КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры на ГИТАРНУЮ тему » Правая рука с разных точек зрения


Правая рука с разных точек зрения

Сообщений 1 страница 33 из 33

1

Тедди написал(а):

А можно о ваших находках по части правой руки поподробнее? Лучше открыть новую тему для удобства. Что за возможности, и как надо учиться?

Ну в общем то это не находки, а некоторое переосмысление опыта. Все началось с перевода Тенанта и попытки вникнуть в замысел, как у нас считается "нетрадиционной" техники. Понятно, что русской литературы у нас такой нет, азов я не знал, а Тенант там шпарит  "традиционную современную" западную школу звукоизвлечения. Я уже говорил, что не зная всех букв, внятно нельзя ничего ни сказать , ни понять, потому я и раскритиковал сей труд, за что и был просто тки зверски избит alisssiей и Мишей на демуре.  Тогда я взял и почитал Паркенинга, Дункана и Тейлора (физика звукоизвлечения). Все сии перлы лежат на демуре (кстати наконец то он пролечился от троянов, но файлов что то этих я не увидел). Ну я и понял, что гитарная техника развивается, а не стоит на "принципах Тарреги", где она у нас до сих пор и остается. Таррега хорош, но почему то внушил всем, что руку надо держать так то и так то, извлекать звук кончиком пальца с небольшим выпуском ногтя, так, типа для прикола. Может оно у него и получалось неплохо при его строении пальцев и кисти, да а кто сейчас может сказать или доказать насколько хорош у него был звук в современном понимании? Кто сейчас может похвастать, что в живую его слышал или имееn CD записи его живых концертов? Да никто ! А почему ж тогда брать на вооружение именно его постановку и принципы, если они не подходят к вашей руке? Вот и у нас в России, уперлись как бараны в тарегговскую постановку, независимо от того лучше от этого или хуже. Но ведь при подушечно-ногтевом способе звук ярче и динамика управления громкостью шире. Вот и я как то решил  попробовать поиграть ногтями. Вся беда в том, что ногти у меня загибаются книзу клювом. Стоит чуть отрастить, и все, в струнах - как в лесу. Потому и бросил эту затею. Пока не переосмыслился и не прочитал азов ,как должен действовать ноготь и какая должна быть заточка для моих ногтей. И дело .. со скрипом , но пошло. И понял я наконец то как водить ногтем по струне, где отрыв делать, как приглушать мякотью струну. Поиски нужной формы ногтя до сих пор ведутся (загнутость все же нет нет да дает о себе знать). Техника здесь достаточно отличается от простого чирканья мякотью по струнам. Были и еще находки, впрямую неосвящаемые в российской гитарной литературе - это апояндо и тирандо. Ну да, умел я опереться или не упереться в соседнюю струну, ну и что? Что это меняло, да практически ничего, пока не понял физики процесса у Тейлора и техники работы сустатов у Паркенинга. При апояндо работает большой сустав( даже нарисовано у Паркенинга), и Тейлор го этому поводу говорит - что при такой работе сустава и более спрямленной форме пальца с останокой на соседней струне, струна обязательн "вдавит" струну по направлению к д деке и вызовет перпендикулярные к полскости деки колебания струны, что вызовет в свою очередь колебания деки в направлении, перпендикулярном ее поверхности. А именно перпендикулярные колебания наиболее эффективно излучают зук, передают колебания всем частям гитары. Вот и физический смысл апояндо и как его исполнять. При тирандо же дека возбуждается и в продольном направлении, а звуковая отдача при продольных колебаниях ниже и звук мягче.
Ну вот вкратце, чего я нашел.(если интересно Вам конечно.)

0

2

Тема выделяется из "Рассуждений о звуке" для обсуждения проблем и особенностей работы правой руки.

Ну вот вкратце, чего я нашел.(если интересно Вам конечно.)

Почему же неинтересно? Интересно, зачем бы нам тогда здесь собираться?  :biggrin: Спасибо за развернутый зачин.

0

3

Здорово, новая темка появилась!
Вы говорите, Index_K, что на демуре вас не поняли. :biggrin: Ну, у нас тут тоже согласного хора поселян не получается с первого же дня - это жизнь.
Можно теперь я вас немножко пощиплю? Нет, вы массу дельных мыслей высказали, но женщине всегда хочется куснуть сперва, а уж потом приласкать. girl_crazy

Index_K написал(а):

Таррега хорош, но почему то внушил всем, что руку надо держать так то и так то, извлекать звук кончиком пальца с небольшим выпуском ногтя, так, типа для прикола.

Скорее всего, Таррега опирался на собственный опыт игры, а не на приколы. Небрежно-снисходительную трактовку работы признанных мастеров, думаю, стоит оставить бульварным журналистам - это их вотчина.

Index_K написал(а):

да а кто сейчас может сказать или доказать насколько хорош у него был звук в современном понимании?

Думаю, что звук был хорош. Во-первых, не очень понимаю, чем звук в современном понимании отличается от "того". Разве что несколько изменился характер эстрадной музыки. А академическая  меняется не столь радикально. Тогда требования к звуку были даже серьезнее: не было ни микрофонов ни усилителей, музыканту приходилось озвучивать залы (и немаленькие порой!) только собственным мастерством.
И у Тарреги не было папы-нефтяного магната, который откупал бы ему концетртные площадки и эфиры. :fie:

Index_K написал(а):

Вот и у нас в России, уперлись как бараны в тарегговскую постановку, независимо от того лучше от этого или хуже.

А статистика поклонников метода Тарреги у вас есть?  :) В России, по-моему, сколько гитаристов, столько и фанаберий. Интернет тому - хорошее подтверждение: дискуссия на дискуссии и трёпкой погоняет. И каждый уверяет, что именно его находка - панацея от всех гитарных бед. А на деле, кто как играл, тот так и играет. Кого как учили, тот так и своих учеников учит. Главное - не буква некоего общегитарного закона, а звук. "Играйте хоть носом..." - говаривал Рубинштейн. russian И в этом одно из достоинств музыки: в ней нет ничего раз и навсегда определенного и незыблемого, она - как вода, в которую не входишь дважды.
Ну, не буду увлекаться, а то тут кое-кто жаловался на слишком длинные посты. Продолжим чуть погодя. :)

Отредактировано Милана (2007-09-27 22:24:43)

0

4

Index_K написал(а):

техники работы сустатов у Паркенинга. При апояндо работает большой сустав( даже нарисовано у Паркенинга), и Тейлор го этому поводу говорит - что при такой работе сустава и более спрямленной форме пальца с останокой на соседней струне

Вот мне кажется что вся эта тема с суставами есть заморачивание.Вот у меня например и при тирандо большой сустав работает и что теперь?Это же физиология, у кого так у кого-то по другому. Или как Сеговия говорил держите правую руку перпендикулярно струнам и это мол есть единственно лучшее положение.А ведь многие преподаватели включая и моего активно талдычать об этом.Ну не могу я держать так руку,более того я не могу даже при такой постановке по нормальному извлечь звук...На мой взгляд это усложнение и так достаточно щекотливых тем...Но как же быть тогда?звук ведь нужно ставить?
имхо методом проб и ошибок ищется такой "щипок" струны,места этого щипка, при котором звук устраивает как вас так и преподавателя и развивать и развивать это чувство когда ты наперед знаешь что извлечешь звук богатый и плотный,вместо писклявого подобия...

0

5

dulish, все правильно вы говорите, при тирандо в звукоизвлечении участвуют оба сустава и большой и средний и это тоже очень доходчиво нарисовано у Паркенинга. За счет более пологой траектории , струна меньше "вдавливается" в направлении к деке и струна совершает наклонные колебанния по отношению к деке, таким образом в деке возникают и перпендикулярные и продольные колебания. З счет последних появляется приглушение верхних частот и появляется мягкость. Доля перепендикулярных колебаний уменьшается. Но вот Тенант и при тирандо использует "вдавливание " струны. Его принцип "Рlace-Pressure-Release" тоже позволяет добиться глубокого апояндового звучания, но не такого "яркого".  Кстати и я при моих неудобных ногтях, не сторонник перепендикулярной постановки ладони. Мне либо надо поворачивать пальцы, либо спрямлять кисть. Недостатком второго способа является то, что звукоизвлечение при арпеджио на разных струнах происходит в разных точках, а это не есть гуд, например при исполнении ровного арпеджио. Да чего там далеко ходить. Поарпеджируйте Ручееек Джулиани на не очень высокой скорости и весь ручек уходит в песок, оставляя лишь, что то напоминающее простой аккомпанимент. Ну а поворачивание пальцев тоже не очень хорошая штука, если вы исполняете тремоло. Так, что в чем то и Таррега и Сеговия прав. В общем пойду ка я куда нить  в механическую мастерскую, попрошу отфрезировать мне руки, так ,чтобы главное ЗВУК получился.  :biggrin:

0

6

Столько информации, что нужно некоторое время, чтобы осмыслить и попробовать на практике. Тогда и комментировать можно будет.
     Но вообще-то я не думаю, что существуют годные абсолютно для всех рецепты шевеления пальцами, от какого бы большого мастера они ни исходили. Да, какие-то общие рекомендации существуют и каждая имеет свое обоснование. Но вот какая засада: строение кисти, сила и координация рук у всех разные, так что придется ориентироваться ухом на издаваемые звуки. Нащупать то положение, при котором идет звук чистый, нужного тембра и окраски. И запомнить это просто физически.
     Кстати, первые месяцы мне очень трудно было держать кисть свисающей под прямым углом. Потом отвлеклась на другие сложности. А когда глянула в один прекрасный день в зеркало, обнаружила, что висит она, родненькая, распрекрасно и перпендикулярно! :) Сама собой так встала, безо всяких там специальных усилий.
    Все равно кисть не торчит навеки в одном и том же положении, разные приемы звукоизвлечения и требования к характеру звука заставляют ее смещаться то туда, то сюда. Тремоло, арпеджио, легато, пиццикато, быстро, медленно, тише, громче, ярче, глуше... - дофига примочек, и все требуют разных углов и точек приложения удара.
     Интересно, зачем "арпеджировать "Ручеек" на очень высокой скорости"?  :swoon:  Ну, кроме как чисто для спорта? У каждого произведения свой темп, за пределами которого начинается невнятица и потеря выразительности.
   
А загибающиеся ногти, что и говорить, досадная фигня. Говорят, что загибаться книзу ногти могут, в частности, при недостатке белка, фолиевой кислоты, витамина «С», и от чрезмерной сухости. Некоторым якобы помогало постоянное смазывание ногтевой пластинки жирами и кремами. Кое у кого ногти слегка подвыпрямились после ношения нарощенных. Да и акриловыми ногтями гитаристы не брезгуют - а вы не пробовали?

Отредактировано Милана (2007-09-28 18:35:03)

0

7

Ну все равно на начальном этапе обучения необходимо выработать какую то базовую постановку. Вот она у меня всегда была перпендикулярная, и играл только подушечками. И сейчас, при игре ногтями, трудно от нее отучиться. Самопроизвольно, по привычке она норовит встать в это положение, но как только это случается, сразу же тормоз - ноготь застревает в струне. Так вот и вожусь сейчас с тем , что приучаю кисть спрямляться, не в прямую линию конечно, но только до той степени, чтобы ногти делали свою работу не встречая препятсвий. А акриловые ногти - пижонство имхо. Это тоже, что надеть на левые пальцы наперстки, и пальцы болеть не будут. Все таки ноготь обладает какой то чувствительностью и это помогает при игре, а всякие искусственные приспособы...  Ну может и хороши они для фламенко или еще для кого, например для Ямашиты, но я не сторонник. Для меня ественнее найти правильное положение кисти и нужную форму заточки ногтя.

0

8

Index_K написал(а):

И сейчас, при игре ногтями, трудно от нее отучиться. Самопроизвольно, по привычке она норовит встать в это положение, но как только это случается, сразу же тормоз - ноготь застревает в струне.

А знаете, я вспомнила, что тоже пережила нечто подобное! На первом году обучения завелась какая-то холера на ногте большого пальца. Шут ее знает, то ли грибок, то ли долгоиграющая травма, то ли авитаминоз. После приложения некоторой нагрузки на кромку ногтя, на нем образовывалось полукруглое мутноватое пятно, которое начинало постепенно выкрашиваться, и ноготь летел почти до мякоти. Спустя некоторое время, не знаю уж, что конкретно из моих усилий подействовало, но хворь прошла.
    Однако я уже привыкла - вынужденно - играть подушечкой, и снова перейти к игре ногтем оказалось не так уж просто: положение и траектория пальца сильно отличались. Правда, постепенно привыкла.

     Кстати, у нашего господина и повелителя - Торопова - тоже такая проблема всю жизнь. У него ногти не то что загибаются, а прямо облегают кончик пальца. И он всю жизнь играл подушечками.
     Теперь, бедняга, давно уже не играет: переиграл когда-то левую руку, и так и не избавился от последствий.

0

9

Классная тема, полезная!

Index_K написал(а):

Таррега хорош, но почему то внушил всем, что руку надо держать так то и так то, извлекать звук кончиком пальца с небольшим выпуском ногтя, так, типа для прикола. Может оно у него и получалось неплохо при его строении пальцев и кисти, да а кто сейчас может сказать или доказать насколько хорош у него был звук в современном понимании? Кто сейчас может похвастать, что в живую его слышал или имееn CD записи его живых концертов?

Достаточно отзывов людей, иначе так про всех гениев прошлых эпох можно такого наговорить! :beee: людям иногда надо верить, только так передается опыт.
Вы забыли, что Таррега играл на жильных струнах, и отклонение от перпенд. дает вероятоно ногтями шорох, да и концу жизни он вообще отказался от ногтей, наверное в пользу более плотного звкуа, да и без них при перп. положении пальцев звук не писклявый,как с ногтями. На жильных струнах, вероятно, совсем другие ощущения, звук более мягкий и певучий, больше использовали легато, оно не так отличается по громкости от др звуков.

dulish написал(а):

Или как Сеговия говорил держите правую руку перпендикулярно струнам и это мол есть единственно лучшее положение

Руку то он держал перп., но ногти у него ПОД УГЛОМ К СТРУНЕ. Пальцы повернуты слегка внутрь ладони. Так что, принцип кач. звука остается тот же.

0

10

alisssa написал(а):

да и концу жизни он вообще отказался от ногтей, наверное в пользу более плотного звкуа, да и без них при перп. положении пальцев звук не писклявый,как с ногтями.

В принципе, у мужиков пальцы более сильные, с более плотной кожей, так что у них, наверное, игра подушечками выглядит не так жалко, как в случае с нежными женскими ручками. :)

alisssa написал(а):

Руку то он держал перп., но ногти у него ПОД УГЛОМ К СТРУНЕ. Пальцы повернуты слегка внутрь ладони.

Один очень умный дяденька ok  мне на первом году обучения выдал великолепную лекцию про звукоизвлечение, и говорил то же самое! Что самый ровный и чистый звук извлекается левой кромкой ногтя при перпендикулярной руке и легком отклонении пальцев вправо.
   Эх! жаль, что я тогда не имела диктофона! :cry:  Информации он выдал море и самой великолепной, но запомнить сразу все не было никакой возможности. А дяденька - по причине сложносочиненного характера - больше не кололся на полезную информацию, а потом и вовсе слинял.

0

11

alisssa написал(а):

Достаточно отзывов людей, иначе так про всех гениев прошлых эпох можно такого наговорить!

Как сказал один умный дяденька: "О человеке многого можно не знать, но расказать можно все. Этим и пользуются, особенно в наш беспокойный век, голословные ниспровергатели".

alisssa написал(а):

Вы забыли, что Таррега играл на жильных струнах,

Интересно, можно сейчас услышать подобную игру? Где-то промелькнуло, что жильные струны до сих пор выпускаются, значит на них кто-то играет. А вот пишутся ли?

0

12

Да, я в инете где то то тоже встречал жильные струны, но цена их значительно выше чем нейлона. Я по-моему сравнил так навскидку саварез и их. Там что то в несколько раз выше.
И еще мысль посетила - надо сразу учиться ногтями и подушечкой ибо ... ибо ... Если вы умеете игать ногтями, то в случае, если у вас оные либо вырвут, либо они сами просто отойдут от пальца, ну например от глубокой старости там или недосыпания и недоедания, то .. перейти на подушечки будет несложно и переучиваться не надо. А ежели вы учились только подушечками, то к ногтям перейти не так то просто, нужно изучать новую технику. А зачем, если можно все сразу? И детев неразумных учить сразу, как надо водить когтями по струнам. Вот к примеру есть у меня среди прочих и гитара Hohner HC07 (достаточно редкая кстати и немецкая вроде, ей уже 6 лет, но ни одного дефекта, в отличие от китайских хохнеров). Понятно, что гитара вроде как учебная, к тому же немецкая, а след. и не тембристая - звук прямой и ровный как палка. И тут как то я ее взял и попробовал ногтями поиграть. В общем небо и земля, особенно что касается басовых струн, если играть апояндо с ногтем, как у Тенанта, то ... я прсто был в узумлении, что на Хохнере такое можно вообще произвести со струнами ла белла. Ну а если играть подушечкой, без апояндо - то утиль.  Такое вот имхо.

0

13

Index_K написал(а):

И еще мысль посетила - надо сразу учиться ногтями и подушечкой ибо ... ибо ... Если вы умеете игать ногтями, то в случае, если у вас оные либо вырвут, либо они сами просто отойдут от пальца, ну например от глубокой старости там или недосыпания и недоедания, то .. перейти на подушечки будет несложно и переучиваться не надо.

А ещё можно затариться солью и спичками, да побольше ( на всякий случай!), а вдруг война! :biggrin:

0

14

Интересно, как все-таки звучат жильные струны. Но записей, как я понимаю, никто не встречал.

А учить "и тому и другому" pooh_birth_day - и с ногтями и без ногтей - все-таки проблематично. Ногти они или есть или нет. Если отрежешь - так не враз вырастут. Как тут совмещать? К тому же у начинающих (и детей в том числе) слишком много сил уходит на выработку начальных навыков, тут не до разбрасывания, по-моему.

0

15

Перенесено

ПродавшийДушу написал(а):

Здесь же, с Nagekidori — надо играть по шестой струне, постоянно паркуя палец на пятой. Как только задаётся вопрос, каким же это образом может быть "удобно" (дёргаться на шестую с пятой), в ответ — гробовая тишина, дискуссия в тупике и смертельная обида на неудобный вопрос, который вскрывает полную неспособность отстоять своё мнение.

Пока быстро прочитал, сегодня у меня особенный день, последний :-) с завтрашнего дня у меня будет только один ученик, самый понятливый и умный :-) это буду я.
По вопросу - имелось ввиду использование опоры при игре большим пальцем апояндо - при апояндо опора обязательна - можно парковать и стаккатным тирандо с возвращением пальца на струну. При игре большим пальцем, а он играет противоположно другим пальцам, и по сравнению с ними, более горизонтально (Сеговия, кстати, наклонял гитару почти под углом в 45 градусов, остальные пальцы при этом тоже немного "ложатся", так вот, при игре большим пальцем расстояние в несколько мм не критично, вы не поверите, конечно, но это запросто делают даже дети - играют с пятой на шестую :-) весь вопрос - играть опорно или нет, при тирандо-большой палец близко, соседняя струна с пальцем i - идеально, сустав встает, прямо над играющей струной. При апояндо - опора через струну идеальна. Развивается в игре гаммами. Разумеется, в игре идеально было бы продумать все мелочи и детали, аппликатуру каждой ноты в тексте, наилучшим образом использовать опору в каждом месте, вобщем продумать все, выучить, а потом выходить и уже играть руками автоматически, давая мозгам сосредоточиться уже на другом - создании мира из звуков. но мы ж все люди, все не идеальны, и у мастеров полно ошибок и непроученного.
То есть, по существу вопроса - что важнее по порядку - 1. сохранять одну позицию большого пальца к играющим - тирандо близко, апояндо далеко (и левой частью ногтя все). 2. опора 3. подготовка (как частный случай опоры можно сказать)
Если есть вопросы, спрашивайте.

0

16

Nagekidori написал(а):

...при игре большим пальцем расстояние в несколько мм не критично, вы не поверите, конечно, но это запросто делают даже дети - играют с пятой на шестую...

Верю. Я вам могу с первой на шестую сыграть. Но это менее удобно, чем играть с веса, т.к. будет лишнее лихорадочное движение вверх. Можно снимать этот палец с пятой немного заранее — это я ещё могу понять.

0

17

Скажем так, игра с опорой дает возможность играть опорно, и прекрасный прием апояндо и опорное тирандо. Большой палец сохраняет близкую позицию к струнам, почти касаясь их всегда, ложится на струну, играя апояндо пальцами i m, создавая им опору, Вообще при игре арпеджио 6-3-2-1 струна при игре тирандо с возвращением к 6 струне создается позиция "большой палец у 6 струны, указательный играет на 3 струне" - далекая позиция, т.е. расстояние между большим и указательным большое - подходит лучше для апояндо. А нам нужно играть тирандо. Можно сыграть апояндо, оставив большой палец на 5 струне, когда будут играть пальцы i m a, это ближе и удобней для игры тирандо.
Для примера можно сыграть этюд шмель пухоля, везде апояндо большим пальцем - там хорошо учится, что такое позиция в кисти правой руки и что такое опора. Либо играть тирандо и готовить играющий палец к взятию следующей ноте заранее - возвращать не в исходную позицию, а к следующей играющей струне. этот этюд - на смену позиции большого пальца с играющими i m в одной позиции. т.е. именно развивает вот это ощущение - близкий/далекий большой палец. чем ближе большой палец к указательному, тем играть тирандо удобнее.

Отредактировано Nagekidori (2010-12-27 18:11:38)

0

18

ПродавшийДушу написал(а):

это менее удобно, чем играть с веса, т.к. будет лишнее лихорадочное движение вверх.

играть с веса - это лишь условно можно сказать, большой палец всегда лучше держать максимально близко к струнам, иначе теряется точка опоры для играющих пальцев.

ПродавшийДушу написал(а):

Можно снимать этот палец с пятой немного заранее — это я ещё могу понять.

конечно, будет два движения - 1) к играющей струне и 2) от играющей струны (извлечение звука). но если готовить палец - то есть перемещать его в тирандо сразу после звука в исходную позицию будет тоже два таких же движения.
я чаще играю апояндовые басы в арпеджио, тирандовые - где нужно глушить, тирандо большим возвращать в далекую позицию и именно не задев играющую струну сложнее, чем создать более близкую позицию и точно не глушить струну раньше времени, тем более, если звук длится до начала следующего, а не прерывается паузой.

0

19

Шеф намедни посоветовал внимательнее следить за правой рукой, играть левым краем ногтя. (не прошло и пятнадцати лет  :crazy: ) Это, когда мы с Админио шептали наших моцартов в его присутствии.
   Попробовала - действительно, звучнее выходит и тембр приятнее. Но долгая привычка играть серединой ногтя так сразу не отпускает. Да и напряжение некоторое в руке появляется, ведь кисть хоть и немного, но поворачиваешь. В принципе, она у меня и так висит перпендикулярно струнам, сама собой так встала по мере занятий. Но еще немного наклонить ее вправо как-то не совсем комфортно. Но звук - реально громче и объемнее получается при тех же усилиях.
   Кто пробовал играть кистью под разными углами - поделитесь опытом.

0

20

Тедди написал(а):

Да и напряжение некоторое в руке появляется, ведь кисть хоть и немного, но поворачиваешь. В принципе, она у меня и так висит перпендикулярно струнам, сама собой так встала по мере занятий. Но еще немного наклонить ее вправо как-то не совсем комфортно.

Что-то у меня возникает подозрение, что это происходит что-то не то. Я совершенно не понимаю, откуда тут может взяться поворот вправо? То есть, если это и метод играть левой стороной ногтя, то какой-то совсем не тот метод. По всем понятиям здравого смысла, чтобы играть левой стороной ногтя (что собственно и делают большинство гитаристов), руку нужно не выворачивать ещё сильнее вниз (я, в общем, даже и перпендикулярно струнам не могу руку повернуть, и не представляю, как некоторые играют в таком положении, не говоря уж о том, чтобы пытаться выворачивать ещё сильнее!), а наоборот, выпрямить в более удобное и естественное положение. Т.е. кисть смотрит прямо, практически как прямое продолжение предплечья. Мы убираем неудобный, нефизиологичный, и, весьма вероятно, для многих людей даже откровенно вредный для суставов боковой изгиб в лучезапястном суставе.
Взяв в руки гитару, я, может быть, догадался, каким же ещё, кроме естественного, способом можно играть левой стороной ногтей. И это выглядит примерно следующим образом: исходя из исходного вашего (или, условно говоря, сеговиевского) положения с этим боковым изгибом, повернуть кисть вокруг своей оси, но только не вправо, а влево (против часовой стрелки). По мне, так даже такой поворот влево - и то несколько облегчает удержание руки в такой позе (по сравнению со строгим перпендикуляром к струнам), но всё равно, этот метод с "двойным" поворотом - это что-то такое через Альпы, и опять же, вполне возможно, чреватое неприятностями с суставами. Короче, так делать не надо! Надо просто полностью выпрямить руку от локтя до основания пальцев, и ничего никуда себе не выворачивать и не отклонять. Даже если это непривычно - не выкручивать кисть, держа в руках гитару, надо постараться следить за рукой, и не давать ей куда-то там выворачиваться, заставлять её держаться почти прямо.

Т.е. грубо говоря, допустим, гитара у нас смотрит грифом под 45 градусов вверх, а предплечье (и кисть как прямое продолжение его) мы держим в положении где-то между горизонталью и 15 градусов вниз (в зависимости от того, где играем - у розетки или у подставки). В результате естественным образом получаем, что рука и пальцы находятся под углом примерно от 45 до 60 градусов к струнам. Или гитара грифом 50 градусов к горизонту, и правая рука горизонтально плюс-минус 5 градусов - получаем опять же угол игры по струнам 45-55 градусов. Отсюда определяем и комфортную высоту положения гитары на коленях или чём-то ещё, на чём она там стоит/висит (ремень, или ) - чтобы правая рука играла, находясь под комфортным углом 45-50 градусов к струнам.

0

21

Toman написал(а):

Что-то у меня возникает подозрение, что это происходит что-то не то.

Ну да, и у меня возникло чувство неловкости в руке, хотя звук реально изменился. Вот поэтому и решила обсудить.

Toman написал(а):

(я, в общем, даже и перпендикулярно струнам не могу руку повернуть, и не представляю, как некоторые играют в таком положении, не говоря уж о том, чтобы пытаться выворачивать ещё сильнее!), а наоборот, выпрямить в более удобное и естественное положение. Т.е. кисть смотрит прямо, практически как прямое продолжение предплечья.

Я правую не ставила специально перпендикулярно струнам. Она сама приняла такое положение. В принципе, ничего неестественного. Если держать на весу слегка расслабленное предплечье, кисть, свободно свисая, невольно отгибается вниз. А вот держать руку прямо, "кисть - продолжение предплечья" - мне без напряжения мышц предплечья не удается. И в пальцах напряжение более сильное возникает, а в свисающей кисти пальцы шевелятся свободно.
     Вчера дискомфорт руки не так чувствовался, видимо, в первый раз ощущения были слишком сильными с непривычки. И нынешняя моя заточка ногтей для игры левым краем не совсем удобна. Слишком явно сделан акцент на центр ногтя. Попробую еще потренироваться.
     По субъективным ощущениям там не нужно такого уж радикального наклона-поворота. Дело в каких-то миллиметрах, просто их надо почувствовать и привыкнуть на несложных упражнениях для начала.
     Ну и, кстати, больше свободы в варьировании тембрами. Но это уж, конечно, - для умеющих играть. :)

0

22

Тедди написал(а):

Ну да, и у меня возникло чувство неловкости в руке, хотя звук реально изменился.

К сожалению, просто чувство неловкости тут не показатель. Оно и не могло не возникнуть при переходе от привычной постановки к любой другой. В том числе и к правильной. Но это не значит, что любая постановка правильна, невзирая на ощущение неловкости.

Тедди написал(а):

Я правую не ставила специально перпендикулярно струнам. Она сама приняла такое положение. В принципе, ничего неестественного. Если держать на весу слегка расслабленное предплечье, кисть, свободно свисая, невольно отгибается вниз.

Имхо, просто не надо играть настолько расслабленной рукой. Настолько, что она под собственной тяжестью даже куда-то отгибается. Кроме всего прочего, и даже отвлекаясь угла ногтя к струне и от качества звука, естественным и физиологичным является некоторый баланс, пропорциональность между усилиями в разных отделах руки (даже ведь между левой и правой есть связь на уровне автоматизма, с которой гитаристы вынуждены сознательно бороться, но предплечье правой - это совершенно не тот случай). Так что предельное расслабление мышц, удерживающих положение кисти, автоматически резко ослабляет доступный диапазон силы пальцев. И дело даже не только в автоматизме, и не только в том, что основные мышцы-сгибатели пальцев расположены именно в предплечье и лежат бок о бок с мышцами, удерживающими положение всей кисти. Но просто по механике - усилие даже одного пальца при умеренно сильном звукоизвлечении (или 2-3 одновременно действующих пальцев при даже довольно расслабленном) сопоставимо с весом кисти. А при аккорде, да с акцентом - может быть просто в разы больше её собственного веса. Если кисть куда-то свисает даже под собственным весом, то при сколько-нибудь физически напряжённом звукоизвлечении её будет мотать в стороны, если пытаться держать так же расслабленно.

Кроме всего прочего, играя отогнутой в сторону кистью, мы провоцируем ещё и поворот вокруг оси предплечья вовнутрь - пронацию под действием сил реакции струны. Причём независимо от соотношения силы "дёрганья вдоль деки" и "вдавливания к деке". Оба эти компоненты силы действуют на пронацию. Соответственно, при всяком звукоизвлечении отогнутой кистью мы грузим не только сгибатели и разгибатели пальцев, кисти, но и те мышцы, которые выполняют функцию супинаторов. А они - не самые сильные, и, самое главное, не самые точные. При игре же прямой (не отведённой) кистью вращающий момент на пронацию или супинацию, конечно, тоже есть, но он в разы меньше из-за меньшего рычага.

Тедди написал(а):

И в пальцах напряжение более сильное возникает, а в свисающей кисти пальцы шевелятся свободно.

А вот в это не очень верится. Можно проверить экспериментально: взять прибор, измеряющий силу сжатия кисти, и попробовать сжимать его в прямом положении кисти и в отведённом, не превышая границы дискомфорта (а то есть, в принципе, даже риск травмы, если давить сильнее, невзирая на неудобство). Сгибатели пальцев находятся, повторю, в предплечье, и от них идут сухожилия в кисть. Отводя кисть, мы отклоняем сухожилия от прямой, что не может способствовать лёгкости и точности движений.

Ну или же возникающее при прямой кисти напряжение - это как раз то, которое необходимо, а то, которое до того было - недостаточное для игры.

Тут ведь какая штука - везде, конечно, практически для всех музыкальных инструментов, в любых самоучителях, и в речи любых преподавателей постоянно говорится про то, что надо расслабить руки. Это действительно так, но относится к типичному случаю, когда музыкант чрезмерно напрягает мышцы навстречу друг другу. На гитаре это особенно сильно именно из-за упомянутого автоматизма зажимать правую руку одновременно с левой, которая сильно жмёт струны по объективной необходимости. Но это всё не значит, что расслаблять руку нужно до предела, по принципу "чем больше, тем лучше". Нет, полное или настолько сильное расслабление (до неспособности противостоять силе тяжести) всё-таки не является желательным.

Тедди написал(а):

И нынешняя моя заточка ногтей для игры левым краем не совсем удобна. Слишком явно сделан акцент на центр ногтя.

Это как это? Не представляю себе, в чём физически выражен акцент на середину? Вообще-то, любая более-менее округлая и более-менее симметричная заточка - например, банально повторяющая очертания пальца, отлично подходит для игры левым краем. Неудобно будет только в случае, если на левом крае искуственно сделан угол, или если ближе к середине ноготь клюво/крючкобразно загибается вниз (впрочем, игра серединой ногтя при таком клюво/крючкообразии была бы ещё более неудобна, чем левым краем). Если слева угол - тогда да, его просто надо подпилить и выровнять, тем более, что игре серединой ногтя это никак не помешает.

Тедди написал(а):

По субъективным ощущениям там не нужно такого уж радикального наклона-поворота. Дело в каких-то миллиметрах, просто их надо почувствовать и привыкнуть на несложных упражнениях для начала.

Нет, категорически не согласен с такой формулировкой. Там не нужно ни радикального наклона или поворота, ни "каких-то миллиметров". Миллиметров, кстати, вполне может хватить, если эти миллиметры в ощутимо неудобной зоне, чтобы травмировать лучезапястный сустав, вот как я уже полгода хожу с болью и всякими непорядками в левом лучезапястном, и в общем-то не могу нормально играть. Там тоже были какие-то ничтожные миллиметры, но именно в неудобном положении. И хватило буквально 5-10 минут в этом неудобном положении.
Так вот, не нужно никакого вообще поворота, там нужно наоборот именно выпрямить руку, и никак иначе, и никуда не отводить и не выкручивать кисть. В отличие от, игра прямой рукой, даже если ощущения непривычны поначалу, безопасна в отношении травм, поскольку это - самое естественное, "хватательное" положение руки.

0

23

Toman написал(а):

Имхо, просто не надо играть настолько расслабленной рукой.

А настолько расслабленной никто и не играет. :) Не нужно утрировать. Просто мне лично для поддержания кисти на одной прямой с предплечьем нужно дополнительное усилие. Которое, соответственно, отнимает часть силы у пальцев. Я пробовала. А свисающую кисть я не "пытаюсь" держать расслабленно. Она сама собой занимает рабочее положение, а дальше работают те мышцы, которым положено. Не тратя дополнительных усилий на преодоление силы тяжести.

Toman написал(а):

Не представляю себе, в чём физически выражен акцент на середину?

Ну вот как раз то самое. Слегка спилено лишку по бокам ногтей и акцент получается на верхний кончик ногтя. Не соблюла то самое повторение округлости конца пальца. Потому что защипывала струны серединой ногтя. И при изменении положения руки недостаток ногтя ощутился отчетливо, хоть и не смертельно.

Toman написал(а):

я уже полгода хожу с болью и всякими непорядками в левом лучезапястном

Если боль так продолжительна, то, может быть, стоит провериться у врача? А боль только в суставе или и в предплечье тоже?

0

24

Я лично играю с некоторым изломом кисти по отношению к предплечью, очень небольшим. Считаю такой излом естественным, результатом "отвисания".
Играл всегда левой стороной ногтя, считаю это тоже естественным, само собой получающимся.
Заточка ногтей — в основном повторяющая округлость пальца, и без углов, конечно. С левой стороны ноготь может быть сточен немного больше, чем с правой — это результат игры и подправления ногтя пилкой после этого :).

На предмет разговоров о повороте кисти — выше вы могли спорить о разных вещах, т.к. кисть можно немного поворачивать как минимум в двух плоскостях.

0

25

ПродавшийДушу написал(а):

На предмет разговоров о повороте кисти — выше вы могли спорить о разных вещах, т.к. кисть можно немного поворачивать как минимум в двух плоскостях.

Да, как оказалось при непосредственной демонстрации, как раз почти так оно и было. Впрочем, я в постах выше об этом писал, различая эти плоскости между собой. Есть сгибание-разгибание, а есть приведение-отведение. У сгибания-разгибания суммарный диапазон - не "немного", а около 150 градусов в активном режиме, и ещё градусов 30 разгибания в пассивном режиме до 90 градусов (когда, например, упираешься ладонью во что-то). А вот в плоскости приведения-отведения действительно немного. В сторону большого пальца у меня это всего ничего - градусов 10 от силы. И в сторону мизинца градусов 30. Так вот я был уверен, что народ как-то со страшной силой выворачивает руку именно в эту сторону - в сторону мизинца. Хотя некоторые действительно именно так и делают, и на форумах об этом было много разговоров. А оказалось, что в данном конкретном случае речь идёт в основном о сгибании (хотя и в сочетании с отведением в сторону мизинца - что таки совсем не полезно). Однако, мне такое положение кисти не нравится, поскольку оно вынуждает частично распрямлять пальцы, и тем самым автоматически утяжеляет игру. В частности, увеличивает плечо силы и соотв. мышечное напряжение для равной силы звука, увеличивает необходимый угловой размах для звукоизвлечения и возврата пальца в исходное положение без касания струн, усугубляет неудобства, связанные с разницей  длины разных пальцев. При кисти, почти параллельной деке, этих проблем из-за разной длины практически нет. В частности, задействование мизинца в арпеджио или в аккордах - на порядок проще, чем при более согнутой кисти и более прямых пальцах, и полне доступно и тем, у кого мизинец даже короче среднестатистического. А кто играет согнутой кистью - будет жаловаться, что не дотягивается.

0

26

Toman написал(а):

Да, как оказалось при непосредственной демонстрации, как раз почти так оно и было.

И как оказалось - права народная мудрость насчет "один раз увидеть". :) Сколько мы тут страниц измарали попытками объяснить. А шеф - раз! - легким движением: вот так ты должен держать руку. И все понятно. :)

Toman написал(а):

я был уверен, что народ как-то со страшной силой выворачивает руку именно в эту сторону - в сторону мизинца.

Томан, а просто присмотреться разок, как упомянутый народ держит руку при игре? На видео или в жизни?

0

27

Тедди написал(а):

А вот держать руку прямо, "кисть - продолжение предплечья" - мне без напряжения мышц предплечья не удается. И в пальцах напряжение более сильное возникает, а в свисающей кисти пальцы шевелятся свободно....
Вчера дискомфорт руки не так чувствовался, видимо, в первый раз ощущения были слишком сильными с непривычки. И нынешняя моя заточка ногтей для игры левым краем не совсем удобна. Слишком явно сделан акцент на центр ногтя. Попробую еще потренироваться.

Все эти рассуждения бесполезны - единственный критерий ЗВУК, пока уши не попросили другого звука, все переустановки и повороты бессмысленны, когда уши дорастают до того, что их не устраивает то что есть, они ищут, иногда интуитивно, иногда подкрепляемые советами. Постепенно рука изменяет положение, но о звуке надо постоянно думать, вернее слушать его, вернее себя, звук - это же душа музыки.
Надо одноголосную мелодию пропеть сильным плотным теплым звуком, да хоть одним пальцем, каким проще, предварительно нащупать этот желаемый звук, повертеть пальцы в разные стороны, если разница в звуке по барабану, а только лишние неудобства, и раньше все устраивало, то и париться не надо, как К. :D А если уши возрадовались, то они дальше все чаща и чаще будут напоминать о желаемом, и потихоньку атака начнет меняться.
В арпеджио быстрых рука более перпендикулярна струнам, по крайней мере у меня, из-за определенных движений она сама так поворачивается, хотелось бы везде хороший звук, но при некоторых движениях этого не получается, так пальцы растут. В общем, надо выбирать, где важнее скорость, где звук, но отслеживать его надо всегда.
Если апояндо худо-бедно и перпендикулярно выйдет, то тирандо жидким и писклявым уж точно будет, в поисках тирандо особенно слушать надо.
Кстати, играют и пр. стороной ногтя, таких меньше, но тож вполне, главное, чтобы струна скользила по кромке ногтя.  А рука при этом с обычным наклоном влево, просто ладонь слега наружу. Вон у Каненгайзера правая заточка.

Тедди написал(а):

Ну и, кстати, больше свободы в варьировании тембрами. Но это уж, конечно, - для умеющих играть

А что тебе мешает их использовать, раз ты о них заговорила? Для этого не надо играть Аранхуэс, и Карулли вполне сгодится, и спасибо еще скажет :D

Toman написал(а):

Так вот, не нужно никакого вообще поворота, там нужно наоборот именно выпрямить руку, и никак иначе, и никуда не отводить и не выкручивать кисть.

Да, с возрастанием техники это положение становится оптимальным. Вот именно, что в арпеджио рука норовит встать "клюшечкой" и после серьезного гоняния всяких ручейков "на износ", понимаешь, как чертовски напрягается запястье. :disappointed: Хотя поначалу кажется, что нет проблем, все расслаблено..

0

28

Тедди написал(а):

Которое, соответственно, отнимает часть силы у пальцев. Я пробовала. А свисающую кисть я не "пытаюсь" держать расслабленно. Она сама собой занимает рабочее положение, а дальше работают те мышцы, которым положено. Не тратя дополнительных усилий на преодоление силы тяжести.

Ну немножко у всех разные оптимальные положения, это правда.  Но только, если это подтверждается звуком, его силой, ну и техникой, если помех нет, то значит человеку так вполне комфортно.

Тедди написал(а):

А шеф - раз! - легким движением: вот так ты должен держать руку. И все понятно

Ну у шефа все так - я так, и ты так должен :D , он не посмотрит, что кому-то так совсем неудобно, вон большой палец он без исключения всем предлагает сгибать, хотя на самом деле скорее постоянное сгибание является исключением.

0

29

alisssa написал(а):

Все эти рассуждения бесполезны - единственный критерий ЗВУК, пока уши не попросили другого звука, все переустановки и повороты бессмысленны, когда уши дорастают до того, что их не устраивает то что есть, они ищут, иногда интуитивно, иногда подкрепляемые советами.

http://smayly.net.ru/gallery/kolobok/pictures/Magent5_1/give_rose.gif  Я об этом уже четыре года трындю.  [взломанный сайт]. Ну так вот и настал и на моей улице этап, когда какие-то сдвиги наметились.

alisssa написал(а):

Ну у шефа все так - я так, и ты так должен

Нет, речь не о том была. Шеф одним движением показал то, что мы долго и безуспешно пытались описать словами - и не понимали друг друга.
   А большой палец - самый индивидуальный из всех. Сколько людей с гитарой вижу, столько и различий в пропорциях, постановке, работе БП. Говорят, форма кисти индивидуальна, как отпечатки пальцев. И расположение большого пальца это в значительной степени обуславливает.
     Мне когда-то очень помог совет Яшкуля. О том, что на первых порах нужно чувствовать работу мышцы в ладонном бугре большого пальца. Как бы ветерок там внутри нее ощущается. Т.е., эта мышца должна обязательно работать. Благодаря этому мне удалось избавиться от зажима БП и заставить его работать под удобным мне углом.

0

30

Вот попалась полезнейшая штука. Этот аксессуар надо прям в нагрузку к гитаре продавать начинающим!
тут можно купить http://www.stringsbymail.com/store/prac … -7881.html
Или самим сварганить [взломанный сайт]  Ну почему у нас такое не продают? [взломанный сайт]

http://stevanjovic.com/Practice-Right_files/Practice-Right%20Home%20Guitar.jpg http://stevanjovic.com/Practice-Right_files/Practice-Right%20Home%20Hand.jpg

сайт, посвященный самой примочке http://www.practice-right.com/design.php там еще картинки
сайт автора, STEVAN JOVIC - http://stevanjovic.com/Welcome.html

0

31

Штука эта может быть полезной, если все остальные проблемы посадки и постановки решены. а они - все больше убеждаюсь - существуют только в комплексе. Если неправильно стоит кисть или запястье - ищи причину в общем положении тела, а не пытайся разогнуть только один сустав.
   Книжка Андреаса это тоже подтверждает.

0

32

Тедди написал(а):

Штука эта может быть полезной, если все остальные проблемы посадки и постановки решены

Вот их-то можно решать параллельно, само собой, а правая зато будет в этот момент более-менее как надо. По Андреас в реале мало кто сможет заниматься в начале, освоение гитары -это нелинейный процесс. И большинство идет методом тыка, какой бы препод не был рядом, лучше тыкать с эти приспособлением, рука никуда не денется, ведь пр. кисть- самое важное, и чаще всего на эту самую, выражаясь термином Андреас, Чашу, плюют с колокольни.

0

33

alisssa написал(а):

По Андреас в реале мало кто сможет заниматься в начале,

    Я эту книжку воспринимаю все же не столько как самоучитель или учебник, сколько как методическое пособие. САМ и с нуля человек еще не поймет важности и правильности большинства моментов.

alisssa написал(а):

освоение гитары -это нелинейный процесс. И большинство идет методом тыка,

     Да, совершенно верно. Очень нелинейный и при этом многоуровневый. Удержать внимание на многих компонентах сразу - просто невозможно. Или вникаешь в текст, или ищешь нужные ноты на грифе и струнах, или вспоминаешь последовательность звуков, или то-сё-пятое-десятое, или, наконец поддерживаешь правильную позу...
   Пока нет хотя бы приблизительного автоматизма в воспроизведении текста - поза идет лесом. От плохой координации, от несовершенной моторики, от общей неуверености. Как от физического, так и от психического перенапряжения. И по сто тыщ раз повторится одно и то же. Новое упражнение - новые напряги.
   Вся поза влияет. Ссутулился, вывернулся, чтоб смотреть на гриф - все! - правые плечо и предплечье в целом легли неправильно. Естественно, тут же кисть пошла не туда. И лубок на кисти мало поможет по-первости, она не встанет как надо, пока позу человек в целом не поправит.
    К этому добавляется недоразвитость мышц, заставляющая искать дополнительную опору (тот самый рычаг, который тебе так понравился то ли у Теннанта, то ли еще у кого в книжке). И упирается человек запястьем в деку или сует неработающие пальцы под струны и т.п.

0


Вы здесь » КЛУБ-СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ » Разговоры на ГИТАРНУЮ тему » Правая рука с разных точек зрения