Из любопытства перечитала предисловие к Изнаоле. Все-таки это, прежде всего, учебник для непосредственной проработки. Причем он настаивает на сохранении установленного им порядка упражнений, пока они не будут освоены по первому разу. Вот перевод (с небольшими купюрами - для быстроты)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Введение
О Порпоре, великом вокальном педагоге и композиторе XVIII века, рассказывали, что он пять лет занимался со своим учеником Кафарелли по одной единственной подборке упражнений, не обращаясь к другому материалу. По окончании этого срока Порпора отпустил ученика, со словами: «Мне нечему вас больше учить, теперь вы величайший певец Европы». Успех Кафарелли был лучшим доказательством правильности подобного подхода.
На подобной основе и создан «Кифаролог» (или Книга о гитаре). Я убежден, что техника складывается из ограниченного числа действий, имеющих бесконечное количество практических приложений. Порпора догадался, что обучение пению состоит не в том, чтобы перебрать все возможные частные случаи, а в том, чтобы вычленить из процесса основополагающие приемы, которые и составляют его сущность, повторяясь в многообразных вариантах
Таким образом, в этом пособии представлены важнейшие приемы («гимнастика»), составляющие основу гитарной техники: 101 упражнение, сгруппированные в определенном порядке.
Однако, технику можно освоить, только сочетая «гимнастику» и работу над выразительностью. В этой связи нужно подчеркнуть, что это пособие не противопоставляется классическим этюдам, созданным великими мастерами гитары (от Сора до Вилла-Лобоса). Разумеется, автор считает необходимой и незаменимой работу с другой учебной литературой.
Таким образом, «Кифаролог» предлагает систематический подход к тренировкам, необходимым для выработки профессиональной гитарной техники, также он может использоваться педагогами в качестве справочника для разрешения конкретных проблем с техникой игры (вялое легато, неритмичное тремоло, проблемы с чередованием пальцев и т.д.). К тому же его можно использовать в качестве своеобразного каталога технических приемов, что особенно пригодится композиторам.
Порядок занятий
Техника игры на гитаре классифицирована в «Кифарологе» по семи категориям. Все вместе, эти семь категорий составляют цикл, обеспечивающий оптимальный режим занятий и позволяющий при регулярном исполнении добиться отличных результатов.
...
Материал в пособии разделен на девять степеней сложности, начиная с первого, подготовительного, заканчивая девятым, высоким. К следующему уровню следует переходить, когда освоены все упражнения предыдущего. Нумерация упражнений важна и в хронологическом отношении. Поэтому упражнения следует выполнять именно в порядке номеров. Впоследствии работа над упражнениями должна идти в соответствии с порядком, указанным в Приложении 1 (см. ниже). Вот почему упражнение № 19 должно быть разучено до того, как ученик приступит к № 20, а когда оба они будут хорошо усвоены, то при последующем их исполнении можно и отойти от исходного порядка.
Примечание автора
«Кифаролог» – это не методическое пособие. Это учебник, содержащий основные технические упражнения, но он, тем те менее, может быть использован педагогами в методических целях. Вот почему здесь мало теоретического материала, например, объяснений, о посадке, постановке правой и левой рук и т.п.
Однако важно отметить, что здесь присутствует некоторое количество рассуждений о технике игры и, кроме того, комментируются некоторые традиционные педагогические приемы, с которыми автор не согласен.
Большинство недочетов процесса обучения и неудовлетворительных результатов связано с широко распространенной недооценкой важности использования в процессе игры скрытых ресурсов. Единственной существенной причиной технических сбоев (при игре на гитаре) является непрестанное сохранение «эффекта невесомости».
Гитарист, изучающий данный материал, должен всегда помнить предостережение, недавно высказанное великим Regino Sainz de la Maza: «Усилие гитариста не должно длиться долго».
Подробнее материал будет рассмотрен в готовящейся к изданию «Summa Kitharologica» – всеобъемлющей школе игры на классической гитаре.
Для успешного приобретения технических и музыкальных навыков учащемуся стоит обратиться к услугам хорошего профессионального преподавателя.