Введение. Учение об интервалах.
Прежде чем начнем рассмотрение законов, по которым различные гармонические сочетания звуков соединяются между собою, необходимо изложить учение об интервалах, из которых строятся подлежащие нашему изучению аккорды.
Интервал есть выражение относительной высоты двух звуков. В каждом интервале нижний звук называется основным. Названия интервалов заимствованы из латинского языка и составляют буквальный перевод слов: первая, вторая, третья и т. д., после которых подразумеваются слова: ступень гаммы. Например, секунда — вторая ступень; терция — третья ступень и т. д. В пределах октавы мы можем образовать из различных звуков гамм диатонической и хроматической восемь интервалов:
Вследствие повышения одного из двух звуков, интервал не изменяется, но расстояние между обоими звуками увеличивается или уменьшается. Вот для чего существует второстепенное подразделение интервалов на чистые, большие, малые, увеличенные и уменьшенные. Секунда, терция, секста и септима бывают большими, малыми, увеличенными и уменьшенными. Прима, октава, квинта и кварта бывают чистыми, увеличенными и уменьшенными. Те интервалы, которые выше мы построили на ноте до, суть чистые и большие. Каждый из них, посредством знаков повышения и понижения, мы можем; по произволу, сделать малым, увеличенным и уменьшенным, если он был большой, и только увеличенным или уменьшенным, если он был чистый. (Интервалы измеряются тонами и полутонами. Полутон есть ближайшее расстояние между различными звуками, тон состоит из двух полутонов.) Малые интервалы на полтона меньше больших; увеличенные на полтона больше больших и чистых; уменьшенные на полтона меньше малых и чистых.
Посмотрим сколько тонов и полутонов оказывается, по измерении, в интервалах больших и чистых.
В большой секунде—целый тон; в большой терции—два тона; в чистой кварте — два с половиной тона; в чистой квинте — три с половиной; в большой сексте— четыре с половиной; в большой септиме — пять с половиной; в чистой октаве — шесть тонов.
Напишем теперь для уяснения всего вышеизложенного таблицу интервалов в пределах октавы До:
(буквой У обозначены употребительные в гармонии интервалы)
Вместо того, чтобы изменять верхний звук, а нижний оставлять на месте, мы можем поступить наоборот, то есть повышать нижний звук для получения интервалов меньших и понижать для интервалов больших, например:
Интервалы, переходящие за пределы октавы, представляют повторения отношений, образуемых интервалами в пределах октавы. Одна нона имеет в гармонии самостоятельное значение:
Обращение интервалов происходит через перенесение верхнего звука на октаву вниз или нижнего на октаву вверх. При этом получаются отношения, выражающиеся следующими рядами цифр:
1 2 3 4 5 6 7 8
8 7 6 5 4 3 2 1
Прима в обращении дает октаву; секунда — септиму; терция — сексту; кварта — квинту; квинта — кварту; секста—терцию; септима—секунду; октава — приму:
При этом большие интервалы дают в обращении малые; малые— большие; увеличенные — уменьшенные; уменьшенные — увеличенные; чистые дают чистые же, например:
Интервалы по впечатлению, которое они производят, делятся на консонансы, выражающие собою покой, удовлетворяющие сами себя, и диссонансы, представляющие элемент движения, требующие опоры в следующем за ними интервале. К консонансам принадлежат: чистые примы, октавы и квинты, а также терции и сексты, большие и малые. Из них чистая прима, октава и квинта суть консонансы совершенные; большая и малая сексты и терции — консонансы несовершенные. Секунды, септимы и все увеличенные и уменьшенные интервалы принадлежат к диссонансам. Чистая кварта есть нечто среднее между консонансом и диссонансом; однако же она ближе подходит к последним.
Отредактировано Nagekidori (2010-11-17 21:28:33)