирование обратного отскока клавиш (вот на студийном нашем большом девайте инерция вполне ничего - но слишком сильный обратный отскок, клавиши немножко как мячики подпрыгивают, и высок риск случайно извлечь ноту неоднократно, если играть как на нормальном фо-но), всякие дополнительные чисто "электронно-музкальные" (т.е. вообще не фортепианные) датчики-прибамбасы (скажем, датчики силы нажатия, которые позволяют менять громкость тянущейся ноты, или бокового отжатия клавиш, позволяющие делать бенды или вибрато отдельных нот).

Но я вообще не о клавиатурах говорил, а о синтезаторах как таковых. У компьютера синтезатор находится в звуковой карте и может быть лучше или хуже. Мощность современных компов позволяет достаточно легко синтезировать звуки программно (и это, как правило, даёт действительно очень хороший результат, сравнимый именно что с лучшими синтезаторами - и, что весьма важно, может легко и удобно настраиваться по желанию пользователя, в отличие от практически всех железных устройств, где удобство и эргономика весьма ограничены). От степени паршивости и вообще наличия какой-то клавиатуры качество синтезатора, естественно, не зависит. Кто-то может предпочитать использовать комплектные устройства - "синтезаторы" со всем в одном корпусе, а кто-то берёт отдельную миди-клавиатуру, и подключает отдельный синтезатор в маленькой коробочке, отдельный усилитель и отдельные колонки. Сами компоненты при этом могут быть и практически одинаковыми.

0

47

Что-то туго идет вторая глава... Даже прочитать по разу все созвучия сил не хватает. Ведь еще надо каждый раз соображать, что там в непривычном басовом ключе болтается. И что чем от чего отличается...  :blush:

0

48

Глава третья. СОЧЕТАНИЯ НЕСВЯЗНЫЕ.

11. Для того, чтобы сочетание двух несвязных трезвучий было правильно, нужно, чтобы три верхние голоса шли в движении противоположном к басу.
12. Но что означает противоположное движение? Объяснимся.
Движения голосов бывают троякого рода:
1) Прямое движение (motus rectus), когда два голоса идут в одном направлении, оба вверх, или оба вниз, например:

http://savepic.net/215747.jpg

2) Косвенное движение (motus obliquus), когда один голос движется, а другой стоит на месте, например:

http://savepic.net/208579.jpg

3) Противоположное движение (motus contrarius), когда один голос идет вверх, а другой вниз, например:

http://savepic.net/212675.jpg

Все эти различные движения встречаются и допускаются при последовании всякого рода гармоний. Однако же в прямом движении следует различать так называемые движения параллельные, когда голоса идут не только в одном направлении, но берут при этом те же интервалы, например, оба идут на секунду или на кварту вверх или вниз:

http://savepic.net/197315.jpg

Из числа этих параллелизмов иные отличаются чрезвычайной мягкостью, а потому допускаются наравне со всеми остальными движениями, другие же потому ли, что оскорбляют требования слуха, или противоречат условиям самостоятельного хода голосов, запрещаются. Сюда относятся ходы голосов, параллельными квинтами и октавами:

http://savepic.net/260802.jpg

13. Выше, в § 11, мы сказали, что для правильного сочетания двух несвязных трезвучий необходимо противоположное движение. Необходимость эта вытекает из того, что в случае нарушения изложенного правила, то есть употребления прямого движения для всех голосов, мы получим запрещенное последование квинт и октав, например:
(Примечание. Под запрещенными октавами не следует подразумевать те удвоения голосов, которые встречаются в фортепианной и оркестровой музыке. Здесь речь идет о четырех самостоятельных голосах.)

http://savepic.net/238274.jpg

Теперь мы имеем возможность прибавить к имеющимся уже у нас сочетаниям трезвучий мажорного лада с общими тонами и такие сочетания, в которых кроме внутренней связи, о которой было говорено в § 10, не усматривается никакого родства:

http://savepic.net/233154.jpg

Задачи.

http://savepic.net/235202.jpg

0

49

Nagekidori, Вы принципиально в дискуссии не участвуете, только упорно постите свою информацию? ;)
Кстати, откуда дровишки? В смысле, что за учебник копипастите?

0

50

ПродавшийДушу написал(а):

Nagekidori, Вы принципиально в дискуссии не участвуете, только упорно постите свою информацию?

Присоединяюсь к вопросу. Думаю, что проходить по две главы в день для негениальных умов просто нереально. Создать тему, чтобы просто перепостить в ней текст немаленького учебника... Хм... Может проще его скачать, полистать... и отложить на потом, что уже сто раз бывало при попытках овладеть некоей премудростью с наскока и на досуге. :)

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Сольфеджио » Мелодия и ее гармонии